Научная статья на тему 'Актуальные проблемы экономического образования в России'

Актуальные проблемы экономического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2914
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городсков Сергей Юрьевич, Федоров Сергей Евгеньевич

В статье речь идет о повышении качества образования на основе современных образовательных технологий. Рассматривается важность экономического образования, комплекс единых законодательных требований к функционированию образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some issues of economic education quality improvement by means of new learning techniques. The authors prove the relevance of economic education in the modern world. In this connection, the authors consider a set of common regulatory requirements for Russian educational institutions.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы экономического образования в России»

ГОРОДСКОВ С. Ю., ФЕДОРОВ С. Е.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье речь идет о повышении качества образования на основе современных образовательных технологий. Рассматривается важность экономического образования, комплекс единых законодательных требований к функционированию образовательных учреждений.

Ключевые слова: сфера профессионального образования, качество образования, экономическое образование, образовательные стандарты, реформирование системы образования.

GORODSKOV S. YU., FEDOROV S. E.

CURRENT ISSUES OF MODERN ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA

Abstract. The article deals with some issues of economic education quality improvement by means of new learning techniques. The authors prove the relevance of economic education in the modern world. In this connection, the authors consider a set of common regulatory requirements for Russian educational institutions.

Keywords: professional education, quality of education, economics, education standards, education system reforming.

C переходом России на рыночные отношения в 1990-х годах, широко встал вопрос об экономическом образовании. Человек, имеющий диплом экономиста, считался и считается успешным, перспективным специалистом, для которого при сложившейся ситуации состояние рынка везде открыты двери. Это привело к большому спросу на экономистов в нашей стране. Большинство вузов, не имея должной материально-технической базы, профессорско-преподавательского состава и стремясь удовлетворить спрос, преумножали специальность экономического профиля, что, безусловно, не могло не сказаться на качестве образования. Много школ и вузов, зачастую в ущерб развитию других факультетов и специальностей, направили все свое внимание и средства в сторону экономического образования. Подтолкнула к этому и растущая с годами конкуренция между учебными заведениями. Им пришлось выбирать между выполнением своих непосредственных обязанностей - обучением - и необходимостью роста вширь, а не вглубь. Поэтому многие предпочли расширение внутреннему развитию и совершенствованию.

Погоня за количеством студентов, а не за качеством образования привела к общему снижению показателей качества выпускников по всем специальностям. Свою лепту внесли и социальные потрясения: развал СССР, социальная нестабильность, нищета - все это свалилось

тяжёлым грузом на наше государство. Произошла деградация культуры и нравственности. Снизился и общий интерес к получению знаний за рамками учебного процесса.

Молодые люди, обучающиеся в школах, техникумах, вузах и других учебных заведениях, перестали заниматься учебой как таковой. Целью стало получение не знаний, а «корочек». К сожалению, рынок только стимулирует подобное стремление. Опираясь на опрос, проведенный ВЦИОМ-ом 19.02.09, известно, что «трудоустройство после вуза - трудная задача». Именно с этой фразы начинается пресс-выпуск №1161 [1]. Вывод, который можно сделать, из проведенного исследования: «Каждый второй россиянин (50%) уверен: найти работу выпускнику вуза удается лишь с большим трудом». Среди респондентов, уверенных, что трудоустроиться после учебы практически невозможно, высока доля самих студентов - 25%. Еще 24% составляют люди, в чьей семье есть студенты. Люди повышают себе статус получением высшего образование. Вот только когда высшее образование становится полностью доступным для всех без разбору, когда студентов тянут до последнего, высшее образование перестает быть высшим. Именно поэтому за границей российские дипломы подвергаются сомнению.

Сейчас остро стоит вопрос о реформировании образования в России, о доведении его до общемировых стандартов. Экономика - молодой школьный предмет, который преподают пока не во всех школах. На сегодняшний день еще не разработана четкая методика его преподавания. Отсутствие учебно-методического материала и кадров - вот проблемы, с которыми приходится сталкиваться в школах.

Преподавание экономики в школах - относительно новое явление в России. В данный момент рынок переполнен множеством всякого рода научной литературы, авторы которой придерживаются противоположных точек зрения на экономическую теорию. Поэтому, прочтя тот или иной учебник, может столкнуться с проблемами понимания получаемого материала. Из-за этого важно создать комплекс учебников, описывающих основные механизмы действия рынка, государства и людей в определенных хозяйственных ситуациях без влияния на них распространенных экономических теорий. Ни одна из теорий не должна быть главенствующей в подобном учебнике. Процесс формирования экономической теории, адекватно реагирующей на особенности России, еще не завершен. Поэтому такой учебник должен быть универсальным. В частности, написан понятным языком, с множеством примеров из жизни, иллюстрациями основных экономических процессов. Ученик должен быть мотивирован на получение дополнительной информации поверх школьной литературы. В процессе обучения важно постоянно возвращаться к уже полученным знаниям, чтобы улучшить уже полученные. Можно порекомендовать учебное пособие, отвечающее перечисленным требованиям, это - И.В.

Липсиц «Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений». В нем удачно сочетаются почти все требования, о которых говорилось выше.

Огромное значение имеет проведение различных тренингов, деловых игр, открытых дебатов на актуальные экономические темы. Подобные мероприятия только способствуют закреплению полученных знаний, формированию самостоятельного мышления и повышению интереса к предмету.

Одной из основных причин, тормозящих развитие образования в России, это проблема квалифицированности преподавательского состава. Опасная тенденция, наметившаяся в современной России, это снижение качества выпускников педагогических вузов. Многие из них совершенно не заинтересованы в преподавании. Их цель проста это - получение заработной платы за свой труд и всё. Новую систему образования спасает «старая гвардия» и небольшое, число молодых преподавателей, любящих своё дело. К сожалению, заработная плата в сфере образования оставляет желать лучшего. Именно низкий уровень оплаты труда и есть одна из проблем современной системы образования. Преподаватель может уйти в совершенно другую сферу деятельности, где сможет заработать больше. Как бы это ни звучало резко, учителями хотят стать либо энтузиасты, либо люди, которым податься уже просто некуда.

Несколько лет назад Россия присоединилась к Болонской конвенции. Правительство приняло решение к 2010 году полностью перейти на образовательные стандарты стран -участниц конвенции. Это привело к появлению ЕГЭ, созданию в вузах системы подготовки бакалавров и магистров. Внедрение ЕГЭ, как основной формы сдачи вступительных испытаний в вузы, вызвало активное обсуждение среди преподавателей всех уровней. Более половины учащихся сдают ЕГЭ не на хорошем уровне. Причем ситуация с каждым годом все хуже. Как бы мы ни ругали ЕГЭ, что бы плохое про него ни говорили - но именно ЕГЭ смог нам наглядно показать всё плохое в новой системе образования. Учителя все время говорят, что единый государственный экзамен не объективен. Большая часть выпускников школ не знает элементарных вещей, которых требует ЕГЭ, причем такие выпускники без особых проблем поступают в вузы.

Несмотря на все эти проблемы, внедрение преподавания экономики в школах достаточно важно. Да хоть и в стране возник переизбыток экономистов. Вот только талантливых и активных мало или совсем нет. Поэтому в перспективе экономическое образование не теряет своей актуальности. Пора от количества переходить к качеству. И школьное экономическое образование послужит его продвижению.

Современное высшее образование претерпело серьезные и глубокие изменения за последние 20 лет. Вузам пришлось решать множество различных проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем потребовало крупных денежных вливаний,

которые и привели к высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Вузам надо было выживать, а для этого нужны большие деньги. А если финансовые поступления от государства уменьшались, то стали создавать коммерческие группы, а чтобы абитуриентов привлечь, надо было сделать высшее образование гораздо доступнее. Большая доля вины лежит на государстве, которое оставило образование на произвол судьбы и только сейчас, опомнившись, взялось за некоторые преобразования.

Старение кадров - бич современных вузов. Процесс «воспроизводства» идет гораздо медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам приходиться брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной того, что преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах. Так по данным Госкомстата [2] с 1993 по 2008 года количество преподавателей государственных и муниципальных вузов увеличилось с 238,9 тысяч человек до 340, 4 тысяч, то есть рост составил приблизительно 40 %. В то время как количество студентов возросло с 2543 тысяч до 6208 тысяч, что составило 144%. Как видно, рост количества студентов значительно опережает рост числа преподавателей.

Вузам необходимо стремиться повышать активность профессорско-преподавательского состава. Для этого необходимо повышать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п.

Правительство должно начать хорошо относиться к научной интеллигенции. Чему может научить голодный и нищий преподаватель? Он в первую очередь думает, как прожить. Поэтому у него тусклый взгляд и полная апатия ко всему новому, к инновациям. Из-за этого становится понятен и рост коррупции в высшей школе. Нормально при зарплате в 5-9 тысяч рублей не проживешь. Поэтому увеличение взяточничества среди младшего и среднего звена преподавательского состава понятно. На этом фоне ужаснее выглядит ситуация с коррупцией в администрациях вузов России.

Преподаватели должны стать заинтересованы в непосредственном диалоге со способными и талантливыми учениками. Совместная научная и исследовательская деятельность будет способствовать взаимному росту уровня накопленных знаний.

Обязательно и повышение контроля за деятельностью преподавателей. Выявить компетентность преподавателя не составляет труда. Для этого должны получить распространение своего рода контрольные срезы. Проверку успеваемости надо проводить представители других вузов, выбор которых определяется жребием. О подобных срезах предупреждают за 1 день. Если по результатам проверки, скажем, 70% и более студентов получают отметку на 1 бал ниже, полученной на сессии, то преподавателя ждет выговор. Если в

результате повторной проверки ситуация не изменится, то в таком случае такого учителя ждет увольнение. Подобные действия помогут снизить уровень коррупции в учебных заведениях, будет способствовать повышению общего уровня предъявляемых требований к студентам и поможет провести отсев. Как само собой разумеющееся должна быть выработана и система поощрений. Учителя не должны забывать, что их цель не только предоставление качественных знаний, но и фильтрация учащихся. Как бы это дико ни звучало, но отчисления послужат стимулом для других начать учиться.

Мы должны восстановить честь и репутацию высшей школы. Преподаватель вуза должен вызывать уважение в глазах населения. И государство необходимо сыграть ключевую роль в этом процессе. Преподаватели - основное звено в цепи. Именно от них зависит, каким вырастет новое поколение россиян.

Вуз - символ прогресса. Современный университет должен быть укомплектован самым совершенным техническим оборудованием. Это касается как обустройства научных лабораторий, так и простых аудиторий. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения. Так лекционные занятия могут превратиться из прочтения сложного и непонятного материала в увлекательный процесс уяснения получаемых знаний. Как минимум это приведет к сокращению времени на рисование различных диаграмм, формул и т.п. и позволит тратить больше времени на комментарии и объяснения пройденного материала. Большую роль играет степень обеспеченности научных библиотек отечественной и зарубежной литературой. Помочь здесь могут различные международные проекты сотрудничества.

Внимание следует обратить на качество учебников. Литература же, выдаваемая библиотеками, зачастую написана недоступным языком. Мало того, что она изобилует множеством терминов, так еще и авторы грешат - любят пофилософствовать. Поэтому создание комплекса универсальных учебников для «новичков» актуально и здесь.

Всем известно, что качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым годом снижается.

Во-первых, посещаемость. Если посещаемость студентом лекций и семинаров хотя бы одного предмета низка, то ставится вопрос об отчислении, если нет уважительной причины.

Во-вторых, запрет совмещения учебы с работой. Допускается только производственная практика и работа в университете. В случае нарушения - прекращение выплаты стипендии.

В-третьих, соблюдение элементарных правил поведения в обществе. В случае оскорбления преподавателя, появления в нетрезвом виде, вульгарного поведения - отчисление.

Надо понять, что смотреть «сквозь пальцы» на подобные нарушения нельзя. Это ведет к элементарному подрыву авторитета преподавателей. А если студент знает, что может сделать почти ВСЕ, что ему угодно, и при этом выйти сухим из воды, то ни о какой дисциплине не

может быть и речи. Пример может быть заразителен для окружающих. Об этом никогда не надо забывать.

Как с горечью отмечает г-н Фурсенко, только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний [1]. С ним трудно не согласиться. Большинство учащихся пассивно. Стимулирование их активности заключено в самоуправлении. Силен тот вуз, где активен студенческий профком. Профком должен отстаивать интересы студентов на уровне всего вуза, организовывать развлекательные мероприятия, направленные на развитие сплоченности и т.п.

Огромную роль должно играть взаимодействие между преподавателями и студентами. Всяческое стимулирование и поощрение совместных работ, исследований должно стать нормой. Преподаватель не должен бегать за студентами, а организовать работу студента и преподавателя так чтобы не нарушать педагогический процесс.

Таким образом, развитие и совершенствование системы образования зависит от воли правительства России и администрации вузов. Кризис - время перемен. Именно в кризисы рождались гениальные идеи, свершались грандиозные преобразования.

В настоящее время вузы формируют политический, экономический и культурный истеблишмент нации, и от того, каким вырастит этот истеблишмент, зависит будущее страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. [Электронныйресурс]. - Режим доступа:http://wciom.ru

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.