9. Распределять студентов на хоровую практику, как в музыкальную школу, так и в общеобразовательные школы. При этом в музыкальную школу следует направлять студентов, которые имеют наиболее высокую музыкально-теоретическую, дирижерско-хоровую и методическую подготовку. Существенное значение имеет распределение студентов на хоровую практику в ту школу, в которой они проходят педагогическую практику: создаются условия для налаживания более прочного контакта с детьми, экономится полезное время студентов и т.д.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что продуктивность и эффективность прохождения хоровой практики студентами в школе обусловлена поставленными задачами их обучения на дирижерско-хоровых дисциплинах. Их решение должно способствовать достижению цели - подготовить студентов к самостоятельной практической деятельности в школе в качестве хормейстера. Следовательно, оценка по дирижированию должна слагаться из двух отметок: одна - за технику дирижирования под рояль, другая - за практику (В. Попов). И поскольку профессиональная подготовка студентов на музыкально-педагогическом факультете имеет ориентированность на общеобразовательную школу, постижение реальных условий существования хора в общеобразовательной школе в рамках внеклассной работы позволит студентам познать необходимость соответствующих знаний, умений, навыков для работы в данных условиях, развития у себя требуемых качеств личности, самостоятельности.
Таким образом, необходима педагогическая поддержка студентов в их стремлении к самореализации в школе, что позволит вернуть в нее наших выпускников, профессиональных руководителей хоров, вернуть хоры, возродить хоровые традиции. Это особенно актуально, так как общеобразовательная школа на данном этапе развития российского общества самый незащищенный объект, в котором жизненно важно поддерживать, развивать интерес у детей к хоровому искусству как источнику духовности. Тем более что для многих детей это единственная возможность прикоснуться к хоровой культуре.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Данилин Н.М. О хоровой культуре (накануне Всесоюзной хоровой олимпиады) // Памяти Н.М. Данилина: Сб. статей. М., 1986.
2. Казачков С.А. Дирижер хора - артист и педагог. Казань, 1998.
В.И. Мищенко
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ТРУДОУСТРОЙСТВУ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Сейчас качество образования - одна из приоритетных тем в рамках национального проекта. Обсуждение критериев, показателей, форм контроля идет на разных уровнях - от преподавателя, вузовской администрации до министра образования и президентского корпуса. Так, ректор Современной гуманитарной академии М.П. Карпенко в интервью еженедельника «Аргументы и Факты» говорит, что «высшая школа России стоит на пороге кризисной ситуации... Необходимы срочные реформы в духе, сформулированном на петербургском саммите «восьмерки»»[1]. Показатель качества образования он видит в вытеснении методов прямых контактов в обучении информационными методами. Также он высказывает мнение, касающееся поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи в рамках проекта «Образование»: «А что делать людям средних способностей? Их 80 %, и ведь именно они тянут на себе всю экономику страны!» [1].
П.Н. Новиков и В.М. Зуев [2] выделили понятие «опережающее образование». Его суть в психологическом смысле заключается в ориентире на предполагаемую перспективу. Важная задача при этом - умелое прогнозирование развития производства и общества.
Время учебы - время раскрытия потенциала. В вузовском образовании студент должен проявлять готовность к самоизменению и саморазвитию. Не однобокое «научение» заглавной профес-
сии, а предоставление возможности молодому человеку самому решить, что он в жизни хочет и может делать, и как этому поможет обучение в данном вузе, в задачи которого должно входить и развитие социальной компетентности студентов, формирование самостоятельности для того, чтобы, опираясь на полученные знания и навыки, они смогли реализоваться в наиболее подходящей им деятельности. Особенно это важно, когда нет мотивации на получение той профессии, по которой они приходят обучаться. В отечественном высшем профессиональном образовании стандартом не предусмотрена подготовка специалиста как создателя и реализатора собственной карьеры в условиях рыночных отношений, вследствие чего выпускники не могут скоординировать полученный большой и качественный багаж знаний и те сферы профессий, в которых они могут наиболее выгодно «подать» себя потенциальным работодателям. Кроме того, не у всех развиты социальные навыки, необходимые в деловом общении. Как справедливо отметил руководитель Департамента ФГСЗН по Новосибирской области И. Шмидт, "в определенной степени дестабили-затором ситуации на рынке труда является рынок образовательных услуг"[3]. На наш взгляд, проблемы как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда в значительной мере обусловлены недостатками в информационном обеспечении их функционирования. К числу субъектов рыночных отношений, осуществляющих свою деятельность одновременно в этих двух сферах, относятся высшие учебные заведения. Студентам остается лишь предполагать, «что ждет их за порогом вуза». Студенты часто «просто хотят сделать карьеру»: неважно, в какой сфере, неважно, в какой профессии. Как пишет Л.М. Митина, «неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая выступает средством достижения этого образа жизни, а не его частью»
[4].
Мы предлагаем считать одним из критериев качества образования - психологическую готовность выпускников к самостоятельному трудоустройству с видением своих карьерных перспектив. Вуз должен не только давать знания, но и предлагать возможные пути (а не путь!) их применения.
Приобретенная в юности профессия в значительной степени обуславливает будущую трудовую карьеру человека, но очень многим людям не раз за свою жизнь приходится переучиваться, приобретать новую специальность и начинать все сначала в совершенно новой для себя сфере деятельности. Люди меняют работу в разном возрасте, но независимо от этого, она оказывает большое влияние на весь уклад жизни человека. Поэтому очень важно тщательно проанализировать различные виды деятельности и свои склонности и способности, чтобы выбранная карьера соответствовала потребностям и интересам конкретного человека.
Сам по себе диплом выпускника еще не служит залогом успешной карьеры. Карьера бывает успешной только в том случае, если она соответствует способностям и интересам человека. Кроме того, выбирая карьеру, необходимо оценить возможность будущего трудоустройства. В юности люди недостаточно серьезно подходят к проблеме выбора карьеры, многие совершают это необдуманно, выбирая работу только из основания ее внешней привлекательности, и, впоследствии вынуждены делать карьеру заново (по результатам опроса Ренуика и Лоулера, 1978) [2].
Главная цель выбора карьеры и профессионального самоопределения - формирование внутренней готовности к осознанному самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессииональной деятельности Необходимо проанализировать имеющиеся краткосрочные варианты и решить, какой из них более всего приближает к долгосрочной цели [6].
. Подобный анализ облегчается наличием навыков поликарьерного планирования, при которых молодой специалист чувствует себя на рынке труда не «игроком на чужом поле», а личностью, способной совершать множество выборов для самореализации. Выпускник вуза должен быть уверен прежде всего в том, что он сможет «продать» те умения и навыки, которые он приобрел за время учебы (а не думать о том, насколько престижно звучит название оконченного им учебного заведения). В конечном итоге, социум нуждается в специалистах, а не в модных «короч-
ках». Мобильный специалист, умеющий самостоятельно находить свое место в постоянно меняющихся социально-экономических условиях и при этом оставаться верным своему призванию -тот ориентир, который необходимо учитывать при составлении программ обучения в вузах. Мы разделяем мнение Н.С. Пряжникова, который аргументировал правомерность политехнического образования, отмечая, что «качественное образование - прежде всего универсальное, то есть разностороннее» [5].
Ежегодно нами проводится исследование представлений студентов 4 курса факультета русского языка и литературы и физико-математического факультета ТГПИ на предмет их карьерных планов, на их готовность к трудоустройству в информационном и психологическом аспектах. Используются методы анкетирования и контент-анализа высказываний респондентов на заданную тематику. В данной статье мы остановимся на ряде проблем, затрудняющих процесс поиска работы молодыми специалистами, выявленных репрезентативной выборкой из 70 человек за 2005-2006 учебный год (по 35 респондентов с каждого из указанных факультетов; кроме того, нас интересовало, есть ли отличия между мужским и женским видением процесса трудоустройства, поэтому ответы студентов и студенток представлены отдельно).
В процессе поиска работы выделяются этапы, делающие этот процесс планомерным и осмысленным. За основу нами взята схема поиска работы, предложенная профконсультантами Таганрогского Центра Занятости [7]. По каждому из четырех этапов нами составлены вопросы, позволяющие отследить пошаговую готовность старшекурсников к трудоустройству. Выявленные «слабые места» прорабатывались на спецкурсе «Психология карьерного самоопределения и основы трудоустройства».
Первый этап - постановка цели поиска подходящей работы. На данном этапе важно не только четко знать, какую работу и на каких условиях будет человек искать, но и проверить обоснованность своих притязаний. Здесь обнаруживается следующее: студенты предъявляют завышенные требования к потенциальному месту работы (начиная с оплаты труда), при этом не представляя степень оправданности своих амбиций. Вызвали затруднения такие вопросы: «Что вы сможете дать своей работе?», «Докажите, что если работодателю придется выбирать из множества претендентов, то он выберет именно вас». При обдумывании установок по службе на первое место выдвигается требование интересной, высокооплачиваемой, не очень трудоемкой деятельности. Причем описания довольно обтекаемы: «в какой-нибудь фирме», «делаю что-нибудь полезное». В будущем трудоустройстве студентов беспокоит в основном «несоответствие работы моим запросам», «нежелание работать по специальности вкупе с незнанием того, где я еще нужен», «мало времени останется на себя».
Второй этап - сбор информации о вакансиях, подготовка профессионально-сопроводительного портфолио, доведение его содержание до потенциального работодателя. Осведомленность студентов о местном рынке труда невелика. Вообще ничего о нем не знают 65,7 % (даже категорично заявляют, что «наш город этим не славится абсолютно»), что «есть биржа», знают двое, остальные сведения назывались в единичных случаях: «мало подходящих мест для молодых специалистов», «спрос на технарей, подсобных рабочих и разнорабочих, барменов, менеджеров по рекламе», «требуются высококвалифицированные рабочие», «главное - связи и случай», «знаю о том, какие нужны специалисты и сколько им платят», «знаю, что требуются люди с высшим образованием, владеющих компьютером и знающих два иностранных языка», «требуются юристы, экономисты, налоговики, переводчики, программисты», «трудно найти перспективную работу с высокой зарплатой», «люди с высшим образованием не могут работать по специальности», «много вакансий на неквалифицированную работу», «большая конкуренция при низкой зарплате». Как видим, сведения противоречивые, основаны на непроверенных источниках, личных впечатлениях, частью устаревшие. Информация в отдельных случаях подменяется эмоциональной реакцией на вопрос. Второй момент, интересующий нас на данном этапе - степень самостоятельности будущих выпускников при поиске работы. И у мужчин-студентов (далее М), и у девушек-студенток (далее Ж) пути трудоустройства (допускалось несколько вариантов ответа) по большей
части связаны с родственниками и знакомыми (54,5 % М (они называют это более конкретно: «по блату»); 66,6 % Ж). Другие пути, названные студентами: «по объявлению», «через Службу Занятости», «сам» - по 18 %; студентками: «сама» - 25 %». (В большинстве случаев уверенность в себе ничем не аргументирована, единично встречаются такие «методы»: «Меня заметят и оценят», «По объявлению», «Буду ходить, узнавать», «Методом проб и ошибок»); «через Службу Занятости » -16,6 %; «по объявлению» - 12,5 %; «получу другое образование» - 8,3 %; по 4 %: «по Сети», «по распределению» и «выйду замуж за перспективного человека». Многие трудности данного этапа связаны с тем, что поколение нынешних выпускников не имеет примера активного поиска работы и моделей поведения в стрессовых ситуациях, сопровождающих поиск работы (в частности, при безработице) в своих первичных малых группах. Проблематичность трудоустройства молодых специалистов время от времени поднимает вопрос о возвращении обязательного распределения в вузы (которое сейчас носит рекомендательно-формальный характер, а то и отсутствует вовсе). К распределению положительно относятся 45 % М и 45,8 % Ж (у М с дополнениями: «но выбирать должен сам», «если образование соответствует желаемой работе», «это гарантия рабочего места», «если учитывается мнение человека»; у Ж: «это хорошая возможность устроиться хоть на какую-нибудь работу», «если не в глухомань с низкой зарплатой», «если не принудительно», «это на первое время обеспечит жизнь», «если нет другой работы», «если в хорошее место», «это хорошо, т. к. гарантирует 100 % занятость»). Отрицательно к этому относятся 37 % М («это ограничивает свободу выбора») и 21 % Ж («если в далекие убогие хутора», «если принудительно», «каждый сам должен выбирать»)). Безразличны к этому 18 % М и 17 % Ж. Кроме того, 12,5 % Ж имеют двойственное отношение к ситуации распределения («конечно, это - гарантированная работа, но может не устроить меня»), и 4 % Ж затруднились определить свое отношение к распределению после учебы. С точки зрения самой заинтересованной в этом вопросе стороны (т.е. самих студентов) процесс трудоустройства стал бы для них легче, если бы этим «занималось государство» (27,5 %; сюда вошли все, кто высказывался «за» распределение), либо «были бы созданы, в том числе и при институте, специальные организации, решающие этот вопрос»(10 %), «создавать рабочие места именно для молодежи, где они могли бы набраться опыта»(27,5 %), «брать на работу с испытательным сроком, смотреть на их конкретные знания, лояльней относиться»(17 %), информационно готовить («организовать спецкурсы», «выпустить специальные брошюры с описанием предлагаемой работы») (7 %), кардинально предлагали «убрать старых специалистов» (7 %), «искать работу уже во время учебы, чтоб набраться опыта»(3 %). 23 % респондентов не предложили ничего в помощь самим себе. Поэтому вновь возникает вопрос об ответственности вуза за судьбу молодых специалистов в начале их трудового пути. Важно организовывать в вузах центры психологической поддержки и помощи в вопросах трудоустройства, вводить обязательную дисциплину по основам трудоустройства (а не ограничиваться спецкурсом, который не охватывает всю параллель студентов старших курсов).
Третий этап - прохождение собеседования. Наибольшие затруднения вызывает нехватка навыков делового общения, самопрезентации и недостаточность личностной саморегуляции в стрессовых ситуациях. 77 % не знают психологическую сторону поиска работы, 23 % получили сведения либо от родственников, знакомых и учителей (среди них только один раз упоминался профессиональный психолог), либо по личному поиску работы, либо информация черпалась из Интернета. Вообще не знают, с чего начинать трудоустройство 31 % респондентов. Остальные высказывания в принципе можно уложить в схему поиска работы: «начну искать и покажу себя положительно», «куплю газету и найду побольше вакансий для выбора», «буду звонить по объявлениям», «хорошо подготовлюсь к собеседованию, в том числе и психологически», «не буду сидеть и ждать, а буду действовать, делать всё, что нужно», «узнаю о месте работы и требованиях», «подготовлю качественное резюме и разошлю его по организациям», «обращусь у знакомым», «проявлю желание (выделено нами) найти работу», «начну искать еще в процессе учебы». Надеются (именно это слово использовали респонденты) трудоустроиться с первой попытки 57 % студентов,
от 1до 3 попыток оставляют себе 26 %, одна студентка считает, что трудоустроится с 5-10 попытки (хотя у нее уже есть опыт работы, но высока степень неуверенности в себе), не думали об этом и затрудняются ответить 14 % (причем, были и такие высказывания: «хоть с 1000, но удачно»). Ответы на этот вопрос требуют дополнительного комментария. Неотъемлемой частью любых коммуникаций является этап выбора, т. е. совершенно нормальной будет ситуация, когда один партнер по общению, по взаимодействию не пожелает продолжить коммуникацию с другим. Причин этому много, и все они носят субъективно-личностный характер (т. е., не обязательно в том, что меня не выбрали для дальнейшего общения, есть моя вина). Но многие люди (особенно неуверенные в себе) переживают это именно в ключе собственной никчемности. Чем более «востребована» личность в социуме, тем выше ее самооценка, поэтому каждый отказ действует разрушающе на Я-концепцию. Хотя есть и обратная корреляция: чем выше самооценка, чем более личность уверена в себе, тем менее болезненно она реагирует на негативные оценки и мнения других. Так вот, на 34 % опрошенных отказ работодателя повлияет на их отношение к себе («начну искать причины в себе, а потом в окружающих», «я расстроюсь, обижусь», «расстроюсь, будет опустошение внутри» - абсолютно непродуктивные мысли, приводящие к аутоагрессии, стрессу, невротизму), 6 % заявили, что «отказ повлияет только в первые минуты, а затем отношение к себе вернется к норме» («если я виновата, то повлияет. Буду исправлять», «просто я была недостаточно убедительна», «буду строже относиться к внешнему виду или к выбору профессии», «сначала будут негативные эмоции, а потом, поразмыслив (выделено нами), я пойму, что...»), 54 % сказали, что мнение о себе из-за отказа в приеме на работу у них не изменится («они теряют хорошего работника», «я в себе уверена», «подумаю об объективности работодателя», «никогда нельзя усомниться в себе, иначе ничего не получится, и ничего в жизни не добьешься »).
Четвертый этап - обсуждение и заключение трудового контракта, прохождение испытательного срока. Здесь возможные проблемы связаны с незнанием прав, обязанностей и ответственности работодателя с одной стороны и соискателя с другой. Действительно, на настоящий момент с Трудовым кодексом РФ знакомо 25 % респондентов, 10 %- «частично», не знакомы - 65 % опрошенных.
Все вышеизложенные вопросы находят свое отражение на занятиях, где студентам дается не только теоретическая информация, но и отрабатываются практические навыки по составлению резюме, плана поиска работы, навыки делового общения и др. Итоговое анкетирование подтверждает необходимость подобных занятий, поскольку студенты отмечают, что становится понятным механизм трудоустройства, многие определяются с направлением своей карьеры, улучшается владение социальными навыками. Отметим, что очень важно дать студентам чувство уверенности в своей востребованности после окончания обучения. Причем, эта уверенность должна войти в структуру личности каждого молодого человека. И задача вуза - создать условия для становления профессионала, знающего цену своему образованию, умеющего ориентироваться в меняющихся условиях рынка, и готового к выходу на рынок труда активным создателем собственной карьеры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ушакова А. Образование требует перемен // Аргументы и Факты. 2006. № 41. С. 13.
2.Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее образование: Гипотезы и реалии. М., 1996.
3. Бельчик Т., Морозова Е., Поварич И. Системная оценка функционирования вуза как фактор гармонизации спроса на молодых специалистов и их предложения // Человек и труд. 2004. № 2.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2001.
7. Путь к успеху: выбор профессии, первая работа, планирование карьеры: Справочник для выпускников школ и учреждений профессионального образования всех уровней / Отв. ред. А.К. Юров. Таган-