Научная статья на тему 'Потребительский рынок образовательных услуг негосударственных вузов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения: социологический подход'

Потребительский рынок образовательных услуг негосударственных вузов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения: социологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НОУ ВПО) / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коплик Светлана Викторовна

Социологические исследования, проведенные в ряде негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (НОУ ВПО), обеспечили научные данные по анализу и оценке следующих актуальных проблем: степени реализации требований государственного управления в сфере высшего образования, федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, и современных условий рынка труда в профессиональной деятельности НОУ ВПО; степени изменения и модернизации образовательных услуг в условиях государственного управления в сфере высшего образования Российской Федерации. В результате данного социологического анализа были выявлены характерные особенности образовательных услуг системы высшего образования, некоторые научные проблемы и обоснованы основные направления их актуальной профессиональной трансформации и модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коплик Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSUMER MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE TRANSITION TO THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION: A SOCIOLOGICAL APPROACH

The present sociological studies conducted in a number of Non-governmental Educational Institutions of Higher Education have provided the scientific data on analysis and assessment of the actual problems in such fields: the extent of realization of the requirements of the State Administration under the Federal State Educational Standards of the third generation and the labor market conditions of the Russian Federation in the professional activity of the Non-Governmental Institutions of Higher Education; identification of contradictions in the above social relations; the extent of transformation and modernization of the above educational services under certain conditions of State Administration in the field of the Higher Education of the Russian Federation. The present sociological analysis has revealed the characteristics of the educational services of higher education, some relevant scientific problems and proved the fundamental directions of their actual professional transformation and modernization.

Текст научной работы на тему «Потребительский рынок образовательных услуг негосударственных вузов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения: социологический подход»

УДК 316.334.3

СВ. Коплик ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. Социологические исследования, проведенные в ряде негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (НОУ ВПО), обеспечили научные данные по анализу и оценке следующих актуальных проблем: степени реализации требований государственного управления в сфере высшего образования, федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, и современных условий рынка труда в профессиональной деятельности НОУ ВПО; степени изменения и модернизации образовательных услуг в условиях государственного управления в сфере высшего образования Российской Федерации. В результате данного социологического анализа были выявлены характерные особенности образовательных услуг системы высшего образования, некоторые научные проблемы и обоснованы основные направления их актуальной профессиональной трансформации и модернизации. Ключевые слова: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (НОУ ВПО), федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения, социологические исследования, конкурентоспособность.

Sve«ana Koplik THE CONSUMER MARKET OF EDUCATIONAL

SERVICES OF PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE TRANSITION TO THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION: A SOCIOLOGICAL APPROACH

Annotation. The present sociological studies conducted in a number of Non-governmental Educational Institutions of Higher Education have provided the scientific data on analysis and assessment of the actual problems in such fields: the extent of realization of the requirements of the State Administration under the Federal State Educational Standards of the third generation and the labor market conditions of the Russian Federation in the professional activity of the Non-Governmental Institutions of Higher Education; identification of contradictions in the above social relations; the extent of transformation and modernization of the above educational services under certain conditions of State Administration in the field of the Higher Education of the Russian Federation. The present sociological analysis has revealed the characteristics of the educational services of higher education, some relevant scientific problems and proved the fundamental directions of their actual professional transformation and modernization. Keywords: non-governmental Educational Institutions of Higher Education, the Federal State Educational Standard of the third generation, sociological study, competitiveness.

Образовательные услуги негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (НОУ ВПО) являются неотъемлемой составной частью современного рынка образовательных услуг РФ. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения ставит перед системой образования страны новые задачи, приводит к необходимости трансформации образовательных услуг (ОУ), то есть приведения их в соответствие с новыми требованиями государства, общества, рынка труда и потребителей [1]. В какой степени соответствуют предоставляемые в настоящее время образовательные услуги НОУ ВПО необходимому уровню качества, требованиям государства, потребностям общества, работодателям, рынку труда,

© Коплик С.В., 2014

дает ответ анализ результатов комплексного социологического исследования, проведенного в институтах НОУ ВПО.

Количество и качество образовательных услуг зависит от многочисленных факторов. Во-первых, от того, кто пришел учиться, от степени подготовки, состава студенчества, его целей и жизненных позиций. Во-вторых, от того, как организован учебный процесс, как работает учебный отдел, деканат, библиотека, все службы НОУ и т.п. [2]. Цель проведенного социологического исследования - выявить путем опроса, как изменяются ОУ НОУ ВПО в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС и рынка труда, как выполняются эти требования, каковы направления дальнейшей трансформации образовательных услуг.

Первоначально рассмотрим результаты анализа подготовки абитуриентов к поступлению в НОУ ВПО. Выбор будущей профессии необходимо рассматривать как фактор, существенно влияющий на качество обучения. Если выбор происходит осознанно, это всегда положительно сказывается на усвоении профессиональных знаний, а значит, повышает и качество подготовки.

По результатам опроса выяснилось, что в НОУ ВПО поступило 65 % студентов, уже осуществивших выбор профессии и желающих продолжить свое образование после колледжа или техникума, имеющих практический опыт и конкретные цели в приобретении высшего образования по выбранной специальности. В этой связи закономерны вопросы, почему была выбрана данная специальность, что повлияло на выбор будущей профессии, почему и с какой целью выбран НОУ ВПО. Ответы в основ-

Таким образом, при выборе НОУ ВПО для получения высшего образования путем использования рыночного механизма удовлетворения образовательных потребностей главными явились: возможность получения государственного диплома, наличие требуемой специальности и доступная цена ОУ. Качество знаний, престиж и репутация вуза не вошли в состав значимых факторов выбора. Причина, на наш взгляд, заключается в стремлении к удовлетворению образовательных потребностей, в первую очередь, по формальным признакам, а также отсутствие понимания непосредственной взаимосвязи качества профессиональных знаний и результатов будущей трудовой деятельности - величины заработной платы и карьерного роста. Преподавательскому составу НОУ ВПО следует пробудить интерес у этих студентов к получению качественных знаний, индивидуализировать образовательный процесс, подобрать соответствующие образовательные технологии, формировать у студентов устойчивую мотивацию к получению теоретических знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, которые соответствовали бы потребностям современной практики по выбранной профессии.

На качество ОУ НОУ ВПО, организацию учебного процесса оказывает значительное влияние социальный состав контингента студентов - потребителей знаний. Например, для определенной час-

ти (17 %) респондентов (пенсионеры, домохозяйки и др.) высшее образование необходимо в плане личностного роста, самосовершенствования, самоутверждения, расширения круга общения, сохранения своего социального статуса. Они большое внимание уделяют самостоятельной работе, работе в библиотеках, интернет-классах и, соответственно, высоко оценивают предоставленные НОУ ВПО технические возможности обучения.

Социологический анализ выявил определенные изменения в составе студенчества на разных курсах. В связи с ухудшением демографической ситуации в России наблюдается уменьшение поступления в НОУ ВПО общего количества студентов, в том числе русскоязычных, повышение востребованности ВО у иммигрантов. Этот процесс подтверждается анализом этнического состава групп первокурсников и старшекурсников. Количество русскоязычных студентов снизилось с 65 % до 32 % за счет увеличения студентов других национальностей, в основном из южных регионов России. Эта динамика требует изменений в образовательном процессе. Необходимо внедрять дополнительные занятия по русскому языку, развитию навыков обучения, компьютерному ликбезу, вводить преподавателей-кураторов. В связи с демографическим спадом для привлечения в НОУ ВПО студентов, необходимы новые формы привлечения абитуриентов (дисконтные проекты, более активная реклама и т.п.) в связи с высокой конкуренцией на рынке образовательных услуг НОУ ВПО.

Среди старшекурсников больше половины - москвичи, более трети - из ближайшего Подмосковья, остальные - из дальних регионов. На младших курсах ситуация изменилась: более трети - москвичи, около половины - из Подмосковья, около трети - из дальних областей России и ближнего зарубежья.

Изменение ситуации произошло в связи с возможностью диверсификации образовательных программ (классическое заочное образование, дистанционное обучение, группы выходного дня заочного обучения, дневное обучение по потокам). Это обеспечивает большую доступность услуг НОУ ВПО.

Также выявлены изменения в составе студенчества по материальному положению. Стало больше учиться малообеспеченных студентов. Высшее образование стало доступнее и этой категории населения в связи с применением в НОУ ВПО так называемых антикризисных программ, снижающих стоимость обучения, и менее затратных видов обучения (классическое заочное образование, дистанционное обучение). Таким образом, НОУ ВПО создают реальные возможности для получения ВО большинством категорий населения, которые раньше такого доступа не имели. Поскольку обучение в НОУ ВПО платное, немаловажен факт, что большинство респондентов стремятся получить максимальную отдачу на вложенный в образование капитал. Это повышает требовательность к качеству преподавания, организации вузовского менеджмента, эффективности применяемой образовательной технологии.

Рассмотрим результаты проведенных социологических исследований по основным качественным показателям организации учебного процесса в НОУ ВПО.

1. Виды учебных занятий. Высокая динамика социально-экономического развития страны, усиление влияния научно-технического прогресса на рынок образовательных услуг НОУ ВПО, внедрение ФГОС третьего поколения, интенсивная информатизация всех видов профессиональной деятельности привели к изменению приоритетов среди традиционных видов учебных занятий, их модификации и качественной трансформации. Снизилась роль и изменились функции лекционных занятий, возросла роль семинарских и практических занятий, а также самостоятельной подготовки студентов. Ведущим стал интерактивный учебный процесс, активные методы обучения с применением сетей компьютерных телекоммуникаций во всех видах учебных занятий. Изменились контрольно -измерительные материалы, применяемые в текущей и итоговой аттестациях. Подобная трансформа-

ция, как показали проведенные социологические исследования, получила высокую оценку студентов исследуемых НОУ ВПО:

проведение лекционных занятий по общеобразовательным дисциплинам -

«3» балла - 7,5 %, «4» балла - 20,8 %, «5» баллов - 67,5 %;

проведение лекционных занятий по специальности -

«3» балла - 6,9 %, «4» балла - 16,3 %, «5» баллов - 73,1 %;

проведение семинарских занятий по общеобразовательным дисциплинам -

«3» балла - 7,5 %, «4» балла - 20,8 %, «5» баллов - 67,5 %;

проведение практических занятий по специальности -

«3» балла - 10,1 %, «4» балла - 24,0 %, «5» баллов - 52,0 %;

- прием зачетов, экзаменов по общеобразовательным дисциплинам -

«3» балла - 5,6 %, «4» балла - 16,0 %, «5» баллов - 73,3 %;

прием зачетов, экзаменов по специальности -

«3» балла - 4,3 %, «4» балла - 15,5 %, «5» баллов - 73,9 %;

при работе над курсовыми работами -

«3» балла - 3,7 %, «4» балла - 19,7 %, «5» баллов - 69,1 %;

при работе над дипломными работами -

«3» балла - 4,5 %, «4» балла - 17,9 %, «5» баллов - 56,5 %;

Как видим, наивысшую оценку и одобрение получили образовательные технологии, применяемые при проведении лекционных занятий по специальности, текущей аттестации по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Этот результат достигнут на основе привлечения к учебному процессу преподавателей-практиков, рациональному структурированию самостоятельной работы студентов, внедрению систем тестирования профессиональных компетенций в ходе текущей аттестации.

2. Менеджмент НОУ ВПО. Организация и управление НОУ ВПО является важнейшей составляющей системы качества вуза. Внедрение ФГОСа третьего поколения нацелено на децентрализацию учебного процесса. Увеличение учебного времени на самостоятельную работу студента ведет к возрастанию фактора его активности. Возрастает ответственность студента за результаты своей профессиональной подготовки. Это ведет к установлению партнерских отношений между студентом и преподавателем, повышает доверие к качеству учебного процесса. Подобная образовательная технология характерна для либерально-демократической модели образовательного менеджмента, создающей высокую мотивацию к обучению. Результаты исследования выявили большие резервы в совершенствовании менеджмента НОУ ВПО. Низкие оценки в инфраструктурном обеспечении учебного процесса показали недостаточное понимание руководством роли обеспечивающих подсистем в ходе трансформации менеджмента в направлении децентрализации:

- расписание занятий: «4» балла - 38,4 %, «5» баллов - 45,1 %;

- организация работы по индивидуальному плану: «4» балла - 30,9 %, «5» баллов - 47,5 %;

- организация внеаудиторных занятий: «3» балла - 15,5 %, «4» балла - 25,3 %, «5» баллов - 29,9 %;

- организация отработок пропущенных занятий: «4» балла - 27,2 %, «5» баллов - 46,7 %.

3. Обеспечение учебного процесса. Внедрение ФГОСа третьего поколения значительно усилило роль обеспечения учебного процесса НОУ ВПО. Социологическое исследование выявило значительную инерционность процесса структурной трансформации ресурсного обеспечения применяемых образовательных технологий. Возросли требования к количеству и качеству учебных материалов, степени их информатизации и визуализации. Полученные результаты приводят к выводу о низком качестве учебно-методического обеспечения учащихся в исследуемых НОУ ВПО.

4. Оценка приспособленности зданий и помещений к проведению учебных занятий показала средний уровень их качества. Выявлена необходимость их оперативной модернизации, приведения в соответствие с требованиями ФГОС.

5. Удовлетворенность учебой в вузе. Данный социологический показатель качества образовательных услуг НОУ ВПО является интегрирующим. Из 1000 опрошенных студентов по вопросу о степени удовлетворенности учебой в вузе, ответили:

- 50,9 % - «скорее нравится»;

- 38,9 % - «очень нравится»;

- 2,4 % - «скорее не нравится»;

- 0,3 % - «совсем не нравится»;

- 7,5 % - «затрудняюсь ответить».

Полученный результат позволяет сделать обобщающий вывод о высокой степени соответствия предложения спросу на образовательные услуги НОУ ВПО. Вместе с тем предыдущие результаты раскрывают высокий потенциал трансформации услуг с целью формирования эффективного набора конкурентных преимуществ.

Исследование показало, что студенты хотели бы увеличить объем учебных часов по изучаемой специальности.

Респонденты считают, что для улучшения качества приобретаемых знаний, навыков, компетенций им необходимо больше лекций по специальности, а особенно практических семинарских занятий и прохождения практики, что соответствует требованиям ФГОС, а также ориентации на рынок труда.

6. Достаточность вузовских знаний и умений для качественного и эффективного выполнения профессиональных обязанностей в будущем. Результаты опроса:

- безусловно, достаточно - 18,4 %;

- скорее, достаточно - 48,0 %;

- скорее, недостаточно - 18,7 %;

- безусловно, недостаточно - 8,5 %;

- затруднились ответить - 5,6 %.

То есть 6 из 10 студентов считают достаточными полученные знания и умения для качественного и эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей в будущем, а около трети респондентов в этом не уверены. В основном, это неработающие студенты, не имеющие практических навыков по данной специальности и не связывающие в настоящее время свое будущее с возможностью трудовой деятельности.

Данные результаты позволяют сделать вывод о доверии к вузу, демонстрируют уверенность студентов, что полученные знания полезны для будущей практической деятельности.

Подводя итог по анализу результатов социологических исследований, можно сделать следующие выводы.

1. В целом ОУ НОУ ВПО удовлетворяют современным требованиям рынка ОУ ВО и имеют высокий потенциал развития.

2. В связи с интенсивным научно-техническим развитием информационных технологий необходима комплексная модернизация образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Следует трансформировать образовательные услуги в направлении практической реализации компетентностного, процессного подхода.

4. Надо усилить роль обеспечивающих подсистем в системе менеджмента НОУ ВПО.

5. Необходимо в максимальной степени учитывать особенности рынка ОУ НОУ ВПО.

Социологические исследования ОУ НОУ ВПО выявили следующие особенности:

1) различие между потребностями в получении высшего образования и невысоким материальным положением абитуриентов, отдаленностью проживания, слабой довузовской подготовкой и т.д.;

2) стремление определенной части студентов получить государственный диплом о высшем образовании при отношении к качеству получаемых знаний как к вторичному аргументу;

3) инерционность процесса внедрения новых учебных программ по выпуску соответствующих специалистов;

4) уменьшение числа русскоязычных студентов и рост студентов-иммигрантов.

Анализируя эти особенности, учитывая специфику образовательных услуг НОУ ВПО и требования ФГОС, приходим к выводу о необходимости трансформации ОУ НОУ ВПО по следующим направлениям:

1) применения образовательной технологии, синхронизирующей способности студентов и степень сложности образовательных программ, что ведет к увеличению доступности ВО;

2) индивидуализации образовательных программ НОУ ВПО;

3) введения в учебный процесс дисциплин по развитию интеллектуальных способностей обучаемых в НОУ для усвоения знаний, программ ВО;

4) увеличения спектра дополнительных образовательных услуг (изучение русского языка для студентов из стран СНГ, иностранных языков, компьютерный ликбез и т.п.);

5) диверсификации образовательных программ (классическое заочное образование, дистанционное обучение, группы выходного дня заочного обучения, дневное обучение по потокам);

6) применения новых, высокопроизводительных информационно- образовательных технологий (как при организации учебного процесса, так и в создании новых организационных форм: холдинги, интегрирование и т.п.);

7) поиска новых форм привлечения абитуриентов (дисконтные проекты, более активная реклама и т.п.) в связи с высокой конкуренцией на рынке образовательных услуг НОУ;

8) максимального приближения образовательных услуг НОУ ВПО к требованиям рынка труда, учет его региональных особенностей (введение новых специальностей в рамках ФГОС);

9) повышения требований к квалификации профессорско-преподавательского состава;

10) внедрения мониторинга качества образовательных услуг (внешний, внутренний), создание на этой основе информационной модели каждого студента;

11) привлечения работодателей к процессу формирования системы контроля качества образовательных услуг.

Практическая реализация перечисленных направлений трансформации образовательных услуг НОУ ВПО позволит решить основные социально значимые задачи - повышения грамотности населения, обеспечения доступности ВО, оперативной ориентации на реальные потребности рынка труда, создания конкурентной среды и выявления резервов для динамичного развития системы образования.

Библиографический список

1. Введение новых государственных образовательных стандартов // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - № 1.

2. Гессен Г. Разговор о наболевшем // Качество образования. - 2013. - № 8. - С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.