Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития
Грачева Ю.В.
Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития
Грачева Юлия Викторовна / Огаеквуа УыНуа УгШогоупа - магистрант, филологический факультет, направление подготовки «Педагогическое образование», «Образовательный менеджмент», Смоленский государственный университет (СмолГУ), г. Смоленск
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные направления профориентационной деятельности университета (на примере Смоленского государственного университета). На основе данных проведенного социологического исследования, выявлены основные проблемы в организации профориентационной деятельности в вузе и актуализируется проблема профессионального самоопределения студентов. В заключении определены условия, способствующие оптимизации профориентационной деятельности вуза.
Ключевые слова: профориентационная деятельность вуза, профессиональное самоопределение студентов, формирование готовности к профессиональному самоопределению, трудовой выбор студентов.
Развитие современной системы высшего профессионального образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли вуза в профессиональной адаптации студентов. Особое место в этом процессе придается деятельности преподавателей по формированию социально и профессионально мобильной личности будущего специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и предстоящей трудовой деятельности. Решение такой задачи обеспечивается приобретением студентами специальных знаний, отношений и опыта профессиональных действий, основанных на социальном партнерстве субъектов образовательного процесса. Однако, как показывает практика и анализ специальной литературы, проблема молодых людей на рыке труда обусловлена недостатками профориентационной работы на различных уровнях, рассогласованностью действий структур, призванных заниматься ее решением. Так, например, по данным Федеральной службы занятости России молодёжь в возрасте 25-29 лет, среди которой выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а также вчерашние школьники, является одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточной информации, профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособной. По данным Росстата, молодежь в возрасте до 25 лет составляет 24,3% в численности занятого населения России и 42,55% среди безработных. Более того, по статистике Минтруда России свыше 30% зарегистрированных безработных в возрасте до 29 лет имеют вторичную безработицу со сравнительно короткими периодами работы [6]. Детализируя причины сложившегося положения следует обратить внимание на декларированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодёжи в России; эпизодичность её осуществления, неподготовленность учителей и других практических работников к её осуществлению; недостаточная связь и преемственность школы, родителей, системы профессионального образования: школы и вуза, производства, службы занятости и других социальных институтов, а отсюда - подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и в целом за судьбу подрастающего поколения.
Цель статьи - обозначить проблемы организации профориентационной деятельности в высших учебных заведениях и направления деятельности, способствующие оптимизации формирования профессионального самоопределения молодежи.
В своем исследовании, проблемы, рассматриваемые в статье мы, во-первых, учитывали, что профессиональное самоопределение как одно из частных форм самоопределений личности до сих пор исследуется, в основном, с психологической и социально-психологической точек зрения (Е.И.Головаха, Е.И.Климов, Л.М. Митина, П.А. Ша-вир, Д.Л. Константиновский, М.Х. Титм, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин). Во-вторых, опирались на направления и содержание деятельности по развитию социального партнерства в образовательной сфере, потенциальные возможности и риски такого взаимодействия, влияющие на процесс профессионального самоопределения выпускников общеобразовательной школы и студентов, представлены в работах Г.Ф. Глебовой, В.М. Лапшина, П.И. Третьякова и других [7], [8].
В своем исследовании мы рассмотрели два уровня профориентационной работы высшего профессионального образования:
- внутренний (объект: студенты и преподаватели данного образовательного заведения);
- внешний (деятельность со сторонними организациями: общеобразовательные школы/техникумы/сузы, работодатели, государственные структуры.
Для анализа деятельности образовательных заведений на внутреннем уровне профориентационной деятельности, нами проведено мини-исследование на базе государственного учебного учреждения высшего профессионального образования регионального уровня, демонстрирующее уровень готовности студентов к профессиональному самоопределению. Выборочная совокупность составила 245 студентов с 1 по 5 курсы обучения. Исследование показало, что все студенты (в той или иной степени) вовлечены в проблему выбора места работы. Для большинства она является одной их первостепенных. Так у 63% респондентов вопрос о том, где им предстоит работать после окончания вуза является приоритетной. 37% «задумывались над этой проблемой». Значительная часть студентов определила свои профессиональные интересы и предпочтения во время обучения в вузе. 29% студентов точно знают, кем и где они хотели бы работать. Для 58% респондентов, определившихся со своими профессиональными интересами, выбор места работы и должности на данном этапе проблематичен. 13 % студентов еще не определились ни со своими
профессиональными интересами, ни с местом будущей работы. Таким образом, можно предположить, что 71% студентов необходима помощь в профессиональном самоопределении. Та часть респондентов, которая еще не определилась со своими профессиональными предпочтениями, считает, что помощь специалистов в данном направлении им необходима. Распределение ответов студентов на вопрос «Проводится ли в рамках университета работа по выявлению профессиональных интересов/предпочтений студентов?» показало, что 55% студентов считают, что такая работа не проводится, 29% студентов называют такую деятельность эпизодической. Отметим и тот факт, что студентам необходима помощь в формировании профессионального самоопределения (при выявлении личных профессиональных интересов/предпочтений/склонностей). 96% студентов считают, что данную помощь может оказать вуз. 40% студентов полностью уверены, что вуз должен помогать в формировании профессионального самоопределения выпускников. 58% студентов считают, что работа вуза по формированию профессионального самоопределения студентов может оказать существенную помощь выпускникам в поиске места будущей работы. Студенты, которые осознанно подходят к формированию профессионального самоопределения (используют различного рода он-лайн тестирования для определения своих профессиональных предпочтений, изучают специализированную литературу по данной проблеме, участвуют в ярмарках вакансий) не отказываются от помощи вуза в решении проблемы трудового выбора студентов. Студенты же, которые самостоятельно не занимаются решением проблемы профессионального самоопределения, считают, что помощь вуза в данном направлении им необходима (63% респондентов). Говоря об информационной деятельности вуза, направленной на формирование готовности студентов к профессиональному самоопределению, стоит отметить, что 67% выпускников отмечают, что основной проблемой при выборе места трудовой деятельности для них является отсутствие актуальной информации о рынке труда.
Анализ данных открытого вопроса анкеты: «Какие мероприятия, на ваш взгляд, вуз может осуществлять для того, чтобы помочь студенту в выборе места работы?» показывает, что студенты заинтересованы в данной работе (анкет с вариантами «затрудняюсь ответить» нет); наиболее эффективными формами такой работы являются «ярмарки вакансий не менее 1 раза в месяц»; «тренинги»; «специализированные тестирования»; «организация встреч с представителями крупных организаций и фирм».
Так же нами было проведено еще одно исследование, показывающее уровень заинтересованности и вовлеченности педагогов в формировании готовности студентов к профессиональному самоопределению. Так, лишь 13% преподавателей отметили, что активно участвуют в данном процессе. Как показывает проведенной нами исследования среди педагогов университета лишь 30% преподавателей признают, что в своей преподавательской деятельности используют механизмы и технологии, способствующие формированию профессионального самоопределения студентов. 76% преподавателей считают, что для наиболее эффективной профориентационной работы педагогов в учебное время необходимо проведение для них мастер-классов и курсов повышения квалификации. К тому же 65% преподавателей затрудняются ответить на вопрос: «Какие мероприятия по формированию профессионального самоопределения студентов проводятся в рамках университета?». 27% преподавателей выделяют лишь одно направление такой деятельности - организация производственных практик для студентов.
Из приведенных выше данных можно выделить основные проблемы профориентационной деятельности вуза.
Во-первых, проблема отсутствия или недостаточной помощи студентам в их профессиональном самоопределении на протяжении обучения в высшем образовательном заведении (социально-психологическая поддержка и помощь в выявлении профессиональных интересов, предпочтений и склонностей; информационная поддержка студентов по вопросам трудоустройства и специфике рынка труда). Во-вторых, проблема отсутствия информационной и методической поддержки преподавателей вуза, направленная на повышение вовлеченности их в процесс формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению и повышение эффективности данной работы.
Рассматривая профориентационную деятельность вуза на внешнем уровне, стоит отметить ряд мероприятий, осуществляемых в рамках подбора абитуриентов.
Основные формы работы - это предметные олимпиады различных уровней, курсовые подготовки представителей старшеклассников, сборы творческой молодежи, проведение мастер классов, совместных круглых столов студентов и старшеклассников области (н-р., мастер класс «Моя профессия» и др.), дни науки и искусства, выезды с концертными программами в районные школы. Так же в рамках профориентационной деятельности вуз взаимодействует с работодателями региона при организации производственных практик студентов (заключение договоров с организациями, предприятиями и государственными структурами). Все вышеобозначенные мероприятия проводятся в соответствии с планом профориентационной работы факультетов. Однако, несмотря на большое разнообразие мероприятий, направленных на привлечение потенциальных абитуриентов, в профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных учреждений существует много проблем. Так, проведенное нами мини-исследование в мае 2014 года (буквально за несколько недель до государственных экзаменов) исследование среди старшеклассников общеобразовательных школ Смоленской области показало, что лишь 21% выпускников определились с выбором наиболее предпочтительной профессиональной областью, не говоря уже о самом образовательном учреждениии и специальности. Профессиональному выбору выпускников, четко определивших свои профессиональные ориентации (80%) способствовало взаимодействие с высшими учебными учреждениями (Дни открытых дверей, презентации представителей вузов, концертные программы и др.). Однако, на подобных мероприятиях присутствовало лишь 35% выпускников районных школ, из которых 67% уже определились со своими профессиональными предпочтениями и интересами. Лишь 19% выпускников отдаленных районов области имеют возможность самостоятельно посещать городские вузы с целью получения информации о поступлении и специфике обучения.
Таким образом, становится очевидным, что необходимо повышать эффективность мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ. Ответственность же за организацию данного взаимодействия лежит именно на высшей ступени образования. В материале ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» подчеркивается, что высшей школе необходимо вырабатывать ответственное отношение к рынку труда и появлению новых областей и форм занятости; гибко реагировать на происходящие изменения, предвидеть их, содействовать определению новых местных и региональных потребностей, способствующих устойчивому человеческому развитию. В соответствии с этим высшая школа призвана стать организатором и координатором социального партнерства в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. И координатором взаимодействия «школа-вуз».
В рамках взаимодействия вуз-работодатель так же существует много проблем. В данном направлении деятельности вуз в основном опирается на одно направление данного взаимодействия: организация производственных практик студентов (получение мест для практикантов). Это взаимодействие носит поверхностный характер, поскольку зачастую не связано с формированием заинтересованности работодателей в нем. Взаимодействие учебных заведений с работодателями и институтом исполнительной власти сегодня в большей части не согласовано. Поэтому рынок труда и рынок образовательных услуг в настоящее время практически не пересекается [5].
Анализируя все вышеизложенное становится очевидным, что профориентационная работа вуза имеет множество проблем. При анализе специальной литературы нами были выявлены основные принципы, способствующие повышению эффективности профориентационной деятельности.
Принцип интеграции: обеспечивает объединение усилий субъектов системы профориентации, направленных на формирование профессионального самоопределения, личностное и профессиональное развитие личности. Принцип регионализации: позволяет учитывать интересы конкретных работодателей, особенности и потребности рынка труда, миграционные процессы, социально-профессиональные и образовательные запросы населения. Принцип непрерывности: предусматривает поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся [1].
Современные исследователи выделяют четыре подхода к профориентации, которые необходимо использовать в системе для повышения эффективности профориентационной деятельности вуза:
- информационный: обеспечение молодежи разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру;
- диагностико-консультационный: установление соответствия клиента тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей и требований к профессиям;
- развивающий: формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства;
- активизирующий: формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального жизненного пути [2].
Современный вуз, в основном использует информационный подход и технологии, не в полной мере учитывающие особенности образовательной среды того или иного уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Из всего вышеизложенного видно, что деятельность вузов по формированию профессионального самоопределения студентов не носит системного характера. Отсутствует общая стратегия данной работы.
Обозначим наиболее значимые, с нашей точки зрения, направления и содержание деятельности высшей школы по формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению:
1. Профориентационная деятельность, направленная на привлечение абитуриентов в соответствии с подходами к профессиональному самоопределению: информационным, диагностико-консультационным, развивающим и активизирующим. Профориентационные мероприятия имели бы большую эффективность, если б механизм воздействия на конкретного старшеклассника был ориентирован под специфику его социальной группы. Для достижения данной цели необходимо проведение систематических социологических исследований, выявляющих наиболее важные для университета группы абитуриентов, с которыми необходимо проводить профориентационные мероприятия, и социально-психологические механизмы, которые с максимальной эффективностью будут воздействовать именно на конкретную группу выпускников.
2. Информационная и социально-психологическая поддержка профессионального самоопределения студентов (наличие специальных программ профессионального самоопределения студентов включающих профессионально насыщенную практику, чётко спланированную самостоятельную работу студентов, тренинги, деловые, ролевые игры, тестирования, выявляющие профессиональные предпочтения и интересы студентов и другое).
3. Информационная и методическая поддержка преподавателей вуза для проведения ими профориентационной работы (мастер-классы, курсы повышения квалификации и др.).
4. Взаимодействие «вуз-работодатель» как содействие трудоустройству студентов (достижение договоренностей с работодателями в рамках содействия формированию профессионального самоопределения выпускников: практики, дни открытых дверей на предприятиях, круглые столы студентов и представителей бизнеса и др.).
5. Развитие социального партнерства в образовательной сфере (высшей и общеобразовательной школы).
Все вышеперечисленные направления деятельности должны осуществляться на основе маркетингового анализа, общей стратегии профориентационной работы университета.
Проблема профессионального самоопределения студентов - это проблема, решение которой сегодня определяет эффективность работы учебных заведений в целом и успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов в частности.
Литература
1. Молоткова Н.В., Мищенко Е.С. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3(65). С. 52-56.
2. Савко-Винцкевич С.В. Профессиональная ориентация школьников. Аналитический доклад. Вологда, 2010. 81 с
3. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. - М., 2009.
4. См., например: Елизаров В.В. Демографические императивы модернизации высшего образования России. URL: http ://www. rikmosgu. ru/publications/3 559/4739/#_ftn7
5. Силкина Н.А. Гражданская экспертиза в процессе решения проблем занятости населения в регионе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 8(103). С. 15-21.
6. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень 2011 г. Аналитический раздел [Электронный ресурс] «Тенденции на рынке труда». Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B 11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm.
7. Глебова Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия// Непрерывное образование: XXI век. 2014. №1(5). С. 119-134.
8. Глебова Г.Ф. Смоленский государственный университет в реализации международной образовательной программы ТЕМПУС-IV// Известия Смоленского государственного университета. - 2013. №3.- С. 494-502.