Научная статья на тему 'Влияние занятости студентов на профессиональную подготовку специалистов'

Влияние занятости студентов на профессиональную подготовку специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОТА СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКА / STUDENTS' WORK / MOTIVATION / PERFORMANCE / TRAINING / AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов В. А.

В статье анализируются проблемы работающего студента, влияние временной занятости студентов во время обучения на профессиональную подготовку специалистов. Рассмотрены мотивы поступления на работу, виды трудовой деятельности, влияние на успеваемость. Раскрываются положительные и отрицательные стороны работы студентов в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzes the problems of working students, the impact of temporary employment of students during training in vocational training. Discuss the motivation for joining, types of employment, the impact on performance. Revealed positive and negative aspects of students during their studies.

Текст научной работы на тему «Влияние занятости студентов на профессиональную подготовку специалистов»

Орлов В.А., директор Нижне-Тагильского представительства Уральского государственного горного университета, г. Екатеринбург, Россия

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ

Во всех странах в высших учебных заведениях немало студентов, которые совмещают свою учебу с работой. На это было много причин, и, в первую очередь, это объяснялось тем, что студенчество всегда было социальной группой, чьи доходы были одними из самых низких. Даже тем, кто получал стипендию, полноценно жить на нее одну было невозможно в любое время. К тому же очень многие приезжают учиться из других городов, подчас впервые надолго покидая родительский дом. А бытовые условия в общежитиях значительно, и вовсе не в лучшую сторону, отличаются от домашних. А для того, чтобы более-менее сносно обустроить свой повседневный быт, также требуются дополнительные денежные затраты. Все это побуждает студентов к поиску источников дополнительного заработка.

В наше время к этим факторам добавились некоторые новые. Сейчас уже нет гарантированного распределения выпускников на работу. Поэтому о будущем трудоустройстве большинству приходится заботиться самостоятельно. И лучше, когда это делается не на последнем курсе, незадолго до выпуска, а раньше. Работа по избранной или родственной специальности во время обучения полезна еще и тем, что здесь приобретаются дополнительные практические навыки, которых очень часто не хватает молодым специалистам после окончания вуза. Помимо этого, приобретается определен-

ный опыт работы, накапливаются данные, которые можно использовать для подготовки хорошего резюме, что повышает шансы выпускника устроиться на более перспективную и высокооплачиваемую работу, побуждает работодателей смотреть на него несколько иначе. Еще следует отметить, что сейчас прожить на одну стипендию, даже очень скромно, стало невозможно, а также значительно возросли расходы у иногородних студентов, затрачиваемые на оплату жилья и проезд от места проживания до места обучения. Кроме этого, наряду с обучением за счет бюджета, все шире практикуется обучение за плату. Хуже становится и школьная подготовка, особенно в малых городах и поселках, а значит, для того, чтобы успешно освоить программу подготовки, некоторым студентам приходится пользоваться услугами репетиторов. Это тоже требует денежных расходов, побуждающих работать.

Совмещение работы и учебы не только несет в себе положительные моменты, но и порождает у студентов немало проблем. Связаны они прежде всего с тем, что приходится из-за графика на работе, который очень часто работодатели не стремятся согласовывать с расписанием учебных занятий, пропускать лекции и практические работы, и потом самостоятельно разбирать то, что хорошо объясняли преподаватели на занятиях. Также, в связи с пропусками занятий, может появиться необходимость отработать

пропущенные контрольные, лабораторные расчетно-графические работы, что негативно сказывается на успеваемости студента. Необходимость одновременно учиться и работать уменьшает количество свободного времени, повышает утомляемость, препятствует полноценному отдыху. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на физическом и психическом здоровье студентов.

Все это говорит о том, что данная тема в настоящее время достаточно актуальна. В проведенном в УГГУ исследовании изучались положительные и отрицательные стороны работы студентов в период обучения в вузе, выяснялись мотивы и последствия работы студентов во время их обучения. Были опрошены студенты со всех факультетов и курсов УГГУ по репрезентативной выборке пропорционально их общей чис-

Данные за одиннадцать лет, представленные в таблице 1, показывают, что какую-либо определенную тенденцию в ответах в зависимости от времени выявить сложно. Некоторые колебания тех или иных параметров зависят, скорее, от конкретной ситуации, сложившейся в вузе и в стране в целом на момент того или иного опроса, выборки, сопутствующих обстоятельств и т. п. Если же брать общее количество работающих и неработающих, то здесь показатели вообще достаточно стабильны.

Если анализировать результаты нынешнего опроса, то можно отметить, что студенты-юноши работают в полтора

ленности. Всего было опрошено 304 человека.

Мотивация совмещения учебы и работы. Вопрос о том, приходится ли студентам работать во время обучения, мы задавали неоднократно во время самых различных исследований. И у нас накопился достаточно большой банк данных по этому вопросу. Можно сравнить ответы за многие годы, начиная с 1990-го. В таблице 1 представлены данные прошлых опросов, которые были получены в процессе исследований «Образ жизни студента» (1990 г.), «Социально-профессиональные ориентации студентов» (1992 г.), «Социальные и бытовые условия студентов» (1993 г.), «Бюджет времени студентов» (1994 г.), «Ценностные ориентации студентов» (1995 г.), «Общественная активность студентов» (2000 г.).

Таблица 1

раза чаще, чем студенты-девушки (отметили, соответственно, 77,3 % и 50 %). Та же тенденция и в зависимости от факультета — чем больше среди учащихся доля юношей, тем больше процент работающих. Так, самые высокие показатели — на горно-механическом факультете (там работают постоянно, периодически или изредка — 71,4 % опрошенных) и горно-технологическом (70,9 %). А меньше всего тех, кто подрабатывает, — 51,7% — среди тех, кто обучается на инженерно-экономическом факультете.

Семейные студенты идут работать чаще, чем не имеющие семьи (отмечают, соответственно, 70% и 63,4%). Здесь

Приходится ли вам дополнительно подрабатывать? Количество ответивших (в процентах к общему числу опрошенных)

1990 1992 1993 1994 1995 2000

Постоянно 17,0 12,2 19,7 22,0 16,5 15,7

Периодически 23,0 23,7 18,4 14,2 18,1 25,7

В редких случаях 27,5 27,7 30,9 18,1 31,1 25,2

Нет 32,5 36,4 31 45,7 34,3 33,4

к мотивам, которые способствуют поступлению на работу, прибавляется еще один — необходимость кормить семью. Если посмотреть на ответы в зависимости от курса, то можно заметить, что меньше всего работающих на 1-м курсе (56,0 %), а больше всего — на 4-м (78,7 %). Следует отметить, что среди тех, кто живет дома с родителями, работающих даже немного больше, чем среди проживающих в общежитии (68,5 % против 60,4 %). Значительны различия и между студентами, которые поступили учиться после школы и после техникума: последние устраиваются работать чаще. Так, о том, что они подрабатывают, написали 61,9 % выпускников школ, 70 % продолжающих учебу на 3-м курсе после окончания техникума и 80 % тех, кто после техникума поступил на 1-й курс.

Если раньше совмещали работу и учебу преимущественно старшекурсники, а на младших курсах студенты, в основном, занимались только учебой и своими делами, то в наше время начинать работать стали раньше. Из тех, кто работает, 28,4 % начали это еще во время обучения в школе, 21,1 % — на 1-м курсе, и 17,0 % — на 2-м курсе. На старших курсах приступают к труду очень немногие

— 2,6 % начали это на 4-м курсе и 0,5 %

— на пятом. Получается жесткое разделение среди студентов на тех, кто работает в течение всего срока обучения (или начал это делать, еще обучаясь в школе) и кто вообще не работает, а только занят учебой. Оказывает влияние на это, помимо всего прочего, и тот факт, что доля семейных студентов за последнее десятилетие значительно уменьшилась. Если в 1990 году их было 23,1 %, то сейчас — 6,6 %. А так как семью, как правило, создают значительно позднее, чем начинают обучение, этот фактор сейчас существенного влияния на мотивацию студентов не оказывает.

Большинство работающих (56,7 % из их числа) занимаются подработкой

во время учебного семестра. Из тех, кто работает постоянно, совмещают работу с обучением 74,1 %, из тех, кто занимается этим периодически — 60,5 %. А вариант «в редких случаях», в основном, отмечают те студенты, которые работают только во время каникул (61,5 % из тех, кто выбрал его), и большинство воспринимает это именно так — работать в редких случаях — значит, во время каникул.

Отношение к работающим студентам в университете у подавляющего большинства тех, кто здесь учится, абсолютно нейтральное. 68,1 % из общего числа заполнивших анкеты считают, что каждый человек самостоятельно решает, подрабатывать ему или нет, и во взаимоотношениях это не имеет особого значения. Тех, кто полагает, что работать необходимо каждому, всего 14,1 %. При этом следует отметить, что неработающие студенты выбирают этот вариант чаще, чем работающие (соответственно, 18,8 % против 11,3 %).

Среди студенток тех, кто думает, что работать надо каждому, немного больше, чем среди студентов-юношей (15,7 % против 12,3 %). Наибольшую популярность этот вариант имеет у первокурсников (19,8 %), а с возрастанием курса обучения уменьшается число тех, кому он бы был по душе. А думающих, что студенческие годы можно использовать более интересно, среди студентов очень немного. Этот вариант отметили всего 4,6 % из общего числа. По-видимому, необходимость задумываться о своем материальном благосостоянии и о будущем трудоустройстве не дает возможности полностью расслабиться и уделять больше времени отдыху и развлечениям. Здесь нет никакой разницы между теми, кто работает и кто не работает. Но чуть больше, чем в среднем, процент ответивших так среди тех, кто работает лишь в редких случаях (7,1 %). Возможно, это люди, которые могут свободно, невзирая на обстоятельства жизни, выбирать, —

работать им или не работать, и трудиться только тогда, когда сочтут нужным, причем непродолжительный срок.

Как видно из представленных данных, главная причина из всех, побуждающих студентов устраиваться на работу, — материальная. Ее отмечает более половины из числа всех работающих, плюс еще более трети хотят материальной независимости от родителей. Эти два варианта по числу их избравших сильно превосходят все остальные.

Далее идет стремление уже в студенческие годы завязать полезные связи. Так как в поисках работы, как будет сказано далее, студентам помогают, прежде всего, родители или друзья, у них появляется необходимость оправдывать оказанное доверие и самостоятельно завязывать контакты с нужными людьми. Но это связано не только с одним будущим трудоустройством, но и с более отда-

Какими мотивами руководствуются студенты, устраиваясь на работу в годы обучения, можно видеть в таблице 2.

ленной перспективой, имеет более широкий смысл. Непосредственно о том, где они будут работать после завершения обучения, думает меньшее количество студентов, примерно одна седьмая часть из числа всех работающих. А о том, чтобы зарекомендовать себя на месте будущей работы или получить данные для подготовки резюме — и вовсе менее десятой части. Более других о дальнейшем трудоустройстве заботятся студенты инженерно-экономического факультета. Еще здесь менее актуальными среди причин признаются материальные проблемы, возможно, на этом факультете учится молодежь из более обеспеченных семей. Обращает на себя внимание, что нет никакой связи между выбором вариантов, связанных с реализацией мыслей

Таблица 2

Что побуждает вас работать в студенческие годы? Количество ответивших (в % к общему числу работающих студентов)

Желание улучшить свое материальное положение 53,6

Стремление быть более независимым от родителей 38,7

Желание завязать полезные связи, которые могут пригодиться в будущем 19,1

Стремление получить больше практических навыков, лучше подготовиться к своей профессиональной деятельности 13,9

Стремление попробовать себя в как можно большем числе профессий 11,9

Забота о послевузовском трудоустройстве, желание зарекомендовать себя на месте будущей работы еще во время учебы 9,3

Желание получить хорошее резюме, что может пригодиться в дальнейшем при поиске работы 8,2

Потребность чем-то заполнить свободное время 5,7

Желание отдохнуть от учебы, сменив вид деятельности 4,1

Желание не выделяться среди своих товарищей 0,5

Другие ответы 1,5

о будущем трудоустройстве и курсом обучения.

Предположение о том, что поиск будущей работы слабо связан с трудом в студенческие годы, подтверждают и ответы на вопросы о характере работы, которой заняты опрашиваемые. Только у 13,9 % из всех работающих деятельность тесно связана с получаемой в вузе специальностью. Большинство же занимается либо неквалифицированным трудом (38,7 %),

Из таблицы 3 видно, что разнообразие видов той деятельности, которой заняты студенты, достаточно велико. Но при этом нет ни одного варианта ответа, который был бы отмечен не только абсолютным (то есть набрал бы более половины от общего числа ответов), но и просто достаточно значительным большинством. Почти все предложенные ответы, за редким исключением, отмечены менее чем десятой частью опрошенных. Лидируют здесь формы неквалифицированного труда, не требующие серьезной

либо работой, требующей особой квалификации, но совершенно не имеющей отношения к специальности обучения (30,9 %). То есть такой деятельностью, которая не связана с высокими требованиями к человеку как к специалисту, но может улучшить его материальное положение. Более конкретное представление о том, в каких сферах заняты студенты, можно получить, ознакомившись с данными, представленными в таблице 3.

интеллектуальной подготовки, потребность в которых на современном рынке труда довольно велика, такие, как охрана, торговля, погрузочно-разгрузочные работы. И студенты, занятые подобной деятельностью, охотно рассказывают об этом. Тогда, как те, кто устроился на более престижную и высокооплачиваемую работу, требующую особых знаний и умений, предпочитают об этом не распространяться, и расспросить их об их деятельности порой непросто. Это касается, в первую очередь, старшекурсников.

Таблица 3

В какой сфере деятельности вы трудитесь? Количество ответивших (в процентах к общему числу работающих студентов)

В охране 23,2

В торговле, посреднической деятельности 11,3

В горной промышленности 10,8

В погрузочно-разгрузочных работах 10,3

В сфере компьютерных услуг 9,3

В сфере обслуживания 8,8

В рекламной деятельности 8,2

В жилищно-коммунальном хозяйстве (уборка помещений, территорий и т. п.) 6,7

На другом промышленном производстве 6,2

В бизнесе, предпринимательской деятельности 4,6

В науке 4,1

В делопроизводстве 4,1

В финансовой сфере 2,1

В сфере маркетинга или менеджмента 2,1

Другие ответы 3,6

С \

Среди видов работ, которыми заняты студенты, преобладают различные формы малоквалифицированного труда, приносящие не очень большие, но значительно превышающие размер стипендии и дающие относительную материальную независимость заработки. --._у

Поиск работы для большинства занятых ею — процесс индивидуальный, и проблемы, связанные с этим, решаются, чаще всего, самостоятельно или с помощью ближайшего окружения студента — друзей, родственников. И в этом ситуация очень похожа на ту, которую мы выявили еще в девяностые годы, когда проводили опрос старшекурсников по поводу их будущей работы. Существенных различий по этому вопросу в этих двух исследованиях почти нет. И тогда, и сейчас при поиске работы опрошенные рассчитывают на помощь друзей, знакомых (сейчас об этом написали 46,9 %, в 1997 г. - 32,3 %) и родителей, родственников (сейчас — 27,3 %, в 1997 г. — 30,4 %). А 11,3 % из числа тех, кто в настоящее время работает, написали, что они нашли работу самостоятельно, без всякой посторонней помощи. Услугами различных структур, которые создаются для того, чтобы помогать нуждающимся в трудоустройстве, и тогда намеревались воспользоваться очень немногие, и сейчас пользуются единицы. В то время служба по трудоустройству выпускников и студентов была еще только что создана, придя на смену существовавшему ранее отделу распределения. На ее помощь тогда рассчитывали 8,2 % выпускников. Сейчас же эта служба известна всем студентам, ее деятельность широко рекламируется, и помощь там оказывается не только выпускникам, но и желающим подработать студентам. И, тем не менее, только 3,1 % из тех, кто работает, обращались в поисках своей работы в эту службу. Что же касается государственной службы занятости и частных фирм по трудоустройству, то туда студенты вообще предпочитают не обращаться, в данном исследовании эти варианты отметили всего по 0,5 % работающих. Но вот рекламные материалы в средствах массовой информации приносят определенную пользу. По

объявлению в газете нашли свое место работы 9,8 % опрошенных, а при помощи рекламы на телевидении или радио — 2,1 %.

Среди работающих студентов гораздо больше тех, кто рассчитывает в реализации своих материальных потребностей преимущественно на собственные силы. Если в целом материальное положение зависит от помощи родителей у 82,2 % опрошенных, а у тех, кто не работает, эта цифра равна 89,1 %, то у работающих студентов она ниже — 78,4 %. А если посмотреть на тех, кто работает постоянно, то среди них на помощь родителей надеются всего 45,2 %, тогда как собственные заработки основной статьей своего дохода считают здесь 78,6 % (в целом по вузу — 35,6%).

Доля работающих студентов, как показывают результаты многолетних исследований, остается стабильной. Главными мотивами, побуждающими дополнительно трудиться, являются материальные факторы, но немало среди студентов и тех, для кого значимой является забота о своем будущем. Среди видов работ, которыми заняты студенты, преобладают различные формы малоквалифицированного труда, приносящие не очень большие, но значительно превышающие размер стипендии и дающие относительную материальную независимость заработки. Отношение к тем, кто работает, в целом нейтральное и не порождает никакого разделения на «своих» и «чужих».

Проблемы студентов, совмещающих работу и учебу. Общая удовлетворенность студентов своей дополнительной работой показана на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Нравится ли вам ваша работа?

Нет ответа 11%

Затрудняются ответить 28%

Да 46%

Нет 15%

Как можно видеть из представленных данных, та работа, которой студенты занимаются, нравится менее чем половине опрошенных. Для многих труд в свободное от учебы время — всего лишь вынужденная необходимость в связи с невысоким уровнем материальной обеспеченности. Этот вывод подтверждает самая высокая доля недовольных работой (21,2 %) среди тех, кто работает прежде всего ради заработка. Есть значимые различия в удовлетворенности своей деятельностью в зависимости от ее характера. Те, кто трудится постоянно или периодически, в большинстве своем, пишут, что работа им нравится (отметили, соответственно, 61,9 % и 54,4 %). Иная картина среди тех, кто подрабатывает в редких случаях — здесь довольные находятся в явном меньшинстве, таковых только 29,8 %. Тогда как все остальные варианты здесь отмечают чаще, чем в целом по университету. Тех, кому работа не нравится, среди этой категории 21,4 %, затруднившихся ответить — 31,0 %, и не ответивших на этот вопрос — 17,8 %. Это свидетельствует о том, что к любой работе нужна привычка, определенный настрой на нее. А когда нет постоянного настроя и довольствуются случайными подработками, то и негативное отношение проявляется чаще.

Меньше всего довольных своей работой (41,3 %) и больше всего недовольных (22,7 %) среди тех, кто занят неквалифицированным трудом. Особенно это касается погрузочно-разгрузочных работ, а также делопроизводства. А среди тех, кто устроился на престижную и высокооплачиваемую работу, удовлетворенность преобладает. Так, о том, что им нравится работать, написало подавляющее большинство занятых в бизнесе, предпринимательской деятельности и в финансовой сфере и 100 % работающих в сфере маркетинга или менеджмента. Такой работой студенты дорожат. Если анализировать данные по курсам, то обращает на себя внимание, что на 1-м курсе больше, чем на остальных, тех, кому не нравится работать (25,5 %) и меньше всего тех, кому это нравится (38,3 %). Здесь, скорее всего, существенно влияет проблема адаптации к новым условиям жизни (переход от школьной системы обучения к институтской, для многих дополненный длительным отъездом из родного дома), и необходимость совмещать учебу и работу усугубляет все эти проблемы.

Как выяснилось в процессе опроса, ежедневно работать приходится только 8,2 % из числа тех, кто подрабатывает. Большая часть опрошенных работает в

более умеренном темпе либо 2 — 3 дня в неделю (отметили 32,0 %), либо всего 1 день или даже менее (26,8 %). Но, тем не менее, проблемы, связанные с тем, что

Итак, никаких проблем в связи с тем, что приходится подрабатывать, нет только у трети работающих. Основной сложностью опрошенные считают то, что работа отнимает много свободного времени и мало возможностей как сле-

Более половины работающих студентов никаких сложностей с учебой, непосредственно связанных с необходимостью трудиться, не испытывали. Чаще других положительные ответы на этот вопрос дают те, кто работают постоянно. Так, о том, что им приходится пропускать важные для них занятия, упоминают 26,2 % из этой категории опрошенных.

приходится совмещать работу и учебу, имеются у гораздо большего количества студентов. О том, что это за проблемы, можно узнать из таблицы 4.

дует отдохнуть. Об учебе беспокоятся немногие, и еще меньше тех, кого тревожит вынужденный пропуск занятий. Однако о сложностях с учебой мы спрашивали студентов более подробно. И получили ответы, которые даны в таблице 5.

Таблица 5

У этих студентов чаще, чем у других, работа негативно отражается на успеваемости.

Какое же влияние в целом оказывает дополнительная работа на профессиональную подготовку будущего специалиста? Что думают те, кого мы опросили, по этому поводу, можно видеть на диаграмме 2.

Таблица 4

Какие проблемы порождает для вас совмещение работы и учебы? Количество ответивших (в % к общему числу тех, кто работает)

Очень мало свободного времени 26,3

Не хватает времени для полноценной подготовки к учебным занятиям 20,6

Сильно устаю 15,5

Нет возможности посещать все учебные занятия 12,9

Это негативно сказывается на состоянии здоровья 3,1

Другие ответы 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никаких особенных проблем нет 32,0

Были ли в Вашей студенческой жизни сложности с учебой из-за необходимости совмещать ее с работой? Количество ответивших (в % к общему числу тех, кто работает)

Пропущенные занятия по важным или сложным для восприятия темам 14,9

Не сданные в срок контрольные, лабораторные, расчетно-графические работы 12,4

Неудовлетворительные оценки на экзаменах 5,2

Пересдача зачетов 3,6

Неаттестации по отдельным предметам 2,6

Ничего подобного не было 54,1

Диаграмма 2

Влияние работы на подготовку студента

Нет ответа 5%

Затрудняюсь ответить 10%

И то, и другое

поровну 38%

Положительное 37%

Отрицательное 10%

Примерно равное количество опрошенных считает, что работа на обучение оказывает преимущественно положительное влияние, так как в процессе труда приобретаются дополнительные практические навыки, и что положительное и отрицательное воздействие этой работы примерно одинаковы. Причем между работающими и неработающими студентами существенных различий по этому вопросу нет. Исключение составляют лишь те, кому приходится подрабатывать в редких случаях — среди них положительное влияние работы отметили всего 28,1 %, а отрицательном — 13,4 %, и 17,1 % затруднились с ответом. Студентки в целом оценивают воздействие работы несколько выше, чем студенты-юноши: о том, что оно положительное, высказались, соответственно, 40,3 % и 37 %, а про то, что оно отрицательное — соответственно, 8,3 % и 13 %. Больше всего положительных оценок и меньше всего отрицательных было получено на инженерно-экономическом и горно-технологическом факультетах.

В целом у достаточно значительного числа студентов совмещение работы и учебы никаких серьезных проблем не порождает. Они уверены, что те практические навыки, которые там приобретаются, могут им пригодиться в будущем не меньше, чем знания, полученные в процессе обучения. Но на работе далеко не всегда согласуют график трудовой деятельности с учебным, что порождает некоторые сложности, особенно у тех, кто трудится постоянно. Поэтому такие студенты хотели бы, им шли навстречу и предоставляли свободный график сдачи контрольных заданий и сессии. Другая серьезная проблема у тех, кто работает, — это недостаток свободного времени, и, как следствие, невозможность полноценно отдохнуть. А ведь студенческие годы не должны остаться только воспоминанием об учебе и работе. Результаты исследования показали, что удовлетворенность дополнительной работой очень сильно зависит от ее престижности, интеллектуального содержания и размера материального вознаграждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.