Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации ценности высшего образования современного российского общества (на примере ФГБОУ ВПО «КубГТУ»)'

Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации ценности высшего образования современного российского общества (на примере ФГБОУ ВПО «КубГТУ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / АБИТУРИЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРЕСТИЖ ВУЗА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / YOUTH / UNIVERSITY ENTRANT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TRANSFORMATION / PRESTIGE OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлабыстова Наталья Валерьевна

Одной из актуальных проблем современного российского общества является проблема подготовки высококвалифицированных специалистов различных направлений подготовки. Глобализация и рыночные отношения порождают быстрые темпы роста и развития образовательных услуг в современном российском обществе. Динамичные социальные преобразования в стране формируют новые ценностные установки молодых людей, а также жизненные стратегии поведения молодежи в сфере образования. Возникает необходимость изучения взаимодействия института высшего образования и его основных потребителей (абитуриентов). В настоящее время, с одной стороны, увеличивается спрос на услуги высшего профессионального образования, растет потребность, престижность и необходимость в получении высшего образования, с другой существенно изменяется роль и ценность образования, меняется ценностные ориентации и ценностное отношение к образованию у молодежи. В данной статье анализируются профессиональное самоопределение абитуриентов и факторы, влияющие на выбор вуза, направления подготовки выпускниками школ, а также изучается трансформация ценности высшего профессионального образования в современном российском обществе. Важно выявить критерии, детерминирующие профессиональное самоопределение абитуриентов, выбор направления подготовки и учебного учреждения. Данная статья поможет администрации вуза разработать мотивационные стратегии, для максимального привлечения выпускников школ в образовательное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлабыстова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination of the youth in conditions of transformation of the value of higher education in the Russian modern society (as shown by the Kuban State University of Technology

One of the urgent problems of the Russian modern society is training of highly qualified specialists of different disciplines. Globalization and market relations cause fast rates of growth and development of educational services in the Russian modern society. Dynamic social transformations in the country form new value purposes of young people, as well as life strategies of the youth behavior in the sphere of education. There is a necessity to study interaction of the institute of higher education and its basic consumers (university entrants). Nowadays, on the one hand, the demand for services of the higher professional education is increasing, requirement, prestige and necessity in the receipt of higher education are growing, on the other hand, the role and value of education are changing essentially, the youth is changing its orientations and attitudes to the education. In this paper, an analysis is made of professional self-determination of university entrants and the factors, influencing the choice of higher educational institution and tendencies in training school leavers. Also transformation of the value of higher professional education in Russian modern society is studied. It is important to detect criteria, defining professional self-determination of university entrants, the choice of area of training and educational institution. This paper will help administration of the higher education institution to develop motivational strategies to attract school leavers to the educational institution.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации ценности высшего образования современного российского общества (на примере ФГБОУ ВПО «КубГТУ»)»

УДК 316.74:378 ББК 60.561.9 Х 55

Н.В. Хлабыстова,

старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, факс: (861)259-65-92

Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации ценности высшего образования современного российского общества (на примере ФГБОУ ВПО «КубГТУ»)

(Рецензирована)

Аннотация. Одной из актуальных проблем современного российского общества является проблема подготовки высококвалифицированных специалистов различных направлений подготовки. Глобализация и рыночные отношения порождают быстрые темпы роста и развития образовательных услуг в современном российском обществе. Динамичные социальные преобразования в стране формируют новые ценностные установки молодых людей, а также жизненные стратегии поведения молодежи в сфере образования. Возникает необходимость изучения взаимодействия института высшего образования и его основных потребителей (абитуриентов). В настоящее время, с одной стороны, увеличивается спрос на услуги высшего профессионального образования, растет потребность, престижность и необходимость в получении высшего образования, с другой - существенно изменяется роль и ценность образования, меняется ценностные ориентации и ценностное отношение к образованию у молодежи. В данной статье анализируются профессиональное самоопределение абитуриентов и факторы, влияющие на выбор вуза, направления подготовки выпускниками школ, а также изучается трансформация ценности высшего профессионального образования в современном российском обществе. Важно выявить критерии, детерминирующие профессиональное самоопределение абитуриентов, выбор направления подготовки и учебного учреждения.

Данная статья поможет администрации вуза разработать мотивационные стратегии, для максимального привлечения выпускников школ в образовательное учреждение.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, молодежь, абитуриент, профессиональное самоопределение, трансформация, престиж вуза, качество образования.

N.V. Khlabystova,

Senior Lecturer of the Department of Sociology, Jurisprudence and Activity with Personnel, Kuban State University of Technology. Krasnodar, fax: (861) 259-65-92.

Professional self-determination of the youth in conditions of transformation of the value of higher education in the Russian modern society (as shown by the Kuban State University of Technology

Abstract: One of the urgent problems of the Russian modern society is training of highly qualified specialists of different disciplines. Globalization and market relations cause fast rates of growth and development of educational services in the Russian modern society. Dynamic social transformations in the country form new value purposes of young people, as well as life strategies of the youth behavior in the sphere of education. There is a necessity to study interaction of the institute of higher education and its basic consumers (university entrants). Nowadays, on the one hand, the demand for services of the higher professional education is increasing, requirement,

prestige and necessity in the receipt of higher education are growing, on the other hand, the role and value of education are changing essentially, the youth is changing its orientations and attitudes to the education. In this paper, an analysis is made of professional self-determination of university entrants and the factors, influencing the choice of higher educational institution and tendencies in training school leavers. Also transformation of the value of higher professional education in Russian modern society is studied. It is important to detect criteria, defining professional self-determination of university entrants, the choice of area of training and educational institution.

This paper will help administration of the higher education institution to develop motivational strategies to attract school leavers to the educational institution.

Keywords: higher professional education, youth, university entrant, professional selfdetermination, transformation, prestige of the higher education institution, education quality.

В современном российском обществе среди множества проблем социальноэкономического развития наиболее актуальной представляется проблема подготовки высококвалифицированных специалистов различных направлений подготовки.

За последние годы значительно увеличилось количество вузов по стране. По данным сайта федеральной службы государственной статистики на 1990/1991 учебный год количество высших учебных учреждений в России составляло 514, все они являлись государственными образовательными учреждениями. К 2012/2013 учебному году число образовательных учреждений высшего профессионального образования по стране увеличилось до 1046, из них 609 высших государственных профессиональных учреждений и 437 негосударственных учебных учреждений [3].

Также появляются новые направления подготовки и специальности, которые привлекают выпускников школ «красивыми» названиями. В средствах массовой информации звучат новые названия отделов фирм и должностей, которые также нравятся абитуриентам. Выпускников школ привлекают названия этих специальностей, и они хотят получить высшее образование по данным направлениям подготовки. В свою очередь администрации высших профессиональных учреждений для эффективной работы вуза необходимо учитывать быстро меняющуюся ситуацию на рынке труда и расширять спектр направлений подготовки для привлечения максимального количества абитуриентов, государственному образовательному учреждению для обеспечения конкурса на места, финансируемые из средств федерального бюджета, коммерческому вузу - для продолжения эффективной деятельности.

Из всего многообразия высших образовательных учреждений абитуриенту необходимо выбрать один вуз, который максимально отвечает его требованиям.

Выбор образовательного учреждения и направления подготовки для абитуриента является основой его самоутверждения в обществе, так как на сегодняшний день изменилась ценность образования, а точнее, изменилось общественное представление о высшем образовании как о ценности. Наблюдается рост ориентации на материальное благополучие и высокий социальный статус при некотором снижении ориентаций на высокую квалификацию, самовыражение, мастерство, приобретение профессиональных навыков. Сегодня происходит изменение мотивации получения высшего образования, молодежь имеет четкую установку на построение успешной жизненной карьеры, на престижный статус и высокий уровень достатка, тогда как в советское время целью получения высшего образования являлось приобретение знаний и умений, желание стать востребованным специалистом на рынке труда.

На сегодняшний день образованный человек - это не столько знающий, сколько самоопределившийся человек, нашедший свое место в жизни. М.В. Артамонова, О.В. Богословская, Ю.В. Латов в статье «Институциональная трансформация российского высшего образования» отмечают, что «...российская система высшего образования приобретает характеристику получение связей и навыков как цель образования.». Именно поэтому выбор учебного учреждения и направления подготовки рассматривается как основа

самоутверждения в обществе.

Находясь перед выбором учебного учреждения и направления подготовки, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (способности) и возможности родителей (материальные возможности семьи, в случае выбора коммерческой формы обучения), а также прогнозировать свое трудоустройство после получения высшего образования.

Профессиональное самоопределение является стремлением личности к более полному выявлению и развитию своих возможностей в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения, оказывает влияние на всю последующую жизнь человека.

С целью изучения профессионального самоопределения, а также трансформации роли, значимости и ценности высшего образования в представлении молодежи был проведен социологический опрос. В опросе приняли участие молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, проживающие на территории г. Краснодара, в населенных пунктах Краснодарского края, планирующие подавать документы в Кубанский государственный технологический университет. Всего было опрошено 250 выпускников средних образовательных учреждений, начальных профессиональных и средних профессиональных учреждений.

Результаты исследования показали, что большинство респондентов планируют получить высшее образование для повышения социального статуса в обществе и улучшения материального благополучия 57,2 %; приобрести профессиональные знания - 21,6 %; самоутвердиться - 14,8 %; получить диплом - 4 %, не служить в армии - 2,4 %. (Рисунок 1)

Как видно из анализа результатов социологического исследования, происходит трансформация социальной роли профессионального образования, изменение идеала образованного человека, представления о том, что значит «быть образованным специалистом». Теперь это человек, не столько обладающий профессиональными знаниями, сколько самоопределившийся, нашедший свое место в жизни.

Анализ результатов социологического исследования позволил определить, что респонденты женского пола чаще, чем респонденты мужского пола выбирали варианты ответов «занять высокое положение в обществе и заработать много денег» (58,5 %) и «самоутвердиться» (20,0 %). Это можно объяснить изменением положения женщин как в обществе в целом, так и в трудовой деятельности, все большее количество женщин занимает руководящие должности. Трансформация гендерных стереотипов и экономики страны позволили женщине быть не только «хранительницей очага», но и заниматься построением успешной жизненной карьеры. Также оказывает влияние и третья волна феминизации, женщины становятся более самодостаточными и независимыми.

Среди респондентов мужского пола наиболее популярными стали варианты ответов: «занять высокое положение в обществе и заработать много денег» (56,3 %) и «приобрести знания по любимой профессии» (26,1 %).

Цель получения высшего образования

■ занять высокое положение в обществе и зарабатывать много денег

■ приобрести знания по любимой профессии

■ самоутвердиться

■ получить диплом

■ не служить в армии

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Какова Ваша цель получения высшего профессионального образования?»

Д.Л. Константиновский, проводя анализ изменения потребности молодежи в получении высшего образования, отмечает, что в настоящее время:

- происходит девальвация высшего образования как средства получения профессиональных знаний, необходимых для жизненного успеха;

- возникает потребность в высшем образовании, сведенная к получению диплома и рассматриваемая молодым поколением с точки зрения либо повышения социального статуса, либо временного решения проблемы трудоустройства, либо получения отсрочки от призыва в армию (для мужского населения) [2].

На вопрос «Что Вы ожидаете от высшего образования?», 28 % респондентов выбрали вариант ответа «в процессе обучения приобрету профессиональные знания и навыки, в дальнейшем самостоятельно смогу находить необходимую информацию в профессиональной деятельности»; 64 % «в процессе получения высшего образования, приобрету

профессиональные знания и практические навыки по выбранному направлению подготовки, что позволит быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда»; 8 % - «затрудняюсь ответить».

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы определили выбор учебного учреждения?» представлены на рисунке 2.

Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентами

■ престиж вуза 17,6%

I рекомендации родителей 16,9% государственный диплом 15,4%

I возможность поступить своими знаниями 9,6% только здесь есть , выбранная мною специальность 9,4% умеренная стоимость обучения 2,7% высокое качесто образования28,5%

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы определили выбор учебного профессионального учреждения?»

При выборе образовательного учреждения абитуриенты и их родители учитывают качество образования (28,5%).

В решении Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 483 «О соглашении о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)» (вместе с «Соглашением о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010 г.)) под качеством образования понимается соответствие образования (полученного и получаемого) потребностям и интересам личности, общества, государства;...» [4].

Следует отметить, что на сегодняшний день нет единого определения термина «качество профессионального образования». Качество современного российского профессионального образования можно определить как образовательный процесс, направленный на удовлетворение потребностей различных слоев и групп населения (студентов, работодателей) в получении теоретических знаний, а также в развитии и формировании профессиональных навыков, умений и компетенций личности, отвечающих потребностям и ожиданиям общества.

Поскольку на сегодняшний день в России существует большое количество высших профессиональных учреждений, перед выпускниками школ и их родителями возникает проблема выбрать вуз с качественным содержанием образования, современными методами обучения, с высокой материально-технической оснащенностью, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, все это поможет обеспечить формирование профессиональных компетенций, облегчит дальнейшее трудоустройство и позволит стать конкурентноспособным специалистом на рынке труда. Именно поэтому при выборе образовательного учреждения учитывается качество образования.

Престиж вуза при выборе образовательного учреждения учитывают 17,6% респондентов. В связи с перепроизводством специалистов с высшим образованием и безработицей в ряде сегментов рынка труда выпускникам школ необходимо выбрать максимально престижное образовательное учреждение, чтобы быть конкурентоспособным специалистом в своем направлении подготовки. Помимо выбора востребованного направления подготовки, абитуриентам и их родителям необходимо учитывать и престиж образовательного профессионального учреждения для дальнейшего успешного

трудоустройства после окончания обучения в вузе. Так, Т. Веблен в работе «Теория праздного класса» отмечает, что потребительский выбор (в данном контексте товаром является выпускник вуза, а потребителем - работодатель) определяется не столько характеристиками самого товара, сколько общественным мнением о нем (в нашем случае - престиж учебного учреждения) [2].

Абитуриенты в период профессионального определения прислушиваются к рекомендациям родителей и друзей (16,9%). Семья является одним из основных институтов социализации, именно семья осуществляет трансляцию норм и ценностей, что и влияет на профессиональное самоопределение выпускника. Семья - это пространство, где формируется представления личности о профессиональной деятельности. Позиция родителей часто является основополагающим фактором при выборе направления подготовки и образовательного учреждения, особенно если имеется профессиональная преемственность в семье. В процессе воспитания ребенка семья транслирует принадлежность к определенному социальному классу и развивает статусное поведение. Подростки в период профессионального самоопределения учитывают социальное положение, поэтому выбирают направление подготовки и образовательное учреждение, схожее по социальному статусу родителей или выше.

В момент профессионального самоопределения выпускники школ зачастую подвержены влиянию друзей. Группа сверстников является главным агентом социализации личности в подростковом возрасте. Именно друзья и группа сверстников оказывает максимальное влияние на социализацию личности в подростковом возрасте, поэтому ценности и нормы микросреды могут стать доминирующим фактором в профессиональном самоопределение выпускника школы.

Фактором, определяющим выбор учебного учреждения абитуриентами, также является получение после окончания обучения диплома государственного образца - 15,4%. В обществе принято считать, что государственные профессиональные образовательные учреждения подготавливают конкурентно способных специалистов, в данных вузах более высокое качество образования и уровень профессорско-преподавательского состава, чем в коммерческих вузах. За последние годы произошли коренные изменения, и коммерческие образовательные учреждения предоставляют также услуги высокого качества. Но все же работодатель отдает предпочтение при трудоустройстве специалистам, имеющим диплом государственных образовательных учреждений.

Вариант ответа «возможность поступить своими знаниями» выбрали 9,6% абитуриентов. Несмотря на то, что профессиональные образовательные учреждения ведут зачисление абитуриентов в число студентов по результатам единого государственного экзамена, для выпускников школ и их родителей важна «прозрачность» зачисления.

На вопрос «К какому направлению относится выбранная Вами специальность?» 44% респондентов отметили техническое направление; 24,4% - технологическое; 24,8% -экономическое; 6,8% - гуманитарное (см. рисунок 3).

Среди специальностей технического направления наибольшей популярностью пользуются у абитуриентов строительные специальности, специальности, связанные с добычей, транспортировкой и хранением нефти и специальности факультета компьютерных технологий и автоматизированных систем обеспечения, так как именно эти направления подготовки выбирают выпускники школ. Возросший интерес у выпускников школ к специальностям строительного направления связан с активным развитием строительной отрасли в г. Краснодаре и Краснодарском крае. Сегодня г. Краснодар занимает третье место в России по темпам строительства, также специальности строительного направления являются высокооплачиваемыми и востребованными на рынке труда.

Популярность специальностей нефтяного направления у абитуриентов обусловлена престижностью в современном обществе. Интерес молодых людей к направлению компьютерных технологий связан с тем, что информационные технологии являются одними из самых быстроразвивающихся отраслей в современном обществе. Специальности

компьютерного направления являются долгосрочной перспективой вхождения России в информационное общество.

Меньшей популярностью пользуются специальности машиностроительного направления, несмотря на то, что г. Краснодар занимает второе место после г. Москвы по количеству автотранспорта.

Возросший интерес к специальностям технического направления связан с тем, что на специалистов данной отрасли увеличился спрос на рынке труда в связи с подъемом пищевой промышленности, и перенасыщением рынка труда специалистами с экономическим и юридическим образованием. Стоит также отметить, что Краснодарский край стал привлекателен для инвестиций иностранных компаний, в связи с чем на территории края появляются новые организации пищевой направленности. Интерес выпускников школ к специальностям технологического направления объясняется и тем, что по окончании образовательного учреждения есть возможность трудоустроиться в иностранную компанию.

Специальности экономического направления выбрали 24,8% выпускников школ. Анализ результатов социологического исследования показал, что по-прежнему, остается высокий интерес абитуриентов к специальностям экономического направления, несмотря на перенасыщение рынка труда специалистами с экономическим образованием. Молодые люди в период профессионального самоопределения не ориентируются на востребованность выбираемого направления подготовки на рынке труда.

В связи с направленностью вуза профильными направлениями являются техническое и технологическое, основное количество специальностей представлено данными направлениями, однако специальности гуманитарного факультета выбрали 6,8% респондентов. Гуманитарное направление только начало свое становление и составляет 3 направления подготовки против 68 основных направлений университета.

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «К какому направлению подготовки относится

выбранная Вами специальность?»

На вопрос «Что является главным в период обучения в вузе?» 36 % респондентов выбрали вариант ответа «Приобретение знаний по выбранному направлению подготовки; стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда»; 34 % - подыскать место работы; 15 % - развить навыки поведения взрослого человека; 6 % - самореализация через активную студенческую жизнь (волонтерство, творчество, спорт и т.д.); 5 % - приобрести новый «круг общения», разнообразно проводить время; 4 % - затрудняюсь ответить (см. рисунок 4)

Направления подготовки

■ техническое направление

■ технологическое направление

экономическое направление

■ гуманитарное направление

■ Приобретение знаний по выбранному направлению подготовки; стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда

■ подыскать место работы

■ развить навыки поведения взрослого человека

■ самореализация через активную студенческую жизнь (волонтерство, творчество, спорт и т.д.)

■ приобрести новый «кругобщения», разнообразно проводить время

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Что является главным в период обучения в

вузе?»

Эффективность и результативность учебной деятельности молодежи во время обучения в вузе в основном базируется на основе ранее сформированных целей получения высшего образования. Мотив материального благосостояния определяет понимание молодыми людьми того, что знания пригодятся для достижения материального благополучия. Также в процессе теоретического обучения студент имеет возможность зарекомендовать себя с положительной стороны и при поступлении заявки на молодых специалистов администрация вуза рекомендует именно его. В период приобретения практических навыков (прохождения практики) студент имеет возможность непосредственного взаимодействия с потенциальным работодателем, и проявить как ответственного работника.

Ответы на вопрос «Можете ли Вы сказать, что будете получать хорошее образование?» распределились следующим образом: 81 % респондентов оценивают свое будущее образование как образование высокого качества; 16 % - недовольны выбором образовательного учреждения; 3 % - затруднились ответить (см. рисунок 5).

В связи с развитием коммерческой формы обучения и сокращением набора на места, финансируемые из средств федерального бюджета, абитуриенты, поступающие на платные места ориентируются на стоимость образовательных услуг. При этом затрачиваемые средства на обучение ставят в зависимость отношение студентов, а потом и выпускников, к вузу и высшему образованию в целом в пользу учебного заведения и качества предоставляемых им услуг. Кроме того, оценка образования как «образование высокого качества», складывается также исходя из опыта дальнейшего трудоустройства выпускников вуза. Абитуриенты, не удовлетворенные выбором учебного учреждения, скорее всего, подают документы в ВУЗ под влиянием родителей.

5% 4%

респондентов оценивают свое будущее образование как образование высокого качества

недовольны выбором образовательного учреждения

затруднились ответить

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Можете ли Вы сказать, что будете получать хорошее образование?»

На вопрос «Считаете ли Вы, что в г. Краснодаре и Краснодарском крае много вузов, предоставляющих качественные образовательные услуги?» 3 % респондентов считают, что в Краснодаре и Краснодарском крае нет вузов, дающих качественное образование; 33 % -отметили, что в Краснодаре и Краснодарском крае много вузов, дающих качественное образование; 44 % - в Краснодаре и Краснодарском крае мало вузов, дающих качественное образование; 20 % - выбрали вариант ответа «затрудняюсь ответить». (Рисунок 6 )

I г. Краснодаре и Краснодарском крае много

вузов, предоставляющие качественные

образовательные услуги I г. Краснодаре и Краснодарском крае мало

вузов, предоставляющие качественные

образовательные услуги

г. Краснодаре и Краснодарском крае нет

вузов, предоставляющие качественные

образовательные услуги

I затрудняюсь ответить

Рисунок 6.

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в г. Краснодаре и Краснодарском крае много вузов, предоставляющих качественные образовательные услуги?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что 81 % респондентов оценивают уровень своего будущего образования, как «хорошее», всего лишь 32 % молодежи считает, что в г. Краснодаре, Краснодарском крае много вузов, дающих хорошее образование. Этот факт можно объяснить тем, что возможно какая-то часть молодых людей обучалась (обучается) в других регионах России.

Отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, каким критериям должно отвечать учебное учреждение, чтобы его можно было отнести к вузу, предоставляющему качественное образование?» 49 % респондентов отметили высокий уровень профессионализма

профессорского-преподавательского состава; 19 % - высокий процент трудоустройства выпускников; 14 % - популярность среди абитуриентов; 12 % - хорошая материальнотехническая оснащенность вуза; 6 % - широкий спектр направлений подготовки (см. рисунок

■ высокий уровень профессионализма профессорского-преподавательского состава

■ высокий процент трудоустройства выпускников

■ популярность среди абитуриентов

■ хорошая материальная-техническая оснащенность вуза

■ широкий спектр направлений подготовки

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, каким критериям должно отвечать учебное учреждение, чтобы его можно было отнести к вузу, предоставляющему качественное образование?»

Давая ответ на вопрос: «Что, на ваш взгляд, сегодня необходимо для успешного поступления в вуз?», 51 % респондентов считают, что материальное благополучие семьи обеспечит успешное поступление в вуз; 29 % - знания; 16 % - связи; 4% - выбрали вариант ответ «затрудняюсь ответить» (Рисунок 8).

■ материальное благополучие семьи обеспечит успешное поступление в

вуз

■ знания

■ связи

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Что, на ваш взгляд, сегодня необходимо для успешного поступления в вуз?»

В связи с тем, что в России с 90-х годов ХХ в. активно развивается коммерческая форма обучения и сокращаются бюджетные места, возникает необходимость материальных средств при поступлении в вуз.

Из проведенного социологического исследования видно, что ценность высшего образования среди молодежи достаточно высока. Но ценность высшего образования в большей степени определена повышением своего социального статуса. Диплом необходим в основном для удачного трудоустройства и построения карьеры, а затем уже для расширения кругозора или повышения социального статуса. Поэтому во время учебы главное -получить профессиональные навыки и подыскать подходящую работу.

Зафиксированы изменения, происходящие в представлении молодежи об образовании: если раньше выбирали вуз потому, что там есть специальность, по которой хотели бы получить высшее образование, то сейчас в связи с увеличением количества вузов молодые люди выбирают учебное заведение с высоким качеством образования. Изменилось представление о высшем образовании как о ценности, в настоящее время наблюдается рост ориентации молодежи на материальное благополучие при некотором снижении ориентаций

4%

на высокую квалификацию, самовыражение, творчество, мастерство.

Изучение требований молодежи поможет руководству учебного учреждения поддерживать престижность и популярность среди абитуриентов. Именно вуз, отвечающий современным требованиям потребителей, а также учитывающий изменения критериев выбора учебного учреждения, может эффективно функционировать и выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг.

Примечания:

1. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

2. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960 к 2000). М.: Эдиториал УРСС. 1999.

3. Число высших учебных заведений. URL:

http ://www.gks.ru/bgd/regl/b03_33/IssWWW.exe/Stg/d010/i010970r.htm

4. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 483 «О соглашении о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)». URL: http://official.academic.ru/.

References:

1. Weblen T. Theory of an idle class. M.: Progress, 1984.

2. Konstantinovsky D.L. Dynamics of inequality. The Russian youth in the changing society: orientations and ways in the sphere of education (1960-2000). M.: Editorial of URSS, 1999.

3. The number of higher schools. URL:

http ://www.gks.ru/bgd/regl/b03_33/IssWWW.exe/Stg/d010/i010970r.htm

4. Resolution of Interstate Council of EurAsEC of 21.05.2010 No. 483 “On the cooperation agreement of member states of the Eurasian economic community in the sphere of certification and/ or accreditation of educational organizations/establishments (educational programs)”. URL: http://official.academic.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.