Научная статья на тему 'Молодежь на рынке труда крупного города: проблемы эффективного трудоустройства'

Молодежь на рынке труда крупного города: проблемы эффективного трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5309
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТ / КРУПНЫЙ ГОРОД / ПОИСК РАБОТЫ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вишневская Н. Г.

В современных условиях несоответствия спроса и предложения на рынке труда вопросы трудоустройства молодых специалистов приобретают высокую значимость. Особо интересным представляется изучение данной проблемы среди студенческой молодежи, выходящей на рынок труда крупного города. Исследование основано на результатах социологического опроса, проведенного автором среди студентов старших курсов и магистрантов Башкирского государственного университета. Выявлены настроения будущих выпускников по поводу временной занятости, предстоящего трудоустройства, эффективных способов поиска работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь на рынке труда крупного города: проблемы эффективного трудоустройства»

РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 331.5

МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА КРУПНОГО ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

В современных условиях несоответствия спроса и предложения на рынке труда вопросы трудоустройства молодых специалистов приобретают высокую значимость. Особо интересным представляется изучение данной проблемы среди студенческой молодежи, выходящей на рынок труда крупного города. Исследование основано на результатах социологического опроса, проведенного автором среди студентов старших курсов и магистрантов Башкирского государственного университета. Выявлены настроения будущих выпускников по поводу временной занятости, предстоящего трудоустройства, эффективных способов поиска работы.

Ключевые слова: эффективное трудоустройство, молодежь, студент, крупный город, поиск работы, рынок труда.

Введение

Выпускники учреждений профессионального образования испытывают особые трудности при поиске работы на рынке труда, так как они вынуждены конкурировать с людьми старших возрастов, имеющими необходимый опыт, и между собой. Молодому человеку не только сложнее трудоустроиться, но и легче потерять работу. Ведь недавно пришедший на предприятие работник обладает меньшей ценностью для руководства и скорее попадет под сокращение штатов, чем тот, который имеет достаточный стаж работы в данной сфере деятельности. Меньше всего шансов на трудоустройство у юношей и девушек от 15 до 22 лет, так как работодатели в целом предпочитают опытных и профессионально-компетентных работников.

В современных условиях значительной деформации спроса и предложения на рынке труда вопросы трудоустройства молодых специалистов имеют высокую значимость. Особо интересными представляется изучение данной проблемы среди «завтрашних работников» - студентов старших курсов, чему и посвящено было социологическое исследование, проведенное автором в июне 2014 г. среди студентов старших курсов Башкирского государственного университета.

Проблемы профессионального самоопределения, социализации и эффективного трудоустройства молодежи рассматриваются в работах М.А. Бендюкова, И.А. Волошиной, О.А. Герасименко, Л.Я. Дятченко, О.А. Ломовцевой, Т.И. Морозовой, И.Ю. Пахомовой, Л.Н. Прожериной, Е.А. Рыковой, Л.С. Скачковой, И.Л. Соломина, И.А. Шумаковой и других.

Н.Г. ВИШНЕВСКАЯ

Башкирский государственный

университет

г. Уфа

e-mail:

vng36@yandex.ru

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31/1

В своих работах данные авторы не только освещают вопросы молодежной занятости, но и дают рекомендации по эффективному поиску рабочего места [3, 7, 11, 14, 20].

Значительно дополняют научную базу социологические исследования проблем современного образования и молодежной занятости. Особенно можно выделить работы таких ученых, как В.П. Бабинцев, О.А. Волкова, Ю.А. Зубок, С.Д. Лебедев, В.А. Сапрыка, В.Б. Тарабаева, В.И. Чупров, И.С. Шаповалова, Л.Н. Шмигирилова [2, 5, 8, 16, 21, 22].

Интересными представляются исследования, посвященные вопросам занятости молодежи крупного города. Так, например исследование А.В. Родионовой (на примере г. Санкт-Петербурга) [4], Ф.Р. Сафиуллиной (на примере г. Казани) [8], С.Т. Сагитова, Р.Р. Насибуллина (на примере г. Уфы) [6, 3], Ж.Н. Авиловой и Н.В. Шамаевой (на примере г. Белгорода) [1].

Цель, задачи и методы исследования

Цель исследования состояла в изучении планов и представлений студентов относительно предстоящего трудоустройства. Задачами исследования стали: анализ степени определенности будущей работы, оценка степени обеспокоенности, а также возможных действий в случае возможной безработицы, анализ знаний, навыков и умений поиска работы, выяснение наиболее эффективных направлений содействия трудоустройству выпускников в условиях крупного города.

В ходе социологического исследования были опрошены студенты старших курсов и магистранты Башкирского государственного университета дневной формы обучения разных направлений и специальностей. Всего методом случайно-вероятностного отбора было опрошено 1029 респондентов, среди них 37,2% - мужчин и 62,8% женщин, 23,9% студентов третьего курса, 50,7% - четвертого курса, 18,2% - пятикурсников и 7,3% магистрантов.

В ходе исследования были опрошены студенты географического, биологического, инженерного, химического факультетов, факультетов математики и информационных технологий, романо-германской филологии, философии и социологии, Института экономики, финансов и бизнеса, Института права. Для удобства анализа все специальности были разделены на три группы: специальности инженерно-технического, социально-гуманитарного, экономико-управленческого направлений.

Модель внутривузовской среды позволила нам определить такие направления социологического мониторинга, как образовательные процессы, социально-трудовые отношения, социальное развитие, конкурентоспособность выпускников вуза [16].

Описание исследования

Исследования проблем занятости и эффективного трудоустройства молодежи на основе социологических опросов уже проводились в крупных городах России. В условиях крупного города молодежи все сложнее найти рабочее место (усиливающиеся миграционные процессы из сел и малых городов в крупные города, несоответствие спроса и предложения на рынке труда, экономическая нестабильность и пр.). Данный факт подтверждают сами молодые люди. Так Р.Р. Насибуллин, проводя исследование в г. Уфе (2005-2006 гг.) выявил, что проблемы занятости относятся к таким проблемам жизни, которые в наибольшей мере беспокоят молодых людей. Так, три четверти опрошенных молодых горожан отметили занятость в качестве главной городской проблемы, которая беспокоит их в первую очередь [12, с. 19].

В числе основных задач нашего исследования было выявление количества работающих студентов очного отделения. Опрос показал, что почти треть студентов Башкирского государственного университета имеет временную работу (30,2%), при этом работает каждый третий студент инженерно-технического и социально-гуманитарного направлений и каждый четвертый студент направления «Экономика и управление». То есть работающих респондентов среди первых указанных направлений оказалось больше примерно на 10%, чем студентов экономистов-управленцев. Объяснение этому, видимо, кроется в том, что абитуриенты, поступающие на специальности, связанные с экономикой и управлением, как правило, происходят из более обеспеченных семей и доходы их родителей позволяют им не подрабатывать. По всей видимости, именно с этим

фактором связано также и то, что среди студентов данного направления много тех, кто выбирает специальность по традиции, по совету своих родителей.

По результатам исследования, проведенного А.В. Родионовой среди студентов семи вузов г. Санкт-Петербурга, сделаны выводы о массовом характере трудовой занятости среди студентов - в трудовую деятельность с разной степенью интенсивности включено около двух третей студентов (61,8 %); установлено, что доли неработающих студентов (28,2 %) и работающих постоянно (27,0 %) примерно одинаковы и составляют чуть более четверти для каждого случая, менее половины всех обучающихся имеют периодическую или временную работу (44,8 %) [13, с. 23].

Согласно результатам исследования, проведенного Ф.Р. Сафиуллиной в марте-сентябре 2012 года, в трудовую занятость включен каждый четвертый студент дневной формы обучения (25,1%), из них на постоянной основе с официальным оформлением трудовых отношений работают 30,5%; почти половина (41,6%) студентов очной формы обучения указали, что работают временно, каждый десятый (10,5%) имеет случайные заработки и почти столько же (9,0%) самозаняты. Каждый двадцатый работает сезонно (5,0%), 3,4% респондентов вступают в иные виды трудовой занятости [19, с. 16].

Следовательно, довольно значительная часть студенческой молодежи крупного города совмещает учебу на дневном отделении с трудовой занятостью. Причем доля работающих студентов высока и составляет от 25,1% в г. Казани до 61,8 % в г. Санкт-Петербурге.

На вопрос о том, в какой мере заработок связан с получаемой специальностью 10,6% ответили студентов Башкирского государственного университета, что работа тесно связана со специальностью, 14,2% - частично связана со специальностью, а 23,1% - никак не связана, 42% студентов отметили, что заработка не имеют, а 10,1% вообще не ответили на данный вопрос и это, видимо, студенты, которые не работают.

Исследование показало, что только одна пятая часть респондентов знают место своей будущей работы, еще более половины (53%) четко отвечают, что не знают, а 28% студентов затруднились ответить на вопрос. Вероятно, у них есть какие-то планы по поводу будущего места работы, но они еще сомневаются, поэтому выбирают вариант ответа, отражающий неопределенную позицию. Анализ ответов студентов различных направлений подготовки не показал существенной разницы в полученных результатах, за исключением того, что студенты социально-гуманитарных специальностей показали более высокую неопределенность в данном вопросе. Поэтому ответы на другой вопрос анкеты оказались вполне предсказуемыми: среди студентов именно данного направления больше тех, кто обеспокоен возможностью стать безработным по сравнению с двумя другими направлениями. Так, почти 70% студентов социально-гуманитарного направления указали, что обеспокоены возможностью стать безработными (при этом испытывают сильное беспокойство более четверти (25,6%) и немного обеспокоены (42,1%). Среди студентов инженерно-технических специальностей таковых оказалось 57,1% (при это сильно обеспокоены 20,1%), а среди респондентов, получающих экономические и управленческие специальности, беспокоящихся - 50,9% (испытывающих сильное беспокойство - 14,3%).

Если анализировать ответы всех опрошенных, то окажется, что чувство сильного беспокойства испытывают 18,7% студентов, немного обеспокоены 37,3%, не испытывают беспокойства всего 34,1%, еще 9,9% затруднились ответить на данный вопрос или вообще предпочли на него не отвечать.

Основными причинами того, что респонденты могут остаться без работы, являются, по их же мнению, отсутствие опыта и стажа работы (59,5%). Данная причина может помешать трудоустроиться 57,2% представителей инженерно-технических специальностей, 53,6% - социально-гуманитарных и 64,7% - экономико-управленческих специальностей. Действительно, указанная проблема является объективно существующей на рынке труда и многие выпускники не могут найти работу именно вследствие нехватки опыта и стажа работы.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31/1

Следующей важнейшей причиной, по мнению студентов, является отсутствие нужных связей, знакомых (22%). Напрашивается вывод о том, что студенты знают о ситуации на рынке труда и поэтому считают, что без связей и знакомств невозможно устроиться на хорошую работу.

Еще 20% ответов приходится на вариант ответа «ненужность в условиях рынка получаемой студентов профессии, специальности». Недостаточность профессиональных знаний как причину отметили всего 9,2% студентов, хотя она по признанию самих работодателей является одной из основных причин того, что они не трудоустраивают молодежь.

Более благоприятная картина, судя по исследованию Ж.Н. Авиловой и Н.В. Шамаевой, наблюдается в Белгороде. Здесь лишь 28,1% респондентов еще не определились со своей дальнейшей профессиональной деятельностью. Весьма немногие (5,7%) заявили, что они не собираются работать по специальности, полученной в ВУЗе. Наиболее популярное обоснование тому: «Маленькая заработная плата», «Слишком высокие требования», «Найду работу с хорошей зарплатой», «Не мое», «Трудно найти работу», «Нужны знания, которых нет», «Нужно больше опыта», «Не нравится», «Не престижно», «Плохо получается». Всего четверть респондентов указали, что они ошиблись с выбором специальности: у 20,3% респондентов возникли сомнения в правильности сделанного выбора, а 4,5% вообще разочаровались в выбранной специальности [1, с. 19].

В одном из исследований были опрошены родители студентов [17]. Выяснилось, что они обеспокоены перспективой трудоустройства своих детей - 38,33 % удовлетворены в средней степени, 40,00% - скорее удовлетворены, чем нет. Полностью удовлетворены лишь 12,67% опрошенных родителей. Скорее всего, здесь кроются различные причины: переизбыток на рынке труда области выпускников гуманитарной направленности и острая нехватка специалистов технических специальностей; неравномерное перераспределение выпускников по географическому признаку - в городе предпочитает трудоустроиться большая половина молодых специалистов; неосознанный выбор будущей профессии.

Исследования Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова говорят о негативной динамике в вопросе трудоустройства молодежи по полученной в вузе специальности. Так, в 2011 г. 36,3% работали в полном соответствии с полученной специальностью; по близкой, схожей специальности - 27,4%; 29,7% по совершенно другой; затруднились с ответом -6,6%. То есть каждый третий молодой специалист работал не по специальности, полученной в вузе. Для сравнения, в 2002 г. в полном соответствии с полученной специальностью работали 50,1% молодых специалистов, а по другой -25,2%. Это указывает на невысокую эффективность подготовки специалистов и на тенденцию ее снижения в результате реформы высшего образования, проводимой в последнее десятилетие [9, с. 110].

Государственные органы занятости, как оказалось, не пользуются особой популярностью у студенческой молодежи. Так, на вопрос «Если вы не найдете работу после окончания вуза, Вы обратитесь....» более 60% респондентов указали, что воспользуются неформальными способами, а именно: будут искать работу через интернет, газеты, журналы, через друзей, знакомых. Чуть более половины полученных ответов так или иначе связаны с формальными институтами трудоустройства: 16,8% ответов приходится на вариант ответа «обращусь в Центр содействия трудоустройству выпускников Башкирского государственного университета, 15,2% - обратятся непосредственно в отдел кадров предприятия, 12,2% - в органы службы занятости населения, 6,5% - в частные кадровые агентства. Еще 4,9% студентов отметили вариант «другое»1. Последний вариант («другое») чаще выбирали девушки, которые отмечали, что в случае если не найдут работу, выйдут замуж, родят детей. Мужчины часто отмечали, что откроют свое дело или же пойдут исполнять свой воинский долг.

Рис. 1. Причины возможной безработицы в зависимости от направления подготовки, в %

Вероятные способы поиска работы представителями различных направлений специальностей отражены на рисунке 2.

другое

обращусь в Центр содействия трудоустройству выпускников БашГУ

обращусь непосредственно в отдел кадров пр едприятия

буду искать работу через интернет, газеты, журналы, через друзей, знакомых

в частные кадровые агентства

в органы службы занятости населения

12,3

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%

■ Экономика и управле ние

■ Гуманитарно-социальные специальности

■ Инженерно-технические специальности

Рис. 2. Формы поиска работы в случае безработицы в зависимости от направления подготовки, в %

Основным способом поиска работы представителей всех направлений является интернет, газеты, журналы, друзья, знакомые. При анализе ответов обращают на себя внимание следующие моменты: студенты социально-гуманитарного направления склонны меньше пользоваться возможностями СМИ и всемирной сети, а также, так называемыми социальными сетями, по сравнению с представителями других направлений. Также в случае отсутствия работы они выражают большее стремление по сравнению со студентами других направлений обратиться в государственные органы занятости (14,9%) или в Центр содействия трудоустройству выпускников БашГУ. Также актуальным вариантом для них является вариант ответа «другое», который в большинстве случаев подразумевает обращение внимания к другим сферам жизни (создание семьи и т.д.) (12,3%). Стоит отметить, что «другими вариантами» готов воспользоваться каждый восьмой студент социально-гуманитарного направления и только каждый двадцать пятый студент направления «Экономика и управление», каждый пятидесятый студент инженерно-технической специальности.

Студенты инженерных и технических специальностей будут искать работу через СМИ, интернет, друзей, знакомых (64,3%), обратятся в Центр содействия трудоустройству

выпускников БашГУ (20,5%), обратятся непосредственно в отдел кадров предприятия (15,5%), в органы службы занятости (10%), в частные кадровые агентства (7,1%), воспользуются другими способами (2,1%).

Несмотря на то, что среди респондентов экономических специальностей лишь 13,3% воспользуются услугами органов службы занятости в случае безработицы, студенты положительно отзываются о роли данной структуры в трудоустройстве молодежи. Об это свидетельствуют отчеты студентов-экономистов, посетивших в январе 2014 года Центр занятости населения г. Уфы - Молодежную биржу труда.

Другая картина наблюдалась в 2005 г. Тогда опрос, проведенный Р.Р. Насибуллиным среди уже трудоустроенных молодых людей г. Уфы, показал, что большинство из числа работающей молодежи трудоустроилось при помощи родственников, друзей или знакомых (44,4%). Представляет интерес то, что среди неработающей молодежи на помощь друзей или родственников при трудоустройстве рассчитывает лишь 11,1%. При помощи Центра занятости, судя по ответам респондентов, удалось найти работу 6,5% опрошенных, хотя рассчитывают на его помощь 37,1% неработающей молодежи. Как видно, среди представителей неработающей молодежи надежда на помощь при поиске работы в основном возлагается на центры занятости, но в итоге, с ее помощью удавалось трудоустроиться немногим молодым людям [12, с. 18].

Примерно такая же картина наблюдается, судя по опросу, поведенному в 2009 году в Белгороде. Оказавшись в ситуации потери работы, 83,2% респондентов полагают, что будут искать новую работу самостоятельно, либо по личным каналам. И лишь 12,3% респондентов обратятся за помощью в поисках новой работы в службу занятости, что может говорить о низкой оценки деятельности данной организации [1].

Интересные результаты были получены при изучении умений и навыков самостоятельного поиска работы среди студентов старших курсов.

Около двух третей респондентов, по их словам, умеют составлять резюме (72,9%) и примерно столько же (70,1%) знают как правильно вести себя с работодателем. При этом более подготовленными к будущему трудоустройству оказались студенты направления «Экономика и управление» и социально-гуманитарных специальностей, что отчасти было предсказуемо, учитывая особенности их подготовки и преподаваемых им дисциплин.

Выше уже было упомянуто о том, что студенты не считают свои личные качества (неумение добиваться своего и др.) серьезной причиной возможной безработицы. Тем не менее, для того, чтобы трудоустроиться на желаемую работу специалист должен обладать определенными качествами. Итак, по мнению опрошенных, этими характеристиками являются, прежде всего, ответственность (69%), целеустремленность (46,5%), работоспособность (43,8%), профессионализм (37,6%), коммуникабельность (32,9%), активность (31,1%) и желание развиваться (29,4%), инициативность (15,8%). Следующая таблица показывает ответы студентов разных направлений на вопрос о желаемых качествах человека, желающего устроиться на работу.

Таблица

Распределение ответов на вопрос о том, какими качествами должен обладать

специалист, чтобы трудоустроиться на желаемую работу в зависимости от

направления подготовки, в %1

Рейтинг Все студенты Инженерно-технические Гуманитарно-социальные Экономика и управление

специальности специальности

Ответственность 1 69,0 71,7 58,5 71,2

Целеустремленность 2 46,5 44,3 45,6 49,4

Работоспособность 3 43,8 41,0 42,6 47,4

Профессионализм 4 37,6 38,6 44,6 33,0

Коммуникабельность 5 32,9 30,7 33,3 35,0

Активность 6 31,1 28,1 30,3 34,7

Желание развиваться 7 29,4 31,6 21,5 30,8

Инициативность 8 15,8 14,1 17,9 16,6

Таким образом, в качестве желаемых качеств для успешного трудоустройства студенты, в первую очередь, называют те качества, которые характеризуют индивида как исполнителя, а не руководителя.

В исследовании, проведенном В.Б. Тарабаевой среди работодателей, молодых работников и выпускников вузов, выявлено, что всё большее значение приобретают такие компетенции, как способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, владение практическими навыками работы, владение теоретическими знаниями, способность к самостоятельному принятию решений, работоспособность и высокая трудовая дисциплина, умение общаться с людьми, знание психологии общения, владение иностранным языком. Очень востребованным является такое качество, как готовность на начальном этапе карьеры получать невысокую зарплату

В любом случае, владение выпускником соответствующими итоговыми компетенциями является результатом личностной и профессиональной трансформации студента в ходе всего процесса обучения в вузе [6, с. 34].

Эффективное трудоустройство молодых специалистов является результатом реализации стратегий поведения молодежи на рынке труда и представляет собой функцию зависимости этих стратегий, с одной стороны, от факторов конкурентоспособности молодежи: образования, опыта работы, поведенческих компетенций, социального капитала, а с другой стороны - от факторов развития рынка труда: соотношения предложения и спроса на труд молодых специалистов, величины пособия по безработице, мер государственной политики в области поддержки молодежной занятости, поведения и ожидания работодателей в области найма молодых специалистов, институциональных издержек поиска работы [20, с. 8].

По мнению студентов, наиболее эффективными направлениями содействия трудоустройства выпускников являются организация стажировок и практик на предприятиях во время учебы (52,4%), целевая подготовка студентов для конкретных работодателей на контрактной основе (39,3%), проведение ярмарок вакансий в институте с приглашением работодателей (16,4%), проведение тренингов, конференций, семинаров по трудоустройству (9,8%). Организация стажировки и практики на предприятии во время учебы и целевая подготовка студентов для конкретных работодателей на контрактной основе представляются студентам наиболее эффективными способами не случайно. Эти меры предполагают получение практических знаний студентами, с одной стороны, и возможности демонстрации себя как будущего работника, с другой стороны.

Особых отклонений в ответах студентов разных направлений подготовки, на вопрос об эффективных направлениях содействия занятости выявлено не было.

Одним из действенных направлений вовлечения студентов и аспирантов в трудовую деятельность является создание инновационных предприятий на базе учебного заведения. Так, например, в НИУ БелГУ создан Научно-консультационный центр инновационного консалтинга (ЦИК), в деятельности которого, кроме аспирантов и магистрантов университета, участвуют студенты, преподаватели, сотрудники, а также практикующие бизнес-консультанты [10, с. 125].

Несмотря на некоторую обеспокоенность студентов по поводу будущего трудоустройства, только половина студентов считает необходимым ввести в программу обучения дисциплину «Технологии поиска работы». Примерно столько же знает о существовании Центра содействия трудоустройству выпускников БашГУ, что свидетельствует, с одной стороны, о недостаточной эффективности деятельности данного Центра, с другой стороны, о пассивности и инертности самих студентов. Эти же выводы подкрепляются анализом ответов на другие вопросы анкеты. Так только 17,3% посещали ярмарки вакансий рабочих мест, проводимых Башкирским государственным университетом, 22,4% - посещали тренинги, лекции по развитию навыков эффективного трудоустройства.

При этом студенты социально-гуманитарного направления, которые более всех обеспокоены возможностями дальнейшего трудоустройства оказались и самыми

[21, с. 54].

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31/1

пассивными, а студенты направления «Экономика и управление», которые меньше всех испытывают страх перед безработицей, наиболее активны в подготовке к трудовой жизни. Так, только 45,1% студентов-гуманитариев считают необходимым введение дисциплины «Технология поиска работы», в то время как среди специальностей экономико-управленческого профиля таковых оказалось 63%. О существовании Центра содействия трудоустройству выпускников БашГУ знают, например, 45,9% студентов-гуманитариев, 56,2% - технарей и 56,6% экономистов-управленцев. Ярмарки вакансий рабочих мест посещал каждый пятый опрошенный студент инженерно-технических и экономико-управленческих специальностей, в то время как среди студентов социально-гуманитарного профиля - лишь каждый десятый. Тренинги, лекции по развитию навыков эффективного трудоустройства посещали менее 10% студентов-гуманитариев, почти четверть - технарей и треть экономистов, что также является наглядным свидетельством того, что студенты социально-гуманитарного профиля являются самыми непредприимчивыми в вопросах будущего трудоустройства.

В 2006 году Комитетом по молодежной политике Администрации городского округа город Уфа совместно с муниципальным учреждением «Центр содействия занятости молодежи» было проведено исследование «Занятость молодежи в условиях крупного города» [15, с. 18].

Исследование показало, что основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников, являются:

- низкая профессиональная конкурентоспособность выпускников;

- отсутствие у большинства из выпускников необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры;

- отсутствие знаний и умений вести переговоры с работодателями по вопросам трудоустройства;

- завышенные требования самих выпускников к будущему месту работы из-за незнания конъюнктуры рынка труда;

- завышенная самооценка выпускников;

- несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий;

- отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

- нежелание многих работодателей брать работников без опыта трудовой деятельности и высокой квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- слабая трудовая мотивация у части выпускников.

В этих условиях молодежи необходимо использовать свои конкурентные преимущества, к которым можно отнести: способность к обучению, инновационность, энергичность, креативность мышления, высокая работоспособность.

Заключение

Современные студенты крупных городов совмещают учебу на дневном отделении с трудовой занятостью. Причем, чем крупнее город, тем доля работающих студентов выше. Огорчает то факт, что лишь у 10 % студентов работа связана с получаемой специальностью. Более половины студентов не знают место своей будущей работы и лишь одна пятая часть респондентов могут ответить на этот вопрос определенно.

Предсказуемым здесь является высокая обеспокоенность студентов по поводу возможной безработицы по окончании учебного заведения. Причем наиболее обеспокоены возможностью стать безработным студенты-гуманитарии, менее всех обеспокоены студенты экономических специальностей.

Основными причинами того, что респонденты могут остаться без работы, являются, по их же мнению, отсутствие опыта и стажа работы. Еще 20% ответов приходится на вариант ответа «ненужность в условиях рынка получаемой профессии, специальности».

Основным способом поиска работы представителей всех направлений является интернет, газеты, журналы, друзья, знакомые. Причем студенты социально-

гуманитарного направления склонны меньше пользоваться возможностями СМИ и всемирной сети, а также, так называемыми социальными сетями, по сравнению с представителями других направлений.

Студенты считают, что для того, чтобы трудоустроиться на желаемую работу, специалист прежде всего должен быть ответственным, целеустремленным, работоспособным. Такие качества, как активность, инициативность, желание развиваться, по мнению опрашиваемых, менее важны для эффективного трудоустройства.

Организация стажировки и практики на предприятии во время учебы и целевая подготовка студентов для конкретных работодателей на контрактной основе представляются студентам наиболее эффективными способами эффективного трудоустройства. При этом студенты социально-гуманитарного направления, которые более всех обеспокоены возможностями дальнейшего трудоустройства оказались и самыми пассивными, а студенты направления «Экономика и управление», которые меньше всех испытывают страх перед безработицей, наиболее активны в подготовке к трудовой жизни, то есть посещают ярмарки вакансий, тренинги и лекции по развитию навыков эффективного поиска работы.

Исследование позволило выявить проблемные зоны в вопросах трудоустройства молодежи на рынке труда крупного города, определить настроения будущих выпускников высшего учебного заведения по поводу предстоящего трудоустройства. Это позволяет в дальнейшем разработать инструменты по совершенствованию механизма эффективного трудоустройства молодых специалистов и несомненно вызывает интерес для дальнейших научных исследований.

1. Авилова, Ж.Н. Исследование социально-трудовых отношений молодых специалистов / Ж.Н. Авилова, Н.В. Шамаева // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Белгород. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. - 2009. - С. 18-24.

2. Бабинцев, В.П. К формированию специалиста новой формации / В.П. Бабинцев, С.Д. Лебедев // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 145-146.

3. Бендюков, М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. - СПб.: Речь. - 2006. - 240 с.

4. Вишневская, Н.Г. Молодежная биржа труда: функции, задачи, роль / Н.Г. Вишневская, Д.В. Ганцева // Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 14 февраля 2014 г.: в 6 ч. Ч. 2 / отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: РИЦ БашГУ. - 2014. - С. 50-53.

5. Волкова, О.А. Экономическая составляющая профессиональной идентификации на рынке труда / О.А. Волкова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2006. - № 2. - С. 161-166.

6. Дудина, И.А. Учебный контракт как инструмент управления образовательным процессом в вузе / И.А. Дудина, Н.В. Буханцева // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2014. - № 1(172). - Вып.29/1. - С. 32-40.

7. Дятченко, Л.Я. Технологии регулирования процессов самоорганизации молодежи в регионе / Л.Я. Дятченко, Т.И. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 4. - С. 35-40.

8. Зубок, Ю.А. Молодежь на рынке труда: транзитивные процессы в условиях постсоветской трансформации // Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социально-гуманитарные знания. -2012. - № 3. - С. 3-27.

9. Зубок, Ю.А. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. - 2012. - № 8. - С. 103-111.

10. Ломовцева, О.А. Управление формированием инновационно ориентированных кадров в вузе / О.А. Ломовцева, И.Ю. Пахомова, И.А. Шумакова / / Регионология. - 2012. - № 2. - С. 124-131.

Список литературы

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31/1

11. Ломовцева, О.А. Участие вузов в инновационном обновлении промышленности региона / О.А. Ломовцева, О.А. Герасименко // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 1. - С. 131-133.

12. Насибуллин, Р.Р. Молодежь в социальном пространстве крупного города: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Р.Р. Насибуллин. - Уфа. - 22 с.

13. Родионова, А.В. Трудовая занятость студентов в условиях реформирования системы высшего образования в России: автореф. дис. ... канд. соц. наук / А.В. Родионова. - Санкт-Петербург. - 2012. - 26 с.

14. Рыкова, Е.А. Технология поиска работы: учеб. пособие для учащихся учреждений НПО и общеобразовательных школ / Е.А. Рыкова, И.А. Волошина, Л.Н. Прожерина. - М.: ПрофОбрИздат. - 2001. - 96 с.

15. Сагитов, С.Т. Занятость молодежи в условиях крупного города / С.Т. Сагитов, Р.Р. Насибуллин. - Уфа: ООО «Банкос-Медиа». 2007. - 64 с.

16. Сапрыка, В.А. Социологический мониторинг внутривузовской среды / В.А. Сапрыка, И.С. Шаповалова, Л.Н. Шмигирилова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 2. - С. 412.

17. Сапрыка, В.А. Удовлетворенность родителей качеством высшего профессионального образования: социологический анализ / В.А. Сапрыка, И.С. Шаповалова, Л.Н. Шмигирилова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 405.

18. Саттарова, К.О. Эффективный поиск работы: советы и рекомендации [Электронный ресурс] / О.К. Саттарова, Н.Г. Вишневская // Гуманитарные научные исследования. Январь 2014. № 1. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/01/5538.

19. Сафиуллина, Ф.Р. Трудовая занятость студенческой молодежи как социальный фактор формирования профессиональных компетенций: автореф. дис. . канд. соц. наук / Ф.Р. Сафиуллина. Саратов. 2014. 25 с.

20. Скачкова, Л.С. Адаптационное поведение молодых специалистов на рынке труда: концепция, факторы, инструментарий: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Л.С. Скачкова. - Ростов-на-Дону. - 2011. - 26 с.

21. Тарабаева, В.Б. Ключевые компетенции как основа модели личности выпускника вуза /

B.Б. Тарабаева / / Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8 (часть 3). -

C. 51-55.

22. Чупров, В.И. Тенденции социального развития молодежи в сфере труда / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2011. - № 6. - С. 44-51.

23. Шкильдина, А.Л. Роль молодежной биржи труда в трудоустройстве выпускников вузов [Электронный ресурс] / А.Л. Шкильдина, Н.Г. Вишневская // Гуманитарные научные исследования. Январь 2014. № 1. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/01/5545.

YOUTH ON THE LABOR MARKET OF A BIG CITY: PROBLEMS OF EFFECTIVE EMPLOYMENT

Bashkir

State University Ufa

e-mail:

vng36@yandex.ru

N.G. VISHNEVSKAYA

In modern conditions of mismatch of demand and supply the questions of young specialists' employment are of great importance. Special interest lies in this problem study among student youth, entering labor market of a big city. The research is based on the results of sociological survey, which interviewed senior students and upper graduates of the Bashkir state university. There have been revealed future graduates' moods regarding temporary employment, upcoming employment and effective ways of job hunting.

Keywords: effective employment, youth, student, a big city, job hunting, labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.