УДК [378:331.54] - 057.875
UDC [378:331.54] - 057.875
Е.Е. ЧЕРНУХИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и педагогики профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал)
Е-mail: elenaorags@yandex.ru Е.В. МАРТЫНОВА
ассистент кафедры социальной работы и педагогики профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал) Е-mail:martynova7777@yandex.ru
E.E. CHERNUKHINA
сandidate of pedagogical sciences, assistant professor chairs of social work and pedagogy professional activity Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian
Federation (Orel branch) Е-mail: elenaorags@yandex.ru E.V. MARTYNOVA
assistant professor of the department of social work and pedagogy professional activity Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Orel branch) Е-mail:martynova7777@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MODERN STUDENTS
В статье на основе теоретического и эмпирического анализа рассматривается сущность, современное состояние и перспективы совершенствования процесса формирования профессионального самоопределения современной студенческой молодежи.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональные компетенции, карьерный рост.
On the basis of theoretical and empirical analysis deals with the essence, the current status and prospects for improving the process of formation of professional self today’s college students.
Keywords: professional activity, professional self-determination, vocational guidance, professional competences, career growth.
Подготовка молодежи к будущей профессиональной деятельности является важнейшей социальнопедагогической проблемой, решение которой во многом определяет современный уровень экономического и культурного развития общества. Поиски смысла собственного существования, выбор жизненной стратегии, будущей профессии - трудная и актуальная задача для молодежи во все времена. Эта проблема особенно усложняется в современном российском обществе в связи с происходящими преобразовательными процессами. В условиях мирового экономического кризиса резко обострилась проблема подготовки грамотных, профессионально компетентных и конкурентоспособных специалистов, способных быстро ориентироваться в меняющейся социальной и производственной среде.
Определение своего места в новом социальном устройстве значимо как для отдельной личности, так и для общества в целом. Самоопределение каждого человека определяет направление и характер его дальнейшего развития, препятствует или способствует самореализации, личностному и профессиональному росту.
Самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы формирования жизненных стратегий молодых людей относятся к категории вечных вопросов, не имеющих, как правило, однозначного решения. Вопрос
о роли профессионального самоопределения студенчества на современном этапе развития общества весьма актуален по следующим причинам:
- научно-технический прогресс, усложнение социальных отношений определяет необходимость совершенствования процесса подготовки специалистов, изменения его структуры и содержания, создания необходимых условий для успешного перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования в России;
- длительный характер процесса формирования профессионального самоопределения, «растянутость» его во времени зачастую является причиной неудовлетворенности студенческой молодежью выбранной профессией;
- потребность поиска смысла жизни является основной для юношеского возраста и выступает решающим фактором профессионального самоопределения. Личность же в этом возрасте постоянно меняется, развивается, и неизменное уточнение собственного места в мире профессий, осмысление собственной социальнопрофессиональной роли становится необходимым компонентом жизни молодого человека.
Период обучения в вузе для студента характеризуется освоением системы основных ценностных ориентаций, характеризующих данную профессиональную
© Е.Е. Чернухина, Е.В. Мартынова © E.E. Chernukhina, E.V. Martynova
общность, овладением компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. Начинает формироваться профессиональное самосознание, профессиональная пригодность, происходит понимание смысла профессии и своей причастности к ней. Именно в это время жизнь заставляет молодёжь предпочитать те или иные конкретные виды труда, и заканчивается данный период выбором определённого места работы.
Представители гуманитарных наук пытались и пытаются исследовать сущность жизненного и профессионального самоопределения, выявить факторы и условия, определяющие его эффективность, определить специфику и закономерности его формирования.
Анализу проблемы самоопределения личности посвящены произведения М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона, Н.А. Головко, Л.Н. Когана, И. С. Кона, В.А. Ядова, Е.В. Шороховой. В них определены основные подходы к исследованию данного понятия, затрагиваются проблемы формирования идентичности, самоактуализации и самореализации.
Новые подходы к определению сущности профессионального самоопределения (Е.А. Климов, ТВ. Кудрявцев, А.К. Маркова, В.В. Чебышева, П.А. Шавир) профессиональное самоопределение стали рассматривать как существенную сторону общего процесса развития личности. Готовность к профессиональному самоопределению и осознанному выбору будущего жизненного пути, по мнению современных ученых, является одним из важнейших критериев личностной компетенции школьника, необходимой для его успешного развития [2].
В последние годы интерес ученых к проблеме профессионального самоопределения личности существенно вырос. Немалый вклад внесен представителями психологической и педагогической науки, в частности, А.И. Сухаревым (психологические механизмы развития трудового и профессионального самоопределения), А.Т Ростуновым (формирование профессиональной пригодности), С.С. Никифоровым (роль профессиове-дения в качестве информационной базы выбора профессии). Н.С. Пряжниковым (использование игровых технологий в групповом консультировании). Сущность профессионального самоопределения определяется им как «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социальноэкономической) ситуации» [3]. Тем самым автор отмечает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.
Процесс изучения профессионального самоопределения студенческой молодежи предполагает, с одной стороны, анализ логико-понятийного аппарата, в который входят категории «профессиональное самоопределение», «жизненная стратегия», «жизненная позиция», «профессиональная ориентация», а с другой стороны, соотнесение выработанного знания с современными российскими реалиями, в которых происходит социализация молодежи.
Процессуально-результативный подход в современной педагогике (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.) рассматривает данную категорию, с одной стороны, как внутренний процесс развития личности, а с другой - как результат этого развития, что позволяет учесть психологические и педагогические аспекты профессионального самоопределения личности.
Таким образом, профессиональное самоопределение можно рассматривать как постепенное формирование у подрастающей личности внутренней готовности осознанно и самостоятельно планировать и осуществлять стратегию профессионального выбора и своего дальнейшего развития.
Развитие профессионального самоопределения происходит в двух аспектах: ценностно-ориентационном, представляющим собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, и деятельностном, предполагающем учет реальных действий и результатов труда человека [1]. Необходимым условием профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом собственных особенностей и возможностей, а также требований будущих профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Профессиональное самоопределение является принципиальной чертой социально-психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется различного рода событиями, таковыми как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.
Анализ социологической и психолого-педаго-гической литературы показывает, что в последние годы происходит принципиальное изменение ситуации профессионального самоопределения молодежи:
- происходит более жесткий отбор обучающихся при переходе из основной школы в среднюю, так как обучение в последней строится с учетом принципа профильной дифференциации;
- в условиях экономического кризиса повышаются требования к профессиональной мобильности выпускников вузов - будущих работников и их профессионализму;
- резкое расслоение общества по материальному признаку, появление безработицы, низкая оплата труда молодых специалистов приводит к распространению среди студенческой молодежи социального и профессионального инфантилизма. Выпускники вузов и колледжей имеют серьезные проблемы с трудоустройством, так как в стране отмечается перепроизводство одних профессий и специальностей и ощутимый дефицит других, необходимых на современном этапе.
В современной научной литературе накоплен значительный опыт изучения профессионального самоопределения российской молодежи. Однако изучение
профессионального самоопределения студенчества не получило достаточного рассмотрения, так как исследования в основном охватывают выпускников общеобразовательных школ, значительно меньшее число исследований посвящено изучению профессионального самоопределения молодежи на этапе получения высшего профессионального образования. Вместе с тем, данная проблема требует научного решения, так как знание основных мотивов выбора профессии, факторов, противоречий, влияющих на становление профессионального самоопределения студентов, будет способствовать определению эффективных средств повышения качества подготовки бакалавров и специалистов, степени готовности к будущей профессиональной деятельности.
С целью изучения особенностей и степени сформи-рованности профессионального самоопределения молодежи нами проведено анкетирование молодых людей в возрасте от 17 до 24 лет, студентов первых и выпускных курсов Орловского филиала ГБОУ ВПО РАНХиГС (количество респондентов - 80 человек).
В результате исследования удалось выяснить, что большинство респондентов (около 60 %) было профессионально сориентировано на получение высшего образования по определенной специальности еще в школе, то есть до поступления в вуз. 75 % студентов уже в последние годы школьного обучения начали готовить себя к будущей профессии через чтение специализированной литературы и обучение на подготовительных курсах. Однако только 50 % опрошенных первокурсников вуза обучаются по выбранной заранее специальности, 15 % студентов получают высшее образование по схожей специальности или направлению подготовки.
На вопрос о том, что для современной молодежи является наиболее важным в жизни, были получены следующие ответы:
- возможность реализовать свои способности, сделать карьеру и раскрыть свой потенциал (60 % пятикурсников и 47 % первокурсников);
- желание быть свободным и независимым (соответственно 23 и 25 % опрошенных);
- семейное счастье и благополучие (13 и 20%).
При ответе на вопрос «Для чего, по Вашему мнению, молодому человеку необходимо высшее образование?» студенты выделили основные цели получения высшего профессионального образования: достижение карьерных высот, улучшение материального положения, повышение социального статуса. Полученные результаты представлены на рисунке 1.
60 50 40 30 20 10 0
1 курс 5 курс
Рис. 1. Необходимость высшего образования для молодежи.
При ответе на вопрос о том, что способству-
□ повышение соц. статуса ■ карьерные высоты
□ улучшение материального положения
□ другое
ет получению желаемой профессии, мнения студентов разделились: 36 % первокурсников выделили профессиональное ориентирование; в свою очередь 65 % пятикурсников в качестве главного фактора назвали соответствие собственных возможностей (физических, психологических) выбранной специальности. Наличие желания сделать карьеру и тем самым реализовать свои способности выделили около 30 % первокурсников и 17,5 % пятикурсников.
Профессиональная ориентация является одним из важнейших направлений формирования профессионального самоопределения молодежи и представляет собой систему научно-практической деятельности по подготовке подрастающего поколения к выбору будущей профессии, соответствующей индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в целом.
На вопрос «Влияет ли на выбор будущей специальности проведение профориентационных мероприятий до поступления в вуз?» 75 % опрошенных первокурсников и 55 % пятикурсников ответили положительно, более того, около 70 % нынешних студентов принимали в них непосредственное участие. Самым популярным профориентационным мероприятием, проводимым в общеобразовательных школах, по мнению студентов, является тестирование, в котором участвовало 52,5 % опрошенных пятикурсников и 40 % первокурсников. Подробные результаты опроса студентов по данному вопросу представлены в таблице 1.
Около 28 % всех респондентов отметили, что значительное влияние на выбор будущей профессии оказали лекции по профориентации, встречи с представителями высших учебных заведений и посещение Центров профориентации. Однако такое же количество студентов отрицает существенное влияние данных мероприятий на выбор будущей профессии. 12,5 % студентов считают, что просмотр специализированных программ и чтение литературы, связанной с будущей профессией, не оказывает существенного влияния на ее выбор. И все же большинство опрошенных считают, что подобные профориентационные мероприятия проводить необходимо (93 % первокурсников и 75 % пятикурсников).
Среди наиболее эффективных мероприятий по формированию профессионального самоопределения, по мнению студентов, находятся посещение специализированных профориентационных курсов и профориентационное тестирование. В качестве источников знаний о выбранной профессии молодежь отдает предпочтение СМИ, в том числе интернет-ресурсам (около 35 % всех опрошенных), 25 % доверяют родителям и педагогам, 15 % - друзьям.
Проведенное исследование выявило, что эмпирическим показателем, свидетельствующим о наличии положительной динамики в развитии профессионального самоопределения студентов, является сохранение устойчивого профессионального интереса. Интерес к будущей профессии трансформируется от курса к курсу: усиливается, ослабевает или остается на прежнем уровне. К сожалению, от первого к выпускному курсу обучения наблюдается тенденция увеличения числа
студентов, не желающих повторить свой профессиональный выбор, что свидетельствует о низкой устойчивости профессиональных намерений (табл. 2).
Можно сделать предположение о том, что одной из причин данного показателя является формирование у молодых людей на первоначальном этапе самоопределения неверного представления о многих аспектах и особенностях будущей профессиональной деятельности. Разочарование наступает также вследствие того, что для молодежи свойственна социально-психологическая незрелость, которая проявляется и при выборе жизненного пути. Кроме того, в процессе обучения и прохождения различных видов практики студенты учатся соотносить свои возможности и сформированные компетенции с требованиями, предъявляемыми к специалистам определенной профессиональной сферы. Не случайно большая часть пятикурсников в качестве главного фактора выбора будущей профессии назвали соответствие возможностей выбранной специальности. Также в процессе обучения у студентов наблюдается трансформация субъективных оценок, важным элементом из которых является престиж получаемой профессии.
Одним из показателей ценностных представлений молодежи является оценка привлекательности будущей профессии. С увеличением курса обучения у некоторых студентов наблюдается отрицательная динамика в отношении оценок престижа будущей профессиональной деятельности.
При анализе ответов на вопрос «Ваши жизненные планы после окончания вуза?» особое внимание уделялось вопросу о соответствии вида будущей профессиональной деятельности получаемой специальности (табл. 3).
Среди самостоятельно сформулированных ответов в строке «другое» были следующие варианты: «найду работу, где хорошо платят», «буду работать там, куда устроят родители», «пойду учиться на вторую специальность», «буду отдыхать».
Таким образом, значительная часть выпускников
Участие в профориен]
рассматривает будущую профессиональную деятельность с позиции экономической необходимости и источника материального благополучия, а полученную специальность - как оптимальный вариант получения необходимого для этого высшего образования.
При ответе на вопрос «Будете ли Вы работать после окончания вуза по специальности?» были получены следующие результаты (таблица 4.)
В современных экономических условиях заинтересованность молодых людей в будущей работе очевидна. Однако на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: большинство работодателей, коммерческих структур ищут молодых активных специалистов с необходимой квалификацией, профессиональным образованием, чтобы сразу после окончания вуза или колледжа они приступали к трудовой деятельности, которая была бы действительно эффективной и целесообразной. Сами же молодые люди после окончания вузов не обладают достаточным уровнем профессиональных знаний для того, чтобы сразу приступить к работе: методики, которые практикует большинство вузов, и реальные потребности рынка труда не совпадают. Кроме того, в среде работодателей сформировалась тенденция «недоверия» в отношении подготовки молодых кадров.
Здесь и возникает вопрос о дальнейшем профессиональном самоопределении молодежи, в том числе в форме получения дополнительного образования. Так, по результатам анкетирования хотели бы продолжить обучение (получить второе высшее образование, поступить в магистратуру, аспирантуру) более 60 % пятикурсников и 55 % первокурсников, однако реально планируют это сделать в ближайшее время только 5 и 10 % соответственно. В проектировании жизненных стратегий представляют интерес гендерные различия юношей и девушек. Так, например, в ближайшие планы у большинства девушек (более 80%) входит поступление на работу или получение дополнительного образования, 60% выпускников-юношей главной целью ставят
Таблица 1.
ионных мероприятиях
Вариант ответа Количество человек
1 курс % 5 курс %
лекции по профориентации 6 15 7 17,5
чтение специализированной литературы, связанной с выбором профессии 5 12,5 5 12,5
профориентационное тестирование 16 40 21 52,5
просмотр специализированных программ по профориентации 4 10 2 5
посещение Профориентационного Центра 5 12,5 5 12,5
другое 4 10 0 0
Таблица 2.
Распределение ответов на вопрос «Если бы представилась возможность, выбрали бы Вы вновь ту же самую специальность (профессию)?»
Вариант ответа Количество человек
1 курс % 5 курс %
да 28 70 20 50
нет 3 7,5 11 27,5
затрудняюсь ответить 9 22,5 9 22,5
обеспечение материального благосостояния. Однако реальный уровень перспективного профессиональноличностного планирования у девушек существенно выше, так как они чаще склонны планировать упрочение материального положения на более отдаленное время. Большинство выпускников в области дальнейшего самоопределения надеются на материальную поддержку родителей.
Готовность к профессиональной деятельности включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: положительное отношение к будущей профессии, самооценку своей профессиональной подготовленности, планирование жизненных перспектив, обусловленных характером будущей деятельности, стремление включиться в профессию. Проведенное исследование выявило у значительной части студентов вуза степень определенной готовности к профессиональной деятельности, следовательно, студенческая молодежь идентифицирует себя в качестве субъекта будущей профессии.
Число студентов, оценивающих себя теоретически подготовленными к будущей профессиональной деятельности на высоком уровне, достаточно велико (более 60% из числа выпускников). Однако только 50% учащихся выпускных курсов удовлетворены качеством практической подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения.
К пятому курсу значительно снижается устойчивость профессиональных намерений студентов (с 65 до 22,5%), более половины выпускников затруднились ответить на вопрос, будут ли они работать по специальности. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что большинство молодых людей понимают необходимость дальнейшей работы в области профессионального самоопределения и готовы повышать свой профессиональный уровень, в том числе и через двухуровневую систему высшего образования. Более 40% респондентов говорят о необходимости систематического повышения квалификации с целью повышения конкурентоспособности молодых специалистов.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в основе профессионального самоопределения студентов лежат в большей степени прагматичные
установки. Значительная категория студентов рассматривают полученную профессию как трамплин к дальнейшей смене профессиональной сферы деятельности. Кроме того, по мнению некоторых ученых, профессиональное самоопределение студентов в процессе учебы носит неустойчивый характер и не определяет стратегию дальнейшего профессионального развития [4].
Анализ сложившейся ситуации, связанной с целенаправленным формированием профессионального самоопределения студенческой молодежи, показывает, что данная проблема складывается из целого ряда под-проблем, различающихся по масштабам рассмотрения и уровням управления:
• проблема отсутствия целенаправленной региональной и муниципальной образовательной политики (в контексте управления профориентационно значимыми ресурсами и поддержки профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных учреждений);
• проблема профессиональной подготовки преподавателей к организации образовательного процесса в рамках компетентностного подхода;
• проблема организации содержательной практики студентов в учреждениях и организациях различных типов и видов;
• проблема самостоятельного проектирования студентами образовательно-профессионального маршрута.
В кризисных условиях мировой экономики проблемы с трудоустройством затронули не только работающее население, но и молодых специалистов, которые только начинают свою трудовую деятельность. Ужесточение требований к потенциальным кандидатам во много раз увеличило конкуренцию и сделало трудоустройство молодежи весьма затруднительным. Тем самым, мы можем заключить, что самоопределение, особенно в профессиональном плане, очень важно для молодежи, оно позволяет экономить ресурсы: начиная от денег и заканчивая временем.
На наш взгляд, процесс формирования профессионального самоопределения студентов, в частности, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров
Таблица 3.
Распределение ответов на вопрос «Ваши жизненные планы после окончания вуза?»
Вариант ответа Количество человек
1 курс % 5 курс %
хотел бы работать по специальности 21 52,5 13 32,5
хотел бы создать общественное объединение, фонд, пр. 2 5 2 5
предпринимательская деятельность 1O 25 13 32,5
научная деятельность (аспирантура) 4 1O 2 5
другое 3 7,5 1O 25
Таблица 4.
Распределение ответов на вопрос «Будете ли Вы работать после окончания вуза по специальности?»
Вариант ответа Количество человек
1 курс % 5 курс %
да 26 65 9 22,5
нет 14 35 9 22,5
затрудняюсь ответить O O 22 55
социальной сферы, должен состоять из трех последовательных этапов.
1. Аналитико-диагностический этап (1 курс).
Знакомство со спецификой будущей профессии,
формирование представления об ее особенностях, специфике, сферах предполагаемой профессиональной деятельности. Выявление наличия необходимых личностных и профессионально значимых качеств.
Механизмы реализации этапа: психолого-педа-гогическая диагностика, компьютерное тестирование с целью определения предрасположенности каждого студента к определенному виду профессиональной деятельности в сфере социальной работы. Привлечение обучающихся к участию в деятельности научных клубов, студенческих общественных объединений (педагогического отряда, волонтерского отряда).
Результаты данного этапа: успешная адаптация первокурсников к новым условиям обучения, проведенный самоанализ правильности сделанного профессионального выбора, определение перспективных направлений личностного роста.
2. Деятельностно-технологический (2-3 курсы).
Осмысление содержания профессиональной деятельности, освоение необходимых знаний, формирование профессиональных компетенций, выбор социально-профессиональной роли в вузе в соответствии с профессиональными интересами.
Механизмы: введение в учебные планы специальных практико-ориентированных дисциплин и факультативов («Тренинг профессиональной компетентности», «Тренинг самоменеджмента»), а также учебных курсов, ориентированных на формирование проектировочных компетенций обучающихся («Основы проектной деятельности», «Социальное проектирование»), организация учебной и производственных практик в различных учреждениях социальной сферы с учетом преобладающих интересов и потребностей студентов в рамках личностно-ориентированного подхода в образовании.
Результаты этапа: идентификация себя в качестве субъекта будущей деятельности в области выбранной профессии.
3. Заключительный этап (4 курс).
Закрепление приобретенной социально-профессиональной роли в вузе, формирование устойчивого профессионального интереса, развитие положительного отношения к себе как к специалисту.
Механизмы: введение в учебные планы курса «Моделирование профессиональной деятельности», направленного на дальнейшее профессиональной самоопределение выпускников, профориентационная работа в рамках двухуровневой системы подготовки специалистов (подготовка студентов к поступлению в магистратуру).
Результаты этапа: осмысление выпускниками своего профессионального выбора с точки зрения престижности, возможностей карьерного роста, востребованности на рынке труда, экономической стабильности.
Таким образом, можно констатировать, что профессиональное самоопределение является важным этапом становления и развития личности. Это процесс и результат формирования готовности самостоятельно планировать, реализовывать и корректировать перспективы своего образовательно-профессионального маршрута, обнаруживать внутренние и внешние проблемы саморазвития, пользоваться ресурсами помощи и защиты в обнаружении и преодолении ограничителей свободы профессионального выбора. Так как перед каждым студентом возникают проблемы, требующие определения своего отношения к профессии, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений и устремлений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов, тема профессионального самоопределения студенческой молодежи является по-настоящему актуальной.
В настоящее время от высшего учебного заведения требуется создание эффективных условий для формирования у студентов индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе дальнейшего направления продолжения образования или готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.
Библиографический список
1. КлимовЕ.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 2006. С. 68.
2. Котькова Г.Е. Влияние социально-педагогических факторов на основы процесса личностного развития ребенка.
Ученые записки Орловского государственного университета 2009; № 1:С. 241-248.
3. ПряжниковН.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 2006. С.17.
4. ЧеревкоМ.А. Профессиональное самоопределение студентов педагогических вузов как социальная проблема. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011; № 2: С. 249-256.
References
1. Klimov E.A. Professional psychology. Moscow, Voronezh, 2006. Р. 68.
2. Kotkova G.E. The influence of social and educational factors on the basis of the process of personal development. Proceedings of the Oryol State University, 2009; № 1: Рр. 241-248.
3. Pryazhnikov N.S. Professional and personal self-determination. Voronezh, 2006. P.17.
4. CherevkoM.A. Professional self future teachers as a social problem. Bulletin of the Pacific State University. 2011;№ 2:Рр. 249-256.