Научная статья на тему 'Исследование системы высшего профессионального образования Пензенской области'

Исследование системы высшего профессионального образования Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / INDICATORS OF REGIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Влазнев А. И., Влазнева С. А., Марко А. А.

В статье, основываясь на статистические данные, приведены основные показатели системы высшего профессионального образования Пензенской области. Авторы отмечают, что в системе высшего образования произошел значительный рост : увеличилось как число поступающих в вузы, так и количество университетов. Для изучения системы высшего образования авторы использовали четыре критерия, каждый из которых был дополнен показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of higher education system in Penza region

The article, based on statistic data, gives the main indicators of higher education system in Penza region. The authors point out that higher education system experienced a sharp growth: enrollment and the number of universities have increased. To investigate the higher education system the authors applied four criteria, е ach criterion includes some indicators.

Текст научной работы на тему «Исследование системы высшего профессионального образования Пензенской области»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378+330

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

© А. И. ВЛАЗНЕВ*, С. А. ВЛАЗНЕВА**, А. А. МАРКО*

* Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра теоретической физики и общетехнических дисциплин ** Пензенский государственный университет, кафедра профессиональной педагогики и психологии e-mail: [email protected]

Влазнев А. И., Влазнева С. А., Марко А. А.- Исследование системы высшего профессионального образования Пензенской области // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 720-724. - В статье, основываясь на статистические данные, приведены основные показатели системы высшего профессионального образования Пензенской области. Авторы отмечают, что в системе высшего образования произошел значительный рост: увеличилось как число поступающих в вузы, так и количество университетов. Для изучения системы высшего образования авторы использовали четыре критерия, каждый из которых был дополнен показателями.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования, показатели региональной системы высшего образования.

Vlaznev A. I., Vlazneva S. A., Marko A. A. - Study of higher education system in Penza region // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 720-724. - The article, based on statistic data, gives the main indicators of higher education system in Penza region. The authors point out that higher education system experienced a sharp growth: enrollment and the number of universities have increased. To investigate the higher education system the authors applied four criteria, еach criterion includes some indicators.

Keywords: higher education system, indicators of regional higher education system.

В Пензенской области, как и в целом по Российской Федерации, высшая школа расширяет свою сеть, осуществляет многоуровневую подготовку специалистов, увеличивает набор изучаемых дисциплин.

Основные показатели системы высшего профессионального образования представлены в табл. 1.

Государственная высшая школа области представлена 3 университетами: государственным, государственным педагогическим и государственным архитектурно-строительным; 2 государственными академиями: сельскохозяйственной и технологической и филиалами различных высших учебных заведений. В области наряду с государственными высшими учебными заведениями развиваются негосударственные. На начало 2010/11 уч. г. в г. Пензе действовали 5 негосударственных вузов. Это филиалы Международного независимого эколого-политологического университета, Современной гуманитарной академии, Московского открытого социального университета, Московского института экономики, менеджмента и права, Московского института предпринимательства и права.

Охват молодёжи высшим профессиональным образованием в последние годы расширяется в основ-

ном за счёт увеличения доли студентов, которые обучаются с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Этот показатель в 2010 г. составил 47,3 % против 38,7 % в 2005 г.

на начало 2010/11 уч. г. в государственных высших учебных заведениях обучались 51,1 тыс. студентов, или на 0,3 % меньше, чем в 2005/06 уч. г. и на 2,2 %, чем в 2009/10 уч. г. В государственных высших учебных заведениях идет выраженное сближение числа студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения. В 2010 г. принято 11369 чел., что на 6,5 % меньше, чем в 2009 г. и на 12,7 % меньше, чем в 2008 г. на начало 2010/11 уч. г. в негосударственных вузах числится 7,9 тыс. студентов, что на 8,9 % меньше, чем в 2009/10 уч. г. Отмечается преобладание заочной формы обучения, где обучается 6,9 тыс. (86,9 %) студентов. В 2010 г. принято 1103 студента, что 32,2 % меньше, чем в 2009 г. Демографический фактор оказывает влияние на показатели деятельности системы образования. В системе общего образования контингент обучающихся сокращается. В системе высшего образования численность студентов, начиная с 2009/10 уч. г. снижается.

Таблица 1

Основные показатели системы высшего профессионального образования

в Пензенской области

Показатель 1991/92 1995/96 2000/01 2005/06 2009/10 2010/11

Все высшие учебные заведения

Число высших учебных заведений, включая филиалы, ед. 4 4 8 18 21 20

Численность студентов всего, чел. 23298 22196 35115 56548 60891 58981

в т. ч. обучавшихся на отделениях:

очных 14638 15446 24655 31334 27963 26640

очно-заочных (вечерних) 1526 416 620 1136 1319 1492

заочных 7138 6334 9606 23557 30527 29769

экстернат х х 234 521 1082 1080

Принято студентов всего, чел. 4719 4869 8674 12053 12606 11369

Составлено по: [2]

Стипендию или другие выплаты за счёт стипендиального фонда получает 82,3 % от численности студентов очных отделений государственных вузов, обучающихся за счёт федерального бюджета (в 2005 г. -

77.0 %, 2009 г. - 75,4 %).

В 2010 г. государственные вузы области подготовили 9,3 тыс. специалистов, что на 17,9 % больше уровня 2005 г. Из числа окончивших дневные отделения получили направления на работу 58,4 % специалистов, из них 57,3 % в соответствии с заключёнными договорами. Не получили направления на работу 0,3 % выпускников и самостоятельно трудоустроились

12.1 % специалистов.

Основные данные по численности профессорско-преподавательского персонала (ППП) высших учебных заведений представлены в табл. 2.

Обучением студентов в государственных вузах занимаются 3324 преподавателя, из которых 2896 чел. основной штатный персонал (из них 1532 женщины) и 428 чел. работают на условиях штатного совместительства. Из численности основного персонала имеют учёную степень доктора наук 305 чел. (10,5 %), кандидата наук - 1603 чел. (55,4 %), учёное звание профессора -278 чел. (9,6 %), доцента - 67 чел. (43,8 %). В среднем на одного преподавателя приходится 17 студентов. Численность профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов 145 чел., из них 17,2 % работают на условиях штатного совместительства. Из основного штатного персонала учёную степень доктора наук имеют 7 чел. (5,8 %), кандидата наук -71 чел. (59,2 %), учёное звание профессора - 5 чел. (4,1 %), доцента - 46 чел. (38,3 %).

В 2009 г. государственные высшие учебные заведения занимали 65 зданий общей площадью 575,9 тыс. кв. м, в том числе 49 учебно-лабораторных (430,8 тыс. кв. м), 16 общежитий (83,6 тыс. кв. м). В учебных целях использовались 3959 персональных компьютеров, из них в составе локальных вычислительных сетей - 3604 (91 %). Доступ к сети Интернет имели 3549 (89,6 %). Все самостоятельные вузы име-

ли свои WEB-сайты в Интернете, адреса электронной почты и выделенные каналы связи.

В 2009 г. негосударственные высшие учебные заведения занимали 9 учебно-лабораторных зданий общей площадью 25,5 тыс. кв. м, из которой 89,4 % -арендованная. В учебных целях использовался 991 персональный компьютер, из них 663 (66,9 %) были объединены в локальную вычислительную сеть. Доступ к сети Интернет имели 304 персональных компьютера (30,7 %).

Для изучения состояния сферы высшего профессионального образования мы адаптировали и дополнили методику, предложенную С. А. Филатовым [3]. Состояние развития высшего образования может быть оценено по следующим критериям: массовость (масштабность) высшего профессионального образования; доступность высшего профессионального образования; осмосиативность образовательных структур; гибкость и динамичность системы профессионального образования. Перечисленные свойства системы высшего профессионального образования в большинстве своём определяются качественно и непосредственно не поддаются количественному измерению. Поэтому эти свойства необходимо представить совокупностью характеристик, доступных количественной оценке. Другими словами, необходимо определить индикаторы, с помощью которых можно оценить, в том числе и количественно, состояние высшего профессионального образования с точки зрения выбранных критериев.

Для характеристики масштаба, или массовости, профессионального образования предлагаются показатели: число студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (вузов) на 10 тыс. населения и коэффициент возрастной структуры населения, который характеризует долю населения в возрасте до 35 лет в общей численности населения региона. Лица в возрасте до 35 лет являются наиболее активной частью населения в смысле получения образования.

Таблица 2

Основные данные по численности профессорско-преподавательского персонала (ППП) высших учебных заведений Пензенской области

Показатель 1991/92 1995/96 2000/01 2005/06 2009/10 2010/11

Государственные и муниципальные высшие учебные заведения

Численность ППП (штатный персонал) всего, чел. 1784 1917 2098 2507 2826 2896

в том числе имеют:

ученую степень доктора наук 38 65 127 233 278 305

ученую степень кандидата наук 842 980 1060 1247 1506 1603

ученое звание профессора 42 92 168 218 251 278

ученое звание доцента 564 746 798 921 1035 1267

Негосударственные высшие учебные заведения

Численность ППП (штатный персонал) всего, чел. х х 51 104 137 120

в том числе имеют:

ученую степень доктора наук х х 1 2 6 7

ученую степень кандидата наук х х 11 34 75 71

ученое звание профессора х х 1 2 4 5

ученое звание доцента х х 6 16 46 46

Составлено по: [2]

Под доступностью профессионального образования следует понимать, прежде всего, равенство возможностей поступления в образовательные учреждения профессионального образования и успешного завершения обучения для различных слоев и групп населения. Поэтому индикаторами, характеризующими данное свойство системы профессионального образования, могут быть следующие показатели: коэффициент территориальной доступности профессионального образования; конкурс на вступительных экзаменах в вузы; процент студентов государственных вузов, обучающихся на бюджетной основе; процент студентов вузов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки, индекс Херфиндаля-Хиршмана, который характеризует уровень монополизма на рынке образовательных услуг.

Важнейшим свойством системы профессионального образования является осмосиативность. Данное свойство, являющееся отражением интеграционных процессов, происходящих в профессиональном образовании, выражает взаимопроникновение образовательных структур, реализующих связанные образовательные программы различного уровня. Поэтому определить, в какой степени профессиональному образованию присуще свойство осмосиативности, представляется возможным с помощью следующих показателей: доля студентов, поступивших в вузы на базе начального профессионального образования (нПО), от общего количества зачисленных в вузы; доля студентов, поступивших в вузы на базе среднего профессионального образования (СПО), от общего количества зачисленных в вузы.

Свойство гибкости и динамичности системы профессионального образования выражается в вариативности как образовательных программ, так и типов и видов образовательных учреждений, что в конечном итоге позволяет образовательной системе реагировать на изменение социально-экономической обстановки и запросов различных социально-демографических групп населения, хозяйствующих субъектов и общества в целом. Профессиональное образование может быть продиагностировано на наличие данного свойства по таким показателям, как: доля студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки, в общем студенческом контингенте вузов; процент обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Рассчитанные по данной методике показатели представлены в табл. 3.

Анализ значений показателей развития высшего профессионального образования в Пензенской области позволяет сделать ряд выводов.

Численность студентов высших учебных заведений в расчёте на 10 тыс. населения в 2010 г. составила 430 чел. Данный показатель достигает максимального значения в 2008 г. (454 чел.) и в последующие годы плавно снижается. Пензенская область характеризуется достаточной образовательной активностью населения. Однако среднероссийский показатель численности студентов на 10 тыс. населения (493 чел.) превышает показатель региона.

В высшем образовании проблема доступности в количественном плане была решена. Общее число студентов вузов выросло с 1991 г. более чем в 2,5 раза.

Расширение доступности высшего образования было достигнуто за счет роста числа государственных и муниципальных вузов (если считать увеличение их числа с учетом расширения филиальной сети, то почти в 4 раза), а также формирования негосударственного сектора. В целом число высших учебных заведений (с филиалами) в Пензенской области с 1991 г. выросло в 5 раз. Расширение вузовской сети было непосредственно связано с ростом платности в высшем образовании, как в государственном, так и негосударственном секторах. В 2010/11 учебном году в Пензенской области на платной основе в государственных и негосударственных вузах обучалось уже более 47 % от общего числа студентов. В государственном секторе высшего образования число платных студентов приблизилось к половине. начиная с 2000 г. количество студентов, обучающихся с полным возмещением затрат увеличилось с 19,2 % до 47,3 % в 2010 г. С одной стороны, уровень доступности высшего образования растет для абитуриентов из семей с высокими и средними доходами. но с другой, рост уровня платности услуг значительно ограничивает возможность получения высшего образования для менее обеспеченных слоев населения. Уровень доступности высшего профессионального образования, измеряемый числом вузов, численностью контингента студентов, существенно повысился. Столь быстрый рост доступности высшего образования не мог не сказаться негативно на его качестве и эффективности функционирования всей системы. Это выразилось в растущем рассогласовании потребностей рынка труда и тех ресурсов, которые на этот рынок поставляет система образования. Рассогласование идет и по количественным и по качественным параметрам. Особенностью россий-

ской системы образования являлось то, что спрос от инженерно-технических специальностей сдвинулся к тем, которые могли найти непосредственное применение в рыночной экономике. В Пензенской области количество обучающихся по экономическим специальностям с 2000 г. увеличилось в 2,2 раза. По данным специальностям в 2010 г. обучалось 28 % от общей численности студентов в Пензенской области.

Последние годы показывают устойчивую тенденцию к увеличению числа поступающих в вузы. В структуре образовательного уровня лиц, зачисленных в государственные высшие заведения, преобладают лица, имеющие среднее общее образование. но за рассматриваемый период увеличивается число обучающихся, поступающих в вузы на базе среднего профессионального образования. Это свидетельствует о том, что в регионе постепенно набирает силу процесс непрерывного профессионального образования.

Образовательное пространство России представлено в основном двумя моделями региональных рынков: олигополистической и монополистической рыночными структурами. В большинстве российских регионов, также как и в Пензенской области, преобладает первая модель, которая характеризуется господствующим положением на рынке небольшого количества вузов, предлагающих как однородные, так и дифференцированные образовательные продукты и способных оказывать влияние на рыночную ситуацию. Можно выделить несколько аспектов конкуренции между высшими профессиональными учреждениями: конкуренция между государственными и негосударственными вузами; конкуренция между государственными вузами, реализующими одинаковые по профилю профессиональные образо-

Таблица 3

Критерии и показатели развития высшего профессионального образования в Пензенской области (ПО)

Критерии Показатели Среднее значение по ПО

2000 2005 2010

1. Массовость Число студентов вузов на 10 тыс. населения, чел. 236 402 430

Коэффициент возрастной структуры населения, % 27 29 28

2. Доступность Конкурс в государственных вузах, количество заявлений/ количество мест 1,7 1,6 3,7

Процент студентов государственных вузов, обучающихся на бюджетной основе, % 81 61 53

Процент студентов государственных вузов, обучающихся по целевому контракту, % 3,5 3,1 2,8

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, един. 2590 2330 2335

3. Осмосиативность Доля студентов, поступивших вузы на базе НПО, от общего количества зачисленных в вузы, % 3,6 3,2 2,7

Доля студентов, поступивших вузы на базе СПО, от общего количества зачисленных в вузы, % 16,9 23,4 27

4. гибкость и динамичность Доля студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки, в общем студенческом контингенте вузов, % х 4,4 7

Процент обучающихся в негосударственных вузах, % 4,6 9,4 13

Рассчитано по: [1, 2]

вательные программы. Создание и расширение негосударственного сектора высшей школы является закономерным результатом усиления многообразия форм собственности и утверждения рыночных принципов хозяйствования. необходимо отметить, что хотя рост числа негосударственных вузов опережает этот показатель для госвузов, доля студентов, обучающихся в них незначительна, но существует устойчивая тенденция к увеличению обучающихся в негосударственных вузах. Динамизм, который в целом отличает развитие негосударственного сектора высшей школы, активное поведение негосударственных вузов на рынке образовательных услуг, заставляют государственные образовательные учреждения считаться с ними и рассматривать их как конкурентов.

В настоящее время усиливается конкуренция и между государственными высшими учебными заведениями. Многие вузы ввели новые для себя специальности (направления подготовки) экономического или юридического профиля. Это позволило образовательным учреждениям существенно увеличить наборы студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение. Расширение платности обучения имеет ряд социально-экономических последствий. Рост предложения образовательных услуг вузами не сопровождался заметным увеличением профессорско-преподавательского состава. Это не может не сказаться на качестве данных услуг. Во-вторых, существенно

уменьшается доступность высшего образования для социально необеспеченных слоев населения. увеличение приема студентов по востребованным специальностям приводит к тому, что численность и структура выпуска специалистов не соответствуют потребностям регионального рынка труда.

Мы рассмотрели региональный образовательный рынок в целом без учета дифференциации образовательных услуг, оказываемых вузами. В действительности данный рынок имеет четко выраженные сегменты. В этой связи можно выделить рынки педагогических, технических образовательных услуг, образовательных услуг в области строительства, архитектуры. Степень концентрации производства подобного рода услуг высока, поэтому можно говорить о доминирующем положении отдельных вузов в соответствующем рыночном сегменте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Образование в Пензенской области. Статистический сборник. Пенза: Пензастат, 2011. 340 с.

2. Пензенская область: основные показатели развития с 1991 по 2010 гг. Комплексный статистический сборник. Пенза: Пензастат, 2011. 458 с.

3. Филатов С. А. Непрерывное профессиональное образование в контексте экономики, основанной на знаниях. Дисс. ... доктора эк. наук. Новосибирск, 2005. 337 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.