Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса'

Педагогические условия формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИСИПАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖЕР / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / СРЕДА / КОРПОРАТИВНАЯ ПРОГРАММА / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пясецкая Инна Шарифьяновна

Рассматриваются педагогические условия, влияющие на эффективность функционирования предлагаемой автором модели формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса. При выборе педагогических условий учтены факторы, связанные с профессиональной подготовкой будущих менеджеров по специальности «Гостиничный сервис», особенностями модели формирования партисипативной культуры, возможностями ресурсного потенциала образовательного учреждения и потребностями профессионального сообщества индустрии гостеприимства. По результатам детального рассмотрения педагогических условий предложены мероприятия, способствующие эффективному формированию партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF A PARTICIPATORY CULTURE AMONG THE FUTURE MANAGERS OF HOTEL SERVICE

Тhe article considers pedagogical conditions that inuence the efciency of the proposed model of the formation of the participatory culture of the future managers of hotel service. When choosing pedagogical conditions into account factors related to the professional training of the future managers on a speciality «Hotel service», a model of the formation of a participatory culture, capabilities of the resource potential of educational institutions and the needs of the professional community of hospitality industry. Detailed consideration of the pedagogical conditions proposed activities, contributing to the effective formation of a participatory culture at the future managers of hotel service.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-126-134

УДК 378.147 ББК 74.480.2

И.Ш. Пясецкая

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТИСИПАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

Рассматриваются педагогические условия, влияющие на эффективность функционирования предлагаемой автором модели формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса. При выборе педагогических условий учтены факторы, связанные с профессиональной подготовкой будущих менеджеров по специальности «Гостиничный сервис», особенностями модели формирования партисипативной культуры, возможностями ресурсного потенциала образовательного учреждения и потребностями профессионального сообщества индустрии гостеприимства. По результатам детального рассмотрения педагогических условий предложены мероприятия, способствующие эффективному формированию партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса.

Ключевые слова: партисипативная культура, менеджер, гостиничный сервис, педагогические условия, командообразование, среда, корпоративная программа, рефлексия, рефлексивная позиция.

I.S. Pyasetskaia

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF A PARTICIPATORY CULTURE AMONG THE FUTURE MANAGERS OF HOTEL SERVICE

ne article considers pedagogical conditions that influence the efficiency of the proposed model of the formation of the participatory culture of the future managers of hotel service. When choosing pedagogical conditions into account factors related to the professional training of the future managers on a speciality «Hotel service», a model of the formation of a participatory culture, capabilities of the resource potential of educational institutions and the needs of the professional community of hospitality industry. Detailed consideration of the pedagogical conditions proposed activities, contributing to the effective formation of a participatory culture at the future managers of hotel service.

Keywords: participatory culture, Mmanager, hospitality services, pedagogical conditions, team building, environment, corporate program, reflection, reflective position.

На сегодняшний день существует большое количество трактовок понятия «педагогические условия» [1; 2; 11]. Проанализировав разные точки зрения, в своем исследовании мы будем придерживаться определения термина «педагогические условия» Е.В. Яковлева и

H.О. Яковлевой: «Педагогические условия - совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности [21; с. 187-188]».

Существуют различные классификации педагогических условий по следующим признакам [3; 4; 8; 9; 10; 12; 15; 18]:

1) сфере воздействия: внешние (культурные, общественные, производственные) и внутренние (морально-психологические, учебно-материальные, эстетические);

2) характеру воздействия: субъективные и объективные;

3) специфике объекта воздействия: общие и специфические.

Также к педагогическим условиям относят дидактические, организационно-педагогические, психолого-педагогические условия и др.

В нашем исследовании мы выделили следующие условия:

I. Создание среды командообразования в образовательном учреждении.

2. Участие студентов в корпоративном обучении на предприятиях сферы гостеприимства.

3. Формирование рефлексивной позиции студентов.

При выборе педагогических условий формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса нами были учтены следующие факторы:

1) особенности профессиональной подготовки обучающихся среднего профессионального образования по специальности «Гостиничный сервис»;

2) процесс формирования партисипа-тивной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса;

3) содержание и особенности модели формирования партисипативной

культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса;

4) ресурсный потенциал образовательного учреждения;

5) потребности профессиональной среды. Перейдем к более подробному рассмотрению предлагаемых выше условий.

1. Создание среды командообразо-вания в образовательном учреждении.

Возможности среды образовательного учреждения обогащают личностный и профессиональный потенциал будущего менеджера гостиничного сервиса, облегчают его адаптацию к требованиям современного рынка труда. Для эффективной реализации модели формирования парти-сипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса необходимо создание среды командобразования в образовательном пространстве вуза.

Основными терминами предложенного нами условия являются образовательная среда и командообразование.

Образовательная среда - часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [16].

Согласно В.А. Ясвину [22], структура образовательной среды включает следующие компоненты:

1) субъекты образовательного процесса;

2) социальный компонент образовательной среды;

3) пространственно-предметный компонент образовательной среды;

4) технологический (или психодидактический) компонент образовательной среды.

Тип образовательной среды складывается из целей, миссии, политики, а также задач и принципов обучения и воспитания, которые ставит перед собой образовательное учреждение, а также внешней среды. Для формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса целесообразно создание среды командообра-зования в учебном учреждении, так как

£

I- Го а. О

го ш о

со ф

О

О н

со

о ф

*

ф ф

^ I

^ ф

ф

Т X

1- ^

ГО ч

Ч 5у

ф Ю

С >,

командная работа является эффективным средством установления и протекания процессов взаимодействия среди участников образовательного процесса.

Командообразование (team building) -это система комплексного воздействия на коллектив, направленная на создание культуры командного взаимодействия [20].

Технология командообразования в различных отраслях бизнеса и системе образования предполагает использование специальных принципов и методов.

Принципами командообразования являются:

1) добровольное участие в коллективной работе;

2) согласованность действий членов команды, коллективная ответственность за результат;

3) распределение обязанностей среди членов группы согласно их компетенциям.

К самым распространенным методам командообразования относят методы коллективного взаимодействия в системе обучения и подготовки персонала. Однако использование только указанных методов для создания эффективной команды недостаточно. Такие рода тренинги будут иметь разовый успех. Необходимо создание полноценной среды командоо-бразования в пространственном окружении будущих профессиональных кадров.

Под средой командообразования мы будем понимать комплекс материальных, социальных и педагогических мероприятий в образовательном пространстве, стимулирующих студентов к освоению навыков командного взаимодействия. Среда командообразования образовательного учреждения представлена рядом следующих компонентов: Среда командообразования образовательного учреждения представлена рядом следующих компонентов: к 1. Социальный компонент среды коман-^ дообразования, характеризующийся £ субъект-субъектными отношениями

^ между участниками образовательно-

го процесса. На установление отно-

шений полисубъектного сотрудничества направлены методики командной работы (проектная деятельность), применяемые в образовательном учреждении. Этому также способствует воспитательное пространство учебного заведения, ведущее к установлению эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса (включение студентов в систему студенческого самоуправления, культурно-досуговую деятельность, спортивную жизнь образовательного учреждения). Взаимодействие образовательного учреждения с деловыми партнерами позволяет студентам выстраивать прямой диалог с бизнес-средой разных областей (строительными, производственными организациями, авиаперевзчиками др.): участвовать в профессиональных конкурсах, решать бизнес-задачи, разрабатывать и реализовывать креативные проекты.

2. Пространственно-предметный компонент, способствующий эффективному функционированию среды командообразования за счет материальной базы учебного заведения, включающей учебные и практические лаборатории, тренинговые кабинеты, помещения для организации досуга и проявления творческих способностей обучающихся (актовый зал, бассейн, студсовет, творческая мастерская), техническое оснащение кабинетов и доступ к информационным ресурсам сети Интернет. Материальное оснащение учебного пространства располагает к совместной деятельности обучающихся, обеспечивает мобильность, возможность свободного передвижения, онлайн-общения (видеоконференции), что так необходимо для развития навыков командного взаимодействия.

3. Технологический компонент среды командообразования учебного заведения, предусматривающий использование в образовательной кон-

цепции учебного заведения формата проектно-аналитических сессий. Такой формат позволяет студентам раскрыть свой творческий потенциал, освоить навыки командного взаимодействия путем совместной работы, участия в креатив-боях, общения в социальных сетях и др. Создание среды командообразова-ния в образовательном процессе вуза способствует эффективному формированию партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса за счет формирования и развития у студентов навыков командной работы на принципах партисипативного взаимодействия.

Среда командообразования оказывает непосредственное влияние на все блоки модели формирования партиси-пативной среды будущих менеджеров гостиничного сервиса: мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный и процессно-методический. Создание в образовательной среде «командного духа» обеспечивает эффективное достижение поставленных целей и оказывает стимулирующее влияние на мотивацию обучающихся в процессе совместной (коллективной) деятельности. Среда ко-мандообразования воздействует положительно на корпоративную культуру образовательного учреждения, а именно влияет на культуру взаимодействия (пар-тисипативную культуру) членов образовательного процесса.

Установленные правила среды ко-мандообразования регламентируют отношения между субъектами образовательного процесса, влияют на выбор способов и методов их взаимодействия, что положительно сказывается на реализации содержательно-деятельностно-го и процессно-методического блоках модели формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса.

2. Участие студентов в корпоративном обучении на предприятиях сферы гостеприимства. Под корпоративным

обучением понимается «процесс формирования и непрерывного совершенствования знаний, умений и навыков работников, направленный на развитие их способностей к продуктивной профессиональной деятельности на конкретном предприятии [13, с. 231]».

Корпоративное обучение позволяет решать следующие задачи на предприятии:

1) приобщать сотрудников к системе

корпоративных ценностей компании;

2) мотивировать к выполнению трудовых обязанностей;

3) сформировать чувство причастности

к предприятию и общему делу.

Богатый опыт реализации корпоративного обучения сотрудников представлен в странах Европы, Японии и США. Корпоративное обучение играет ведущую роль в производственном обучении специалистов среднего звена. В то время как страны Запада в подготовке кадров ориентируются на профессиональный опыт специалистов, в «японской модели» уделяется внимание их моральным качествам [13].

В нашей стране корпоративное обучение приобрело особую роль в связи с установлением рыночных отношений в экономике, необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров в новых конкурентных условиях рынка.

В настоящее время образовательными и профессиональными сообществами совместно разработаны проекты профессиональных стандартов, в том числе для специалистов гостиничной индустрии [17]. Так, содержание деятельности специалистов по приему и размещению гостей регламентируется не только нормативными правовыми актами, национальными стандартами, но и корпоративными профессиональными стандартами. Однако все еще остаются вопросы о поиске «универсальной» модели корпоративного обучения при подготовке специалистов. Поэтому особую значимость для студентов приобретает корпоративное обучение на базе международных го-

_0 а

!г £

I- Го а. о

го ш о а

со

а ф

о

а ^ о н

со о

а ф

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф ф

^ I

^ ф

ф

Т X

ГО ч

ч: 5у

ф ю

с >,

стиничных операторов (Редиссон, Хай-ятт, Кемпински). Преимуществом такого обучения является наличие и четкое соблюдение предприятием гостиничной сети корпоративной культуры, стандартов, обеспечивающих качество производственных процессов на предприятии и эффективное взаимодействие между структурными подразделениями. Таким образом, получая опыт корпоративного обучения в компаниях разного уровня, будущий специалист легко адаптируется к новым условиям, осваивает новую сферу профессиональной деятельности.

Корпоративное обучение прекрасно дополняет профессиональную систему подготовки специалистов среднего звена. Данный вид обучения включает учебные корпоративные программы на предприятиях индустрии гостеприимства, которые с одной стороны, обеспечивают качество практической подготовки будущих менеджеров гостиничного сервиса, а с другой - удовлетворяют потребность предприятий в высококвалифицированных кадрах.

Корпоративная подготовка обучающихся может осуществляться без отрыва студентов от образовательного процесса. Она представляет собой выездные мастер-классы, лекции профессионалов индустрии гостеприимства в образовательных учреждениях, вебинары.

Для реализации данного педагогического условия в нашем исследовании мы предложили корпоративную программу обучения студентов. Она может быть рассмотрена в качестве дополнительной образовательной программы для студентов, либо в качестве программы повышения квалификации профессиональных кадров индустрии гостеприимства.

Участие студентов в корпоративном обучении на предприятиях сферы гостеприимства способствует закреплению к партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса за счет £ совершенствования практических навы-^ ков партисипативного взаимодействия и s усвоения корпоративной культуры пред-

приятия индустрии гостеприимства. Корпоративное обучение способствует эффективности организации образовательного процесса, в том числе формированию партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса. Данное обучение выполняет направляющую и побуждающую функцию устойчивой мотивации к формированию партисипативной культуры (освоению всех этапов мотивации студентами), что отражается на реализации мотивацион-но-целевого блока модели формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса. Кроме того, опыт корпоративного обучения дает участникам образовательного процесса возможность самостоятельного выбора оптимальных методов, форм и средств взаимодействия.

3. Формирование рефлексивной позиции студентов.

Рефлексия в педагогике - это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями [19].

У исследуемой нами возрастной группы обучающихся выделяют три формы рефлексии:

1) рефлексия в области самосознания;

2) рефлексия образа действия;

3) рефлексия профессиональной деятельности [6].

Обучающийся, будучи еще абитуриентом, уже владеет первыми двумя формами рефлексии, которые оказывают непосредственное влияние на формирование рефлексии в профессиональной деятельности. Таким образом, перед нами стоит задача формирования профессиональной рефлексии студентов и дальнейшее развитие рефлексии самосознания и образа действия обучающихся.

Развитие рефлексии самосознания и образа действия у студентов осуществля-

ется (у некоторых студентов корректируется) с 1-го курса содержанием блока общегуманитарных дисциплин. Дальнейшее развитие рефлексивных умений специалистов среднего звена происходит в системе их профессиональной подготовки со 2-го курса (через содержание общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей).

Проанализировав разные точки зрения по толкованию понятия «рефлексивная позиция» [5; 7; 14], дадим данному понятию собственное определение. Под рефлексивной позицией мы будем понимать систему ценностных, когнитивных, операционных отношений личности к себе как к субъекту собственной и профессиональной деятельности и к субъектам взаимодействия в образовательном процессе.

Рефлексивная позиция характеризует способность будущих менеджеров гостиничного сервиса осознавать себя как личность и как субъекта профессиональной деятельности. Поэтому студенты среднего профессионального образования благодаря развитию у себя рефлексивной позиции намного раньше своих сверстников, продолжающих обучение в общеобразовательной школе, познают личностную и профессиональную значимость.

Для развития рефлексивной позиции студентов в образовательном процессе необходимо соблюдение следующих факторов:

1. Индивидуальный подход к формированию рефлексивных умений студентов. Так как процесс развития рефлексии и, собственно, формирование рефлексивной позиции индивидуальны и зависят от психологических особенностей и интеллектуальных способностей личности, то в данном случае необходимо применение данного подхода, предполагающего выбор методов, форм и средств обучения под индивидуальные способности обучающихся, разработку индивидуальных программ личностного и профессионального роста студентов.

2. Вариативность деятельности обучающихся. Так как рефлексия связана с деятельностью, то формирование рефлексивной позиции будет эффективным в процессе совершаемых субъектом различных видов деятельности (учебной, учебно-профессиональной, квазипрофессиональной). Профессиональная подготовка по специальности «Гостиничный сервис» предоставляет возможность будущим менеджерам попробовать себя на позициях разнообразных рабочих специальностей: горничной, официанта, повара, администратора отеля и др. Это дает возможность обучающемуся осознать себя в качестве субъекта многопрофильной профессиональной деятельности, понять свое место и роль в системе профессиональных отношений. Будущий менеджер гостиничного сервиса, пройдя профессиональный путь с самых «низов» гостиничной иерархии, проявляет свою рефлексивную позицию с точки зрения самоопределения (отдает предпочтение той или иной сфере обслуживания), либо продолжает дальше самореализовываться и самосовершенствоваться, постигая азы управления структурным подразделением или даже целым гостиничным комплексом.

Формирование рефлексивной позиции студентов способствует эффективному формированию у студентов партисипа-тивной культуры за счет развития рефлексивной компетенции в области парти-сипативного взаимодействия.

Формирование рефлексивной позиции студентов способствует эффективному усвоению у студентов парти-сипативной культуры за счет развития рефлексивной компетенции в области партисипативного взаимодействия. С развитием рефлексивной позиции, у студента начинает формироваться внутренняя мотивация и осознанная потребность в освоении партисипативной культуры, а это напрямую отражается на содержании мотивационно-целевого блока формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса.

.а а

£

I- Го а. о

го ш о а

со

а ф

о

а ^ о н

со о

а ф

*

ф ф

^ I

^ ф

ф

Т X

ГО ч

ч: 5у

ф ю

с >,

Содержательно-деятельностный и про-цессно-методический блоки модели формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса подвергаются воздействию рассматриваемого педагогического условия на всех этапах формирования партисипа-тивной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса (в области взаимодействия субъектов образовательного процесса, выбора инструментов обучения).

Мониторинг (а именно выбор современных средств оценки), необходимый в развитии рефлексивной позиции студентов, оказывает влияние на выбор средств диагностики в аналитико-диагностиче-ском блоке предложенной модели.

Таким образом, предложенные и раскрытые нами педагогические условия оказывают непосредственное влияние на результативность функционирования модели формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса через совершенствование ее компонентов и являются необходимыми. Достаточность комплекса условий будет доказана в опытно-экспериментальной работе. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238 с.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 1988. - 432 с.

4. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

5. Белозерцева Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии

к школьников в процессе обучения:

=х автореф. дис. ... к.п.н. - Челябинск, I 2000. - 23 с.

^ 6. Бовда Ю.В. Рефлексивная позиция как фактор развития личности // Про-

блемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы 15-й Международной научно-практической конференции. -Спб, 2014. C. 20-21.

7. Дробышевский Б.А. Моделирование условий формирования рефлексивной позиции педагога системы развивающего обучения // Университет в перспективе развития: альманах центра проблем развития образования БГУ - 2007. - № 5. С. 116-121.

8. Журавская Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис. ... к.п.н. - Спб.:

2011. - 26 с.

9. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. -

2012. - № 1. C. 8-14.

10. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры. Методология и методика естественных наук: сб. научных трудов - Омск: Изд-во ОмГ-ПУ, 1999. - 24 с.

11. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. -№ 2. С. 101-104.

12. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... к.п.н. - Майкоп, 2005. - 203 с.

13. Мирошин Д.Г. Зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения: японская и евро-американская модель // Современные аспекты экономики. - 2011. - № 11 (171). С. 230-236.

14. Онищенко Н.Э. Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в системе профиль-

ного обучения: автореф. дис. ... к.п.н. - Ижевск, 2007. - 22 с.

15. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... к.п.н. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

16. Педагогический терминологический словарь. - СПб: Российская национальная библиотека. 2006. - 765 с.

17. Российский союз промышленников и предпринимателей: Профессиональные стандарты 2016 [Электронный ресурс] // Профессиональные стандарты 2016. - Режим доступа: http://profstandart.rspp.ru/prof_2016/ i ndu striya-gostepriim stva.

18. Рутковская М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников: автореф. дисс ... к.п.н. - Л., 1955. - 14 с.

19. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель (Россия). - 2000. - № 1. С. 25-27.

20. Халина А.А. Командообразование как процесс и технология в организационном управлении: автореф. дисс. ... к. социол. наук. - М., 2011. - 27 с.

21. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Поступила 15.03.2017

Об авторе:

Пясецкая Инна Шарифьяновна, заместитель директора Высшей Школы Сервиса и Туризма, ЧОУВО Русско-Британский Институт Управления (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), bildchen@mail.ru

Для цитирования: Пясецкая И.Ш. Педагогические условия формирования партиси-пативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 1. С. 126-134. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-1-126-134 £

£

References: 1

1. Andreev V.I. Pedagogy: a training course for creative self-development. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2012. - 608 p.

2. Andreev V.I. Dialectics of upbringing and self-education of the creative personality. Kazan: Publishing house of KSU, 1988. - 238 p. « |

3. Babansky Yu.K. Pedagogy. Moscow: Pedagogika, 1988. - 432 p.

4. Belikov V.A. Philosophy of the formation of personality: activity aspect: monograph. S 0 Moscow: Vlados, 2004. - 357 p.

5. Belozertseva T.V. Pedagogical technology of the formation of the reflection of schoolchildren §■ =e in the learning process: the author's abstract. Dis. Ph.D. Chelyabinsk, 2000. - 23 p.

6. Bovda Yu.V. Reflexive position as a factor of personal development // Problems of pedagogical § § innovation in vocational education: Materials of the 15th International Scientific and 5 |

ro а. о

о

Practical Conference. St. Petersburg, 2014. P. 20-21. ® |

7. Drobyshevsky B.A. Modeling the conditions for the formation of the reflective position of the teacher of the system of developmental learning, // University in the perspective of

<u ° s

T X ^ s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

development: the almanac of the Center for the Development Problems of the Belarusian g. ^ State University. - 2007. - No. 5. P. 116-121. tz £

8. Zhuravskaya N.V. Professional training of specialists in fire safety in universities of oil and gas industry using an individual-differentiated approach: Dis. Ph.D. St. Petersburg: 2011. - 26 p.

9. Ippolitova N.V., Sterkhova N.A. Analysis of the concept of «pedagogical conditions»: essence, classification // General and Professional Education. - 2012. - № 1. P. 8-14.

10. Kozyreva E.I. School of the teacher-researcher as a condition for the development of pedagogical culture. Methodology and methodology of natural sciences: a collection of scientific papers. Omsk: Izd-vo OmGPU, 1999. - 24 p.

11. Kupriyanov B.V., Dynina S.A. Modern approaches to the definition of the essence of the category «pedagogical conditions» // Vestnik Kostromskogo gos.un-ta im. N.A. Nekrasova. -2001. - №. 2. P.101-104.

12. Lysenko A.V. Psychological and pedagogical conditions for the formation of professional-value orientations of the future music teacher: Diss. Ph.D. Maikop, 2005. - 203 c.

13. Miroshin D.G. Foreign experience in the organization of in-house training: the Japanese and Euro-American model // Sovremennyye aspekty ekonomiki. - 2011. - №. 11 (171). P. 230-236.

14. Onischenko N.E. Pedagogical conditions for increasing the professional competence of teachers of humanitarian classes in the system of profile training: author's abstract. Dis. Ph.D. Izhevsk, 2007. - 22 p.

15. Pavlov S.N. Organizational and pedagogical conditions for the formation of public opinion by local self-government bodies: author's abstract. Dis. Ph.D. Magnitogorsk, 1999. - 23 p.

16. Pedagogical terminological dictionary. St. Petersburg: The Russian National Library. 2006. - p.765.

17. Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs: Professional standards 2016. Available at: http://profstandart.rspp.ru/prof_2016/industriya-gostepriimstva.

18. Rutkovskaya M.V. Formation of the motives for choosing a pedagogical profession for high school students: Dis. Ph.D. Leningrad, 1955. - 14 p.

19. Suvorova N.G. Interactive learning: new approaches // Uchitel' (Rossiya). - 2000. - № 1.

20. Khalina A.A. Command formation as a process and technology in organizational management: author's abstract. Diss. Candidate of Sociological Sciences. Moscow, 2011. - 27 p.

21. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical research: content and presentation of results: monograph. Chelyabinsk: RBIU, 2010. - 316 p.

22. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. Moscow, Smysl, 2001. -365 p.

About the author:

Pyasetskaia Inna Sharifianovna, Deputy Director, Higher School of Service and Tourism, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), bildchen@mail.ru

For citation: Pyasetskaia I.S. Pedagogical conditions of formation of a participatory culture among the future managers of hotel service // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. No. - 1. P. 126-134. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-126-134

u;

<u о

IZ

P. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.