Научная статья на тему 'Организационно-содержательные педагогические условия формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма'

Организационно-содержательные педагогические условия формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА / ORGANIZATIONAL AND MEANINGFUL PEDAGOGICAL CONDITIONS / CONTENT / STRUCTURE AND FUNCTIONS / TRAINING MASTERS SPECIALISTS IN THE FIELD OF HOSPITALITY AND TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

В статье рассмотрены педагогические условия формирования полифункциональной профессиональной компетенции магистров будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма. Раскрываются содержание, структура и функции организационно-педагогических условий в контексте развития компетентностей сотрудников в сфере гостиничного и туристического бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Informative Pedagogical Conditions for the Formation of Multifunctional Competence of Future Specialists in the Field of Hotel and Tourism Service

The article examines the pedagogical conditions for the formation of polyfunctional professional competence of masters future specialists in hospitality and tourism. The article reveals the content, structure and functions of organizational and educational conditions in the context of the development of employee competences in the hospitality and tourism industries.

Текст научной работы на тему «Организационно-содержательные педагогические условия формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма»

paradigm of the literary French language training grounded on the Cognitive Psychology is analysed. Positive outcomes of Neurolinguistic Programming usage demonstrate considerable contribution to the research in the sphere of cognitive neuroscience favouring the effectiveness training increase of a foreign language.

Key words: neurolinguistic, neurobiology, foreign language, language immersion course, pedagogical strategies.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. -М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Евстафьева С. А. Применение нейро-лингвистического подхода в процессе обучения детей / С.А. Евстафьева [др.] // Образование и воспитание [Электронный ресурс]. -2017. - № 5. - С. 1-4. - URL: https:// moluch.ru/th/4/archive/74/2926/ (дата обращения: 03.06.2019).

3. Хомский Н. Языки и мышление. - М.: Изд. МГУ, 1972. - 123 с.

4. Черниговская Т. В. Нить Ариадны, или пирожные мадлен: нейронная сеть и сознание: Лекция на VII Фестивале науки в Москве, 13.10.2012 [видео]. - URL:https:// www.you-tube.com/watch?v-9LZPkx-UB4k (дата обращения: 03.06.2019).

5. Germain C. Grammaire de l'oral et grammaire de l'écrit dans l'approche neurolinguistique (ANL) / C. Germain, J. Netten // Synergies. Mexique. - 2013. - № 3. - P. 15-29.

6. Germain C. New paradigm for the learning of a second language / C. Germain, J. Netten // Neuroeducation. - 2012. - № 1 (1). - P. 85114.

7. Germain C. Étude qualitative du régime pédagogique du français intensif / C. Germain, J. Netten // Canadien Modern Language Review / La Revue canadienne des langues vivantes. -2004. - № 60 (3). - P. 393-408. - URL: https://www.researchgate.net/publication/250196 447_Etude_qualitative_du_regime_pedagogique _du_francais_intensif (дата обращения: 03.06.2019).

8. Germain C. L'Evaluation de la production orale en français intensif: critère et résultats / C. Germain, M. Movassat, J. Netten // Canadien

Modern Language Review / La Revue canadienne des langues vivantes. - 2004. - № 60 (3). -P. 309-332. - URL: http://www.francaisintensif. ca/media/edu-35-2004-evaluat-product-orale-rclv-cmlv.pdf (дата обращения: 03.06.2019).

9. Paradis M. Declarative and Procedural Daterminants of Second Languages. - Amsterdam; Philadelphie: John Benjamins, 2009. -231 p. - URL: https://books.google.com/books? id=Enk59NvecHC&sec=frontcover&hl= ru&source=gbs_ge_summary (дата обращения: 03.06.2019).

М. В. Переверзев

УДК 378.

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

рофессиональная подготовка будущих специалистов в сфере гостиничного бизнеса и туризма связана с разработкой и обоснованием педагогических условий, которые являются одним из важнейших структурных компонентов системы обучения магистров.

Целью статьи является обоснование и разработка организационно-содержательных педагогических условий, которые возможны

при условии применения системного подхода. Такой подход является методологическим основанием для исследования такого сложного феномена, как формирование полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма. В этой связи рассмотрим сущность понятия «педагогическое условие» с позиций философского, психологического и педагогического знаний.

Обратимся к определению понятия «условие», данному в Толковом словаре русского языка, в котором отражаются несколько аспектов условия, как: «нужный, такой, без которого трудно, невозможно обойтись» [1, с. 629]; «удовлетворяющий потребностям, необходимым условиям» [1, с. 279]. В лексическом значении «условие» трактуется в разных аспектах: обстоятельство, от которого что-то зависит; требование, которое выдвигается одной из сторон к другой; устное или письменное согласие о чем-то; правило, установленное в какой-то сфере жизнедеятельности; обстоятельство, в котором что-то случается [2].

В контексте философского знания «условие» рассматривается как «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не сможет существовать» [3, с. 7374], как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [3, с. 497]. Объединяющее звено в этих трактовках заключается в том, что условие - это категория отношений предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.

В психологии и педагогике условия эффективного развития личности рассматриваются как совокупность обстоятельств, в которых оно протекает и которые содействует эффективности этого процесса. К обстоятельствам относятся объекты картины мира, субъекты процесса выполнения различных видов деятельности, характеристика процесса формирования активности личности, сред-

ства, методы и формы реализации данного процесса. С точки зрения В. А. Беликова, «к педагогическим относятся те условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе, и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов. В основании этих процессов -деятельность» [4, с. 234-235].

Таким образом, содержание понятие «условие» является многоплановым и многозначительным. И хотя определенным образом конкретизируется в пределах педагогической науки, в научной литературе наблюдаются разные взгляды на сущность этого понятия.

В педагогической теории и практике нашли отражение несколько подходов к описанию и использовании педагогических условий. Так, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева рассматривают педагогические условия как совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности [5, с. 35]. А. Я. Найн рассматривает педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» [6, с. 16]. В. М. Розин отмечает, что в дидактическом значении условие (обучения) - это совокупность педагогических требований, соблюдение которых в процессе обучения дает возможность целенаправленно и существенным образом изменить его результативность, совокупность педагогических влияний относительно координации и гармонизации макро- и микросреды на самореализацию личности с его личными усилиями относительно собственного развития [7]. В общих чертах педагогическое условие -это определенный набор требований к процессу обучения, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, основываются на дидактических принципах и являются неотъемлемым компонентом моделирования целостного педагогического процесса, направленного на овладение обучающимися учебным материалом по конкретному предмету.

Различные подходы к определению понятия «педагогическое условие» позволяют говорить о неоднозначности толкования данного феномена. К различным позициям ученых относятся философская концепция о том, что условие - это сочетание объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных конкретных задач. В психологической науке подчеркивается значимость у обучающихся психологических качеств и способностей к освоению новой информации, требуемых в процессе обучения. В педагогической теории и практике условие чаще понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы, а также как сформированность у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих оперативно и эффективно выполнять учебную деятельность.

Обобщающий анализ научных педагогических источников убеждает, что под «условиями» понимаются обстоятельства, влияния, требования и факторы, которые способны изменить результативность разнообразных социально-педагогических процессов и явлений. Вместе с тем контент-анализ понятия «педагогическое условие» позволяют говорить об общих признаках, которые включают: комплексность, динамичность, процесс и результат эффективного педагогического процесса, системность педагогических и учебных приемов, направленных на достижение максимального результата освоения информации.

В таком контексте педагогические условия можно рассматривать как целенаправленно организованную педагогическую среду, систему педагогических средств, комплекс взаимодействий субъектов педагогического процесса, а развитие интерпретировать как процесс совершенствования, изменения состояния, степени качества психологической, теоретической и практической готовности специалиста к профессиональной деятельности.

Различные классификации педагогических условий и их отдельные структурные элементы нашли отражение в теории и практике средней и высшей школы. Так, в научной литературе описываются педагогические, социально-педагогические, организационно-педагогические условия. В диссертационных исследованиях разрабатываются и используются методологические, управленческие, кадровые, материально-технические и финансовые условия обеспечения педагогического процесса. Например, в работах Э. Р. Саитбаевой, при выявлении психолого-педагогических условий формирования профессионального самоопределения будущих специалистов, описана классификация «объективных и субъективных» условий [8]. Однако в психолого-педагогической и методической литературе практически отсутствует научное обоснование методологических положений, которые позволяют описать и практически применить систему педагогических условий в конкретном исследовании.

В контексте нашего исследования будут разработаны, обоснованы и реализованы организационно-содержательные педагогические условия с позиции системного подхода. Разработка и обоснование необходимого и достаточного комплекса организационно-содержательных педагогических условий формирования полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма основываются на:

- современных требованиях, предъявляемых к подготовке магистров гостиничного и туристического бизнеса;

- противоречиях, существующих в системе подготовки менеджеров организаций в условиях отечественного высшего образования;

- специфике преподавания цикла специальных наук в гуманитарном вузе, в котором ведется подготовка магистров в области гостиничного сервиса и туризма;

- особенностях технологий обучения будущих менеджеров, готовящихся к деятельности в гостиничных и туристических комплексах.

Внимание к организационно-содержательным педагогическим условиям обусловлено тем, что в традиционной системе подготовки будущих менеджеров гостиничной и туристической сферы учебные курсы и технологии обучения вводятся в отрыве от реального производственного процесса. Они не отражают комплекс полифункциональных обязанностей, которые выпускники магистратуры должны выполнять после окончания учебы в вузе. Как правило, невысокий уровень теоретической и практической подготовки выпускников не позволяют им занимать вакансии в структуре современных гостиничных и туристических компаниях, участвовать в конкурентной борьбе за ведущие позиции в них. Кроме того, отсутствует достаточная организационная база, позволяющая интегрировать связи между выпускающимися кафедрами вузов и базовыми предприятиями гостиничной и туристической сферы. Анализируя противоречия, которые сложились в высшей школе в связи с политикой развития гостиничного гостеприимства и туризма, можно сделать вывод о том, что в системе профессиональной подготовки будущих менеджеров гостиничных и туристических комплексов при использовании интегративных технологий теоретической и практической подготовки специалистов в этой области отсутствует единая методология и теория. Это, в свою очередь, порождает массу проблем - от необходимости создания базовых кафедр на предприятиях гостиничной и туристической сферы до использования комплекса обучающих информационных и технических средств обучения.

В связи с этим появляется необходимость в выяснении места и роли организационно-содержательных условий в целостной структуре педагогического процесса профессиональной подготовки магистров - менеджеров в области гостиничного и туристического сервиза.

Как известно, деятельность преподавателей и обучающихся как субъектов педагогического процесса характеризуется направленностью на достижение конкретных целей

обучения. В этой связи можно сделать предположение о том, что организационно-содержательные педагогические условия формирования полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма должны быть направлены на совершенствование содержания обучения, включающего интеграцию учебной информации и организацию ее усвоения, реализованного в соответствующей педагогической технологии.

В ходе исследования были условно выделены, обоснованы и внедрены в реальном учебном процессе две группы педагогических условий - организационные и содержательные.

Комплекс организационных условий включает:

- определение обучающимися комплекса мотивов, стимулирующих изучение и использование в практической деятельности содержания цикла дисциплин как основы формирования полифункциональной компетенции, личностного и профессионального развития;

- определение комплекса педагогических технологий теоретического изучения и практического внедрения интегративных дисциплин в процессе технологических практик;

- организацию обратной связи: соотнесением результатов усвоения учебного материала по интегративным инновационным дисциплинам с личностными и профессиональными целями и задачами;

- поэтапное внедрение интегративных обучающих мультимедийных программ в процессе освоения полифункциональных умений и способов деятельности;

- создание реальных полифункциональных ситуаций для формирования профессиональных компетенций в рамках всех видов практик.

Содержательные условия предусматривают:

- наполнение цикла дисциплин, изучаемых в ходе магистерской подготовки, научными и практическими аспектами, направленными на формирование профессиональ-

ных мотивов интересов, потребностей и целей будущей полифункциональной деятельности;

- рациональный и научно обоснованный отбор необходимой и достаточной учебной информации, ее оперативное обновление с целью формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров в сфере гостиничного и туристического бизнеса;

- разработку и внедрение учебной дисциплины «Формирование полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма» и факультативного курса «Психолого-педагогическая готовность будущих менеджеров гостиничной и туристической сферы к профессиональной деятельности»;

- внесение изменений в интегрированное содержание мультимедийных программ, позволяющих добиваться значимых учебных результатов в ходе теоретической и практической подготовки;

- определение объема и качества усвоения интегративных знаний, умений и способов их использования в полифункциональных ситуациях.

Отметим взаимосвязь трех основных аспектов современной педагогики: актуальных требований, предъявляемых к выпускникам вузов в сфере гостиничного и туристического бизнеса; противоречий, складывающихся из объективных причин, типичных для современного развития системы подготовки менеджеров для сферы гостиничного гостеприимства и туризма; необходимость создания оптимальных педагогических условий, связанных с невозможностью достижения целей по подготовке необходимых кадров.

Ниже кратко охарактеризуем организационно-содержательные педагогические условия и обоснуем их сущность, взаимосвязь и функции, определим их место и роль в реальном учебном процессе (табл.1).

На начальном этапе магистерской подготовки первым организационно-содержательным педагогическим условием является психологическая готовность будущих спе-

циалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма к формированию полифункциональной профессиональной компетенции. Реализация данного педагогического условия направлена на формирование у обучающихся ценностного личностно значимого отношения к будущей деятельности. Внедрение в педагогический процесс данного условия позволяет разрешить противоречия между недостаточным уровнем мотивации, интересов, потребностей, полифункциональных возможностей и уровнем притязаний молодых специалистов, которые претендуют на высокие должности в иерархии гостиничных и туристических компаний.

Психологическая готовность обучающихся в магистратуре к полифункциональной деятельности в гостиничной и туристической сфере предполагает развитие следующих психолого-педагогических факторов:

- повышение уровня мотивационного «поля» будущих специалистов в процессе обучения и во всех видах практической подготовки;

- развитие интересов и потребностей к различным видам деятельности в гостиничной и туристической сфере;

- формулирование «древа целей», которые позволят обучающимся сформулировать понимание миссии и собственного места в предполагаемых адресатах будущей работы;

- повышение познавательной и поисковой активности магистров;

- развитие организационных способностей и управленческих умений, направленных на освоение способов работы с коллегами в условиях производственных практик.

Организация и планирование подготовки специалистов предполагает разрешение противоречия между традиционным содержанием образования и требованиями, предъявляемыми к современному профессиональному уровню менеджера - интегративного специалиста в области гостиничной и туристической сферы. Это предполагает включение магистров в значимую для каждого из них ситуацию, в которой они ищут и находят

Таблица 1.

Организационно-содержательное педагогическое условие

Организационное Содержательное

Определение обучающимися комплекса мотивов, стимулирующих изучение и использование в практической деятельности содержания цикла дисциплин как основы формирования полифункциональной компетенции, личностного и профессионального развития. Наполнение цикла дисциплин, изучаемых в ходе магистерской подготовки, научными и практическими аспектами, направленными на формирование профессиональных мотивов интересов, потребностей и целей будущей полифункциональной деятельности

Таблица 2. Организационно-содержательное педагогическое условие

Организационное Содержательное

Определение комплекса педагогических технологий теоретического изучения и практического внедрения интегративных дисциплин в процессе технологических практик. Рациональный и научно обоснованный отбор необходимой и достаточной учебной информации, ее оперативное обновление с целью формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров в сфере гостиничного и туристического бизнеса.

личностный и профессиональный смысл, строят образ и модель своей жизнедеятельности, дают оценку результатам учебной работы и инновационного поиска в различных сферах практического применения своих интересов и потребностей.

Таким образом, важнейшим организационно-содержательным условием магистерской подготовки является определение системы информации в цикле дисциплин, наполненных общенаучными и практическими аспектами, направленными на формирование профессиональных мотивов, интересов, потребностей и целей будущей полифункциональной деятельности специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса.

Достижение организационной и содержательной составляющих современного педагогического процесса является определение комплекса педагогических технологий освоения рационально отобранной, необходимой и достаточной учебной информации, ее оперативное обновление с целью формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров в сфере гостиничного и туристического бизнеса. Реализация данного условия позволяет разрешить противоречие между постоянно увеличивающимся объемом учебной информации и невозможностью ее освоения в процессе аудиторной и вне-учебной деятельности, а также необходимостью повышения уровня преподавания фундаментальных и специальных дисциплин и недостаточностью разработанности современных педагогических технологий (табл.2).

Планирование содержания учебного материала предполагает рациональный отбор информации, необходимой и достаточной для освоения программы обучения, определение этапов и логики внедрения педагогических технологий с целью формирования системы межпредметных и интегративных знаний у магистров. Сущность данных педагогических условий заключаются в том, чтобы выбрать такие технологии преподавания из числа разработанных в педагогической практике, которые способствовали активизации интереса студентов к освоению необходимой и достаточной информации в условиях аудиторной работы, а также стимулировали творческую активность обучающихся при подготовке к выполнению самостоятельной работы, разработку авторских проектов. Реалиизация данных организационно-содержательных педагогических условий позволит модернизировать и усовершенствовать методики обучения будущих специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса и разрешит противоречия между: необходимостью повышения уровня преподавания фундаментальных и специальных дисциплин и недостаточностью разработанности современных педагогических технологий, а также постоянно увеличивающимся объемом учебной информации и невозможностью ее освоения в процессе аудиторной и внеучебной деятельности.

Достижение высокого уровня реализации организационной и содержательной составляющих педагогического процесса позво-

ляют внедрить систему обратной связи: возможность контролировать качество освоения учебного материала и соотносить их с поставленными целями и задачами. Планируя содержание учебного материала, преподаватели должны четко представлять себе и дать возможность осмыслить обучающимися, на каком этапе обучения и какой учебный материал должен быть рассмотрен и освоен. В условиях педагогического процесса следует учитывать степень усвоения и практической проработки обучающимися учебного материала. Субъекты учебного процесса (преподаватели и магистры) должны быть готовы ответить на самый важный вопрос: «Хорошо ли освоен учебный материал» и затем перейти к следующему разделу, модулю. Рассматривая содержание каждой из дисциплин как часть профессиональной подготовки выпускников, необходимо понимать и ее функцию как средства получения специализированной информации по специальности. Вместе с тем требуется осуществление межпредметных связей всех циклов дисциплин с целью формирования интегративных знаний и умений, а также функциональных способов деятельности.

Обобщение специализированных и межпредметных знаний и способов действий осуществляется в ходе освоения интегративной дисциплины «Формирование полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма» и факультативного курса «Психолого-педагогическая готовность будущих менеджеров гостиничной и туристической сферы к профессиональной деятельности». Результаты освоения теоретической информации и практических навыков являются основой для оценки готовности выпускников магистратуры к профессиональной деятельности (табл.3).

Реализация данных организационно-содержательных педагогических условий позволит разрешить противоречия между стихийным характером самостоятельной работы обучающихся и необходимостью ее организации в условиях учебной и практической деятельности, а также высоким уровнем тре-

бований к овладению полифункциональными знаниями и способами деятельности будущих специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса и невозможностью формировать высокий уровень личностных и профессиональных качества в условиях ограниченного времени на учебную и практическую работу.

Вместе с тем высокий уровень готовности будущих специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса невозможен без сформированности у обучающихся знаний и способов деятельности в области современных информационных технологий. Известно, что мультимедийная программа обладает максимальной эффективностью: ее технические возможности обеспечивают обратную связь между компьютерной программой и обучаемыми. Мультимедийная среда выступает как полноценный «партнер» диалога, представляемая обучающимся учебная информация может принимать различный вид (интерактивные текстовые ссылки, формулы, иллюстрации технологических процессов), удовлетворяющий любым требованиям и представлениям пользователя. Разнообразные технические возможности мультимедийной программы позволяют будущему специалисту в области гостиничного и туристического бизнеса самостоятельно моделировать учебный и производственный процесс, исходя из собственных психологических особенностей и эстетического вкуса, что вносит игровой момент в обучение и повышает мотивацию к обучению. Фиксированный алгоритм структуры учебного материала, представленного с помощью мультимедийной программы, нацеливает обучающегося на решение учебных задач и тем самым достижение цели обучения. Возможности мультимедийной программы позволяют повысить качество учебной информации в связи с новшествами в научно-технической сфере, развивать познавательный интерес магистров к своей будущей специальности, расширять его профессиональный кругозор.

Однако одними лишь техническими возможностями концептуальная обоснованность применения мультимедийной программы для

20/у/.3 -

Таблица 3.

Организационно-содержательное педагогическое условие

Организационное Содержательное

Организация обратной связи: соотнесение результатов усвоения учебного материала по интегративным инновационным дисциплинам с личностными и профессиональными целями и задачами. Разработка и внедрение учебной дисциплины «Формирование полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма» и факультативного курса «Психолого-педагогическая готовность будущих менеджеров гостиничной и туристической сферы к профессиональной деятельности».

Таблица 4.

Организационно-содержательное педагогическое условие

Организационное Содержательное

Поэтапное внедрение интегративных обучающих мультимедийных программ в процессе освоения полифункциональных умений и способов деятельности. Внесение изменений в интегрированное содержание мультимедийных программ, позволяющих добиваться значимых учебных результатов в ходе теоретической и практической подготовки.

Таблица 5.

Организационно-содержательное педагогическое условие

Организационное Содержательное

Создание реальных полифункциональных ситуаций для формирования профессиональных компетенций в рамках всех видов практик. Определение объема и качества усвоения ин-тегративных знаний, умений и способов их использования в полифункциональных ситуациях.

формирования необходимых мотивов к освоению программы подготовки будущих специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса не ограничивается. Важно учитывать и психолого-педагогическое воздействие, которое мультимедийная программа оказывает на обучающегося в процессе работы с ней. К таким психолого-педагогическим факторам относятся:

- повышение мотивационной готовности к будущей работе в условиях производственных практик;

- формирование навыков и способов самостоятельной деятельности;

- повышение познавательной активности личности;

- развитие воображения и интерфейсного дизайнерского вкуса будущих менеджеров гостиничного и туристического бизнеса;

- развитие информационной культуры личности, организационных способностей и управленческих умений и навыков.

Таким образом, разработка и внедрение интегративных мультимедийных программ в учебный процесс является одним из эффективных условий обучения с точки зрения психологических, педагогических и методических преимуществ, которое позволяет стимулировать рост личностного и профессионального развития (табл.4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация данных организационно-содержательных педагогических условий позволит разрешить противоречия между: узкой специализацией выпускников магистратуры и высоким уровнем общекультурной и специальной информативностью специалистов в области гостиничной и туристической сферы, а также недостаточным уровнем организации

педагогического процесса и представлением возможности самостоятельной работы обучающихся посредством последовательности и цикличности использования применяемого программного обеспечения.

Организация педагогического процесса, разработка необходимого и достаточного содержания и интегративных технологий обучения, внедрение современных информационных методов преподавания и учения направлены на создание условий для практической подготовки специалистов интегра-тивного профиля, которыми являются будущие менеджеры гостиничного и туристического бизнеса. Перечень функциональных обязанностей, с которыми столкнутся магистры после окончания вуза в первый период практической деятельности, огромен. В реальной практике молодые специалисты должны проявить полифункциональную компетентность. С этой целью воссоздаются интегративные ситуации профессионального общения, приближенные к естественной среде, обучающиеся получают возможность применять собственные знания в условиях производственных практик, в ходе защит авторских проектов, научно-исследовательских презентаций на иностранных языках, материалов для публикаций в журналах и сборниках статей.

В этой связи разработка, обоснование и выполнение комплекса коммуникативных ситуаций является одним из важнейших организационных и содержательных педагогических условий эффективности педагогического процесса. Выполнение указанных педагогических условий будет способствовать преодолению психологического барьера при общении с работниками гостиничных и туристических комплексов при выполнении полифункциональных видов деятельности. Это позволит приступить к непосредственной деятельности сразу после завершения обучения в вузе (табл.5).

Реализация заключительных организационно-содержательных педагогических условий в реальном педагогическом процессе позволит разрешить противоречия между недостаточным уровнем профессиональной

готовности выпускников магистратуры к выполнению полифункциональных ролей в реальных условиях деятельности гостиниц и туристических комплексов и высоким современным уровнем требований к деятельности молодых специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса.

Таким образом, анализ философской, психологической и педагогической литературы позволяет сформулировать авторское понятие: организационно-содержательные педагогические условия включают следующие компоненты:

- необходимость и возможность разработать и обосновать предпосылки, а также моделируемые результаты педагогического процесса;

- проанализировать традиционную практику и оценить риски для современного развития педагогической науки;

- проанализировать современные требования к реальной практике, определить инновационные подходы к преодолению сложностей и трудностей в освоении современной научной информации;

- разработать, обосновать и реализовать педагогическую технологию, которая с помощью приемов деятельности позволяет субъектам педагогического процесса получить максимально интегративный результат в освоении учебного материала.

Содержание, структура и функции организационно-педагогических условий формирования полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма включают:

- психологическую готовность будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма к формированию полифункциональной профессиональной компетенции;

- владение системой обобщенных знаний и способов действий в различных областях общей и специальной информации;

- развитие продуктивного мышления и творческих способностей, необходимых специалистам для формирования инновационного стиля общения и деятельности в сфере гостиничного и туристического бизнеса;

- способность оценивать качество учебной и производственной деятельности магистров, результаты освоения необходимой для практической работы информации;

- формирование приемов учебной и практической деятельности, направленных на освоение информационных технологий в процессе овладения полифункциональной компетенцией в области гостиничного и туристического бизнеса.

Обоснованные, разработанные и реализованные организационные и содержательные педагогические условия направлены на разрешение противоречий, существующих в системе высшего образования Российской Федерации. Основанием явилось изучение и обобщение опыта в контексте современных требований и особенностей подготовки магистров гостиничной и туристической сферы в отечественных и зарубежных вузах.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены педагогические условия формирования полифункциональной профессиональной компетенции магистров -будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма. Раскрываются содержание, структура и функции организационно-педагогических условий в контексте развития компетентностей сотрудников в сфере гостиничного и туристического бизнеса.

Ключевые слова: организационно-содержательные педагогические условия, содержание, структура и функции, подготовка магистров - специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса.

SUMMARY

The article examines the pedagogical conditions for the formation of polyfunctional professional competence of masters - future specialists in hospitality and tourism. The article reveals the content, structure and functions of organizational and educational conditions in the context of the development of employee competences in the hospitality and tourism industries.

Key words: organizational and meaningful pedagogical conditions, content, structure and functions, training masters - specialists in the field of hospitality and tourism.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2004. - 1536 с.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / ред. И. Ю. Шведова. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.

3. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. - М.: Советская энциклопедия, 1983. -836 с.

4. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 35 с.

5. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: Владос, 2006. -239 с.

6. Найн А. Я. Обучение как управляемый процесс. - Челябинск, Урал. гос. акад. физ. культуры, 1990. - 63 с.

7. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - М.: ЛКИ, 2006. - 224 с.

8. Саитбаева Э. Р. Теоретические основы самоопределения педагогов-профессионалов в системе дополнительного педагогического образования. - Оренбург: ООИПКРО, 2005. -501 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.