Научная статья на тему 'Основные тенденции развития высшего образования в России: количественные и качественные аспекты'

Основные тенденции развития высшего образования в России: количественные и качественные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1384
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / REFORM IN EDUCATION / СПРОС НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEMAND FOR HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / ЗАПРОСЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYERS'' REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манахов Сергей Владимирович, Рыжакова Алла Владимировна

В статье авторами на основе анализа ряда статистических показателей выявлены тенденции развития системы высшего образования в России за период с начала активных реформ образовательной сферы и по сегодняшний день. Установлено, что имевшийся за рассматриваемый период значительный рост масштабов деятельности российских высших учебных заведений привел, в частности, к существенному снижению общего уровня подготовки выпускников вузов. Сделан вывод, что современная система высшего образования России, удовлетворяя потребности рынка по количественному критерию, не способна в полной мере обеспечить работодателей специалистами необходимого качества. В статье определены причины продолжающегося возрастания спроса на высшее образование при снижении его качества и предложены возможные пути преодоления данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манахов Сергей Владимирович, Рыжакова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By analyzing statistics the authors show trends in the development of higher education system in Russia from the beginning of active reforms of the education field up to the present moment. It was found out that considerable growth in the volume of Russian universities' activity caused sharp decline in the level of graduates' training. The article arrived at the conclusion that the present day system of Russian higher education meeting the requirements of market by quantitative criterion cannot provide employers with specialists of necessary quality. The authors show causes of continuous demand for higher education while its quality is dropping. Possible ways of overcoming the problem were put forward.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития высшего образования в России: количественные и качественные аспекты»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ1

Манахов Сергей Владимирович

кандидат экономических наук, заместитель директора НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Рыжакова Алла Владимировна

доктор технических наук, профессор, заместитель начальника управления организации НИР РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье авторами на основе анализа ряда статистических показателей выявлены тенденции развития системы высшего образования в России за период с начала активных реформ образовательной сферы и по сегодняшний день. Установлено, что имевшийся за рассматриваемый период значительный рост масштабов деятельности российских высших учебных заведений привел, в частности, к существенному снижению общего уровня подготовки выпускников вузов. Сделан вывод, что современная система высшего обра-

KEY TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: QUANTITATIVE AND QUALITATIVE ASPECTS

Manakhov, Sergey V.

PhD, Deputy Director of the Research Institute 'New Economy and Business' of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Ryzhakova, Alia V.

Doctor of Sciences, Professor, Deputy Head of the Department for Research Organization of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

By analyzing statistics the authors show trends in the development of higher education system in Russia from the beginning of active reforms of the education field up to the present moment. It was found out that considerable growth in the volume of Russian universities' activity caused sharp decline in the level of graduates' training. The article arrived at the conclusion that the present day system of Russian higher education meeting the requirements of market by quantitative criterion cannot provide

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 2014/162.

зования России, удовлетворяя потребности рынка по количественному критерию, не способна в полной мере обеспечить работодателей специалистами необходимого качества. В статье определены причины продолжающегося возрастания спроса на высшее образование при снижении его качества и предложены возможные пути преодоления данной проблемы.

employers with specialists of necessary quality. The authors show causes of continuous demand for higher education while its quality is dropping. Possible ways of overcoming the problem were put forward.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, реформа образования, спрос на высшее образование, качество высшего образования, запросы работодателей.

Keywords: higher educational institutions, reform in education, demand for higher education, quality of higher education, employers' requirements.

Рыночные трансформации российской экономики в значительной степени преобразовали парадигму развития высшего образования, а также стратегию подготовки кадров. Начавшийся со второй половины 90-х гг. прошлого столетия активный процесс реформирования системы высшего образования в России продолжается до сих пор и пока далек от своего завершения. Одним из наиболее обсуждаемых результатов многочисленных реформаторских преобразований последних двух десятилетий стало существенное изменение общего количества высших учебных заведений и доли частных образовательных организаций в их составе (рис. 1).

В динамике показателя, характеризующего общее количество высших учебных заведений, можно выделить два основных этапа.

На первом этапе (с 1993 по 2009 г.) отмечался значительный рост общего числа высших учебных заведений. Созданная во второй половине 1990-х гг. законодательная база по существу не ограничивала возможности по открытию филиалов и созданию негосударственных вузов, что привело в итоге за период в 15 лет к учреждению более 1 000 новых государственных и негосударственных вузов, в том числе более 400 университетов, увеличению доли частных высших учебных заведений в общем количестве вузов с 12,5% в 1993/94 учебном году до 41,8% в 2008/09 учебном году.

На втором этапе (с 2010 г. по настоящее время) в результате изменения образовательного законодательства, введения механизма мониторинга эффективности деятельности высших учебных заведений, предполагающего возможность реорганизации вузов, отнесенных к группе неэффективных, происходит процесс постепенного сокраще-

ния их общего количества. При этом соотношение количества государственных и частных вузов остается практически неизменным.

1200

1000

800

600

400

200

1 068 1 108

1 134

1 114 1 115

965

762

626

/

193

58

13

450

74

52

1 080

62

1 046

46

969

37

91

с^ сЛ^ ^ ^ ^

\чг т?0 г^ ^

Число государственных организаций высшего образования * Число частных образовательных организаций

0

Рис. 1. Динамика числа высших учебных заведений за период с 1993 по 2014 г.1

Аналогичным образом изменялись и значения показателей, отражающих прием на обучение по программам высшего образования и выпуск специалистов с высшим образованием. Графическое сопоставление динамики двух указанных показателей позволяет наглядно убедиться в смене вектора государственной политики в 2009-2010 гг. Именно на этот период приходится пересечение кривых, отображающих изменения приема абитуриентов в вузы и выпуска специалистов с высшим образованием (рис. 2).

Другим существенным результатом образовательных реформ стало значительное изменение структуры имеющейся совокупности государственных и муниципальных высших учебных заведений - су-

1 Рис. 1-3 составлены по данным Федеральной службы государственной статистики.

щественно возросло количество вузов с университетским статусом (рис. 3).

Тыс. чел.

1993/94 2000/01 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 * Принято студентов —■— Выпущено специалистов

Рис. 2. Прием студентов в высшие учебные заведения и выпуск специалистов с высшим образованием

700 600 500 400

300

200

100

660

658

660 662 653 » <6

634

1998/99 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 Университеты

Академии

Институты

♦ Всего государственных и муниципальных высших учебных заведений

0

Рис. 3. Структура государственных и муниципальных высших учебных заведений РФ в 1998-2012 гг.

Если в конце 1970-х гг. в стране насчитывалось порядка 30 университетов, которые составляли костяк советского высшего образования, охватывали широкий круг направлений подготовки студентов и имели серьезную базу для научных исследований (университеты в то время являлись, по существу, исследовательскими университетами в современном понимании), то в 1998 г. в результате простого переименования академий и институтов в университеты университетским статусом обладало уже 270 вузов, а в 2012 г. - 342 вуза [1].

Что касается бюджетного финансирования государственных и муниципальных вузов, то тут необходимо отметить положительные сдвиги, произошедшие за последнее десятилетие. Период резкого снижения государственной поддержки, имевший место в 1990-е гг., сменился этапом роста объемов государственного субсидирования. Расходы федерального бюджета на поддержку системы профессионального образования в 2013 г. возросли по отношению к 2000 г. в 18,3 раза (в абсолютном выражении) и достигли 687,5 млрд рублей, или 1% от ВВП (по подразделу «Высшее и послевузовское профессиональное образование» - 507,9 млрд рублей, или 0,76% от ВВП)1. За указанный период произошло увеличение оплаты труда кадрового состава государственных вузов, определенное восстановление престижа профессии преподавателя. Одновременно были обновлены содержание и методы обучения. Более широко стали применяться информационные и интернет-технологии.

Существенную коррекцию прошли программы обучения, учебные планы и квалификационные требования, основы и принципы набора студентов, методы административного и финансового управления. При этом нельзя забывать, что во многом указанные изменения были обеспечены притоком денежных ресурсов за счет прямых расходов граждан на оплату высшего образования. Рост затрат на сферу высшего образования в консолидированном бюджете страны заложил основу для преодоления последствий глубокого системного кризиса, в котором российское высшее образование оказалось в 90-х гг. XX в.

На современном этапе государство стабилизировало свои расходы на высшее образование. В соответствии с федеральным бюджетом на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. запланировано некоторое снижение доли затрат на высшую школу в общем объеме расходов бюджета (при сохранении тенденции роста затрат на высшее образование в абсолютном выражении).

Проведенный выше анализ данных официальной статистики в целом свидетельствует о значительном росте масштабов деятельности

1 Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (с изменениями и дополнениями). -URL: http://base. garant.ru/ 70273206/ #ixzz3Ezl9qfFv

российских высших учебных заведений за последние 20 лет. Однако несмотря на позитивные тенденции в динамике количественных показателей деятельности учреждений высшего образования, остается множество вопросов относительно его адекватности требованиям современной развивающейся инновационной экономики. В этом смысле широко распространенное мнение о существенном снижении качества российского высшего образования подтверждается множеством неоспоримых фактов.

Экономические реформы 1990-х гг. либерализовали рынок и сделали конкурентными продукцию и услуги многих видов деятельности российской экономики, что привело к общему увеличению качества продукции и услуг. За два прошедших десятилетия сектор высшего образования под воздействием рыночных реформ был в значительной степени либерализован, модернизирован и в целом на сегодняшний день, как представляется авторам, удовлетворяет потребности рынка труда, но лишь по количественному критерию. Качественные характеристики выпускников вузов - потенциальных работников в условиях рыночной экономики, как показывают результаты многочисленных опросов представителей бизнес-среды, удовлетворяют работодателей не в полной мере.

Деятельность учреждений высшего профессионального образования, перспективы их развития неразрывно связаны с качеством производимых ими услуг. Учреждения высшего профессионального образования, выступая как сложная социально-экономическая система, взаимодействуют с рынком труда, на котором зарождаются стимулы к повышению качества образования. На практике это происходит следующим образом:

- потенциальные работодатели, заинтересованные в перспективных, грамотных и квалифицированных сотрудниках, высоко оценивают диплом вуза, зарекомендовавшего себя как качественный оператор образовательных услуг, обладающий солидным уровнем учебных программ, квалифицированными преподавателями, требующими высокого уровня знаний от студентов;

- наличие «качественного» диплома свидетельствует о профессиональной компетентности его владельца, а также в соответствии с теорией сигнализации [4] достоверно подтверждает способности обладателя диплома, успешно справившегося со сложной университетской программой;

- обладатели дипломов «качественных вузов» востребованы на рынке труда на вакантные высокооплачиваемые позиции, что увеличивает рейтинг вуза, повышает престижность и привлекательность для учебы, в то же время обеспечивает как профессиональное, так и финансовое благополучие. Выпускники престижного вуза оказываются

значительно лучше подготовленными, подтверждая в этом смысле благоприятную репутацию вуза среди работодателей. Более того, общение в течение нескольких лет с талантливыми сверстниками является мощным фактором интеллектуального и профессионального развития личности - в этом состоит многократно подтвержденный эмпирически «эффект среды» (peereffect) [3].

Тем не менее, как свидетельствует российский опыт последних десятилетий, наличие указанных стимулов недостаточно эффективно обеспечивает контроль качества образования со стороны рынка. На рынке образовательных услуг остаются агенты, не способные или не стремящиеся обеспечить качественное образование. Во многом данную тенденцию объясняет массовый и ажиотажный спрос на высшее образование, который сформировал такой формат рыночных отношений в области образования, при котором высшие учебные заведения получили достаточную свободу для установления своих условий и правил, а контроль качества оказываемых ими услуг стал менее эффективным. Как известно, этот спрос в значительной мере был удовлетворен существенным увеличением приема студентов в учреждения высшего профессионального образования, особенно платным приемом.

В целом снижение качества российского высшего образования обусловлено, по мнению авторов, действием следующих факторов:

1. Существенным снижением уровня требований к знаниям студентов. Работники высшей школы, а также студенты подтверждают «упрощенность» действующих образовательных стандартов, создающих условия для получения диплома вуза без особых усилий. Кроме того, сегодня активно применяются такие формы обучения, как группы выходного дня, обучение по индивидуальным планам, малые факультеты, укороченные программы и др. Все большим спросом пользуется заочное обучение, где учебный план, как правило, значительно упрощен по сравнению с дневной формой обучения. Доля заочного обучения в высшей школе России выросла с 33,8% в 1993/94 учебном году до 61,4% в 2013/14 учебном году (таблица).

2. Совмещением работы и учебы, особенно на старших курсах. В условиях новых экономических реалий в России существует множество возможностей, будучи студентом, начать профессиональную деятельность и зарабатывать. В связи с этим студенты нередко предпочитают пожертвовать занятиями в пользу приобретения профессионального опыта и заработка. Это явление прочно вжилось в систему высшего образования России, что отразилось на качестве образования.

3. Высоким уровнем коррупции во многих вузах, причем взятки широко практикуются как при поступлении в вузы, так и в процессе учебы при сдаче экзаменов и выполнении иных квалификационных требований. О том,

что качество и уровень знаний студентов - давно не приоритет для вузов, говорит их терпимость к коррупции.

4. Низким уровнем оплаты труда профессорско-преподавательского состава в значительной части вузов. Утрата позиции в отношении социального статуса и уровня заработной платы сотрудников высшей школы в 90-е гг. XX в. привела к массовому оттоку способных, перспективных и предприимчивых преподавателей. Несмотря на то, что к настоящему моменту данный отток явно ослабел, а уровень оплаты труда существенно возрос, кадровая проблема сохранилась, так как для восстановления общего уровня квалификации профессорско-преподавательского состава требуется значительный период времени.

Выпуск специалистов учреждениями высшего профессионального образования по формам обучения*

Учебный год Численность студентов, обучавшихся на очных/ заочных отделениях, тыс. чел. Доля в общем объеме обучавшихся, %

очных заочных, очно-заочных (вечерних), экстернат очных заочных, очно-заочных (вечерних), экстернат

Все образовательные учреждения высшего профессионального образования

1993/94 406 207 66,2 33,8

2000/01 805 806 50,0 50,0

2005/06 1 059 1 392 43,2 56,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008/09 971 1 690 36,5 63,5

2009/10 910 1 704 34,8 65,2

2010/11 842 1 555 35,1 64,9

2011/12 765 1 329 36,5 63,5

2012/13 774 1 267 37,9 62,1

2013/14 754 1 198 38,6 61,4

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования

1993/94 369 174 68,0 32,0

2000/01 622 518 54,6 45,4

2005/06 746 626 54,4 45,6

2008/09 667 696 48,9 51,1

2009/10 647 683 48,6 51,4

2010/11 628 568 52,5 47,5

2011/12 604 454 57,1 42,9

2012/13 642 469 57,8 42,2

2013/14 631 436 59,1 40,9

Негосударственные об оазовательные учреждения высшего профессионального образования

1993/94 37 33 52,9 47,1

2000/01 183 288 38,9 61,1

2005/06 313 766 29,0 71,0

2008/09 304 994 23,4 76,6

2009/10 263 1 021 20,5 79,5

2010/11 214 987 17,8 82,2

2011/12 161 875 15,5 84,5

2012/13 132 798 14,2 85,8

2013/14 123 762 13,9 86,1

* Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.

Таким образом, при существенном увеличении количества высших учебных заведений, зеркальном росте значений показателей приема студентов и выпуска специалистов, улучшении финансирования высшей школы в целом серьезно пострадало качество образования. Тем не менее спрос на высшее образование возрастает. Экономические причины описанного процесса кроются в наличии в структуре спроса на услуги учреждений высшего образования сегментов, где качество предоставляемых услуг не является приоритетом. Основными мотивами являются обязательная социализация и уклонение от воинской службы. Подобные мотивы дестимулируют качество образования, так как повышение требований к студентам и усложнение учебных программ заставят абитуриентов, для которых приоритетны указанные мотивы, обратиться к другим учебным заведениям.

Несмотря на складывающуюся объективную потребность в высококвалифицированных специалистах, работодателями все также выдвигаются довольно низкие требования к уровню знаний выпускников вузов. Это позволяет большинству учреждений высшего профессионального образования предлагать сомнительное качество образования, посредственное отношение к невыполнению требований учебного плана и учебных программ, при этом на финансовое и профессиональное благополучие это никак не влияет.

Ожидания работодателей, выпускников и руководства высших учебных заведений уравновешиваются. Они выражаются в виде осведомленности работодателей об уровне и качестве знаний выпускников тех или иных учреждений высшего профессионального образования, а абитуриентов - относительно будущего заработка и перспектив карьерного роста после окончания избранного вуза. В создавшихся условиях администрация учебных заведений принимает соответствующие решения относительно учебных программ, планов, образовательных стандартов, квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава и др. Подобная структура рыночного спроса и указанные выше мотивации формируют основу массового высшего образования с низким уровнем качества.

Для того чтобы изменить ситуацию, поднять свою профессиональную и рыночную оценку, администрация высших учебных заведений должна изменить свой подход к образовательному процессу, усилить взаимодействие с рынком труда, повысить качество учебных программ, осовременить материально-техническую базу, поднять планку требований к знаниям студентов и т. д. Однако эти меры предполагают привлечение значительных долгосрочных финансовых вложений, окупаемость которых соответственно наступит в долгосрочном периоде. В современных же российских условиях приоритетными являются текущие потребности и краткосрочные задачи, что формирует

устойчивость в ожиданиях и реалиях агентов рынка высшего образования и рынка труда.

Список литературы

1. Гретченко А. И., Манахов С. В., Сенова А. Х. Анализ современного состояния и основных закономерностей развития учреждений высшего профессионального образования в РФ как сложной социально-экономической системы // Плехановский научный бюллетень. Научный бюллетень Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (2). - С. 42-51.

2. Дубовик М. В. Слияния и поглощения как орудие конкурентной борьбы на образовательном ландшафте // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 8 (74). - С. 3-11.

3. Henderson V., Mieszkowski P., Sauvageau Y. Peer Groups Effects and Educational Production Functions / / Journal of Public Economics. - 1978. -Vol. 10. - N 1.

4. Spence M. Market Signaling: Informational Transferin Hiringand Related Screening Processes. - Cambridge, MA : Harvard University Press, 1974.

References

1. Gretchenko A. I., Manakhov S. V., Senova A. Kh. Analiz sovremennogo sostoyaniya i osnovnykh zakonomernostey razvitiya uchrezhdeniy vysshego professional'nogo obrazovaniya v RF kak slozhnoy sotsial'no-ekonomicheskoy sistemy [Analyzing the Present Condition and General Regularities of the Development of Higher Education Institutions in Russia as a Complex Social and Economic System], The Plekhanov Research Bulletin. Research Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics, 2012, No. 2 (2), pp. 42-51. (In Russ.).

2. Dubovik M. V. Sliyaniya i pogloshcheniya kak orudie konkurentnoy bor'by na obrazovatel'nom landshafte [Mergers and Acquisitions as a Tool of Competitive Struggle on Educational Landscape], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 8 (74), pp. 3-11. (In Russ.).

3. Henderson V., Mieszkowski P., Sauvageau Y. Peer Groups Effects and Educational Production Functions, Journal of Public Economics, 1978, Vol. 10, No. 1.

4. Spence M. Market Signaling: Informational Transferin Hiringand Related Screening Processes, Cambridge, MA, Harvard University Press, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.