Научная статья на тему 'Трансформация требований основных потребителей образовательных услуг к институту высшего профессионального образования в современном российском обществе (на примере Кубанского государственного технологического университета)'

Трансформация требований основных потребителей образовательных услуг к институту высшего профессионального образования в современном российском обществе (на примере Кубанского государственного технологического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТ / РЫНОК ТРУДА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / STUDENT / LABOUR MARKET / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлабыстова Наталья Валерьевна

В статье анализируются результаты социологических исследований, направленных на изучение изменений требований основных потребителей образования (абитуриентов, студентов, рынка труда) к институту образования. Важно выявить и изучить новые требования потребителей образовательных услуг, так как именно образовательное учреждение, отвечающее современным требованиям потребителей, а также учитывающее изменения, происходящие в обществе, может вести эффективную образовательную деятельность и выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг. Проведенные социологические исследования помогут администрации вузов улучшить взаимодействие с основными потребителями образовательных услуг и повысить конкурентоспособность образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлабыстова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of requirements of the main consumers of educational services to higher vocational education in the modern Russian society (case study of Kuban State Technological University)

The article analyzes the results of sociological researches focusing on study of changing requirements of the main education consumers (applicants, students, labour market) to the education institution. It is important to identify and study new requirements of consumers of educational services, such as applicants, students, labour market, as it is the educational institution meeting the requirements of modern consumers as well as considering current changes that can execute effective educational activities and defy competition in the market of educational services. The undertaken sociological researches will help university managers to improve interaction with the main consumers of educational services and to enhance competitiveness of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Трансформация требований основных потребителей образовательных услуг к институту высшего профессионального образования в современном российском обществе (на примере Кубанского государственного технологического университета)»

УДК 316:378

Хлабыстова Наталья Валерьевна

старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ К ИНСТИТУТУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Аннотация:

В статье анализируются результаты социологических исследований, направленных на изучение изменений требований основных потребителей образования (абитуриентов, студентов, рынка труда) к институту образования. Важно выявить и изучить новые требования потребителей образовательных услуг, так как именно образовательное учреждение, отвечающее современным требованиям потребителей, а также учитывающее изменения, происходящие в обществе, может вести эффективную образовательную деятельность и выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг. Проведенные социологические исследования помогут администрации вузов улучшить взаимодействие с основными потребителями образовательных услуг и повысить конкурентоспособность образовательного учреждения.

Ключевые слова:

высшее профессиональное образование, институт образования, студент, рынок труда, трансформация.

Khlabystova Natalia Valeryevna

Senior Lecturer, Sociology, Jurisprudence and Human Recourses Management Department, Kuban State Technological University

TRANSFORMATION OF REQUIREMENTS OF THE MAIN CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES TO HIGHER VOCATIONAL EDUCATION IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY (CASE STUDY OF KUBAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY)

Summary:

The article analyzes the results of sociological researches focusing on study of changing requirements of the main education consumers (applicants, students, labour market) to the education institution. It is important to identify and study new requirements of consumers of educational services, such as applicants, students, labour market, as it is the educational institution meeting the requirements of modern consumers as well as considering current changes that can execute effective educational activities and defy competition in the market of educational services. The undertaken sociological researches will help university managers to improve interaction with the main consumers of educational services and to enhance competitiveness of the educational institution.

Keywords:

higher vocational education, educational institution, student, labour market, transformation.

Современный этап развития российского общества характеризуется трансформацией как самих социальных институтов, так и взаимодействий потребителей с социальными институтами. Среди основных изменений, происходящих в институте высшего профессионального образования, в современном российском обществе можно отметить следующие:

- модернизация и трансформация образования (развитие платных образовательных услуг и переход на двухуровневую систему образования);

- трансформация притязательности потребителей образовательных услуг к институту образования;

- изменение ценности профессионального образования.

Следовательно, перед институтом высшего профессионального образования стоит сложная задача: не только соответствовать требованиям Министерства образования РФ, но и учитывать изменяющиеся притязания потребителей образовательных услуг (абитуриентов, студентов, рынка труда).

Для изучения требований основных потребителей института образования были проведены три социологических исследования «Абитуриент ФГБОУ ВПО КубГТУ»; «Студент ФГБОУ ВПО КубГТУ»; «Потребитель ФГБОУ ВПО КубГТУ».

Социологическое исследование «Абитуриент ФГБОУ ВПО КубГТУ» проводилось методом анкетирования. В анкете использовались как закрытые, так и полузакрытые вопросы. Анкеты обрабатывались с помощью SPSS 13.0.

Опрос проводился в марте - апреле 2014 г. среди абитуриентов, планирующих подавать документы в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» и участвовать в конкурсе при зачислении. Респонденты проживают в г. Краснодаре, Краснодарском крае и других регионах России. Возраст респондентов от 17 до 30 лет. Всего было опрошено 250 человек.

По результатам социологического исследования были зафиксированы следующие изменения требований абитуриентов к выбору образовательного учреждения:

- выбор образовательного учреждения и направления подготовки для абитуриента является основой его самоутверждения в обществе;

- трансформировалась ценность образования. На сегодняшний день ценность образования абитуриентов определяется повышением социального статуса, тогда как в советский период она заключалась преимущественно в получении знаний по выбранному направлению подготовки. В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. потребность и ценность получения высшего образования минимальны, данный период отличался низкими требованиями конкурсного отбора при зачислении абитуриентов на 1 -й курс. Невысокий статус высшего образования был обусловлен социально-экономическими преобразованиями, проводившимися в стране. Но к концу 90-х гг. интерес к образованию возрос, и его ценность стала определяться формальным получением диплома, так как с переходом страны к рыночной экономике наблюдалось активное развитие индивидуального предпринимательства. Успешным бизнесменам необходимо было привести свой уровень образования в соответствие с социальным статусом. Также в этот период увеличилась потребность в образовании экономического и юридического направлений;

- высшее образование является способом повышения материального достатка при некотором снижении желания быть квалифицированным специалистом и «нести» пользу обществу.

Так, на вопрос «Какова Ваша цель получения высшего образования?» ответы респондентов распределились следующим образом: 57,2 % респондентов выбрали «повышение социального статуса в обществе и улучшение материального благополучия»; 21,6 % - «приобрести профессиональные знания по выбранному направлению подготовки»; 14,8 % - «самоутвердиться»; 4 % - «получить диплом о высшем профессиональном образовании»; 2,4 % - «получить отсрочку от службы в армии». Как видно из результатов социологического исследования, на сегодняшний день изменяется потребность в образовании - в большей степени диплом необходим для построения успешной карьеры.

Среди факторов, определяющих выбор учебного учреждения, респонденты отметили: высокое качество образовательных услуг - 28,5 %; популярность (престиж) вуза - 17,6 %; рекомендации родителей и друзей - 16,9 %; государственный диплом - 15,4 %; возможность поступить благодаря имеющимся знаниям (своими силами) отметили 9,6 %; наличие определенного направления подготовки - 9,4 %; приемлемая оплата коммерческой формы обучения - 2,7 %.

В распределении ответов респондентов на данный вопрос можно отметить новые тенденции для российского общества:

- выбор образовательного учреждения по критерию «качество образования». Качество образования как рыночная категория появляется в российском обществе после принятия Федерального закона «Об автономном учреждении» в 2006 г.;

- престиж учебного учреждения. В советский период такого понятия не существовало, так как все вузы были государственными. Появление и развитие коммерческого сектора в образовании постепенно сформировало данное понятие.

Означенные тенденции являются новыми, так как сегодня наблюдается «перепроизводство» специалистов с высшим образованием. В советский период система распределения выпускников вузов решала эту проблему, поэтому определяющим фактором выбора образовательного учреждения, направления подготовки являлись личные предпочтения абитуриента. Сегодня же важно выбрать вуз, выпускники которого пользуются спросом на рынке труда.

На вопрос «Что является главным в период обучения в вузе?» 36 % респондентов выбрали вариант ответа «приобрести теоретические и практические знания и умения по выбранной специальности»; 34 % - «найти место работы»; 15 % - «повзрослеть» (институт образования рассматривается в данном варианте ответа как агент социализации); 6 % - «самореализация через активную студенческую жизнь (волонтерство, творчество, спорт и т. д.)»; 5 % - «расширить привычный круг общения»; 4 % затруднились ответить.

Как видно из результатов проведенного социологического исследования, уже на момент поступления молодежь задумывается о дальнейшем трудоустройстве. Для изучения актуальности проблемы трудоустройства в период получения высшего образования было проведено социологическое исследование «Выпускник ФГБОУ ВПО КубГТУ». Анализ полученных результатов исследования помог выявить новые тенденции в студенческой среде и притязания учащихся (студентов) к институту высшего профессионального образования.

Социологическое исследование «Выпускник ФГБОУ ВПО КубГТУ» проводилось в мае 2014 г. следующим образом: старостам раздавались анкеты на академическую группу, после заполнения анкет группой старосты возвращали опросники. Социологический опрос проводился после государственных экзаменов для получения более честных ответов.

В анкете использовались как закрытые, так и полузакрытые вопросы. Анкеты обрабатывались с помощью SPSS 13.0.

В опросе приняли участие студены 5-го курса, всего было опрошено 200 человек, из них 51,5 % респондентов мужского пола и 48,5 % респондентов женского пола, в возрасте от 20 до 23 лет.

Социологическое исследование зафиксировало изменение отношения студентов очной формы обучения к совмещению обучения в вузе и трудовой деятельности. На сегодняшний день новизной данного явления является масштабность и изменение цели работы. В советский период студенты имели возможность совмещать обучение в вузе с трудовой деятельностью на старших курсах (4-5-й курсы), также необходимость работы определялась приобретением дополнительных теоретических и практических знаний и умений. С переходом к рыночной экономике данное явление приобретает массовость. В настоящее время можно встретить работающего студента-первокурсника, появляются дополнительные цели трудовой деятельности: получение заработной платы, стажа работы.

На вопрос «Приходилось ли вам совмещать работу с обучением в вузе?» ответы распределились следующим образом: во время обучения 30,8 % студентов систематически работали; 32,8 % иногда совмещали работу с учебой; 36,4 % не работали. В настоящее время студентам для дальнейшего хорошего трудоустройства и приобретения практических навыков необходимо начинать трудовую деятельность уже в процессе обучения.

На вопрос «Связана ли была Ваша работа (или дополнительный заработок) с получаемым направлением подготовки?» 34,6 % студентов ответили, что работают по специальности; 28,3 % работают не по специальности, но в той же профессиональной области; 13,4 % студентов отметили, что работа и учеба мало связаны; 23,6 % студентов работают не по специальности.

Анализ результатов исследования показал, что 44,3 % студентов, систематически совмещающие работу и обучение в вузе, и 24,6 % студентов, иногда совмещающие работу с обучением, работают по специальности. «Моя работа не по специальности, но тесно связана с ней», -так ответили 24,6 % респондентов, работающих постоянно, и 32,3 %, работающих спорадически.

Как показывают результаты исследования, 72,1 % студентов, которые систематически совмещают работу и учебу, и 57,8 % студентов, которые иногда совмещают работу с учебой, в дальнейшем планируют работать по специальности. Можно сделать вывод: студенты, твердо уверенные в своем намерении работать по специальности, стараются трудоустроиться уже в процессе обучения, чтобы к моменту окончания вуза быть высококвалифицированными специалистами и иметь практический опыт работы по данной профессии.

Опрос показал, что 52 % студентов работа не мешала обучению в вузе; 40,2 % - работа иногда мешала обучению в университете; 7,9 % студентов отметили, работа мешала постоянно.

В будущем планируют работать по специальности 64,3 % респондентов; 16,7 % - по смежной с получаемой специальностью; 6,3 % - не по основной специальности, но в какой-то степени связанной с получаемым образованием; 4 % хотят, чтобы работа совершенно не была связана с полученным образованием; 8,7 % пока не определились.

Проведенное социологическое исследование свидетельствует о высокой заинтересованности студентов в успешном трудоустройстве, также возможность трудоустройства они видят в приобретении опыта работы в процессе обучения.

С целью изучения требований работодателей к молодым специалистам, а также выявления новых тенденций на рынке труда в 2014 г. было проведено социологическое исследование «Потребитель ФГБОУ ВПО КубГТУ».

Социологическое исследование проводилось методом анкетирования. В анкете использовались как закрытые, так и полузакрытые вопросы. Анкеты обрабатывались с помощью SPSS 13.0.

В опросе приняли участие 80 руководителей предприятий различных сфер экономики и форм собственности г. Краснодара и Краснодарского края.

Среди изменений требований работодателей к молодым специалистам стоит отметить появление нового понятия - «универсальные компетенции личности». На сегодня помимо профессиональных знаний работодатели требуют от молодых специалистов наличия таких качеств, как высокая коммуникабельность, готовность к непрерывному самообразованию, способность к принятию решений, креативному мышлению.

При проведении собеседований молодых специалистов работодатель акцентирует внимание на уровне профессиональной подготовки, данный критерий отметили 56 % респондентов; престиж вуза учитывают 32 % респондентов; 12 % выбрали вариант ответа «рекомендации влияют на трудоустройство молодых специалистов».

С появлением коммерческих вузов и развитием платной формы обучения у работодателя возникает необходимость проверки уровня профессиональных знаний соискателя. При зачислении на платную форму обучения требования к абитуриентам значительно ниже, чем к выпускникам, поступающим на места, финансируемые из средств федерального бюджета. Также каждый вуз старается сохранить контингент студентов, обучающихся на коммерческой основе, что подтверждает более слабый уровень подготовки данных специалистов.

Собеседование на сегодняшний день состоит из двух частей: на первой определяется уровень теоретической подготовки, на второй - личные компетенции соискателя.

По результатам проведенного исследования, 67 % работодателей предпочитают брать на работу выпускников государственных вузов; 15 % респондентов при трудоустройстве наряду с выпускниками бюджетных образовательных учреждений рассматривают и выпускников коммерческих заведений; 18 % - выбрали вариант ответа «не имеет роли, какой вуз окончил соискатель».

Таким образом, у работодателей сохраняется стереотипное представление, что государственные вузы обеспечивают более высокий уровень подготовки специалистов. При трудоустройстве специалисты, имеющие диплом государственных образовательных учреждений, имеют весомое преимущество.

Результаты социологического исследования показали, что сегодня конкурентоспособный молодой специалист помимо наличия профессиональных знаний по направлению подготовки должен обладать также дополнительными знаниями. Так, вариант ответа «умение пользоваться компьютером» выбрали 56 % респондентов; «наличие дополнительных знаний или дополнительного образования» - 21 %; «знание иностранных языков» отметили 17 % опрошенных; «знания управления» выбрали 6 % респондентов.

Стоит отметить и необходимость при трудоустройстве универсальных компетенций личности, таких как умение работать в команде; умение анализировать ситуацию и принимать решения; умение планировать деятельность; коммуникативные навыки; способность к инновационной деятельности; способность к нестандартным решениям.

Социологическое исследование «Потребитель ФГБОУ ВПО КубГТУ» помогло определить требования рынка труда, предъявляемые к специалисту. «Портрет» конкурентоспособного выпускника вуза выглядит следующим образом: это выпускник государственного вуза, владеющий высоким уровнем теоретических и практических знаний, а также имеющий дополнительное образование.

Таким образом, на основе проведенных социологических исследований были определены требования, предъявляемые потребителями образовательных услуг к высшему профессиональному учреждению. Востребованный вуз - это государственное учебное учреждение, данный критерий отметили как работодатели, так и выпускники школ. Также для потребителей образовательных услуг важны престиж образовательного учреждения и высокое качество предоставляемого образования.

Стоит отметить, содержание понятий «престиж образовательного учреждения» и «высокое качество образования» будет разным для абитуриентов и работодателей. Для абитуриентов и их родителей данные понятия определяются успешностью трудоустройства. Так, Т. Веблен в работе «Теория праздного класса» отмечает, что потребительский выбор (в данном случае под потребителем рассматривается рынок труда, так как именно работодатель является потребителем товара образования - молодого специалиста) определяется не столько характеристиками самого товара, сколько стереотипным представлением общества о нем (в нашем случае - престижем образовательного учреждения) [1, с. 33].

Для работодателей «престиж образовательного учреждения» и «высокое качество образования» будут определяться знаниями и универсальными компетенциями, которые сформируются в процессе обучения у молодых специалистов.

Для студентов важно в процессе обучения совмещать получение образования с трудовой деятельностью для приобретения практических навыков и умений, так как при трудоустройстве работодатель обращает особое внимание на стаж работы.

Увеличение количества вузов в стране с 1991 по 2015 гг. практически вдвое ставит перед образовательными учреждениями сложную задачу: поддерживать свою престижность и популярность среди основных потребителей образовательных услуг. Потому что только вуз, отвечающий современным требованиям потребителей, а также учитывающий изменения критериев выбора учебного учреждения, может эффективно функционировать и быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Ссылки:

1. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.