Экономика и управление народным хозяйством
УДК 37B ББК 74.4
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10017
Оценка влияния качества современного образования на трудоустройство выпускников вузов
Assessment of the Impact of Quality of Modern Education on Employment of University Graduates
Руслан Агарунович АБРАМОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]
Иван Владимирович МОРОЗОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]
Даниэла Ираклиевна НАСКИДАШВИЛИ,
ассистент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель статьи — изучение востребованности студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», на рынке труда. Рассмотрены причины роста популярности среди абитуриентов направления «Государственное и муниципальное управление», а также причины, по которым большая часть из них не могут устроиться по данной специальности.
Ключевые слова: образование, общество, трудоустройство, востребованность, престижность профессии, государственное и муниципальное управление, магистратура, профессиональная самореализация, опрос, наука, абитуриенты, бакалавриат
Abstract. In this article, we examined why the direction of «State and municipal management» is becoming popular among applicants, and why most of them cannot get a job in this specialty.
Key words: education, society, employment, demand, prestigiousness of a profession, public and municipal administration, master's degree, professional self-fulfillment, poll, science, applicants, baccalaureate
Слова, вынесенные в эпиграф, были сказаны более 2000 лет назад, но актуальны и по сей день. При выборе профессии необходимо принимать правильное решение, чтобы впоследствии без проблем найти себя на рынке труда. При этом рассуждать нужно стратегически на несколько лет вперед, ведь для получения образования, смены квалификации и приобретения новых навыков требуется время. Самые большие сложности возникают, если у человека нет личных предпочтений. Ориентироваться в таких ситуациях принято на конъюнктуру рынка и престижность выбираемой профессии.
Как направление обучения «Государственное и муниципальное управление» (далее — ГиМУ) возникло в конце 1990-х годов. Тогда же профессия приобрела популярность у абитуриентов. В этот период стало понятно, что специалистов, занятых в государственных и муниципальных структурах, реализующих исполнительную или законодательную функции власти, нужно обучать по-новому.
Сферу государственного управления представляют государственные и муниципальные служащие, которые имеют непосредственное отношение к социальной и политической жизни страны. Такие люди занимаются организационными и общественными вопросами политики и жизни людей. В той или иной мере государственные служащие создают историю нашей страны и формируют ее будущее. Специальность «Государственное управление» подразумевает и политические, и юридические, и экономические, и психологические знания и аспекты.
Для того чтобы изучить востребованность выпускников, авторы на протяжении последних 5—7 лет изучали данный вопрос, что нашло отражение в статьях, опубликованных в научных журналах. Время не стоит на месте, и было решено продолжить исследование и выявить новые особенности влияния образования на выбор профессии и специальности, а также выявить востребованность современных выпускников вузов.
Авторами исследования был проведен опрос студентов 1-го — 2-го курсов, из них 180 бакалавров и 58 магистров, а также выпускников вуза в количестве 64 человека. Охват указанных групп студентов позволил обеспечить комплексность и репрезентативность
Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни.
Конфуций
исследования. Студентам задавались вопросы касательно выбора вуза и будущей профессии, рассматривались факторы, оказывающие влияние на выбираемую профессию, оценивались результативность обучения, выбор места прохождения практики и другие моменты. Важно отметить, что большинство пунктов анкеты предполагало не просто многовариантность ответа, но и возможность сформулировать свое мнение, что представляется очень существенным для достижения поставленной цели.
Акцентируем внимание, что среди вопросов, адресованных студентам 1-го курса, был задан следующий: «Из каких специальностей вы выбираете?». Обработанные результаты опроса представлены на рис. 1, 2.
Анализ данных показывает, что направление «ГиМУ» является самым востребованным направлением обучения. Так, среди бакалавров данное направление выбрали 24% опрашиваемых студентов. Среди магистров ГиМУ выбрали 44% студентов.
По мнению авторов исследования, популярность профессии ГиМУ вызвана несколькими обстоятельствами:
■ в период экономических реформ сфера государственного и муниципального управления кажется наиболее надежной и стабильной, позволяющей быть уверенным в том, что все права и обязательства со стороны работодателя будут выполнены;
■ многие ошибочно считают, что, получив такое образование, сразу открывается прямой путь на самый верх властных структур. Фактически карьера чиновника является обычно поступательной, как и в других сферах;
■ существует миф, что чиновники имеют высокие заработные платы. Хотя в сфере муниципального управления оплата труда специалистов колеблется на уровне 13—20 тыс. руб. в месяц;
■ такое образование не теряет своей актуальности во времени, потому что чиновники нужны всегда. Государство — самый большой наниматель. В случае необходимости можно пройти повышение квалификации, чтобы ознакомиться с новыми изменениями в законодательстве.
Рис. 1. Результаты опроса бакалавров
ОПРОС 2. ИЗ КАКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫ ВЫБИРАЛИ?
Нет ответа 16%
Юриспруденция Экономии
"96 6%
Рис. 2. Результаты опроса магистров
Учитывая, что данная профессия подразумевает получение знаний в разных областях, индивид должен постоянно расширять свой кругозор. Если человек ориентирован на управление своей карьерой в области ГиМУ, ему нужно:
■ развивать лидерские качества;
■ работать над совершенствованием ораторского искусства и коммуникационных навыков;
■ изучать психологию личности, в том числе способы управления общественным мнением;
■ заниматься личным имиджем;
■ быть готовым работать на низших позициях или в качестве волонтера, чтобы обрести нужные компетенции и связи;
■ уметь вовремя высказывать личное мнение.
К сожалению, абитуриенты, получающие первое высшее образование, часто полагаются на мнение родителей, и не всегда это приводит к эффективному результату (см. рис. 3, 4).
Рис. 3. Результаты опроса бакалавров
По истечению четырех лет, пройдя практику в государственных учреждениях, поняв весь смысл заданной стратегии в подготовке первоклассных чиновников, в результатах опроса магистров наблюдается тенденция спада родительского мнения в выборе данной профессии. По мнению авторов, это связано с тем, что абитуриенты более ответственно подходят к выбору программы магистратуры, она более приближена к фактических навыкам и интересам. Но хочется заметить, что в 18 лет и в 22 года (частые случаи поступления на программу магистратуры сразу после программы бакалавриата) сохраняется статус
престижности данной профессии. Все же, несмотря на обстоятельства, абитуриенты с тем же рвением поступают по данному направлению и хотят развиваться в данной области.
Получение образования по направлению «ГиМУ» не гарантирует успешного трудоустройства. Но если личность планомерно идет к заветной цели, то подобные программы обучения могут хорошо помочь в будущей трудовой деятельности, об этом свидетельствуют данные опроса, которые показали, что 59% студентов считают, что обучение по направлению «ГиМУ» необходимо, данные представлены на рис. 5.
Рис. 4. Результаты опроса магистров
ОПРОС 5. НЕОБХОДИМО ЛИ ОБУЧЕНИЕ НА НАПРАВЛЕНИИ «ГиМУ»?
Нет ответа
0%
Рис. 5. Результаты опроса студентов
Профессия ГиМУ достаточно универсальна. Она дает возможность проявить себя в разных областях. Ведь функции, которые реализуют федеральные, региональные и местные органы власти, очень разнообразны.
Профессия позволяет успешно работать и в коммерции. Ведь управленческие и другие навыки там также востребованы. Знания законодательства всегда являлись слабым звеном у тех, кто получил образование по коммерческим специальностям. К тому же управление бизнесом предполагает активное
Вероятно, одной из причин нетрудоустройства выпускников может являться высокая конкуренция при поступлении на государственную службу. Каждый год в Москве выпускается около миллиона выпускников.
взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти.
Требование, чтобы у соискателя по вакансии в органах государственной и муниципальной власти была такая профессия, звучит в большинстве случаев.
Однако в ходе анализа авторы исследования выявили, что после окончания обучения по направлению «ГиМУ» работает небольшой процент опрошенных, а именно: среди 64 выпускников по специальности работают лишь 34%, данные опроса представлены на рис. 6.
При этом 1 /3 из них являются жителями других субъектов РФ, в которые они не планируют возвращаться и, соответственно, не могут тут устроиться по данному направлению (см. рис. 7, 8).
ОПРОС б. РАБОТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ?
Рис. 6. Результаты опроса выпускников
ОПРОС 7. ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ВЕРНУТЬСЯ В СВОИ РЕГИОН ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА?
Житель Москвы, который хочет уехать в другой регион 1%
2%
Нет (экология, трудность трудоустройства, низкие зарплаты и
т.д.) 25%
Житель Москвы и Подмосковья
Рис. 7. Результаты опроса бакалавров
Проблема нежелания выпускников вернуться в свои регионы в современной России стоит очень остро. Среди причин, по которым выпускники не хотят возвращаться в свои регионы, можно назвать устаревшую оснащенность технического оборудования и бесперспективность государственной службы.
Кроме того, на такое решение оказывает влияние сильная региональная дифференциация между регионами и столичными городами в социально-экономическом развитии. Даже выпускники целевого набора не спешат вернуться на родные края.
Рис. 8. Результаты опроса магистров
Данный аспект требует отдельного исследования, учитывая неприятную тенденцию игнорирования выпускниками своих регионов. В условиях огромной и слабозаселенной территории страны, увеличения концентрации
молодежи в ГФЗ напрямую влияет на национальную безопасность страны. Одним из ключевых, на взгляд авторов, моментов оказался вопрос, оправдались ли ожидания выпускников по истечении четырех лет (см. рис. 9).
Рис. 9. Результаты опроса выпускников
Одна из самых крамольных мыслей, которые могут прийти студенту за время обучения, — его разочарование в процессе получения знаний по выбранному направлению, сопровождающееся дальнейшими метаниями в поисках более подходящего, на его взгляд, пути. Этот риск есть всегда, и, к сожалению, его никак нельзя спрогнозировать. В нашем случае это 60% выпускников, которые по тем или иным причинам не воплотили свои идеи, например поставленные цели были завышены и изначально трудно достижимы, или все-таки на выбор будущей профессии повлияли родители, которые не понимали, что данная профессия может не подойти их ребенку.
Нами выявлен ряд причин, почему выпускники не работают по специальности.
1. Незнание рынка труда. У школьников, абитуриентов, да и у студентов отсутствует понимание нынешней ситуации на трудовом рынке. Та информация, которой они владеют, в основном взята из недостоверных источников и принята на веру. Непонимание цели получения своей профессии. По данным авторов исследования, всего лишь 30% опрошенных признались, что выбрали профессию, так как она престижна, 23% опрошенных сделали выбор по желанию родителей и знакомых, 20% — из личного интереса.
Такая статистика говорит о том, что большое влияние на выбор профессии оказывает не личный интерес, а престижность профессии и мнение родителей. Проблема в том, что у абитуриентов нет достоверной информации, чем им придется заниматься по выбранной профессии, и в этой ситуации родители могут лучше знать многие подробности, о которых не упоминают авторы проф-ориентационной рекламы.
В результате получается, что амбициозные и талантливые молодые люди при выходе на работу просто-напросто врезаются в стену современных реалий, которых они совсем не ожидали. В итоге кто-то мирится со сложившейся ситуацией, кто-то уходит в смежную отрасль, где сможет проявить свой талант, и лишь единицы выбиваются в творческие лидеры.
2. Неприменимость полученных знаний к новым требованиям. Большинство молодых людей испытывают так называемый шок от реальности, связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступает в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.
3. Низкооплачиваемость работы. Работа нравится, но она настолько низкооплачиваема, что трудовая мотивация к ней снижается с каждым днем. И оставлять такую работу не хочется, но на первый план выходят все-таки материальные стимулы, связанные с необходимостью содержания себя и семьи.
Это обусловливает необходимость совершенствования процедуры поступления в вуз, поскольку от степени осознанности выбора абитуриента напрямую зависят его отношение к учебному процессу и заинтересованность в получаемых знаниях и навыках, а следовательно, качество образования. Принимая во внимание итоги опроса, представляется обоснованной реализация следующих мер:
■ сокращение числа вузов, в которые абитуриент вправе подать документы в случае выбора неприоритетных для экономики страны направлений обучения (т.е. предлагаемая мера не должна распространяться, например, на технические и естественно-научные специальности);
■ продолжение курса на объединение вузов в целях повышения престижа и значимости высшего образования (включая платное) с учетом накопленного опыта реорганизации высших учебных заведений;
■ увеличение количества экзаменов, результаты которых учитываются при поступлении в целях стандартизации этого набора для «смежных» специальностей, а также дальнейшая модернизация системы сдачи ЕГЭ и процесса поступления;
Выпускники предложили добавить производственную практику не только на 4-м курсе обучения, но и на 3-м. Объясняется это тем, что месячной преддипломной практики не хватает для получения начальных профессиональных навыков. Более того, при дальнейшем трудоустройстве работодатель заинтересован в выпускниках с опытом работы по профессии, таким образом, практика на двух курсах позволит студентам получить незаменимый опыт, который в будущем поможет им устроиться по профессии.
Далее, в процесс обучения добавили бы экскурсии в государственные учреждения, например, под лозунгом «Проведи день с депутатом». Предположительно такие дни нужно проводить на 1-м и 2-м курсах, чтобы студент наблюдал за специалистом, какую работу ему предстоит делать в будущем. Из этого можно заключить, что на первых двух курсах студент получает визуальный опыт, а на 3-м и 4-м — практический, что определенно положительно скажется на его профессионализме.
■ внедрение соответствующих программ на федеральном и региональном уровнях по активизации профориентацион-ной работы в старших классах. Сами студенты признают, что выбор определенной сферы интересов в рамках ГиМУ осложняется тем, что теоретические аспекты материала трудно усваивать без практики. По этой причине учащиеся не видят реальных возможностей внести свой вклад в совершенствование системы государственной и муниципальной службы, они лишь могут дать некоторые рекомендации или то, что может упростить им задачу при подготовке (см. рис. 8).
Опрашиваемые выделили такой незаменимый компонент в обучении, как решение конкретных жизненных задач и проблем. Видится, что это может быть организовано в качестве решения кейсов.
Выпускники также предложили и другие варианты, такие как курс обучения системе электронного документооборота, которая позволяет дистанционно организовывать движение электронных документов в органах исполнительной власти с момента их создания до завершения их исполнения.
Очевидно, что проведенное исследование не охватывает всей глубины проблемы профессиональной самореализации выпускников направления «ГиМУ». Закономерным продолжением исследования может стать совершенствование (в том числе на основе проведенного анкетирования) существующих критериев оценки профессиональной востребованности освоивших программы высшего образования. На взгляд авторов исследования, исходя из полученных на данном этапе результатов было бы
Производственная практика на 3-м и 4-м курсах
, Решение конкретных
жизненных задач и проблем
16%
Экскурсии в государственные учреждения («Проведи день с депутатом»)
Другой вариант
- я
Курс обучения ЭДО (электронный документооборот) Производственная практика на 1-м курсе для ознакомления со специальностью
Рис. 10. Что бы вы добавили в процесс обучения для поднятия уровня образования?
также целесообразно обосновать и концептуализировать переход к аналогу системы распределения выпускников с учетом текущих социально-экономических реалий.
Особенно это актуально в пору грядущей роботизации. Многие скептики предрекают потерю необходимости в образовании, да и в целом в людях. Наибольшая угроза потерять работу нависла над теми, чья деятельность носит стандартизированный характер и не требует от работника принятия самостоятельного решения в зависимости от разных исходных обстоятельств. Но робот никогда не научится критически мыслить. У роботов нет эмпатии, интуиции, необходимых для решения многих задач. Роботы не умеют выполнять сложные творческие задачи, которые так необходимы в специальности «ГиМУ». Очевидный вывод — важно не столько направление, а квалификация. Квалифицированный специалист — всегда востребованный специалист. Так что в скором времени необходимость в образовании и в людях не пропадет, но станет более конкретной и специализированной под конкретные задачи в экономике. Умению решать конкретные задачи мы и стараемся обучить студентов направления «ГиМУ»!
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Абрамов РА. Проблемы управленческих специальностей ВПО в экономических вузах РФ // Политика и общество. 2015. № 9. С. 1198—1209.
3. Абрамов Р.А. Интеграция университетов РФ и РБ — форма доступа к современному высшему образованию / / Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 68—74.
4. Абрамов, РА., Деревянко С.В. Проблемы качества систем высшего образования России и Беларуси // Качество. Инновации. Образование. 2016. № 12 (139). С. 3—11.
5. Абрамов РА., Забазнова Н.М., Хала-тенкова Е.Ю. Оценка профессиональной востребованности выпускников в системе высшего образования / / Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 79—87.
6. Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Хала-тенкова Е.Ю. Управление качеством системы высшего образования как фактор повышения профессиональной востребованности выпускников // Современное образование. 2016. № 3. С. 1 — 10.
7. Абрамов РА., Пронина ИВ., Халатен-кова Е.Ю. Повышение профессиональной востребованности выпускников вузов // Образование и наука. 2016. № 10 (139). С. 91—106.
8. Абрамов, Р.А., Соколов М.С., Халатен-кова Е.Ю., Жигарев К.С. Снижение коррупци-
онности высшего образования в частных образовательных учреждениях / / Современное образование. 2016. № 3. С. 67—78.
9. Бесхмельницкий АА., Ручкина ДА., Халатенкова Е.Ю. Система управления студенческой наукой в РЭУ им. Г.В. Плеханова: проблемы и перспективы / / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2015. № 3-4 (12). С. 66—76.
10. Бирич И А Образование и судьба России: обзор проблем в контексте педагогических вузов России // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Философские науки. 2012. № 1. С. 124—133.
11. Борзов, Е.В., Корягина И.И., Вотяко-ва О.И., Курылева Н.В. Управление качеством образования на основе мониторинговых исследований // Образование и наука. 2016. № 6. С. 42—61.
12. Вишневская, Н.Г. Качество образования как индикатор конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 1. С. 160—165.
13. Медведева ЕА. Анализ занятости выпускников системы высшего профессионального образования и их востребованности на рынке труда // Science Time. 2015. № 10 (22). С. 253—258.
14. Никишкин, В.В., Твердохлебова М.Д., Гонтар Е.А. Роль интерактивных методов обучения в высшей школе в эффективном освоении компетенций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-2. С. 207—210.
15. Огородников А.Ю. Формирование инновационного потенциала руководителей в системе образования // Образование и наука. 2014. № 9. С. 34—50.
16. Шарипова, НА., Пермякова И.С. Проблемы образования в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 4 (25). С. 80—81.
17. Ciriminna R., Meneguzzo F., Pecoraino M., Pagliaro M. Reshaping the education of energy managers / / Energy Research and Social Science. 2016. no. 21. P. 44—48.
18. Dissou Y., Didic S., Yakautsava T. Government spending on education, human capital accumulation, and growth / / Economic Modelling. 2016. Vol. 58. URL: http:// www. sciencedirect.com/science/article/pii/S0264999 316301067
19. Moreira-Mora T., Espinoza-Guzm6n J. Initial evidence to validate an instructional design-derived evaluation scale in higher education programs // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. Vol.13. Issue 1. URL: http://educationaltechnology journal. springeropen .com / articles/10.1186/s41239-016-0007-0