Научная статья на тему 'Результаты общественной аттестации восточного института ДВГУ'

Результаты общественной аттестации восточного института ДВГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучук О. В., Хаматова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты общественной аттестации восточного института ДВГУ»

О ./3. /Сцчцк.,

tcaH.quqa.in иапо/гичеасих наук, п/мфессо/г /3112)/3?У, Л.Л. Хама/пова,

кануиуа/И филологических наук, п/юфессо/г /3112)/3?У

РЕЗНЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВОСТОЧНОГО ИНСТИТНТА ДВГН

Современное высшее образование в нашей стране становится все более массовым, а рыночные отношения в этой сфере приобретают все более ярко выраженный характер. В этой связи перед высшими образовательными учреждениями встает проблема обеспечения качества в условиях массовости образования. Эта проблема является актуальной и для Восточного института. Поэтому целью проводившегося в марте - мае 2007 г. исследования являлись качество, а также результаты подготовки и дальнейшего трудоустройства выпускников ВИ. В качестве объектов анкетирования были определены четыре группы респондентов, а именно: абитуриенты, студенты 5 курса, работающие выпускники и работодатели. Для каждой из групп были разработаны анкеты с вопросами, которые можно разбить на несколько блоков. 1.) Причины выбора специальности и условия, на которых абитуриент предполагает поступить в Восточный институт; 2.) Оценка качества подготовки в Восточном институте и проблемы, связанные с поиском работы; 3.) Соответствие полученной подготовки требованиям и содержанию работы; 4.) Оценка работодателями профессиональных качеств выпускников Восточного института.

В ходе анкетирования получены ответы 274 респондентов, в том числе 52 абитуриентов, 132 студентов 5 курса, 54 работающих выпускников (специалистов) и 36 работодателей (экспертов).

Рассмотрение результатов анкетирования начнем с анализа ответов абитуриентов.

Абитуриенты (52 анкеты).

Выясняя основные источники информации абитуриентов о выбранной специальности, мы обнаруживаем, что наиболее важную роль играют традиционные каналы - родители, родственники (показатель - 46%). Далее ответы респондентов распределяются следующим образом: посещение Дня открытых дверей - 30,7%; Интернет-сайт ДВГУ - 27%; знакомые выпускники - 25%; сообщения в СМИ - 13,4%; преподаватели ДВГУ - 13,4%. Полученные данные свидетельствуют о значимости различных современных каналов информации о специальностях, которые используются институтом и университетом, и необходимости дальнейшей работы в этом направлении.

Анализ критериев выбора профессии показывает влияние реалий рыночной экономики на мировоззрение абитуриента, так как в этом выборе уже отчетливо проявляются элементы рыночной психологии. При ответе на вопрос «Какие критерии в выборе будущей профессии для Вас наиболее важны?» подавляющее большинство (77%) указали критерий востребованности

профессии на рынке труда. В то же время для них имеют чрезвычайно важное значение такие критерии, как «интересная и творческая работа» и «личные склонности и интересы» (38,4% и 44% соответственно), которые как показатель самореализации оцениваются ими выше, чем материальное вознаграждение (высокая зарплата - 36,5%). Таким образом, хотя будущие студенты являются явными прагматиками, профессиональная самореализация беспокоит их не меньше, чем деньги.

Критерии выбора будущей профессии

77%

44%

а

38,4%

36,4%

2:

32,6%

1 Востребованность профессии на рынке труда

2 Личные склонности и интересы

3 Интересная и творческая работа

4 Высокая зарплата

5 Престижность профессии

Отвечая на вопрос о причинах выбора ВИ ДВГУ среди других вузов города, большинство респондентов в качестве определяющего критерия называют «высокое качество подготовки специалистов в ВИ ДВГУ» по сравнению с другими вузами (70%), «высокий рейтинг ВИ ДВГУ» (38,4%). Таким образом, в условиях, когда преподавание восточных языков ведется в разных вузах города и у абитуриентов есть выбор, определяющим становится не столько престижность самой профессии, сколько выбор вуза, который способен обеспечить более качественный уровень образования для получения этой профессии. Поэтому проблема имиджа, рейтинга вуза должна занимать важное место при проведении профориентации. Во время рекламных кампаний институту следует обращать внимание на показатели, которые конкретизируются в количестве грантов, премий и первых мест в конкурсах и конференциях, занятых студентами и преподавателями, количестве бесплатных стажировок студентов ВИ ДВГУ и т.д.

Несмотря на то, что обучающиеся на платной основе составляют значительную часть студентов института, тем не менее, как показывают результаты анкетирования, большая часть абитуриентов рассчитывает на бесплатное обучение на бюджетной основе или как получившие медаль по окончании школы. В условиях массовости высшего образования, когда в вузы, и в том числе в ВИ, стало поступать большое количество выпускников школ со средним и достаточно низким уровнем школьного образования, абсолютное большинство их вынуждено обращаться к дополнительной подготовке, чтобы в той или иной степени компенсировать недополученные

в школе знания. Как показывают результаты анкетирования, именно репетиторство (52%), а не подготовительные курсы (23%) или колледж при ДВГУ (17%), составляют основу дополнительной подготовки абитуриентов в Восточный институт.

Как известно, достаточно распространено мнение о том, что абитуриенты не самостоятельны в выборе будущей профессии, и выбор за них делают их родители. Тем не менее большинство опрошенных абитуриентов не согласились с этим мнением. Ответы респондентов распределились следующим образом: «совершенно не согласен» 36,5%; «скорее, не согласен» - 29%; «скорее, согласен, чем не согласен» - 21%; «полностью согласен» - 5,7%. Этот факт можно оценить весьма позитивно, так как он свидетельствует об определенном уровне самостоятельности и серьезности в определении жизненных ориентиров абитуриентов. В то же время это означает, что институт, выстраивая свою информационную рекламную стратегию в условиях ужесточающейся конкуренции, должен в большей степени ориентироваться не на родителей, а на самих абитуриентов, то есть больше работать в школах, привлекать к работе с абитуриентами студентов и т.д.

В процессе анкетирования абитуриентам задавались вопросы, которые касаются выбора конкретной специальности и предполагаемого места работы. Полученные ответы свидетельствуют о том, что их представления о будущей специальности достаточно расплывчаты и размыты. Отвечая на вопрос о будущей специальности, большая часть абитуриентов указала профессию переводчика. Очевидно, что нечеткость представлений абитуриентов о будущей профессии связана в основном с их недостаточным уровнем информированности.

Выпускники (132 анкеты)

Анкетирование проводилось среди студентов 5 курса ВИ. Наиболее репрезентативной оказалась выборка ответов на факультете китаеведения -79 ответов, а также на факультете корееведения - 31 ответ; в наименьшей степени был представлен факультет японоведения - 11 ответов. Первая группа вопросов была связана с оценкой качества и условий обучения. Так как уровень полученного образования служит одним из значимых конкурентных преимуществ на рынке труда, студентам было предложено оценить качество преподавания по основным дисциплинам, связанным с профессиональной подготовкой, а именно языковым, специальным, гуманитарным дисциплинам и информатике. В целом можно считать, что студенты достаточно высоко оценили качество преподавания в ВИ, средний балл составил 4,3 по восточному и английскому языкам, специальным дисциплинам; 4,0

- по гуманитарным дисциплинам. В то же время качество преподавания информатики получило заметно более низкую оценку - 3,5 балла. Совершенно естественно, что в условиях, когда информационные технологии определяют развитие современного общества, значимость практических знаний и навыков работы на компьютере в подготовке молодых специалистов возрастает. Для сравнения можно привести данные общеевропейского исследования мнения молодежи о тех знаниях и навыках, которые представляют наибольшую ценность для хорошего трудоустройства. Первые два места с большим отрывом занимают знание иностранного языка и умение

пользоваться компьютером. Поэтому совершенно очевидно, что система подготовки в области информационных технологий в университете должна соответствовать требованиям времени.

При анализе оценок качества преподавания восточного языка обращает внимание значительная разница в оценках. Наиболее высоко респонденты оценили преподавание китайского языка. Востоковеды: отлично - 72%; хорошо - 24%; качественный показатель - 96%; регионоведы: отлично - 52%; хорошо - 21%; качественный показатель - 73%. Высокий качественный показатель преподавания корейского языка - 90% (отлично - 45%, хорошо

- 45%). Более низкие оценки по преподаванию японского языка: качественный показатель - 72% (36% - отлично , 36% - хорошо).

Обследование выявило серьезные претензии студентов к условиям учебного процесса в ДВГУ. Практически каждый пятый из числа опрошенных студентов не удовлетворен ресурсами Научной библиотеки ДВГУ и обеспеченностью аудиторным фондом. Более трети респондентов указали на неудовлетворенность уровнем доступности Интернета и обеспеченности учебной литературой. Только 19% опрошенных студентов оценили обеспеченность учебного процесса необходимой литературой как удовлетворительную. Так как ресурсы Интернета и учебная литература являются важными факторами обеспечения успешности учебного процесса в современном вузе, то, вероятно, следует провести дополнительное обследование с тем, чтобы составить более конкретное представление о сущности претензий студентов.

Респондентам было предложено высказать свое отношение к рейтинговой системе. Однако поскольку студенты 5 курса были незначительно затронуты этой системой, треть опрошенных не смогла высказать свое мнение по поводу рейтинговой системы. Примерно, половина респондентов высказала отрицательное отношение к рейтинговой системе. Оценивая эту ситуации, можно предположить, что помимо сложностей, которые обычно сопутствуют инновациям на начальном этапе, причиной отрицательного отношения к рейтинговой системе является значительное возрастание нагрузки, которая для студентов языковых факультетов и раньше была большой.

Проблема перегруженности студентов выявляется при ответе на вопрос «Совмещаете ли Вы учебу с работой». Почти две трети респондентов ответили на этот вопрос положительно. Можно предположить несколько причин ранней профессиональной социализации студентов: озабоченность проблемой будущего трудоустройства, требование работодателей опыта работы, наконец, желание решить свои финансовые проблемы. Ранняя профессиональная социализация приводит к повышению требовательности студентов к организации и содержанию учебного процесса, качеству преподавания, особенно дисциплин, связанных со специализацией. В продолжение вопроса о совмещении учебы с работой респондентам предложили ответить на вопрос, работают ли они по специальности. Доля студентов, работающих по специальности, оказалась также высокой и составила более 60%. Этот факт следует оценить как, безусловно, положительный. Он свидетельствует о том, что в условиях ужесточающейся конкуренции на рынке труда большинство студентов ВИ находит работу по специальности. Однако существуют значительные различия в уровне востребованности студентов различных факультетов. Самый высокий процент работающих по специальности отмечается

у китаистов и кореистов, самый низкий - у японистов. Такая же тенденция прослеживается в ответе на вопрос, какие причины могут препятствовать студентам после окончания ВИ работать по полученной специальности. Наибольшее количество респондентов, которые не планируют работать по специальности, оказалось в группе японистов, и в качестве главной причины они указали невозможность найти работу по специальности.

Востребованность большинства выпускников ВИ на рынке труда определяет их профессиональные предпочтения. При ответе на вопрос «Что бы Вы выбрали, если бы поступали сейчас?», три четверти респондентов указали ВИ ДВГУ, что в целом свидетельствует об удовлетворенности респондентов своим выбором. При этом 60% согласны полностью повторить свой выбор, указав не только ВИ, но и ту же специализацию, а 14% предпочли бы другую специализацию (страну) в ВИ. В своих предпочтениях в отношении выбора ВИ и специальности безусловными лидерами являются студенты факультета китаеведения: 85% регионоведов и 71% востоковедов выбрали бы ВИ и ту же специальность. Среди кореистов, японистов и студентов факультета изучения стран Южной и Юго-Восточной Азии доля респондентов, желающих повторить свой выбор, заметно меньше.

Распределение ответов на вопрос: "Если бы Вы поступали сейчас, то что бы Вы выбрали?"

1 ВИ ДВГУ и ту же специализацию (страну)

2 ВИ ДВГУ, но другую специализацию (страну)

3 Другой вуз и другую специализацию

4 Затрудняюсь ответить

Вторая группа вопросов связана с изучением представлений выпускников о профессиональной самореализации после завершения обучения в ВИ. Прежде всего следует отметить, что практически все опрошенные респонденты (128 человек) не рассматривают окончание ВИ как завершение процесса обучения и предполагают продолжить образование. Даже если учесть, что заявленные намерения не означают их практического воплощения, тем не менее они свидетельствуют о психологической готовности выпускников к тому, что им придется менять профиль профессиональной деятельности. Можно констатировать появление новой, ранее не имевшей места ситуации, когда современные молодые люди рассматривают образование как перманентный процесс. Совершенно очевидно, что определенная часть студентов считает необходимым дополнить полученное базовое образование, основой которого является знание восточного языка, вторым высшим образованием, что позволит повысить их шансы состояться в жизни в качестве профессионалов. С другой стороны, можно предположить, что для определенной части

студентов выбор специальности был случайным, следствием чего является слабая мотивация обучения, низкий уровень знаний и намерение в будущем сменить профессию.

Если проанализировать формы, в которых выпускники предполагают продолжить образование, то в качестве основной рассматривается получение второго высшего образования в России: ее указали более половины респондентов. Треть опрошенных выпускников связывает продолжение образования с обучением за рубежом. Данный показатель можно оценивать как достаточно высокий. Интерпретировать его можно по-разному. В рамках расширения масштабов интернационализации образования обучение за рубежом становится все более ярко выраженной тенденцией. Для выпускников ВИ, безусловно, очень привлекательным является повышение уровня языковых знаний в стране изучаемого языка. Однако совершенно очевидно, что большая часть респондентов, выразивших желание продолжить образование за рубежом, связывает это с планами в отношении будущей работы. Это положение подтверждается ответами респондентов о предпочтительности вариантов выбора работы. Только треть опрошенных выпускников рассматривает проживание и работу в России как наиболее предпочтительный вариант. Значительная часть респондентов (около 44%) предполагает работать за рубежом с условием последующего возвращения в Россию. Почти каждый четвертый выпускник связывает свои профессиональные и жизненные предпочтения с проживанием и работой в другой стране.

При ответе на вопрос о сфере предполагаемой работы абсолютное большинство респондентов указали коммерческую сферу (торговля, финансы и т.д.). Очень небольшая часть выпускников связывает свой выбор с работой в органах управления, совсем незначительная (4,5% опрошенных) часть предполагает работать в сфере образования. Хотя очевидно, что реальное распределение будущих выпускников между различными сферами деятельности не может полностью совпадать с их предположениями, тем не менее главная тенденция - трудоустройство выпускников преимущественно в коммерческой сфере - выражена очень отчетливо. Поэтому нужно учитывать эту тенденцию при формировании образовательных программ. Они должны содержать большее количество практических дисциплин и спецкурсов, которые позволят лучше подготовить молодых специалистов к будущей работе.

Как показывают результаты обследования, студенты очень активно используют современные формы самостоятельного трудоустройства. Поэтому совершенно не случайно 40% респондентов указали Интернет в качестве важнейшего канала при поиске работы. Это также можно объяснить тем, что для современного выпускника ВИ географические рамки рынка труда выходят не только за пределы Владивостока, но и за пределы страны. Заметную роль стали играть кадровые агентства, их отметили почти 18% респондентов. Очень незначительная часть респондентов (4%) указала службу трудоустройства ДВГУ в качестве канала трудоустройства. Свою значимость при поиске работы для студентов сохраняют традиционные каналы (родственники и знакомые): их отметили 30% опрошенных выпускников. Совершенно очевидно, что метод «саморекламы» в форме рассылки различных резюме в адрес работодателей будет все шире распространяться среди

‘ О .В. Кцчцк, ^4 .Л. Хама*пова

студентов. Поэтому выпускникам необходима информационная поддержка со стороны службы трудоустройства ДВГУ и кадровых агентств, организация ярмарок вакансий и т.д.

Распределение ответов на вопрос: «Какие источники информации являются для Вас наиболее предпочтительными при поиске будущей работы?»

1 Интернет

2 Родственники и знакомые

3 Преподаватели факультета

4 Служба трудоустройства ДВГУ

5 Кадровые агентства

6 Другое

Специалисты (54 анкеты)

Следует отметить, что поставленные задачи в процессе анкетирования специалистов не были выполнены в полном объеме. К настоящему времени за пределами страны, прежде всего в Китае, Японии, Корее и других странах работает большое количество выпускников Восточного института и, как показывает анализ ситуации с трудоустройством современных выпускников, эта тенденция становится все более ярко выраженной. Поэтому очень ограниченное количество наших выпускников, работающих за рубежом, приняли участие в анкетировании. Большую часть опрошенных респондентов составляют специалисты, сравнительно недавно окончившие ВИ, проживающие и работающие во Владивостоке. В основном в анкетировании приняли участие специалисты, занятые в коммерческих сферах: сфера деловых услуг (19,5%), торговля (17,7%), туризм (14,6%), транспорт (9,7%), производство (7,3%). Что касается государственных организаций, то это преимущественно образовательная сфера - 29,2% респондентов.

Определяя уровень приобретенных в процессе обучения в ВИ знаний, опрошенные специалисты оценили свою профессиональную подготовку в среднем на 4 балла. Наиболее высоко ими были оценены знания восточного и английского языков (4,3 балла), а также подготовка по специальности и гуманитарным дисциплинам (4,2 балла). Гораздо ниже респонденты оценили свой уровень компьютерной подготовки (3,2 балла).

Если сопоставить выставленные оценки со значимостью и степенью применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности, то можно констатировать, что знание языков для них является определяющим. 64% респондентов отметили, что они применяют в полном объеме свои знания по восточному языку, и только 2% - не применяют их вообще. Несколько ниже показатель применения знаний английского языка:

58% респондентов применяют их в полном объеме и 40% - применяют частично. Эти показатели свидетельствуют о том, что опрошенные респонденты реализовали себя в профессиональном плане. На это же указывают респонденты, отмечая, что в наибольшей степени им пригодились знания восточных языков.

Несмотря на то, что уровень полученной компьютерной подготовки специалисты оценили достаточно низко, тем не менее, как следует из ответов, абсолютное их большинство применяет полученные знания работы на компьютере: «применяю в полном объеме» - 54% ответов; «применяю частично» - 38,5%.

Прагматизм выпускников ВИ проявляется в том, как они оценивают значение знаний в области гуманитарных дисциплин. 12% респондентов ответили, что они применяют эти знания в полном объеме, 74% - применяют частично. В ответе на вопрос «Какие знания вообще не находят применения в работе?» также преимущественно отмечались гуманитарные дисциплины (в целом, следует отметить, что количество ответов на этот вопрос невелико. Впрочем, есть один прекрасный ответ «Все знания составляют эрудицию человека, а применение им специалист всегда находит»). Таким образом, респондентам оказалось сложно оценить важность гуманитарных дисциплин для формирования высококвалифицированного специалиста, отличительной характеристикой которого является широта миропонимания.

Большинство опрошенных специалистов (90%) считают, что полученная ими в ВИ подготовка соответствует содержанию их профессиональной деятельности. При этом 56% из них полагают, что это соответствие является неполным. Причины, которые помешали им получить соответствующую подготовку, можно объединить в две основные группы. Первая группа причин (41% ответов), по мнению респондентов, связана с недостаточным трудолюбием и заинтересованностью, а также личными проблемами, то есть слабой профессиональной мотивацией (можно использовать в качестве отрицательного примера в процессе воспитательной работы со студентами младших курсов). Вторую группу причин (59% ответов) респонденты связывают с недостатками организации учебного процесса и уровнем преподавания.

Более конкретный анализ мнений специалистов о полученной подготовке позволяет выяснить ее наиболее слабые и сильные стороны. На вопрос «В чем Вы видите недостатки полученной подготовки? Каких знаний и умений Вам чаще всего недостает?» ответила, примерно, половина респондентов. Если попытаться обобщить полученные ответы, то главной проблемой профессиональной подготовки в ВИ является недостаток практических дисциплин. Можно привести наиболее часто встречающиеся высказывания: «не хватает практического восточного (японского, корейского, китайского) языка»; «недостаточная языковая практика»; «не хватает практических экономических знаний (бухучет, маркетинг, менеджмент)»; «отсутствие навыков работы с компьютерными программами»; «отсутствие навыков проведения реальных эмпирических исследований».

Как и следовало ожидать, с точки зрения респондентов, самое большое значение для их профессиональной деятельности имеет знание восточного языка (34 из 40 ответивших на этот вопрос). Среди прочих наиболее часто

упоминаемых респондентами дисциплин следуют: английский язык, дисциплины экономического цикла, специальные дисциплины. Отмечая, какие знания, приобретенные в ДВГУ, не находят применения в их деятельности, специалисты относят к таковым теоретические и гуманитарные дисциплины: естествознание, экологию, философию, теорию языка.

Необходимым фактором профессионального и служебного роста специалистов является получение дополнительного образования. Почти половина опрошенных респондентов указала, что им потребовалось получить дополнительное образование. Что касается форм дополнительного образования, то наиболее типичной из них стали курсы переподготовки. Каждый третий, получивший дополнительное образование, прошел обучение в аспирантуре. Эта форма наиболее характерна для тех, кто работает в системе образования. Второе высшее образование получил каждый четвертый опрошенный. Поскольку при опросе не задавался вопрос о целях получения второго высшего образования, можно предположить, что чаще всего это связано со служебным ростом специалистов, работающих в коммерческой сфере.

Если сравнить данные о полученном дополнительном образовании специалистов (примерно, половина опрошенных) с информацией о намерениях, высказанных студентами 5 курса (почти все опрошенные), то мы можем высказать предположение, что намерения современных выпускников продолжить обучение формируются двумя основными факторами: очень острой конкуренцией на рынке труда и возросшими возможностями получения дополнительного образования.

Анализ мотивов профессионального выбора специалистов показывает, что их нельзя свести только к материальному вознаграждению. При ответе на вопрос о мотивах выбора места работы, респонденты указали несколько наиболее важных для них причин: творческий характер работы - 26%; размер заработной платы - 24%; возможность сделать карьеру - 20%; возможность работать за рубежом - 16%; гибкий график работы - 14%. Таким образом, возможность профессиональной самореализации для них является определяющей.

Материалы опроса, каким образом респонденты трудоустраивались после окончания ВИ, показывают, что наиболее распространенной является модель трудового самоопределения: более половины опрошенных (53%) указали, что трудоустраивались самостоятельно, примерно каждый четвертый - с помощью родителей, родственников и знакомых выпускников (24%). Как можно видеть, современные каналы информации при трудоустройстве специалистов не сыграли значительной роли: через кадровые агентства трудоустраивались 8,5% респондентов, позиции Интернета и службы трудоустройства ДВГУ распределились поровну - 4,2% и 4,2%.

Респондентам было предложено несколько вопросов, цель которых выяснить, считают ли они себя профессионально состоявшимися и в какой степени удовлетворены своей работой. На вопрос «С чем были связаны самые большие трудности, которые Вы испытали в начале работы?», ответили 35 респондентов. В числе наиболее часто упоминаемых в ответах трудностей можно отметить следующие: недостаточный уровень знания языка (10 упоминаний); отсутствие опыта (9 упоминаний); нехватка практических знаний (5 упоминаний). Большая часть респондентов (72%)

указала, что удовлетворена своей работой: «совершенно удовлетворен» -10%; «удовлетворен» - 62%; «не совсем удовлетворен» - 28%. В качестве наиболее значимых и привлекательных сторон своей работы они назвали: «творческий характер работы и возможность самореализации» - 13 упоминаний; «возможность работать по специальности» - 5 упоминаний; «хорошая заработная плата» - 5 упоминаний; «стабильность, спокойная и доброжелательная обстановка» - 3. Большая часть респондентов не ответила на вопрос о том, что их больше всего не устраивает в работе. Насколько можно судить по немногочисленным ответам, респондентов чаще всего не устраивает заработная плата (8 упоминаний), невозможность творческой реализации (3 упоминания).

Работодатели (Эксперты) (36 анкет)

Работодателей, принявших участие в анкетировании, можно разделить на две сферы: государственные организации (16 анкет) и коммерческие компании и предприятия (20 анкет). Государственные организации представлены образовательными учреждениями (вузы, школы, образовательные центры), научными учреждениями (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН), органами управления (ДТУ, ФСБ), учреждениями, занимающимися внешними связями (консульства, отдел МИД). Коммерческую сферу представляют предприятия отраслей связи, туризма, торговли, транспорта, деловых услуг, гостиничного бизнеса.

Прежде всего экспертам предложили ответить на вопрос о среднем количестве студентов, принимаемых на практику и работающих выпускников. В результате мы выяснили, что большая часть опрошенных организаций и компаний (20 из 36) ежегодно принимает на производственную практику студентов ВИ, среднее количество их составляет от 2 до 4 человек. Наибольшее количество студентов проходят учебную практику в компании «Фрегат-Аэро» (8 - 10), Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (5 - 7), Центре информационно-правовых технологий (5 - 7).

За последние 5 лет, по сведениям экспертов, их организации приняли на работу в общей сложности 92 выпускника ВИ. Отвечая на вопрос об известных им случаях увольнения выпускников, эксперты указали две основные причины: личного характера и переезд на другое место жительства.

В ходе проведения анкетирования экспертам было предложено оценить качество подготовки выпускников ВИ. Оценка качества подготовки выпускников, которую дали эксперты, оказалась заметно выше самооценки специалистов. Наиболее высокие оценки получили следующие позиции: «адаптация в коллективе, умение общаться с людьми» (4,8 балла); уровень знания восточного языка (4,7); уровень знания английского языка (4,7); инициативность и работоспособность (4,6); восприимчивость к новым знаниям (4,6). Более низкую оценку получила позиция «умение применять теоретические знания на практике», что можно рассматривать как еще одно свидетельство необходимости для вуза расширить практическую составляющую в учебных программах. Самая низкая оценка была выставлена за «умения и навыки организаторской и управленческой работы» -4,1. Достаточно высокую оценку получили выпускники по показателю компьютерной грамотности (4,5), что значительно ниже самооценки специалистов (3,2). Разницу

в оценках, вероятно, можно объяснить тем, что специалисты не ограничиваются полученными в ДВГУ умениями и навыками работы на компьютере. Учитывая, что для работодателя наибол ее важными способностями и компетенциями выпускника являются способности к обучению, новым знаниям, коммуникабельность, полученные баллы свидетельствуют о высокой оценке работодателями качеств выпускников ВИ. С другой стороны, нельзя не согласиться с высказыванием одного из экспертов, в прошлом выпускника факультета китаеведения, что «инициативность и работоспособность, умение общаться с людьми, восприимчивость к новым знаниям, умения и навыки организаторской и управленческой работы определяются личными качествами и мало связаны с местом получения высшего образования».

Достаточно распространено мнение, что для российских вузов характерен чрезмерный акцент на теоретических дисциплинах, а вузовские преподаватели оторваны от практической деятельности, что отрицательно отражается на качестве подготовки выпускников. Экспертам было предложено высказаться по этому поводу. Большинство (57%) не согласились с этой точкой зрения (как отметил один из респондентов, «это не относится к преподавателям ВИ»), тем не менее достаточное количество респондентов полагают, что это мнение отражает реальную ситуацию (40%).

С целью выяснения характеристик молодых специалистов, наиболее предпочтительных при приеме на работу, экспертам было предложено выбрать 4 наиболее значимых характеристики. Отмеченные ими характеристики расположились следующим образом: «личные качества» - 29 упоминаний; «уровень профессиональной подготовки» - 27 упоминаний; «результаты испытательного срока» - 19 упоминаний; «опыт работы по специальности» - 17 упоминаний. Таким образом, наибольшее значение, по мнению опрошенных работодателей, имеют личные качества специалистов - трудолюбие, инициативность, организованность, коммуникабельность. Также важен для работодателя уровень профессиональной подготовки специалиста, что, с нашей точки зрения, в определенной степени зависит

Критерии, имеющие наибольшее значение при приеме на работу молодого специалиста

1 Личные качества

2 Уровень профессиональной подготовки

3 Результат испытательного срока

4 Опыт работы по специальности

5 Учебное заведение, которое окончил молодой специалист

6 Возраст

7 Пол

8 Качество диплома

22,5%

Т_ 20,9%

14,7%

1 2 345678

не только от самого специалиста, но и от вуза, который он окончил. Вопреки распространенным среди студентов представлениям о дипломе, которые стремятся получить хороший диплом, качество его не рассматривается опрошенными работодателями как важная характеристика. Хотя в число наиболее приоритетных характеристик не вошел такой критерий, как «учебное заведение, которое окончил специалист», тем не менее этот критерий оказался достаточно важен для работодателей и занял пятую позицию среди перечисленных характеристик.

Экспертов также попросили ответить на вопрос о наиболее значимых для специалистов мотивах выбора работы. По их мнению, эти мотивы следует расположить следующим образом: «размер заработной платы» - 30 упоминаний; «возможности для самореализации» - 22 упоминания; «перспективы профессионального роста» - 19 упоминаний. Если сопоставить мнения работодателей и специалистов о мотивах выбора работы, то они не совсем совпадают. Последовательность перечисления мотивов выбора работы у специалистов выглядит иначе: «творческий характер работы», «размер заработной платы», «возможность сделать карьеру». Можно, однако, предположить, что мнение работодателей о приоритетах специалистов в большей степени соответствует действительности.

Конкуренция между вузами, осуществляющими подготовку специалистов по восточным языкам, достаточно велика. Поэтому работодателям предложили оценить степень соответствия вузов современных требованиям. Две трети респондентов отметили ДВГУ в качестве вуза, который в наибольшей степени соответствует современным требованиям. Вторую позицию в рейтинге вузов с большим отставанием от ДВГУ занял ДВГТУ. Тем не менее представляется, что в ответах респондентов следует учитывать определенную долю комплиментарности в адрес нашего вуза.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Общественная аттестация вузов рассматривается, преимущественно, как комплексная экспертная оценка, которую работодатели дают уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов, осуществляемой вузами. Тем не менее мы посчитали необходимым расширить рамки исследования и провели анкетирование четырех групп респондентов, мнение которых в отношении оценки качества и условий вузовской подготовки считаем важным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты опроса помогут нам в проведении профориентационной работы, организации учебного процесса и воспитательной работы, а также в укреплении связи нашего института с выпускниками и работодателями. Обсуждение результатов социологического исследования на заседании Ученого совета ВИ ДВГУ прошло очень активно, все присутствующие на нем высказались о необходимости регулярного проведения подобных аттестаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.