YAK 60.561.23+60.543.172 ББК 316.334.22- 057.875
Э.М. ШАРИПОВА,
B.B. ЮДАШКИНА,
C.А. КОВААЕВСКАЯ, Н.Д. АААЕТИНА
E. M. SHARIPOVA, V.V. IUDASHKINA, S.A. KOVA LEVSKAYA, N.D. LALETINA
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЮМЕНСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
RESEARCH OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION PROBLEMS OF STUDENTS IN TYUMEN INDUSTRIAL UNIVERSITY
В статье исследуется проблема невостребованности выпускников вузов на рынке труда Тюменской области. По мнению авторов статьи, это связано с недостаточным уровнем сформированности профессионального самоопределения у студентов, отсутствием корректных подходов к профориентационной работе. Статья отражает результаты исследования, проведенного в Тюменском индустриальном университете, по формированию у студентов готовности к осознанному трудовому выбору и профессиональному самоопределению. Приводятся и интерпретируются результаты исследования мотивированности студентов к получению профессионального образования.
The problem of absence of demand of university graduates in Tyumen region is under study. there is the trend as lack of demand for graduates in the labor market. The authors consider it as a sequence of lack of students' professional identity formation and lack of correct approaches to career-guidance work. The article reflects the results of the research concerning student readiness for conscious career choice, and to professional self-determination in Tyumen Industrial University. The article presents and interprets the results of the study on student motivation to get professional education.
Ключевые слова: профессиональное развитие личности, профессиональное самоопределение, трудовой выбор.
Key words: professional development of personality, professional self-determination, career choice.
Результатом деятельности любого высшего профессионального учебного заведения является подготовка специалиста, который обладает комплексом профессиональных компетенций, навыков и умений, имеет сформированное профессиональное самоопределение, включающее в себя готовность к профессиональной самоидентификации и к проектированию своего профессионального будущего.
Проблема профессионального самоопределения студентов является крайне актуальной в связи с тем, что формальный и неосознанный подход к выбору профессии либо невозможность абитуриентами выбрать желаемую специальность приводит к тому, что впоследствии многие студенты не всегда эффективно завершают путь профессионального самоопределения даже к моменту окончания обучения. По данным социологических исследований, процент выпускников вузов, работающих не по той специальности, которую они получили в вузе, в последние годы растёт [4]. Согласно статистическим данным, представленным в отчете «О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях» (2013 г.), чуть более половины выпускников (57%) в Российской Федерации работают по специальности в соответствии с полученным дипломом, остальные же занимаются другим видом деятельности [3, с. 11].
Авторы предполагают, что такая ситуация вызвана следующими предпосылками:
- отсутствует комплекс мер по профориентационной работе со студентами;
- связь вузов с предприятиями, а также со службой занятости является недостаточной;
- существует рассогласованность профессионального выбора молодежи с потребностями рынка труда;
- в последнее время меняется ценностное отношение к профессиональному определению, решающую роль в выборе будущей профессии играет будущая зарплата выпускников, а не интерес к профессии.
В данной статье была проанализирована работа Тюменского индустриального университета в сфере профориентации и профконсультации студентов. С этой целью было проведено анкетирование и сделан анализ документов.
В 2017 году на базе Тюменского индустриального университета (далее ТИУ) было опрошено 200 студентов. Целью анкетирования являлось определение основных мотивов, влияющих на выбор будущей специальности, а в дальнейшем и на место работы выпускников, информированности студентов о профориентационной работе вуза, об использовании студентами возможностей, предоставляемых университетом при выборе компаний, в которых они хотели бы работать. Основную часть опрошенных респондентов составили студенты первых - четвертых курсов очной формы обучения в возрасте от 17 до 23 лет. Анализ документов включал анализ учебных планов, учебных программ, статистику трудоустройства выпускников.
Полученные в ходе исследования результаты подтвердили актуальность темы. Потребность в профессиональном самоопределении среди студентов высока и с каждым годом увеличивается. При анализе мотивационно-ценностного критерия профессионального самоопределения студентов на получение высшего образования, а также их готовности к проектированию профессионального будущего был разработан авторский опросник, содержащий 25 вопросов закрытого типа, направленный на выявление мотивов получения высшего образования у студентов. Дополнительно студентам было предложено заполнить опросник для определения уровня их профессиональной направленности (далее УПН), который содержал 20 утверждений.
Первой ступенью исследования явилась характеристика профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. В условиях учебно-профессиональной деятельности студентов профессиональное самоопределение представляет целенаправленный и последовательно осуществляемый процесс оценки себя и своих возможностей в избранной профессии.
Мы видим необходимость в выделении как одной из первостепенных задач вуза создание педагогических условий для формирования у будущих специалистов навыков проектирования своей профессиональной деятельности, готовности к решению профессиональных задач. Профессиональная готовность выпускника складывается не только из приобретенных им знаний, умений и навыков, она включает в себя такой важный компонент как профессиональное самоопределение.
Анализ деятельности профориентационной работы ТИУ, содержания предметов и программ вуза позволяет утверждать, что в ТИУ идет постоянная и активная работа по профориентации студентов. Авторы выделили следующие эффективные направления работы (табл. 1).
Таблица 1
Мероприятия по профориентации ТИУ
Направления деятельности
Мероприятия
Аналитическая деятельность
- мониторинг трудоустройства выпускников, анализ мнений работодателей о качестве подготовки выпускников;
- анализ требований работодателей к выпускникам с высшим профессиональным образованием;
- мониторинг требований рынка труда
Работа с абитуриентами
- профориентация школьников - «Центр карьерного консультирования»;
- при университете существует лицей с профильным изучением математики, физики, черчения, химии и т.д.;
- для школьников, интересующихся техническими науками, существует «Школа инженерного резерва»
Взаимодействие с организациями (работодателями, центрами занятости и др.)
- взаимодействие со студенческими и молодежными объединениями;
- сотрудничество с работодателями
Организация занятости студентов (содействие трудоустройству студентов)
- содействие временной и постоянной занятости студентов и трудоустройство выпускников университета
Адаптации к рынку труда выпускников университета
- проводятся такие мероприятия, как «ярмарка вакансий», где крупные компании проводят презентации, научно-практические конференции (например, «Я специалист»), ознакомительные экскурсии на ведущие предприятия, работа в новейших лабораториях вуза, научно-технические конгрессы и форумы, конкурсы (например, для инженеров «Инженерное искусство молодых»), а также научно-практические конференции;
- организуются курсы повышения квалификации студентов для допуска к практике, например, курсы по технике безопасности;
- в институте дополнительного профессионального образования у студентов есть возможность получить дипломы о дополнительном образовании по разным направлениям подготовки
Информационно-консультативное сопровождение проблем трудоустройства
- вузом проводятся консультационные работы по проблемам трудоустройства
Организация практик студентов
- взаимодействие с организациями для обеспечения практик студентов
Другое
- международные и российские гранты и конкурсы
- существует «Ассоциация выпускников ТИУ-ТюмГНГУ», целью которой является создание сообщества выпускников разных лет, объединение творческого, интеллектуального потенциала выпускников, преподавателей и работников университета для развития и приумножения образовательных, научных и культурных традиций университета. Данное сообщество регулярно проводит фестивали, конкурсы, встречи для достижения своей цели
- в учебных программах ТИУ присутствуют такие профо-риентационные предметы, как «Введение в профессию», «Я инженер» - так у студентов начальных курсов существует возможность ознакомиться со своей будущей профессией в учебно-образовательном процессе
Одним из показателей эффективности деятельности вуза является трудоустройство выпускников. Данные «Мониторинга трудоустройства выпускников», проведенного Министерством образования и науки РФ, представлены в сводных таблицах (табл. 2-3) и доступны на официальном сайте Минобрнауки России [2].
Таблица 2
Трудоустройство выпускников ТИУ за 2013-2016 уч.г.
2013/2014 2014/2015 2015/2016
Количество выпускников (чел.) 6 950 7 698 6 079
Доля трудоустройства выпускников 85% 90% 85%
Таблица 3
Трудоустройство по специальностям выпускников ТИУ за 2013-2016 уч.г. [2]
Код НПС НПС Количество выпускников, допущенных к обработке (чел.) Доля трудоустройства (%)
2013/2014 2014/2015 2015/2016 2013/2014 2014/2015 2015/2016
21.05.02 Прикладная геология 186 111 104 90 92 85
15.03.02 Технологиче-
ские машины и 208 216 141 89 95 79
оборудование
21.03.01 Нефтегазовое дело 2513 1337 1614 85 91 90
38.03.01 Экономика 599 472 406 87 83 83
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника 187 294 150 86 92 92
15.03.04 Автоматизация
технологических процессов 151 284 182 86 92 89
и производств
23.03.03 Эксплуатация
транспортно-технологиче- 267 292 210 84 86 80
ских машин и
комплексов
23.05.01 Наземные
транспортно-технологиче- 416 375 231 83 84 79
ские средства
38.03.02 Менеджмент 413 390 332 81 85 79
42.03.01 Реклама и свя-
зи с обще- 74 77 80 81 74 72
ственностью
38.03.04 Государствен-
ное и муниципальное управ- 99 29 125 80 83 74
ление
39.03.02 Социальная работа 52 18 27 65 83 70
Представленные в таблицах результаты показывают, что после окончания вуза процент трудоустроенных по специальности выпускников таких направлений, как «Нефтегазовое дело», «Электроэнергетика и электротехника», «Прикладная геология», остаётся стабильно высоким 85-92%. При
этом процент нашедших работу по специальности выпускников направлений «Наземные транспортно-технологические средства», «Реклама и связи с общественностью», «Социальная работа» составляет 65-74%. Из таблиц видно, что количество трудоустроенных студентов, обучающихся в вузе, довольно высоко, но не равномерно.
Вторым этапом нашего исследования стало определение уровня мотивированности студентов на получение высшего образования, а также их готовность к проектированию профессионального будущего. С этой целью было проведено анкетирование, в котором принимали участие равное количество студентов-респондентов с каждого курса. Цель анкетирования - выявление основных проблем студентов во время профессионального самоопределения, их мотивированности на получение высшего профессионального образования. Вопросы были направлены на выявление их заинтересованности к исследуемой проблеме; факторов и критериев при выборе студентами специальности и вуза, о намерении работать по выбранной специальности, информированности о профориентационной работы в вузе, о таком процессе, как проектирование профессионального будущего, и отношения студентов к данному процессу. Анкета включала прямые, косвенные, а также закрытые вопросы.
Результаты исследования показали, что основным мотивом получения высшего образования среди студентов (рис. 1) является желание быть образованным - так ответило 40% опрашиваемых, а 36% студентов хотели бы в дальнейшем сделать карьеру в выбранной профессиональной области. При этом для первокурсников «желание быть образованным» было более предпочтительным мотивом, а для старшекурсников более предпочтительна «карьера».
В тоже время 70% студентов, участвовавших в анкетировании, считают, что высшее образование не является гарантией жизненного успеха. Однако 80% опрошенных определили, что основной причиной поступления в вуз является требование современных работодателей о наличии высшего образования у специалиста независимо от перспективы карьерного роста. Основным критерием при выборе высшего учебного заведения стало наличие интересующей специальности (55%).
Анкетирование студентов показало, что они выбирают вуз и специальность чаще всего самостоятельно (так ответило 56% респондентов), но лишь 30% из них уверены, что они будут работать по выбранной специальности, остальные 26% не уверены, что смогут найти работу после окончания вуза. Большинство студентов знакомы с работой профориентационного отдела и регулярно посещают «ярмарки вакансий», проводимые в ТИУ несколько раз в год.
Значительную роль вуза в формировании профессионального самоопределения студентов (рис. 2) отметили 35% опрошенных, 45% респондентов не верят в возможность вуза повлиять на их профессиональное самоопределение, однако предполагают, что помощь со стороны вуза может быть оказана.
Получить диплом о высшем образовании;
18%
Рис. 1. Мотивы получения высшего образования
50%
20%
0%
35%
■ Вуз может помочь при профес сиональном самоопределении студента и трудовом выборе
Вуз скорее не может помочь студентам в
профес сиональном выборе
Вуз никак не может помочь при профессиональном выборе студентов
■ Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Роль вуза в формировании профессионального самоопределения студентов
В ходе исследования также были выявлены основные проблемы (рис. 3), встречающиеся у студентов при профессиональном самоопределении. Основным барьером для профессионального самоопределения студенты считают «неспособность в полной мере рационально использовать свое время, знания, умения» (40%), «неумение справляться со стрессами» (15%), «отсутствие ясных профессиональных целей» (12%). Проблемой для студентов в выборе профессионального пути становится «отсутствие умений самопрезентации» (33%).
«Отсутствие умений самопрезенгации»
«Отсутствие ясных профессиональных целей»
«Неумение справляться со стрессами» ^15%
«Неспособность в полной мере рационально использовать свое время знания, умения»
0 о 5° о 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%
Рис. 3. Проблемы, возникающие в процессе профессионального самоопределения студентов
Основными причинами нежелания студентов работать по выбранной специальности после окончания университета является отсутствие необходимой информации о возможностях трудоустройства и перспективах работы по специальности.
Дополнительно студентам было предложено назвать и дать оценку видам деятельности, которые могли бы оказать влияние на их профессиональное самоопределение в период обучения в вузе. Среди них были названы производственная практика; получение дополнительной рабочей профессии во время обучения в вузе; знакомство с теоретическими основами профессии; оплачиваемая работа, совмещенная с учебой; дополнительное профессиональное образование; международная стажировка.
Наиболее значимым видом деятельности, по мнению студентов, влияющим на профессиональное самоопределение, стала производственная практика. Данный вид деятельности оценили в 5 баллов 59% респондентов. Производственная практика помогает студентам включиться в процесс самостоятельной профессиональной деятельности, дает студенту возможность освоить основы будущей профессии. В 2016 г. 93% студентов технических специальностей прошли производственную практику на предприятиях.
Такой вид деятельности, как овладение рабочей профессией в рамках обучения в вузе, который способствует профессиональному самоопределению, также получил достаточно высокую оценку (в среднем по ТИУ 4,3 балла). Студенты осознают потребность получения рабочих профессий, способствующих расширению собственных возможностей как при дальнейшем трудоустройстве, так и непосредственно в профессиональном самоопределении.
Необходимо отметить, что каждый год увеличивается число студентов ТИУ, которые для прохождения производственной практики получают дополнительное образование по рабочим специальностям. В основном студенты инженерных специальностей проходят практику на предприятиях, занимающиеся разведкой, добычей и переработкой нефти и газа. Данные предприятия-работодатели обычно выдвигают особые требования как к студентам, направленным на прохождение производственной практики, так и к выпускникам при трудоустройстве. Одним из таких требований является наличие свидетельства о получении рабочей профессии.
Современные студенты стараются на этапе получения высшего образования совмещать обучение с работой. Это позволяет студентам не только заработать деньги, но и получить опыт работы, что поможет им в дальнейшем трудоустройстве, а также ближе познакомиться с будущей профессией, испытать себя и выбрать то направление в профессии, которое более всего подходит на роль постоянного трудоустройства после окончания обучения в вузе.
По результатам трудоустройства выпускников ТИУ 2015 г., 26% выпускников уже работали на момент окончания обучения. В частности, среди выпускников института геологии и нефтегазодобычи (ИГИН) - 23%, института транспорта (ИТ) - 15%, института промышленных технологий и инжиниринга (ИПТИ) - 13% от общего количества уже имеют работу на момент выпуска из вуза.
Дополнительное профессиональное образование студенты ТИУ рассматривают как некое «подспорье» при выходе на рынок труда, также оно делает их более конкурентоспособными на современном рынке труда. Так, к примеру, студенты ИТ и ИГИН получают дополнительное образование на курсах языковой подготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», также по направлению «Мастер делового администрирования». При этом дополнительное профессиональное образование получило относительно низкую оценку со стороны студентов ТИУ (в среднем - 3,6 балла).
Студенты института геологии и нефтегазодобычи (ИГИН) достаточно высоко оценили роль стажировок в отношении профессионального самоопределения. Международные стажировки являются важными и значимыми с точки зрения освоения иностранных языков при поиске работы в иностранных компаниях, однако для студентов остальных институтов этот показатель невысок. В среднем по ТИУ он составил 3,2 балла.
Далее студентам были предложены на выбор виды профессиональной деятельности, в которых они хотели бы профессионально совершенствоваться. Студенты ТИУ расставили приоритеты следующим образом: административно-управленческая деятельность - 41% (от общего числа опрошенных); производственная деятельность - 24%; предпринимательская деятельность - 15%; научно-исследовательская деятельность - 20%.
Как видно из результатов исследования, 41% студентов предпочитают административно-управленческий вид деятельности, несмотря на то, что в настоящий момент рынок труда не предлагает выпускникам вузов административно-управленческие позиции при трудоустройстве. Практически половина опрошенных выбрали производственную и научно-исследовательскую виды деятельности в качестве приоритетного направления для развития, что подтверждается распределением выпускников и основными направлениями деятельности тех предприятий, на которые они трудоустроились. Важно отметить, что лишь 15% респондентов предпочли предпринимательскую деятельность. Студенты 1-го и 2-го курсов зачастую выбирали сра-
зу несколько вариантов, для них данный вопрос оказался затруднительным. Возможной причиной является то, что у студентов начальных курсов еще нет опыта работы в различных областях профессиональной деятельности и им сложно определить именно ту из них, в которой они смогут добиться наибольшего успеха.
Рассмотрим изменение этого показателя в выборке по институтам. Студенты института геологии и нефтегазодобычи (ИГИН) отдают предпочтение производственной деятельности, на втором месте - научно-исследовательская, и в меньшей степени они ориентируются на предпринимательскую и административно-управленческую деятельность. Данные результатов трудоустройства выпускников примерно соответствуют выбору видов профессиональной деятельности. То же самое можно отметить и в отношении выпускников Института Транспорта (ИТ) и ИПТИ.
Виды деятельности, выделяемые выпускниками из общего списка, здесь уже другие, но они в большинстве своем соответствуют специфике деятельности тех предприятий, на которые трудоустраиваются выпускники.
На момент окончания обучения в вузе у студентов возникает проблема трудоустройства. В связи с этим ведущим фактором выступает рынок труда при профессиональном самоопределении. По результатам исследования, первый курс рассматривает выбор будущего места профессиональной деятельности с точки зрения своих личных интересов, склонностей и предпочтений. В то же время выпускники в большей мере делают свой трудовой выбор с учетом востребованности полученной ими специальности и условий, которые предлагает рынок труда. В условиях необходимости поиска конкретного места работы и одновременно ограничение в специалистах на рынке труда становится актуальным следующий вопрос: «Что для меня является наиболее важным: высокая зарплата или работа по специальности?».
Студентам было предложено определить основополагающий фактор при выборе места работы. Факторы распределились следующим образом. Большинство респондентов отметили важность «уровня заработной платы» (4,7 из 5 баллов) и «возможности карьерного роста» (4,4 из 5), что может указывать на развитие внешней мотивации при выборе будущей специальности. Поскольку при определении видов деятельности студенты указали административно-управленческую деятельность, можно предположить, что они нацелены на вертикальное продвижение по служебной лестнице и построение карьеры. Наименьшую оценку получили такие факторы, как «интеллектуальный уровень обязанностей» (4,3 из 5) и «возможность приобретения нового опыта и знаний» (4,4 из 5), что говорит о недостаточном уровне внутренней мотивации у студентов, а также о том, что будущие специалисты не готовы строить свою профессиональную карьеру, расширяя свой профессиональный опыт и получая новые знания.
Целью тест-опросника УПН студентов (разработан Т.Д. Дубовицкой) являлось определение уровня их профессиональной направленности, проявляющегося в степени стремления к овладению профессией и работе по ней [1]. Данный опросник состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. При обработке результатов ответы студентов были объединены в две категории: положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно») и отрицательные ответы («пожалуй, неверно», «неверно»).
В ходе анализа опросников УПН студентов выяснилось, что уровень профессиональной направленности у студентов начальных курсов (1-2 курс) намного выше, чем у студентов старших курсов. Таким образом, 70% студентов первого и второго курсов имеют высокий уровень профессиональной направленности, соответственно, оставшиеся 30% имеют средний уровень. Среди данной категории нет студентов, которые бы имели низкий уровень профессиональной направленности. При этом 35% студентов старших курсов имеют низкий уровень профессиональной направленности, и лишь 18% - высокий.
Таким образом, основываясь на полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что в Тюменском индустриальном университете ведётся работа по профориентации студентов, которая включает образовательные практики, проведение таких мероприятий, как «Ярмарка вакансий», научно-практических конференций, конгрессов, форумов, конкурсов по специальностям, производственные практики, встречи с экспертами и т.д. В учебных программах ТИУ присутствуют предметы, предназначенные для ознакомления с будущей профессиональной деятельностью.
В ходе социологического исследования мы получили противоречивые результаты, свидетельствующие о том, что студенты в начале своего обучения (1-2 курсы) более заинтересованы в получении выбранной профессии, а к окончанию обучения теряют интерес к выбранной специальности. Мы предполагаем, что такая ситуация связана с частичным педагогическим сопровождением и отсутствием у студентов навыков проектирования будущей профессиональной деятельности.
При определении уровня профессионального самоопределения студента следует учитывать: отождествление студентом себя как специалиста в выбранной профессиональной сфере; уверенность в выбранной профессии; удовлетворенность своей профессиональной подготовкой; определенность и четкость при планировании профессионального будущего; приложение максимальных усилий в достижении намеченных профессиональных целей.
Анализ результатов социологического исследования позволяет выделить основные проблемы профессионального самоопределения студентов:
- студенты с трудом идентифицируют себя в отношении выбранной профессии и затрудняются с выбором наиболее успешного для себя вида деятельности;
- было выявлено несоответствие приоритетных для студентов направлений в их будущей профессии и реальной ситуацией на рынке труда;
- исследование определило низкий уровень внутренней мотивации при выборе профессиональной деятельности и будущего места работы, решающим для выпускников является высокая зарплата и карьерный рост.
Анализ проблемы показал, что необходимо проводить целенаправленную работу по оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов. Вузу недостаточно давать студентам только общетеоретические и специальные знания, не менее важно обеспечить будущих специалистов подготовкой по профессиональному самоопределению, создать условия, в которых у студентов была бы возможность определить направленность своего профессионального будущего. На основании полученных данных для оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов авторами была разработана модель по организации профессионального самоопределения студентов (рис. 4).
Рис. 4. Модель организации условий по оптимизации профессионального самоопределения студентов ТИУ
Предложенная авторами модель предполагает наличие трех компонентов «ТИУ», «Работодатель», «Успешный студент».
Со стороны вуза необходимо: продолжать внедрение модульной системы обучения, а также в рамках учебного процесса проводить курсы повышения квалификации для определенных специальностей, чтобы студенты могли пройти практики на производствах по добыче, переработке нефти и газа.
Как показало изучение проблемы, взаимодействие «ТИУ - работодатель» нуждается в доработке. Вуз в основном осуществляет лишь организацию производственных практик студентов (находит места для прохождения практики студентов, но не для всех специальностей). Это взаимодействие зачастую носит односторонний характер, и работодатель не заинтересован в налаживании данной связи. Для этого вузу необходимо мотивировать потенциальных «Работодателей» для содействия трудоустройству студентов (достижение договоренностей с работодателями в рамках содействия в формировании профессионального самоопределения студентов: практики, дни открытых дверей на предприятиях и т.д.).
Все перечисленные направления деятельности должны осуществляться на основе общей стратегии профориентационной работы университета. Решение проблемы профессионального самоопределения позволит повысить эффективность работы ТИУ.
Литература
1. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.
2. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс] // Ми-нобрнауки РФ. - Режим доступа: http://vo.graduate.edu.ru/passport#/?ite ms = F91CE609DC176D172A5A7A6360BD0CE3&slice = 1&year=2013&year_ monitoring=2014&board=1 (дата обращения: 27.06.2017 г.).
3. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных направлениях подготовки, специальностях и профессиях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях по результатам мониторинга, проведенного в 83 субъектах Российской Федерации: аналитический доклад. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. - 356 с.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/150. htm (дата обращения: 25.06.2017 г.).