Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЕРВИСНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE / FUTURE SPECIALISTS OF THE TOURISM AND HOTEL BUSINESS / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF THE TOURISM AND HOTEL BUSINESS / INFORMATION COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / SERVICE AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE / LEVELS OF FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE / CRITERIA OF FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

В статье изучается проблема реализации профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма и гостиничного бизнеса на основе компетентностного подхода. В исследовании обоснована потребность формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов сферы туризма и гостиничного бизнеса, изучена ее структура, уровни и критерии сформированности, а также этапы профессиональной подготовки студентов на компетентностной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND FEATURES OF CARRYING OUT PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF HOTEL AND TOURIST BUSINESS ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

The article examines the problem of implementing professional training of future specialists in the field of tourism and hotel business on the basis of a competence -based approach. The study substantiates the need to form a multifunctional competence of future specialists in the field of tourism and hotel business, examines its structure, levels and criteria of formation, as well as stages of professional training of students on a competence basis.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

Педагогика

УДК 371

докторант Переверзев Марк Владимирович

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье изучается проблема реализации профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма и гостиничного бизнеса на основе компетентностного подхода. В исследовании обоснована потребность формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов сферы туризма и гостиничного бизнеса, изучена ее структура, уровни и критерии сформированности, а также этапы профессиональной подготовки студентов на компетентностной основе.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, полифункциональная компетенция, будущие специалисты сферы туризма и гостиничного бизнеса, профессиональная подготовка будущих специалистов сферы туризма и гостиничного бизнеса, информационная компетенция, иноязычная компетенция, сервисно-технологическая компетенция, уровни сформированности полифункциональной компетенции, критерии сформированности полифункциональной компетенции.

Annotation. The article examines the problem of implementing professional training of future specialists in the field of tourism and hotel business on the basis of a competence -based approach. The study substantiates the need to form a multifunctional competence of future specialists in the field of tourism and hotel business, examines its structure, levels and criteria of formation, as well as stages of professional training of students on a competence basis.

Keywords: competence, competence, competence approach, professional competence, multifunctional competence, future specialists of the tourism and hotel business, professional training of future specialists of the tourism and hotel business, information competence, foreign language competence, service and technological competence, levels of formation of multifunctional competence, criteria of formation of multifunctional competence.

Введение. На данном этапе своего развития система высшего профессионального образования находится в процессе модернизации, который характеризуется, в первую очередь, изменением образовательной парадигмы с репродуктивной (знаниевой) на инновационную (компетентностную).

В рамках модернизации профессиональной подготовки будущих специалистов ведущей концептуальной основой данного процесса признан компетентностный подход.

Компетентностный подход перемещает акценты с процесса накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков будущих специалистов в плоскость формирования и развития способности практически действовать и творчески применять приобретенные знания и опыт в различных ситуациях.

Данный подход предусматривает не только трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности. Так, компетентностный подход нацеливает образование на формирование целого набора компетентностей (знаний, умений, навыков, отношений и т.п.), которыми должны овладеть будущие специалисты.

Реализация этого подхода предполагает использование соответствующих образовательных технологий в обучении, рефлексию студентов, самостоятельность применения в практической деятельности профессиональных умений и навыков.

В рамках данного исследования обратимся к изучению специфики реализации профессиональной подготовки будущих специалистов туристической сферы и области гостиничного бизнеса на компетентностной методологической основе.

Изложение основного материала статьи. Реализация профессиональной подготовки будущего специалиста в области гостиничного и туристского бизнеса должна осуществляться с учетом самой сущности данного вида профессиональной деятельности, а также основных направлений государственной политики в сфере туризма. Так, ведущими целями деятельности туризма на современном этапе являются:

- создание благоприятной организационно-правовой и экономической среды;

- формирование конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе эффективного использования природного и историко-культурного потенциала страны;

- обеспечение социально- экономических интересов и экологической безопасности государства.

На основе анализа ведущих направлений деятельности специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса можно выявить ряд отличительных особенностей, характерных для данной профессиональной сферы, а именно: деятельность сферы туризма направлена, в первую очередь, на удовлетворение потребностей туристов в социокультурных и туристских услугах. Ведущей формой профессиональной деятельности менеджера туризма является общение, а основным партнером по коммуникации выступает клиент [2].

В связи с этим меняется характер профессиональной туристической деятельности, ее структура, содержание, принципы, техническая база и организационные формы и, как результат, условия и требования к подготовке специалистов сферы туризма. Стремительное развитие отрасли туризма и гостиничного бизнеса обосновывает потребность в высококомпетентных специалистах, которые должны обеспечить соответствующее теоретическое и практическое основание для развития этой сферы деятельности. Данные основания актуализируют потребность обращения к компетентностному подходу при реализации профессиональной подготовки будущих специалистов в области гостиничного и туристского бизнеса.

Согласно положениям теории компетентностного подхода, основной целью профессиональной подготовки будущих специалистов в области туризма и гостиничного бизнеса является формирование их профессиональной компетентности.

По мнению В.Р. Веснина, профессиональная компетентность - это «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно

осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям» [4, с. 59]. По мнению Б.С. Гершунского, профессиональная компетентность определяется уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его стремлениями к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию, творческим отношением к делу [5].

По мнению Т.С. Калиновской, профессиональная компетентность специалистов индустрии туризма - это «сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных технологиях и особенностях их применения в производственном процессе, сформированность профессионально-личностных качеств в сфере туризма» [7].

Современный специалист в области туризма должен иметь высокий потенциал управленческой и исполнительской деятельности, реализуемый в различных направлениях туристской, рекреационной и спортивной работы, ориентироваться в разнообразных социально-экономических и организационно-технических проблемах. Ему должны быть присущи экономическое мышление и широта взглядов, хозяйственная расчетливость и предприимчивость, навыки аналитической оценки ситуации, инициативность и социальная активность, знание психологии людей и основ конфликтологии. Учет многофункциональности деятельности специалиста туристического и гостиничного бизнеса обосновывает потребность определения в структуре профессиональной компетентности специалистов указанного профиля полифункциональной профессиональной компетенции.

В рамках данного исследования термин «полифункциональная профессиональная компетенция будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма» будем понимать как интегративное качество личности, готовой и способной к постоянному профессиональному совершенствованию, обладающей специальными знаниями в области туризма, умением применять эти знания для удовлетворения потребностей клиентов, создавая при этом для них обстановку максимального благоприятствования.

На основе анализа теоретической литературы заключим, что уровни сформированности полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма характеризуются в соответствии со следующими критериями:

- мотивационным;

- когнитивным;

- деятельностным [9].

Важнейшее место в структуре профиля компетентности специалиста отводится ключевым компетенциям. Их развитие обеспечивает различные сферы жизнедеятельности личности, способствует достижению успеха, стимулирует общественную активность. Так, полифункциональная профессиональная компетенция будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма является результатом формирования профессиональных и общекультурных компетенций, ведущими из которых являются следующие:

- информационная;

- иноязычная;

- сервисно-технологическая.

По мнению А.В. Хуторского, информационная компетенция формируется с помощью реальных объектов и информационных технологий. В ее структуру входят умения и навыки обучающегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающей мире: самостоятельно искать, анализировать, выбирать, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию [8]. Информационная компетенция будущих специалистов сферы туризма и гостиничного бизнеса представляет собой интегративное свойство личности, в котором структурирована совокупность знаний, способов мышления, ценностей, умений и навыков, профессионально важных качеств, определяющих способность специалиста успешно осуществлять поиск, обрабатывать информацию, использовать информационные ресурсы и программные средства с целью формирования банка туристических услуг и организации обслуживания клиентов.

Иноязычная компетенция специалистов в области туризма, по мнению Е.Н. Бакуровой, представляет собой интегративное образование, включающее языковую и межкультурную коммуникативную компетенции [3]. Языкова компетенция, по мнению Е.Ю. Ждановой, - это готовность и способность личности применять свои языковые знания, умения и навыки для реализации жизненных, профессиональных и других задач [6]. Межкультурная коммуникативная компетенция, по словам Е.А. Алилуйко, представляет собой синергетический результат познавательных, эмоциональных и деятельностных навыков, распространяющихся на такие сферы, как лингвистические знания, процедурные знания, культурные знания и социальные знания [1].

Сервисно-технологическую компетенцию будущего специалиста в области гостиничного и туристского бизнеса, вслед за Т.М. Лобышевой, будем понимать как умение личности обеспечивать комплексное, качественное обслуживание потребителей туристических услуг на основе профессиональных знаний; готовность и способность к совершенствованию профессионального владения технологиями приема и обслуживания клиентов, умение удовлетворять их потребности в туристических услугах [9].

Формирование профессиональных компетенций у студентов - будущих работников туристической сферы и гостиничного бизнеса в рамках компетентностного подхода должно реализовываться поэтапно, а также с учетом того, что в первую очередь, необходимо описание целей и результатов, а не тематического содержания профессиональной подготовки.

Анализ теоретических источников по проблеме формирования личности будущего специалиста туристической сферы и гостиничного бизнеса позволил определить основные (обобщенные) этапы реализации профессиональной подготовки студентов на основе компетентностного подхода:

1) Ценностно-содержательный этап, на котором происходит формирование и осознание мотивов и ценностей будущей профессиональной деятельности, что совпадает с изучением теоретических дисциплин.

2) Информационно-когнитивный этап, в рамках которого приоритетом является формирование когнитивного компонента профессиональных компетенций. В данном контексте инновационными средствами выступают: изучение специальных дисциплин и прохождение производственных практик.

3) Практико-технологический этап включает изучение спецкурсов, которые непосредственно связаны с практическим освоением теоретических знаний. На данном этапе происходит формирование поведенческого и эмоционально-волевого компонента профессиональных компетенций.

Выводы. Задачей профессионального образования является формирование современного специалиста как целостной личности, которая обладает системой специальных и общечеловеческих качеств. Компетентность специалиста сферы туризма не ограничивается сугубо профессиональными рамками; современный менеджер должен владеть всеми главными компетентностями.

Таким образом, специалисты сферы туризма и гостиничного бизнеса в процессе своего профессионального становления должны овладеть необходимым перечнем компетенций различного типа, прежде всего профессиональными, и получить их подтверждение через присвоение соответствующей квалификации.

Согласно компетентностному подходу, основной целью профессиональной подготовки будущего специалиста сферы туристического и гостиничного бизнеса является формирование профессиональной компетентности. Учет многогранности деятельности специалиста указанной отрасли обосновывает потребность формирования полифункциональной компетенции студентов в составе их профессиональной компетентности.

Литература:

1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Е.А. Алилуйко. - Москва, 2000 - 25 с.

2. Артюшевская С.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам будущих специалистов сферы туризма // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 1. - С. 152-158

3. Бакурова Е.Н. Формирование профессиональной языковой компетентности специалистов сферы туризма средствами иностранного языка // Научные известия. - 2016. - № 1. - С. 101-105.

4. Веснин В.В. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. - М.: Юрист, 1998. - С. 59.

5. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе образования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 20.

6. Жданова Е.Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2.

7. Калиновская Т.С. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teore-ticheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialistov-industrii-turizma-v-uchre-zhdemi-srednego.

8. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

9. Лобышева Т.М. Формирование профессиональной компетенции у будущих менеджеров индустрии туризма на основе интегративного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2013. - 213 с.

Педагогика

УДК 378

студент Перова Анастасия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Анисенко Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ КИТАЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У

СТУДЕНТОВ-РЕГИОНОВЕДОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения Китая как основы для развития познавательного интереса у студентов, обучающихся на регионоведческом отделении. Авторами рассматриваются стадии развития познавательного интереса студентов. В статье описывается опыт применения деятельностного подхода к изучению студентами Китая в процессе их участия в работе студенческого дискуссионного клуба. Ключевые слова: познавательный интерес студентов, Китай, научно-дискуссионный клуб. Anmtation. The article is devoted to the problem of studying China as the basis for the development of cognitive interest of students. The authors consider the stages of development of cognitive interest of students. The article describes the experience of the activity-based approach to the study of Chinese students in the process of their participation in the student discussion club.

Keywords: cognitive interest of students, China, discussion club.

Введение. Современная образовательная ситуация в России неразрывно связана с политической и социально-экономической обстановкой в мире и характеризуется изменением идеологии образования, а также формированием новых ценностей, потребностей личности студента как субъекта учебной деятельности. Познавательная мотивация является основой учебно-познавательной деятельности обучающегося, соответствуя природе его мыслительной деятельности [2].

Познавательный интерес вызывается деятельностью и реализуется в ней. Интерес к познанию является одним из элементов, растормаживающих механизм восприятия и создающих условия для активизации познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.