ПРОБА ПЕРА
УДК 316.3
I АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ РЫНКА ТРУДА
Варламова Анна Викторовна, студентка 4 курса, [email protected],
ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва
The article considers the problem of students’ adaptation to today’s labor market conditions. The article provides the results of a sociological poll made in the Russian State University of Tourism and Service. The author’s educational program for the issue is described in detail.
В статье анализируется проблема адаптации студентов к современным условиям рынка труда. Приведены результаты социологического опроса (анкетирования) студентов ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Поэтапно описана разработанная автором обучающая программа по данной проблеме.
Keywords: labor market, students, educational program “Become a Professional”, adaptation
Ключевые слова:рынок труда, студенты, обучающая программа «Стань профессионалом», адаптация
Сегодня большинство молодых специалистов, выходящих на рынок труда, неизбежно сталкивается с множеством трудностей. Если ранее в нашей стране действовала система государственного pаспpеделения выпускников вузов, система шефских предприятий, набиравших себе работников, и выпускники не были обеспокоены своим трудоустройством, могли постепенно адаптироваться в начальный период работы, когда от них не требовалось полной отдачи, то сегодня, в новых социально-экономических условиях, все изменилось. Большинство молодых специалистов оказалось в ситуации неуверенности в своем профессиональном развитии, самореализации, профессиональном планировании карьеры, самоутверждении, признании и уважении профессиональных заслуг. Все это порождает негативные психические состояния (эмоциональная напряженность, беспокойство, тревожность), что оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье молодых специалистов.
К тому же ситуация усугубляется тем, что с появлением конкурентного рынка труда значительная часть выпускников учебных заведений столкнулась с тем, что работодатели с «неохотой» стали брать к себе на работу молодых специалистов. И связано это, в первую очередь, с отсутствием у большинства молодых специалистов опыта работы, неумением при-
нимать самостоятельные решения, отсутствием навыков «самопрезентации». Оказавшись в таких условиях, молодые люди вынуждены осваивать, буквально «на ходу», новые квалификации, часто не соответствующие профилю основной профессиональной подготовки, но востребованные на рынке труда. Так, на ярмарках вакансий, проходивших в Москве и городах Московской области (Мытищи, Пушкино) в январе 2011 — марте 2012 года 63,7% предложенных работодателями вакансий приходились на рабочие специальности. При этом каждая третья — это вакансия продавца торговой сети; каждое второе предложение, предлагаемое для категории «служащие», — это вакансия менеджера по продажам. Что касается выпускников учебных заведений этого года, то по оценке Министерства образования и науки Российской Федерации, 10% молодых специалистов не смогут найти работу по специальности и вынуждены будут осваивать новые квалификации или становиться на биржу труда.
Если обратиться к статистическим данным по безработице среди молодежи, особенно в социально-демографической группе от 20 до 24 лет, можно проследить постоянный рост числа безработных в данной социально-демографической группе. Так, по данным Росстата, в октябре 1992 года было зафиксировано 737 тыс. безработных, в октябре 1995 года —
83
ПРОБА ПЕРА
Преподаватели не разрешают пропускать занятия
Не хочу пропускать занятия
Финансовое положение моей семьи позволяет мне не работать
Ищу работу
Для меня сейчас гораздо важнее учеба
0,00% 20,00% 40,00% 60,00%
Рис. 1. Причины отказа студентов очной формы обучения от совмещения работы с учебой
1 230 тыс. человек, а в 2002 году процент безработных составил уже 17%, в 2005 году — 17,9%, а в 2010 году — 21,8% [10].
В 2011 году нами было проведено пилотажное социологическое исследование (анкетирование) студентов второго — пятого курсов ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса». В анкетировании приняло участие 158 студентов очной формы обучения, в том числе 17,7 % студентов второго курса, 31% студентов третьего курса, 24% студентов четвертого курса и 27,3% студента пятого курса. Среди опрошенных — 31,6% лиц мужского пола и 68,4% женского.
В ходе исследования мы выявили, что постоянно работает или подрабатывает 39% опрошенных студентов. Еще чуть менее половины (47,8%) работают или подрабатывают время от времени. Таким образом, в трудовую деятельность в период учебы в вузе с разной степенью интенсивности вовлечены 86,8% опрошенных. При этом 8,7% респондентов убеждены, что невозможно совмещать работу с учебой, и в связи с этим не работают (рис. 1).
9,5% опрошенных выбрали вариант ответа «другое» (типичные ответы: не работаю по состоянию здоровья; замужем; не вижу необходимости работать).
Данные нашего исследования коррелируют с данными исследования, проведенного в 2007 году Научно-образовательным центром Социологического института РАН. Выборочная совокупность социологического исследования составила 836 студентов семи вузов Санкт-Петербурга. Как показало анкетирование, Рис. 2. Причины отказа студентов от работы по специальности
в период обучения в вузе на дневном отделении постоянно работает или подрабатывает каждый четвертый из опрошенных студентов (27%). Еще чуть менее половины (44,8%) работают или подрабатывают время от времени. Таким образом, в трудовую деятельность в период учебы в вузе с разной степенью интенсивности вовлечены более двух третей студентов дневного отделения (71,8% опрошенных) [4, с. 110].
Результаты проведенного нами анкетирования также показали, что от курса к курсу число студентов, совмещающих учебу с работой, растет. Так, с первого курса учебу с работой начали совмещать 10,7% студентов, со второго курса — 12,8% опрошенных, с третьего — уже 21% студентов, с четвертого курса — 31% респондентов, с пятого курса — 10,5% опрошенных, поскольку большинство студентов к этому курсу уже трудоустроилось. 16% опрошенных еще не работают, и это большинство студентов второго и третьего курсов.
Студентов, которые совмещают учебу с работой, попросили ответить на вопрос «Работаете ли Вы по своей специальности?». Большинство респондентов (66,7%) ответило «нет», и только 33,3% опрошенных дали положительный ответ.
Студентов, которые работают не по специальности, попросили указать причины работы не по специальности. Большинство респондентов ответили, что связано это с низкой заработной платой — 44,4% опрошенных, следующим по частоте был ответ — «нет возможности устроиться по своей специальности» — 15,8% респондентов; «не нравится специальность» ответили только 13,9% студентов; «нет карьерного роста» — 7,6%, вариант ответа «другое» выбрали 18,3% респондентов (рис. 2).
В ответах на вопрос «Как Вы считаете, что сегодня необходимо для достижения успе-
18,3%
44,4%
■ низкая заработная плата
□ нет возможности устроиться по своей
специальности
□ не нравится специальность
□ отсутствие карьерного роста
■ другое
84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4
Адаптация студентов к современным условиям рынка труда
ха?» лидирует, несомненно, целеустремленность (72,7%), затем — хорошее образование (48,2%), на третьем месте — знакомства и связи (38,8%), а также деньги (13%), привлекательная внешность (9,3%) и общественная активность (7,4%). Ни один респондент не отметил высокий профессионализм (рис. 3).
Что касается уровня заработной платы, на которую рассчитывают выпускники при трудоустройстве на работу, то большинство из них (44% опрошенных) рассчитывают получать 35—40 тыс. руб., 25—30 тыс. руб. — 30,5% респондентов, 30—35 тыс. руб. надеется получать 5,1% студентов. На зарплату более 40 тыс. руб. рассчитывают 4,1% опрошенных. 15,3% ответили «другое».
Среди выбравших последний вариант наиболее распространенными были следующие ответы: 40—50 тыс. руб. — одна часть студентов; вторая подгруппа, где преобладают гуманитарные специальности, рассчитывает только на 18—22 тыс. руб.; совсем нетипичным был ответ одного респондента — это $ 50 тыс. Полученные данные коррелируют с данными аналогичного исследования, проведенного Центром гуманитарных технологий в 2010 году.
Студентов, которые совмещают учебу с работой, попросили ответить, с чьей помощью они трудоустроились. Большинство респондентов нашли работу с помощью родителей, родственников, знакомых — друзей родителей (28%), однокурсников, причем последние чаще других помогают найти работу (40%). По-видимому, уже работающие студенты помогают трудоустроиться своим однокурсникам там, где трудятся сами. Свою лепту в данный процесс
целеустремленность хорошее образование знакомства и связи
упорная работа деньги
привлекател ьная внешность общественная активность
Рис. 3. Ответ на вопрос «Как Вы считаете, что сегодня необходимо для достижения успеха?»
вносят и интернет-сайты поиска работы (24%).
Студентов, которые не работают, попросили ответить на аналогичный вопрос «С чьей помощью Вы надеетесь трудоустроиться?». Ответы на вопрос в этой группе совершенно отличаются от ответов предыдущей группы. Как нам кажется, это связано с тем, что в эту группу вошли студенты, для которых в данный момент приоритетным является обучение в вузе, (средний балл успеваемости 87,6% респондентов, как показал опрос, составляет от 4,6 до 5). В основном, студенты, рассчитывающие исключительно на собственные силы (56,4% опрошенных), за исключением. 11% опрошенных рассчитывают на стечение обстоятельств и еще 20% респондентов собираются прибегнуть к помощи родителей, знакомых.
Студентов, совмещающих работу с учебой, попросили ответить на вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись, устраиваясь на работу?». Были получены следующие ответы (табл. 1).
Таблица 1
Проблемы, с которыми сталкиваются студенты, устраиваясь на работу, %
Проблемы Студенты 2 курса Студенты 3 курса Студенты 4 курса Студенты 5 курса
завышенными требованиями работодателя 7,1% 18,4 % 18,4 % 14%
отсутствием опыта работы 14,3% 6,1% 13,1% 9,3%
низкой заработной платой 10,7% 20,4% 10,5 % 18,6 %
недостаточным уровнем теоретических знаний 8,2% 5,3% 11,6%
недостаточным уровнем практической подготовки 10,2% 2,6% 2,3%
неуверенностью в своих навыках и умениях 10,7% 13,2% 13,20% 16,3%
грубостью со стороны работодателя 14,3% 12,2% - 4,6%
недостаточным уровнем знаний трудового законодательства - 4,1% 5,3% -
неумением вести беседу 25% 8,2% 15,8 % 14%
отсутствием навыков самопрезентации 7,1% 10,2 % 10,3 % 49,3%
ни с какими трудностями не столкнулся (лась) 10,7% 2% 5,3% -
85
ПРОБА ПЕРА
Таким образом, большинство студентов, а именно 88% опрошенных, независимо от курса обучения, при трудоустройстве на работу сталкивались с различными трудностями. Наиболее часто встречаемыми, несомненно, являются отсутствие навыков самопрезентации, неумение вести беседу с работодателями. Что касается оставшихся 12% студентов, которые не столкнулись ни с какими трудностями, необходимо учесть то, что 8% из них не работали.
В связи с этим необходимо особое внимание уделить проблеме адаптации молодых специалистов к современному рынку труда.
«Адаптация» в литературе определяется как процесс взаимодействия человека и социальной среды, в результате которого у него возникают стратегии поведения, адекватные наличным условиям. Данное определение является общим и применимо к процессу профессиональной адаптации [3, с. 91].
Необходимо также обратить внимание и на определение понятия «дезадаптация», то есть частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.
В современном обществе рынок труда диктует свои правила, в связи с этим молодые специалисты должны быть готовы к ним. Если раньше диплом о высшем образовании давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую должность, то в последнее время он перестал быть пропуском в мир больших возможностей [4, с. 108].
Сегодня для работодателя важно не только наличие диплома о высшем профессиональном образовании, но и то, что сделали интересного, значимого для своего профессионального развития студенты в процессе обучения. Для этого необходимо еще в студенческие годы заниматься разработкой проектов, участвовать в конференциях, конкурсах, грантах, овладевать набором дополнительных умений и навыков, которые не заложены в учебную программу, но которые помогут выпускнику стать востребованными и конкурентоспособными на рынке труда (например, умение организовывать людей, руководить и подчиняться, обладание коммуникативными навыками, умение разрешать конфликты и принимать коллективные решения, обладание навыками делового общения, самопрезентации, ораторского искусства).
В 2011 году автором была разработана обучающая программа «Стань профессионалом», направленная на адаптацию молодых специалистов к современным условиям рынка труда.
Основными задачами данной программы являются:
1) помощь студентам в социально-профессиональной адаптации к современным условиям рынка труда;
2) подготовка будущих молодых специалистов
к взаимодействию с работодателем;
3) содействие формированию у студентов:
• навыков самопрезентации;
• коммуникативных навыков;
• навыков проектной деятельности;
• уверенного поведения в деловом общении;
• лидерских навыков;
• навыков делового общения;
• знаний и умений решать организатор -ские задачи;
• навыков разрешения конфликтных ситуаций и поведения в них.
Программа «Стань профессионалом» ориентирована на студентов второго курса, поскольку именно к этому времени у них завершается адаптация к студенческой жизни в вузе, они начинают задумываться о своем профессиональном развитии, самоутверждении, самореализации. В связи с этим самым оптимальным периодом для приобретения навыков, необходимых для трудоустройства, является именно второй курс.
Основными формами подготовки студентов по программе «Стань профессионалом» являются тренинги, деловые игры, мастер-классы, которые позволят студентам имитировать различные профессиональные ситуации и развивать навыки «успешного» поведения.
В ходе деловой игры студенты приобретут навыки социального взаимодействия и управления людьми, умение руководить и подчиняться, брать на себя ответственность. При этом каждый участник программы сможет научиться принимать решения, согласуя свои интересы с интересами других, взаимодействуя с партнерами по игре, и находится при этом в активной позиции.
При помощи тренинга, то есть формы активного обучения, студенты смогут приобрести набор навыков и умений, которые необходимы для их адаптации к современным условиям рынка труда.
86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4
Адаптация студентов к современным условиям рынка труда
Тренинг позволяет расширить способы контактов в различных ситуациях, оптимизировать поведение в конфликтных ситуациях, повысить эмоциональную устойчивость, развить эмпатические и рефлексивные способности [8, с. 27].
Одной из важнейших форм подготовки будущих специалистов по данной программе являются ежемесячные «практические встречи» студентов с работодателями, которые помогут минимизировать разрыв между требованиями работодателей и ожиданиями студентов.
Большое внимание уделяется и проектной деятельности студентов, которой в данной программе посвящен целый блок занятий.
В ходе обучения по данной программе студенты на ранних курсах учебы в вузе осваивают профессиональные навыки и компетенции, расширяют научный и общепрофессиональный кругозор, приобретают навыки руководителей и организаторов.
Ожидаемым эффектом по реализации программы «Стань профессионалом» является:
1) развитие у будущих специалистов навыков и умений, которые позволят им в короткие
сроки адаптироваться к современным условиям рынка труда;
2) развитие навыков и умений проектной деятельности среди студентов;
3) развитие у обучающихся уверенности в себе и своих знаниях;
4) повышение конкурентоспособности и востребованности студентов РГУТиС на рынке труда, возможность претендовать на более выгодные вакансии;
5) повышение уровня взаимодействия молодого специалиста с работодателем;
6) сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
7) повышение деловой, предпринимательской и творческой активности молодежи. Таким образом, реализация данной программы и подобных ей программ, обучающих курсов и мероприятий по решению проблем, связанных с адаптацией студентов к современным условиям рынка труда, становится все более актуальной. Ведь от того, как будет происходить процесс адаптации молодежи к рынку труда, будет зависеть и перспектива развития страны.
Литература
1. АрбузоваЕ.Н., АнисимовА.И., Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. СПб.: Речь, 2008. 272 с.
2. ГоршковМ.К, Шереги Ф.К. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.
3. Муратова Е.И., Фежоров И.В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 91—97.
4. Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 108—112.
5. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.
6. МанькоЮ.В., Оганян К.М. Социология молодежи. Учебное пособие. Спб.: ИД «Петраполис», 2008. 316 с.
7. Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т. Социология: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К», 2010. 736 с.
8. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2008. 175 с.
9. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В.А. Ядов. СПб., 2006.
10. Сайт Росстата URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages/ (дата обращения: 12.05.2012).
87