Научная статья на тему 'Понятийно-терминологический аппарат исследования проблемы формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса'

Понятийно-терминологический аппарат исследования проблемы формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИСИПАЦИЯ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ПАРТИСИПАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / PARTICIPATION CULTURE / PARTICIPATION / PARTICIPATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пясецкая Инна Шарифьяновна

Рассматривается значимость партисипативности на политическом, социально-экономическом уровнях государства. Формирование партисипативной культуры рассматривается как конкурентное преимущество менеджеров гостиничного сервиса в реализации технологических процессов гостиничного предприятия на региональном и международном уровне. Проведен анализ научных исследований и рассмотрены разные точки зрения в области толкований понятий «культура», «профессиональная культура», «партисипативная культура». Даны авторские определения понятий «культура»,«профессиональная культура», «партисипативная культура». Партисипативная культура менеджера гостиничного сервиса представлена автором как вид его профессиональной культуры, определяющий уровень готовности к сотрудничеству и способности активного участия в технологических процессах обслуживания в гостиничном предприятии и адаптации к условиям потребностей гостиничного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS AND TERMS IN THE RESEARCH PROBLEM OF FORMING PARTICIPATION CULTURE OF FUTURE HOTEL SERVICE MANAGERS

The significance of participation at the political, social and economic levels of the country is discussed. Formation of participation culture is viewed as a competitive advantage of hotel service managers in the implementation of technological processes of a hotel at the regional and international levels. Scientific researches are analyzed and different opinions in the area of the concepts “culture”, “professional culture” and “participation culture” are discussed. The concepts of “culture”, “professional culture” and “participation culture” are defined. Participation culture of a hotel manager is presented as a type of professional culture determines the level of readiness for collaboration and ability of adaptive participation in technological processes of service at a hotel and adaptation to the needs of the hotel market.

Текст научной работы на тему «Понятийно-терминологический аппарат исследования проблемы формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса»

УДК 377.5 ББК 74.47

DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-170-176

И.Ш. Пясецкая

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТИСИПАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

Рассматривается значимость партисипативности на политическом, социально-экономическом уровнях государства. Формирование партисипативной культуры рассматривается как конкурентное преимущество менеджеров гостиничного сервиса в реализации технологических процессов гостиничного предприятия на региональном и международном уровне. Проведен анализ научных исследований и рассмотрены разные точки зрения в области толкований понятий «культура», «профессиональная культура», «партисипативная культура». Даны авторские определения понятий «культура», «профессиональная культура», «партисипативная культура». Партисипативная культура менеджера гостиничного сервиса представлена автором как вид его профессиональной культуры, определяющий уровень готовности к сотрудничеству и способности активного участия в технологических процессах обслуживания в гостиничном предприятии и адаптации к условиям потребностей гостиничного рынка.

Ключевые слова: партисипация, партисипативность, культура, профессиональная культура, партисипативная культура.

I.S. Pyasetskaia

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

CONCEPTS AND TERMS IN THE RESEARCH PROBLEM OF FORMING PARTICIPATION CULTURE OF FUTURE HOTEL SERVICE MANAGERS

The significance of participation at the political, social and economic levels of the country is discussed. Formation of participation culture is viewed as a competitive advantage of hotel service managers in the implementation of technological processes of a hotel at the regional and international levels. Scientific researches are analyzed and different opinions in the area of the concepts "culture", "professional culture" and "participation culture" are discussed. The concepts of "culture", "professional culture" and "participation culture" are defined. Participation culture of a hotel manager is presented as a type of professional culture determines the level of readiness for collaboration and ability of adaptive participation in technological processes of service at a hotel and adaptation to the needs of the hotel market.

Keywords: participation, participativity, culture, professional culture, participation culture.

В условиях ужесточения конкуренции во всех секторах экономики высокий уровень партисипативной культуры специалистов сферы гостеприимства, проявляющийся в способности эффективно взаимодействовать и принимать решения, является стратегическим преимуществом. Профессиональная мобильность менеджеров среднего звена становится важным компонентом совершенствования и успешной реализации технологических процессов предприятий гостеприимства на региональном и международном уровнях, обеспечивая тем самым высокое качество обслуживания гостей.

Понимая значимость партисипатив-ной культуры в социально-экономическом развитии государства, лидеры ведущих стран интегрируют партисипативность во все сферы экономики (строительство, интернет, энергетика, коммунальное хозяйство), культуры (дизайн, гостиничный сервис, туризм) и образования.

В нашей стране в последние годы также прослеживается подобная тенденция. Важность формирования партисипатив-ной культуры в образовательных учреждениях, в том числе, у специалистов среднего профессионального образования подчеркивается во многих законодательных документах. В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [12] отмечается необходимость «реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала». В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [18], одной из задач определена задача успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, возможная за счет «формирования социальных компетенций (включая работу в команде, в том числе, на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы в профессиональных образовательных организациях)».

В современной науке термин «пар-тисипативная культура» является объектом многих научных исследований и трактуется неоднозначно. Для определения понятия «партисипативная культура менеджеров гостиничного сервиса» в нашем исследовании, мы видим необходимость проанализировать опыт научных исследований в области толкования терминов «культура», «профессиональная культура», «партисипативная культура».

Рассмотрев разные точки зрения в области значения термина «культура», проведем анализ нескольких толкований Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков [1], Б.И. Кононенко [4], Н. Лясников, Ю. Ляс-никова [9], В С. Осин [13].

Культура как система ценностей и вид практической деятельности человека определяет степень владения человеком этими элементами. При этом ее значение становится очевидным в процессе социального и профессионального взаимодействия людей. Так, она проявляется в многообразии форм человеческой деятельности, к числу которых относят «культуру труда», «культуру общения», «культуру поведения», степень владения которыми определяется моральными и эстетическими нормами поведения.

Культура как ценность и опосредованные ею нормы поведения, приобретаемые в процессе социализации, позволяют адаптироваться человеку в социальной и профессиональной среде его жизнедеятельности. Эти элементы культуры определяют ее целостность и находятся в определенной взаимосвязи. Так, нормы поведения выступают в качестве алгоритмов, стандартов, определяющих выбор методов и способов выполнения задач в той или иной ситуации. А смысловое содержание их результативности определяют ценности, с помощью которых оценивается качество и эффективность любой деятельности.

Таким образом, система ценностей и нормы поведения, определяющие успешность специалиста в работе с людьми и взаимодействии в коллективе, позволя-

к

I

го

со

о

го

о ^ т

О с^

-& Ф

о

2 ^ е

ф о

ц I

ю Т

о ^

I

С ^ н

к о

о

I

го ш

ш о

о

ч ф

ф ц о о ^ * ф I ф

н го ^

X

го

с

с го

ю

^ о

ф 2

т

^ ^

1_ о

с;

о

I

о

I

ф т

^ ^

0 1 н к I н го с ^ о ^ н

о ГО

с с

ют будущим специалистам понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, эффективно выполнять профессиональные задачи и достигать профессионального и личностного роста.

Исходя из этого, мы определяем культуру как результат приобретенных человеком в процессе жизнедеятельности и социализации в обществе системы ценностей, норм поведения, форм и способов деятельности.

Мы рассматриваем партисипатив-ную культуру менеджеров гостиничного сервиса как вид профессиональной культуры. В связи с этим выделим ряд направлений, с позиции которых исследователи Е.А. Казаева [2], Н.В. Кузьмина [6], И.К. Макарова [10], В.С. Осин [13] обращают внимание на разные аспекты профессиональной культуры.

Большинство авторов склоняется к интерпретации профессиональной культуры как интегративного явления, включающего профессионализм и личностные качества. Проведем семантический анализ профессиональной культуры, позволяющий выделить нам два объекта в формулировке: «профессия» и «культура» и определить в дальнейшем их взаимосвязь. Понятие «профессия» характеризует направление в определенной сфере деятельности, для освоения которого у специалиста должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями к уровню подготовки. Работы, посвященные профессиональной подготовке будущих специалистов гостиничного сервиса, а именно формированию «профессиональной компетентности» М.В. Курдакова [7], Г.Р. Наумова [11], «сервисной компетентности» Е.Г. Радыгина [16], «конкурентоспособности специалистов» Н.В. Кор-нейченко [5], «технологической подго-к товки» Т.Л. Тимохина [19], раскрывают :х значимость общих и профессиональных £ компетенций будущего специалиста и со-^ средоточены на формировании конкрет-^ ной профессиональной компетенции.

Некоторые авторы, определяя профессиональную культуру как профессиональное качество специалиста, характеризуют степень владения данной культурой, а именно профессиональное мастерство Б.И. Кононенко[4], уровень образования и квалификацию специалиста В.С. Осин [13]. Однако данные элементы отождествляются с профессиональной профпригодностью и опытом трудовой деятельности, и не свидетельствуют об уровне профессионализма специалиста. Профессиональная культура является более широким понятием и включает культуру общения, умение выстраивать взаимоотношения с людьми, в том числе, в трудовом коллективе.

Определяя компонентом профессиональной культуры личностные качества специалиста, авторы акцентируют внимание на раскрытии внутреннего потенциала, творческой самореализации личности и достижении определенного уровня профессионализма Г.Р. Наумова [11], В.А. Сластенин [17]. Однако личностные качества человека, в содержании которых лежат индивидуальные особенности человека, не всегда совпадают с требованиями к профессиональной деятельности специалиста.

Одну из ведущих ролей в понятии «культура» мы отводим ценностным характеристикам личности. Этот компонент культуры мы определяем как некий внутренний стержень, формирование которого необходимо для подготовки конкурентоспособного специалиста и его дальнейшего профессионального и личностного роста.

Начальная цель формирования профессиональной культуры у будущих менеджеров в условиях образовательной среды направлена на погружение специалиста в специфику своей профессии и осознание ее социальной значимости. В процессе профессионального становления будущий менеджер сталкивается с рядом задач, в число которых входит потребность карьерного роста, успехов в котором он может достичь не только

благодаря уровню профессионализма, но и внутренней потребности постоянного саморазвития.

Кроме того, не стоит забывать о «динамичности» и «подвижности» этих двух составляющих профессиональной культуры. Именно «подвижность» ценностей и норм поведения раскрывает степень профессионализма специалистов. В рыночных условиях, когда конкурентоспособный специалист должен соответствовать тенденциям научно-технического развития общества, обладая профессиональной культурой, он осознанно использует возможности для повышения профессиональной квалификации, совершенствуя тем самым профессиональные навыки и развивая личностные качества. Таким образом, осознанная мотивация к профессиональной деятельности способствует раскрытию личностного и профессионального потенциала, благодаря чему специалист будет испытывать потребность к постоянному самосовершенствованию.

Подводя итог проведенного исследования, мы определяем профессиональную культуру как вид культуры, характеризующий уровень владения специалистом общими и профессиональными компетенциями, выраженный в способности и готовности адаптироваться к постоянно изменяющимся тенденциям развития общества и современного рынка.

Понятие «партисипативная культура» целесообразно уточнить со значения термина «партисипация». Латинское происхождение слова «партисипация» (participare) позволяет интерпретировать его толкованиями: «принимать участие, участвовать». Первоначально партисипация рассматривается в качестве вида демократической культуры [10], выступающего важным элементом в распространении демократического режима власти. Для распространения данного курса политики и последующего вовлечения граждан во все сферы общественной и экономической жизни страны, партисипацию стали рассматри-

вать в качестве ведущего стиля управления в менеджменте предприятий, в том числе, в гостиничных организациях [8, с. 327; 15]. В настоящее время парти-сипация завоевывает популярность не только во всех отраслях экономики, но и культуры (дизайн, туризм, гостиничная отрасль) и образования. В педагогических исследованиях партисипативность рассматривается в качестве альтернативы авторитарности, метода организации педагогического коллектива и формирования профессиональной подготовки специалистов, способствующего формированию отношений взаимной ответственности, сотрудничества.

Существует множество толкований термина «партисипативность», что обусловлено переводом с английского, немецкого и других языков. При этом популярность научных исследований в области партисипативности наблюдается как в отечественной, так и зарубежной педагогике. Так, «партисипацию» инте-претируют как «вовлечение», «участие», «соучастие», «причастность», «приобщение» [2; 5].

Определяющим значением партиси-пативности мы считаем значение «участие», которое ассоциируется с вектором направления взаимодействия (формы, виды, сферы). При этом мы уточняем данное слово: «активное участие и сотрудничество», что указывает на инициативность и расширение возможностей участников в многообразии видов и форм взаимодействия. Начиная свой путь профессионального становления, будущие кадры наделяются компетенциями конкретной специальности. Ведущую роль в подготовке менеджеров гостиничного сервиса в ФГОС СПО по специальности «Гостиничный сервис» уделяется практической стороне, а именно технологической компетентности, о чем свидетельствует содержание профессиональных модулей и количество выделенных в учебном процессе практик [20]. В этом случае кадры, так или иначе, вовлечены и способны участвовать в процессе произ-

к

S

I

го

ш

о

s го

S Ü о S m

о cl

-& ф

о

2 S е

Ф о

Ц I

ю т

о S

I

с S н

к о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S о

I

го ш

ш о

о

ч ф

ф ц о о S * ф I ф

н го S

X

го S

с

с го

S ю

^ о

ф

т

S ^

1_ о !ñ

с;

о

I

S

S О

I

ф ш

^ S

0 1 JS s н к I н го с s о S н

о го

IZ с

водства или предоставления услуг. Другой вопрос о качественной составляющей их деятельности, реализация которой не возможна без осознания участниками важности своей профессии, от создания до предоставления конечного продукта своего труда потребителю.

Партисипативная культура позволяет будущим менеджерам не только активно проявлять себя в профессиональной жизни, но и участвовать в политической, экономической и других сферах жизни общества. При этом она расширяет возможности будущего менеджера гостиничного сервиса в овладении общими и профессиональными компетенциями. Формирование партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса определяет качественные показатели подготовки, играющие ведущую роль в профессиональном становлении и конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Таким образом, партиспативная культура менеджера гостиничного сервиса -вид его профессиональной культуры, определяющий уровень готовности к сотрудничеству и способности активного участия в технологических процессах обслуживания в гостиничном предприятии и адаптации к условиям потребностей гостиничного рынка. Библиографический список:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: учебник. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

2. Казаева Е.А. Роль партисипативности в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. Челябинск: Изд-во УГПУ, 2014. №1. С. 25-30.

3. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009. - 1248 с.

к 4. Кононенко Б.И. Большой толковый

го

=х словарь по культурологии. - М.: ООО

ё Изд-во АСТ, 2003. - 512 с.

а '

5. Корнейченко Н.В. Формирование

профессиональной культуры буду-

щего специалиста по работе с молодежью в процессе обучения в вузе: дисс. ... к.п.н. - Астрахань, 2008. -144 с.

6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция повышения продуктивности образования // Акмеология 2007. Методологические и методические проблемы / под ред. Н.В. Кузьминой, Л И. Дубровский. - СПб., 2007.

7. Курдакова М.Е. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничн. сервиса: дисс. . к.п.н. - Челябинск, 2006. - 178 с.

8. Лавриненко В.Н. и др. Политология: курс лекции. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 400 с.

9. Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи: учеб. пособие. Российская академия предпринимательства. - М., 2003. - 142 с.

10. Макарова И.К. Управление персоналом: учеб.-метод. материалы. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2006. - 62 с.

11. Наумова Г.Р. Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса: автореферат. - Екатеринбург, 2012. - 10 с.

12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-Р // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

13. Осин В.С. Профессиональная подготовка студентов к управлению персоналом в сфере гостеприимства: дисс. ... к.п.н. - М., 2002. - 347 с.

14. Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. - М.: Норма-Инфра-М, 1999. - 672 с.

15. Партисипативный стиль управления // [Электронный ресурс]: www. garant.ru.

16. Радыгина Е.Г. Формирование готовности студентов к профессиональному взаимодействию в сфере гостеприимства: дисс. ... к.п.н. - М., 2011. -223 с.

17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 576 с.

18. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года Министерство образования РФ Одобрено Коллегией Минобрнау-ки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн) // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

19. Тимохина Т.Л. Технологическая подготовка студентов туристского вуза в области гостиничного сервиса: дисс. ... к.п.н. - М., 2009. - 335 с.

20. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. №475 // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

Поступила 10.12.15

Об авторе:

Пясецкая Инна Шарифьяновна, заместитель директора Высшей Школы Сервиса и Туризма Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), [email protected]

к

I

го

Для цитирования: Пясецкая И.Ш. Понятийно-терминологический аппарат исследования проблемы формирования партисипативной культуры у будущих менеджеров го- g стиничного сервиса // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 170-176. £ |

References: 1 о

1. Volkov Yu.G., Dobrenkov V.I. Sociology. M.: Gardariki, 2003 [in Russian] i

2. Kazaeva E.A. Role of participation in the system of higher education. Pedagogicheskoie с i obrazovanie v Rossii. Chelyabinsk, Izd-vo UGPU, 2014 [in Russian] | о

3. Kasavin I.T. Encyclopedia of epistemology and philosophy of science. M.: "Kanon+", ROOI S § "Reabilitatsia" 2009. [in Russian] $ |

4. Kononenko B.I. Large explanatory dictionary on culurology. M.: OOO Izdatelstvo AST, § <u

31 S

2003 [in Russian]

5. Korneichenko N.V. Forming the professional culture of a future specialist to work with young people in the process of studying at higher school. Dis. ... Cand. Sci. (Education), Astrakhan, 2008. [in Russian] 1 io

6. Kuzmina N.V. Acmeological conception of improving the education efficiency. Akmeologia 2007. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. SPb.: Izd-vo TsSI, 2007, P.18-19 [in Russian] § |

7. Kurdakova M.E. Pedagogical technology of forming the professional competence of future hotel service specialists. Diss. ... Cand. Sci. (Educayion). Chelyainsk, 2006. [in Russian]

8. Lavrinenko V.N., Skripkina Zh.Yu., Yudin,V.V. Political science: a course of lectures. M.: o Volters Kluver, 2010. [in Russian]

9. Liasnikov N., Liasnikova Yu. Social and economic conditions of forming spiritual culture | of students. Rossiskaia academia predprinimatelstava. M. 2003. [in Russian]

о

<u 2

£ ^

о s

x

^ о

!i. X

_ a. о Го с

10. Makarova I.K. Human resources management. M. Institut mezhdunarodnogo prava i ekonomiki imeni A.S. Griboedova, 2006. [in Russian]

11. Naumova G.R. Development of general competences in professional training of hotel service specialists. Ekaterinburg, 2012. [in Russian]

12. On approval of state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020. Order of the Government of the Russian Federation of 22.11.2012 N 2148-R // [electronic resource]: www.garant.ru. [in Russian]

13. Osin V.S. Professional training of students for human resources management in hospitality sphere. Dis. ... Cand. Sci. (Education). M. 2002. [in Russian]

14. Osipov G.V. Russian sociological encyclopedia. M.: Norma-Infa-M, 1999. [in Russian]

15. Participative style of management // [electronic resource]: www.garant.ru. [in Russian]

16. Radygina E.G. Formation of student's readiness to professional communications in hospitality sphere. Dis. ... Cand. Sci. (Education). M. 2011. [in Russian]

17. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shianov E.N. Pedagogy. M.: Izdatelskii tsentr "Akademia", 2002. [in Russian]

18. Development strategy of the system of training workers and applied qualifications in the Russian Federation till 2020 // [electronic resource]: www.garant.ru. [in Russian]

19. Timokhina T.L. Technological training tourist higher school in hotel service. Dis. ... Cand. Sci. (Education). M. 2009. [in Russian]

20. Federal state standard of secondary professional education in the program of 43.02.11 Hotel service // [electronic resource]: www.garant.ru. [in Russian]

About the author:

Pyasetskaia Inna Sharifianovna, Deputy Director, Higher School of Service and Tourism, Russian-British Institute of Management (12, Str. Voroshilova, Chelyabinsk, Russia), bildchen@ mail.ru

For citation: Pyasetskaia I.S. Concepts and terms in the research problem of forming participation culture of future hotel service managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 170-176.

u;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<u о к IZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.