Научная статья на тему 'Географическое образование и исследования в годы Великой Отечественной войны (на материалах Пермского края)'

Географическое образование и исследования в годы Великой Отечественной войны (на материалах Пермского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1088
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лучников Андрей Сергеевич

Освещается вклад представителей географического образования и науки Пермского края в достижение победы в Великой Отечественной войне, в том числе студентов и преподавателей географических факультетов Пермского государственного педагогического института и Пермского государственного университета участников боевых действий и работавших в тылу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the representatives of Perm region's geographical education and science for the achievement of the Victory in The Great Patriotic War is revealed. It is told about students and lecturers of the geographical departments of Perm State Pedagogical Institute and Perm State University, who took part in warfare and worked in the difficult conditions of rearward

Текст научной работы на тему «Географическое образование и исследования в годы Великой Отечественной войны (на материалах Пермского края)»

К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

УДК 001+908(470.53)

А.С. Лучников

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (на материалах Пермского края)

Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15. (342) 239-64-96, [email protected]

Освещается вклад представителей географического образования и науки Пермского края в достижение победы в Великой Отечественной войне, в том числе студентов и преподавателей географических факультетов Пермского государственного педагогического института и Пермского государственного университета - участников боевых действий и работавших в тылу.

Ключевые слова: географическая наука; географическое образование;

Великая Отечественная война.

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь народов СССР молниеносно; враг выжигал целые деревни и полные хлеба поля, оставляя после себя пустынные города и горы металла. На территории России практически нет ни одной семьи, которой не коснулись бы события почти семидесятилетней давности. Память о тех, кто с оружием в руках защищал свою землю, трудился и терпел лишения в тылу, о бессмертном подвиге всех и каждого должна сохраниться в сердцах их потомков. Воины Великой Отечественной, участники народного ополчения, партизаны и труженики тыла сделали возможным дальнейшее существование нашей страны. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто ковал Великую Победу, и поэтому должны рассказать обо всех - и о тех, кто вернулся с полей сражений, и о тех, кто остался лежать в земле. Неслучайно говорят: «До тех пор, пока хотя бы один воин считается пропавшим без вести и ненайденным, война не окончена». Российская земля хранит еще тысячи историй - историй о подвигах Безымянного Солдата.

В данной работе мы постарались собрать многочисленные отрывочные сведения о вкладе в достижение победы пермских географов - студентов и преподавателей, как участвовавших в боевых действиях, так и ковавших славу советского оружия и науки в уральском тылу. Исследование имеет двоякую цель. Работа, во-первых, носит историко-мемориальный характер: необходимо напомнить о причастности географов Пермской области к судьбе России военных лет и назвать имена тех, кто воевал и трудился ради Победы. Во-вторых, она имеет образовательное значение - должна стать ориентиром, отправной точкой для тех, кто поставит себе задачу подробнее изучить этот вопрос.

О вкладе отечественных географов в освобождение нашей страны и Европы от фашизма написано много, но далеко не достаточно. Этой теме посвящен, например, один из номеров сборника «Вопросы географии» («Советские географы - фронту и тылу», №128), опубликованный к 40-летию окончания ВОВ. Достойно представлены географы в сборнике «Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.». С этой точки зрения интерес представляют также некоторые публикации историка географии, научного сотрудника Института географии РАН, участника ВОВ Льва Соломоновича Абрамова (1919 - 2005). В его работах и статьях других авторов «перечислены тысячи фамилий,... роль отдельных учреждений, отраслей нашей науки и ведущих географов весьма полно» [1, с. 4].

В то же время вклад отдельных региональных географических центров представлен в литературе слабо, сведения о военном периоде их существования отрывочны и не дают полного представления о том, что было сделано в трудные годы. Кроме того, недостаточно полно изучен в отечественной литературе вопрос о том, как менялась география в годы войны, какие изобретения и научные открытия военных лет, периода восстановления народного хозяйства были внедрены в практику, и т.д. Вот только один из примеров. За работы, связанные с научно обоснованной и мобильной эвакуацией оборонных и иных предприятий из западных областей СССР на Урал, экономико-географ Н.Н. Колосовский получил в 1942 г. Сталинскую премию I степени по экономическим наукам [5]. Такой

© Лучников А.С., 2010

практический опыт и работы предыдущих лет по территориальной организации производительных сил позволили Н.Н. Колосовскому в

1947 г. сформулировать теории энергопроизводственных циклов и территориально-производственных комплексов, считающиеся достижениями отечественной экономико-географической мысли.

Война повлияла на все стороны жизни страны, заставила выявить главное и заново расставить приоритеты. Она изменила географическую науку. Очень четко об этом в 1942 г. написал глава Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии академик Александр Евгеньевич Ферсман: «Огромные сдвиги вызвала она (война. - А.С.) и в нашей (советской. - А.С.) науке. Многое заставила пересмотреть в наших методах «спокойной» академической работы... Но среди всех этих изменений в области знания самые интересные и самые широкие проблемы выдвинуты в науке, которую мы, сознаемся, не очень признавали в старое время за самостоятельную научную дисциплину, но которая сейчас во всей сложности военной обстановки выходит на передовое место и делается одной из тех военных дисциплин, которые готовят решения важнейших и труднейших задач мирового конфликта. Речь идет о географии. Только сейчас, когда разразилась война, когда во всей остроте запросов фронта и тыла перед географией были поставлены не проблемы теоретической науки, а задачи сегодняшнего дня, впервые география почувствовала в себе новые силы и стала искать и реально находить новые пути» [13, с. 25].

Сразу же после начала войны остро стал вопрос о необходимости картографического обслуживания фронта, о представлениях прогнозов погоды и географических описаний мест военных действий. Однако в советских военных академиях география была скорее всего учебной дисциплиной второго плана. Преподавали ее политработники. Слушателям предлагали в лучшем случае составлять краткие пояснительные записки по картам общегеографического атласа [1]. Довоенная Германия опередила в этом направлении Советский Союз. Многолетняя подготовка к войне странами гитлеровской коалиции предусматривала в том числе и подробное картографическое и географическое изучение театра будущих военных действий. Над составлением картографических материалов в Третьем рейхе трудились три организации (Mil Geo, Luft Geo, Marinen Geo), а сама картография была подчинена географии.

В СССР в самые первые дни войны резко возросла необходимость в специалистах-географах и картографах. Именно в это время студенты, аспиранты, преподаватели географических факультетов, академики научных географических институтов страны включились в борьбу против захватчиков.

В Военно-топографической службе географы (например, будущий профессор Н.А. Гвоздецкий) занимались созданием и редактированием карт. Именно в этот трудный период для картографических описаний стали широко применяться аэрофотоснимки, позволившие резко повысить распознаваемость и точность объектов на местности. Сотрудники Гидрометеослужбы СССР, подчиненной Наркомату обороны, занимались составлением прогнозов погоды, в том числе и для Военно-морского флота. Научным обслуживанием метеопрогнозов занимались такие известные ученые, как С.П. Хромов, Б.А. Аполлов и др. Гидрологи обеспечивали военных сведениями о реках и водоемах, сроках их замерзания и вскрытия вод, консультировали практически все операции по форсированию рек. Аналогичная информация представлялась и по заболоченным территориям. Географические знания потребовались флоту во время активных действий в Арктике, при подготовке бойцов для операций на Кавказе, при проведении других мероприятий.

В тылу сотрудники московской группы Института географии АН СССР (под руководством В. Ф. Васютина) составляли военно-географические описания. Межинститутская группа спецкартирования (под руководством И.П. Герасимова) готовила карты проходимости местности для военной техники и пехоты. Группе были заказаны карты на всю территорию от Волги до Берлина - и это уже в первые месяцы войны. Институт мерзлотоведения СССР разрабатывал экспресс-методы по определению упругости льда. Особая комиссия под руководством А.Е. Ферсмана занималась вопросами дешифрирования, проходимости болот, спелеологии, изучением природного и культурного ландшафта для осуществления маскировки. В этой комиссии работали известный в будущем профессор Д.Л. Арманд, географ и поэт Ю.К. Ефремов.

Эвакуированные из Москвы и Ленинграда географические институтские группы и специалисты принимали участие в решении вопросов размещения производства, выявления земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны - на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане и Средней Азии. О.Р. Назаревский пишет: «Большая часть сотрудников Института географии АН СССР была эвакуирована в Алма-Ату, и основным объектом его работ по проблеме мобилизации ресурсов тыловых районов для нужд обороны стал Казахстан с его громадной

территорией, расположенный в глубоком тылу и обладающий значительными, но еще недостаточно изученными и используемыми природными ресурсами» [8, с. 185]. Казахстанский филиал АН СССР в конце 1941 г. возглавил крупнейший экономико-географ и организатор географической науки профессор Николай Николаевич Баранский. Подобные работы в среднеазиатских республиках возглавили профессора Глеб Никанорович Черданцев и Владимир Михайлович Четыркин (в Узбекистане), Валентин Алексеевич Танаевский (в Таджикистане).

Большое значение в годы войны имело изучение транспортно-энергетических связей и обеспечение бесперебойной эвакуации военных предприятий из западных частей СССР. Согласно решению комиссии по мобилизации ресурсов Урала для нужд обороны, Совета по изучению производительных сил АН СССР эту работу возглавил профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, известный инженер и ученый Николай Николаевич Колосовский. О том, насколько возросла нагрузка на отдельных магистральных направлениях Уральской железной дороги, свидетельствуют следующие факты: «Только в район Тагильского узла к декабрю 1941 г. прибыло свыше 10 тыс. вагонов с оборудованием 40 заводов, в том числе 14 крупных» [5, с.17-18]. Уже в ноябре 1941 г. группой под руководством Николая Николаевича были представлены в комиссию две работы: «Железнодорожный транспорт Урала: неотложные мероприятия военного времени» и «Тагильский железнодорожный узел: рекомендации в связи с военными условиями». Содержавшиеся в них предложения позволили усилить транспортные связи Среднего Урала с западными, восточными и южными регионами страны.

Кроме того, тысячи сотрудников и студентов географических факультетов и академических институтов ушли добровольцами на фронт. Многие из них не вернулись. Участниками боевых действий на разных участках советско-германского фронта были: П.М. Алампиев, В.А. Анучин, Ю.Д. Дмитревский, Н.Н. Казанский, А.М. Колотиевский, В.В. Покшишевский, Б.Н. Семевский, Ю.Г. Саушкин, Я.Г. Фейгин, А.Т. Хрущев и др. В блокадном Ленинграде от голода скончался председатель картографической и демографической комиссий Географического общества СССР Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский.

Свой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков внесли представители и пермских центров географического образования. К началу 1941 г. в г. Перми два высших учебных заведения занимались подготовкой географов - географический факультет Пермского педагогического института и геолого-географический факультет Пермского университета.

Первый из них, самый старый и большой по количеству выпускников, был основан в 1932 г. известным ученым, педагогом-географом Вадимом Александровичем Кондаковым (1886 - 1959). К началу войны геофак состоял уже из отдельных кафедр физической и экономической географии, обладал укомплектованным профессорско-преподавательским составом. Среди преподавателей факультета выделялись Л.Г. Черемин, А.А. Лютин, Н.Я. Таскаева, А.Г. Воронов, В.Ф. Богословский и др. Была создана научно-методическая база для подготовки учителей средних школ в виде многочисленных кабинетов. В основном благодаря авторитету декана факультет установил тесные связи с профильными факультетами Москвы и Ленинграда. В 1940/41 уч. Году здесь обучалось примерно 120 студентов [3].

В августе 1941 г. к занятиям на дневном отделении приступили из них только 35. Остальные ушли на фронт. Среди фронтовиков-студентов географического факультета следует выделить имя Татьяны Барамзиной (1919 - 1944) - за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашизмом, ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С самого начала войны бывшая студентка Таня Барамзина училась в школе медсестер, работала в пермских госпиталях. В 1944 г. она окончила Центральную школу снайперов и с апреля 1944 г. служила на разных участках фронта. Однако из-за слабого зрения вскоре ей было запрещено служить снайпером, и она перешла в телефонистки. 5 июля 1944 г. Татьяна Барамзина в составе 70-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта была направлена в тыл противника для выполнения боевой задачи. На марше возле деревни Пекалин батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою Татьяна Барамзина из снайперской винтовки уничтожила 20 солдат противника, под огнём оказывала помощь раненым. В блиндаж, в котором находились раненые, ворвалась группа гитлеровцев. Татьяна Барамзина отстреливалась до последнего патрона. Когда патроны закончились, она была схвачена. Гитлеровцы подвергли её пыткам, а потом расстреляли [15].

Именем Татьяны Николаевны Барамзиной названы улицы в Перми, Минске, Глазове, Ижевске. Ее барельеф высечен в стене главного корпуса Пермского государственного педагогического университета. На месте гибели в Минской области ей поставлен памятник.

Экономико-географ, бывший декан геофака Николай Евгеньевич Ревниных, преподаватель геоботаники Борис Алексеевич Бочаров (1905 - 1942) и заведующий кафедрой экономической географии Л.Г. Черемин (1906 - ?) также ушли защищать Отечество. Среди них необходимо выделить имя Леонида Георгиевича Черемина - одного из первых представителей экономической географии в Перми.

Ученик В.П. Семенова-Тян-Шанского и В.Э. Дена, он окончил географический факультет Ленинградского университета в самый трудный год его существования (1931), в разгар идеологической борьбы московской и ленинградской школ. После защиты кандидатской диссертации в Нижегородском пединституте (1934) он был принят на должность доцента на географический факультет Пермского пединститута, а в 1937 г. возглавил кафедру экономической географии. В конце 1930-х гг. он подробно

занимался изучением экономико-географического положения Пермской области. В педагогической работе ратовал за необходимость привлечения студентов к самостоятельной работе, многое сделал по обустройству кабинета экономической географии, регулярно выступал с научно-популярными лекциями на предприятиях и в колхозах [2]. Война прервала творческие начинания талантливого ученого. Леониду Георгиевичу было всего 35 лет.

В первый год войны сотрудники и студенты геофака, испытывая немалые трудности, продолжали активно трудиться. С началом боевых действий в Пермь хлынул поток эвакуированных. Количество студентов увеличилось за счет прибывших из Украины, Белоруссии, Смоленской, Тверской областей. По сведениям К.Г. Бутыриной, наполняемость групп в 1941/42 уч. Году увеличилась до 13-20 человек [3].

На педагогическую работу в Пермь были переведены доцент Л.Е. Иофа, профессор А. Кадачников и др. С именем кандидата географических наук Леонида Евгеньевича Иофы (1908 - 1974) связаны крупные достижения исторической географии. В 1931 г., окончив МГУ по новой специальности «экономическая география», он был оставлен работать на кафедре, возглавляемой Н.Н. Баранским, в качестве ассистента, сотрудника НИИ географии, руководителя Рязанской экспедиции. В декабре 1941 г. Леонид Евгеньевич эвакуировался в Пермь, где работал старшим преподавателем кафедры географии ПГПИ, читал лекции по различным разделам экономической географии и вел спецсеминар по экономической картографии. Будучи представителем московской школы, Л.Е. Иофа уделял большое внимание работе студентов с картой, применению историко-описательного метода в географических исследованиях. Помимо учебной деятельности Леонид Евгеньевич проводил большую агитационную работу: читал лекции на курсах пропагандистов областного комитета партии, выступал в войсковых частях и госпиталях, перед населением города и области [11; 12].

В 1942 г. он занимался сбором первичного материала по экономической географии Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. В дальнейшем начинания Л.Е. Иофы были продолжены специальной Коми-Пермяцкой экспедицией, организованной в 1944 - 1945 гг. В ее задачи входило экономико-географическое исследование этого региона с целью изучения его ресурсного потенциала. В ней приняли участие как сотрудники Института географии АН СССР, так и группа студентов Пермского пединститута. Итогом работы комиссии стало издание монографии «Коми-Пермяцкий национальный округ» (под ред. академика А.А. Григорьева), получившая положительный отзыв Географического общества СССР.

Одновременно с работой по изучению Коми-Пермяцкого округа он приступил к исследованиям процессов формирования уральских городов. «Грозные исторические события войны побуждают его обратиться к роли Урала в исторических судьбах страны, осмыслить функции этого огромного индустриального края» [11, с. 489-491]. Именно в Перми Л. Е. Иофа приступает к написанию главного труда своей жизни - книги «Города Урала». К сожалению, она не была закончена - вышла только первая часть, посвященная развитию уральских городов в феодальный период (от русской колонизации до 1861 г.).

В июне 1944 г. Леонид Евгеньевич покинул Пермь и переехал в Москву, где прожил до конца своей жизни. Ученый с большой теплотой вспоминал свое пребывание в нашем городе в годы ВОВ и особенно в связи с тем, что именно здесь он определился со своими научными предпочтениями, а позже стал одним из самых известных отечественных географов благодаря пермским начинаниям.

По воспоминаниям К.Г. Бутыриной, в годы войны обучение на географическом факультете Пермского пединститута «проходило по системе вечернего отделения, но только наоборот: в первую половину дня студенты учились, а вторую половину и ночью многие работали на заводе

им. Дзержинского1, в госпиталях, на железной дороге и др.» [3, с. 18.]. Помимо такой работы приходилось организовывать самообслуживание, связанное с уборкой в институте и поддержанием быта в общежитиях. Особенно трудной была транспортировка дров от железной дороги к общежитиям, но все равно учиться было холодно и голодно. Тяготы студенческой жизни военных лет сглаживали культпоходы в кино и театры, тем более что в Пермь был эвакуирован из Ленинграда Мариинский театр оперы и балета.

Сама Ксения Георгиевна Бутырина (1920 - 2000) - выпускница геофака пединститута 1945 г., позже преподаватель кафедры физической географии ПГПИ, а с 1955 г. - Пермского университета. В годы учебы Ксения Георгиевна была именным стипендиатом, возглавляла комсомольскую организацию факультета, руководила трудовыми делами студентов. Учебу в институте она совмещала с

работой в Бахаревской школе, позднее - в отделе агрометеослужбы Пермского областного управления сельского хозяйства [6]. Кстати, выпуск географического факультета ПГПИ 1945 г. состоял всего из 5 человек ввиду оттока эвакуированных студентов и преподавателей.

В заключении рассказа о геофаке ПГПИ в годы войны необходимо отметить, что первые послевоенные наборы студентов были знаменательны зачислением вчерашних □arotids и офицеров, творцов Великой Победы. Многие из них позже стали известными людьми в Прикамье. Так, в 1951 г. факультет окончило 9 участников Великой Отечественной войны, в том числе будущие научные работники П.Н. Чепкасов, В.С. Григорьев, С.К. Белозеров, А.В. Турышев и Г.Я. Кузнецов. Последний из них имел ученую степень доктора наук и был профессором в Высшей школе при ЦК КПСС.

Второй центр географического образования в Перми в 1940-е гг. был представлен географическим отделением геолого-географическим факультета Пермского университета. В 1936 г. здесь была организована кафедра физической географии, для заведования которой был приглашен из Иркутска профессор Сергей Николаевич Лаптев (1887 - 1993). Уже через два года был проведен первый набор студентов-географов.

Учебным планом 1940/41 уч. Года предусматривалось открытие новых кафедр -экономической географии, геодезии и картографии, но Великая Отечественная война помешала осуществлению намеченных мероприятий. В первые месяцы 1941 г. защищать Родину ушла половина студентов очного отделения (более 400) и треть профессорско-преподавательского состава (более 50 человек) университета во главе с ректором Александром Ильичом Букиревым.

В числе первых на передовые позиции отбыли студенты геолого-географического факультета. Среди них - географы С. Бажин, В. Балков, Г. Ворончихин, А. Дубовцев, В. Карпов, А. Сбитнев, А. Цилев, Н. Шавкунов и др. По-разному сложилась их судьба - многие не вернулись с фронта.

Танкист, командир тяжелого танка ИС-3 Александр Григорьевич Сбитнев (1917 - 1943), участвуя в прорыве непреступной «Голубой линии» под станцией Крымской (в районе Новороссийска), оказался у подбитого танка среди нападающих фашистов. На окрик «Сдавайся!» он ответил: «Коммунисты не сдаются». Сражаясь до последнего патрона, он погиб. Это было летом 1943 г. Смертью храбрых пал в тяжелом бою под Ржевом тихий и скромный младший лейтенант, командир стрелкового взвода 118-й дивизии Александр Васильевич Цылёв (1918 - 1943) [10]. В ноябре 1943 г. во время боевого вылета пропал без вести стрелок-радист 511-й штурмовой авиационной дивизии Сергей Павлович Бажин (1919 - 1943).

Владимир Александрович Балков (1921 - 2009) был в числе первого набора студентов-географов ПГУ. После начала войны он был призван в армию и определен курсантом школы пилотов в Ижевске, затем 21-го запасного авиаполка. В 1942 - 1943 гг. проходил авиационнотехническую подготовку в г. Троицке и служил авиамехаником по вооружению 48-го истребительного авиаполка в Приморском крае. Был награжден медалью «За Победу над Германией». После войны в 1948 г. В.А. Балков окончил географический факультет, защитил кандидатскую диссертацию и остался работать на кафедре физической географии. В 1960 - 1962 гг. Владимир Александрович был деканом географического факультета ПГУ. В 1969 г. после защиты докторской диссертации переехал на постоянную работу в Уфу, где до 1991 г. заведовал кафедрой физической географии в Башкирском госуниверситете и создал свою научную школу.

1 В эти годы географический факультет Пермского пединститута располагался в правом крыле будущего корпуса №5 Пермского университета, а его общежитие - на улице Ленина.

Среди других студентов-географов набора 1938 г. следует назвать Виктора Васильевича Карпова, будущего старшего преподавателя кафедра физической географии и многолетнего заместителя декана географического факультета ПГУ. В 1941 г. Виктор Васильевич был призван в армию и после учебки с ноября 1942 г. принимал участие в военных операциях на Западном, а после 2м Белорусском фронте в должности стрелка-радиста на штурмовике ИЛ-2, сделал более 50 боевых вылетов. Капитан В.В. Карпов был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и 8 медалями. В 1948 г. В.В. Карпов окончил ПГУ по специальности «географ-гидролог» и был направлен на работу в Камское бассейновое управление. С 1954 по 1981 г. Виктор Васильевич работал в ПГУ.

Среди девушек-географов назовем имя зенитчицы Розы DarotidsD, ушедшей на фронт добровольцем в апреле 1942 г. в числе тридцати девушек-студенток ПГУ. Вскоре после учебных занятий все они были направлены в подразделение зенитно-пулеметных полков Московского фронта ПВО. «Они стали воздушными разведчиками, наблюдателями, зенитчиками, пулеметчиками и связистами. Трудна была их военная служба. Приходилось жить в сырых землянках или палатках, в любой мороз, дождь, ветер, стоять на посту разведчиком-наблюдателем, дежурить у зенитных пулеметов и орудий, восстанавливать связь» [4].

Среди преподавателей кафедры на фронт отправился доцент Дмитрий Моисеевич Пинхенсон (1913 - 1985), в будущем известный ученый и исследователь Советского Севера и истории Северного морского

пути. В 1936 г. Д.М. Пинхенсон окончил географический факультет Ленинградского университета и направлен на работу в Пермь. На кафедре физической географии ПГУ он читал лекции по экономической географии СССР и зарубежных стран. В 1941 г. был призван в армию. Его боевой путь начался в 357-й ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии, сформированной осенью 1941 г. в Удмуртии. В дивизии Дмитрий Моисеевич был политагитатором и вместе со своими однополчанами испытал все тягости войны, участвовал в тяжелой Ржевской боевой операции [7]. В течение 17 месяцев (с сентября 1941 по март 1943 г.) направление на Ржев оставалось главным для фашистской Германии. За этим плацдармом открывался прямой путь на Москву. Вермахтское командование во что бы то ни стало хотело удержать эту стратегически важную местность. Для советской армии, которая понесла под Ржевом значительные потери, это было время тяжелых военных неудач и испытаний. Более 1 миллиона человек убитыми - таковы итоги этого противостояния. Очень большими были безвозвратные потери и среди местного населения. После окончания войны в 1945 г. Дмитрий Моисеевич вернулся в Ленинград и работал на кафедре экономической географии Ленинградского педагогического института, защитил докторскую диссертацию (1964).

В военное время жизнь Пермского университета не останавливалась: учебные занятия не прекращались, факультеты работали по ускоренному выпуску специалистов. Весь университет разместился в химическом и геологическом корпусах - остальные были заняты эвакогоспиталями, Наркоматом угольной промышленности СССР и другими организациями. Сотрудники и студенты ПГУ интенсивно занимались научной, в том числе экспедиционной, работой для нужд фронта и тыла, трудились на оборонных предприятиях, проводили агитационную работу [9]. На геологогеографическом факультете в течение всех военных лет также активно велась научноисследовательская работа. Так, кафедра физической географии оказывала помощь Пермскому сельэлектро по научному обоснованию строительства малых ГЭС на притоках Камы, Пермскому управлению лесного хозяйства - по природно-географическому районированию лесов Прикамья, Камскому бассейновому управлению - по изучению многолетних колебаний гидрометеорологических элементов на водосборе Камы [14].

1 мая 1942 г. состоялся первый выпуск географов с присвоением квалификации научного сотрудника, преподавателя вуза и средней школы. Из 60 человек первого набора университет окончили только 10, в том числе будущие известные пермские ученые и профессора: Борис Алексеевич Чазов (1920 - 2005), Александр Сергеевич Шкляев (1919 - 1987), известный исследователь Антарктики Леонид Иванович Дубровин (1919 - 1988). После нескольких лет работы в школах Б.А. Чазов и А.С. Шкляев вернулись в ПГУ и были приняты в качестве ассистентов на кафедру физической географии. В дальнейшем они способствовали ее развитию, появлению новых специальностей, становлению пермской географической школы и открытию нового - географического - факультета в Пермском университете.

Географический факультет ПГУ был организован в 1955 г. путем объединения географов ПГУ, Пермского пединститута и Уральского государственного университета (г. Свердловск). Некоторые из

его первых преподавателей были участниками Великой Отечественной войны, другие трудились в тылу. В битве за Москву участвовал выпускник Пермского пединститута, доцент кафедры физической географии и декан факультета в течение ряда лет Юрий Александрович Власов (1920 - 1984); в снятии блокады Ленинграда - старший лаборант Иван Михайлович Коробков, заведующий кафедрой метеорологии Герман Ильич Куликов (1920 - 1975), доцент Сергей Иванович Шестериков (1922 -2002); в Сталинградской битве - доцент Евгений Вениаминович Ястребов (1923 - 2003); в освобождении Белоруссии - ассистент Владимир Петрович Оспищев (1924 - 2002) и доцент Николай Иванович Нешатаев (1889 - 1986); во взятии Вены и Будапешта - старший преподаватель Олег Стефанович Винтер (1921 - 2007), профессор Юрий Адрианович Щербаков (1925 - 2003); в освобождении Карелии, Советского Заполярья и Северной Норвегии - доценты Владимир Сергеевич Григорьев (1921 - 2005) и Павел Николаевич Чепкасов (1926 - 1987); в Курской битве - заведующий кафедрой гидрологии Юрий Михайлович Матарзин (1924 - 2004); в разгроме Квантунской армии в Забайкалье - старший преподаватель Сергей Константинович Белозёров (1921 - 1991). В Берлине закончил войну доцент Иван Георгиевич Перекрёстов (1921 - 1962). В военно-воздушных войсках служили профессор Владимир Александрович Балков (1921 - 2009), доцент Владимир Сергеевич Баранов (1924 - 2002), старший преподаватель Виктор Васильевич Карпов. К санитарному батальону был приписан ассистент Юрий Григорьевич Вылежнев (1923 -1979).

Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» были награждены 15 сотрудников нашего факультета. Среди них - профессора В.А. Танаевский и Б.А. Чазов, доценты К.Г. Бутырина, Е.Ф. Зубков, Т.П. Ковалевская, Т.А. Мазур, В.К. Плотникова, В.С. Старцев,

М. Н. Степанов и др.

В заключение отметим, что в данной статье представлены не все имена и события жизни пермских центров географического образования в годы Великой Отечественной войны. Работа по восполнению

пробелов в истории географического образования и науки Перми - важная часть воспитательной работы со студентами географического факультета ПГУ, работы по сохранению традиций и развитию их в будущем. Поэтому она будет продолжена.

Поэт Алексей Недогонов в поэме «Флаг над сельсоветом» (1947) впервые написал такие слова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд.». В справедливости этого выражения вряд ли стоит сомневаться. Великая Победа, юбилей которой мы отмечаем в этом году, ковалась и на протяженном советско-германском фронте кровью и потом солдат и командиров и тяжким трудом миллионов граждан в тылу. Подвигом были вызов огня на себя и рытье противотанковых рвов, победа в трудном сражении и открытие нового лекарственного препарата, способного излечить тысячи больных и т.д. Общим подвигом народов бывшего СССР стали терпение, ни с чем не сравнимая самоотдача, жертвенность и преданность Родине. Памяти всех, совершивших этот Великий Подвиг, посвящается данная статья.

Библиографический список

1. АбрамовЛ.С. Географы - трудной Победе // География в школе. 2005. №3. С. 3 - 13.

2. Биографический словарь преподавателей и профессоров Пермского государственного педагогического университета. Пермь, 2003. 472 с.

3. Бутырина К.Г. К истории кафедры физической географии Пермского педагогического института // История и методология науки. 1998. Вып. 5. С. 11 - 27.

4. Клопина Т., Дылдина А. Друзья-однополчане // Пермский университет (газ.). 1965. 13 мая.

С. 1.

5. Колосовский Н.Н. Избранные труды. Смоленск, 2006. 336 с.

6. Ксения Георгиевна Бутырина. К 60-летию со дня рождения // Физико-географические основы развития и размещения производительных сил Нечерноземного Урала. Пермь, 1980. С. 150 -152.

7. ЛяминМ.А. Четыре года в шинелях. Повесть о родной дивизии. Ижевск, 1970. 115 с.

8. Назаревский О.Р. Экономическая география в годы войны и некоторые работы в интересах развития хозяйства тыловых районов // Вопросы географии: сб. 128. Советские географы - фронту и тылу (1941 - 1945 гг.). М.: Мысль, 1985. С. 182 - 190.

9. Пермский государственный университет им. А.М. Горького: исторический очерк (1916 -1966). Пермь, 1966. 294 с.

10. СтарковН. Они не вернулись // Пермский университет(газ.) 1965. 13 мая. С. 2.

11. Степанов М.Н. Леонид Евгеньевич Иофа (1908 - 1974) // Экономическая и социальная география в СССР. М., 1987. С. 488 - 493.

12. Степанов М.Н. Л.Е. Иофа и Пермь // Страницы прошлого: избр. Материалы краевед. Смышляевских чтений. Пермь, 1995. С. 154 - 157.

13. Ферсман А.Е. География на службе войны // Вопросы географии: сб. 128. Советские географы - фронту и тылу (1941 - 1945 гг.). М.: Мысль, 1985. С. 25 - 30.

14. Чазов Б.А., Николаев С.Ф., Бутырина К.Г. Кафедре физической географии ПГУ - 40 лет // Физико-географические основы развития и размещения производительных сил Нечерноземного Урала. Пермь, 1977. С. 149 - 151.

15. Барамзина Татьяна Николаевна [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: 1Шр://г11.\\ПарсШа.огаА\1к1/Барамзина Т. (дата обращения: 02.05.2010).

A.S. Luchnikov

GEOGRAPHICAL RESEARCHES AND EDUCATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON MATERIALS OF PERM REGION)

The impact of the representatives of Perm region’s geographical education and science for the achievement of the Victory in The Great Patriotic War is revealed. It is told about students and lecturers of the geographical departments of Perm State Pedagogical Institute and Perm State University, who took part in warfare and worked in the difficult conditions of rearward.

K e y w o r d s: geographical science; geographical education; Great Patriotic war.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.