Научная статья на тему 'ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / SPECIALIST / TEACHER / EDUCATIONAL PROGRAMS / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Статья посвящена повышению качества подготовки специалистов, вооружению их знаниями и навыками необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельностью. Автор анализирует, что ведется активное реформирование высшей школы, увеличивается количество специальностей, по которым осуществляется обучение, меняется нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку кадров для работы в современных условиях, совершенствуются учебные планы, вводятся новые государственные стандарты. В статье проанализированы концепции системы управления качеством образовательного учреждения (от приема абитуриентов и до трудоустройства выпускников), что представляет собой цепочку взаимосвязанных процедур по производству качественного готового продукта, иначе говоря, молодого специалиста.Тhe article is devoted to improving the quality of training of specialists, equipping them with the knowledge and skills necessary for successful implementation of professional activities. The author analyzes that there is an active reform of higher education, an increase in the number of specialties for which training is carried out, changes in the legal framework governing the training of personnel to work in modern conditions, improving curricula, introducing new state standards. The article analyzes the concepts of the quality management system of an educational institution (from the admission of applicants to the employment of graduates), which is a chain of interrelated procedures for the production of a high-quality finished product, in other words, a young specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

В начале исследования в соответствии с разработанными тестами, собеседованием и опросом студентов, мы осуществили входной контроль: замерили исходный уровень сформированности учебно-познавательной деятельности у студентов, участвующих в исследовании. В эксперименте принимали участие три экспериментальных и одна контрольная группа. Данные, полученные в ходе эксперимента, были обработаны методами математической статистики.

В результате обработки полученных данных было выявлено, что более 54 % студентов испытывают трудности при изучении дисциплины «Математика» (различных её разделов). Примерно 56 % студентов имеют низкий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, около 24 % - средний и примерно 20 % -высокий. Такой расклад говорит о недостаточной мотивации в обучении, низком уровне усвоения знаний, недостаточности умений и, как следствие, влечет за собой низкую успеваемость студентов.

В процессе нашего исследования были проведены промежуточный и итоговый тесты. Результаты этих тестов показали, что данные в экспериментальных группах на этапе промежуточного тестирования по сравнению с результатами входного тестирования имели положительную динамику. Количество студентов с высоким уровнем сформированности учебно-познавательной деятельности увеличилось на 12,8 %, средний уровень увеличился на 7,6 %. В контрольной группе увеличение произошло незначительно: высокий - на 5,1 %, средний - на 2,7 %.

Выводы. Итак, в данном исследовании мы рассмотрели учебно-познавательную деятельность студентов педагогического вуза начального образования на примере изучения дисциплины «Математика», выявили реальный уровень сформированности учебно-познавательной деятельности студентов I-III курсов БГПУ им. М. Акмуллы в г. Уфа. Мы провели эксперимент по внедрению дифференцированного подхода в качестве эффективного метода обучения и выявили его положительное влияние на результаты усвоения дисциплины «Математика».

Анализ полученных в процессе исследования данных позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности учебно-познавательной деятельности у большинства студентов в традиционных условиях образовательного процесса остается относительно низким. Поэтому необходимость внедрения дифференцированного подхода представляется актуальной, дифференциальный подход в обучении может способствовать положительной динамике роста уровня учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза начального образования.

Литература:

1. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: моногр. / В.А. Беликов. - Челябинск: Факел, 1995. - 141 с.

2. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.

3. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М., 1972. - 297 с.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

5. Мешкова, Л.М. Сущность и структурно-содержательные компоненты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов / Л.М. Мешкова // Вестник ЧГПУ. - 2010. - №5. -С. 119-126.

6. Немов, Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1994. - 576 с.

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН; Российский фонд культуры. - 3-е изд., стер. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

8. Педагогика: большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Соврем. слово, 2005. - 720 с.

9. Пидкасистый, П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П.И. Пидкасистый // Педагогика. - 2005. - №3. - С. 47-52.

10. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

11. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры специально-технической подготовки Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена повышению качества подготовки специалистов, вооружению их знаниями и навыками необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельностью. Автор анализирует, что ведется активное реформирование высшей школы, увеличивается количество специальностей, по которым осуществляется обучение, меняется нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку кадров для работы в современных условиях, совершенствуются учебные планы, вводятся новые государственные стандарты. В статье проанализированы концепции системы управления качеством образовательного учреждения (от приема абитуриентов и до трудоустройства выпускников), что представляет собой цепочку взаимосвязанных процедур по производству качественного готового продукта, иначе говоря, молодого специалиста.

Ключевые слова: специалист, преподаватель, образовательные программы, высшая школа. Annotation. The article is devoted to improving the quality of training of specialists, equipping them with the knowledge and skills necessary for successful implementation of professional activities. The author analyzes that there is an active reform of higher education, an increase in the number of specialties for which training is carried out, changes in the legal framework governing the training of personnel to work in modern conditions, improving curricula, introducing new state standards. The article analyzes the concepts of the quality management system of an

educational institution (from the admission of applicants to the employment of graduates), which is a chain of interrelated procedures for the production of a high-quality finished product, in other words, a young specialist.

Keywords: specialist, teacher, educational programs, higher school.

Введение. Изменения, происходящие в социально-культурной, экономической, политической и других сферах жизни российского общества, требуют трансформации и нового уровня национальной высшей школы. Теоретическое обоснование и практическую реализацию нашли такие направления ее развития, как дополнительное, опережающее и непрерывное образование, а также дистанционное и открытое. Дистанционные технологии позволяют обучаться без отрыва от производства, кроме того, с их помощью решаются задачи по повышению экономии за счет специализации преподавательского труда.

Изложение основного материала статьи. Деятельность современного ВУЗа в условиях развития общества, существенно отличается от работы любого промышленного предприятия, что исключает шаблонные подходы.

«Готовая продукция» ВУЗа - специалисты, подготовка которых длится 5-6 лет. На каком промышленном предприятии технологический процесс продолжается столь долго? Следовательно, «продукция» и «производственный процесс» - это главные особенности любого образовательного учреждения. Педагоги вуза - носители не только знаний, но и общей культуры. Поэтому важной особенностью можно назвать уровень профессорско-преподавательского состава, оценивающийся по ряду показателей.

Таким образом, в рамках системы управления качеством вся деятельность образовательного учреждения (от приема абитуриентов и до трудоустройства выпускников) представляет цепочку взаимосвязанных процедур по производству качественного готового продукта, иначе говоря, молодого специалиста.

Концепция открытого образования учитывает потребности всех заказчиков таких услуг, другими словами, видоизменяется механизм функционирования и контроля за образовательной деятельностью.

Реализация всех современных направлений развития системы обучения предполагает наличие гибких образовательных структур, способных быстро и адекватно реагировать на изменения социальных и экономических потребностей в данной сфере, осуществлять учебный процесс целенаправленно, с учетом стратегических потребностей развития общества [3].

Содержание образования призвано обеспечить формирование у обучающихся способности быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией, брать на себя ответственность за принимаемые решения, обладать необходимым уровнем социально-психологических и профессиональных компетенций, эффективно взаимодействовать и общаться с другими людьми [4]. В связи с этим особое значение приобретает обновление содержания образования на основе-принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и практической направленности. Вариативность образовательных программ, которая достигается за счет сочетания федеральных и национально-региональных компонентов, позволяет высшим школам оперативно реагировать на запросы заказчика.

Фундаментальная подготовка специалистов возможна только на базе вузов, обладающих высоким научным и образовательным потенциалом, а потому необходимо развитие междисциплинарных связей с ориентацией на формирование целостной картины мира на основе взаимодополняемости содержания дисциплин, единства целей и требований.

Реализация концепции непрерывного образования предполагает обучение с учетом индивидуализации (т.е. адаптации к способностям обучающихся) и многоуровневости подготовки. Отметим, что следует не только разработать и внедрить новые способы обучения, личностно ориентированные технологии, обеспечить свободный доступ к необходимой информации, усилить практическую направленность содержания преподаваемых дисциплин в сочетании с их фундаментальностью, но и создать условия для выстраивания каждым студентом собственной модели получения знаний. Иначе говоря, каждому предоставляется право работать на основе подходящих методик, приобретать интересующую специализацию и консультационные услуги по различным предметам, т.е. в соответствии со своими способностями и интересами. Важную роль в расширении возможностей вузов в данной сфере играет использование информационных технологий [2].

При реализации принципа индивидуализации курс обучения разбивается на ряд самостоятельных периодов, в течение которых приобретается определенная часть знаний и навыков (каждый раз все более высокого уровня), что подтверждается соответствующим документом: дипломом бакалавра, специалиста или магистра. Другими словами, можно начать трудовую деятельность либо продолжить обучение с индивидуализацией связана и трансформация обучающегося из объекта в субъект обучения.

Принцип практической направленности образования предполагает так называемое чередующееся обучение: проведение преддипломных практик, стажировок и т.п.

В условиях рыночной экономики высшие учебные заведения выступают не только в роли социальных институтов, но и хозяйствующих субъектов. Использование всех возможностей, предоставленных отечественным законодательством, позволяет вузам работать на принципах конкурентности и платности, изыскивать иные источники финансирования (гранты, дополнительные образовательные услуги, налоговые льготы, аренда имущества и т.п.).

Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг обусловило появление новых функций и звеньев в структуре учебного заведения, ответственных за их реализацию: отделы маркетинга и связей с общественностью; службы, курирующие подготовку будущих абитуриентов и работу в подшефных школах, колледжах; внутривузовские службы трудоустройства выпускников и т.д. Другими словами, происходит регулярное тщательное изучение потребностей в образовательных услугах и формирование- установки на их получение в данном учреждении. В рыночных условиях появился еще один механизм контроля качества -выбор абитуриентами и обучающимися того учебного заведения, которое, по их мнению, предоставляет наиболее качественные образовательные услуги.

Среди многообразия форм и средств, содействующих повышению эффективности обучения, немаловажную роль играют программированный контроль и выполнение письменных контрольных упражнений [1].

Программирование вызвано к жизни все возрастающим потоком знаний о различных явлениях природы и общества.

Следует сразу заметить, что программированный контроль является лишь вспомогательным средством в учебном процессе: он дополняет прежде всего основные его виды (семинары, лекции и самостоятельную работу слушателей), но не заменяет их. Он лишь повышает эффективность разнообразных видов учебного процесса. Однако среди различных способов интенсификации учебного процесса программированный контроль является наиболее действенным.

Применение программирования на семинарском занятии, например, позволяет за 15-20 минут установить уровень знаний всех слушателей по какому-либо вопросу (теме или разделу) философии. Одновременно преподаватель узнает, кто как работал над первоисточниками, читали ли слушатели дополнительную литературу.

Значительный выигрыш (во времени, психологический, нравственный) получает преподаватель при использовании программированного контроля и на экзамене, и на дополнительном занятии с отстающими, и на лекции.

Большую помощь оказывает программирование слушателям в их самостоятельной работе. Оно позволяет самостоятельно проверить правильность полученных знаний, содействует устранению неясностей, которые возникли при чтении специализированной литературы.

Использование программирования в различных видах учебного процесса дает реальную возможность, прежде всего, установить контроль за результатом усвоения учебного материала каждым слушателем. Это в свою очередь заставляет обучающихся тщательнее готовиться к занятиям, стимулирует изучение первоисточников и другой литературы; создает условия для эффективного контроля самостоятельной работы слушателей; открывает возможность индивидуализировать подход к слушателям; помогает преподавателю контролировать свою работу как лектора и руководителя семинара.

Организация занятия с программированным контролем складывается, во-первых, из подготовки и, во-вторых, из проведения его. Подготовка включает: выбор вопросов, тем курса, по которым будет осуществляться контроль; установление количества упражнений, входящих в задание; определение количества вариантов; разработка самих заданий (или контрольных программ).

При разработке упражнений используется выборочный метод. Составляются вопросы и к ним конструируются ответы как правильные, так и правдоподобные. Ответов на один и тот же вопрос должно быть, на наш взгляд, как можно больше, исходя из возможности программы. Обычно число ответов в наших упражнениях колеблется от пяти до десяти.

Кроме того, при подготовке к занятию нужно определить время, требуемое на выполнение каждого задания, составить таблицу с фамилиями слушателей, номерами их вариантов, а также иметь ответы.

Следует заметить, что при подготовке тестовой программы нужно стремиться к тому, чтобы:

- суть вопросов была правильно понята без особых затруднений;

- предлагаемые ответы на поставленный вопрос были внешне правдоподобными;

- на вопросы ответил только тот, кто действительно изучил данный материал и знает его.

После решения упражнений целесообразно проанализировать полученные результаты. Можно это сделать и в часы консультаций, предварительно вызвав на нее тех слушателей, которые ответили неправильно на большинство вопросов.

Некоторые преподаватели выступают вообще против использования программирования при изучении гуманитарных дисциплин. Основной их довод сводится к следующему: гуманитарные дисциплины учат студента диалектически мыслить, а программирование в лучшем случае может научить лишь формальнологическому мышлению, что уже относится к логике.

На это можно возразить. Здесь речь идет не о самом обучении, а о его интенсификации, в частности, об эффективности контроля за качеством обучения.

Так как этот процесс имеет ряд стадий, постепенно усложняющихся, то, видимо, и формы контроля также должны видоизменяться (не говоря уже о том, что изменение форм контроля само по себе полезно).

Нам думается, что именно на первой стадии обучения, когда слушатель должен усвоить (даже заучить) основные положения изучаемых направлений, неоценимую услугу может оказать программированный контроль. Этот вид контроля систематически, шаг за шагом сигнализирует преподавателю о степени усвоения каждым слушателем очередной темы, т. е. своевременно дает знать о том, как работает каждый слушатель над первоисточником, над учебным материалом и, следовательно, кого конкретно нужно «подстегнуть», кому помочь и т. п. Кроме того, программирование не подменяет ни одного из узаконенных видов обучения, оно повышает лишь их эффективность.

Основные виды в сочетании с неосновными видами и формами обучения как раз и призваны формировать у студентов диалектическое мышление. Этому слушатели должны учиться в процессе работы над первоисточниками, при изучении нормативно-правовой базы, участвуя в работе семинара, при решении письменных контрольных упражнений и т. д. Вот где у студента с помощью преподавателя и вырабатывается способность последовательно и ясно излагать свои взгляды, способность творчески, диалектически мыслить.

В связи с изложенным, нам хотелось бы кратко сказать о контрольных письменных упражнениях. Они являются средством решения задачи на второй стадии обучения, предусматривающей научить применять полученные знания при анализе, оценке нормативно-правовых актов.

Выполняя письменное упражнение, слушатель не выбирает из имеющихся ответов правильный (на его взгляд), а сам конструирует ответ на поставленный вопрос. Этот вид контроля дает больше возможностей для размышлений, для творческого использования полученных знаний.

Выводы. Итак, наш небольшой опыт внедрения программированного контроля и письменных упражнений в курс обучения убедил нас в том, что эти формы контроля повышают эффективность основных видов обучения, оживляют их. У слушателей, например, повысился интерес к занятиям, появился дух соревнования. Программированный контроль оказывает большую помощь также на экзаменах и зачетах. Он, в частности, ускоряет их ход, снимает с преподавателя обвинения в тенденциозности, создавая тем самым благоприятную нравственно-психологическую обстановку и т.п. Все это в целом содействует более оперативному управлению учебным процессом и, в конечном счете, улучшению качества подготовки специалистов.

Таким образом, успешное развитие российской высшей школы предполагает осмысление основных тенденций в сфере образования и практическую реализацию принципов при построении гибких учебных структур и разработке образовательных программ.

Литература:

1. Григорьева О.С., Загитова Л.Р. Современные направления развития высшего профессионального образования в России и за рубежом. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С. 33-38.

2. Гусев Д.А. Условия и факторы повышения качества учебно-образовательного процесса в высшей школе. В сборнике: Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 15-30.

3. Ищенко В., Сазонова З. Компетентностный подход к подготовке преподавателей. // Высшее образование в России. 2007.№6. С. 166-171.

4. Нагоева М.А. Подходы к педагогической организации процесса образования. // Современный ученый. 2017. № 3. С. 67-70.

5. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д, 1998.

6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Сост. В.А. Мижериков. - Ростов н/Д, 1998.

7. Свиркина Л.А. К формированию компетенций обучающихся в вузе и их проверке. // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 1. С. 322-324.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации».

Педагогика

УДК 371

докторант Переверзев Марк Владимирович

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНЫХ И ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье автором обосновывается потребность формирования у будущих менеджеров туристической сферы и гостиничного сервиса полифункциональной компетенции. В работе рассмотрены подходы ученых относительно определения сущности полифункциональной компетенции, на основе которых представлена авторская дефиниция термина. В исследовании рассмотрены научно-отраслевые подходы к формированию полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий, такие как социологический, психологический, педагогический, социально-педагогический.

Ключевые слова: научные подходы, культурологический подход, психологический подход, педагогический подход, социально-педагогический подход, профессиональное образование будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий, полифункциональность, полифункциональный специалист, полифункциональная компетенция будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий.

Annotation. In the article, the author substantiates the need for future managers of the tourism sector and hotel service to form a multi-functional competence. The paper considers the approaches of scientists regarding the definition of the essence of multifunctional competence, on the basis of which the author's definition of the term is presented. The research considers scientific and industrial approaches to the formation of multifunctional competence of future managers of hotel and tourism enterprises, such as sociological, psychological, pedagogical, social and pedagogical.

Keywords: scientific approaches, cultural approach, psychological approach, pedagogical approach, socio-pedagogical approach, professional education of future managers of hotel and tourist enterprises, polyfunctionality, polyfunctional specialist, polyfunctional competence of future managers of hotel and tourist enterprises.

Введение. В многогранной деятельности специалиста в области туристического и гостиничного сервиса, обусловленной особенностями профессионального труда, сочетается много функций, таких как административная, коммуникативная, информационная, социальная, этнокультурная, гражданская, культуроформирующая и другие. Это позволяет говорить о полифункциональности профессии специалиста в области туристического и гостиничного сервиса.

Реализация профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов указанной сферы труда должна строиться, в первую очередь, с учетом специфики профессии и деятельности в ее рамках, а также тенденций развития отечественной и мировой туристической индустрии. В этой связи возникает потребность в рамках реализации профессиональной подготовки будущих специалистов в области туристического и гостиничного сервиса формирования поликультурного специалиста. По нашему мнению, подготовка такого специалиста может быть реализована путем формирования у него всех компонентов поликультурной компетенции.

Процесс формирования поликультурной компетенции будущих специалистов туристической отрасли и гостиничного дела подразумевает учет ряда научно-отраслевых и методологических подходов.

Изложение основного материала статьи. Как было отмечено выше, современное профессиональное туристское образование нацелено на формирование компетентного полифункционального специалиста.

В рамках данного исследования вслед за А.С. Гаязовым, термин «полифункциональный специалист» будем понимать в значении субъекта, обладающего готовностью и способностью выполнять вариативные профессиональные и экзистенциальные задачи в изменяющихся условиях и ситуации неопределенности [1].

В данном ключе уточним, что полифункциональный специалист - это такой, который, соответственно, обладает полифункциональной компетентностью. Анализ теоретических источников позволяет говорить о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.