Научная статья на тему 'Предпочтения студентов Пермского государственного университета в области занятости'

Предпочтения студентов Пермского государственного университета в области занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
548
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА / РАБОТАЮЩИЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Мария Борисовна, Стерлигова Елена Алексеевна, Ермакова Оксана Александровна, Дроздова Екатерина Владимировна

Рассматриваются вопросы вторичной занятости студентов и первичной занятости выпускников Пермского государственного университета на рынке труда. Выявляются причины трудоустройства молодежи и предпочтения, касающиеся рода деятельности, настоящей и предстоящей работы. Анализируются особенности занятости студентов и выпускников Пермского государственного университета в зависимости от факультета и курса, на котором они обучаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of secondary employment of students and initial employment of graduates of the Perm state university on a labour market are considered. The reasons of employment of youth and the preferences concerning a sort of activity, the present and forthcoming work come to light. Features of employment of students and graduates of the Perm state university are analyzed depending on faculty and a rate on which they are trained

Текст научной работы на тему «Предпочтения студентов Пермского государственного университета в области занятости»

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 911.3

М.Б. Иванова, Е.А. Стерлигова, О.А. Ермакова, Е.В. Дроздова ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: [email protected]; [email protected]

Рассматриваются вопросы вторичной занятости студентов и первичной занятости выпускников Пермского государственного университета на рынке труда. Выявляются причины трудоустройства молодежи и предпочтения, касающиеся рода деятельности, настоящей и предстоящей работы. Анализируются особенности занятости студентов и выпускников Пермского государственного университета в зависимости от факультета и курса, на котором они обучаются.

К л ю ч е в ы е с л о в а: молодежная занятость; предпочтения трудоустройства; работающие студенты; социологический опрос.

Современное состояние рынка труда характеризуется повышенным интересом со стороны работодателей к студенческой молодежи и выпускникам учреждений профессионального образования. Вопросы занятости и трудоустройства молодежи в настоящее время приобрели особую актуальность в связи с повышением требований к квалификации кадров на рынке труда.

Главная функция высшей школы как социального института - это подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных молодых специалистов. Сложившаяся на сегодняшний день картина свидетельствует о том, что услуги, предъявляемые высшими учебными заведениями, весьма разнородны по качеству. Увеличивающееся количество высших учебных заведений и предлагаемых ими дипломов генерируют условия конкуренции. Для анализа вторичной занятости студентов и первичной занятости выпускников Пермского государственного университета на рынке труда необходимо понять особенности их поведения на рынке труда.

Актуальной проблемой учащейся молодежи является нечетко сформированное профессиональное самоопределение в ранней юности. Традиционно процесс профессионального самоопределения рассматривается как этап, приблизительно совпадающий с окончанием средней школы. Исследователи отмечают как вынужденность этого выбора, так и неготовность большинства учащихся к самому выбору и принятию ответственности за него.

Задачи построения собственно профессиональной карьеры, по сути, начинают решаться гораздо позже, на старших курсах вуза или даже после окончания института. В итоге, сталкиваясь с реальными сложностями выбора и построения своей профессиональной карьеры, некоторые студенты нередко балансируют между нереалистическими претензиями и пассивностью, полным нежеланием осуществлять реальный выбор, неверием в свои силы.

На современном этапе необходима программа мер по активизации и усилению конкурентоспособности молодежи, впервые вступающей на рынок труда, формированию внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. Для молодых специалистов Пермского государственного университета все большее значение приобретает не только престижность диплома, но и вероятность трудоустройства после его получения.

Нами были обработаны и систематизированы анкеты регистрации студентов, выдаваемые кадровым агентством «Alma mater» Пермского государственного университета, выявлена специфика занятости студентов разных факультетов университета. В исследовании приняли участие студенты всех факультетов Пермского государственного университета, которые заполнили анкету кадрового агентства «Alma mater» в 2008 учебном году. В результате исследования нами были получены следующие выводы:

1. Наиболее предпочитаемой сферой деятельности среди студентов ПГУ является сфера бизнеса и рекламы, что отражает тенденции современного российского общества.

© Иванова М.Б., Стерлигова Е.А., Ермакова О.А., Дроздова Е.В., 2010

2. Работа с документами является для студентов более предпочитаемой в будущей профессиональной деятельности, чем работа с людьми.

3. Требования к заработной плате у студентов имеют видимые различия. Наряду с тем, что некоторые студенты имеют завышенные претензии к заработной плате, большинство учащихся предъявляет обоснованные требования к ее размеру.

4. Целью большинства студентов является получение высшего образования. Преобладающая часть учащихся собирается работать после окончания университета по своей специальности.

5. Студенты считают, что такие личностные качества, как целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, являются наиболее положительными и позволяют добиться успеха в любой сфере профессиональной деятельности. Наиболее часто называемыми «отрицательными» личностными качествами являются «неприязнь к рутинной работе» и «лень».

6. В качестве основных требований, которые студенты предъявляют к своей работе, выступают: индивидуальная работа, свободный график работы, постоянный круг обязанностей, постоянное рабочее место, близкое расположение места работы к дому.

7. Среди дополнительных умений и навыков студенты всех факультетов 1-го, 2-го, 3-го курсов указывают, что владеют иностранным языком на среднем уровне, а половина студентов старших курсов - свободно разговаривают на иностранном языке. Почти все учащиеся определили себя как опытные пользователи ПК. Это свидетельствует о том, что студенты являются весьма приспособленными к современным условиям труда.

Итак, проведенный анализ анкет студентов позволил выяснить представления учащейся молодежи Пермского государственного университета о профессиональной деятельности, а также выявить личностные качества студентов, которые, по их мнению, повышают или снижают эффективность работы.

Более масштабное исследование было проведено в 2008-2009 учебном году студентами кафедры социально-экономической географии, которые совместно с преподавателями разработали опросный лист и провели анкетирование среди студентов старших курсов (4-5), магистрантов 1-го и 2го года обучения всех факультетов и специальностей ПГУ по вопросам занятости и трудоустройства. В центре внимания были представления студентов о будущей профессиональной деятельности.

Представления об образе профессионала. Данный вопрос рассматривался по факультетам и курсам, в виде частотного анализа. Далее в скобках указан коэффициент встречаемости конкретных ответов в анкетах участников исследования. Представителям биологического факультета (табл. 1) наиболее близок образ «шефа» (0,36), на второй позиции - образ «труженика» (0,24). Можно предположить, что на данном факультете обучаются люди достаточно ответственные, целеустремленные, желающие с помощью труда добиться своей цели и построить карьеру. Именно такие специалисты наиболее востребованы на рынке труда, и впоследствии им намного проще трудоустроиться и прочно закрепиться в организации.

Таблица 1

Коэффициент частоты встречаемости в ответах образа профессионала

Факультет Образ профессионала

«шеф» «труженик» «серый кардинал» «наблюдатель»

Экономический 0,61 0,13 0,11 0,08

Г еологический 0,46 0,21 0,12 0,12

Механико-математический 0,45 0,21 0,12 0,10

СИЯЛ 0,45 0,17 0,09 0,06

Юридический 0,43 0,27 0,17 0,05

Г еографический 0,41 0,21 0,12 0,12

ФСФ 0,35 0,29 0,06 0,06

Физический 0,33 0,27 0,10 0,12

Филологический 0,27 0,26 0,13 0,12

Химический 0,27 0,22 0,16 0,17

Средние по частоте встречаемости являются образы «серого кардинала» (0,15) и «наблюдателя» (0,15). Данный факт показывает, что значительное количество студентов обладает высокими амбициями при отсутствии желания что-либо делать. Такие люди не задерживаются долго на одном месте работы, создавая текучесть кадров и интересны лишь немногим работодателям. Остальные образы представлены коэффициентом менее 0,04 и не представляют особого интереса. Любопытен

факт, что никто из студентов факультета не поставил вариант «несколько ответов» или же «нет ответа», что характеризует их как определившихся, четко знающих, что они хотят от работы.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать, анализируя ответы студентов и других факультетов. Такие работники, как правило, рано или поздно занимают достаточно устойчивую позицию на рынке труда. Выделяется историко-политологический факультет. Здесь наиболее близок студентам образ «шефа» (0,32) и «серого кардинала» (0,33), образ «труженика» (0,15) выбирают немногие, из чего можно сделать вывод лишь о высоких амбициях выпускников данного факультета, желанию добиться все легким способом. В процессе обучения на престижных факультетах студенты получают уверенность в том, что в случае их успешной учебы, получения достаточно объема знаний в университете они смогут построить карьеру.

По частоте встречаемости образ «шефа» на 4-ом и 5-ом курсах (0,44) значительно преобладает, далее следует образ «труженика» (0,22), «серый кардинал» и «наблюдатель» имеют коэффициент около 0,1. Иная картина у студентов магистратуры. Образы «шефа» (0,28), «серого кардинала» (0,24) и «труженика» (0,23) распределены равномерно. Субъективные представления об образе профессионала у магистров более реалистичны, так как большинство из них трудоустроены и уже имеют опыт профессиональной деятельности.

В целом по ПГУ значительно преобладает образ «шефа» (0,43), что говорит о целеустремленности студентов данного ВУЗа, желании занять пост руководителя в организации. Значительное количество студентов выбрало также образ «труженика» (0,20), что говорит о трудолюбии студентов и стремлении добиться успеха в профессии.

Представления об отрасли будущей профессиональной деятельности. Вопрос о выборе студентами отрасли будущей профессиональной деятельности рассматривался по факультетам и курсам, в виде частотного анализа. Студенты всех факультетов проявляют желание работать в отраслях промышленности. В большей мере это характерно для студентов химического (0,38) и геологического (0,26) факультетов. Это вполне объяснимо, т.к. в Пермском крае находится значительное количество предприятий химической промышленности, а также предприятий по поиску, добыче полезных ископаемых, их обогащению и первичной переработке. Среднее значение коэффициента имеют биологический (0,12), физический (0,12) факультеты. Сравнивая результаты, полученные при исследовании различных курсов на факультетах, можно сделать вывод, что наибольшее желание работать в отрасли промышленности имеют студенты 4-го курса химического (коэффициент 0,41), геологического (0,24) факультетов, студенты 5-го курса следующих факультетов: химического (0,35), геологического (0,24), физического (0,20).

Одним из самых распространенных мест трудоустройства после окончания ПГУ являются рабочие места в образовании, науке, культуре и искусстве. Во-первых, образование ПГУ является классическим и в дипломах многих специалистов дополнительно указана квалификация «Преподаватель». Во-вторых, именно в данной отрасли наблюдается дефицит рабочей силы. В целом по ПГУ коэффициент равен 0,07. Факультетами с наибольшим относительным числом желающих работать в данной отрасли стали филологический (0,30), историко-политологический (0,14) факультеты, СИЯЛ (0,25) и ФСФ (0,13). Из опрошенных студентов физического факультета никто не выбрал данную отрасль. Желание студентов относительно рассматриваемой отрасли практически не зависит от курса обучения: 4-й - 0,06, 5-й - 0,08, магистратура - 0,07.

Наибольшим желанием работать в этих отраслях обладают студенты географического (0,14) и геологического (0,13) факультетов. Среди студентов магистратуры не желают работать в образовании представители механико-математического и физического факультетов. Это обусловлено тем, что студенты данных факультетов, получая образование высокой ступени, имеют множество шансов трудоустроиться на более высокооплачиваемые рабочие места в других отраслях.

Особое желание трудиться на предприятиях строительной индустрии возникает у студентов геологического и географического факультетов. Спектр профессий, например техник-геодезист, на этих факультетах позволяет работать выпускникам в данной отрасли. В целом по ПГУ коэффициент 0,06. Следовательно, желание работать в данной отрасли у студентов университета имеется. Для магистрантов (0,09) эта отрасль кажется более привлекательной, чем для студентов 4-го (0,06) и 5-го (0,06) курсов.

Несколько факультетов университета выпускают специалистов в области кредитования, финансов и страхования. Коэффициент по ПГУ составляет 0,10. Доля желающих трудоустроиться на соответствующие рабочие места высока. Помимо этого, отрасль весьма перспективна, и рабочие места в ней высоко оплачиваемы. Наибольшая доля желающих трудиться в этом секторе характерна для студентов экономического факультета (0,23). Также выделяются ФСФ (0,15), механикоматематический (0,13), географический (0,09), юридический (0,08), биологический (0,06) и геологический (0,06) факультеты. Коэффициент на 4-ом и 5-ом курсах практически равный и сохраняется на

высоком уровне - 0,12 и 0,09 соответственно. Студенты-магистранты не изъявили особого желания работать в рассматриваемой отрасли (0,04).

Перечень представленных отраслей в вопроснике охватывал не все отрасли экономики, по которым в ПГУ ведется подготовка специалистов, поэтому коэффициент желающих работать в других отраслях оказался наиболее высоким и составил 0,15. Студенты университета высказывали желания работать в таких отраслях, как природоохранная деятельность, сфера гостеприимства, туризм, сфера сервиса, ювелирное дело, органы юстиции, политические технологии, дипломатия, правоохранительные органы, нотариат. Многие студенты отмечают сферу бизнеса, военную службу, рекламу, СМИ.

Сельское и лесное хозяйство. В целом по ПГУ коэффициент 0,01. Желание работать в данной отрасли особо не изъявил никто. Коэффициент не поднимается выше 0,03.

Транспорт и связь. В целом по ПГУ коэффициент невысок и составляет 0,03. Стоит отметить физический (0,06) факультет, выпускники которого имеют возможность работать по специальности в отрасли связи. Также отличаются географический (0,06), геологический (0,05) факультеты, выпускники которых также могут работать в данной отрасли. По курсам количество студентов, выбравших данную отрасль, распределилось равномерно. Следует отметить лишь биологический факультет, основное число положительных ответов среди которого приходится на 5-й курс. А также физический факультет, коэффициенты которого следующие: 4-й курс - 0,07, 5-й курс - 0,00, магистры - 0,20.

Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка. В данной отрасли в целом по ПГУ коэффициент 0,05, это объясняется достаточной доступностью отрасли для молодого специалиста, отрасль не наукоемкая, следовательно, выпускникам не требуется особых достижений в науке и студенты даже с низким уровнем знаний могут добиться успеха в данной отрасли. Наибольшее количество желающих трудоустроиться в данной отрасли имеются на биологическом (0,10), географическом (0,11) факультетах, в силу невозможности трудоустройства по специальности, а также экономическом (0,08) факультете, в силу наличия на факультете специализаций, например маркетинг, логистика, которые дают право работать в данной отрасли. Среди студентов 4-го курса коэффициенты распределились аналогично: географический (0,12), геологический (0,13), экономический (0,10). Количество студентов пятикурсников и магистрантов, выбравших данную отрасль, несколько меньше - 0,4, относительно 4-го - 0,6. Выборы студентов пятикурсников по факультетам распределились равномерно. Нет пятикурсников, желающих работать в торговле, на следующих факультетах: механико-математическом, химическом, юридическом. Среди магистрантов данную отрасль выбрали лишь студенты биологического (0,17) и геологического (0,7) факультетов.

Отрасль ЖКХ, непроизводственных видов бытового обслуживания. В целом по университету коэффициент составил 0,003. Данная отрасль привлекла лишь некоторых студентов четвертого курса биологического и географического факультетов, а также магистров физического факультета. Сложившаяся ситуация обусловлена достаточно низкой репутацией данной отрасли в обществе, а также невозможностью получения высокооплачиваемой должности и успешного продвижения по карьерной лестнице.

Наука и научное обслуживание. Ситуация в данной отрасли подобна ситуации с отраслью образования, искусства и культуры, коэффициент по ПГУ составил здесь 0,05, это обусловлено малым количеством желающих связать свою жизнь с престижной, но мало оплачиваемой отраслью. Хотя по факультетам и курсам коэффициенты распределяются иначе. В целом из факультетов выделяются более высокие коэффициенты на физическом (0,16) и биологическом (0,15) факультетах. Нет желающих трудоустроиться в данной отрасли на ФСФ, СИЯЛе, экономическом факультете. Анализируя данные по курсам, сделаем вывод, что наибольшим желанием пойти в науку обладают студенты магистратуры (0,08), что вполне логично, так как именно магистратура является переходной ступенью для поступления в аспирантуру.

Государственная служба и аппарат органов управления. По ПГУ в целом коэффициент желания работать в данной отрасли составил 0,11. Это говорит о престижности данной отрасли, о ее высоком значении в обществе, о высокой оплате труда, возможности карьерного роста в отрасли, так как именно по этим критериям большинство выпускников ПГУ выбирает отрасль последующего трудоустройства. Большое желание имеют студенты биологического (0,15), географического (0,14), историко-политологического (0,25), юридического (0,29) факультетов, СИЯЛа (0,15) и ФСФ (0,21). Это факультеты гуманитарных, естественных и общественных наук, выпускники которых наиболее ориентированы в специальностях, подкованы в основных дисциплинах данной отрасли. Не желают работать в данной отрасли выпускники физического факультета. Ответившие положительно на данный пункт вопроса равномерно распределены между студентами всех опрашиваемых курсов: 4-й - 0,12, 5й - 0,10, магистранты - 0,12.

Подавляющее большинство студентов указали одну отрасль в ответах, что может рассматриваться как показатель целенаправленности. Каждый пятый студент университета в ответах указал не одну, а несколько отраслей, что говорит о неуверенности выбора некоторых студентов на данном этапе обучения или о широте диапазона возможного трудоустройства по получаемой специальности.

Не дали ответа на данный вопрос 2% респондентов, что говорит о малом числе студентов, которые не могут выбрать желаемую отрасль трудоустройства, следовательно о сознательности студентов ПГУ. Самый большой коэффициент «не определившихся» среди студентов-пятикурсников - 0,28, наименьший у магистрантов - 0,17. Это говорит о большей целеустремленности студентов магистратуры, о наличии четкого сформировавшегося мнения о цели в отраслевой структуре экономики.

Выбор места жительства и трудоустройства. Некоторые молодые специалисты после получения высшего профессионального образования уезжают из Пермского края. В связи с этим мы выясняли у студентов, в какой город России они бы переехали, если бы им представилась возможность трудоустроиться там. В скобках указана доля студентов в процентах, выбравших тот или иной вариант ответа.

В целом по университету самым привлекательным для студентов является г. Санкт-Петербург - 37% опрошенных студентов ПГУ выбрали именно его. В этом городе значительно развиты практически все сферы хозяйства, а трудоустроиться в нем намного проще, чем в Москве. Санкт-Петербург отличается развитой инфраструктурой и единственным негативным фактором является своеобразный климат, на который большинство студентов закрывают глаза. В Москве хотели бы работать 17% студентов, а в Екатеринбурге - 10%.

Таблица 2

Выбор места жительства (города) студентами ПГУ,

% желающих на факультете/курсе

Факультет Нет ответа Ни за что не перееду Москва -- трг Екате- ринбург Другой город Несколько ответов

Историко- политологический 0 10 16 54 4 16 0

Философско- социологический 0 18 16 52 6 2 6

Биологический 0 10 9 44 17 19 1

Химический 5 7 13 44 14 14 5

Г еографический 3 7 13 41 12 19 5

Филологический 0 11 16 41 11 15 6

Механико-математический 3 21 13 39 4 14 6

СИЯЛ 1 5 17 38 9 16 12

Экономический 0 11 23 30 13 13 10

Г еологический 2 10 19 29 11 27 2

Физический 4 16 10 28 6 20 16

Юридический 3 9 20 27 13 27 1

Около 17% студентов выбирают различные города России, такие как: Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Воткинск, Иркутск, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Магнитогорск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Сочи, Сургут, Ханты-Мансийск, а также некоторые другие. Перечень городов достаточно велик, с каждого факультета в различные города желает уехать 2-3 студента, и это обусловлено многими личными пристрастиями и причинами, а главное то, что эти города являются их родиной и там живут их родители. Лишь 11% студентов ни за что не желают уезжать из Перми. Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что Пермь не является привлекательным городом для жизни и карьеры у студентов ПГУ, хотя и является привлекательным для получения высшего образования. Данные о выборе места жительства и трудоустройства по факультетам представлены в табл. 2.

Таблица 3

Выбор места жительства (города) студентами ПГУ,

% желающих на курсе

Курс Нет ответа Ни за что не перееду Москва Санкт- Петербург Екатерин- бург й од го ро Несколько ответов

4-й курс 2 12 17 37 9 17 7

5-й курс 1 10 17 36 12 18 6

Магистра- тура 5 9 8 42 13 21 4

Предпочтения в выборе желаемого города для трудоустройства у студентов четвертого и пятого курсов практически совпадают (табл.3).

Если рассматривать респондентов 4-го курса, то среди них наибольшее количество желающих трудоустроиться в Перми обучается на механико-математическом (21%) и философско-социологическом (22%) факультетах, наименьшее - на факультете СИЯЛ (2%). Видимо, студенты СИЯЛа после окончания ПГУ желают вести более активный образ жизни благодаря своим профессиональным умениям переводоведения в разных областях. В столице мечтают устроиться студенты различных факультетов в равной степени (около 20 %). Существенно меньше, чем на других факультетах, доля желающих переехать в Москву у биологов (5 %). По всей видимости, студенты-биологи не видят себе применение в столице. Доля четверокурсников, желающих трудоустроиться в Санкт-Петербурге, на всех факультетах велика (от 29 до 51 %). Наибольшее желание уехать в Екатеринбург выказывают студенты биологического факультета (22 %), наименьшее - механико-математического (2 %) и физического (0 %). Скорее всего, это связано с тем, что студенты данных факультетов представляют, что в сфере их профессиональной занятости в Екатеринбурге шансов трудоустроиться меньше, чем в других городах, включая Пермь. Наибольшее число сомневающихся, выбравших несколько вариантов ответов, на факультетах СИЯЛ и физическом (по 17%).

У пятикурсников ситуация с выбором города для трудоустройства в будущем сложилась примерно так же, как на четвертом курсе. Наибольшим желанием остаться в Перми обладают студенты механико-математического факультета (29 %), что значительно превышает процент желающих на других факультетах (менее 15 %), и это не удивительно. Известно, что учащиеся именно этого факультета еще студентами начинают работать на многочисленных предприятиях г. Перми по специальности. В столице желают трудоустроиться студенты философско-социологического факультета (29 %). Может быть, это связано с высокими амбициями студентов философов и социологов, поэтому они не бояться ехать в Москву и делать там карьеру. Число желающих трудоустроиться в Санкт-Петербурге велико на всех факультетах (от 23 % - на юридическом до 61 % - на историкополитологическом). В Екатеринбург желают уехать 2 % историков, 4 % математиков и физиков, 6 % философов, 8 % сияловцев и геологов, на остальных факультетах число желающих от 10 до 15 %. Таким образом, несмотря на относительную близость к Перми крупнейшего города Урала, он не является для студентов ПГУ безусловно привлекательным.

Магистранты существенно меньше, чем студенты выказывают желание переехать в Москву (8%). Кроме того, среди них больше желающих трудоустроиться в Санкт-Петербурге (42 %). Скорее всего, это обусловлено пониманием того, что в Москве они столкнуться с серьезной конкуренцией за рабочие места. Санкт-Петербург же несколько уступает Москве по подготовке магистрантов разного профиля, а вот научно-исследовательский сектор экономики у двух столичных центров развит примерно одинаково. Уехать в Москву желают лишь магистры биологического (20%) и физического (14%) факультетов. В Санкт-Петербурге больше всего мечтают трудоустроиться магистранты географического факультета (64 %), т.к. именно в этом городе шанс трудоустроиться по специальности особенно велик. В Перми не желают оставаться географы и химики (только по 2-3 % магистрантов ответили, что ни за что не переедут из Перми). Магистранты физического факультета, по всей видимости, уже трудоустроены в Перми, поэтому доля желающих остаться в городе самая высокая (40 %). В Екатеринбург в равной степени большое число желающих уехать физиков (20 %) и юристов (18 %). Наибольшее желание уехать в другие города изъявили магистры геологического и физического факультетов (по 40 %).

Как бы ни отвечали студенты, в любом случае это всего лишь их желание, которое часто остается нереализованным в силу ряда причин.

Если рассматривать страну, в которую студенты поехали бы работать, если бы им представилась такая возможность, в целом по университету, то лидирующими оказались ответы «я останусь в России, хотя меня не все здесь устраивает» (29 %) и «прочие страны» (24 %) (табл. 4). Это связано с не устраивающей студентов обстановкой в России во многих сферах, начиная с проблем трудоустройства, жилищных проблем, заканчивая в целом политикой государства, экономической нестабиль-

ностью. К другим странам студенты в своем большинстве отнесли такие, как Франция, Великобритания, Канада, Япония, Италия, Австралия, Испания, Норвегия, Чехия, Бразилия, Новая Зеландия. Единцы отметили Голландию, Индию, Таиланд, Египет, Израиль, ЮАР, Армению, Бангладеш, Финляндию, Марокко, Грецию, Нидерланды, Швецию, Сомали, Чили. Встретились и такие варианты ответа, как любая страна, но не Россия.

Таблица 4

Выбор места жительства (страны) студентами ПГУ,

% желающих на факультете

Факультет Нет ответа Я никуда не поеду из России, меня здесь все устраивает Я останусь в России, хотя меня не все здесь устраивает США Гер- мания Китай Страна СНГ Другая страна Не-сколько ответов

Биологический 0 14 42 11 14 0 0 20 0

Г еографический 2 15 25 9 20 2 2 22 2

Г еологический 2 19 29 8 15 1 1 20 5

Историко- политологический 0 17 24 7 16 10 1 25 0

Механико- математический 2 22 29 8 13 1 1 19 4

СИЯЛ 1 3 16 6 20 0 1 41 11

Физический 2 22 27 2 31 6 4 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филологический 0 18 38 5 9 1 1 28 0

Философско- социологический 0 13 44 2 11 0 2 24 5

Химический 0 17 31 2 22 2 2 25 0

Экономический 0 16 27 9 16 2 0 30 0

Юридический 1 17 34 3 15 3 2 25 1

В Германию желают уехать 16% студентов ПГУ, устраивает Россия также 16% студентов. В США желает отправиться 7%. США и Германия являются наиболее развитыми из представленного списка странами с высоким уровнем жизни, высоким научным потенциалом, поэтому такой достаточно высокий процент желающих отправиться именно в эти страны обусловлен весьма серьезными причинами. Желающих отправиться в Китай 2%, в страны СНГ 1%. Низкий процент обусловлен тем, что Китай, хотя и является развивающейся страной с достаточно высоким научным потенциалом, развитыми сферами промышленности, все-таки обладает рядом серьезных недостатков: избыточное население, малая площадь, и, как следствие, невысокий уровень жизни. Страны СНГ также не относятся к списку развитых, а уровень жизни и научный потенциал не выше, чем в России, поэтому число желающих отправиться в эти страны невелико. Несколько вариантов выбрали 2 %, не ответили на вопрос 1 %, что соответствует значительной определенности студентов ПГУ, а также уверенности в своем выборе и целенаправленным действиям.

В целом в ответах студенты указывают, что если бы у них была возможность трудоустроиться за рубежом, большинство бы ее не упустили. Возможно, это говорит о том, что современную молодежь, молодых специалистов не устраивает сложившаяся ситуация на российском рынке труда. В России пока нет никаких гарантий, что выпускник вуза может устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу, которую сейчас часто выполняют люди со средним образованием, устроившиесь в фирмы по знакомству. Для того чтобы не происходило «утечки мозгов», нужно оживить российский рынок труда, привести его в стабильное состояние.

Необходимо отметить, что на биологическом, филологическом и философско-социологическом факультетах наибольший процент студентов, предпочитающих остаться в России, вне зависимости от того, устраивает ли их нынешняя экономическая, политическая, социальная обстановка в стране, по 56 % на каждом факультете. На остальных факультетах данный показатель составляет 40-50 %.

Наибольшую часть студентов старших курсов биологического факультета обстановка в России не устраивает, но, несмотря на это, они не собираются покидать родную страну (42% студентов), 20 % старшекурсников уехали бы в любую другую страну, имея такую возможность. В Германию

желает отправиться 14 % студентов, другие 14% желают остаться в России, так как их здесь все устраивает. 11 % респондентов желают трудоустроиться в США.

Аналогичная ситуация на филологическом и философско-социологическом факультетах. Максимальную долю на этих факультетах составляют лица, которых не устраивает российский рынок труда, но, тем не менее, в никакую другую страну перебираться они не собираются (38 % и 44 % соответственно). Респонденты, которых российские социальные, экономические, политические условия «вполне устраивают», составляют соответственно 18 % и 13 %. Недалеко ушли по численности желающие отправиться в Германию (9 и 11 %). Отличительной чертой от студентов биологического факультета является меньшее желание отправиться в страны США, так как эти факультеты, все же ориентированы на выпуск специалистов для российского рынка.

На геологическом факультете трудоустроиться в России планирует 48% студентов, из них «не устраивает многое в стране» - 29%. Уехали бы работать в Германию 15 % опрошенных, в США - 8%, в другие страны - 20%. В Китай и страны СНГ по 1% студентов.

Наибольшую часть старшекурсников географического факультета не устраивает ситуация в России, но, тем не менее, они бы предпочли трудоустроиться в нашей стране (25 %). Число желающих отправиться в Германию, если бы им представилась такая возможность, 20 %. Не собираются уезжать из России 15 % опрошенных географов, их здесь все вполне устраивает. В США желают отправиться 9 % студентов, в Китай и страны СНГ по 2%, а в прочие страны - 22 %. На геологическом, историко-политологическом и механико-математическом факультетах ситуация аналогична предпочтениям географов.

Среди студентов историко-политологического факультета 41 % желающих остаться в России, из них ответ «устраивает все в стране» дали лишь 17 %. Такое положение весьма удивительно, ведь специалисты данного профиля ориентированы на отрасли промышленности, на их развитие в стране, и наиболее востребованы именно в России. Тем не менее, на данном факультете наибольший среди всего университета процент желающих отправиться в Китай (10%), на остальных факультетах таких студентов менее 6 %. С чем связано такое предпочтение, неизвестно, возможно, что Китай имеет богатую историю, своеобразную политическую систему, которая очень заинтересовала нынешних старшекурсников историков и политологов. В Германию желает отправиться 16 %, в США - 7 %, прочие страны - 25 %, что соответствует уровню большей части факультетов.

На механико-математическом факультете количество желающих остаться в России достаточно велико - 51 %, это выше среднего показателя по факультетам - это максимум среди всех факультетов, что неудивительно, ведь именно выпускникам механико-математического факультета наименее затруднительно трудоустроиться в стране, а тем более в регионе. Доля студентов, желающих трудоустроиться в США, если представиться такая возможность, 16 %. Этот факт связан с тем, что российские программисты весьма ценятся на мировом рынке труда, а США является страной с высоким уровнем НТП, уровнем доходов, уровнем жизни, что весьма привлекательно для выпускников механико-математического факультета. Как следствие, оставшиеся страны имеют следующие показатели: Германия - 13%, Китай и страны СНГ - по 1 %, прочие страны - 19 %.

Следует выделить факультет СИЯЛ, так как всего 3 % опрошенных старшекурсников устраивает в России все и они намерены трудоустроиться именно здесь. Основная же часть старшекурсников планирует отправиться за рубеж, и это не удивительно, так как именно этот факультет выпускает специалистов с различными профилями, непосредственно связанными с иностранными языками. Лидирующими странами, в которые желали бы отправиться выпускники данного факультета, являются Германия - 20 % и США - 6 %. Несколько вариантов ответов дали 11% респондентов факультета, это самый большой процент среди факультетов. Оставшиеся 40 % старшекурсников желают отправиться в различные другие страны.

В Г ерманию больше прочих желают отправиться студенты физического факультета -31%. Студенты физфака отличаются также тем, что только здесь поровну распределился процент желающих остаться в России, которых в стране все полностью устраивает (22 %), и тех, кого здесь многое не устраивает, но, тем не менее, никуда уезжать они не собираются (27 %). Помимо этого, лишь некоторые студенты старших курсов физфака желают отправиться в Китай (6 %), США (2 %) и прочие страны (4 %).

На экономическом факультете процент желающих отправиться в страны, не представленные в списке, - 30 %, в США - 9 %, и показатель желающих остаться в России - 41 %, из них всего лишь 16% в стране все устраивает. Именно студенты экономического факультета наиболее ознакомлены с экономической ситуацией в стране, и больше всех других понимают актуальные ныне проблемы. Значит, их взгляд вполне объективен, но студенты не желают помогать стране выйти из данного положения, а предпочитают лишь уехать в прочие страны, где их собственный уровень жизни будет достаточно высок. В Германии студентов-экономистов желает трудоустроиться 16 %, в Китае - 2 %.

Студенты химического и юридического факультета имеют практически одинаковые предпочтения. Доля желающих остаться в России составляет 48 % на химическом, 51 % на юридическом факультетах, из них все устраивает в России лишь по 17 % на каждом факультете. К среднему среди факультетов показателю относится желание отправиться в прочие страны 25 % на обоих факультетах. Желающих трудоустроиться в Китае или странах СНГ также равная доля, которая составляет по 2%. Различается на факультетах лишь показатель желающих отправиться в Германию, которых на химическом факультете 22 %, а на юридическом - лишь 15 %, ведь химики с российским образованием более востребованы на мировом рынке труда, нежели юристы.

Рассмотрим, как желание отправиться в ту или иную страну зависит от курса обучения, воспользовавшись для этого табл. 5.

Таблица 5

Выбор места жительства (страны) студентами ПГУ,

% желающих на курсе

Курс Нет ответа Я никуда не поеду из России, меня здесь все устраивает Я останусь в России, хотя меня не все здесь устраивает США Герма- ния Китай Страна СНГ Другая страна Не- сколько ответов

4-й курс 1 16 30 8 17 3 1 22 3

5-й курс 1 17 27 7 16 1 1 27 2

Магист- ратура 2 16 31 7 12 2 0 30 1

Совпадает доля на различных курсах лишь желающих отправиться в США 7-8 %, желающих остаться в России, которых «здесь все устраивает», 17-18 %. Эти показатели, вне зависимости от курса обучения, соответствуют показателям по университету в целом. Наименьшим желанием остаться в России обладают пятикурсники. Магистранты - это студенты, желающие в большей степени заниматься наукой в России, а пятый курс делает более осознанный выбор, чем четвертый. Пятикурсник уже имеет точное представление, что его устраивает, а что нет, и многие из них имеют достаточно сильное желание после получения образования высокого уровня трудоустроиться за рубежом. Если рассматривать выбор студентов различных курсов, то 4-й и 5-й курс отдают предпочтения Германии (16-17 % студентов), магистранты - 12 %. Магистранты, в свою очередь, предпочитают страны, не представленные в списке (30 %), 5-й курс - 27 %, 4-й - 22 %. Эти различия в большей степени связаны с личными потребностями, желаниями, мотивациями студентов.

Среди студентов 4-го курса наибольшая доля желающих остаться в России на биологическом факультете (61 %), наименьшая - на факультете СИЯЛ (17 %), а также на географическом факультете (36 %). В США больше всех желают отправиться также студенты биологического факультета (12 %), наименее - химического (0 %). Желающих трудоустроиться в Германии большинство на химическом (32 %), физическом (24 %) факультетах, на прочих факультетах доля распределилась в пределах 1117 %. В Китай стремятся уехать историки (17 %) и физики (7 %). Страны СНГ предпочитает лишь химический факультет (5 %). Ни в какие другие страны не желают отправляться будущие физики (0 %), что ни скажешь о студентах СИЯЛа (44 %).

Рассмотрим предпочтения пятикурсников. Доля желающих остаться в России максимальна на филологическом и философско-социологическом факультетах (по 59 %), минимальна - на историкополитологическом факультете (33 %). В США не желают трудоустраиваться выпускники химического и философско-социологического факультетов, наибольшим желанием обладают математики (11 %) и биологи (12 %). В Германии трудоустроиться больше всех желают физики - 47 % (максимальный показатель по данному критерию среди всего ПГУ), меньше всех - географы (8 %). В Китай желают отправиться студенты физического факультета (7 %), в страны СНГ - студенты философско-социологического (6 %) и юридического факультетов (4 %), на остальных факультетах доля сохраняется в пределах 0-2 %.

В магистратуре на физическом факультете 80 % студентов желают остаться в России, причем устраивают все условия 40 % из них. Минимальный показатель по данному критерию у студентов магистратуры географического факультета, где желающих остаться всего лишь 21 %, и всех нынешняя обстановка в России не удовлетворяет. На механико-математическом факультете 40% магистрантов также желает остаться в России, на остальных факультетах доля желающих сохраняется в пределах 53-56 %. В США вообще не желают отправляться магистры-географы и физики, наибольшим

желанием обладают магистры механико-математического факультета (13 %). В Германию не желают уезжать лишь физики, максимальна доля желающих географов (43 %), на остальных факультетах доля желающих в пределах 5-10 %. В Китае желают трудоустроиться лишь магистры механикоматематического (3 %) и химического (5 %) факультетов. В страны СНГ магистры уезжать не собираются. Процент желающих трудоустроиться в других странах весьма стабилен и составляет 32-36%, за исключением геологов (20%) и физиков (0 %). Интересен тот факт, что 20 % физиков не определились с выбором и дали несколько вариантов ответа.

Удовлетворенность работающих студентов условиями труда. На вопрос об удовлетворенности студентов условиями работы по условиям анкеты отвечала лишь часть респондентов, т.к. большинство студентов-старшекурсников еще не трудоустроены, занимаются целиком учебой, а нам важно изучить предпочтения именно работающих старшекурсников.

Для получения более полного, четкого и верного результата нами был использован метод средней балльной оценки. Именно с помощью данного метода мы можем выявить, какие характеристики будущего места работы доминируют при трудоустройстве, а какие отталкивают студентов от трудоустройства по данной вакансии. Мы можем проследить также, насколько важны многообразные характеристики для студентов различных факультетов, в пределах университета, насколько отличается степень важности у студентов одного факультета, но разных специальностей, а также различных курсов. Респондентам было необходимо проставить балл от 1 до 5 по каждой характеристике, где 1 -категорически нет, 5 - абсолютно устраивает.

Совсем не устраивает старшекурсников заработная плата и социальные гарантии, но в сложившейся на сегодня в России экономической ситуации это совсем не удивительно. Скрытая безработица растет, работодатели вынуждены удерживать на предприятиях работников даже при отсутствии работы. У студентов классического университета складывается мнение, что они достойны более высокой оплаты труда. Что касается социальных гарантий, то при современных рыночных отношениях, работодатели стараются экономить практически на всем, в том числе и на социальном пакете. Средними по удовлетворенности для респондентов явились такие пункты, как близость работы к дому или университету. Этот факт имеет место, так как мы анкетировали студентов дневного отделения. Вполне довольны выпускники интенсивностью, объемом выполняемой работы и условиями труда.

Наиболее удовлетворяют работающих студентов-старшекурсников коллектив, график работы, начальство. Выявленные предпочтения студентов относительно настоящего и будущего трудоустройства требуют более детального изучения, выявления взаимосвязей с получаемой специальностью, курсом и некоторыми другими характеристиками с целью последующей возможности появления более тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.

Успешное трудоустройство учащейся молодежи и выпускников - задача, в решении которой заинтересованы не только сами студенты, но и вузы. В связи с наличием множества проблемных моментов становится актуальной деятельность кадрового агентства университета по таким направлениям, как профориентационное информирование, профессиональная адаптация, формирование культуры общения с работодателями (например с помощью тренингов), организация непосредственного взаимодействия студентов с работодателями (например проведение ярмарок вакансий, встреч с работодателями и др.), информирование работодателей о возможностях и требованиях студентов к своей профессиональной деятельности. Таким образом, проблема трудоустройства и занятости учащейся молодежи является актуальной и требует дополнительного изучения и разработки с целью эффективного ее решения. Это возможно, на наш взгляд, осуществить в рамках службы психологического сопровождения обучения в вузе - Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников «Alma Mater» Пермского государственного университета.

M.B. Ivanova, E.A. Sterligova, O.A. Ermakova, E.V. Drozdova PREFERENCES OF STUDENTS OF THE PERM STATE UNIVERSITY IN THE FIELD OF EMPLOYMENT

Questions of secondary employment of students and initial employment of graduates of the Perm state university on a labour market are considered. The reasons of employment of youth and the preferences concerning a sort of activity, the present and forthcoming work come to light. Features of employment of students and graduates of the Perm state university are analyzed depending on faculty and a rate on which they are trained.

Keywords: youth employment; preferences of the employment; working students; sociological interrogation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.