УДК: 374.3
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РФ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Христофорова Ирина Владимировна, доктор экономических наук,
профессор, [email protected],
Макеева Дина Рафиковна, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг» , кандидат экономических наук, доцент, [email protected],
Колгушкина Алина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент,
Институт сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и
сервиса», г. Москва
Higher vocational education is an important area, which ensures the implementation of priority objects of socio-economic development. Identifying trends in higher education in Russia should be based on a study of the dynamics of quantitative and qualitative indicators. The authors analyzed a number of key indicators and described some problems of its development.
Высшее профессиональное образование - важнейшая сфера, которая обеспечивает реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Выявление тенденций развития высшего профессионального образования в РФ следует основывать на изучении динамики количественных и качественных показателей. Авторы статьи провели анализ ряда основных показателей и охарактеризовали некоторые проблемы его развития.
Keywords: higher vocational education, analysis of indicators, trends and development issues
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, анализ динамики
показателей, тенденции и проблемы развития
По данным Рособразования, на 1 января 2010 года в России насчитывалось 1114 вузов14. Анализ динамики вузов в ретроспективе показывает, что их число в России до 90х годов прошлого столетия было достаточно стабильным и росло невысокими темпами. Однако начиная с 1993 года в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»15, открывшим возможности для создания негосударственных высших учебных заведений, ситуация изменилась, и с этого периода общее число вузов значительно увеличилось. До 1998 года рост происходил за счет негосударственных образовательных учреждений, то в последующий период увеличивалось и количество государственных вузов (рис. 1).
14 Здесь и далее по данным статистического бюллетеня «Образование в России--2008». М.:МГУПИ, 2009.
15 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1
■ всего государственные негосударственные
Рис. 1. Динамика числа государственных и негосударственных вузов в РФ
с 1985 по 2009 годы
Статистические источники свидетельствуют, что если в 1995 году соотношение между государственными и негосударственными вузами было 70% к 30%, то уже 2009г. это соотношение достигло значения 60% к 40% (рис. 2).
100%
80%
60%
40%
20%
0%
1985 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
□ государственные
□ негосударственные
Рис. 2. Динамика соотношения государственных и негосударственных вузов в РФ с 1985
по 2009 годы, %
Одним из показателей развития сферы образования является концентрации вузов в различных федеральных округах РФ. Как показал анализ этого показателя за 2008 и 2009 годы, для российского рынка образовательных услуг характерна неравномерность развития по отдельным регионам (рис. 3).
500 п
400-
300-
200-
100-
0-
шю
ш.
и,
□ 2009 г.
□ 2008 г.
ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО
Рис. 3. Концентрация вузов РФ по федеральным округам РФ, ед. в 2008 и 2009 годы
Распределение вузов весьма неравномерно по регионам по числу участников рынка
и по количеству обучающихся, а также по имущественной принадлежности (государственные и негосударственные). Многие вузы РФ, развиваясь, осуществляют экспансию в регионы, формируя сеть филиалов (рис. 4, 5).
100%
80%
60%
40%
20%
0%
1663
1134
□ филиалы
□ основные учебные заведения
Рис. 4. Соотношение между основными вузами и их филиалами в РФ (на 1 января
2009 года), ед. и %
100%
80%
60%
40%
20%
0%
ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО
Рис. 5. Соотношение между основными учебными заведениями и их филиалами по федеральным округам РФ (на 1 января 2009 года)
Данные статистики свидетельствуют, что количество филиалов в 1,5 раза больше, чем количество вузов РФ.
Следующий анализируемый показатель - количество студентов вузов. Количественный анализ рынка образовательных услуг по таким показателям как число принятых, обучающихся в вузах и закончивших вузы показывает, что в целом до 2008 года шло увеличение значение всех показателей. С 2008 года наблюдается сокращение численности принятых в вузы (рис. 6.).
8000 6000 4000 2000 0
1985 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
□ прием студентов, тыс. чел □ численность студентов, тыс. чел □ выпуск студентов, тыс. чел
Рис. 6. Динамика показателей приема, общей численности и количества выпускников студентов вузов с 1985 по 2009 годы, тыс. чел
На рис. 7 представлена динамика структуры студентов, принятых в высшие учебные
заведения в зависимости от вида финансирования обучения за период с 1985 по 2009 годы. По данным рисунка видно, что с момента введения платного высшего образования (1995 год), доля студентов, принятых на обучение на платной основе, постоянно растет. Если в 2000 году она составляла 50%, то к 2006 году она достигла почти 60%. Анализ динамики численности студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в зависимости от вида финансирования обучения за период с 1985 по 2009 годы показывает, что с 2002 года темпы роста количества студентов, обучающихся на платной основе, снижаются, однако их абсолютное значение растет. Что касается студентов, обучающихся на бюджетной основе, то с 2006 года их количество уменьшается в абсолютном выражении в связи с сокращением количества бюджетных мест.
□ коммерция
□ бюджет
Рис. 7. Структура студентов, в зависимости от вида финансирования обучения, %
Наглядно эта ситуация прослеживается на диаграмме (рис. 8): 2001 год стал «переломным» и с этого периода численность студентов принятых с полным возмещением затрат превысила численность студентов, принятых на обучение за счет бюджета и со временем этот разрыв увеличивается.
1000
800
600
400
200
0
1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
□ на платной основе □ за счет бюджета
Рис. 8. Динамика численность студентов, принятых в вузы РФ по источникам финансирования обучения, тыс. чел.
По количеству поступающих лидируют государственные учебные заведения. Несмотря на то, что количество коммерческих вузов приближается к числу государственных, студенты стараются выбирать именно учреждения государственной
формы собственности (рис. 9).
18%
□ государственные □ негосударственные
2008 год
2009 год
Рис. 9. Динамика структуры принятых в государственные и негосударственные
вузы в 2008 и 2009 году, %
Структура студентов государственных и негосударственных вузов РФ по округам на 1 января 2009 года представлена на рис. 10.
100%-80% 60% 40% 20% 0%
—1
Т ---- —I ---- —I ---—I ------ —I --- -1----- —г
ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО Россия
в
________________________________________________________целом
□ государственные
□ негосударственные
Рис. 10. Динамика соотношения численности студентов государственных и негосударственных вузов РФ по округам (на 1 января 2009 года), %
Таким образом, несмотря на то, что количество негосударственных вузов стремится к количеству государственных, студентов в них значительно меньше как по России в целом, так и по отдельным федеральным округам. Это говорит о большем доверии со стороны абитуриентов к государственной системе образования. В высших учебных заведениях возможно обучение по четырем основным формам: очное; заочное; очно-заочное; экстернат. Проведем анализ контингента вузов по формам обучения, и выявив основные тенденции. На рис. 11 представлен состав обучающихся по формам обучения.
— \ —— □ Очное
^ \ 46%
|\ □ Очно-заочное
□ Экстернат
5%
Рис. 11. Структура контингента студентов вузов по формам обучения (на 1 января 2009
года), %
Из диаграммы видно, что в настоящий момент большинство студентов обучаются на очной и заочной формах. Как показывает анализ динамики доли выпускников вузов по очной и заочной форме обучения, наблюдается рост доли выпускников вузов по заочной форме обучения и снижение по очной (рис. 12). Анализ структуры студентов по уровню образования показывает, что пока вузы в большинстве своем выпускают специалистов -94% выпускников (рис. 13).
-♦— очная -■— заочная
Рис. 12. Динамика структуры выпуска специалистов вузов по очной и заочной формам обучения, %
1% 5%
□ бакалавры
□ специалисты
□ магистры
Рис. 13. Структура выпускников вузов по уровню образования, %
Величину спроса на образовательные услуги характеризует такой показатель, как конкурс на вступительных экзаменах (количество поданных заявлений на 100 мест) (рис. 14).
Рис. 14. Динамика уровня конкурса на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных вузах, заявлений на 100 мест
Из рисунка видно, что с 2001 года количество поданных заявлений на 100 мест резко возросло. Связано это в том числе с сокращением числа бюджетных мест. Наибольший конкурс был в 2006 году. В 2009 году отмечалось резкое падение конкурса, что обусловлено так называемой «демографической ямой» 1990-1993 годов и сокращением числа выпускников школ. На рис. 15 представлены данные о поступивших в вуз в 2008 году по времени получения предыдущего образования. Как видно из диаграммы, большая часть (64% студентов) - это выпускники различных учебных заведений, поступающие в вуз сразу после окончания обучения на предыдущем уровне, оставшиеся 36% поступили в вуз после некоторого перерыва после окончания обучения на предыдущем уровне.
Рис. 15. Структура поступивших в государственные вузы в 2008 г. по времени получения предыдущего образования, %
На рис. 16 отражена структура поступающих в вузы по уровню предыдущего
образования.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
□ высшее профессиональное образование
□ среднее профессиональное образование
□ начальное профессиональное образование
□ среднее общее обазование
Рис. 16. Структура поступающих в государственные вузы в 2008 г. по уровню
образования, %
Как видно из рис. 19, большая часть поступающих - выпускники школ (более 60%), более 20% -- выпускники средне-профессиональных учебных заведений, менее чем по 10% -- выпускники учебных заведений начального профессионально обучения и уже имеющие высшее образование. Если рассматривать данные цифры в соотношении с общим числом выпускников перечисленных учебных заведений, то складывается следующая картина (рис. 17).
1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
Начальное Среднее Среднее общее
профессиональное профессиональное образование образование образование
□ Всего выпускников
□ Число поступивших в ВУЗы в текущем году
Рис. 17. Соотношение между общим числом выпускников учебных заведений и числом поступивших в вуз в 2008 году, чел.
Больше всего поступающих в вуз сразу после окончания предыдущей ступени образования - выпускники школ (60%). Только 28% выпускников учебных заведений средне-профессионального образования поступают в вуз сразу после окончания учебы и только 4% выпускников учебных заведений начального профессионального образования поступают в вуз сразу после окончания данных учебных заведений. Оценивая общую динамику выпуска по количеству обучавшихся на разных уровнях образования, видим следующую ситуацию (рис. 18).
1200
1000
800
600
400
200
■начальное
профессональное
образование
среднее профессональное образование
высшее
профессиональное
образование
2005
2006
2007
2008
Рис. 18. Динамика выпуска специалистов различных уровней образования
с 2005 по 2008 годы, тыс. чел.
По данным диаграммы очевидно преобладание специалистов с высшим образованием. Рассмотрим, какие специальности пользуются спросом у абитуриентов вузов (рис. 19). По данным рис. 19 видно, что в структуре принятых на те или иные специальности подавляющее большинство составляют специалисты в области экономики и управления, а также специалисты-гуманитарии, в совокупности представляющие почти 50% поступивших в высшую школу.
Уровень развития отрасли характеризуется также размером, структурой ее кадрового состава и их динамикой. В настоящий момент в сфере образования в государственных вузах РФ занято более 340 тыс. человек. Рассмотрим динамику численности штатного преподавательского состава государственных вузов с 1997 по 2008 годы (рис. 20). За 10 лет численность штатного преподавательского состава возросла на 100 тыс. человек, что составило 38% прироста. Следующая диаграмма позволяет проследить изменение качественного состава преподавателей государственных вузов в натуральном исчислении (рис. 21). Анализ гендерного состава преподавателей вузов показывает, что в кадровом составе высшей школы (как и в целом во всей системе образования РФ) преобладают женщины, однако в высшем образовании этот разрыв относительно небольшой - всего 9% (рис. 22). Динамика анализа структуры должностей в вузах представлена на рис. 23.
90%
80% -
70%
60%
50% -
40% -
30%
20%
10% -
2008 год
□ оружие и системы вооружения
□ информационная безопаность
□ морская техника
□ авиационная и ракетно-космическая техника
□ геодезия и землеустройство
□ воспроизводство и переработка лесных ресурсов
□ приборостроение и оптотехника
□ химическая и биотехнология
□ социальные науки
□ естественные науки
□ безопасность жизнедеятельности, прородообустройство и защита окружающей средв
□ автоматика и управление
□ физико-математические науки
□ электронная техника, радиотехника и связь
□ сфера обслуживания
□ геология, разведка и разработка полезных ископаемых
□ технология продовольственнх продуктов и потребительских товаров
□ культура и искуство
□ информатика и вычислительная техника
□ энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
□ металлургия, машиностроение и материалообработка
□ здравоохранение
□ сельское и рыбное хозяйство
□ транспортные средства
□ архитектура и строительство
□ образование и педагогика
□ гуманитарные науки
□ экономика и управление
Рис. 19. Распределение приема студентов в государственных образовательных учреждениях ВПО по группам специальностей в 2008 году, %
300
200
100
0
341,4
247 5
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 20. Динамика численности штатного преподавательского состава государственных
вузов, тыс. человек
□ штатные совместители
□ доценты
□ профессора
□ кандидаты наук
□ доктора наук
Рис. 21. Динамика численности преподавательского состава государственных вузов по
по категориям ППС, тыс. человек
54%
46%
□ мужчины
□ женщины
Рис. 22. Гендерная структура преподавателей вузов, %
2008
2007
2006
□ ректор
□ проректор, директор филиала
□ деканы факультетов
□ зав. кафедрами
□ профессора
□ доценты
□ ст. преподаватели
0% 20% 40% 60% 80% 100%
□ преподаватели, ассистенты
Рис. 23. Динамика структуры кадрового состава вузов с 2006 по 2008 годы, %
Как видим, наибольшую долю составляют доценты. В последнее время сокращается число преподавателей и ассистентов. Показателем, характеризующим качественный состав преподавательского состава вузов, является уровень остепененности (рис. 24).
12%
□ доктора наук
□ кандидаты наук
□ без степени
Рис. 24. Структура уровня остепененности преподавательского состава вузов, %
По данным анализа уровня остепененности преподавательского состава вузов, на сегодняшний день только 63% преподавателей вузов имеют ученую степень.
Возрастная структура кадрового состава вузов, а также ее корреляция с должностью представлена на рис. 25 и 26.
11% 15%
□ до 30 лет □ 30-39 лет □ 40-49 лет □ 50-59 лет □ 60-65 лет □ старше 65 лет
Рис. 25. Структура педагогического состава вузов по возрасту, %
Больше половины педагогического состава вузов находится в возрасте от 30 до 59 лет. Доля молодежи - 15%, доля пенсионеров - 11%. Средний возраст ректора вуза - 50-59 лет, такой же средний возраст у профессоров и руководящих работников вуза, преподаватели и ассистенты вуза - это в основном молодые люди до 30 лет. Таким образом, очевидно, что молодежь составляет незначительную долю кадрового состава в вузах, преобладает контингент старше 50 лет.
ст. преподаватели
профессора
деканы факультетов
ректор
0% 20% 40% 60% 80% 100%
□ до 30 лет □ 30-39 лет □ 40-49 лет □ 50-59 лет □ 60-65 лет □ старше 65 лет
Рис. 26. Корреляция должностей педагогического состава вузов по возрасту, %
Важным показателем, характеризующим деятельность высших учебных заведений, является наличие у них зданий и используемых площадей. На рис. 27 отражены основные характеристики имеющихся зданий (общая площадь и категории помещений (учебные, учебно-вспомогательные, жилые)).
7000060000500004000030000200001000001996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
□ Общая площадь зданий □ Учебная □ Учебно-вспомогательная □ Жилая
Рис. 27. Динамика изменения основных характеристик имеющихся у государственных вузов зданий, кв. м.
По данным диаграммы можно видеть, что в целом идет увеличение общих площадей зданий, занимаемых государственными вузами. При этом большая часть (около 50%) используется для учебных целей. Однако если рассматривать эффективность использования площадей, то наиболее информативным показателем является площадь на одного студента, динамика которого представлена на рис. 28. Из диаграммы видно, что площади учебных помещений в расчете на одного студента существенно сокращаются (с 1996 года -- почти в два раза).
/ 7т /-?
Ш1 МчУ п г 111111
10 — --- ---- -----—----—----—----—---- -----------------------------
8— ----- ---- ----- ---- ---- ---- ---- --------------=--------------
6 — ---- ---- ----- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- -----1— _
4— --- -- --- --- --- --- --- --- --- -- -- --- _
2— ----- ---- ----- ---- ------- ---- ---- ---- ---- ---- ----- —
0 Н———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 28. Динамика площади учебных помещений, приходящихся на одного студента
государственного вуза, кв. м /чел.
Проведенный анализ статистических данных, характеризующий динамику основных показателей деятельности высшего профессионального образования РФ, позволил выявить определенные тенденции его развития. Подводя итог анализу, сформулируем основные проблемы высшего образования и попытаемся описать причины их возникновения.
1. Чрезмерный спрос на высшее образование. В России сложилась тенденция к превращению высшего образования не просто в массовое явление, но в некий обязательный атрибут современного человека. Возникновение такой ситуации обусловлено двумя причинами. Первая из них - предпочтения работодателей при наборе трудовых кадров: 80% работодателей предпочитают брать на работу специалиста с высшим образованием. Вторая - низкая популярность других форм профессионального образования - начального и среднего.
2. Неравные возможности при поступлении в вуз абитуриентов из разных социальных-экономических групп населения. Распределение вузов по отдельным федеральным округам РФ свидетельствует о высоком уровне концентрации вузов в Центральном регионе. Это ограничивает доступ к образовательным услугам вузов абитуриентов, проживающих в других регионах, особенно удаленных. Эта проблема отчасти нивелирована введением ЕГЭ, однако она сопровождается другими проблемами социально-экономического характера (дифференциация уровня дохода и затрат на проживание в различных регионах, обеспечение студентов из регионов местами в общежитиях и др.). Снижение бюджетного финансирования вузов, при введении долевого финансирования высшего образования (государственного и оплачиваемого потребителями) приводит к переносу экономической нагрузки на плечи потребителей, что вызывает возникновение неравных возможностей доступа представителей
различных социально-экономических групп населения к качественному образованию в выбранных образовательных учреждениях.
3. Превалирование форм и видов получения высшего образования, которые увеличивают риск снижения качества подготовки студентов.
Растет число негосударственных вузов, в отдельных регионах - чрезмерно активно развивается сеть филиалов, увеличивается численность студентов, обучающихся на заочной форме. Однако именно эти формы и виды получения высшего образования соотносятся в представлении целевых групп с более низким качеством образования: студенты предпочитают головные вузы филиалам, государственные вузы -негосударственным, считают очное образование более «глубоким» и качественным, чем заочное. Это создает проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности.
4. Снижение требований к уровню знаний абитуриентов при приеме в вуз. В
2010 году четверть вузов России производила зачисление абитуриентов со средним проходным баллом по ЕГЭ ниже 55. В некоторых педагогических, технических, технологических, сельскохозяйственных вузах имеются случаи приема абитуриентов с 33--34 баллами.
Эта проблема вызвана следующими причинами:
• общим сокращением числа абитуриентов;
• снижением качества подготовки в средней школе;
• коммерциализацией высшего образования на фоне снижения уровня государственного финансирования.
Общее сокращение числа абитуриентов вызвано демографическими, социальноэкономическими и духовными проблемами России.
По мнению экспертов, низкое качество подготовки учеников средней школы обуславливает недостаточный уровень знаний абитуриентов и возникает необходимость устранить пробелы в знаниях в высшей школе. Поскольку в вузы нередко поступает слабый контингент абитуриентов в целом, то преподаватели вынуждены, с одной стороны, дополнительно заниматься со студентами, восполняя недочеты средней школы,
с другой - заставляют студентов работать с двойной нагрузкой. Кроме того, учебные группы в вузах формируются из студентов разного уровня подготовленности. Этот фактор заставляет вузы при организации процесса обучения ориентироваться на «нижнюю планку», что негативно отражается на качестве подготовки студентов в целом.
Распространение платного обучения в государственных вузах и расширение его объема способствовало неоправданному увеличению приема в вуз (в том числе за счет расширения филиальной сети), несмотря на нехватку необходимых площадей, обеспечивающих выполнение существующего норматива, следствием этого является сокращение площадей в расчете на оного студента за последние 5 лет, более чем в два раза и как правило, вытекающее из этого снижение качества подготовки.
5. Негативные тенденции в формировании кадрового состава вузов.
Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений. Молодые специалисты выбирают другие сферы деятельности вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности научно-педагогических работников образовательных учреждений. В данной ситуации возникает опасность сохранения потенциала научно-педагогических работников образовательных учреждений, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.
Авторы статьи не претендуют на однозначный и окончательный характер и достаточную глубину полученных выводов, поскольку перечень анализируемых показателей мог быть гораздо более широким. В данной статье мы не отразили результатов исследования материально-технической базы высшей школы, уровня оплаты труда сотрудников, развития научной составляющей и многого другого. Однако исследования, проведенные на базе анализа вторичных данных и их обобщение, позволили сделать основные выводы, выявив тенденции и проблемы современного высшего образования, предоставив возможность для дальнейших научных изысканий в направлении исследования имиджа высшего образования в РФ.
Литература
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
2. Статистический бюллетень «Образование в России-2008». М.: МГУПИ, 2009.
3. Алемасова М.Л., Гусева М.Н. Проблема формирования имиджа будущего специалиста в современной педагогике высшей школы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И.Вернадского. 2010. № 4—6 (29).
4. Звездочкин Ю.Ю. Имидж-система университета / Ю.Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский. Юж. федеральный ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009.
5. Козлов А.В. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда // Сборник научных статей «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления». СПб.: Институт бизнеса и права, 2009.