Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение качества образования в в узе'

Педагогическое обеспечение качества образования в в узе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / QUALITY OF EDUCATION / ENSURING QUALITY OF EDUCATION / QUALITY SYSTEM OF PREPARATION OF THE EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова И. И., Ахметзянова Г. Н., Валеева Н. Ш.

В статье рассмотрены концептуальные положения к определению, проектированию и разработке путей к обеспечению качества образования в условиях вуза, обозначены основные направления в стратегии развития высшего образования, представлены результаты исследования методом анкетирования о факторах, влияющих на уровень качества образовательных услуг в высших учебных заведениях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article conceptual provisions to definition, design and development of ways to ensuring quality of education in the conditions of higher education institution are considered, the main directions in strategy of development of the higher education are designated, results of research by a questioning method about the factors influencing a level of quality of educational services in higher educational institutions are presented

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение качества образования в в узе»

И. И. Фролова, Г. Н. Ахметзянова, Н. Ш. Валеева

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В В УЗЕ

Ключевые слова: качество образования, обеспечение качества образования, система качества подготовки специалиста.

В статье рассмотрены концептуальные положения к определению, проектированию и разработке путей к обеспечению качества образования в условиях вуза, обозначены основные направления в стратегии развития высшего образования, представлены результаты исследования методом анкетирования о факторах, влияющих на уровень качества образовательных услуг в высших учебных заведениях.

Keywords: quality of education, ensuring quality of education, quality system ofpreparation of the expert.

In article conceptual provisions to definition, design and development of ways to ensuring quality of education in the conditions of higher education institution are considered, the main directions in strategy of development of the higher education are designated, results of research by a questioning method about the factors influencing a level of quality of educational services in higher educational institutions are presented.

Качество образования в современных условиях является одной из важнейших характеристик, которая определяет конкурентоспособность не только отдельных учебных заведений, но и национальных образовательных систем в целом. Именно поэтому задача обеспечения качества образования занимает одно из центральных мест в образовательных реформах, выступая одновременно и целью, и критериальным показателем успеха принимаемых мер.

Изучение вопросов о качестве образования, эффективности педагогической деятельности относится к числу актуальных на всех этапах развития высшей школы. Анализ теоретического наследия выдающихся педагогов прошлого и современности, деятельности известных отечественных и зарубежных школ, позволяет лучше увидеть источники качества вузовского обучения и воспитания, понять обеспечивающие его факторы и условия, сделать необходимые выводы для теории и практики сегодняшнего дня.

Существуют разные подходы к определению, проектированию и разработке путей и направлений к обеспечению качества образования в условиях вуза:

- качество образования часто отождествляется с целью образовательной системы (о качестве образования судят по структуре содержания образования, дифференцированного государственным образовательным стандартом и по уровню усвоенных студентами и выпускниками вузов знаний). Этот механизм оценки качества образования положен в основу государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений, выборочных проверок качества подготовки специалистов, проводимых Министерством образовании и науки РФ. Нельзя сделать объективные выводы о качестве образования в вузе только на основании компьютерной проверки учебных планов и компьютерного тестирования остаточных знаний студентов.

- Качество образования - это уровень образованности, воспитанности, развитости студентов (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, В.М. Полонский). Этот подход рассматривают в своих исследованиях философы, психологи, которые связывают

существующие проблемы в обществе не с какими-либо обстоятельствами, а с качеством образования.

- Качество образования рассматривается как качество работы образовательного учреждения, как обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, как соответствие содержания, образовательных программ государственным образовательным стандартам (В.А. Болотов, Б.М. Ермошен-ко, Т. А. Литвинова, В.П. Породенко). Этот подход ограничивает оценку качества образования соответствием ведомственным стандартам и инструкциям, однако не учитывает его социальной значимости.

- Качество образования рассматривается как степень соответствия уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной и социальной среды: его готовность успешно выполнять профессиональные обязанности, готовность к семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования и т. п. (М.М. Поташник,

В.П. Тихомиров и др.). Необходимо отметить, что большинство из показателей качества полученного образования можно оценить через некоторое время после окончания высшего учебного заведения.

- Качество образования связано с уровнем организации и результатом учебновоспитательного процесса в вузе (Д.Ш. Матрос,

Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев). При таком подходе руководителям факультетов и кафедр, профессорско-преподавательском составу предоставляется возможность сосредоточить свои усилия на всестороннем обеспечении качества подготовки специалистов на всех этапах учебно-воспитательного процесса в вузе.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества сводятся к следующему:

- разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса;

- создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран;

- разработка и внедрение систем качества образовательных учреждений;

- проектирование систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества и т. д.

Анализ современных подходов к проблеме обеспечения качества образования свидетельствует об отсутствии единого мнения по данному вопросу. Во многом это объясняется тем, что каждый исследователь рассматривает качество образования, опираясь на собственный опыт, характер деятельности или предмет конкретного исследования. Так, Г.А. Шабанов рассматривает содержание системы педагогического обеспечения качества образования в вузе как упорядоченную совокупность следующих элементов:

- повышение качества общеобразовательной подготовки абитуриентов;

- определение конкретных легко диагностируемых целей учебно-воспитательного процесса в вузе;

- разработка вариативного содержания основных образовательных программ;

- анализ и оценка результатов образования;

- повышение педагогической культуры и мастерства организаторов учебно-воспитательного процесса;

- отбор, расстановка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

- создание новых средств обучения и применение современных образовательных технологий;

- создание комплексного учебнометодического обеспечения учебных занятий;

- ведение целенаправленной воспитательной работы со студентами и сотрудниками вуза;

- педагогический анализ и оптимизация связей и отношений, существующих в учебновоспитательном процессе: устойчивых обратных связей, отношений сотрудничества и взаимной помощи, личностно ориентированного подхода;

- разработка педагогических основ для гуманизации, гуманитаризации, демократизации вузовской системы образования, развитие научноисследовательских, инновационных процессов [8].

Необходимо отметить, что в системе «формального» образования качество обучения оценивается степенью адекватности принятым образовательным стандартам и нормам в образовательной системе.

Сегодня категория «качество» прочно вошла и в область образования, и в арсенал педагогических понятий с обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других.

Феномен «качество образования» на протяжении многих лет постоянно находился в зоне пристального внимания исследователей. Существуют различные исследовательские подходы к пониманию качества образования. Оно является синтетической категорией, отражающей все компоненты и аспекты развития образования как системы.

Основными причинами, определяющими необходимость повышения и обеспечения качества образования, являются:

- существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

- увеличение объемов оказываемых услуг и возможный рост рекламаций;

- неприятие потребителями услуг с невысоким уровнем качества;

- возрастание роли и темпов научнотехнического прогресса в развитии науки, производства, техники, экономики и всего мирового сообщества;

- совершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

- ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий и т. д.

В современных педагогических исследованиях, выполненных в русле гуманистической парадигмы, приоритетом в достижении необходимого качества образования является содержание обучения и воспитания. Такой подход в понимании проблемы качества образования прослеживается в трудах Б.С. Гершунского, В.С. Леднева. Развивая идеи личностно ориентированного подхода в обеспечении качества подготовки специалистов и проектировании соответствующего содержания образования, авторы считают наиболее правильным поиск путей повышения качества образования в направлении от структуры человеческой деятельности к структуре личности, от нее к структуре содержания образования, а затем к структуре содержания обучения.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество образования во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе любое предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль. Поэтому деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Стратегия развития высшего образования должна формироваться не только исходя из представления о нем как о производителе образовательных и иных услуг - высшую школу необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, информации. Так, в научнообразовательном процессе могут реализоваться не столько отношения «производитель - потребитель услуги», сколько отношения профессионального сотрудничества. Мы считаем, что, рассматривая сферу высшего образования как совокупную обра-

зовательную деятельность, протекающую в специализированной творческой среде, следует включать в систему социальных приоритетов следующие вопросы в их взаимосвязи: эффективный менеджмент; развитие научной и инновационной деятельности; содержание образования (гуманизация, фундамен-тализация, межпредметность, интегративность, креативность); структурные изменения и институциональные преобразования; совершенствование педагогических, в том числе информационных, технологий; гармонизация отношений вузов с обществом и государством; демократизация внутри вузовской жизни; активное международное сотрудничество.

Многообразие разноуровневых основных и дополнительных образовательных программ является основополагающим условием диверсификация структуры и содержания высшего образования. Массовый переход на систему многоуровневого образования предполагает значительное изменение содержания государственных образовательных стандартов. В настоящее время реальное содержание стандартов - это очень подробное, регламентирующее по времени и видам занятий, изложение того, чему нужно учить специалиста. Стандарты содержат необходимые для усвоения дидактические единицы, но в то же время недостаточно определяют задачи «на выходе» и еще меньше - компетенции выпускников и способы контроля.

Опыт российских вузов, успешно реализующих многоуровневую подготовку, утверждает, что акценты в содержании стандартов должны быть радикально смещены в направлении установления общих и профессиональных компетенций выпускников и методов оценки их уровня подготовки.

Серьезной проблемой российской высшей школы является установление соответствия номенклатуры специальностей и численности студентов, обучаемых в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики и социальной сферы. Введение гибких многоуровневых основных образовательных программ, множественность агентов и программ дополнительного профессионального образования могут оказать положительное влияние на степень соответствия подготовки кадров запросам рынка труда.

Р.Н. Абитов и И.Э. Вильданов утверждают, что одним из направлений совершенствования подготовки будущих конкурентоспособных специалистов с учетом современных требований является система концентрированного обучения. Основная идея концентрированного обучения состоит в переходе к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. Авторы отмечают, что при использовании концентрированного обучения, внимание педагогов и студентов сосредотачивается на более глубоком, непрерывном изучении каждого предмета за счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня или недели [2].

Профессиональное образование имеет две важнейшие функции: социальную, связанную с развитием личности, и экономическую, определяемую процессами воспроизводства квалифицированной рабочей силы и научных кадров.

Основными путями повышения эффективности и содержания образования, повышения и обеспечения его качества являются:

- переход на систему показателей качества и стандартов профессиональной подготовки и переподготовки, сопоставимую с мировой;

- обеспечение развития вариативности и доступности образовательных услуг высшей школы;

- расширение роли самостоятельной работы студентов;

- создание механизмов систематического обновления и обеспечения гибкости содержания образования на всех уровнях подготовки специалиста и т. д.

Проблема качества подготовки специалиста в высшей школе тесно связана со структурой и порядком приема в высшие учебные заведения. Значительное влияние на формирование контингента студентов оказывает порядок приема в высшие учебные заведения. Введение системы ЕГЭ не позволяет в полной мере проводить отбор студентов на конкурсной основе.

Формирование современной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг поставили перед высшими учебными заведениями России ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и организационно-методическое значение для вузов, адаптирующихся к жестким конкурентным условиям. Как отмечают А.В. Костюков и

С.Н. Большаков, особенности управления высшей школой выражаются в необходимости решения проблем образования на уровне государственной политики; реализации принципов системности и эффективности в управлении образованием на всех уровнях; в пересмотре роли и функций государства в организации управления образовательной инфраструктурой в регионах; привлечения к решению проблем воспроизводства квалифицированной рабочей силы, различных социальных институтов; изменения соотношения ролей преподавателей и обучающихся в организации образовательного процесса [4].

Каждый вуз выходит на рынок с определенной образовательной программой, которая является товаром. Образовательная программа - это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и/или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Данное определение основного продукта вуза позволяет классифицировать все программы вузов по уровню предлагаемого образования, профилю, форме обучения, по используемым методам обучения.

Свои образовательные программы вуз предлагает стейкхолдерам, то есть всем заинтересованным сторонам: студентам и слушателям, государственным органам, обществу. Именно их потребности

стремится удовлетворить вуз. Важным заказчиком образовательных программ является общество, которое устанавливает свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Изменения, происходящие на международном рынке образовательных услуг, свидетельствуют о том, что интернационализация становится неотъемлемым элементом высшего образования. Экономическая интеграция требует определенной стандартизации результатов образовательной деятельности. Автор исследования согласен с мнением различных ученых, что знания, полученные студентами в вузах одной страны, должны быть применимы в других странах и востребованы в профессиональной деятельности. Новые страны уверенно входят в традиционную группу экспортеров образовательных услуг. Кроме США и Великобритании многие иностранцы обучаются в вузах Канады, Австралии, Голландии. Так, например, в крупнейшего экспортера студентов превращается Китай. По всему миру предлагаются программы обучения на английском языке, даже в таких странах, как Германия и Франция, которые всегда были привержены обучать на национальном языке [9].

Европейский союз, озабоченный растущей конкуренцией на международном рынке образовательных услуг, также разрабатывает специальные программы, обеспечивающие конкурентоспособность европейского высшего образования. Основные идеи этих программ представлены в Болонской декларации.

Стоит отметить, что любая международная образовательная программа более сложна и комплексна, чем традиционные образовательные услуги. По мнению О. В. Сагиновой, во-первых, она реализуется за счет ресурсов нескольких вузов, расположенных в разных странах. Во-вторых, в ней присутствуют академический компонент и компонент гостеприимства, которые могут вступать в конфликт. В-третьих, критичным становится подготовка студентов к восприятию чужой для них культурной и академической среды, поэтому в программах появляются кросскультурные и межкультурные компоненты [7].

Некоторые вузы активно занимаются разработкой и продвижением транснациональных программ, которые по содержанию являются стандартными программами конкретного вуза, но реализуются они за пределами родной страны без привлечения или с частичным привлечением местных специалистов, работающих под жестким контролем вуза, предлагающего программу.

Теоретическое обоснование и практические действия по созданию системы обеспечения качества подготовки высококвалифицированных кадров - одно из ведущих направлений совершенствования высшего образования. Задача состоит в разработке простых и понятных процедур оценки качества профессионального образования; нужны новые методы контроля и оценки качества образования.

Основными правилами вхождения в систему качества подготовки специалистов являются:

- наличие трех составляющих: активная жизненная политика руководства вуза, назревшая потребность и активное развитие технологических процессов;

- система качества формируется учреждением самостоятельно, исходя из личных принципов, ее нельзя автоматически перенести из одного образовательного пространства в другое;

- успех внедрения напрямую зависит от степени участия в процессе высшего руководства высшего учебного заведения;

- система качества входит в состав структуры системы управления вузом;

- система качества есть стиль работы образовательного учреждения;

- система качества - это дело всего трудового коллектива, а не только руководства и ответственных лиц.

Для реализации системы качества подготовки специалистов любому вузу необходимо разработать:

1. концепцию стратегического развития образовательного учреждения на ближайшие пять лет;

2. программу по реализации федеральных решений по повышению качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования;

3. программу мониторинга систем, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения;

4. программу системы социального партнерства образовательного учреждения.

Различным аспектам теории и практики применения моделей управления образовательной деятельностью в отечественной и зарубежной литературе уделяется значительное внимание, однако эффективные конкурентные стратегии управления образованием начинают только разрабатываться, поэтому этот опыт пока недостаточен, требуется проведение дополнительных исследований, в том числе на стыке педагогики и управления.

Разработка конкурентной политики предоставления образовательных услуг в системе высшего образования региона может быть связана с решением следующих задач:

1) определение места и роли высшего профессионального образования в структуре социально-экономических взаимоотношений; выявление особенностей управления образовательной системой в странах с развитой рыночной экономикой и в России;

2) определение сущности и специфики понятия «образовательная услуга», а также ее взаимосвязь с образовательной программой высшего профессионального образования с точки зрения рыночных регуляторов;

3) анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной услуги в условиях нарастающей сложности и изменчивости окружающей среды; разработка основных требований к процедурам оценки, сертификации и оптимизации об-

разовательной программы в решении проблем управления эффективностью образовательной услуги, а также выработка механизмов реализации процедур оценки;

4) оптимизация интегрированной образовательной программы высшего образования и автоматизация процедуры оценки.

С целью определения проблем в организации учебного процесса кафедрами различных вузов города Набережные Челны, препятствующих полноценному обеспечению качества образовательных услуг, было проведено анкетирование среди студентов негосударственных вузов (ТИСБИ, ИЭУП, Камский институт, СГА), в котором приняли участие 500 человек.

К основным факторам, влияющим на уровень качества образовательных услуг в вузе, несомненно, относятся квалифицированность и компетентность преподавателей. Результаты субъективной оценки уровня профессионализма ППС вуза показывают, что 57% студентов считают, что все преподаватели вуза квалифицированы, т.е. обладают организационными, психолого-педагогическими и профессиональными качествами, которые необходимы для оказания качественной образовательной услуги. На вопрос: «Обеспечены ли Вы в достаточной степени необходимой литературой?» были получены такие ответы: 43% респондентов не в полном объеме обеспечены необходимой литературой; 29% студентов полагают, что литература отсутствует по многим предметам; 25% студентов считают, что литература присутствует по всем предметам и в нужном количестве; 3% отвечавших не обеспечены вовсе.

Основными недостатками при организации учебного процесса в вузе, по результатам опроса, являются:

- в учебном процессе не в полной мере используются современные технические средства (мультимедийное оборудование и т.д.) - 40%;

- недостаточно количество методических указаний, необходимых для выполнения контрольных, курсовых и дипломных работ - 27%;

- отсутствие эффективной обратной связи с преподавателями - 19% студентов;

- грубое отношение преподавателей - 11%;

- отсутствие заинтересованности преподавателей по обеспечению качества преподавания дисциплины и передачи навыков, знаний и умений - 7 %;

- не рациональное расписание студентов (отсутствие стабильности, наличие окон, большая загруженность парами в день и т.д.).

- недостаточный библиотечный фонд - 10%;

- неудовлетворённость используемыми формами контроля на занятиях - 17%;

- более половины респондентов (55%) считает, что лекционные и семинарские занятия проводятся на довольно высоком уровне (4 балла), 26% отвечавших оценили качество данного показателя в 5 баллов, 18% обучающихся не довольны тем, как проходят лекции и семинары (3 балла).

- недостаточная материально-техническая база вуза (отсутствие мультимедийной техники, ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

терактивных досок, компьютеров в достаточном количестве и т.д.) - 42%.

Обобщая взгляды отечественных исследователей относительно факторов, влияющих на качество образования, можно выделить следующие составляющие качества образовательной услуги с точки зрения потребителей и уровня их удовлетворённости:

1) Качество объекта получения образовательных услуг (абитуриент, студент, аспирант, слушатели подготовительных курсов, слушатели курсов повышения квалификации и т.д.).

2) Качество субъекта предоставления образовательных услуг (школа, ссуз, техникум, вуз, в том числе рассматриваются: качество профессорско-преподавательского состава (квалификация, звание, ученая степень, уровень подготовки); качество программ обучения (структура и содержание); качество методов обучения и воспитания (методика и технология преподавания).

3) Качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг: материально-

технического (учебные аудитории и лаборатории, мультимедийное оборудование, расходные материалы и т.д.); информационно-методического (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры и т.п.); качество научных исследований.

4) Качество процесса предоставления образовательных услуг, в том числе: качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы); качество контроля процесса предоставления образовательных услуг; качество результата процесса предоставления образовательных услуг (соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта по различным специальностям).

5) Степень удовлетворённости потребителей: высокая удовлетворенность потребителей (студентов, работодателей и др.) качеством образовательных услуг; высокая удовлетворённость преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой; высокая степень образованности членов общества.

Таким образом, обеспечение качества образования взаимоувязано с управлением качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников. Для обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг вузам необходимо проводить политику в области качества, утверждать концепции в области качества образовательных услуг и подготовки специалистов и следовать им.

Обеспечение качества подготовки специалиста осуществляется на системном уровне. Главным методическим принципом создания, функционирования и развития системы обеспечения качества является обеспечение соответствия содержания, методов, форм организации, средств обучения тем изменениям, которые происходят в науке, техноло-

гиях, технике, экономике, а также системе подготовки специалистов.

Целенаправленное повышение качества подготовки современного специалиста в вузе возможно лишь на основе построения системы управления качеством образовательного процесса и созданием системы менеджмента качества вуза.

Литература

1. Болотов В.А. Аттестация и оценка качества работы образовательных учреждений в Российской Федерации // Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. - СПб., 1998. - С. 1317.

2. Вильданов И.Э., Абитов Р.Н. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях применения технологии концентрированного обучения // Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы Международной научнопрактической конференции (г. Казань,10 апреля 2008 года) / Под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. - Казань: КГСАУ, 2008. - С. 78

3. Ермошенко Б., Породенко В., Литвинова Т. Система управления качеством // Высш. образование в России. -

2005. - № 4. - С. 9-14.

4. Костюков А.В., Большаков С.Н. Региональные аспекты обеспечения повышения конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы // Образование и общество. - 2006. - № 3. - С. 39-40.

5. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. - 1999. - № 1/2.

6. Радионова, Н.Ф., Тряпицына А.П. Проблема конструирования исследовательских программ непрерывного педагогического образования // Человек и образование.

- 2009. - N 2. - С 16-23.

7. Сагинова, О.В. Международная стратегия вуза на рынке образовательных услуг: Монография. - М.: Изд-во РЭА, 2005.

8. Шабанов, Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. -М., 2006. - 427 с.

9. Валеева, Н.Ш., Самойлова, Н.И. Педагогические условия реализации зарубежного опыта формирования профессиональной компетентности будущего инженера / Н.Ш. Валеева, Н.И. Самойлова //Вестник Казанского государственного технологического университета.

2006. №3. -С.293-299.

© И.И. Фролова - канд. социол. наук, доц., зав. кафедрой интегрированных систем менеджмента Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права, г. Казань, fii@mail.ru; Г.Н. Ахметзянова - канд. пед. наук, доц. каф. сервиса транспортных систем « Камской госуд. инженерно-эконом. академии, agnineka@yandex.ru; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, kassp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.