Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ по подготовке специалистов системы ФСИН России'

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ по подготовке специалистов системы ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL POLICY / PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION / QUALITY OF EDUCATION / STAGES OF IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцев Николай Викторович, Бондарева Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема создания системы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в образовательных организациях, подведомственных ФСИН России. Авторами сформулированы предложения по использованию оценки независимых ассоциаций экспертов и представителей работодателя при проведении профессионально-общественной аккредитации в образовательных организациях правоохранительной системы с учетом ее специфических характеристик и условий конкретной среды. С участием авторов в рамках Комплексного плана научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2018 г. проведено исследование по обоснованию и методическому обеспечению проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассмотрены ожидаемые результаты внедрения института профессионально-общественной аккредитации в ведомственных образовательных организациях ФСИН России: повышение качества реализуемых образовательных программ, уровня организации обучения сотрудников УИС, качества и востребованности образовательных услуг, имиджа службы в УИС. Материалы исследования расширяют образовательную парадигму, предполагая моделирование процессов трансформации в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцев Николай Викторович, Бондарева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR THE PREPARATION OF SPECIALISTS OF THE SYSTEM OF FSIN RUSSIA

The article deals with the problem of professional and public accreditation of educational programs for training specialists of the Federal Penitentiary Service of Russia. The authors formulated suggestions on the use of evaluation of independent associations of experts and employers and the creation of professional and public accreditation in educational organizations of the law enforcement system, taking into account its specific characteristics and conditions of a particular environment. With the participation of the authors in the framework of the Comprehensive Plan of Scientific Support of the FPS of Russia for 2018, a study was conducted to substantiate and provide methodological support for the professional and public accreditation of educational programs in the penitentiary system of Russian Federation. The expected results of introducing the institute of professional and public accreditation in departmental educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia are considered: improving the quality of implemented educational programs, the level of organization of training for UIS staff, the quality and relevance of educational services, the image of the service in the UIS. The research materials expand the educational paradigm, suggesting the modeling of transformation processes in the higher education system.

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ по подготовке специалистов системы ФСИН России»

УДК 378.1

Румянцев Николай Викторович

доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИЦ-3 Научно-исследовательского института ФСИН России, Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15а, e-mail: lambrador2@gmail.com

Nikolay V. Rumyantsev

Doctor of Law,

Chief Researcher of SRC 3 of the Scientific Research Institute

of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Narvskaya str., 15 a, Moscow, Russia, 125130,

e-mail: lambrador2@gmail.com

Бондарева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологического обеспечения кадровой работы ФКУ ЦНТЛ ФСИН России, ФКУ ЦНТЛ ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15а, e-mail: lambrador2@gmail.com

Olga A. Bondareva

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Methodological Support for Personnel Work of the Central normative-technical laboratory of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Central normative-technical laboratory of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Narvskaya str., 15 a, Moscow, Russia, 125130, e-mail: lambrador2@gmail.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ФСИН РОССИИ1

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания системы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в образовательных организациях, подведомственных ФСИН России. Авторами сформулированы предложения по использованию оценки независимых ассоциаций экспертов и представителей работодателя при проведении профессионально-общественной аккредитации в образовательных организациях правоохранительной системы с учетом ее специфических характеристик и условий конкретной среды. С участием авторов в рамках Комплексного плана научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2018 г. проведено исследование по обоснованию и методическому обеспечению проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассмотрены ожидаемые результаты внедрения института профессионально-общественной аккредитации в ведомственных образовательных организациях ФСИН России: повышение качества реализуемых образовательных программ, уровня организации обучения сотрудников УИС, качества и востребованности образовательных услуг, имиджа службы в УИС. Материалы исследования расширяют образовательную парадигму, предполагая моделирование процессов трансформации в системе высшего образования.

Ключевые слова: образовательная политика, профессионально-общественная аккредитация, качество образования, этапы проведения.

THE PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR THE PREPARATION OF SPECIALISTS OF THE SYSTEM OF FSIN RUSSIA

Summary. The article deals with the problem of professional and public accreditation of educational programs for training specialists of the Federal Penitentiary Service of Russia. The authors formulated suggestions on the use of evaluation of independent associations of experts and employers and the creation ofprofessional and public accreditation in educational organizations of the law enforcement system, taking into account its specific characteristics and conditions of a particular environment. With the participation of the authors in the framework of the Comprehensive Plan of Scientific Support of the FPS of Russia for 2018, a study was conducted to substantiate and provide methodological support for the professional and public accreditation of educational programs in the penitentiary system of Russian Federation. The expected results of introducing the institute of professional and public accreditation in departmental educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia are considered: improving the quality of implemented educational programs, the level of organization of training for UIS staff, the quality and relevance of educational services, the image of the service in the UIS. The research materials expand the educational paradigm, suggesting the modeling of transformation processes in the higher education system.

Keywords: educational policy, professional and public accreditation, quality of education, stages of implementation.

© 2019 Румянцев Н. В., Бондарева О. А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 аккредитация связана с проверкой деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, по определенным критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций на соответствие образовательным стандартам. У нас образовательными стандартами предъявляются три требования: к результату обучения, к процессу обучения и к материальной базе образовательной организации. В мире аккредитация (от латинского accredo - «доверять») связана с доверием к качеству образования. При аккредитации во главу угла ставится оценка качества выпускников. Понятно, что в этом случае, прежде всего, оценку дают работодатели. Однако поскольку сегодня все больше выпускников не работают по полученной специальности, то интересно мнение и самих выпускников о качестве полученного образования. И, конечно же, спрашивают экспертное сообщество. Таким образом, при аккредитации должен быть проведен опрос работодателей, выпускников и экспертного сообщества. Экспертное сообщество, безусловно, работает и с вузовской документацией, но по четко прописанным аккредитующей организацией критериям.

Сегодня проблема многих органов власти заключается в том, что они перешли в режим ручного управления и перестали привлекать профессиональное сообщество. Точнее, они сами отбирают экспертов, и далеко не всегда эти эксперты референтны ведомственному профессиональному сообществу. Результаты профессионально-общественной аккредитации рассматриваются при проведении государственной аккредитации образовательных организаций и формируют рейтинг аккредитованных ими образовательных программ.

С учетом требований времени считаем целесообразным использовать оценку независимых ассоциаций экспертов и работодателей. В мире эти ассоциации играют большую роль. Такие ассоциации есть и в России, многие из которых проводят свои аккредитации. Анализ мнений экспертов и ученых, отраженных в сборнике научных трудов «Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации», и опыта проведения профессионально-общественной аккредитации показал, что на сегодняшний день созданы аккредитующие организации и советы по профессиональным квалификациям в ракетной технике и космической деятельности; в области сварки; в жилищно-коммунальном хозяйстве; в машиностроении; в отрасли судостроения и морской техники и других областях [1]. Координирует работу, связанную с проведением процедур профессионально-общественной аккредитации в организациях, Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданный на основании Указа Президента Российской Федерации [2]. Подчеркнем, что проблема создания системы проведения профессионально-общественной аккредитации в образовательных организациях правоохранительной системы с учетом ее специфических характеристик и условий конкретной среды (внутренней службы, традиций и т. п.) так и не решена.

Необходимо отметить, что далеко не всегда аккредитация, в том числе общественная, проходит по ясным критериям и с привлечением референтных профильных (ведомственных) экспертов. Поэтому использовать вместо госаккредитации независимую профессионально-общественную аккредитацию нужно опять-таки по совместному решению органа власти и проф-сообщества. Точнее, нужно принять нормативные акты, в которых описывается, при каких условиях профессионально-общественная аккредитация заменяет государственную. В качестве независимых экспертов по направлениям подготовки могли бы выступать представители профильных структурных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. При этом следует указать, что аккредитованные ими образовательные программы должны быть освобождены от государственной аккредитации. То есть нужно определить профессионально-общественные сообщества, оценки которых могли бы быть основанием для освобождения от процедур государственной аккредитации.

Определение профессионально-общественной аккредитации обозначено в ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «...профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ (далее - ПОА) представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля» [3].

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации, «формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ, осуществляются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с последующим размещением перечня в открытом доступе на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [4].

Среди приоритетных целей развития ПОА можно выделить: обеспечение качества образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; сохранение высокого уровня институционального функционирования; укрепление сервисных возможностей образовательных организаций [5].

Целями и задачами проведения ПОА для образовательных организаций, выполнение которых обеспечит решение проблем формирования и оценки конкурентных преимуществ образовательных организаций, являются:

мониторинг и прогнозирование потребности на рынке труда профессиональных квалификаций;

включение в реестр АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации»; включение в реестр Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

получение полноценного отчета, включающего рекомендации по улучшению образовательных программ и подтверждению качества образования;

мониторинг появления новых профессий, изменений в трудовых функциях, независимая оценка квалификации специалиста ведомственной образовательной организации; престиж учреждения;

привлекательность ведомственной образовательной организации для будущих абитуриентов, потребителей образовательных услуг;

международное признание степеней, присуждаемых ведомственной образовательной организацией;

улучшение качества подготовки обучающихся и систематизация нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в преломлении к их типовой принадлежности;

прохождение рейтинга, мониторинга организаций.

Анализ предложенных решений проблемы формирования и оценки конкурентных преимуществ образовательных организаций показывает, что все проблемы, обозначенные нами выше, невозможно решить на уровне одной образовательной организации.

М. В. Петропавловский в учебном пособии «Профессионально-общественная аккредитация в аграрном образовании: модель проекта Темпус PACAgro» указывает на то, что решение проблемы развития профессионально-общественной аккредитации, в том числе в ведомственных образовательных организациях, состоит во взаимном сотрудничестве экспертного сообщества и создании системы мониторинга аналитических срезов в разрезе отраслей, профессий, образовательных стандартов и других параметров; проведения многомерного анализа данных в разрезах субъектов Российской Федерации; построения прогноза развития профессионально-квалификационной сферы [6].

Для того чтобы найти оптимальные решения проблем российской пенитенциарной системы, в первую очередь надо опираться на данные о том, как она работает сейчас, на анализ опыта подготовки специалистов ведомственными образовательными организациями. Вместе с тем полезно понимать, какие проблемы в отношении качества образования существуют, какие способы применялись для их решения, какие из них оказались успешными, а какие нет.

ФКУ НИИ ФСИН России совместно с УК ФСИН России в рамках Комплексного плана научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2018 г. провели исследования по обоснованию и методическому обеспечению проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее -УИС). В проведенных исследованиях установлено, что активное внедрение института профессионально-общественной аккредитации в ведомственных образовательных организациях ФСИН России будет способствовать повышению качества реализуемых образовательных программ, уровня

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

организации обучения сотрудников УИС, качества и востребованности образовательных услуг, а также имиджа службы в УИС.

В чем выгода для работодателей, для экспертов?

На сегодняшний день, на самом деле, многие работодатели все меньше смотрят на диплом и все больше уделяют внимание личным качествам, бэкграунду пришедшего специалиста.

Рассмотрим этапы проведения ПОА, раскрывающие ряд вопросов.

Анализ положений нормативных правовых актов позволяет выделить основные этапы проверки:

- издание распорядительного документа (приказа, распоряжения);

- уведомление проверяемого учреждения (организации) о проведении проверки;

- проведение проверки;

- составление акта проверки, ознакомление с ним руководителя проверяемого учреждения (организации);

- составление и утверждение отчета по итогам проверки;

- принятие мер для устранения выявленных несоответствий (при наличии);

- контроль за устранением выявленных несоответствий (при наличии).

Информирование общества и всех заинтересованных сторон о соответствии аккредитованных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля - одна из важнейших целей ПОА. Поэтому публичное представление результатов ПОА образовательных программ является неотъемлемым элементом качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями.

Результаты ПОА образовательных программ размещаются:

- на сайтах ОО, прошедших процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных в форме краткого отчета о проведенной ПОА;

- на сайтах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Министерства просвещения Российской Федерации;

- на сайте Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным компетенциям;

- на сайтах институтов гражданского общества (общественных объединений, союзов, ассоциаций и организаций) в форме краткого отчета о ПОА по согласованию.

Результаты профессионально-общественной аккредитации используются в следующих целях:

- информирования профессиональных и научных сообществ, обучающихся (родителей и законных представителей обучающихся), работодателей (объединений работодателей), общественности и институтов государства о качестве образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией;

- защиты интересов «конечных потребителей» основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, по которым образовательные организации ведут подготовку обучающихся, на предмет гарантии качества и требуемого уровня подготовки;

- предоставления образовательным организациям сертификата (свидетельства) о прохождении ПОА.

В настоящее время в ФСИН России отсутствуют организации, которые наделены полномочиями проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ в интересах безопасности и правопорядка Российской Федерации. Осуществляется работа по включению ФКУ НИИ ФСИН России Минобрнауки России в перечень организаций, наделенных полномочиями проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, а также разрабатываются и утверждаются документы, необходимые для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в интересах безопасности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России.

Библиографический список

1. Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации. «Development of Public Accreditation of Agricultural programs in Russia (PACAagro)» (543902-TEMPUS-1-2013-1-SK- TEM-PUS-SMGR): сборник научных трудов. - СПб.: ФГБОУ ВО СПбГ АУ, 2017. 251 c.

2. О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям: Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 06.05.2019).

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 06.05.2019).

4. О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2017 № 431 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 06.05.2019).

5. Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С. 46-49.

6. Петропавловский М. В. Профессионально-общественная аккредитация в аграрном образовании: модель проекта Темпус PACAgro: учебное пособие. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2017. 120 c.

References

1. Razrabotka sistemy professional'no-obshchestvennoj akkreditacii obrazovatel'nyh programm sel'skohozyajstvennogo profilya v Rossijskoj Federacii. «Development of Public Accreditation of Agricultural programs in Russia (PACAagro)» (543902-TEMPUS-1-2013-1-SK- TEMPUS-SMGR): sbornik nauchnyh trudov [Development of a system of professional and public accreditation of educational programs of agricultural profile in the Russian Federation]. Saint-Petersburg: FGBOU VO SPbG AU, 2017, 251 p. [in Russian].

2. O Nacional'nom sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po professional'nym kvalif-ikaciyam: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16.04.2014 № 249 [On the National Council under the President of the Russian Federation for professional qualifications: decree of The President of the Russian Federation of 16.04.2014 no. 249]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 06.05.2019) [in Russian].

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [About education in the Russian Federation: Federal law of 29.12.2012 no. 273-FZ]. SPS «Konsul'tantPlyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 06.05.2019) [in Russian].

4. O poryadke formirovaniya i vedeniya perechnya organizacij, provodyashchih professional'no-obshchestvennuyu akkreditaciyu osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm, osnovnyh programm professional'nogo obucheniya i (ili) dopolnitel'nyh professional'nyh programm: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11.04.2017 № 431 [About the order of forming and maintaining the list of the organizations conducting professional and public accreditation of the main professional educational programs, the main programs of professional training and (or) additional professional programs: the Order of the Government of the Russian Federation of 11.04.2017 no. 431]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 06.05.2019) [in Russian].

5. Gedulyanova N. S., Gedulyanov M. T. Kachestvo obrazovaniya - cel' i rezul'tat innovacij [Giduljanov the Quality of education - the purpose and result of the innovation]. Eko-potencial [Eco-potential], 2015, no. 3(11), pp. 46-49 [in Russian].

6. Petropavlovskij M. V. Professional'no-obshchestvennaya akkreditaciya v agrarnom obrazovanii: model' proekta Tempus PACAgro: uchebnoe posobie [Professionally-public accreditation of agricultural education: a model of the Tempus project PACAgro]. Joshkar-Ola: Marijskij gosudarstvennyj universitet, 2017, 120 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.