ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
ПЕРСПЕКТИВЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Макекадырова Анара Сагындыковна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Нечупей Екатерина Евгеньевна
Ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы изменения роли человеческого капитала в современных экономических условиях, повышения значимости образования и профессиональной подготовки c целью обеспечения конкурентных преимуществ перед другими странами. Особое внимание уделено рассмотрению образования как общественного блага, находящегося под непосредственным контролем органов государственной власти. Авторами выявлены основные тенденции развития макросреды, влияющие на современную российскую систему образования, определены факторы формирования ее структуры. Определены причины снижение качества российского высшего образования и проблемные ситуации в процессе развития образовательного потенциала
PROSPECTS AND CONDITIONS OF DEVELOPMENT EDUCATIONAL SERVICES
Makekadyrova, Anara S.
Doctor of Economics, Professor of the Department for Economics of Labour and HR Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Nechupey, Ekaterina E.
Assistant of the Department for Economics of Labour and HR Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
In article questions of change of a role of the human capital in modern economic conditions, increases of the importance of education and vocational training with the purpose of ensuring competitive advantages before other countries are considered. The special attention is paid to education consideration as the public benefit which is under direct control of public authorities. Authors revealed the main tendencies of development of a makrosreda influencing a modern Russian education system, factors of formation of its structure are defined. The reasons decline in quality of the Russian higher education and problem situations in development of educational capacity of Russia, possible ways of their permission, the main directions for transition to new strategy of development of educational services are
России, возможные пути их разрешения, основные направления для перехода к новой стратегии развития образовательных услуг. Сделан вывод о необходимости согласованного решения задач обеспечения доступности высшего образования и повышения его качества.
Ключевые слова: человеческий капитал, общественные блага, система высшего образования, рынок труда, социально значимые блага, рынок образовательных услуг.
Современный этап развития теории и практики хозяйствования характеризуется качественными преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. В свою очередь процессы этих преобразований оказывают непосредственное воздействие на изменение функций общественного сектора, что приводит к изменению качества жизни. Особая роль в этом принадлежит общественным благам.
Общественные блага - разновидность экономических благ, обладающая свойствами, противоположными свойствам рыночных товаров и услуг (частных благ).
Некоторым из таких благ присущ сильно выраженный положительный внешний (экстернальный) эффект. Такие блага играют стратегическую роль в социально-экономической жизни страны, их потребление относится к вопросам общественного интереса. Называть подобные блага принято социально значимыми, или благами особого достоинства (мериторными благами). К данному виду общественных благ относятся и услуги образования.
В сфере образования удовлетворяются как индивидуальные, так и общественные потребности. На индивидуальном уровне образование удовлетворяет, во-первых, естественную потребность человека в познании окружающего мира, саморазвитии и самовыражении, во-вторых, потребность в приобретении профессиональных навыков и свойств, которые в будущем могут приносить финансовый доход и целый спектр нематериальных выгод, связанных с карьерой, условиями и содержанием труда, образом жизни, уважением окружающих и т. д., т. е. в накоплении человеческого капитала.
defined. The conclusion is drawn on need of an agreed decision of problems of ensuring availability of the higher education and increase of its quality.
Keywords: human capital, public benefits, system of the higher education, labor market, socially significant benefits, market of educational services.
На удовлетворение общественных потребностей направлены такие функции образования, как:
- передача накопленных знаний, умений и навыков последующим поколениям;
- обеспечение отраслей народного хозяйства квалифицированной рабочей силой;
- социализация (усвоение принятых ценностей и норм), повышение социального единения общества.
В условиях современной экономики и индивидуальная, и общественная потребности в образовании непрерывно растут. Прежде всего это выражается в повышении порогового уровня образования, минимально необходимого для успешной адаптации в обществе. В большинстве развитых и новых индустриальных стран решается задача по превращению первой ступени высшей школы (бакалавриата) в обязательную. Кроме того, динамичность общественной жизни и технологических процессов, высокие темпы устаревания профессиональных знаний приводят к тому, что потребность в образовании постепенно выходит за рамки младших возрастных групп и остается актуальной на протяжении всей жизни.
Сегодня человеческий капитал - тот ресурс, который позволяет повышать конкурентоспособность продукции национальной промышленности, обеспечивать развитие экономики государства, рост качества и уровня жизни его граждан, усиление роли (влияния) страны на международной арене; определяет включение страны во все мировые социально-экономические процессы. Интеграция РФ в мировую экономическую систему предполагает адаптацию к новым условиям хозяйствования. Современное состояние национальной экономики и необходимость обеспечения ее жизнеспособности обусловливают потребность в преобразовании системы высшего образования.
Функционирование системы высшего образования связано с темпами и уровнем реформирования экономики в целом, процессами глобализации и создания единой мировой экономики.
Основными тенденциями развития макросреды, влияющими на образовательную систему, являются глобализация экономического пространства, развитие техники и технологий (информационных, электронных, мобильных и интернет-технологий), формирование экономики знаний, десинхронизация рынков труда и образовательных услуг, демографический кризис.
Названные факторы обусловливают характерные для современного российского образования противоречивые процессы.
Анализ статистических данных позволяет оценить масштабы деятельности высших учебных заведений в России за последние годы. В
рассматриваемом периоде можно выделить два этапа: с 2005 по 2009 г. и с 2010 г. по настоящее время. До 2010 г. законодательство фактически не ограничивало возможности по созданию негосударственных вузов и открытию филиалов. За 5 лет с 2005 г. было учреждено 47 новых образовательных организаций высшего образования, т. е. общее их число увеличилось на 4,4%. По данным Росстата, доля частных вузов в общей численности образовательных организаций высшего образования возросла с 38,7% в 2005/06 учебном году до 41,4% в 2010/11 учебном году (рис. 1)1.
1150 1100 1050 1000 950 900 850
# # ^ ^ ^ # Я3 С*3 Я5 М3 Л> С<Л Г\> Л>
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
Рис. 1. Динамика числа образовательных учреждений высшего образования
за период 2005-2014 гг.
Существенное сокращение общего числа высших учебных заведений и количества студентов (на 13,1 и 19,9% соответственно) на втором этапе стало одним из наиболее заметных и обсуждаемых результатов активного реформирования российской системы образования (совершенствования законодательной базы, внедрения механизма мониторинга эффективности деятельности вузов).
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
0 "I-1-1-1-1-1-1-1-1-1
/ / ^ / ^ ч^ ч^ ч^ # # -о5 -5? # #
Рис. 2. Динамика числа студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования, тыс. чел., за период 2005-2014 гг.
1 Рис. 1-5 составлены по данным Росстата.
В то же время изменений в соотношении государственных и частных высших учебных заведений и численности студентов, обучающихся в них, практически не наблюдается.
700 -f
Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования
Частные образовательные организации высшего образования
Рис. 3. Динамика соотношения числа государственных и частных образовательных учреждений высшего образования за период 2005-2014 гг.
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
Численность студентов государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, тыс. чел. Численность студентов частных
образовательных организаций высшего образования, тыс. чел.
Рис. 4. Динамика соотношения численности студентов государственных и частных образовательных учреждений высшего образования за период 2005-2014 гг.
На данный момент по количественным показателям сектор высшего образования в целом удовлетворяет потребности отечественного рынка труда. Тем не менее, несмотря на то, что рыночные реформы позволили в значительной степени либерализовать и модернизировать данную сферу, широкое распространение получило мнение о падении качества российского высшего образования. Опыт последних лет свидетельствует о том, что рыночный регулятор недостаточно эффективно обеспечивает контроль качества образовательных услуг. На рынке образования действуют в том числе и агенты, не способные или не стремящиеся обеспечить качественное образование.
В целом снижение качества российского высшего образования, по нашему мнению, можно объяснить действием следующих факторов:
1. Существенное снижение уровня требований к знаниям студентов (активное применение таких форм обучения, как группы выходного дня, обучение по индивидуальным планам, сокращенные программы и др.). Большим спросом пользуется заочное обучение, его доля в высшей школе РФ возросла с 42,9% в 2005 г. до 49,3% в 2014 г.).
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
/////АЛЛ-^
Численность
студентов, обучающихся по очной форме обучения, тыс. чел.
Численность
студентов, обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме обучения, тыс. чел.
Численность
студентов, обучающихся по заочной форме обучения, тыс. чел.
Численность
студентов, обучающихся по форме обучения экстернат, тыс. чел.
Рис. 5. Динамика численности студентов различных форм обучения за период
2005-2014 гг.
2. Совмещение работы и учебы, преимущественно на старших курсах.
Нарастают противоречия между интересами работодателей (и самих студентов) и стремлением вузов обеспечить более высокое качество подготовки выпускников: на старших курсах резко падает посещаемость учебных занятий, так как студенты предпочитают в это время работать (часто не по специальности). Оптимальным решением в этой непростой ситуации могло бы стать дальнейшее развитие системы взаимодействия вуза с компаниями как с основными базами практики, где студенты могут выполнять работу по своему профилю. Такая схема партнерства выгодна всем. Фирма, допускающая до своих рабочих мест студентов, имеет возможность увидеть их в деле еще до присвоения соответствующей квалификации и получения ими диплома. Как свидетельствует отечественная практика, компании избегают брать сразу в штат неопытных выпускников, что не может не отражаться на доходах последних и, конечно, на мотивации к профессиональной деятельности, в том числе нематериальной.
3. Падение престижа статуса преподавателя. Проблема закрепления молодых кадров в образовательных учреждениях остается одной из основных.
Многие компании, особенно в промышленности, отмечают низкий уровень специальной подготовки в вузах, указывая на недостаток практических знаний у выпускников, а также узкий профессиональный кругозор. Проявляется это по-разному: в неумении обращаться с современным оборудованием, психологической неподготовленности к реалиям профессиональной деятельности, к руководству рабочими, к нормам поведения в бизнес-сообществе.
Причины снижения качества образовательных услуг кроются и в том, что по мере развития рынка образовательных услуг вузы с целью выживания выработали конъюнктурную тактику: многие из них открывают не связанные с основным профилем образовательные направления.
В качестве выхода из такой ситуации большинство работодателей называют увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, привлечение к образовательному процессу специалистов из реального бизнеса и производства.
На решение указанных проблем и преодоление сформировавшихся негативных тенденций направлены и совместные усилия правительства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей и ведущих университетов, которые при участии международных экспертов в декабре 2014 г. должны разработать предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования, прежде всего по на-
правлениям подготовки в области экономики, менеджмента, юриспруденции и социологии1.
Важно, однако, отметить, что объем образовательного капитала, с которым выпускник покидает вуз, определяется не только качеством преподавания, объемом прослушанных курсов, технической оснащенностью, но и такими факторами, как личные трудовые усилия обучаемого, его природные способности и наклонности.
Таким образом, продуктивность использования ресурсов в образовательном процессе (его внутренняя эффективность) при прочих равных условиях тем выше, чем полнее соответствие природных задатков студентов специфике профиля обучения, чем сильнее их мотивированность к усвоению новых знаний, трудолюбие, целеустремленность, т. е. предпосылки эффективного обучения в системе профессионального образования в значительной степени формируются на этапе профессиональной ориентации и конкурсного отбора. Формирование искусственных барьеров в виде, например, высокой оплаты обучения, отсекает менее обеспеченных претендентов от участия в конкурсе, что выступает фактором, снижающим эффективность процесса накопления человеческого капитала.
Безусловно, масштабность и многообразие спектра общественных и индивидуальных потребностей в образовании диктуют необходимость вовлечения в эту сферу значительных ресурсов. Но смещение центра тяжести с государственного бюджета на внебюджетные средства в условиях значительной социальной дифференциации общества по уровню доходов не позволит сохранить единое образовательное пространство, обеспечить государственные стандарты и равные возможности для получения качественного образования всеми слоями населения.
Во многих развитых странах значительные усилия прилагаются к тому, чтобы сделать более органичной связку «природные способности - человеческий капитал», вывести на роль ключевого критерия доступа к тому или иному специальному образованию его соответствие природным способностям и склонностям индивида. В большинстве европейских стран высшее образование практически полностью финансируется государством. Затраты студентов включают оплату учебников, проживание в общежитии и, возможно, упущенные заработки. Впрочем, сегодня рассмотрению неполученных заработков уделяется не так много внимания, поскольку в экономике нет потребности в миллионах не имеющих должного образования молодых людей. Частью образова-
1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
тельных издержек, которая подлежит общественному признанию и возмещению, является реальный труд учащихся в течение образовательного процесса. Выражением этого общественного признания является система стипендий и грантов.
В тех странах, где система высшего образования функционирует преимущественно на платной основе, существуют разнообразные виды финансовой помощи студентам и их семьям, к числу которых относятся гранты, долгосрочные кредиты, налоговые льготы на оплату обучения, программы академической занятости в качестве помощников преподавателей и исследователей. Таким образом, задача выравнивания стартовых возможностей с финансовой точки зрения отчасти решена. Гораздо сложнее преодолеть социальные барьеры, связанные с отсутствием сформированных потребностей и мотиваций к серьезной учебе.
Внешняя эффективность образования, т. е. его вклад в экономический рост, зависит от того, в какой мере приобретенные навыки и компетенции соответствуют потребностям народного хозяйства в работниках различного профиля, а в рыночных терминах - структуре спроса на труд со стороны работодателей. Государственная поддержка системы профессионального образования содействует решению этой задачи. Во-первых, на государственном уровне (а в рамках Болонского соглашения
- на международном) устанавливаются жесткие стандарты качества, которым должны удовлетворять выпускники учебных заведений. Во-вторых, формируется развернутая система информации о потребностях экономики и рынка труда (качестве и перспективах рабочих мест, дефицитных категориях специалистов), с одной стороны, и о качественных параметрах образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями (состав преподавателей, структура учебных планов, количественные и качественные показатели трудоустройства выпускников),
- с другой.
Формирование пропорций внутри российской системы образования происходит главным образом под влиянием платежеспособного спроса населения в условиях ограниченной информации как о качестве знаний выпускников учебных заведений, так и о перспективах тех или иных профессий, а не государственных потребностей и тенденций развития экономики. Результатом стал наблюдаемый бум высшего образования при стабилизации среднего и резком сокращении начального профессионального образования, что может спровоцировать дальнейший рост дефицита рабочей силы соответствующей квалификации, а также обострение социальных проблем, прежде всего в сфере занятости.
Уже сегодня от 30 до 50% предприятий испытывают острую нехватку кадров рабочих профессий. В то же время растет доля выпускников вузов, не работающих по полученной специальности.
Уникальная ситуация сложилась на российском рынке труда. По данным Росстата, девять из десяти трудоспособных россиян имеют профессию, подтвержденную дипломом. Это высокий показатель даже по европейским меркам. Но как свидетельствуют данные первого комплексного обследования условий жизни населения, примерно половина россиян работает по специальности, которая не соответствует той, что указана у них в дипломе. Ни одна страна не сталкивалась с подобным дисбалансом.
Таким образом, россияне тратят государственные, а часто и собственные деньги, получают диплом, а затем меняют профессию. И дело не только в том, что у половины не совпадают специальность по диплому и имеющаяся работа, а в том, что две трети из них не прошли профессиональной переподготовки. Данные Независимого института социальной политики (НИСП) говорят о том, что только 3% россиян получают за свою жизнь дополнительное к основному образование. В то время как во всем мире широко развита система непрерывного обучения. В России же большая часть людей, получив диплом об образовании, начинает заниматься другими видами деятельности. В итоге, как выявляют обследования Росстата, 70% работников удовлетворены зарплатой, но им не нравится их работа (условия труда, режим работы), при этом такому же количеству людей имеющаяся работа нравится, но их в свою очередь не удовлетворяет уровень оплаты труда.
Готовность жертвовать профессиональным развитием ради более высокой оплаты труда, зачастую менее квалифицированного, отражается на производительности труда в стране.
Данная проблема не может оставаться без внимания. Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», перед правительством РФ стоит задача повышения к 2015 г. доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37%.
Распространение платного высшего образования в условиях значительной дифференциации доходов, с одной стороны, способствует снижению качественных параметров образования (в структуре спроса на образовательные услуги формируются сегменты, где качество получаемых услуг не является приоритетным. Повышение требований к студентам заставит абитуриентов, мотивами которых, например, служат обязательная социализация или уклонение от воинской службы, обра-
титься к другим вузам), с другой - ведет к усилению расслоения населения по уровню образования, что отражает возрастающую концентрацию нематериального богатства и социального ресурса у наиболее благополучных слоев и групп.
Вопреки ожиданиям, сокращение централизованных инвестиций и частичный перевод сферы образования на коммерческую основу не способствовали ни повышению экономической отдачи аккумулируемых в этой сфере средств, ни более полному удовлетворению социальных потребностей.
В большинстве стран постепенно сформировались три уровня доступа к получению образования. Прежде всего - обязательное образование в той или иной форме всем вне зависимости от индивидуальных предпочтений, удовлетворяющее общественную потребность в ликвидации функциональной неграмотности. Второй уровень - общедоступное образование предоставляется всем претендентам при условии соответствия их подготовки стандартам качества, что выявляется на основе неконкурсных квалификационных экзаменов. Объем и структура предоставляемых на этом уровне образовательных услуг формируются на основе учета потребностей населения. Пропорции третьего уровня, к которому относится высшее профессиональное образование, формируются на основе учета потребности экономики в специалистах различного профиля. Соответственно, доступ к нему ограничен и предполагает конкурсный отбор наиболее способных, мотивированных и подготовленных абитуриентов.
Потребность в гибкой вариативной системе профессионального образования, отвечающей задачам информационного общества и способной воспринимать сигналы всех заинтересованных сторон, диктует необходимость расширения круга источников финансирования. В то же время государство может снимать с себя финансовые обязательства лишь в той мере, в которой берет их на себя бизнес и способно взять на себя (по характеристикам доходов) население.
В России сохраняется государственная система образования и гарантируется общедоступность и бесплатность начального, общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего и послевузовского образования. Основным источником финансовых ресурсов на образование, как и в других странах, являются бюджетные средства. Это позволяет не только предоставлять услуги на бесплатной основе, но также определять приоритетные направления развития образования и соотношение между различными уровнями образования.
Условиями оптимизации расходов на образование являются, в частности, соответствие сети высших и средних учебных учреждений по-
требностям страны и концентрация средств на развитие наиболее перспективных направлений.
В современных условиях необходимы ориентация образования на формирование инновационной экономики и общества знаний, содействие развитию партнерских отношений между исследовательскими центрами, институтами и бизнесом, выработка критериев признания квалификаций, полученных в образовательных системах других стран, повышение академической и студенческой мобильности. Выпускникам должно быть предоставлено реальное равенство стартовых возможностей независимо от социального и имущественного положения. Это необходимое условие для использования потенциала талантливой молодежи в повышении конкурентоспособности национальной экономики.
В постиндустриальном обществе отношения по поводу производства и воспроизводства человеческого капитала становятся определяющими в системе отношений между государством, обществом и человеком. Человек как носитель человеческого капитала становится основным фактором производства. Спрос на нематериальные факторы производства приобретает основополагающее значение.
Для роста качества человеческого капитала необходимы соответствующие инвестиции, институты и инфраструктура. Частный сегмент не всегда в состоянии удовлетворить возросшие потребности бизнеса в росте образования, квалификации и развитии науки. Вложения в человеческий капитал - это ответственность государства.
Образование является общественным благом и находится под непосредственным контролем и руководством органов государственной власти. Однако необходимо, чтобы бизнес имел возможность непосредственно влиять на образовательную политику, участвуя в формировании заказа для вузов и других видов профессионального образования.
Необходимо отметить, что современные предприятия заинтересованы в получении практически всех видов образовательных услуг, которые не могут создаваться по единому лекалу высших учебных заведений. На современном этапе развития экономики быстро меняется структура национального производства как товаров, так и услуг. Следовательно, предприятия могут быть не только «потребителями» выпускников образовательных учреждений, но и заказчиками научно-исследовательских работ, поставщиками докторантов, аспирантов и соискателей, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, работающих специалистов, нацеленных на получение второго образования и т. д.
Список литературы
1. Абрамов А., Апевалова Е., Астафьева Е. и др. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / науч. ред. Е. Т. Гайдар. - М. : Проспект, 2010.
2. Гришин В. И. Проблемы кадрового обеспечения развития национальной инновационной системы // Наука и практика. - 2012. -№ 1(1). - C. 10-17.
3. Манахов С. В., Рыжакова А. В. Основные тенденции развития высшего образования в России: количественные и качественные аспекты // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 10 (76). - С. 19-28.
4. Молчанов И. Н. Формирование и оценка потенциала сферы образования в современной России // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 2. - С. 406-410.
5. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. - 2-е изд. - М. : ЛИБРО-КОМ, 2010.
References
1. A. Abramov, E. Apevalova, E. Astafeva i dr. Krizisnaya ekonomika sovremennoy Rossii: tendentsii i perspektivy [Crisis Economy of Modern Russia: Tendencies and Prospects], nauch. red. E. T. Gaydar, Moscow, Prospekt, 2010. (In Russ.).
2. Grishin V. I. Problemy kadrovogo obespecheniya razvitiya natsional'noy innovatsionnoy sistemy [Problems of Staffing of Development of National Innovative System], Nauka i praktika [Science and Practice], 2012, No. 1(1), pp. 10-17. (In Russ.).
3. Manakhov S. V., Ryzhakova A. V. Osnovnye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii: kolichestvennye i kachestvennye aspekty [Key Trends in the Development of Higher Education in Russia: Quantitative and Qualitative Aspects], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 10 (76), pp. 19-28. (In Russ.).
4. Molchanov I. N. Formirovanie i otsenka potentsiala sfery obrazovaniya v sovremennoy Rossii [Formation and Assessment of Potential of Education in Modern Russia], Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Humanities and Social Sciences], 2014, No. 2, pp. 406-410. (In Russ.).
5. Suprun V. A. Intellektual'nyy kapital: Glavnyy faktor konkurentosposobnosti ekonomiki v XXI veke [Intellectual Capital: The Main Factor of Competitiveness of Economy in the XXI Century], 2nd ed., Moscow, LIBROKOM, 2010. (In Russ).