Образование и наука. 2016. № 10 (139)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378:35.08
Абрамов Руслан Агарунович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Москва (Россия). E-mail: [email protected]
Пронина Ирина Валерьевна
ассистент кафедры иностранных языков № 3 Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Москва (Россия). E-mail: [email protected]
Халатенкова Елена Юрьевна
специалист отдела мониторинга государственных программ ГБУ «Аналитический центр», Москва (Россия). E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ1
Аннотация. Цель статьи - выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников направления «Государственное и муниципальное управление».
Методология и методика исследования. Авторами был проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах, а также молодых людей, уже освоивших образовательные программы указанного направления. В ходе анкетирования изучались желание и возможность выпускников работать по специальности, значимость полученного диплома,
1 Исследование выполнено в рамках проекта - Грантового соглашения (Договора) №16-27-01001/16 от 30.05.2016 г. в РГНФ. Международный конкурс РГНФ - Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 г. «Разработка Концепции стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года»: http: / / grant.rfh.ru/ task.
удовлетворенность качеством образования, отношение к различным аспектам построения учебного процесса и т. д. Для обработки результатов исследования использовались статистический метод, метод сравнительного анализа, индукция и обобщение.
Результаты. По итогам опроса определена доля выпускников направления «Государственное и муниципальное управление», работающих по специальности, мотивы поступления на соответствующую магистерскую программу, оценка выпускниками важности усвоенных в период обучения в бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления. На основании полученных данных был разработан комплекс мер по увеличению востребованности молодых специалистов в системе государственной и муниципальной службы, способствующий повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Сделан вывод о решающей роли осознанного выбора профессии, индивидуального восприятия учебного процесса, качества преподавания и прикладной составляющей обучения.
Научная новизна. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы в соответствии с поставленной целью определили факторы, важные для успешного трудоустройства выпускников и практического применения приобретенных знаний и умений. Были установлены взаимосвязи между этими факторами.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса, а также для разработки и дополнения образовательных программ специальностей направления «Государственное и муниципальное управление».
Ключевые слова: высшее образование, магистратура, направление «Государственное и муниципальное управление», трудоустройство, профессиональная самореализация
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-91-106
Статья поступила в редакцию 09.08.2016.
Принята в печать 12.10.2016.
Ruslan A. Abramov
Doctor of Economies, Professor, Head of the Department of Public and Municipal Administration, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow (Russia). E-mail: [email protected]
Irina V. Pronina
Teaching Assistant, Department of Foreign Languages № 3, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow (Russia). E-mail: irina.pronina@gmail. com
Elena Yu. Khalatenkova
Laboratory Assistant, Department of Public and Municipal Administration, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow (Russia). E-mail: [email protected]
INCREASE OF DEMAND FOR GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract. The aim of the research is identification of the objective and subjective factors influencing professional self-realization of graduates of the field of study «Public and Municipal Administration».
Methods. The authors have conducted anonymous opinion survey of prestigious economic universities undergraduates (bachelor and master degree course) and graduates specialized in this sphere. The questions were about correspondence of gained academic qualification and actual occupation, the importance of degree certificate, satisfaction with education quality, attitude to different aspects of studying etc. In order to make relevant conclusions, the authors apply comparative, statistical, generalization and induction methods.
Results. Informants' answers helped to count out the percentage of graduates whose occupation is connected with public administration, understand the reasons of choosing relevant master course, assess the significance of acquired competence and qualification for job placement at governmental organizations. The main scientific result of the research is working out a system of recommendations aimed at increasing demand for graduates specialized in the sphere of civil service, and, consequently, improving the efficiency of investment in management training. It is specified that the most important issues in this regard are forethought of career choice, students' vision of academic planning, and approach to teaching, practice-oriented type of education.
Scientific novelty. Having organized the data and compared it with previous surveys' results, the authors reveal the factors essential to professional success and application of knowledge as well as correlation of these factors which means meeting the objective of the research.
Practical significance. The presented materials can be used for the further modernization of the process of educational planning and taken into notice while developing academic programs for the direction «Public and Municipal Administration».
Keywords: higher education, master's degree, field of study «Public and Municipal Administration», job placement, professional self-fulfillment.
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-91-106
Received: 09.08.2016.
Accepted for printing: 12.10.2016.
В последнее время система государственной и муниципальной службы претерпевает ряд изменений, продиктованных сложившейся социально-экономической ситуацией. В частности, четко прослеживается тенденция сокращения штата сотрудников министерств и ведомств, одним из проявлений которой стал недавно опубликованный указ Президента РФ о «сжатии» государственного аппарата на 10%. С этой точки зрения небезынтересно проанализировать особенности подготовки бакалавров и магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» («ГиМУ») и изучить реально складывающуюся ситуацию в области трудоустройства выпускников. Несмотря на наметившийся тренд к снижению популярности экономических и управленческих специальностей в целом, подготовка по данному направлению является стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене [1, с. 1206]. Этим обусловлены требования к качеству образования управленческих кадров, которое можно понимать как совокупность приобретаемых в ходе обучения иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик), соответствующих многообразным потребностям и интересам личности, общества, государства.
Чтобы выявить факторы, влияющие на профессиональную самореализацию выпускников исследуемого направления, в течение 2015/16 уч. г. мы проводили опрос в виде анкетирования студентов 4-го курса бакалавриата (110 человек), магистрантов (37 респондентов) и выпускников (58 человек) различных ведущих экономических вузов: Государственного университета управления (ГУУ), Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (РЭУ) и Финансового университета при Правительстве РФ. Это, с одной стороны, позволило учесть специфику реализации образовательных программ, а с другой - обеспечило полноту исследования за счет охвата всех этапов учебного процесса и старта карьеры (поступление в вуз, продолжение образования, практическое применение полученных знаний, осуществление профессиональных планов). Отдельный акцент был сделан на оценке студентами и выпускниками качества образования - одного из важнейших факторов успешного трудоустройства.
Ответы различных категорий респондентов дополняли друг друга: выявлялись не только внутренние мотивы принятия учащимися тех или иных решений и причинно-следственные связи между осознанностью выбора специальности, восприятием учебного процесса и дальнейшим карьерным ростом, но и динамика изменения отношения к изучаемой образовательной программе и последующей профессиональной деятельности на различных этапах обучения. Кроме того, большинство пунктов разработанной нами анкеты не просто имели множество вариантов ответа, а предполагали также самостоятель-
ную формулировку собственного мнения, что представлялось нам весьма важным для достижения поставленной цели.
Один из первых вопросов, задаваемых выпускникам, был связан с их оценкой значимости диплома о высшем образовании для работодателей (рис. 1). Опыт почти всех респондентов свидетельствует: имеющийся диплом является очевидным преимуществом при приеме на работу. Более половины указали на престиж вуза в глазах работодателей и их высокое мнение о конкретном учебном завеении. Однако лишь малая часть респондентов отметила, что существенную роль в их трудоустройстве сыграло получение образования именно по направлению «ГиМУ».
Нет диплом совершенно
не пригодился Да работодателей
Да работодатели обратили внимание на направление обучения
Рис. 1. Оценка выпускниками важности диплома при трудоустройстве
Чтобы определить, насколько молодым людям пригодился диплом, а также приобретенные ими знания, умения и навыки, мы попытались выяснить процент выпускников, устроившихся на работу в соответствии с полученной специальностью. Приведенная на рис. 2 диаграмма показывает, что доля вчерашних студентов, связавших свою практическую деятельность с государственными структурами, - 42%. Поскольку некоторые представители оставшейся части обучались на бюджетной основе, то правомерен вывод о недостаточной отдаче от государственных инвестиций, вложенных в подготовку кадров для данной сферы. Однако, судя по полученным комментариям, негативный факт обусловлен не только недоработками в образовательной организации или субъективными причинами. 28% опрошенных не нашли подходящих вакансий, хотя, как они полагают, действительно приложили к этому немало усилий. Проведенный анализ содержания сайтов министерств, федеральных агентств и служб и региональных органов власти подтвердил отсутствие доступной и от-
крытой информации о вакансиях, что не только затрудняет трудоустройство, но и может указывать на активизацию коррупционной составляющей.
42 Да
32 Нет, не было подходящих вакансий
23 Нет, не захотели устроиться по специальности
20 15
10 5 0
3 Нет, не прошли конкурс (собеседование)
-1
Рис. 2. Ответы выпускников на вопрос: «Работаете ли Вы по специальности?», %
Для полного выяснения причин сложившейся ситуации мы посчитали целесообразным сравнить фактическое трудоустройство магистров с планами студентов 4-го курса бакалавриата того же самого направления в отношении своей будущей карьеры. Как видно на диаграммах (рис. 3, 4), намерения бакалавров характеризуются высокой степенью неопределенности: например, около половины из них не смогли назвать предполагаемое место прохождения практики. Весьма схожая ситуация наблюдалась и в 2014/15 уч. г.: 51% четверокурсников (т. е. респондентов, которые сейчас перешли в выделенную в целях настоящего опроса категорию выпускников) не приняли решения о месте прохождения практики и сферы трудоустройства, и лишь 42% выразили желание и готовность работать по специальности [1, с. 1206].
Многие учащиеся как наиболее желаемое место работы рассматривают Государственную Думу. Студенты формируют представления о будущей карьере исходя из сведений, получаемых из средств массовой информации, зачастую пренебрегая разъяснениями, предлагаемыми в процессе университетских занятий: разнообразие названных респондентами государственных структур было невелико (так, лишь два человека указали
какие-либо государственные корпорации), преимущественно они оперировали общими понятиями («политик», «чиновник», «госслужащий», «управленец»). Другая обнаружившаяся закономерность заключается в том, что большинство учащихся не связывают прохождение практики с последующим местом работы.
6% Органы местного самоуправления
47% Не смогли ответить
2С% Федеральные органы законодательной власти
12% Федеральные органы исполнительной власти
9%) Органы власти субъектов
6% Другое
Рис. 3. Организации, в которых студенты 4-го курса направления «ГиМУ» планируют проходить практику
10%
44% Планируют работать по специальности
Рис. 4. Планы студентов в отношении трудоустройства после окончания
бакалавриата
Переломить сложившуюся ситуацию мог бы пересмотр методических основ организации производственной и преддипломной практик, в том числе в части устанавливаемых сроков и количества часов [1, с. 1204]. Однако думается, что предпосылки указанной проблемы возникают еще на этапе подачи документов в вуз, и связаны они с несовершенством существующего порядка поступления, недостаточной осознанностью абитуриентами выбора будущей профессии, что в случае направления «ГиМУ» усугубляется обилием управленческих и экономических специальностей.
Результаты опроса выпускников, которые все же приступили к работе в государственных и муниципальных учреждениях, свидетельствуют: молодые люди, как правило, начинают карьерный рост не с самых низших позиций, а с таких должностей, как главный специалист, ведущий специалист, специалист 1-го разряда, старший инспектор и т. д. Следовательно, диплом о высшем образовании в совокупности с приобретенными профессиональными компетенциями выступает реальным катализатором карьерного роста. Отсюда логически вытекают комментарии к следующему пункту анкеты: при ответе на вопрос «Является ли обучение по направлению "ГиМУ" важным для работы в государственных органах?» более половины устроившихся по специальности сходятся во мнении, что образование по данному профилю действительно помогло.
Одновременно молодые люди обращают внимание на то, что часто в различных министерствах и ведомствах ценится не общая управленческая подготовка, а соответствие полученного образования специфике того или иного государственного органа. Так, больше шансов преуспеть в продвижении по служебной лестнице в Министерстве образования и науки имеют специалисты с педагогическим образованием, в Министерстве финансов - обучавшиеся по специальностям с финансовым уклоном и т. д. Многие респонденты отмечали, что во время обучения на таком междисциплинарном направлении, как «ГиМУ», особенно важно как можно раньше определиться с конкретной предметной областью, в которой хотелось бы осуществлять исследования. Курсовые проекты, презентации, рефераты, научные статьи учащегося и пр. должны быть ориентированы на какую-либо отрасль в целях более глубокого понимания предмета будущей профессиональной деятельности [6, с. 209].
Однако, как показывает практика, студентам чаще всего довольно сложно определиться с желаемым объектом учебно-научной работы. На начальных фазах профессиональной подготовки изучаются дисциплины, способствующие становлению общекультурных и общепрофессиональных компетенций и не отражающие специфику направления «ГиМУ», а воз-
можность исследовать различные предметные области появляется только на 3-м курсе. Во время обучения студенты, как правило, не придают значения сужению круга проблематики, по которой предстоит специализироваться. Это и подтвердил опрос студентов 4-го курса бакалавриата: у большинства крайне смутные представления о месте прохождения практики и последующем трудоустройстве.
Кроме того, при ответе на очередной вопрос анкеты выяснилось, что 38% бакалавров не смогли назвать тему своей выпускной квалификационной работы (ВКР). Вместе с тем многие выпускники отметили значительно больший интерес работодателей (как при трудоустройстве, так и при прохождении практики) к избранной тематике дипломной работы, чем к отметкам по профильным дисциплинам. Вероятно, кафедрам и руководству вузов следует скорректировать учебные планы, пересмотреть сроки подачи заявления по тематике ВКР и перенести их на начало четвертого года обучения.
Сами студенты признают, что выбор определенной сферы интересов в рамках «ГиМУ» осложняется тем, что теоретический материал трудно усваивать без практики. Ответы выпускников на вопрос: «Что бы Вы хотели улучшить или изменить в учебном процессе?», позволяющий посмотреть на проблему глазами молодых специалистов, недавно окончивших вуз, сводятся преимущественно к недостатку практической составляющей. Приблизительно четверть респондентов предложила увеличить количество часов производственной практики и начинать ее прохождение уже со 2-го курса. Многие респонденты также считают, что повысить качество учебного процесса можно посредством регулярного проведения совместных мероприятий с различными структурами государственного и муниципального управления (такая система была внедрена выпускающей кафедрой на направлении «ГиМУ» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова - РЭУ) и совершенствования организации аудиторных занятий. Примечательно, что мнение бакалавров (опрошенных как в текущем, так и в предыдущем году) на этот счет полностью совпадает с позицией выпускников. При ответе на вопрос о степени удовлетворенности обучением в целом (рис. 5) многие студенты заявили, что их ожидания оправдались бы в полной мере, если бы преподаваемый материал не был чрезмерно теоретизирован. В частности, студенты РЭУ указывали на положительный эффект от проводимых кафедрой выездных мероприятий. Таким образом, и учащиеся, и выпускники высоко оценивают возможность «изнутри» ознакомиться с функционированием различных государственных структур, получить комплексное представление о тех или иных аспектах будущей профессиональной деятельности.
Свидетельством позитивного результата более грамотного сочетания в образовательном процессе аудиторных занятий и внеучебной работы является динамика показателя «удовлетворенность учебным процессом»: в сравнении с предшествующим описываемому опросу годом доля выпускников, положительно оценивших качество обучения, увеличилась с 61% [1, с. 1205] до 72%.
Рис. 5. Степень удовлетворенности бакалавров 4-го курса направления «ГиМУ» учебным процессом (по 5-балльной шкале)
Однако аспиранты кафедры и выпускники, не первый год работающие на государственной и муниципальной службе, указывают на пользу не только практико-ориентированной подготовки. Многие полагают, что их карьера сложилась бы еще успешней, если бы в свое время они уделяли должное внимание дисциплинам, казавшимся когда-то непрофильными. На личном опыте молодые специалисты убедились, что в реальной трудовой деятельности им пригодились даже знания, которые не носят ярко выраженного прикладного характера.
Планы студентов по продолжению обучения после окончания бакалавриата отражены на рис. 6. Почти все опрошенные осознают важность образования и воспринимают его как необходимое условие жизненного успеха. Но большинство из них не связывает послевузовское образование с направлением «ГиМУ». Будучи еще студентами, многие параллельно с учебой посещают курсы по другой специальности. Довольно противоречивы намерение бакалавров продолжить обучение в магистратуре по иному направлению. Согласно двухуровневой системе вузовского образования следующая за бакалавриатом ступень призвана углубить теоретические знания по определенному профилю, однако для студентов магистратура как продолжение образования по тому же направлению выглядит
непривлекательно [3, с. 162]. Главные аргументы, которые приводят как студенты, так и преподаватели, - отсутствие практической направленности и ценности магистерской подготовки, бесполезность чрезмерно теоре-тизированных знаний, получаемых в магистратуре, часть из которых повторяет материал, уже пройденный в течение четырех лет обучения в бакалавриате. Подобная позиция студентов подкрепляется опросом магистрантов исследуемого направления: лишь 7% из них обучались по направлению «ГиМУ» на бакалавриате, среди респондентов нашлись и такие, кто ранее обучался по технической специальности. Выявленные факты неудивительны: когда единственной целью становится получение диплома, нельзя не воспользоваться шансом приобрести его за 2 года вместо положенных 4-5. Часть студентов, особенно из регионов, считают рациональным выбирать направление обучения исходя из имеющейся у них на определенный момент работы. Можно сделать вывод, что Болонская система не функционирует в нашей стране должным образом: искажается суть всей системы высшего образования, что делает нерентабельными вложения государства в организационные мероприятия, связанные с переходом к подобной концепции профессиональной подготовки.
О 50°/с Не продолжать обучение в среднесрочной перспективе
41°/с Получить второе высшее образование
43°/с Продолжить обучение в магистратуре по смежному направлению
Рис. 6. Планы студентов по продолжению обучения после окончания
программ бакалавриата
В этом контексте уместно сравнить двухступенчатую концепцию высшей школы с прежней. В советский период целью вузовской подготовки являлся профессиональный рост, на который и была ориентирова-
на существовавшая тогда система образования [5, с. 256]. То есть интересы государства совпадали с интересами отдельной личности: успех каждого человека, отождествляемый с профессиональными достижениями, был выгоден стране в целом. Сейчас ситуация изменилась - в приоритете карьерный рост, где профессионализм является лишь одной из составных частей, поэтому под сомнение ставится даже положение о том, что высшее образование должно способствовать становлению человека как специалиста. Отсюда, на наш взгляд, и возникают противоречия, связанные с несоответствием содержания различных ступеней высшего образования современным условиям и изменившимся критериям качества профессиональной подготовки.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, смена профиля при обучении в магистратуре, с точки зрения отдельного индивида, представляется вполне логичной и обоснованной. Это иллюстрирует и статистика проведенного нами опроса. 100% респондентов-магистрантов собираются связать свою деятельность именно с государственными и муниципальными структурами. Таким образом, магистратура в отличие от бакалавриата прямо связана с профессиональными целями, поскольку студенты совершают уже осознанный выбор и более системно подходят к построению своей карьеры: большинство магистрантов указали на необходимость расширения соответствующих знаний и навыков для текущей либо планируемой работы по данному профилю.
Своеобразной итоговой чертой всего проблемного поля анкеты стали вопросы выпускникам и магистрантам о соответствии их ожиданий действительности, реализации жизненных целей на данном этапе. 67% молодых людей, окончивших бакалавриат направления «ГиМУ», считают, что их планы в той или иной мере осуществились. У оставшихся 33% причины недовольства заметно варьировались. Около половины из них склонны были возлагать ответственность за нереализованные намерения на себя: среди причин они называли собственные ошибки, или недостаточное развитие каких-либо личностных качеств, или свои завышенные ожидания. Оставшаяся часть отметила негативное воздействие жизненных обстоятельств и внешних факторов. По данным опроса в предшествующем году студентов 4-го курса направления «ГиМУ» (т. е. той же категории респондентов до окончания вузов), примерно такое же количество учащихся (37%) в той или иной форме выразили отсутствие заинтересованности в получаемых знаниях [1, с. 1199]. Практически все ответившие отрицательно указали на неверный выбор специальности.
Статистика в отношении магистрантов аналогична: 69% респондентов считают себя сравнительно успешными и с оптимизмом смотрят в бу-
дущее. Смена профиля обучения не воспринимается ими как торможение карьерного роста или как шаг назад, т. е. при неправильном функционировании Болонской системы многие студенты нашли способ грамотно и с выгодой для себя использовать ее российскую модификацию. Поскольку одним из критериев удовлетворения амбиций у магистрантов являются профессиональное развитие и стабильность, то можно предположить, что данное суждение отражает и позицию работодателей.
Итак, большинство противоречий, связанных с подготовкой кадров для государственной и муниципальной службы, обусловлены недостатками существующей системы поступления в вузы, что значительно усугубляется рядом особенностей направления «ГиМУ». Для минимизации негативного эффекта и повышения профессиональной востребованности выпускников, помимо общегосударственных мер по совершенствованию существующей процедуры отбора абитуриентов, можно рекомендовать проведение практико-ориентированных мероприятий, взаимосвязанных с учебной программой «ГиМУ» на уровне отдельного вуза, факультета и/или кафедры. Данный механизм уже подтвердил свою результативность в РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Работодатели довольно высоко оценивают знания и умения выпускников этого профиля подготовки и рассматривают диплом престижного экономического вуза как конкурентное преимущество. Карьерный рост выпускников направления «ГиМУ» начинается не с самых низших ступеней, и молодой специалист активно вовлекается в экспертно-аналитичес-кую и проектную деятельность, где четко проявляются особенности профиля полученного образования, выражающиеся в широте охвата предметных областей. Помимо определенных личностных качеств (пунктуальности, дисциплины, исполнительности, ответственности, внимательности, стрессоустойчивости и т. д.) и общекультурных, общепрофессиональных компетенций всегда требуется понимание закономерностей социальных, экономических, политических процессов и их причинно-следственных связей, умение адаптировать математические, экономические модели и количественные методы к конкретным задачам управления, финансовая и юридическая грамотность (в особенности при дальнейшем карьерном росте). Это обусловливает целесообразность подготовки управленческих кадров по данному направлению, не ориентированному на какую-либо одну профильную государственную структуру.
Очевидно, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы профессиональной самореализации выпускников направления «ГиМУ». Закономерным продолжением работы может стать совершенствование (в том числе на основе проведенного анкетирования) суще-
ствующих критериев оценки профессиональной востребованности освоивших программы высшего образования. На наш взгляд, было бы также целесообразно обосновать и концептуализировать переход к аналогу системы распределения выпускников с учетом текущих социально-экономических реалий.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. С. А. Иващенко
Литература
1. Абрамов Р. А. Проблемы управленческих специальностей ВПО в экономических вузах РФ // Политика и общество. 2015. № 9. С. 1198-1209.
2. Борзов Е. В., Корягина И. И., Вотякова О. И., Курылева Н. В. Управление качеством образования на основе мониторинговых исследований / / Образование и наука. 2016. № 6. С. 42-61.
3. Вишневская Н. Г. Качество образования как индикатор конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда / / Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 1. С. 160-165.
4. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. № 1 (1). С. 7-21.
5. Медведева Е. А. Анализ занятости выпускников системы высшего профессионального образования и их востребованности на рынке труда / / Science Time. 2015. № 10 (22). С. 253-258.
6. Никишкин В. В., Твердохлебова М. Д., Гонтар Е. А. Роль интерактивных методов обучения в высшей школе в эффективном освоении компетенций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-2. С. 207-210.
7. Огородников А. Ю. Формирование инновационного потенциала руководителей в системе образования // Образование и наука. 2014. № 9. С. 34-50.
8. Министерство образования и науки РФ [Электрон. ресурс]. Режим до-ступва: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 01.03.2016).
9. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 27.04.2016).
10. Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gossluzhba.gov.ru/ (дата обращения: 19.04.2016).
11. Dissou Y., Didic S., Yakautsava T. Government spending on education, human capital accumulation, and growth // Economic Modelling. 2016. Vol. 58. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0264999316301067 (Accessed 15 June 2016).
12. Ciriminna R., Meneguzzo F., Pecoraino M., Pagliaro M. Reshaping the education of energy managers // Energy Research and Social Science. 2016. № 21. P. 44-48 (In English).
13. Moreira-Mora T., Espinoza-Guzman J. Initial evidence to validate an instructional design-derived evaluation scale in higher education programs // Inter-
national Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. Vol. 13. Issue 1. Available at: http://educationaltechnologyjournaLspringeropen.com/ar-ticles/ 10.1186/s41239-016-0007-0 (Accessed 23 June 2016).
14. Van der Wan Z. Public Values Research in the 21st Century: Where We Are, Where We Haven't Been, and Where We Should Go / / International Journal of Public Administration. 2016. Vol. 39. Issue 1. P. 1-5 (In English).
References
1. Abramov R. A. Issues of managerial specialties in Russian economic universities. Politika i obshchestvo. [Politics and Society]. 2015. № 9. P. 1198-1209. (In Russian)
2. Borzov Y. V., Koryagina I. I., Votyakova O. I., Kurileva N. V. Education quality management based on monitoring studies. Obrazovanie i nauka. [Education and Science]. 2016. № 6. P. 42-61. (In Russian)
3. Vishnevskaya N. G. The quality of education as an indicator of university graduates' professional competitiveness. Vestnik Bashkirskogo universiteta. [Bulletin of Bashkir University], 2015. Vol. 20. № 1. P. 160-165. (In Russian)
4. Iskrin N. S., Chichkanova T. A. The systematic approach to management in education. Obrazovanie i nauka. [Education and Science]. 2015. № 1 (1). P. 721. (In Russian)
5. Medvedeva E. A. Analysis of demand for university graduates and their employment. Science Time. 2015. № 10 (22). P. 253-258. (In Russian)
6. Nikishkin V. V., Tverdokhlebova M. D., Gontar E. A. Role of interactive teaching methods in high school in the effective competence acquisition. Gumani-tarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. [Humanities, Social-economic and Social Sciences]. 2014. № 12-2. P. 207-210. (In Russian)
7. Ogorodnikov A. Y. Development of innovative leadership potential in education system. Obrazovanie i nauka. [Education and Science]. 2014. № 9. P. 34-50. (In Russian)
8. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. [The Ministry of Education and Science of Russia]. Available at: http://MUHo6pHayKH.p^/. (In Russian)
9. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. [Web portal of academic standards of higher education]. Available at: http://fgosvo.ru/. (In Russian)
10. Federal'nyj portal gosudarstvennoj sluzhby i upravlencheskih kadrov. [Federal web-portal of public service and human resources in the sphere of public management]. Available at: http://gossluzhba.gov.ru/. (In Russian)
11. Dissou Y., Didic S., Yakautsava T. Government spending on education, human capital accumulation, and growth. Economic Modelling. 2016. Vol. 58. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0264999316301067. (Translated from English)
12. Ciriminna R., Meneguzzo F., Pecoraino M., Pagliaro M. Reshaping the education of energy managers. Energy Research and Social Science. 2016. № 21. P. 44-48 (Translated from English)
13. Moreira-Mora T., Espinoza-Guzman J. Initial evidence to validate an instructional design-derived evaluation scale in higher education programs. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. Vol. 13. Issue 1. Available at: http://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/artic-les/ 10.1186/s41239-016-0007-0. (Translated from English)
14. Van der Wan, Z. Public Values Research in the 21st Century: Where We Are, Where We Haven't Been, and Where We Should Go. International Journal of Public Administration. 2016. Vol. 39. Issue 1. P. 1-5. (Translated from English)