42_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2013. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 316.334:378(470.51)(045) М.Н. Макарова, Д.А. Ермилов
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Рассматриваются вопросы, связанные с проблемой профессиональных ценностей студентов, их ориентаций в отношении будущей профессии.
Ключевые слова: высшее образование, студенты, профессиональное самоопределение, социальная ответственность.
В современном российском обществе профессия является средством идентификации личности человека. Она определяет его образ жизни, его мышление, внешний вид, задаёт ритм жизни. Профессиональное и личностное развитие индивида взаимосвязаны. Этим обусловлена актуальность изучения жизненных и профессиональных ценностей студенческой молодежи, процесса их профессионального самоопределения как ситуации социальной мобильности и жизненного старта, когда активно формируются определенные нормы и мотивы социального и профессионального поведения.
Нельзя отрицать, что профессиональность современного высшего образования реализуется довольно противоречиво. С одной стороны, высшее профессиональное образование все более становится «общим», то есть оно перестало быть привилегией и стало практически общедоступным, являясь более высокой ступенькой, с которой позднее начинается углубление в специализацию. С другой стороны, потребности рыночной экономики и формирующегося информационного общества требуют, чтобы выпускники вузов становились «транспрофессионалами», готовыми работать в различных профессиональных средах, ориентирующимися на профессиональную ресоциализацию, адаптацию и переобучение, обладающими проектным типом мышления [1; 3].
Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается не до конца завершенным. Он может быть переосмыслен с учетом нового опыта и пересмотрен. Дальнейший профессиональный путь личности, соответственно, не обязательно связывается с выбранной специальностью в вузе.
Другая особенность состоит в том, что за период студенчества происходит накопление стартового образовательно-профессионального капитала карьеры, первого опыта профессиональной деятельности, расширяются представления о получаемой профессии. Из расплывчатого образа профессии, возникшего на первичном этапе самоопределения (под влиянием семьи, друзей, СМИ и других институтов), выявляется более четкое представление о содержании профессии и ее сопутствующих атрибутах (престиже, социальной роли и т. д.) [2. С. 37].
В центре нашего изучения самоопределяющийся субъект - студент находится на пути между прошлым (уже осуществленным) выбором - выбором вуза и специальности и будущим выбором - места работы. Поэтому попробуем рассмотреть данную тему на примере российской студенческой молодежи. Совместно с Центром занятости студентов УдГУ нами был проведен опрос среди студентов 4-го курса УдГУ с целью выявления их профессиональных ориентаций и проблем с трудоустройством.
Особое внимание занимает исследование мотивов выбора специальности и изучение того, как студенты видят свою дальнейшую профессиональную деятельность после окончания вуза. Также рассматривается уровень занятости и направленность на труд во время обучения среди студентов очной формы обучения.
В фокусе данного исследования 236 опрошенных респондентов с 15 факультетов УдГУ. Все опрошенные респонденты являются студентами 4-го курса факультетов УдГУ в возрасте от 20 до 24 лет.
Исходный пункт анализа профессионального самоопределения на этапе студенчества - определение мотивов выбора вуза и специальности.
Самым распространенным мотивом при выборе будущей профессии среди опрошенных студентов является мотив престижности профессии. Таким образом, этот вариант выбрали 21,6 % респондентов. В то же время такие мотивы, как «Здесь легче учиться», «По совету родителей», «Считаю, что после обучения смогу устроиться на хорошую работу» и «Эта специальность соответствует моим интересам и способностям» набрали примерно равное количество ответов и распределили между собой большинство ответов среди опрошенных - 13,6, 13,1, 12,3 и 10,6 % соответственно. Интересно, что наименьшее число респондентов отдали свое предпочтение такому критерию, как «Эта профес-
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
сия нужна и полезна обществу» - всего 1,3 % от опрошенных. Отчетливо видно, что в современном обществе престижность и перспективность специальности играют более весомую роль, чем необходимость выбора общественно полезной, но не всегда высокооплачиваемой профессии. Также всего по 3 % и 4,2 % ответов получили такие варианты, как «На неё было легче поступить» и «Это случайное стечение обстоятельств». А варианты «Продолжаю семейную традицию» и «Здесь легче учиться» заняли средние позиции среди всех мотивов выбора будущей профессии (они получили по 9,3 % и 6,8 % соответственно). А также 4,2 % выбрали свою специальность в связи с тем, что окончили профильный класс в школе. Это говорит о слабой профилизации и профориентационной работе в школах. Школы в настоящее время не являются ведущим фактором выбора будущей профессии и образовательного учреждения.
Также во время исследования нам было интересно узнать, чем планируют заниматься респонденты после окончания вуза и планируют ли они работать по своей специальности (табл. 1).
Таблица 1
Чем вы планируете заниматься после окончания вуза? (в % к полученным ответам)
Число ответивших Процент от общего числа ответивших
Основать свое дело 45 19,1 %
Работать в организации 90 38,1 %
Получать второе высшее образование 32 13,6 %
Учиться в магистратуре 19 8,1 %
Учиться в аспирантуре 35 14,8 %
Затрудняюсь ответить 13 5,5 %
Как мы видим, работать в организации хотят 38,1 % опрошенных, в то время, как только 19,1 % хотят основать свое дело. Первый вариант привлекает почти в два раза больше студентов, нежели желание строить собственный бизнес. Скорее всего, это связано с неуверенностью в своих силах и боязнью риска, который всегда присутствует при открытии собственного бизнеса. Интересно, что продолжать свое обучение планируют в общей сложности 36,5 % опрошенных (14,8 % собираются учиться в аспирантуре, 8,1 % в магистратуре и 13,6 % собираются получать второе высшее образование). Это говорит о популярности тенденции непрерывного образования, которое в ситуации неопределенности и нестабильности рынка труда является необходимым для повышения шанса на успешную карьеру.
Подавляющее большинство респондентов (44,1 %) собираются работать по своей специальности. На втором месте по популярности стоит ответ, что будущие специалисты хотят работать в смежных областях. Можно предположить, что это довольно благоприятная тенденция, так как студенты довольно осознанно делают выбор своей будущей профессии и не стремятся просто закончить вуз ради диплома. 17,4 % опрошенных до сих пор даже не определились со своим будущим и затрудняются ответить. И только 16,5 % респондентов не планируют после окончания вуза продолжать трудиться по своей специальности.
Больше половины респондентов склоняются к тому, чтобы работать после окончания своего обучения по специальности или в смежных областях. Можно предположить, что это связано с тем, что студенты чаще всего не готовы тратить свое время на дополнительное образование или изучение иных специальностей. Они изначально ориентированы на то, что раз они обучаются данной профессии, значит и работать должны по ней.
Также следует оценить, сколько людей планируют пойти работать по своей профессии в зависимости от их группы специальности.
В результате сравнения данных вопросов мы можем увидеть, что студенты, относящиеся к социально-экономической группе, наиболее склонны к работе по своей специальности и работе в смежных областях после окончания вуза (46,3 % и 26,8 % соответственно). При этом наибольшее число желающих работать по своей специальности прослеживается у представителей естественнонаучной группы (49,3 %), а наименьшее - у гуманитариев (37,6 %). Также можно заметить, что гуманитарии больше остальных групп склонны к тому, чтобы не идти работать по своей специальности после
окончания вуза, по сравнению с остальными (22,4 % против 14,5 % у естественнонаучной группы и 12,2 % у социальной). В первую очередь, можно предположить, что это связано с низкой оплатой труда по этим профессиям. Также можно предположить, что студенты, относящиеся к естественнонаучной группе специальностей, - наибольшая доля неопределившихся в своем будущем (26,1 %), в то время как представители социально-экономической группы выглядят наиболее настроенными на работу по своей специальности в будущем (14,6 %). Это говорит о том, что представители гуманитарной группы специальностей обычно наименее заинтересованы в работе по своей профессии после окончания вуза ввиду того, что чаще всего их профессия низкооплачиваема и не престижна в обществе, поэтому им чаще остальных приходится менять профессию.
Несмотря на то, что одним из основных критериев выбора профессии является её престижность, студенты довольно часто начинают менять свое отношение к своей будущей профессии в пользу более высокооплачиваемых специальностей. Хорошо видно, что низкий уровень оплаты труда является одной из основополагающих причин отказа будущих специалистов от работы в своей области. Однако на первом месте среди самых популярных ответов, почему респонденты не хотят работать по своей специальности, стоит чувство неуверенности в собственных силах, чтобы работать по специальности. Это в первую очередь показывает, что студенты, окончившие вуз, не чувствуют в себе достаточного уровня знаний или же неудовлетворенны своим выбором и поэтому не хотят посвящать свою жизнь данной профессии.
Можно предположить, что в современных экономических условиях всё больше людей более осознанно делают выбор своей профессии. Если после окончания школы абитуриент чаще всего делает свой выбор не полностью осознанно и не учитывает огромного количества различных факторов, то по мере своего обучения всё больше студентов-выпускников гораздо серьезней начинают думать о своем будущем и стараются становится профессионалами, понимая, что так они будут становится более востребованными на рынке труда.
По результатам полученных данных можно сделать выводы о наиболее привлекательных сферах труда для будущих специалистов (табл. 2).
Таблица 2
В какой сфере вы бы хотели работать? (в % к полученным ответам)
Число ответивших Процент от общего числа ответивших
Торговая сфера 31 12,1 %
Промышленная сфера 31 12,1 %
Банковская сфера 31 12,1 %
Сфера обслуживания 18 7,0 %
Юридическая сфера 51 19,8 %
Сфера образования 31 12,1 %
Сфера культуры 24 9,3 %
Сфера управления 40 15,6 %
Среди студентов УдГУ самой популярной является юридическая сфера и за неё отдали свои голоса 19,8 % всех опрошенных. На втором месте идет сфера управления (15,6 %). Интересно, что сфера образования, торговая сфера, промышленная сфера и банковская сфера набрали одинаковое количество выборов (12,1 %) среди всех ответивших. Предпоследняя по популярности стала сфера культуры, которая набрала 9,3 %. И наименее привлекательной респондентам кажется сфера обслуживания, всего 7 %. Можно заметить тенденцию, что наиболее привлекательными для молодежи являются общественно популярные и престижные сферы деятельности. Это очень хорошо соотносится с ценностными ориентациями современной молодежи, среди которых лидирующие позиции занимают престиж и материальное обеспечение.
В нашем исследовании мы попросили респондентов оценить по пятибалльной системе свой уровень готовности к профессиональной деятельности по нескольким критериям. По критерию «умение решать профессиональные задачи» 42,4 % ответивших оценили себя на «хорошо» и 28,8 % оценили себя на «отлично», 25,4 % опрошенных поставили себе «удовлетворительно» и лишь малая
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
часть решила, что они не способны решать профессиональные задачи и поставили себе по этому критерию «неудовлетворительно» и «плохо» - 2,5 % и 0,8 % соответственно.
Следующим критерием было «умение работать в команде». 37,7 % ответивших оценили свою командную работу на «отлично» и 42,8 % на «хорошо». На «удовлетворительно» себя оценили 17,4 % и всего по 0,8 % набрали оценки «неудовлетворительно» и «плохо».
Развитые в себе «коммуникативные навыки» на «отлично» видят 44,9 % респондентов и 39 % считают их «хорошими», 17,4 % поставили себе «удовлетворительно» по данному критерию и всего 1,7 % опрошенных считают, что их коммуникативные навыки оставляют желать лучшего и развиты «неудовлетворительно». Ни один из опрошенных не оценил в себе данное качество на единицу.
Следующим критерием была «способность к обучению». Практически равное количество людей считают, что их способность к обучению развита на «хорошо» (42,8 %) и «отлично» (41,1 %). 14 % считают, что их склонность к обучению на «удовлетворительном» уровне. Всего 1,4 % и 0,4 % считают, что они не способны к обучению и оценивают этот навык в себе на «неудовлетворительно» и «плохо».
«Стрессоустойчивость» на «отлично» в себе оценивают 37,7 % опрошенных респондентов и 33,9 % считают, что они способны преодолевать стрессовые ситуации на «хорошо», 22,5 % считают, что они не особо стрессоустойчивы и оценили себя на «удовлетворительно», 4,2 % считают, что они очень плохо справляются со стрессовыми ситуациями и 1,7 % полагают, что они вообще не способны работать при каких-либо стрессовых условиях.
Последним критерием была «профессиональная гибкость». 44,1 % и 37,7 % ответивших считают, что их профессиональная гибкость развита на «отлично» и «хорошо» соответственно. 15,3 % поставили себе «удовлетворительно» по данному профессиональному критерию. 2,5 % и 0,4 % соответственно оценили свою профессиональную гибкость на самых низких уровнях.
По полученным данным можно увидеть, что студенты в большинстве своем считают, что они неплохо готовы к профессиональной деятельности и оценивают себя в данных критериях довольно высоко. Конечно же, здесь имеет место тот вариант, что люди, которые не сталкивались с необходимостью проявлять подобные навыки в трудовой деятельности заведомо положительно оценивают себя, хотя на самом деле на практике у них могут возникнуть сложности. Также стоит учитывать фактор, что не все респонденты имели опыт профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что такой показатель, как умение решать профессиональные задачи, более четверти опрошенных оценили на «тройку», что говорит об отсутствии у них уверенности в том, что смогут применить полученные знания на практике.
Как мы видим, наибольшее количество ответов дали люди, которые работали на момент опроса (28,8 %). Также 15,7 % полученных ответов принадлежат респондентам, которые имели опыт трудовой деятельности во время учебы, но по каким-либо причинам прекратили работать. Также 11,4 % студентов предпочитают не совмещать учебу и работу, а работают в период каникул, то есть в то время, когда у них достаточное количество свободного времени. 16,1 % опрошенных подрабатывают где-либо на непостоянной основе, но это нельзя считать полноценным опытом трудовой деятельности в период обучения. И как мы видим, многие из опрошенных вообще не имели никакого опыта трудовой деятельности во время учебы по различным причинам и обстоятельствам (27,5 %). В нашем исследовании мы также попробуем разобраться, каковы же основные мотивы такого решения неработающих студентов.
Также было бы интересно выявить взаимосвязь между тем, какой ежемесячный заработок приходится на одного члена семьи и тем, работают ли студенты во время обучения.
Здесь мы можем увидеть довольно интересные результаты. Наибольшее число респондентов приходится на категорию людей, чей ежемесячный заработок на одного члена семьи составляет 5 000-7 000 рублей. При этом в данной категории наибольшее число никогда не работавших студентов (35,8 %). Также здесь немало людей, которые работали и на момент проведения исследования, их доля составила 25,7 %. Что же касается остальных категорий, включая самых обеспеченных, чей доход на одного члена семьи в месяц составляет больше 15 тыс. рублей, то здесь можно заметить, что разброс результатов примерно одинаков. Однако доля никогда не работавших людей в данной категории наименьшая (13,9 %). Очень интересная ситуация получалась в категории, куда входят обладатели дохода 7-10 тыс. рублей на одного члена семьи в месяц, здесь доля работающих и никогда не работавших людей одинаковы (30,8 %), так же, как и доли работавших, но по какой-либо причине не
работающих сейчас и время от время подрабатывающих (их доли составили по 15,4 %), а вот доля людей работающих только на каникулах составила 7,7 %. По этим данным сложно выявить какую-либо закономерность, и это скорее всего связано с тем, что молодые люди идут работать в первую очередь не в зависимости от того, насколько они обеспечены, а вследствие иных потребностей, таких как необходимость оплачивать учебу, проживание или же просто желание быть финансово независимыми и иметь карманные деньги.
Основным мотивом сознательного отказа от трудовой деятельности у студентов является мнение, что они успеют поработать после окончания вуза, а сейчас не чувствуют в этом особой необходимости, эта доля от ответивших составила 20,3 %. Студенты, которые считают, что работа будет им мешать сосредоточиться на получении знаний, составили 13,6 % от общего числа ответивших. Также 11,9 % респондентов просто не могут найти работу, которая бы их устраивала. Скорее всего, это связано с высоким уровнем амбициозности в плане зарплаты и нехваткой времени, так как на хорошо оплачиваемую работу в основном требуются работники на полный рабочий день. 9,7 % просто не имеют нужды в деньгах, поэтому они не считают нужным работать в процессе учебы.
Также довольно интересно, что чаще всего студенты не пытаются искать работу, конкретно связанную со своей специальностью, чаще всего потому, что это не видится реальным ввиду отсутствия нужных навыков и опыта работы, а также нежеланием работодателей брать к себе на работу несостоявшихся специалистов. Таким образом, среди респондентов, имеющих опыт трудовой деятельности во время учебы, всего 15,7 % имели работу, связанную с их специальностью. 13,6 % считают, что их работа была косвенно связана с их специальностью и 18,6 % работали в иных сферах занятости, которые никак не связаны с их специальностью. Это говорит о том, что после окончания вуза, чаще всего без опыта работы как такового, многие остаются невостребованными, и поэтому молодые специалисты не всегда стремятся к работе именно по своей профессии.
Так как мы выделили основные причины выбора студентами добровольного отказа от трудовой деятельности во время учебы, то будет логично попытаться выявить основные мотивы студентов, имеющих опыт работы во время учебы. По результатам полученных данных мы видим, что основными побудительными мотивами студентов к работе, являются такие, как желание обрести финансовую независимость и иметь деньги на «карманные» расходы. Оба этих мотива набрали по 16,9 % от количества ответивших. Желание приобрести навыки работы в организации движет 15,1 % респондентов, а желание получения опыта по будущей специальности имеется у 15,7 % опрошенных. 13,9 % считают, что, работая во время учебы, они смогут каким-либо образом реализовать себя. Также 7,8 % опрошенных решили пойти работать, потому что должны платить за свое обучение. Похожая ситуация с мотивом «улучшить материальное положение семьи»: этому подвержены 6,6 % опрошенных. 6 % видят работу в первую очередь как способ увеличить свой круг общения и, возможно, даже завести какие-либо полезные в будущем связи. И всего 1,2 % опрошенных идут работать по причине необходимости оплаты жилья. Как мы видим, желание не просить денег у родителей, то есть стремление к материальной независимости, является наиболее распространенным фактором среди студентов, который хоть и не сильно, но всё же преобладает над остальными. Это говорит о том, что материальные стимулы всегда являются маркером каких-то других ценностей, прежде всего потребности в повышении своего социального статуса, получения престижной работы, независимости и т. д.
Говоря о профессиональной ориентации студентов во время обучения в вузе, нельзя не попытаться разобраться, насколько важна роль самого вуза в формировании профессионального выбора и дальнейшем трудоустройстве студентов. Поэтому мы попытались узнать, какие формы подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в УдГУ студенты считают наиболее эффективными (табл. 3).
Среди предложенных форм наиболее полезной респонденты считают производственную практику (21,7 %). Второе место занимает стажировка, она составляет 17,6 % от общей доли ответивших. Таким образом, мы видим, что студенты в первую очередь наиболее ценят опыт практической деятельности в рамках получаемой специальности над остальными формами подготовки. Также по 11 % набрали такие формы, как «практические занятия с преподавателем» и «встреча с работодателем». На том же уровне оцениваются и мастер-классы (10,7 %). Остальные формы оцениваются студентами примерно на одном уровне, они считают, что «преподавание преподавателей-практиков» (9,8 %), «экскурсии на предприятия» (9,4 %) и «работа над совместным проектом» (8,9 %) менее эффективно, но за них было отдано не так уж и мало голосов. Из данных результатов следует вывод, что вуз в первую очередь дол-
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
жен работать на увеличение объемов и повышение качества практической деятельности, связанной с обучением студентов, например увеличение сроков практики и большее количество выделяемых мест на стажировку на предприятия. Такой подход, в первую очередь, увеличит заинтересованность самих студентов в обучении, а также даст возможность приобрести хороший опыт в своей профессии уже после окончания вуза.
Таблица 3
Какие формы подготовки к будущей профессиональной деятельности из имеющихся в нашем вузе, вы считаете наиболее эффективными? (в % к полученным ответам)
Число ответивших Процент от общего числа ответивших
Производственная практика 95 21,7 %
Практические занятия с преподавателем 48 11,0 %
Встречи с работодателем 48 11,0 %
Мастер-классы 47 10,7 %
Преподавание преподавателей-практиков 43 9,8 %
Экскурсии на предприятия 41 9,4 %
Работа над совместным проектом (курсовым, дипломным и т.п.) 39 8,9 %
Стажировка 77 17,6 %
Ещё один из немаловажных вопросов, которые мы ставили перед собой при проведении данного исследования, было желание узнать, насколько активно студенты пользуются ресурсами УдГУ для планирования своей будущей профессии, в частности, одним из наиболее важнейших ресурсов является Центр занятости студентов УдГУ.
В первую очередь следует определить, насколько студенты УдГУ осведомлены о наличии в университете Центра занятости. 55,5 % ответивших вообще не имеют представления о том, что в УдГУ есть свой «Центр занятости студентов». Это характеризует слабую заинтересованность студентов в подобной информации, незнание того, что университет может помочь им в поиске места работы. Также можно предположить, что это следствие недостатка информированности студентов, что уже является недоработкой университета. Стоит отметить, что 33,5 % слышали о ЦЗС и всего 10,2 % обращались в него. Это говорит о том, что информированность студентов УдГУ на тему их возможности использования ресурсов университета в виде ЦЗС, в помощи поиска работы и подработки, весьма низка.
Также мы попросили респондентов оценить по пятибалльной системе эффективность некоторых направлений деятельности «Центра занятости студентов УдГУ». Этими направлениями стали: ярмарка вакансий, встречи с работодателями, предоставление информации о имеющихся вакансиях, организация производственной практики, стажировки, мероприятия по содействию трудоустройству.
Всего 5,9 % ответивших оценили ярмарку вакансий на «отлично». На «хорошо» деятельность в данном направлении оценили 16,3 % респондентов. 13,6 % поставили этой деятельности «удовлетворительно». Соответственно 5,5 % и 1,3 % опрошенных студентов оценили её на отрицательные оценки.
Следующее направление это встречи с работодателями. 5,9 % оценили данный вид деятельности на «отлично». 14,4 % поставили «хорошо» и 15,7 % оценили его на «удовлетворительно». Отрицательные оценки поставили 5,5 % и 0,8 % соответственно.
Предоставление информации об имеющихся вакансиях оценили более положительно. 18,2 % оценили данное направление на «отлично», 12,3 % на «удовлетворительно» и всего 4,7 % решили поставить «отлично». 5,5 % оценили на «неудовлетворительно» и 1,7 % на «плохо».
Деятельность ЦЗС в направлении организации производственной практики было оценено на «отлично» всего лишь 5,9 % ответивших. 16,9 % оценили на «хорошо» и 14 % поставили данному направлению «удовлетворительно». 3,8 % и 1,7 % данную деятельность оценили отрицательно. Стажировка оказала положительное впечатление на 7,6 % ответивших. На «хорошо» её оценили 14,8 % и на «удовлетворительно» - 16,1 %. «Неудовлетворительно» и «плохо» поставили 3,4 % и 0,4 % соответственно. Мероприятия по содействию в трудоустройстве на «отлично» оценили 7,2 % и 13,6 % на
«хорошо». 17,4 % поставили данному направлению «удовлетворительно». 3,8 % и 0,4 % оценили соответственно отрицательно.
Студентам было предложено оценить деятельность «Центра занятости студентов УдГУ» в целом. В результате получилось, что его деятельность оценивают на «отлично» лишь 9,2 % опрошенных. 20,3 % оценили на «хорошо» и 13,6 % на «удовлетворительно». Можно предположить, что в среднем студенты удовлетворены деятельностью ЦЗС, однако это, скорее всего, вызвано неинформированностью или недоверием. 3,4 % и 0,4 % оценили деятельность ЦЗС отрицательно. В принципе, можно сказать, что общая оценка деятельности ЦЗС совпадает с оценками, данными отдельным направлениям.
В связи с полученными результатами нам было интересно, откуда студенты получают информацию о вакансиях. Подавляющее большинство студентов получает информацию о вакансиях на стендах университета (43,5 %). Также довольно интересным является то, что 28,5 % получают информацию из группы ЦЗС в социальной сети vk.com. Можно предположить, что в современных реалиях молодежи гораздо удобней пользоваться возможностями Интернета, нежели сходить самому в ЦЗС, о существовании которого за пределами этого самого Интернета они в большинстве своем даже не в курсе. Также 15,4 % получают информацию непосредственно из деканата. Всего 6,9 % знают о существовании специализированного сайта «Центра занятости студентов УдГУ» (помимо группы в социальной сети). И наименьшее количество ответивших, а конкретно всего 5,7 %, получают информацию о вакансиях непосредственно в самом ЦЗС. Это говорит в том, что уровень заинтересованности студентов в активном поиске работы довольно низок, и определенные действия они предпринимают только в том случае, когда у них появляется крайняя необходимость. В такие моменты они редко вспоминают про ЦЗС, так как их уровень информированности довольно низок.
В нашем исследовании нам было интересно узнать не только то, насколько вуз помогает трудовой активности студентов, но также и на сколько студенты готовы контактировать с вузом в данном аспекте, в том числе и после окончания обучения. Поэтому мы узнали, насколько студенты УдГУ готовы сотрудничать с вузом по различным направлениям после его окончания.
По результатам мы можем увидеть то, что подавляющее большинство опрошенных (62 %) никак не готовы сотрудничать с УдГУ после его окончания, 11,7 % готовы предоставлять студентам место для производственной практики и 9,8 % после окончания вуза готовы проводить встречи со студентами. Всего 3,4 % готовы преподавать в вузе в будущем, так же, как и участвовать в работе попечительского совета, 7,9 % готовы предоставлять выпускникам трудовые места, и всего 1,9 % в будущем готовы помогать вузу спонсорской поддержкой. Это говорит о том, что у подавляющего большинства студентов нет никакого желания сотрудничать с университетом после его окончания. Скорее всего, это связано с восприятием университета как инструмента для получения знаний и освоения какой-либо профессии, и ничего большего.
Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее:
1. Наиболее значимыми факторами профессиональных ориентаций студентов можно считать факторы перспективности и престижности профессии, они стоят наравне с таким фактором, как материальное обеспечение. Это значит, что при выборе будущей профессии молодыми людьми в первую очередь учитываются данные факторы, а такие, как важность профессии для общества, культурный характер профессии или личные интересны к какой-либо специальности уходят на второй план.
2. Также немаловажным фактором является окружение молодого человека (семья, друзья, близкие люди). Порой родители оказывают весомое влияние на формирование профессиональных ориентаций будущего специалиста.
3. Следует особо отметить слабую профилизацию и профориентационную работу в школах. Школы в настоящее время не являются ведущим фактором выбора будущих профессий и образовательного учреждения.
4. Необходимо использовать ресурсы непрерывного образования, которое в ситуации неопределенности и нестабильности рынка труда является необходимым для повышения шанса на успешную карьеру. Студенты чаще всего не готовы тратить свое время на дополнительное образование или изучение иных специальностей.
5. После окончания вуза, чаще всего без опыта работы как такового, многие остаются невостребованными, и поэтому молодые специалисты не всегда стремятся к работе именно по своей профессии. Представители гуманитарной группы специальностей обычно менее заинтересованы в работе
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
по своей профессии после окончания вуза ввиду того, что чаще всего их профессия низкооплачиваема и не престижна в обществе, поэтому им чаще остальных приходится менять профессию.
6. Наиболее привлекательными для молодежи являются общественно популярные и престижные сферы деятельности. Это очень хорошо соотносится с ценностными ориентациями современной молодежи, среди которых лидирующие позиции занимают престиж и материальное обеспечение.
7. Информированность студентов УдГУ на тему их возможности использования ресурсов университета в виде ЦЗС, в помощи поиска работы и подработки весьма низка.
8. У подавляющего большинства студентов нет никакого желания сотрудничать с университетом после его окончания. Скорее всего, это связано с восприятием университета как инструмента для получения знаний и освоения какой-либо профессии.
Пожалуй, основной особенностью развития профессиональных ориентаций студентов в современном российском обществе является переоценка собственных сил. Как показало исследование, большинство студентов, даже не имея опыта трудовой деятельности, практически уверены, что для них не составит большого труда проявить профессиональную гибкость, коммуникативные способности, стрессоустойчивость и другие необходимые компетенции. Такая вера в собственные силы ещё на этапе профессионального обучения и становления может весьма неблагоприятно сказаться на молодых специалистах, когда они начнут свою трудовую деятельность. Ведь их ожидания могут не совпасть с реальными условиями.
Однако стоит отметить, что большинство студентов начинает всё более серьезно подходить к осознанию своей будущей профессиональной деятельности. Сегодня студенты больше задумываются о том, чем они будут заниматься после окончания вуза, и далеко не все готовы идти работать по своей специальности. Отсюда можно предположить, что тенденция к профессиональной гибкости становится все более популярной в современном российском обществе. Молодому специалисту необходимо подстраиваться под активно изменяющиеся условия, и многие студенты осознают, что набираться опыта профессиональной деятельности стоит во время учебы.
Также не стоит забывать и о том, что уровень безработных студентов весьма велик и основополагающим фактором в данном случае является то, что молодежь не видит возможности для своего профессионального роста. Те, кому необходимы деньги, чаще всего идут работать барменами, официантами, продавцами и прочим обслуживающим персоналом, а после окончания вуза, имея среднюю зарплату и стаж работы, не хотят переходить на работу по специальности, где их труд изначально оценивается гораздо ниже, чем на тех работах, где их профессиональные навыки не пригодятся. Наравне с этим также стоит отметить такие тенденции, как излишняя амбициозность, нежелание начинать с малого, а также предпочтение отдавать больше сил учебе желанию совмещать трудовую деятельность с учебным процессом.
Исследование показало, что большинство опрошенных студентов положительно восприняли бы увеличение доли практической деятельности в процессе обучения, так как таким образом информация усваивается лучше. Вуз мог бы попробовать скорректировать программу обучения в сторону увеличения количества часов практической деятельности.
Нельзя не учитывать и роль вуза в профессиональном становлении молодых специалистов. Как показывают результаты исследования, большинство студентов даже не подозревает о том, что вуз способен помочь им с трудоустройством. Необходимо рассмотреть такую сторону, как повышение информированности студентов за счет увеличения наглядной информации на стендах и поручения
факультетам проведения дополнительных профориентационных мероприятий.
* * *
1. Аврамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социс. 2006. № 4. С. 38-39.
2. Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Певная М.В. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий. Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011.
3. Perkin G. The Rise of Professional Society. L., 1990.
Поступила в редакцию 13.11.13
M.N. Makarova, D.A. Ermilov
The main characteristics of students' professional attitudes
The article deals with the issues connected with the problem of students' professional attitudes in a contemporary society. The results of a sociological survey carried out in the Udmurt State University are presented.
Keywords: higher education, students, professional self-determination, social responsibility.
Макарова Марина Николаевна, доктор социологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Ермилов Дмитрий Александрович, студент E-mail: [email protected]
Makarova M.N.,
doctor of sociology, associate professor E-mail: [email protected]
Ermilov D.A., student E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6