Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности российского высшего образования'

Факторы конкурентоспособности российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямина Екатерина Васильевна

В статье рассмотрена конкурентоспособность российского высшего образования. Выделены две вида факторов конкурентоспособности вуза: внешние и внутренние. Выявлена взаимозависимость качества образования и конкурентоспособность высшего учебного заведения. Проанализированы варианты определения рейтингов вузов. Рассмотрены конкурентные преимущества для повышения конкурентоспособности российского высшего образования на рынке образовательных услугI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the competitiveness of the Russian higher education is considered, the basic terms are resulted. Two kinds of high school competitiveness factors are allocated; external and internal. Interdependence of formation quality and higher educational institution competitiveness is revealed. Variants of high schools ratings are analyzed. Competitive advantages for increase competitiveness of Russian higher education in the market of educational services are considered

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности российского высшего образования»

УДК 378

Лямина Е. В.

Факторы конкурентоспособности российского высшего образования

Основной мировой тенденцией в современном обществе является глобализация, которая охватывает все сферы общественной жизни, в том числе сферу образования. Изменения в системе образования происходят во многих западных странах, что обусловлено повышением роли знаний в подготовке новых профессиональных кадров в рамках процесса становления информационной экономики

- стадии развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных благ [1, с. 15].

Усиление конкурентной борьбы в российском секторе образовательных услуг обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, государственным вузам приходится работать в условиях централизованного финансирования и жесткого контроля расходования средств, сокращения доли государственного финансирования сферы образования в ВВП, уменьшения числа абитуриентов в связи с демографическим спадом, сокращения законодательно устанавливаемых льгот для образовательных учреждений, увеличения общего количества российских вузов и т.д. Во-вторых, после подписания Россией Болонской декларации о формировании единой европейской системы высшего образования иностранные учебные заведения получают доступ на российский рынок образовательных услуг. Таким образом, исследование факторов конкурентоспособности российского образования на сегодняшний день является актуальным.

В экономической литературе встречается много различных определений термина «конкурентоспособность». Некоторые авторы под конкурентоспособностью понимают «свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной человеческой потребности и способности выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [2, с. 399]. Конкурентоспособность трактуется также как субъективное понятие

- результат оценки потребителя [3, с. 422]. В самом общем смысле под этим термином пони-

мается способность опередить других в той или иной деятельности, используя свои конкурентные преимущества в достижении поставленных целей [4, с. 84]. Говоря о конкурентоспособности применительно к деятельности вуза, мы будем понимать его настоящие и потенциальные возможности по оказанию образовательных услуг высокого качества, удовлетворяющих потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. При анализе конкурентоспособности вуза выявляют факторы конкурентоспособности, которые соответствуют конкурентным преимуществам, позволяющим заявлять о своих достоинствах. Мы выделяем два вида факторов конкурентоспособности: внешние и внутренние.

Внешняя конкурентоспособность тесно связана с удельным весом иностранных студентов в общей численности студентов. В настоящее время Россия входит в двадцатку стран-лидеров, выпуская ежегодно более 90 тыс. иностранных специалистов. Тем не менее, мировыми лидерами остаются США, Великобритания, Германия, Франция, Австрия. [5]. В России 2007/08 учебном году численность иностранных студентов составило 95781 человек [6], т.е. немногим более 3 % от общего числа российских студентов, или около 1 % от мирового контингента [5]. Причем основная масса иностранных студентов в России - выходцы из развивающихся стран и стран СНГ, для которых это сравнительно дешевый способ получить высшее образование. Реальная конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг не велика, и в последнее время снижается. Поэтому российские вузы должны активно включаться в конкурентную борьбу за привлечение иностранных студентов.

Главная причина низкой конкурентоспособности экономики России, на наш взгляд, снижение интеллектуального потенциала, который формируется, прежде всего, высшим образованием. Так, богатство страны на 87,7 % обеспечивается богатством недр и лишь на 0,1% - наукоемкими технологиями, компьютерным программным

обеспечением, носителями интеллектуальной собственности [7, с. 258]. Как известно, сводный индекс конкурентоспособности страны измеряется на основе макроэкономических показателей, определяющих экономический рост страны. Одним из них является уровень образования занятых. По этой методике среди 75 стран России оказалась на 63-м месте [7, с. 258]. Коэффициент сравнительных преимуществ высшего образования, рассчитанный как отношение доли страны на мировом рынке образовательных услуг к ее доле в мировом экспорте, составил: в 2002 г. в России -0,01; США - 0,08; Англии - 0,09; Франции - 0,08; Австрии - 0,1; Германии - 0,09 [7, с. 259].

В документе ООН «Доклад о развитии человека 2007/08» [8] опубликованы данные по индексу развития человеческого потенциала. Для России данный показатель составляет 0,806 %, что соответствует 73-му месту из 179 стран (по итогам 2006 г). Индекс характеризует средний уровень достижений той или иной страны по трем основным критериям: уровень жизни, уровень материального благосостояния и уровень образования. По уровню образования (грамотность взрослого населения и охват населения начальным, средним и высшим образованием) в России индекс составляет 99,5 % (11 место), Франции - 95,4 % (14), Канады - 99,3 % (6), Германии - 88,1 % (37) [8]. Эти данные показывают достаточно высокое развитие сферы образования в России, однако в целом внешняя конкурентоспособность не велика. Для укрепления позиций России в мировом сообществе была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Ее основным приоритетом названо повышение конкурентоспособности российской экономики, в частности, в сфере высшего образования.

Внутренняя конкурентоспособность российского высшего образования повышается. По данным Росстата [6], за период с 1993 г. по 2007 г. численность вузов увеличилась в 1,8 раза (с 626 до 1108). Этот прирост был в значительной мере обусловлен ростом числа негосударственных высших учебных заведений, которых в 1993 г. было 78, а в 2007 г. - уже 450, то есть число негосударственных вузов возросло в 6 раз, а прирост числа государственных вузов за этот период составил лишь 20 %. Контингент обучающихся в государственных вузах за рассматриваемый период возрос в 2,4 раза; в негосударственных - 17,9 раза. В последнее время активно развивается дистанционное обучение, в связи с развитием современных

информационных технологий, телекоммуникаций, Интернета и др.

Увеличению негосударственного сектора высшего образования способствует «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», принятая Правительством РФ в 2000 г. Она предусматривает «единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности» [9]. Рост негосударственного сектора в образовании можно объяснить, во-первых, большой инновационной гибкостью, скоростью в принятии решений и действий. Во-вторых, большой свободой и широкими возможностями стимулирования труда сотрудников и преподавателей. В-третьих, в негосударственных вузах осознают, что оказывают образовательную услугу потребителю, который платит деньги и хочет получить качественное образование [2, с. 335]. Данная ситуация приводит к усилению внутренней конкуренции в сфере образовательных услуг.

Качество образования - является одним из важнейших факторов конкурентоспособности вуза. Многие исследователи по-разному трактуют термин «качество образования». По мнению Т. С. Шахматовой, качество образования следует понимать как эффективность образовательного процесса, степень достижения поставленных целей [10, с. 4]. Качество образования трактуется также как удовлетворение клиента [11, с. 37]. С. И. Плаксий трактует понятие «качество образования» следующим образом. Во-первых, качество образованности выпускников учебных заведений с точки зрения общественных потребностей самих выпускников, их подготовленности; во-вторых, система обеспечения качества образовательных услуг, включающая в себя основные структурно-функциональные аспекты деятельности учебного заведения, влияющие на качество образования учащегося [2, с. 146]. Качество образования выступает главным конкурентным преимуществом вузов, так как во всем мире резко увеличивается спрос на специалистов высокого профессионального уровня. По мнению С. И. Плаксия, качество образования состоит из следующих элементов: качество образовательной программы; качество кадрового и научного потенциала, задействованных в учебном процессе; качество учащихся (студентов, выпускников) подкрепляемого их итоговой аттестацией; качество средств образовательного процесса: материально-технической, экспериментальной базы, качество учебно-методического обеспечения, качество использования

используемых учебных аудиторий; качества образовательных технологий, включая как традиционные, так и интернативные; качество управления в учебном заведении [2, с. 147].

Таким образом, под качеством образования мы будем понимать результат учебного процесса, зависящий от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, учебно-методической базы, интеллектуального потенциала студентов, применения современных технологий обучения и др. Качество образования достигается в рамках разработанной в вузе системы качества, содержащей основные документальные требования. Для проверки за требованиями по качеству образования в вузе осуществляется надзор за качеством обучения [12, с. 453]. Основная цель построения данной системы - обеспечение конкурентоспособности вуза за счет высокого качества учебного процесса, подготовки конкурентоспособного специалиста. Отсюда качество образования дополнительно включает востребованность выпускников вузов, их служебную карьеру, оценку с точки зрения работодателей [13, с. 61]. Вуз является "посредником" между рынком образовательных услуг и рынком труда. Действуя одновременно на этих рынках, вуз тем не менее имеет один продукт - образовательную услугу, с которым он выходит на оба рынка.

Вуз можно рассматривать как производителя образовательных услуг в форме образовательных программ, которые он предлагает на рынке потребителям. В результате освоения образовательной программы выпускник выходит с определенным качеством подготовки (знания, умения, навыки) и "переходит" с рынка образовательных услуг на рынок труда. При этом его востребованность на данном рынке зависит от того, какую специальность он получил, и какого качества его знания. Данное обстоятельство формирует имидж учебного заведения, что в значительной мере также является фактором конкурентоспособности вуза.

Рейтинг вуза - еще один из важных факторов его конкурентоспособности. Рейтинг - это условный показатель, который основывается на совокупности отдельных признаков. В настоящее время предлагается большое число рейтингов вузов, которые размещены как в Интернете, так и в СМИ. Рейтинги проводят Министерство образования и науки РФ, общественные организации, независимые агентства и др. Так, независимое Рейтинговое Агентство «РейтОР» [14] составляет рейтинги вузов по критериям общественной оценки, опираясь

на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов. Деятельность по ранжированию осуществляется по двум направлениям:

- проводится опрос руководителей вузов, преподавателей, студентов и выпускников, работодателей и экспертов;

- осуществляются обработка и анализ данных по уникальной для России системе общественной оценки качества образования, состоящей из более 50 критериев, разбитых на три подсистемы - оценки работодателей, оценки старшекурсников (выпускников), оценки преподавателей и руководителей вузов.

Существуют и другие рейтинги, оценивающие позицию вуза: по востребованности его выпускников, по количеству абитуриентов на одно место, по числу посетителей сайта вуза в Интернете и другие критерии. Например, Министерство образования и науки РФ предлагает рассчитывать рейтинги вузов на основе показателей карьерного роста и дохода выпускников. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» представляет результаты «Делового рейтинга высшего образования», которые дают оценку востребованности выпускников на рынке труда. Основная задача данного рейтинга - способствовать установлению соответствия российской системы высшего профессионального образования требованиям современной экономики [15]. По разработанной методике «Делового рейтинга высшего образования» Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос руководителей кадровых служб (более 1000 успешных российских компаний), успешных молодых сотрудников этих компаний (около 2000 человек), окончивших вуз в 2002-2005 гг. При формировании рейтинга учитывались следующие показатели: наличие предпочтений в отношении вузов при отборе специалистов для работы в компании; наличие устойчивых связей с вузами, в том числе шефство, регулярный наем выпускников, соглашения о сотрудничестве и пр.; проведение целевых кампаний по набору выпускников вуза и стажеров из числа студентов вуза; обращение сотрудников компании в вузы, которые они окончили, для привлечения молодых специалистов; уровень заработной платы [15]. Рейтинг позволил определить предпочтения работодателей их запросы, выявить лидеров среди вузов в подготовке квалифицированных кадров.

Рейтинги полезны и самим вузам, поэтому они сами проводит оценку своей конкурентоспособ-

ности, выявляя свое положение в сфере образовательных услуг. Для анализа конкурентоспособности вуза используют различные методики, позволяющие оценить истинное положение образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Оценка образовательного учреждения производится путем сопоставления показателей для анализируемого учебного заведения с факторами конкурента. Сначала происходит сбор информации о показателях конкурентоспособности: количество докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, форме обучения студентов, выпускников, грантов и патентов, опубликованных учебников, учебных пособий и монографий, научных, научно-методических конференций организованных вузом, числа персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций и др. Показатели качества обучения следующие: процент хороших и отличных оценок на госэкзаменах, процент дипломных выпускных работ и (или) проектов, оцененных ГАК на "отлично", процент выпускников с гарантированным трудоустройством, наличие пользующейся спросом образовательной услуги, привлекательные цены, рекламная деятельность и многое другое. Полученные данные обычно сводятся в таблицу, для последующего анализа, причем каждому показателю присваивается либо абсолютное, либо относительное значение. Все-

сторонняя диагностика сильных и слабых сторон деятельности вуза дает реальную оценку ресурсов и возможностей, что является базой для разработки конкурентной стратегии для повышения конкурентоспособности.

Развитие информационной экономики требует все большего количества профессиональных кадров, поэтому современный вуз должен быть способен эффективно реагировать на изменение в сфере высшего образования, адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира, осваивать современные формы организации и способы функционирования. Важно чтобы передовые вузы получили возможность открывать новые факультеты и кафедры, самостоятельно формировать учебные планы, усовершенствовать образовательные программы, повышать качество образования с учетом мировых тенденций, использовать новейшие информационные ресурсы и передовые технологии. Именно сейчас нужно повышать конкурентоспособность вуза, когда Россия только открывает миру доступ к своему рынку образовательных услуг. Таким образом, усиление конкурентных преимуществ, ориентирующиеся на качественно новое инновационное образование, позволит повысить конкурентоспособность российской высшей школы по отношению к странам-лидерам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 400с.

2. Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. - М.: Национальный институт бизнеса, 2005. 424с.

3. Загородняя А. А. Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность деятельности вуза // Проблемы современной экономики №3(23), 2007. С.421-425.

4. Васильева З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом № 2(52) 2006. С83-91.

5. Organisation for economic cooperation and development. Statistics and publications. www.oecd.org

6. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт http://www.gks.ru

7. Плаксий С. И. Конкурентоспособность российского высшего образования // Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развития рынка труда. Сборник научных статей /Под ред. А. Н. Крылова и К. Ю. Бенкоста. М.: Изд-во НИБ, 2007 С. 258-265.

8. Human development reports. Statistics. http://hdr. undp.org

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. http://www.dvgu.ru

10. Шахматова Т. С. Оценка качества заказа на образовательные услуги и проекта плана его реализации. Мониторинговое исследование / Т. С. Шахматова, А. Д. Хуторянская: сб.науч.трудов. Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ЦПК, 2005. 104с.

11. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю. П. Похолова и А. И. Чучалина. М.: Логос, 2005. 208с.

12. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М П.

Экономика и организация управления вузом: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 2004. 608с.

13. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. /Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004. 526с.

14. Официальный сайт независимого рейтингового агентства в сфере образования «РейтОР». http:// reitor.ru

15. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» http://www. deloros.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.