Прикладная социология в Российском университете дружбы народов
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ (по материалам социологического исследования)
М.И. Витковская
Кафедра социологии
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия
Трудоустройство специалистов - выпускников является проблемным полем каждого вуза. Эта проблема особо актуальна как в научном, так и в практическом отношении в условиях современной России. Нынешние процессы в экономике, современное состояние рынка труда заставляют с особенным беспокойством относиться к тому, как складываются жизненные пути выпускников. Для решения проблемы в образовательных учреждениях организуются центры занятости, курсы повышения квалификации специалистов, заключаются прямые контракты с организациями на подготовку определенных категорий специалистов, ведется целевой набор студентов для работы в регионах страны. Проблемы профессионального самоопределения и трудоустройства молодежи активно исследуются в современной социологической практике (Ю.Р.Вишневский, И.М. Попова, Л.Я.Рубина, Р.Токарев, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкин). Однако на сегодняшний день остается не достаточно изученной проблема влияния практических занятий на становление профессионального самоопределения студентов вузов.
Спрос на специалистов с высшим образованием на российском рынке труда с каждым годом возрастает, и, как прогнозируют, в будущем продолжит расти. Стремительно растёт и рынок образовательных услуг: увеличивается количество учебных заведений, расширяется спектр специальностей, по которым ведется обучение, а, следовательно, стремительно растет и количество выпускников вузов. В то же время, на современном рынке труда предложение превышает спрос, возрастает конкуренция, стремительно растет безработица. Происходит парадоксальное понижение и повышение ценности свидетельства об образовании [1,с. 126.]. Без документа об образовании шансы получить работу сводятся к нулю. С документом можно получить право на участие в конкурсе, но не само рабочее место. С одной стороны, документа об образовании всё чаще оказывается недостаточно, чтобы обеспечить карьеру, в этом случае его ценность снижена. С другой стороны, он всё более необходим для участия в конкурсе на получение рабочего места, и в этом смысле ценность его повышается.
В условиях конкуренции и растущего уровня безработицы риск остаться без работы для выпускников учебных заведений повышается. Происходит закрепление молодых специалистов на рабочих местах вне связи с полученным в вузе образованием, что ведет к депрофессионализации, то есть частичной или полной утрате полученных в образовательном учреждении умений и навыков.
У желающих работать по специальности выпускников возникают трудности другого рода. Для трудоустройства выпускникам необходим не только диплом как свидетельство об уровне профессиональных навыков, но и накопленный опыт, то есть навыки, полученные в ходе практической деятельности. В конкурсе на получение рабочего места предпочтение отдается специалисту с опытом работы на искомой должности. Это связано с тем, что получаемые в вузе профессиональные навыки не всегда соответствуют реальным требованиям рынка труда. Специалист - выпускник вынужден «переучиваться» и адаптировать полученные в ходе учебы теоретические знания в практической деятельности, что требует дополнительных затрат. В подобных условиях многие выпускники пытаются разрешить дилемму: как устроиться на работу по специальности без диплома о высшем образовании, чтобы с его обретением уже
накопить опыт работы, либо как трудоустроиться по специальности, имея диплом, но без опыта работы по специальности. Между тем, задача каждого учебного заведения выпустить на рынок труда конкурентоспособного специалиста, уже имеющего опыт практической деятельности.
Навыки практической деятельности студенты имеют возможность получить в ходе учебного процесса на практических занятиях. Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Она организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков. В российских вузах проводятся три основных вида практик: учебная, производственная и преддипломная [3,с.5.]. Учебная практика может включать в себя несколько этапов. Например, ознакомительная практика в организациях любых организационно-правовых форм, практика по получению первичных профессиональных умений в учебных мастерских, лабораториях вуза и т.п. Перечень учебных практик по основной образовательной программе ВПО определяется вузом. Учебная практика проводится в течение первого и / или второго курса.
Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю специальности (технологическая, исполнительская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и проводится на третьем - четвертом году обучения. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения.
Эффективность профессионального образования определяется степенью конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда, их трудоустройством. Успешность трудоустройства зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить престижность и востребованность профессии, престижность вуза, а также определяется уровнем профессиональной подготовки специалиста (в том числе и наличием опыта работы) и особенностями профессионального самоопределения (мотивами выбора специальности, личной заинтересованностью в процессе обучения и работе по специальности).
Проблема трудоустройства выпускников является актуальной и для РУДН. Задача университета выпустить на рынок труда конкурентоспособного специалиста, имеющего навыки практической деятельности. В сложившихся условиях становится очевидной необходимость получения информации о роли практических занятий, проводимых в Университете в учебном процессе, а также об уровне профессионального самоопределения студентов РУДН. В связи с этим с ноября 2001 по июнь 2002 года по заказу ректората Российского университета дружбы народов было проведено социологическое исследование «Особенности влияния учебной и производственной практики на развитие профессионального самоопределения студентов». Основной целью исследования было выявление роли практических занятий в процессе профессионального самоопределения студентов РУДН. В соответствии с основной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи: выявлены отношение студентов к практике, уровень профессионального самоопределения студентов, а также определены особенности влияния практики на отношение к профессии.
Методика
Роль и место практических занятий в учебном процессе различаются в зависимости от особенностей направления (специальности). В учебной программе каждого направления определены виды, характер, место проведения (база) и сроки прохождения практики студентами, а также её содержание и цели. Каждый вид практики разрабатывается с учетом специфики конкретной специальности. В связи с этим, исследовать роль и место практических занятий необходимо для каждой специальности, по которой ведется обучение в Университете.
Исследование «Особенности влияния учебной и производственной практики на развитие профессионального самоопределения студентов» носило пилотный характер, роль и место практических занятий в учебном процессе оценено только на отдельных факультетах, а особенности преподавания практических занятий и влияние практики на становление профессионального самоопределения студентов для каждой специальности и направления
остались за рамками рассмотрения. В связи с этим, основной акцент в анализе данных делался на распределение признаков по факультетам.
В качестве обследуемой совокупности в исследовании выступил весь контингент студентов, обучающихся в РУДН в 2001-2002 учебном году. На основании данных распределения студентов по факультетам, специальностям, курсам, а также гражданству были определены критерии выборочной совокупности. В исследовании была применена многоступенчатая целевая выборка. На первом этапе формирования выборки из генеральной совокупности были выделены студенты, обучающиеся на 4-м курсе бакалавриата (как показал анализ учебных планов, студенты 4-го курса прошли учебно-ознакомительную и производственную практики, на некоторых специальностях была проведена и педагогическая практика). В зависимости от объекта исследования факультеты были разделены на 3 группы: гуманитарных, естественных и технических наук. Далее были отобраны по 2 факультета (случайный отбор) из каждой группы. В результате в выборочную совокупность вошли студенты 6 факультетов: гуманитарных и социальных наук, юридического, экологического, аграрного, инженерного и физико-математического, все специальности которых были представлены. На втором этапе выборки был репрезентативно представлен каждый из 6 факультетов. В итоге выборочная совокупность составила 290 человек, что соответствует расчётам репрезентативной выборки с допущением 5% ошибки (табл.1).
При анализе данных учебно-ознакомительная и производственная практики анализируются в целом по выборке и по каждому факультету в отдельности. Ситуация с педагогической практикой рассмотрена только на основании мнения студентов, для которых этот вид практики предусмотрен в бакалавриате (физико-математический и факультет гуманитарных и социальных наук).
Таблица 1
Выборочная совокупность
Выборочная совокупность — 290 чел.
Факультет генеральная совокупность выборочная совокупность
% Чел. % Чел.
Инженерный 28 279 28 80
Физико-математический 14 142 14 41
Аграрный 12 124 12 35
Экология и природопользование 6 60 6 17
Гуманитарных и социальных наук 20 202 20 58
Юридический 20 205 20 59
Всего 100% 1012 100% 290
Исследование было осуществлено методом анкетного опроса. В анкету были включены 28 вопросов характеризующих организацию учебного процесса в РУДН, уровень профессионального самоопределения студентов и влияние практики на отношение к профессии.
Организация практических занятий в РУДН
По оценке респондентов, практика играет важную роль в учебном процессе. Большинство студентов согласны с утверждением, что процесс обучения невозможен без практики (88%). Помимо закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе лекций и семинарских занятий, как считают 41% опрошенных, практика позволяет получить также и новые знания, необходимые для работы по специальности (53%). Только 5% опрошенных считают, что практика не дает новой информации и не способствует выработке навыков, необходимых для работы по специальности, а 1% затруднились ответить.
В исследовании респондентам было предложено оценить роль каждого вида практических занятий, проводимых на их специальности в учебном процессе. Наиболее важную роль в формировании специалиста играет производственная практика (51%), так как она, по мнению студентов, наиболее способствует закреплению теоретического материала и формированию профессиональных умений и навыков.
По результатам исследования качество проведения практических занятий в РУДН оценено как хорошее. Большинство студентов отмечают необходимость вводных лекций перед
практикой (70%). На всех попавших в выборку факультетах эти лекции проводятся, и студенты их посещают (68%). На вводных лекциях студенты получают информацию о целях, сроках и месте проведения практики. Наиболее полную информацию о практиках получают студенты юридического факультета, наименее информированы студенты физико-математического факультета.
В целом студенты удовлетворены содержанием и условиями практики, а также считают достаточным количество времени, отведённого на практику. Содержанием учебно-ознакомительной практики удовлетворен 51% опрошенных, производственной - 47%, педагогической - 64% опрошенных. Большинству студентов понравились условия прохождения практики. Условия учебно-ознакомительной практики 26% опрошенных оценили как хорошие, столько же (26%) - как очень хорошие; производственной практики 19% - как хорошие, 20% - как очень хорошие; педагогической - 22% и 42% соответственно.
Что касается мнения студентов о сроках прохождения практики, были получены следующие данные.
Учебно-ознакомительная практика: 47% студентов считают, что времени, отведенного на учебно-ознакомительную практику достаточно, 26% считают, что его мало, а 17% - слишком много (10% затруднились ответить).
Производственная практика: 37% считают, что времени мало, при этом почти столько же студентов (35%) считают, что достаточно, 10% отметили, что его много, а 19% не дали ответа на данный вопрос.
Из распределения мнений по факультетам видно, что относительно учебно-ознакомительной практики студентам факультетов гуманитарных и социальных наук (55%), юридического (61%) и экологического (59%) времени достаточно; студентам инженерного факультета времени достаточно (41%) или мало (40%). Стоит выделить аграрный факультет: 37% студентов аграрного факультета считают, что времени, отводимого на учебно-ознакомительную практику, много.
Количества дней, отводимых на педагогическую практику, по мнению опрошенных студентов достаточно (42%). 28% опрошенных считают, что времени мало и слишком мало (23% и 5%соответственно), а 13% считают, что на практику отводится слишком много дней.
В ходе исследования было установлено, что в процессе проведения практических занятий имеются некоторые недостатки. Так, система контроля (оценок) знаний, получаемых студентами на практике функционирует не достаточно эффективно. Это показал анализ сопряженности вопросов о том, какую оценку получил студент за практику и как он сам оценивает степень своей теоретической подготовленности к практике. Было выявлено, что практика оценивается преподавателями в большинстве случаев формально: несмотря на то, что многие студенты оценивают свою теоретическую подготовленность как плохую, оценка у них стоит отличная (табл.2,3).
Таблица 2
Сопряженность оценки студентами собственной подготовленности (в теоретическом плане) для прохождения учебно-ознакомительной практики и балл,
полученный студентом
Оценка студентом собственной подготовленности (в теоретическом плане) для прохождения учебно-ознакомительной практики
Балл, полученный студентом за учебно-ознакомительную практику очень плохо плохо достаточно хорошо очень хорошо
плохо (2) 0 0 0 0 0
удовлетворительно (3) 0 20 11,11 4,76 0
хорошо (4) 0 20 11,11 9,52 10
отлично (5) 100 60 77,78 85,71 90
Итого (%) 100 100 100 100 100
Таблица 3
Сопряженность оценки студентами собственной подготовленности (в теоретическом плане) для прохождения производственной практики и балл, полученный студентом
Оценка студентом собственной подготовленности (в теоретическом плане) для прохождения производственной практики
Балл, полученный студентом за производственную практику очень плохо Плохо достаточно хорошо очень хорошо
плохо (2) 0 0 0 0 0
удовлетворительно (3) 0 8,70 5,56 4,26 0
хорошо (4) 33,33 17,39 8,33 6,38 9,52
отлично (5) 66,67 73,91 86,11 89,36 90,48
Итого (%) 100 100 100 100 100
Подобная ситуация характерна и для педагогической практики: среди студентов, оценивших свою подготовку к прохождению практики как плохую, абсолютное большинство (100%) получили «отлично». А среди тех, кто оценил свою готовность как очень плохую, 75% студентов получили «отлично», а 25% - «хорошо».
В связи с тем, что система контроля (оценок) знаний, получаемых студентами на практике, функционирует не вполне эффективно, возможно, следует усилить контроль со стороны преподавателей, ответственных за практику, или изменить систему оценок за практику. По мнению студентов, оптимальная форма контроля (оценок) по прохождению практики - зачет на основании отчета о проделанной работе.
Распределение мнений студентов об оптимальной форме контроля практики
Рис.1
Также исследование показало, что студенты отмечают, что хотели бы изменить:
- место прохождения практики - 36% (это же указывается и варианте ответа «другое», чаще других встречались варианты «место должен искать сам студент», «там где мне хочется», «там, где я уже работаю», «в коммерческой фирме» и т.д., однако доля этих ответов незначительна - 2%);
- методы проведения занятий - 34% (особенно это касается производственной практики);
- способ подачи материала и методы обучения (23%);
- вспомогательные технологии - 41% (студенты отмечают, что желательно использовать на практических занятиях электронные ресурсы, современное оборудование и т.д.).
Уровень профессионального самоопределения студентов
Уровень профессионального самоопределения студентов был рассмотрен через изучение мотивов выбора специальности при поступлении в университет, информированности о будущей профессиональной деятельности, оценки престижности выбранной профессии и возможности трудоустройства по профессии, а также выяснение планов студентов относительно их трудоустройства после окончания вуза. В результате было выявлено, что уровень профессионального самоопределения студентов 4-го курса РУДН достаточно высокий. Это подтверждают следующие данные.
Наиболее популярным мотивом поступления на специальность среди студентов РУДН является интерес к конкретному роду деятельности (60%). Стоит отметить, что наиболее интересной свою специальность считают студенты экологического факультета и обучающиеся на факультете гуманитарных и социальных наук. Выбирая свою специальность, студенты руководствовались не только интересом, но и учитывали свои способности в данной области (32%). Данный критерий является особенно важным среди студентов, связывающих свое будущее с физико-математическими науками (58%). Студенты юридического факультета считают свою профессию престижной и видят в будущем хорошие перспективы трудоустройства (51% и 41% соответственно). Стоит отметить, что 34% студентов-инженеров сослались на маленький конкурс при поступлении.
Таблица 4
Мотивы выбора специальности студентами при поступлении в РУДН (распределение по факультетам)
Мотив / факультет Гум. и соц. наук Юридический Аграрный Экологический Инженерный Физ-мат
Престижность 29 51 14 6 16 10
Возможность трудоустройства 17 41 9 12 26 15
Маленький конкурс 4 2 23 0 34 15
Наличие способностей 38 25 37 35 21 51
Семейная традиция 3 17 6 0 13 7
Интерес к конкретной специальности 78 68 60 82 39 58
Другое 10 9 11 6 9 12
Затруднились ответить 0 2 0 0 6 0
Итого (%) 179 215 160 141 164 168
*Сумма по столбцам превышает 100%, так как предлагалось несколько (не более трех) вариантов ответа.
В целом по результатам опроса большинство попавших в выборку студентов (63%) имеют общие представления о тех знаниях, умениях и навыках, которые им необходимы для работы по специальности (табл.5). Стоит отметить, что в выборку попали исключительно студенты 4-го, т.е. выпускного курса на большинстве факультетов РУДН. Среди факультетов выделяется юридический: более половины студентов (52%) имеют четкие представления об объёме знаний и навыков, а также экологический, 17% студентов которого не имеют никаких представлений об объеме умений и навыков, необходимых для работы по специальности.
Высокий уровень профессионального самоопределения студентов подтверждается следующими данными. Большинство студентов собираются использовать знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения в профессиональной деятельности (собираются работать по полученной специальности). В целом по результам опроса 41% - с различной степенью уверены в том, что можно найти работу по их специальности, 55% - не уверены, 4% -затруднились ответить. Наиболее легко, по мнению студентов, трудоустроиться по специальности юриста: 86% опрошенных с различной степенью уверены в возможности
трудоустройства по данной специальности. Наиболее сложно - по специальностям инженеров и экологов: 46% и 43% соответственно скорее неуверенны, чем уверены и совсем не уверены, что можно трудоустроиться по выбранной ими специальности, то есть оценивают свою специальность как невостребованную на российском рынке труда.
Таблица 5
Оценка студентами своей информированности о необходимом объеме знаний, умений, навыков для работы по специальности (распределение по факультетам)
к ука н й й и й
а о о ки с е ч й ы и р к с е р ы н & ^ та 8
и и рар ги н м
8 у ид р < о л о 1 н ©
и 2 к И
Имею четкие представления о необходимом объеме знаний, умений и 31 52 17 12 24 15
навыков для работы по специальности
Имею общие представления о необходимом объеме знаний, умений и 59 46 77 71 64 76
навыков для работы по специальности
Не имею никаких представлений о необходимом объеме знаний, умений 7 2 3 17 11 10
и навыков для работы по специальности
Затруднились ответить 3 0 3 0 1 9
Итого (%): 100 100 100 100 100 100
Большинство студентов (61%) уверены в том, что они смогут трудоустроиться по специальности (19% полностью уверены и 32% - скорее уверены, чем нет), 18% - не уверены (9% - скорее нет, чем да и 9% - абсолютно не уверены), 11% затруднились ответить, а 10% опрошенных уверены, что найдут работу, но не по той специальности, по которой обучаются в РУДН.
Распределение по факультетам показывает, что 35% студентов экологического, 36% инженерного и 37% опрошенных студентов физмата не уверены, что смогут трудоустроиться по выбранной ими специальности. На юридическом факультете - 87% уверены, что будут работать именно по этой специальности. Среди опрошенных в ходе исследования студентов юридического факультета нет ни одного, кто желал бы работать не по той, специальности, которую он получает в РУДН. Среди студентов стран дальнего зарубежья также нет таких, кто хотел бы работать не по той специальности, которой он обучается.
Относительно планов трудоустройства было выяснено, что большинство студентов предполагают, где и кем они будут работать после завершения учебы (35%), 7% - знают где, но не знают по какой специальности будут работать, 27% - знают по какой специальности, но не знают где будут работать, 28% не знают ни где, ни кем будут работать после окончания вуза, а 3% не задумывались над этим.
Самыми уверенными в своем дальнейшем трудоустройстве оказались студенты юридического факультета (56% студентов-юристов знают, где и кем они будут работать после учебы). Большинство студентов аграрного и экологического факультетов знают, где они будут работать, но не знают в качестве кого (34% и 47% соответственно).
В ходе исследования была выявлена прямая зависимость между информированностью студентов о будущей профессиональной деятельности и планами относительно трудоустройства. Чем выше информированность студентов о своей специальности, тем конкретнее их знания о том, кем и где им предстоит работать (х2набл =60,77; %2кр=18,31). Интенсивность связи по Крамеру составила К=0,3. Умеренная сила связи между признаками объясняется тем, что связь проявляется ярко только в том случае, когда студенты либо имеют четкие представления о своей специальности, либо вообще не имеют никаких представлений о ней. Здесь степень информированности прямо пропорциональна уверенности студентов относительно будущего трудоустройства. Однако студенты, имеющие четкие представления о своей будущей профессии, в основном полностью уверенны в том, что будут работать по специальности после окончания вуза (37%). Большинство тех, кто имеет общие представления о своей будущей профессии скорее уверены, чем не уверены, что найдут работу по специальности (32%), а среди тех, кто не имеет никаких представлений, 36% уверены, что будут работать не по специальности.
Влияние практики на отношение к профессии
По мнению большинства респондентов, производственная практика формирует умения и навыки, необходимые для работы по специальности, однако она практически не влияет на выбор студентами тем дипломных (28% - да, повлияла, 65% - нет, не повлияла, 7% -затруднились ответить) и курсовых работ (19% - да, повлияла, 72% - нет, не повлияла, 9% затруднились ответить).
Распределение по факультетам позволяет рассмотреть картину более детально. В частности, на физико-математическом факультете - 90%, на факультете гуманитарных и социальных наук - 70%, на юридическом факультете 69% студентов отметили, что практика не влияет на выбор дипломных и курсовых работ. По мнению 41% опрошенных студентов инженерного факультете и 46% - аграрного, именно практика определяет выбор темы дипломной работы. Можно предположить, что на таких факультетах, как факультет гуманитарных и социальных наук, юридическом, физико-математическом практика отличается в действительности от того, чем собираются заниматься в будущем студенты. Поэтому они и не связывают свои дипломные и курсовые работы с практикой.
Что касается влияния практики на отношение к выбранной специальности, в целом по университету количество тех, кто ответил отрицательно и утвердительно равно: 43% и 41% соответственно (16% затруднились ответить).
В ходе исследования была выявлена связь между удовлетворенностью содержанием практики и степенью информированности студентов о будущей профессиональной деятельности (х2набл. =49,13; %2кр. =18,31). Интенсивность связи по Крамеру составила К=0,3, связь умеренная. Информированность о будущей профессиональной деятельности, как было выявлено в исследовании, определяет планы студентов относительно дальнейшего трудоустройства.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Практика позволяет выработать навыки, необходимые для работы по специальности. В целом студенты удовлетворены организацией практических занятий в Университете, однако отмечают некоторые недостатки. Большинство студентов указывают на необходимость практических занятий в процессе обучения в вузе. В ходе исследования было выявлено, что система контроля получаемых в ходе практических занятий знаний студентов функционирует не достаточно эффективно. Студенты неудовлетворены местом прохождения практики и отмечают, что стоит изменить методы преподавания практических занятий. Большинство опрошенных указывают на недостаточное использование вспомогательных технологий (электронных ресурсов, баз данных, современного оборудования и т.д.) в практических занятиях.
Уровень профессионального самосознания студентов (4-го курса) достаточно высок. При выборе профессии при поступлении в Университет большинство студентов руководствовалось интересом к конкретному роду деятельности, учитывало свои способности в данной области и видело в дальнейшем возможности трудоустройства. Большинство студентов собираются работать после завершения учебы по той специальности, которую получили в Университете. При этом 61% опрошенных полностью уверены, что смогут найти работу. В ходе исследования была выявлена зависимость между тем, как студенты оценивают свои знания (информированность о профессии) и планами относительно их трудоустройства: чем выше студент оценивает свои знания, тем более он уверен, что после окончания учебы он сможет найти работу по специальности.
Практические занятия оказывают значительное влияние на профессиональное самоопределение студентов. Исследование показало, что чем больше студенты удовлетворены условиями и содержанием практических занятий, тем выше они оценивают свою информированность о профессиональной деятельности и тем больше они уверены в том, что смогут трудоустроиться по своей специальности после окончания учебы.
Таким образом, практика во многом способствует формированию тех умений и навыков, которые необходимы для работы по специальности. От того, как студенты оценивают качество знаний, получаемых в ходе прохождения практики, зависят их планы относительно предстоящего трудоустройства. Чем выше практические умения и навыки выпускника, тем большие перспективы он имеет на современном рынке труда.
Следует отметить, что проведенное исследование является лишь «первым приближением» к серьезной проблеме. Данные, полученные в ходе исследования, дают почву и для серьёзных размышлений по поводу организации учебного процесса в целом, и возможность уже сейчас внести некоторые корректировки в процесс организации и проведения практики на отдельных факультетах. Задачу более серьёзных изменений возможно будет ставить после проведения более детального исследования с учетом специфики каждого конкретного направления и специальности, по которым обучаются студенты РУДН.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М., 2000.
2. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. №10.
3. Государственный образовательный стандарт по направлениям подготовки и (или) специальностям высшего профессионального образования (ГОС ВПО) // Министерство Образования Российской Федерации. - М., 1999.
4. Константиновский Д.Л. Институт образования и социальное неравенство // Россия: трансформирующееся общество. - М., 2001.
5. Пузанова Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце ХХ века. Опыт сравнительной характеристики // Социологические исследования. 2001. № 7.
6. Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования / Министерство Образования Российской Федерации / Письмо от 3 августа 2000 г. N 14-55-484ин/15.
7. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М., 1985.
8. Шубкин В.Н., Артемов В.И., Москаленко Н.Р. и др. Опыт использования количественных методов в конкретных социологических исследованиях вопросов трудоустройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях / Отв.ред. А.Г.Аганбегян. - Новосибирск, 1964.
WORK PRACTICE AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF
STUDENTS
M. I. Vitkovskaja.
The Department of Sociology
Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia
This article is based on the results of sociological research «Peculiarities of educational and industrial training influence on the professional self-determination of students» made at the request of the rector of RPF University at the Sociological laboratory in 2001-2002.