/' N
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1
АБРАМОВ Руслан Агарунович - д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected] ЗАБАЗНОВА Наталья Михайловна - ст. преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]
ХАЛАТЕНКОВА Елена Юрьевна - лаборант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье проанализированы проблемы подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление ». В целях оценки уровня востребованности выпускников этой специальности и выявления характерных именно для этой сферы объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников, авторами проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах по рассматриваемому направлению, а также молодых людей, уже освоивших приведенные образовательные программы. Задаваемые респондентам вопросы касались желания и возможности работать по специальности, значимости полученного диплома, удовлетворенности качеством образования, отношения к различным аспектам построения учебного процесса и т.д. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы приходят к выводу о решающей роли таких взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, как осознанность выбора профессии, индивидуальное восприятие учебного процесса, качество преподавания, прикладная составляющая обучения, в успешном трудоустройстве выпускников и практическом применении приобретенных знаний и умений.
Анализ итогов опроса позволил определить мотивы поступления выпускников направления «Государственное и муниципальное управление» на соответствующую магистерскую программу, получить оценку выпускниками важности полученных в период обучения в бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления, на основе чего был разработан комплекс мер по увеличению востребованности выпускаемых специалистов в системе государственной и муниципальной службы и, как следствие, повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Приведенные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса в рамках этого направления, а также учтены при разработке и дополнении соответствующих образовательных программ.
Ключевые слова: магистратура, направление «Государственное и муниципальное управление», социологический опрос, трудоустройство, профессиональная самореализация, востребованность выпускников
Для цитирования: АбрамовР.А., Забазнова Н.М., ХалатенковаЕ.Ю. Оценка профессиональной востребованности выпускников в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 79-87.
В последнее время система государ- сложившейся социально-экономической ственной и муниципальной службы претер- ситуацией. В частности, чётко прослежи-певает ряд изменений, продиктованных вается линия на уменьшение штатной чис-
1 Выполнено в рамках проекта - Грантового соглашения (Договор) №16-27-01001/16 от 30.05.2016г. в РГНФ. Международный конкурс РГНФ - Белорусский республиканский фонд
ленности министерств и ведомств. С этой точки зрения небезынтересно проанализировать особенности подготовки бакалавров и магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» («ГиМУ»), изучить реально складывающуюся ситуацию в области трудоустройства выпускников. Ведь несмотря на наметившийся тренд к снижению популярности экономических и управленческих специальностей в целом, подготовка по данному направлению выступает стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене. Это обусловливает соответствующие требования к качеству образования, которое можно понимать как совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик) образования, определяющих его соответствие многообразным потребностям и интересам личности, общества, государства.
Для того чтобы выявить факторы, влияющие на профессиональную самореализацию выпускников исследуемого направления, авторами статьи был проведен опрос, где в качестве респондентов выступили три категории молодых людей: студенты 4-го курса бакалавриата (110 человек, обучающихся в ведущих вузах), магистранты (37 респондентов) и выпускники про-шлыхлет данного направления экономических вузов (обработано 58 анкет). С одной стороны, это помогло учесть специфику реализации рассматриваемой программы в экономическом вузе, а с другой - обеспечило комплексность исследования за счёт охвата всех составляющих учебного процесса (поступление в вуз, продолжение образования, практическое применение полученных знаний, осуществление професси-
ональных планов и т.д.). Отдельный акцент был сделан на оценке студентами и выпускниками качества образования, являющегося одним из важнейших факторов успешного трудоустройства. Таким образом, ответы различных категорий опрашиваемых взаимодополняли друг друга, и авторы получили возможность не только рассмотреть перечисленные аспекты с позиций студентов, выявив внутренние мотивы принятия учащимися тех или иных решений и причинно-следственные связи между осознанностью выбора специальности, восприятием учебного процесса и дальнейшим карьерным ростом, но и отследить динамику изменения отношения к данной образовательной программе на различных этапах обучения. Важно отметить, что большинство пунктов анкеты предполагали не просто многовариантность ответа, но и возможность сформулировать своё мнение.
Один из первых вопросов, заданных выпускникам, был связан с их собственной оценкой значимости диплома о высшем образовании для работодателей. Опыт почти всех респондентов свидетельствует: наличие диплома является очевидным преимуществом при приеме на работу, более половины указывают на престиж вуза в глазах работодателей и их высокое мнение о конкретном вузе. Однако лишь малая часть опрошенных (13%) полагают, что важную роль в их трудоустройстве сыграло получение образования именно по направлению «ГиМУ». Для того чтобы понять, как именно молодым людям пригодился диплом, а также приобретенные знания, умения и навыки, необходимо выяснить процент выпускников, которым удалось устроиться на работу, соответствующую их профилю. Анализ данных показывает, что доля выпускников, связавших свою практическую деятельность с государственными структурами, составляет 42%. Поскольку некото-
фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 года. «Разработка Концепции стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года».
рые студенты оставшейся части обучались на бюджетной основе, то можно сделать вывод о недостаточной отдаче от государственных инвестиций в подготовку кадров для данной сферы. Судя по полученным комментариям, негативный эффект имеют не только внутренние факторы, связанные с недоработками в организации образовательного процесса или субъективные причины. 28% опрошенных не нашли подходящих вакансий, хотя, по собственной оценке, действительно приложили к этому немало усилий. Проведя анализ электронных ресурсов министерств, федеральных агентств и служб, региональных органов власти, авторы убедились в отсутствии доступной и открытой информации о вакансиях, что не только затрудняет трудоустройство, но и может способствовать активизации коррупционной составляющей.
Рассуждая о причинах сложившейся ситуации, считаем целесообразным срав-
нить фактическое трудоустройство магистров с планами студентов четвертого курса бакалавриата того же самого направления в отношении своей будущей карьеры (рис. 1, 2). Как видно по диаграммам, даже на текущем этапе обучения состояние бакалавров характеризуется высокой степенью неопределенности: около половины студентов не смогли назвать предполагаемое место прохождения практики. Весьма схожая ситуация наблюдалась и в предыдущем году: 51% четверокурсников (т.е. респондентов, которые сейчас перешли в выделенную в целях настоящего опроса категорию выпускников) не приняли решения в отношении места прохождения практики и сферы трудоустройства, лишь 42% выразили желание и готовность работать по специальности [1].
Интересно, что самый престижный в глазах студентов орган власти является и самым «медийным»: многие учащиеся рас-
_____1^-^12%
6%
9%
□ Органы местного самоуправления
■ Федеральные органы законодательной власти
□ Федеральные органы исполнительной власти
□ Органы власти субъектов
□ Другое
□ Не смогли ответить
Рис. 1. Организации, в которых студенты 4-го курса направления «ГиМУ» планируют
проходить практику
28%
□ Планируют работать по специальности
44^Р Планируют работать не по специальности
□ Не планируют работать в течение обучения в магистратуре
□ Затрудняются ответить
Рис. 2. Планы студентов в отношении трудоустройства после окончания бакалавриата
сматривают Государственную Думу как наиболее желаемое место работы. Значит, студенты формируют представления о будущей карьере исходя лишь из сведений, получаемых из средств массовой информации, зачастую пренебрегая знаниями, приобретаемыми в процессе университетских занятий: разнообразие названных государственных структур невелико (лишь два человека указали какие-либо государственные корпорации), респонденты преимущественно оперировали общими понятиями («политик», «чиновник», «госслужащий», «управленец »). Другая закономерность, вытекающая из результатов опроса, заключается в том, что большинство учащихся не связывают будущее место работы с прохождением практики. Соответственно, способствовать изменению подхода к профессиональной деятельности мог бы пересмотр методических основ организации производственной и преддипломной практик, в том числе в части количества часов и устанавливаемых сроков. Представляется, однако, что предпосылки описанной проблемы зарождаются ещё на этапе подачи документов и вызваны несовершенством существующего порядка поступления, имеющего своим результатом недостаточную осознанность выбора направления обучения. В случае направления «ГиМУ» это усугубляется обилием управленческих и экономических специальностей.
Если рассматривать тех выпускников, которые всё же начали реализовывать свой профессиональный потенциал на государственной и муниципальной службе, то, как свидетельствуют результаты опроса, молодые люди, как правило, начинают карьерный рост не с самых низших позиций, а с должностей, учреждаемых для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций (главный специалист, ведущий специалист, специалист 1-го разряда, старший инспектор и т.д.). В этом контексте такой формальный атрибут, как дип-
лом о высшем образовании, в совокупности с приобретенными профессиональными компетенциями действительно выступает в качестве катализатора карьерного роста. Отсюда логично вытекают комментарии по следующему пункту анкеты. При ответе на вопрос: «Является ли обучение по направлению «ГиМУ» важным для работы в государственных органах?» - более половины устроившихся по специальности сходятся во мнении, что получение образования по данному профилю действительно помогло (значит, осознание этого факта приходит уже на начальных этапах карьерного роста). Одновременно молодые люди обращают внимание на то, что зачастую в различных министерствах и ведомствах ценится не общая управленческая подготовка, а именно соответствие полученного образования специфике того или иного государственного органа (так, больше шансов преуспеть в подъеме по служебной лестнице в Министерстве образования и науки имеют специалисты с педагогическим образованием, в Министерстве финансов - обучавшиеся по специальностям с финансовым уклоном и т.д.). В этом контексте многие респонденты отмечали, что в случае такого междисциплинарного направления, как «ГиМУ», важно как можно раньше определиться с конкретной предметной областью. Курсовые проекты, презентации, рефераты, научные статьи учащегося должны быть ориентированы на выбранную тематику в целях более глубокого понимания предмета будущей профессиональной деятельности [2].
Однако, как показывает практика, студентам чаще всего довольно сложно определиться с желаемым объектом учебно-научной работы. На начальных фазах обучения акцент делается на дисциплинах, способствующих становлению общекультурных и общепрофессиональных компетенций и не отражающих специфику направления «ГиМУ», поэтому возможность исследовать различные предметные области в рамках учебного процесса появляется
только с третьего курса. Во время обучения студенты, как правило, не придают значения сужению круга проблематики, на которой предстоит специализироваться. Это ещё раз подтверждает опрос студентов 4-го курса бакалавриата: большинство из них имеют крайне смутные представления о месте прохождения практики и последующем трудоустройстве. Кроме того, при ответе на очередной вопрос анкеты выяснилось, что 38% студентов не смогли назвать тему своей выпускной квалификационной работы (ВКР). Вероятно, решение данной проблемы требует использования кафедрами и даже руководством вузов организационно-административных механизмов, таких как перенос сроков подачи заявления на тематику ВКР на начало четвертого учебного года, корректировка учебных планов и т.д. Любопытно, что в то же самое время многие выпускники указывают на значительный интерес работодателя ктематике дипломной работы (как при трудоустройстве, так и при прохождении практики), на что обращалось даже больше внимания, чем на отметки.
Сами студенты признают, что выбор определенной сферы интересов в рамках ГиМУ осложняется тем, что теоретические аспекты материала трудно усваивать без практики. По этой причине учащиеся не видят реальных возможностей внести свой вклад в совершенствование системы государственной и муниципальной службы. Ответы выпускников на следующий вопрос («Что бы Вы хотели улучшить, изменить в учебном процессе?»), позволяющий посмотреть на проблему глазами молодых специалистов, недавно окончивших вуз, ещё раз это подтверждают, поскольку сводятся преимущественно к недостатку практической составляющей. Например, приблизительно четверть опрошенных предложили увеличить количество часов производственной практики, начиная её прохождение уже со второго курса. Многие респонденты также считают, что предпо-
сылки к изменению восприятия студентами учебного процесса могут быть созданы благодаря регулярному проведению выпускающей кафедрой мероприятий во взаимодействии с различными структурами государственного и муниципального управления, а также за счет соответствующей организации аудиторных занятий. Примечательно, что мнение бакалавров (как в этом году, так и в предыдущем) на этот счёт полностью совпадает с позицией выпускников. При ответе на вопрос о степени удовлетворенности обучением в целом многие студенты отмечали, что ожидания оправдались бы в полной мере, если бы преподаваемый материал не был чрезмерно концептуализирован. В частности, студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова указывали на положительный эффект от проводимых кафедрой мероприятий, особенно выездных. Таким образом, и учащиеся, и выпускники высоко оценивают возможность ознакомиться с функционированием различных государственных структур «изнутри», получить комплексное представление о тех или иных составляющих будущей профессиональной деятельности. Причем важно указать на положительную динамику этого показателя в сравнении с предыдущим годом: доля выпускников, положительно оценивших учебный процесс, увеличилась с 61% [1] до 72%, что может являться свидетельством грамотного использования наработанного выпускающими структурными подразделениями опыта организации аудиторных занятий и внеучебной работы. Однако здесь также следует подчеркнуть: аспиранты кафедры и выпускники, не первый год работающие на государственной и муниципальной службе, занимают не настолько крайнюю позицию и в большинстве своем полагают, что их карьера сложилась бы ещё успешней, если бы они уделяли должное внимание дисциплинам, казавшимся непрофильными. Ведь в конечном счете пригодились даже знания, не носящие ярко выраженного прикладного характера.
Говоря о намерениях студентов по продолжению обучения после окончания программ бакалавриата, нельзя не заметить, что почти все опрошенные осознают важность образования, воспринимая его как необходимое условие жизненного успеха. Но в большинстве своём студенты не связывают послевузовское образование с направлением «ГиМУ». Уже в данный момент многие студенты параллельно с учёбой посещают курсы по другой специальности. Довольно противоречивым представляется намерение студентов продолжить обучение в магистратуре по «смежному» (43%) или «не связанному с ГиМУ» (41%) направлению. Ведь по первоначальной задумке следующая за бакалавриатом ступень образования призвана углубить освоение теоретических материалов по определённому профилю, а при описанном подходе магистратура позиционируется как замена второго высшего образования [3]. Главные аргументы, приводимые студентами и преподавателями по этому вопросу, относятся к отсутствию практической направленности, и, как следствие, ценности второго высшего образования и бесполезности чрезмерно теоретизированных знаний, получаемых в магистратуре, часть из которых повторяет пройденное в течение четырёх лет обучения. Подобная позиция студентов подкрепляется и опросом магистрантов исследуемого направления: лишь 7% из них обучались по направлению «ГиМУ» в бакалавриате, а некоторые ответы принадлежали представителям технических специальностей. В условиях, когда единственной целью становится получение диплома, нельзя не воспользоваться шансом приобрести его за два года вместо положенных четырёх-пяти. Часть студентов, особенно из регионов, считают рациональным выбирать направление обучения, исходя из имеющейся у них на определенный момент работы. Можно сделать вывод, что Болонская система не функционирует в нашей стране должным образом, в результате искажает-
ся суть всей системы образования, что делает нерентабельными вложения государства в организационные мероприятия, связанные с переходом к реализации принципов Болонской декларации.
Здесь авторы считают уместным провести сравнение с советским периодом, т.к. чётко прослеживается общая смена системы ценностей. В те времена целью являлся именно профессиональный рост, на который и была ориентирована система образования [4]. Интересы государства в этом контексте совпадали с интересами отдельной личности, успех каждого человека, отождествляемый с его профессиональными достижениями, был выгоден стране в целом. Сейчас ситуация изменилась, и в приоритете карьерный рост, где профессионализм является лишь одной из многих составных частей, поэтому под сомнение ставится даже тот факт, что высшее образование должно способствовать становлению человека как специалиста. Отсюда и возникают описанные противоречия, связанные с несоответствием содержания различных ступеней высшего образования современным условиям.
С точки же зрения отдельного индивида такая смена профиля представляется вполне логичной и обоснованной, учитывая вышеизложенные обстоятельства. Это иллюстрирует и статистика ответов магистрантов на вопрос о будущей профессиональной деятельности: 100% опрошенных собираются связать свою деятельность именно с государственными и муниципальными структурами. Можно сделать вывод, что магистратура чаще всего имеет прямое отношение к профессиональным целям (в отличие от бакалавриата), поскольку студенты уже могут совершить осознанный выбор и более системно подходят к планированию и развитию карьеры. Анализируя цели своего обучения в магистратуре, большинство респондентов указали на необходимость расширения соответствующих знаний и навыков для текущей либо
планируемой работы по данному профилю.
Своеобразной результирующей всего проблемного поля анкеты стали вопросы выпускникам и магистрантам направления «ГиМУ» о соответствии их ожиданий действительности, о степени реализации жизненных целей на данном этапе. 67% молодых людей, окончивших бакалавриат «ГиМУ», считают, что их планы в той или иной мере осуществились. Если говорить об оставшихся 33% опрошенных, то причины недовольства заметно варьировались. Около половины из этой группы склонны возлагать ответственность за нереализованные намерения на себя, анализируя свои ошибки и видя источники либо в недостаточном развитии каких-либо личностных качеств, либо в собственных завышенных ожиданиях. Оставшаяся часть отмечает негативное воздействие жизненных обстоятельств и внешних факторов. Если соотнести это с результатами прошлогоднего опроса студентов 4-го курса направления «ГиМУ» (т.е. с опросом той же категории респондентов до окончания вузов), то можно заметить, что примерно такой же процент учащихся (37%) в той или иной форме выразили отсутствие заинтересованности в получаемых знаниях [1]. Практически все 33% ответивших отрицательно указывали на неверный выбор специальности, что полностью согласуется с предыдущими выводами и рекомендациями авторов.
Статистика в отношении магистрантов аналогична: 69% респондентов считают себя сравнительно успешными и с оптимизмом смотрят в будущее. Это ещё раз подчеркивает, что смена профиля обучения не воспринимается ими в качестве торможения карьерного развития или шага назад. Таким образом, неправильное функционирование всей Болонской системы не означает потери выгоды для отдельных студентов, которые нашли способ грамотно использовать её российскую модификацию. Поскольку одним из критериев удовлетво-
рения амбиций у магистрантов является профессиональное развитие и стабильность, то можно предположить, что данное суждение отражает и позицию работодателей.
Итак, большинство противоречий, связанных с подготовкой кадров для государственной и муниципальной службы, обусловлены недостатками существующей системы поступления в вузы, что в значительной мере усугубляется рядом особенностей направления «ГиМУ». Несмотря на то, что работодатели довольно высоко оценивают знания и умения выпускников этого профиля и рассматривают диплом престижного экономического вуза как конкурентное преимущество, те молодые люди, которые не удовлетворены своей профессиональной самореализацией, видят первопричину именно в неправильном выборе специальности. Для минимизации негативного эффекта и повышения профессиональной востребованности выпускников, помимо общегосударственных мер по совершенствованию существующей процедуры отбора абитуриентов, можно рекомендовать проведение практико-ориентированных мероприятий, взаимоувязанных с учебной программой ГиМУ на уровне отдельного вуза, факультета, кафедры. Поскольку карьерный рост выпускников рассматриваемого направления начинается не с самых низших ступеней, то молодой специалист активно вовлекается в экспертно-аналити-ческую и проектную деятельность, где четко проявляется особенность направления «ГиМУ», выражающаяся в широте охвата предметных областей. Поэтому, помимо определенных личностных качеств (пунктуальность, дисциплина, исполнительность, ответственность, внимательность, стрессоустойчивость и т.д.) и общекультурных, общепрофессиональных компетенций, всегда требуется понимание социальных, экономических, политических процессов и их причинно-следственных связей, умение адаптировать математические, эко-
номические модели и количественные методы к конкретным задачам управления, финансовая и юридическая грамотность (в особенности при дальнейшем карьерном росте). Это говорит о целесообразности подготовки управленческих кадров по данному направлению, не ориентированному на какую-либо одну профильную государственную структуру.
Литература
1. Абрамов Р.А. Проблемы управленческих специальностей ВПО в экономических вузах РФ // Политика и общество. 2015. № 9. С. 1198-1209.
2. Никишкин В.В, Твердохлебова М.Д, Гон-
тар Е.А. Роль интерактивных методов обучения в высшей школе в эффективном освоении компетенций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12 (2). С. 207 - 210
3. Вишневская Н.Г. Качество образования как
индикатор конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 1. С. 160 - 165.
4. Медведева Е.А. Анализ занятости выпуск-
ников системы высшего профессионального образования и их востребованности на рынке труда // Science Time. 2015. №10 (22). С. 253 - 258.
Статья поступила в редакцию 24.07.16.
ASSESSMENT OF DEMAND FOR GRADUATES OF THE PROGRAMME «PUBLIC ADMINISTRATION»
ABRAMOV Ruslan A. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Head of the Department of Public Administration, Plekhanov Russian University of Economics. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
ZABAZNOVA Natalya M. - Senior Lecturer, Plekhanov Russian University of Economics. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KHALATENKOVA Elena Yu. - laboratory assistant, Plekhanov Russian University of Economics. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. In order to estimate the demand for graduates of the programme «Public administration» and find out what their professional self-fulfilment depends on, the authors have conducted an anonymous opinion survey of prestigious economic universities students (bachelor's and master's degree courses) and graduates specialized in this sphere. The questions were about the correspondence of the gained academic qualification and actual occupation, the importance of degree certificate, satisfaction with the education quality, attitude to different aspects of studying etc. Having organized the data and compared it with the previous surveys' results the authors came to a conclusion that such interdependent factors as forethought of career choice, students' vision of academic planning, approach to teaching, practice-oriented type of education are essential to professional success and application of knowledge and skills.
Informants' answers helped to count out the percentage of graduates whose occupation is connected with public administration, to understand the reasons of choosing the relevant master course, to assess the significance of acquired competences and qualification for job placement at governmental organizations. The main scientific result of the survey is working out of a system of recommendations aimed at increasing demand for graduates specialized in the sphere of civil service, and, consequently, improving the efficiency of investment in management training. The presented measures could be used for the further modernization of the process of educational planning and could be taken into notice while developing academic programs.
Keywords: master's degree, study program "Public administration", demand for graduates, job placement, student opinion survey, professional self-fulfilment
Cite as: Abramov, R.A., Zabaznova, N.M., Khalatenkova, E.Yu. (2016). [Assessment of Demand for Graduates of the Programme «Public Administration »\Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 79-87. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Abramov, R.A. (2015). [Issues of Managerial Specialties in Russian Economic Universities]. Politika
i obshchestvo [Politics and Society]. No. 9, pp. 1198-1209. (In Russ.)
2. Nikishkin, V.V., Tverdokhlebova, M.D., Gontar, E.A. (2014). [The Role of Interactive Teaching
Methods in the Effective Competence Acquisition in Higher School]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences]. No. 12-2, pp. 207-210. (In Russ.)
3. Vishnevskaya, N.G. (2015). [The Quality of Education as an Indicator of University Graduates'
Professional Competitiveness]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. Vol. 20, no. 1. pp. 160-165. (In Russ.)
4. Medvedeva, E.A. (2015). [Analysis of Demand for University Graduates and Their Employment].
Science Time. No. 10 (22), pp. 253-258.
The paper was submitted 24.07.16.
THE World University Rankings (21 сентября 2016 г.)
2016/17 2015/16 Университет
=188 =161 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
301-350 501-600 Московский физико-технический институт
351-400 вне рейтинга Университет ИТМО
401-500 вне рейтинга Высшая школа экономики
401-500 301-350 Казанский федеральный университет
401-500 251-300 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
401-500 401-500 Новосибирский государственный университет
401-500 401-500 Санкт-Петербургский государственный университет
501-600 251-300 Томский политехнический университет
501-600 601-800 Томский государственный университет
601-800 501-600 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
601-800 201-250 Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого
801+ вне рейтинга Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
801+ вне рейтинга Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ)
801+ вне рейтинга Саратовский национальный исследовательский государственный университет
801+ 601-800 Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС)
801+ вне рейтинга Новосибирский государственный технический университет
801+ вне рейтинга Российский университет дружбы народов
801+ вне рейтинга Самарский государственный аэрокосмический университет
801+ вне рейтинга Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
801+ вне рейтинга Сибирский федеральный университет
801+ 601-800 Южный федеральный университет
801+ 601-800 Уральский федеральный университет
801+ вне рейтинга Воронежский государственный университет