Существует много точек зрения и подходов к определению понятия «гражданская грамотность» и ее содержанию. Необходимо обратить внимание на сложное, но отражающее сущностную природу гражданской грамотности определение, данное учеными Института стратегии развития образования РАО: «Гражданская грамотность - функциональная грамотность, ключевыми характеристиками которой являются: готовность успешного взаимодействия человека с изменяющимся миром, способность самостоятельно решать (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, самостоятельно конструировать алгоритмы осуществления видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилам партнерства и сотрудничества; элементарный уровень рефлексивных качеств, обеспечивающий стремление к дальнейшему образованию, самообразованию, духовному развитию» [4].
В разных странах формирование гражданской грамотности может зависеть от уровня сложившихся демократических, политических и правовых основ, системы образования, развития культуры, традиций и ценностей в конкретном государстве. Однако общей чертой при определении гражданской грамотности выступает оценка обучающимися своего положения в школьном коллективе, обществе и государстве.
Как в педагогической, так и в юридической науке отсутствует единый подход к определению понятия «правовая грамотность». Понятие правовой грамотности исследуется в работах П.Р Атутова, А.Б. Венгерова, С.Ф. Вольской, Б.С. Гершун-ского, А.А. Зайцева, Е.М. Зориной, С.А. Крупника, В.В. Мацкевича и других.
По мнению коллектива авторов (Е.М. Зорина, Е.В. Тургина и др.), под «правовой грамотностью» понимается качество личности, основанное на совокупности правовых знаний, умений оперировать основными правовыми понятиями, добывать необходимую правовую информацию, использовать ее в ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности, мотивации, ориентирующей поведение личности на существующие правовые нормы [5].
Библиографический список
Т.Ю. Герцог в своей работе «Правовая функциональная грамотность и правовая культура: вопросы определения, соотношения, структуры» рассматривает правовую грамотность как структурную составляющую функциональной грамотности в виде сложного личностного образования, в основе которого лежит система теоретических знаний и практических умений, ориентированных на реализацию правосубъектной деятельности [6].
По мнению А.В. Теребиной, правовая грамотность представляет собой сформированную способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющуюся в наличии у него критичности мышления; осознании своих прав члена человеческого сообщества; умении действовать обдуманно в условиях плюрализма - делать свой выбор и нести ответственность за его последствия; знании Конституции страны и принципов построения законодательной базы; освоенности языка коммуникации; сформированных механизмах и способах саморазвития; опыте участия в демократических процедурах [7].
На основании вышеизложенных точек зрения понятие правовой грамотности можно сформулировать следующим образом - это система знаний, умений, навыков, компетенций, возможностей сознательно разумного поведения обучающегося в области права, которые он сможет выстраивать на протяжении своей жизни и в соответствии с постоянно изменяющимися правовыми отношениями. Таким образом, через правовую грамотность будет реализована обучающая и развивающая функция образования и воспитания. Для этого в процессе реализации образовательных программ должна быть сконструирована, выстроена система заданий, основанных на анализе и разрешении правовых ситуаций из жизни, с которыми может столкнуться человек; должны быть исследованы проблемные вопросы, направленные на решение ребенком данных задач, определяющие собственное сознательное грамотное правовое поведение. При этом решение правовых ситуаций и вопросов не должно носить характер случайного выбора, а опираться на поведение, содержащее знание и понимание правовой и социальной реальности, с которой может столкнуться человек в повседневной практике.
1. Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Автореферат диссертации ... доктора юридических наук. Ленинград, 1990: 14 - 16.
2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва: Российский учебник: Вента-Граф, 2018.
3. Информационный ресурс Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Available at: www.mesco.org/new/en/education/themes/ strengthening-education-systems/quality-framework/desired-outcomes/competencies
4. Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях (Проект №27.7948.2017/БЧ). Available at: www. instrao.ru/index.php/content-page/271-didakticheskoc-soprovozhdenie-fonTiirovaniya-funkcionalnov-gramotnosti-shkolnikov-v-sovrcmcnnvh-uslovivah
5. Тургина Е.В. Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза. Преподаватель XXI век. 2012; Т. 1, № 4.
6. Герцог Т.Ю. Правовая функциональная грамотность и правовая культура: вопросы определения, соотношения, структуры. Правовая политики и правовая жизнь. 2011; № 2: 68.
7. Теребенина А.В. Теоретический аспект понятия «правовая культура». Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2012; № 1: 159. References
1. Sal'nikov V.P. Pravovaya kul'tura: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Avtoreferat dissertacii ... doktora yuridicheskih nauk. Leningrad, 1990: 14 - 16.
2. Vinogradova N.F., Kochurova E.'E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Pod redakciej N.F. Vinogradovoj. Moskva: Rossijskij uchebnik: Venta-Graf, 2018.
3. Informacionnyj resurs Organizacii Ob'edinennyh Nacij po voprosam obrazovaniya, nauki i kultury. Available at: www.mesco.org/new/en/education/themes/strengthening-education-systems/quality-framework/desired-outcomes/competencies
4. Didakticheskoe soprovozhdenie formirovaniya funkcional'noj gramotnosti shkol'nikov v sovremennyh usloviyah (Proekt №27.7948.2017/BCh). Available at: www.instrao.ru/index. php/content-page/271-didakticheskoc-soprovozhdenie-fonTiirovaniya-funkcionalnov-gramotnosti-shkolnikov-v-sovrcmcnnvh-uslovivah
5. Turgina E.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj gramotnosti studentov vuza. Prepodavatel'XXI vek. 2012; T. 1, № 4.
6. Gercog T.Yu. Pravovaya funkcional'naya gramotnost' i pravovaya kul'tura: voprosy opredeleniya, sootnosheniya, struktury. Pravovaya politiki i pravovaya zhizn'. 2011; № 2: 68.
7. Terebenina A.V. Teoreticheskij aspekt ponyatiya «pravovaya kul'tura». Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2012; № 1: 159.
Статья поступила в редакцию 30.04.20
УДК 371
Pereverzev M.V., doctoral postgraduate, Humanities and Education Science Academy, Branch of V.I. Vemadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: viza_1986@ukr.net
METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HOTEL SERVICE AND TOURISM. The article examines a problem of forming a multifunctional competence of future specialists in the field of hotel and tourist services. The paper reveals the meaning of this competence and its role in the system of key competencies of a specialist in the tourism industry. As a methodological basis for the formation of multi-functional competence of future specialists in the field of tourism and hotel services, the study substantiates the system, competence and multi-functional approaches. The author concludes that the formation of multi-functional competence provides not the assimilation of individual unrelated elements of knowledge and skills, but the mastery of a complex procedure of multidisciplinary activity, for each of the areas of which the specialist has an appropriate set of educational components, which have a personal and significant character.
Key words: system of higher professional education, tourism industry, professional training of managers of tourism sector and hotel services, methodological approaches, competence approach, system approach, multi-functional approach, professional competence, key competencies, multi-functional competence.
М.В. Переверзев, докторант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
В статье исследуется проблема формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного и туристического сервиса. В работе раскрыта сущность указанной компетенции, обозначена ее роль в системе ключевых компетенций специалиста туристической индустрии. В качестве методологической основы формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса в исследовании обоснованы системный, компетентностный и полифункциональный подходы. Автор делает вывод о том, что сформированность полифункциональной компетенции предусматривает не усвоение отдельных несвязанных между собой элементов знаний и умений, а овладение комплексной процедурой многопрофильной деятельности, для каждого из направлений которой у специалиста имеется соответствующая совокупность образовательных компонентов, обладающих личностно значимым характером.
Ключевые слова: система высшего профессионального образования, туристическая индустрия, профессиональная подготовка менеджеров туристической сферы и гостиничного сервиса, методологические подходы, компетентностный подход, системный подход, полифункциональный подход, профессиональная компетентность, ключевые компетенции, полифункциональная компетенция.
Изменения, происходящие в мировой и отечественной туристической индустрии, обосновывают необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма и гостиничной индустрии. Теоретики образовательной политики, авторы стратегических концепций развития экономики и культуры нашего государства, представители педагогической науки сегодня всецело направлены на поиск путей осуществления шагов, которые позволят сделать отечественную туристическую отрасль экономически независимой и привлекательной для инвестиций, а также для потребителей не только из числа отечественных граждан, но и зарубежных туристов [1 - 8].
Потребность развития туристической отрасли как важного фактора развития экономики государства и культуры общества обусловливает целесообразность анализа современного состояния подготовки менеджеров по туризму, обоснования методологических основ совершенствования профессионального туристского образования, направленного на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов и ряда ключевых компетенций, среди которых в рамках данного исследования мы выделяем полифункциональную компетенцию.
«Специфика туристского образования заключается в его многогранности. Оно готовит кадры разных специальностей и направлений экономического, технического, технологического, управленческого, научного и других профилей. В результате туристское образование представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся механизм, позволяющий активно внедрять инновационные программы для подготовки туристских кадров и использовать зарубежный опыт» [6, с. 112].
Учет многовекторности профессиональной деятельности менеджеров индустрии туризма и указанной многогранности туристского образования обосновывает потребность включения в систему ключевых компетенций специалистов полифункциональной компетенции.
В данном ключе уточним, что термин «ключевая компетенция» мы рассматриваем в значении объективной категории, которая фиксирует общественно признанный комплекс знаний, умений, навыков, отношений на определенном уровне. Ключевые компетенции являются интегральными характеристиками качества подготовки субъектов образования, связанными с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений, навыков, отношений относительно определенного междисциплинарного круга проблем.
Среди ведущих характеристик ключевых компетенций наряду с мета-предметностью и междисциплинарностью выделяется полифункциональность. Данное утверждение также позволяет отметить среди компонентов ключевых компетенций специалиста сферы туристического и гостиничного сервиса полифункциональную компетенцию.
В рамках данного исследования, вслед за Е.В. Дубинец, полифункциональную компетенцию будем понимать как системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретической подготовленности и практической способности применять полученные знания для решения вариативных задач его профессионального труда [2].
Методологическими основаниями процесса формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма являются системный, компетентностный, полифункциональный научные подходы. Обратимся к рассмотрению сущности данных подходов относительно их потенциала в контексте формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма.
Системный подход представляет собой действенный инструмент, который позволяет в короткие сроки находить новые действенные решения возникающих проблем, эффективно достигать целей учебного процесса и управлять запланированными изменениями [1]. Применение системного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров туристической индустрии позволяет значительно повысить эффективность коммуникаций, как между по-
стоянным составом вуза, так и между постоянным и переменным составом - студентами.
Системный подход дает теоретические основы для определения требований к профессиональной подготовке менеджеров туризма. Этот подход ориентирует на определение обучения как целенаправленной творческой деятельности его субъектов. Он требует дальнейшего рассмотрения системообразующих связей цели, задач, содержания, форм и методов обучения не изолированно, а во взаимодействии компонентов педагогического процесса, что позволит выявлять общие системные свойства и качественные характеристики [1].
При обращении к системному подходу в контексте вузовской подготовки менеджеров туристического и гостиничного сервиса формируется целостная мировоззренческая концепция специалиста, закладываются основы профессионального, экономического и логико-информационного мышления, накапливаются необходимые знания, вырабатываются навыки и умения, что способствует формированию полифункциональной компетенции специалистов на высоком уровне.
Одним из важнейших компонентов в системе методологии формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров индустрии туризма и гостиничного дела является компетентностный подход. Его значимость объясняется несколькими основаниями.
Во-первых, компетентностный подход выступает существенной методологической базой процесса модернизации системы высшего профессионального образования. Данный подход лежит также в основе процесса перехода вузов от традиционной (знаниевой) парадигмы образования к инновационной (компетент-ностной). Иными словами, привычные ЗУНы сегодня заменили компетенции.
Во-вторых, говоря о формировании одной из ключевых компетенций, невозможным является игнорирование положений компетентностного подхода.
По мнению ПК. Селевко, «компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преобладающей трансляцией знаний, формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, которые означают потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многовекторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства» [7, с. 138].
В широком смысле анализируемый подход в контексте высшего профессионального образования нацелен на подготовку компетентного специалиста. По мнению В.К. Загвоздкина, компетентный специалист отличается от квалифицированного. По словам ученого, компетентный специалист «имеет не только набор необходимых знаний, умений и навыков, но и умеет их применить в своей работе. Компетентность подразумевает наличие у специалиста внутренней мотивации к ответственному исполнению своих профессиональных обязанностей, саморазвитию» [4, с. 49].
По нашему мнению, компетентный специалист - это такой, который обладает сформированной на высоком уровне профессиональной компетентностью. Под данным термином мы пониманием сложное интегративное личностное образование или качество специалиста, обеспечивающее физическое, психическое и духовное соответствие потребностям, требованиям определенной профессии и занимаемой должности.
По словам А.А. Сивухина, компетентностный подход необходимо понимать сегодня как одно из необходимых и важных условий качественного образования, в частности специалистов для сферы туризма. Мы разделяем мнение автора в том, что обращение к данному подходу в рамках реализации обучения в высшей школе будущих менеджеров туристической сферы способствует не только формированию высокопрофессионального, конкурентоспособного выпускника, но и развитию личности будущего специалиста, обладающего ценностной картиной мира, содержащей необходимый набор этических концептов [8].
А.А. Сивухин подчеркивает, что применение компетентностного подхода в контексте профессиональной подготовки будущих менеджеров сферы туризма способствует формированию у студента адекватного индивидуального поведе-
ния в динамически изменяющихся условиях и готовности быть ответственным в управлении политическими, экономическими, социально-культурными процессами [8], что, по нашему мнению, также оказывает благоприятное воздействие на процесс формирования поликультурной компетенции.
Рассматривая методологические основы процесса формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров сферы туризма и гостиничного дела, абсолютно рациональным и логичным является обращение к полифункциональному походу. Как видим, в основе данного подхода лежит категория полифункциональности. По мнению И.А. Казанцевой, «полифункциональность» - это «иерархия соподчинения функционального ряда обязанностей от инвариантного к вариативному, инструмент рефлексии собственного опыта организации педагогической реальности с целью определения «болевых точек» [5, с. 11]. Под таким художественным сравнением исследователь понимает состоятельность в профессиональной деятельности, способность личности к построению программы самообразования, оценке собственного уровня профессионализма и стремление к его совершенствованию.
Как известно, любой педагогический процесс строится и реализуется на основе ряда дидактических принципов - общепедагогических и специальных. Не составляет исключения и процесс формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере туризма и гостиничного сервиса. Так, с позиций полифункционального подхода систему дидактических принципов формирования анализируемой в данном исследовании ключевой компетенции составляют следующие: принцип непрерывности в формировании инновационного ресурса профессионального образования; принцип опережающего образования и развития личности; принцип практико-ориенти-рованной направленности процесса профессиональной подготовки; принцип обеспечения инновационной образовательной среды вуза; принцип открытости образования; принцип интеграционного согласования; принцип инфор-
Библиографический список
мационной поддержки личностно-профессионального становления будущего специалиста; принцип соответствия содержания профессиональной подготовки положениям и требованиям образовательного и профессионального стандарта.
Резюмируя вышеизложенное, заключим, что одной из ведущих задач системы профессионального образования в современных условиях является подготовка компонентного специалиста, обладающего сформированной профессиональной компетентностью и комплексом ключевых компетенций. Целью данного исследования стало изучение методологических основ процесса формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в области туризма и гостиничного бизнеса.
Под ключевой компетенцией в рамках исследования понималась объективная категория, которая фиксирует определенный уровень знаний, умений, навыков, которые можно применять в любой сфере деятельности. Полифункциональную компетенцию будущего менеджера сферы туризма и гостиничного сервиса мы обосновали как сложное интегративное личностное образование, позволяющее специалисту выполнять многовекторную профессиональную деятельность, менять ее профиль или специализацию в контексте профессии, оставаясь при этом компетентным на таком же уровне.
Сформированность полифункциональной компетенции предусматривает не усвоение отдельных, не связанных между собой элементов знаний и умений, а овладение комплексной процедурой многопрофильной деятельности, для каждого из направлений которой у специалиста имеется соответствующая совокупность образовательных компонентов, обладающих личностно значимым характером.
Методологической основой формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в области туризма и гостиничного сервиса в работе обоснованы системный, компетентностный и полифункциональный подходы.
1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Москва, 1989.
2. Дубинец Е.В. Развитие полифункциональной профессиональной компетенции у будущих психологов образования. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2011.
3. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. и др. Организация туризма. Минск, 2003.
4. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода: на материалах немецких источников. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Москва, 2003: 48 - 62.
5. Казанцева И.А. Полифункциональная компетенция педагога как многоаспектная категория предъявления профессионализма. Педагогическое пространство современного общества: культура сотрудничества и достоинства: материалы Всероссийского педагогического форума с международным участием. Санкт-Петербург, 2016: 8 - 18.
6. Михайлова М.Н. О подготовке кадров для сферы туризма. Псковский регионологический журнал. 2011; № 11: 104 - 112.
7. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Народное образование. 2004; № 4: 138 - 143.
8. Сивухин А.А. Роль иностранного языка в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «туризм»: теоретические подходы. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014; Т. 20: 212 - 216.
References
1. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodologicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov. Moskva, 1989.
2. Dubinec E.V. Razvitie polifunkcional'noj professional'noj kompetencii u buduschih psihologov obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.
3. Durovich A.P., Kabushkin N.I., Sergeeva T.M. i dr. Organizaciya turizma. Minsk, 2003.
4. Zagvozdkin V.K. Reformirovanie prepodavaniya i obucheniya na osnove kompetentnostnogo podhoda: na materialah nemeckih istochnikov. Kompetentnostnyjpodhodkaksposob dostizheniya novogo kachestva obrazovaniya. Moskva, 2003: 48 - 62.
5. Kazanceva I.A. Polifunkcional'naya kompetenciya pedagoga kak mnogoaspektnaya kategoriya pred yavleniya professionalizma. Pedagogicheskoe prostranstvo sovremennogo obschestva: kultura sotrudnichestva i dostoinstva: materialy Vserossijskogo pedagogicheskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2016: 8 - 18.
6. Mihajlova M.N. O podgotovke kadrov dlya sfery turizma. Pskovskijregionologicheskijzhurnal. 2011; № 11: 104 - 112.
7. Selevko G.K. Kompetentnosti i ih klassifikaciya. Narodnoe obrazovanie. 2004; № 4: 138 - 143.
8. Sivuhin A.A. Rol' inostrannogo yazyka v professional'noj podgotovke bakalavrov po napravleniyu «turizm»: teoreticheskie podhody. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2014; T. 20: 212 - 216.
Статья поступила в редакцию 27.04.20
УДК 371
Petrishev I.O., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: viza_1986@ukr.net
PLACE AND FUNCTIONS OF METHODOLOGY OF PEDAGOGY IN SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE MODERNIZATION OF EDUCATION. The article discusses the essence and specificity methodology of pedagogy, and also determines its role, place and function in the system of scientific and methodological support for the modernization of education. The essential characteristics of the modernization process of modern education are determined, the role of these characteristics in the system of global modernization of various sociocultural elements is highlighted. In conclusion, a comprehensive conclusion is drawn on the importance of the methodology of pedagogy and scientific and methodological support, as well as on the need to reconstruct the methods of the scientific, theoretical and practical direction of pedagogy, which will form a system of new ways, methods and technologies for solving regularly arising problems in the field of modernization.
Key words: methodology of pedagogy, functions of methodology of pedagogy, scientific and methodological support for modernization of education, structure of modernization of education system.
И.О. Петрищев, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,
E-mail: viza_1986@ukr.net