Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ'

СУЩНОСТЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА / THE PROBLEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE / KEY COMPETENCES / MARKET CONDITIONS / NEW ECONOMY / COMPETENCE APPROACH TO EDUCATION / MULTIFUNCTIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY / MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE / FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF HOTEL AND TOURIST SERVICE / PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS OF HOTEL AND TOURIST SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

Работа посвящена обоснованию сущности и определению термина понятия «полифункциональная компетенция будущих специалистов в сфере гостиничного и туристского сервиса». В работе на основе теоретического анализа определена сущность понятий «компетенция», «профессиональная компетенция», «полифункциональность», сформулирована дефиниция понятия «полифункциональная компетенция будущих специалистов в сфере гостиничного и туристского сервиса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF POLYFUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE HOTEL AND TOURIST SPECIALISTS

The work is devoted to the substantiation of the essence and definition of the term "multifunctional competence of future specialists in the field of hotel and tourist service". On the basis of theoretical analysis the essence of the concepts "competence", "professional competence", "multifunctionality" is defined, the definition of the concept "multifunctional competence of future specialists in the field of hotel and tourist service"is formulated.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

Литература:

1. Алексеев И.В. Теоретико-методологические аспекты исследования категории «Интернет-маркетинг» // Транспортное дело России. - 2014. - №3. - С. 14-18

2. Беляева Е.А., Винникова М.Н., Чумарова Л.Г. Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов / Беляева Е.А., Винникова М.Н., Чумарова Л.Г. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. -С. 27-29.

3. Бондаренко Т.А., Каменева Г.А., Анисимов А.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий как условие организации самостоятельной работы студента / Бондаренко Т.А., Каменева Г.А., Анисимов А.Л. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 57-60.

4. Векшинский А.А., Тывин Л.Ф. Интернет-маркетинг как новое направление в современной концепции маркетинга взаимодействия // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2017. - №2. - С. 103.

5. Донина И.А. Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессионально-личностная характеристика / И.А. Донина // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 5. - С. 164.

6. Донина И.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей / И.А. Донина // Международный журнал экспериментального образования. -2011. - № 6. - С. 34-35.

7. Донина И.А. Успешность современной общеобразовательной организации как объект управления / И.А. Донина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 4(15). - С. 76-79.

Педагогика

УДК 371

докторант Переверзев Марк Владимирович

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СУЩНОСТЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Аннотация. Работа посвящена обоснованию сущности и определению термина понятия «полифункциональная компетенция будущих специалистов в сфере гостиничного и туристского сервиса». В работе на основе теоретического анализа определена сущность понятий «компетенция», «профессиональная компетенция», «полифункциональность», сформулирована дефиниция понятия «полифункциональная компетенция будущих специалистов в сфере гостиничного и туристского сервиса».

Ключевые слова: проблема профессиональной компетентности, ключевые компетенции, рыночные условия, новая экономика, компетентностный подход к образованию, полифункциональность профессиональной деятельности, полифункциональная компетенция, будущие специалисты в сфере гостиничного и туристского сервиса, профессиональная подготовка менеджеров гостиничного и туристского сервиса.

Annotation. The work is devoted to the substantiation of the essence and definition of the term "multifunctional competence of future specialists in the field of hotel and tourist service". On the basis of theoretical analysis the essence of the concepts "competence", "professional competence", "multifunctionality" is defined, the definition of the concept "multifunctional competence of future specialists in the field of hotel and tourist service"is formulated.

Keywords: the problem of professional competence, key competences, market conditions, new economy, competence approach to education, multifunctional professional activity, multifunctional competence, future specialists in the field of hotel and tourist service, professional training of managers of hotel and tourist service.

Введение. Ведущей целью реализации направлений профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях становится формирование профессиональной компетентности личности. Так, в условиях высокой конкуренции рынка труда, процессов глобализации, стремительного развития знания и появления новой информации, а также технологического прогресса в системе становления постиндустриального общества в качестве ведущей концептуальной основы профессионального образования будущих специалистов выступает компетентностный подход.

Сегодня компетентностный подход становится неотъемлемым основанием существования образовательной отрасли. Основное внимание акцентируется на компетенциях, способствующих адаптации специалистов к изменяющимся условиям современного рынка труда и бурного развития науки и техники.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе сегодня привлекает внимание многих ученых. Заинтересованность ученых аспектами формирования профессиональной компетентности обусловлена: переходом мирового сообщества к информационному обществу, в котором основной приоритет заключается не в накоплении будущими специалистами знаний, предметных умений и навыков, а в формировании умения учиться, овладеть навыками поиска информации, способности к самообучению в течение жизни.

В широком смысле основной целью компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования и окончательным результатом профессиональной подготовки будущего специалиста является сформированность его профессиональной компетентности как сложного интегративного профессионально-личностного образования, которое формируется в процессе профессиональной подготовки в высшей школе, проявляется, развивается и совершенствуется в профессиональной деятельности. Эффективность ее формирования существенно зависит от сущности теоретической, практической и психологической подготовленности специалиста, его личностных, профессиональных и индивидуально-психических качеств, восприятия целей, ценностей, содержания и особенностей профессиональной деятельности [3].

Профессионализм современного специалиста в сфере гостиничного и туристского сервиса складывается не из отдельных групп компетенций, предложенных ФГОС ВО, а комплексно, полифункционально. В этой связи в системе подготовки на современном этапе будущего речь должна идти о формировании не только профессиональной компетентности будущих специалистов, но и полифункциональной компетенции в ее системе.

Изложение основного материала статьи. Полифункциональность профессиональной деятельности заключается в выполнении нескольких профессиональных функций, что способствует решению конкретных профессиональных задач. Профессиональная деятельность специалиста в области гостиничного и туристского сервиса является социальной по сути и полифункциональной по содержанию.

Полифункциональность профессиональной деятельности специалистов в сфере гостиничного и туристского сервиса обосновывается основными профессиональными функциями данной сферы деятельности, а именно:

- управленческой;

- посреднической;

- коммуникативной;

- социальной;

- информационной;

- административной;

- социально-психологической;

- социально-бытовой.

Полифункциональность анализируемой специальности обосновывается также системно-объединенными компонентами профессиональной деятельности в сфере гостиничного сервиса и туризма и многоуровневостью системы отельного и туристского сервиса, многообразием их организационных структур, широким спектром выполняемых полифункциональных ролей:

- организатора;

- посередника;

- консультанта;

- активатора.

Анализ теоретических источников педагогической науки позволяет говорить об отсутствии на сегодня единого определения полифункциональности, несмотря на широкое обращение к изучению данного феномена в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях различных направлений. В этой связи нам необходимо реализовать этапную характеристику понятия на основе его структурных компонентов.

В отечественной педагогической литературе термин «компетенция» трактуется как:

- «общая способность, которая основывается на знаниях, опыте, ценностях и наклонах, приобретенных под. время обучения» [8, с. 30];

- «готовность ученика использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы его деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» [7, с. 61];

- «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые ставятся в отношении определенного круга предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в отношении ни» [6, с. 60];

- «образовательный результат, который вiявляется в подготовленности выпускника, в реальном владении им методами и средствами деятельности, в возможностях справляться с поставленными задачами; форма сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды» [4, 139];

- «профессионально-статусная возможность осуществлению человеком государственных, социальных и личностных полномочий в профессиональной деятельности» [1, с. 23];

- «система базовых характеристик, которые определяют профессиональный успех и могут быть описаны в терминах поведения, то есть компетенция технологическая и ее можно диагностировать» [5, с. 82].

На основе анализа данных определений видим, что компетенция понимается в значении интегрированного понятия и выражает способность личности самостоятельно применять элементы знаний и умений в различных ситуациях. Освоение компетенции на определенном уровне - это способность субъекта использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от изменяющихся требований.

Иными словами, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями. В свою очередь, подтверждение профессиональных компетенций осуществляется через присвоение квалификации выпускнику как официального признания ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения. Так, профессиональная компетенция - главный критерий, по которому оценивается персонал любой организации или компании.

К профессиональным компетенциям современного специалиста в сфере гостиничного и туристского сервиса исследователи относят следующие:

- теоретико-технологические (наличие системы профессиональных знаний, способность интеграции знаний в новых ситуациях, способность к эффективным решениям традиционных и нетрадиционных задач, самостоятельно получать информацию, постоянно повышать образовательный уровень);

-производственно-технологическая (способность планировать технологические процессы, использовать опыт других, владение информационными технологиями);

- социально-коммуникативная (готовность к взаимопониманию и взаимодействия в коммуникации и отношениях, способность к обсуждению и принятие общих решений, способность брать ответственность за их реализацию на себя, способность избегать конфликтов, толерантно решать их между с клиентами другими участниками производственного коллектива).

Специалист квалификационного уровня «магистр» к приобретенным на бакалавриате должен освоить также следующие компетенции:

- проектную (способность к проектированию туристического продукта, технологических процессов, к разработке стратегии инвестиционной деятельности предприятия и др.);

- исследовательскую (способность выявлять и формулировать проблемы исследования, способность исследовать и совершенствовать объекты и средства инженерного труда, формулировать грамотно обоснованные выводы относительно полученных результатов исследования;

- организационно-управленческую компетенцию (способность рационально организовывать рентабельное производство и управлять им);

- социально-методическую (профессиональная мобильность, творческий подход к работе с коллективом, знание основ конфликтологии, способность совмещения собственных интересов и потребностей предприятия и общества, способность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации собственного потенциала, способность точно и корректно передавать знания, формулировать требования, задачи подчиненным и тому подобное).

По словам Э.Ф. Зеера, компетенции полифункциональные - это способности личности рационально организовывать и поэтапно выполнять профессиональную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности и совершенствования процесса ее организации путем сознательного использования накопленных знаний, умений и опыта [2].

Так, в данном исследовании под понятием «полифункциональная компетенция» будем понимать совокупность знаний, умений, опыта, личностных качеств для выполнения управленческой, посреднической, коммуникативной, социальной, информационной, административной, социально-психологической, социально-бытовой функций, системно-объединенных компонентами профессиональной деятельности; совокупность профессиональных и личностных качеств, личного отношения к выполняемой деятельности, ее процессу и результату.

Выводы. Задачей профессионального образования является формирование современного специалиста как целостную личность, которая имеет систему специальных и общечеловеческих качеств. Компетентность менеджера сферы туризма и гостиничного сервиса не ограничивается сугубо профессиональными рамками; современный специалист должен владеть всеми главными компетентностями. Полифункциональная компетенция специалиста сферы гостиничного и туристского сервиса в широком смысле представляет собой способность овладения ключевыми профессиональными компетенциями и умения реализовывать их сформированность в практической профессиональной деятельности на высоком уровне.

В профессиональной деятельности полифункциональность позволяет улучшить качество предоставляемых туристских и отельных услуг; позволяет объединить функции, что дает возможность сократить количество специалистов, необходимых для решения определенной задачи, проблемы, заказа клиента.

Формирование полифункциональной компетенции усложняет подготовку будущих специалистов и требует разработки специальной концепции и модели профессиональной подготовки, предполагает отработку студентами практических действий, которые воплощают специфику сочетания различных функций будущей профессиональной.

Литература:

1. Горб В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2004.- № 2.- С. 22-31.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

3. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

4. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование.- 2004.- № 4.- С. 138-143.

5. Тюлю Г. Качество профподготовки менеджера // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. -С. 78-82.

6. Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. пособ. - Мн.: Харвест, 2001. - 640 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 30-34.

Педагогика

УДК 371

кандидат технических наук, доцент, Ректор Петришев Игорь Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова" (г. Ульяновск)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ФЕНОМЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена анализу образовательной услуги как особого предмета договора и ценностной характеристики. В исследовании анализируются различные подходы к обоснованию сущности понятия «образовательная услуга». На основе обобщения научных подходов в статье сформулировано авторское видение сущности поянтия «образовательная услуга», указаны характерные черты образовательной услуги и современного рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: услуга, образование, образовательные услуги, рыночные отношения, рынок образовательных услуг, проблема качества образования, пути повышения качества образования, качество образовательных услуг, характеристики образовательных услуг.

Annotation. The article is devoted to the analysis of educational services as a special subject of the contract and value characteristics. The study analyzes various approaches to substantiating the essence of the concept of "educational service". On the basis of generalization of scientific approaches in the article the author's vision of the essence of the concept "educational service" is formulated, the characteristic features of educational services and the modern market of educational services are specified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.