ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Подлевский Виталий Викторович
аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: vit.9501@mail.ru
В статье рассмотрены проблемы и перспективы государственной политики, направленной на регулирование занятости выпускников столичных вузов. Автор обращает внимание на некоторые противоречия между потребностями рынка труда и развитием сферы высшего профессионального образования. Предложены конкретные практические рекомендации по развитию государственной политики в сфере регулирования занятости выпускников вузов города Москвы: развивать инновационные программы и профили системы профессионального образования; внедрять методики для подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, в числе которых педагогические, научные и руководящие работники сферы образования; формировать единое образовательное пространство, включающее в себя федеральные государственные учреждения высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, а также их научно-образовательные подразделения, различные конст-
PRIORITIES OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF REGULATING THE EMPLOYMENT OF MOSCOW CITY GRADUATES
Podlevskiy, Vitaliy V.
Post-graduate student of the Department for Labor Economics and HR Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: vit.9501@mail.ru
The article considers problems and prospects of state policy aimed at regulating the employment of Moscow universities' graduates. The author pays attention at some contradictions between the needs of the labour market and the development of higher education. He provides practical recommendations for the development of state policy in the field of regulating employment of Moscow universities' graduates: to develop innovation programs and profiles of vocational education; to introduce methodology for training, re-training and qualification upgrading of employees, including teacher-training, academic and managerial personnel of education field; to shape a common educational space which covers federal state higher education institutions, institutions of further education and their research and educational divisions, different design and innovation companies. On the art of state power it is necessary to establish strict control over education process in universities. At the same time the author recommends to set up a
рукторские и инновационные компании; со стороны государственной власти устанавливать жесткий контроль за образовательным процессом в вузах. Вместе с тем рекомендуется создание специального государственного центра, осуществляющего мониторинг обучения студента и его достижений в вузе.
specialized state center which could monitor student's education and his/her achievements in university.
Ключевые слова: государственная политика, занятость, выпускники столичных вузов, столичное образование, трудоустройство, единый государственный центр, рынок труда.
Keywords: state policy, employment, Moscow universities' graduates, Moscow education, common state center, labour market.
Определение основных приоритетов государственной политики в процессе регулирования занятости выпускников вузов - важный фактор не только решения экономических задач в области обеспечения потребности трудовыми ресурсами, но и инновационного развития экономики. На наш взгляд, задачи профессиональной подготовки, а также дальнейшего трудоустройства и занятости выпускников вузов остаются первоочередными и должны быть решены в ближайшей перспективе.
Неверные решения со стороны государственной власти в данной сфере могут разрушить желания и интересы людей в получении высшего образования, что в свою очередь скажется на конкурентоспособности страны и профессиональном становлении кадров.
Государственные органы власти хорошо понимают, что новые вызовы, которые стоят сегодня перед современной системой образования, требуют подходов по ее серьезной модернизации. На данную необходимость особое внимание обратил глава государства в своем Указе от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Главная цель намеченных мер - повышение уровня и качества образовательного процесса. Основными показателями считаются баллы ЕГЭ для абитуриентов, индекс цитирования для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, а также востребованность выпускников на рынке труда.
Именно выпускники выступают в роли основного продукта образовательной системы. Заинтересованным потребителем этого продукта является работодатель, поскольку именно он оценивает фактор соответствия как профессиональных, так и универсальных компетенций, которые были сформированы в образовательном процессе. Важными
факторами выступают соответствие выпускников занимаемым должностям, уровень заработной платы, а также перспективы для карьерного роста.
В ближайшее десятилетие в экономику страны войдут 10-11 млн молодых людей, большинство из них - специалисты с высшим образованием. Именно поэтому стратегические проблемы кадрового обеспечения сегодня являются не просто актуальными, но и демонстрируют ярко выраженное прикладное значение [5].
Необходимы разработка и внедрение целого комплекса мероприятий по регулированию занятости молодежи, а также более глубокого решения - профессиональной подготовки кадров.
Для того чтобы сформировать полноценный рынок труда, спрос на молодых специалистов должен прогнозироваться на несколько лет вперед, при том что фактор предложения должен оставаться максимально эластичным. Руководство страны формулирует новые задачи в области диверсификации экономики для поиска новых источников ее роста. Согласно данным задачам экономика России должна дать возможность гражданам с высоким образовательным уровнем найти достойное место. Для этого необходимо создавать высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места.
Желание получить высшее образование должно поощряться вне зависимости от государственного образовательного плана. Мы придерживаемся того взгляда, что человек, окончивший вуз, полезнее для общества, если даже в будущем он не сможет трудоустроиться по своей специальности. Проблемы трудоустройства выпускников состоят не столько в наличии рабочих мест и в определении приоритетов государственной политики в области занятости, сколько в самой профессиональной подготовке, а также личностных характеристиках молодых людей - их стремлении в развитии. Таким образом, по нашему мнению, вопросы государственной политики занятости в отношении выпускников вузов должны решаться не с момента их появления на рынке труда и даже не после получения ими диплома о высшем образовании. Это должно происходить гораздо раньше, что было обосновано исследователем Т. О. Разумовой в разработанной периодизации этапов трудовой адаптации1.
Поиск новых направлений реализации государственной политики в сфере занятости выпускников вузов - одна из важнейших государственных задач сегодняшнего времени.
Российская столица является одним из мировых лидеров в плане охвата населения высшим и профессиональным образованием. В мегаполисе обучается порядка 1,3 млн студентов. Это практически десятая
1 См.: Разумова Т. О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда : авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2009.
часть населения всей Москвы и 20% от общего количества занятых в российской столице. Сегодня московские студенты обучаются в 119 образовательных учреждениях, в числе которых 10 вузов, учрежденных правительством, и 179 негосударственных высших учебных заведений. В российской столице обучается более трехсот тысяч студентов из других регионов, в числе которых 40% составляют жители Московской области; 48% московских студентов учатся на очной форме; 75% выпускников общеобразовательных учреждений столицы поступают в государственные вузы и учреждения профессионального образования (с учетом поступающих после основной ступени - почти 90%).
Доля студентов, обучающихся в государственных вузах, составляет 53%х. Большинство государственных учреждений образования, а также высшего и дополнительного профессионального образования предлагают платные программы по реализации экономико-управленческого и гуманитарного направлений, а также информационных технологий, не имея при этом достаточной кадровой базы для того, чтобы реализовывать эти программы на качественном уровне.
Одновременно с этим многие выпускники государственных учреждений высшего профессионального образования, которые имеют инженерный и технологический профиль, испытывают серьезные затруднения с дальнейшим трудоустройством по своей специальности на предприятиях российской столицы.
В сравнении с мировыми и другими российскими мегаполисами в Москве существуют большие резервы для развития информационной составляющей образовательного рынка услуг, которые смогли бы обеспечить их прозрачность для потребителей. Это касается как самих абитуриентов, так и столичных работодателей.
Вместе с тем Москва остается также лидером и по количеству молодежи, которая приезжает учиться в столичные вузы. Их доля составляет не менее 14% от всего количества обучаемых студентов. Именно поэтому даже в условиях сокращения количества молодежи России в возрасте от 15 до 23 лет конкурс в московских вузах остается довольно высоким [3].
Согласно оценкам специалистов, демографические тенденции развития Москвы на среднесрочную перспективу окажут значительное влияние по следующим позициям:
- трудовой потенциал Москвы будет сокращаться в ближайшие несколько лет;
1 См.: Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (20122016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». - URL: http://old.uvuo.ru/doc/mgts/gpstobr.pdf
- уменьшение экономически активного населения города и его трудоспособной части потребует принятия взвешенных решений для его более адекватного использования на рынке труда;
- сокращение численности выпускников школ окажет влияние на структуру профессиональной подготовки и занятости в целом [2].
Безусловно, это, с одной стороны, даст дополнительные преимущества выпускникам школ при поступлении в вузы, поскольку учреждениям высшего образования придется бороться за студентов. С другой стороны, в процессе этой конкуренции вузы, которые не имеют достаточного авторитетного уровня, могут начать снижать стандарты профессиональной подготовки, что в свою очередь может не лучшим образом сказаться на качестве образования.
Большое значение имеет долевое соотношение занятости выпускников в зависимости от уровня их образования. Сбалансированной пропорцией принято считать, когда на одного сотрудника с начальным, а также средним профессиональным образованием приходится полтора сотрудника, которые имеют высшее образование. Однако в данном случае также важно учитывать демографические тенденции, характерные именно для Москвы.
Исходя из того, что среди экономически активного сегмента населения людей моложе трудоспособного возраста меньше, чем в целом по стране, соотношение сотрудников с различным профессиональным уровнем также будет иным. Структура занятости трудоспособного населения города Москвы по отраслям экономики представлена в таблице. Несмотря на существование в Москве государственных вузов, а также учреждений непрерывного профессионального образования, которые имеют мировое имя и довольно высокий уровень показателей качественной подготовки студентов, мегаполис по-прежнему продолжает ощущать переизбыток специалистов, которые, получив высшее образование, обладают недостаточно высокой квалификацией для того, чтобы успешно трудоустроиться по своей специальности. Особенно это касается таких профессий, как юристы и экономисты, менеджеры и представители некоторых технологических специальностей. Одновременно с этим более 30% столичных организаций утверждают, что они испытывают дефицит квалифицированных инженеров, а пятая часть московских компаний нуждается в профессиональных экономистах и юристах.
О наличии проблем в области качества высшего образования в столице говорят также довольно невысокие показатели участия студентов и преподавателей в научной и инновационной деятельности [3]. С одной стороны, кадровый потенциал столичных вузов гарантирует им ведущие роли на рынке российского высшего образования, с другой -факторы неконкурентоспособной заработной платы, как и дефицит
устойчивых финансовых исследований научных изысканий, приводят к серьезному ослаблению данного потенциала.
Структура занятости по видам экономической деятельности в 2012 г.*
Распределение численности трудовых ресурсов Количество, тыс. чел.
1. Среднегодовая численность занятых в экономике 6 567 743
В том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 13 854
рыболовство, рыбоводство 400
добыча полезных ископаемых 4 179
обрабатывающие производства 558 338
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 75 515
строительство 832 624
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1 652 515
гостиницы и рестораны 141 882
транспорт и связь 453 098
финансовая деятельность 360 559
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1 174 113
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 242 607
образование 414 908
здравоохранение и предоставление социальных услуг 325 078
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 315 742
деятельность домашних хозяйств 2 000
деятельность экстерриториальных организаций 331
2. Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы 687 692
3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте:
военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и другое население 2 485 834
в % к трудовым ресурсам 25,5
* Составлено по данным Департамента труда и занятости населения города Москвы и Мосгорста-та.
Согласно итогам социологических исследований, в научно-исследовательских институтах вузов постоянно ведут работы всего от 5 до 15% преподавателей, а научные работы в соответствии с индивидуальными или коллективными грантами различных научных фондов сегодня реализуют не более чем 11% преподавателей. Возраст ведущих профессоров многих вузов превышает 65-70-летний рубеж.
Преодолеть эти тенденции и укрепить потенциал столичных учреждений образования призвана Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Данная программа имеет ряд существенных отличий от предыдущих не только по масштабу, но и по своему статусу. В ней охвачены практически все структуры и процессы, которые связаны с образованием. В первую очередь положения программы направлены на непрерывное обновление обра-
зовательного процесса, который должен оперативно реагировать на запросы самого населения и экономические потребности мегаполиса, а также соответствовать глобальным трендам общественного и мирового развития. Стоимость ее реализации - 1,5 трлн рублей1.
Ключевые принципы реализации программы звучат довольно амбициозно: превратить столичные вузы в локомотивы, призванные модернизировать всю образовательную систему.
Одним из недостаточно эффективно используемых конкурентных преимуществ сферы образования российской столицы специалисты называют возможности концентрации ведущих вузов страны. Программа намерена в полной мере ликвидировать эти пробелы.
Кроме того, образовательная программа предусматривает дополнительные механизмы использования вузовского потенциала и обучающейся там молодежи для решения актуальных задач развития Москвы при помощи взаимодействия московского правительства, Министерства образования и науки, бизнес-сообщества, международных организаций, а также при поддержке различных исследований и проектов и обеспечении процесса сотрудничества вузов с общеобразовательными учреждениями [4].
Пока же и государственные учреждения образования, и другие организации (как высшего, так и непрерывного профессионального образования), которые работают на образовательном рынке российской столицы, выступают в виде разрозненных групп, имеющих разную субъектную подчиненность, и не связаны между собой ни общими задачами, ни требованиями. Российская столица далеко не в полной мере использует потенциал, который имеют федеральные и негосударственные учреждения и организации высшего профессионального образования для того, чтобы эффективно решать задачи по кадровому обеспечению сферы государственных услуг, а также динамичному социально-экономическому и культурному развитию столицы.
В процессе обеспечения плановой потребности в персонале организация должна широко сотрудничать и с государством, и, конечно, с вузами. Кроме этого, возможно и необходимо широкое взаимодействие с кадровыми агентствами, которые могут выполнять широкомасштабные мероприятия по работе с персоналом, в том числе там, где организационные службы управления персоналом не располагают необходимым деятельным потенциалом. Особенно это актуально в современных условиях наращивания специализации и сокращения ресурсного обеспечения в организации. Отставание в области образования от мировых тенденций может усугубить экономические проблемы общества
1 Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (20122016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». - URL: http://old.uvuo.ru/doc/mgts/gpstobr.pdf
и вывести страну на окраину цивилизации. Такого рода результат возможен только при условии модернизации системы высшего профессионального образования, перехода на стандарты нового поколения, вхождения в общемировое образовательное пространство, ориентации на подготовку молодого специалиста новой формации, удовлетворяющего все современные требования, и способность его к освоению современных технологий трудоустройства.
Согласно положениям Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», система высшего образования российской столицы должна не просто оставаться лидером для российского рынка высшего образования, но и выступать одной из визитных карточек Москвы на глобальном образовательном рынке. Лучшие московские вузы в процессе ее реализации должны продемонстрировать высокий уровень конкурентоспособности среди ведущих мировых вузов, привлекая в Россию иностранных студентов и аспирантов.
Таким образом, можно говорить, что сегодня формируется современная образовательная система, основные задачи которой могут быть определены следующим образом:
- развитие инновационных программ и профилей системы профессионального образования;
- создание новых систем воспитания и социализации, а также потенциальных возможностей общественного участия в управлении образованием и их сетевого взаимодействия;
- внедрение методик для подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, в числе которых педагогические, научные и руководящие работники сферы образования;
- популяризация и развитие современных технологий, способствующих становлению современного информационного общества.
Система современного высшего, а также непрерывного профессионального образования столицы должна наладить и закрепить прямые связи с организациями, которые действуют на рынке труда. Кроме того, кадровый ресурс столицы должен быть сформирован таким образом, чтобы он в полной мере обладал компетенциями, которые сегодня необходимы для работы в инновационных сегментах экономики.
Вузовская система столичного образования должна стать фундаментом развития инновационной экономики путем существенного усиления вклада в научные исследования и разработки, а также использования предпринимательских инициатив со стороны преподавателей и студентов. Также должно быть сформировано такое единое образовательное пространство, которое бы включало в себя федеральные государственные учреждения высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, а также их научно-
образовательные подразделения, различные конструкторские и инновационные компании.
Таким образом, императивом развития столицы в качестве успешного мегаполиса выступает постоянное развитие компетенций ее жителей при помощи системы непрерывного образования. Для успешной реализации программы необходимы более жесткий контроль со стороны государственной власти за образовательным процессом в вузах и устранение коррупционных составляющих. Ужесточение требований образовательного процесса в вузах создаст естественный отбор, т. е. выпускаться будут только высококвалифицированные специалисты, что естественным образом решит часть вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов Москвы.
Что касается определения государственной политики в сфере регулирования занятости выпускников столичных вузов, то важным шагом к качественному решению этого вопроса, по нашему мнению, будет создание специального государственного центра, осуществляющего мониторинг обучения студента и его достижений в вузе. Механизм функционирования единого государственного центра на весь город должен включать обоюдное сотрудничество с вузами и работодателями. Вузы должны проводить постоянный мониторинг за обучением каждого студента с первого курса, определять лучших, сдавать отчетность по успеваемости студентов в центр. Центр, в свою очередь, должен создавать базу выпускников, ранжируя их по успеваемости. Обязательно должно быть сотрудничество центра с компаниями Москвы, отслеживание вакансий, информирование о лучших выпускниках.
На наш взгляд, работа подобного государственного органа станет эффективным инструментом решения вопроса трудоустройства выпускников вузов.
Список литературы
1. Асалиев А. М. Самомаркетинг и повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Развитие предпринимательства в торговле и услугах: проблемы и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции «V Найденовские чтения» : сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов / под ред. Ю. В. Рагулиной. - М. : Научная библиотека, 2013.
2. Бабушкина Т. А., Кушнерева А. В. Особенности развития рынка Москвы на современном этапе // Спрос и предложение на рынке труда образовательных услуг в регионах России : сборник докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (31 октября - 1 ноября 2012 г.). - Кн. I. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГу, 2012. - С. 37-53.
3. Зуев В. М., Гретченко А. И. Проблемы высшего образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 2 (56). - С. 5-12.
4. Капелюшников Р. И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? / / Вопросы экономики. - 2012. - № 1-2.
5. Путин В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. - 2012. - 16 января.
References
1. Asaliev A. M. Samomarketing i povyshenie konkurentosposobnosti rabotnikov na rynke truda [Self-Marketing and Enhancing Competitiveness of Employees on Labour Market], Razvitie predprinimateVstva v torgovle i uslugakh: problemy i perspektivy, materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «V Naydenovskie chteniya», sbornik nauchnykh statey prepodavateley, aspirantov i studentov [Developing Entrepreneurship in Trade and Service Sector: Problems and Prospects, Materials of the International Conference 'The 5-th Naidenov Readings', collection of articles by lecturers, post-graduate and undergraduate students], ed. Yu. V. Ragulina, Moscow, Nauchnaya biblioteka, 2013. (In Russ.).
2. Babushkina T. A., Kushnereva A. V. Osobennosti razvitiya rynka Moskvy na sovremennom etape [Specific Development of Moscow Market at the Current Stage], Spros i predlozhenie na rynke truda obrazovateVnykh uslug v regionakh Rossii, sbornik dokladov po materialam Devyatoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii (31 oktyabrya - 1 noyabrya 2012 g.) [Demand and Supply on the Market of Education Services in Russian regions, collection of reports on materials of the 9-th Internet Conference (31.10 - 01.11. 2012)], Book I, Petrozavodsk, Publishing House of Petrozavodsk University, 2012, pp. 37-53. (In Russ.).
3. Zuev V. M., Gretchenko A. I. Problemy vysshego obrazovaniya v svete novogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Problems of Higher Education in View of a New Law 'About Education in the Russian Federation'], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 2 (56), pp. 5-12. (In Russ.).
4. Kapelyushnikov R. I. Spros i predlozhenie vysokokvalifitsirovannoy rabochey sily v Rossii: kto bezhal bystree? [Demand and Supply of Highly-Qualified Labour in Russia: Who was the First?], Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2012, No. 1-2. (In Russ.).
5. Putin V. Rossiya sosredotachivaetsya - vyzovy, na kotorye my dolzhny otvetit' [Russia is Concentrating-Challenges we Must Meet], Izvestiya [The Izvestiya], 2012, January 16. (In Russ.).