УДК 378.1.016:81 ББК Ч484+Ч486.17
ПАРТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ВУЗЕ
С.Л. Суворова
Шадринский государственный педагогический институт
PARTICIPATIVE MANAGEMENT OF INTERCULTURAL EDUCATION IN A UNIVERSITY
S. Suvorova Shadrinsk State Pedagogical Institute
Рассматриваются основные концептуальные положения модернизации высшего профессионального языкового образования. Определяется специфика межкультурного образования в вузе, фиксируются его цели, задачи, особый акцент делается на проблеме управления данным процессом. Управление рассмотрено с позиций партисипативности, доказана необходимость разработки теоретических основ и методико-технологического обеспечения партисипа-тивного управления как стратегии реализации межкультурно-ориентирован-ного образования в вузе.
Ключевые слова: межкультурное образование, межкультурное обучение, управление, партисипация, партисипативность, партисипативный подход, пар-тисипативное управление.
The basic conceptual points of higher professional and language education are considered. Peculiarity of intercultural education in a university is defined. The goals of this education are settled and special stress is made on the problem of managing the process. This management is shown from the participative position. The necessity of working out the theoretical fundamentals and methodological and engineering supply of participative management as a strategy of interculturally oriented education in a university is substantiated.
Keywords: intercultural training, management, participation, participativeness, participative approach, participative management.
В нормативных документах, посвященных вопросам модернизации российской системы образования, в частности в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 3-го поколения, отмечается, что государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. В соответствии с современными потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования с вариативными формами управления. Для достижения нового качества профессио-
нального образования предполагается: создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений; устранение сегментации профессионального образования; его структурная и институциональная перестройка; модернизация направлений подготовки специалистов с учетом международных стандартов для формирования предложения, соответствующего перспективному спросу на рынке образовательных услуг; инновационная ориентация планов профессионального обучения при эффективном сочетании аспектов универсализации, специализации и регионализации и др.
Исходя из названных приоритетных направлений модернизации формулируется основная цель высшего профессионального
образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Тенденции модернизации отечественного высшего профессионального образования являются основанием для появления соответствующих научных исследований. Современными учеными указывается, что прогностическая модель модернизационных процессов при своей разработке нуждается в помещении в более широкий контекст методов исследований, объектом которых должно явиться универсальное, адаптивное, инновационное образование, в значительной степени формирующее общественный прогресс.
Модернизационные процессы в области языкового образования связаны, прежде всего, с требованием воспитания бикультурного билингва, человека не только владеющего иностранным языком, но и способного быстро адаптироваться к особенностям культуры народа, говорящего на изучаемом иностранном языке. Поэтому преподавание иностранных языков в вузе все более ориентируется на современные достижения культурологии образования.
ФГОС нового поколения по направлениям подготовки 035700 «Лингвистика» и 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») ориентированы на приоритетность формирования у студентов следующих компетенций, суть которых составляют: руководство принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума; обладание навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов; представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия; обладание готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения [3, 4].
Проектирование основных образовательных программ по названным направлениям четко ориентировано на позиционирование необходимости переориентации профессиональной подготовки студентов на межкуль-турные аспекты, в частности: базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Практический курс первого иностранного языка», «Практический курс второго иностранного языка», а в вариативной части предусматривается изучение курсов «Введение в теорию межкуль-турной коммуникации», «Практикум по меж-культурной коммуникации», «Сравнительная культурология».
Эти положения в значительной мере определяют приоритетность межкультурного образования в вузе и означают отказ от доминирования обучения умениям оперировать лингвистическим материалом в пользу обучения диалогу между представителями разных лингвосоциумов с целью развития социально активной и самостоятельной личности обучающегося. Представляется аксиоматичным, что понятия «языковое образование», «меж-культурная парадигма» и «межкультурное образование» составляют единое терминологическое поле общей проблемы: преподавания и изучения современных родных и неродных языков и культур, а языковое образование и межкультурное обучение рассматриваются как сопряженные и одновременно автономно функционирующие компоненты целостной системы. Многие ученые сходятся во мнении об определенной условности разграничения понятий «языковое образование» и «межкуль-турное обучение».
В английском языке термин multicultural education используется в работах исследователей образования в США. В изданной в Европе учебной и методической литературе, к примеру, в работах проф. Питера Бателана из Голландии, занимающегося проблемами образования, используется выражение intercultural education. Понятие «межкультурное образование» часто связывают с формами образования, способствующими раскрытию возможностей учеников, принадлежащих к меньшинственным группам. Такое употребление термина стало предметом дискуссий, так как в таком понимании межкультурное образование направлено на этнические меньшинства, а не учеников титульной нации. В научном обиходе есть также понятия многокультурного образования
Теория и практика управления образованием
и межкультурного обучения, однако ЮНЕСКО и Совет Европы рекомендуют и используют в своих документах понятие «межкультурное образование», поскольку оно шире и динамичнее и выражает идею взаимодействия и взаимовлияния различных культур.
Межкультурное образование рассматривается в настоящее время как необходимое условие успешной реализации языкового образования и формирования вторичной языковой личности, способной к речевому взаимодействию на межкультурном уровне. Такая способность неизбежно происходит в режиме усвоения фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладения языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Формирование «третьей» культуры личности осуществляется в учебном процессе на основе ее базовой культуры через «межкультурное образование», имеющее целью создать у обучающихся новое культурное сознание - способность при контактах с другой культурой понять иной образ жизни, иные ценности, по-иному подойти к своим ценностям и отказаться от существующих стереотипов и предубеждений.
Последовательное обращение к межкуль-турной парадигме исследования процессов преподавания и изучения языков и культур требует переосмысления методологии и понятийно-категориального аппарата с позиций межкультурного образования в вузе, изменения функциональной нагрузки основных составляющих образовательного процесса: его целей, задач, содержания, методов, принципов, средств и приемов обучения. Особое положение в названной парадигме занимает управление интересующим нас процессом. Исследованию управления как феномена, в том числе педагогического, посвящено достаточно много научных работ, обобщение которых позволяет трактовать управление как: науку - систему упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления; искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации; функцию -целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты; процесс -совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе»; аппарат -
совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Научная экстраполяция семантики термина «управление» на предмет нашего исследования - процесс межкультурного образования в вузе - приводит нас к вполне закономерному выводу о необходимости отказа от принципа суперпозиции, при котором рассматривается каждый отдельно взятый объект (элемент) сложной системы и его влияние на всю систему и на отдельно взятые фрагменты в пользу принципа совершенствования (универсальности), который подразумевает выработку (нахождение) наиболее масштабируемой (универсальной), совершенной методологии поведения субъекта управления. Реализация такого принципа при учете специфики межкультурного образования в вузе (приоритетности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в культурно-языковом режиме) возможна и целесообразна при партисипативном управлении данным процессом. Кратко охарактеризуем основные составляющие терминосистемы теорий партиси-пативности и партисипативного управления.
Как нами было установлено ранее [1, 2], введение термина «партисипация» в широкий научный обиход связано с именем Леви-Брюля. В современных философских и культурологических исследованиях партисипация рассматривается в аспекте субъектно-объектных отношений. Существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «партисипация». В философии партисипация рассматривается обобщенно как универсальная экзистенциальная интенция, органически присущая человеку и являющаяся основополагающей антропологической константой. В смыслогенетической культурологии парти-сипация понимается широко: не только как стремление ощутить себя частью некоей большой социальной общности, но и вообще как всякое ситуативное снятие субъектнообъектных отношений. В педагогических исследованиях и литературе, посвященной проблеме управления, существует несколько подходов к трактовке термина «партисипация», под которым понимается:
- альтернатива авторитарности, директивности, принуждения;
- процедура совместного принятия решений, совместная постановка целей;
- совместное решение проблем, участие
рядовых членов организации в планировании и осуществлении организационных изменений.
Понятие «партисипативность» соотносится с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», и функционирует в исследованиях, в центре которых находятся управленческие аспекты деятельности. Понятие партисипативности употребляется в нескольких основных значениях, а именно: как организационная идея, принцип управления организацией; как управленческий феномен, заключающийся в участии рядовых сотрудников в управленческих процессах; как метод мотивации и организации членов коллектива; как средство повышения качества управленческих решений в организации.
Партисипативность в рамках нашего исследования означает взаимодействие субъектов культуросообразного образовательного процесса, обусловленное действием культурного механизма соуправления функционированием межличностной и межкультурной коммуникации как компонентов профессиональной подготовки. В настоящее время появляются исследования, предметом которых являются социальное и культурное творчество обучаемых, участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью и др. Упомянутые факты свидетельствуют о необходимости разработки теоретических основ и механизмов реализации партисипатив-ного управления.
Термин «participative management» дословно означает «управление, основанное на участии». Ключевой термин «участие» подразумевает различные формы участия субъектов образовательного процесса в управлении. Кроме того, партисипативное управление означает вовлечение участников данного процесса в управление, то есть субъекты всех уровней организации участвуют в установлении целей, в принятии решений, в анализе и решении проблем.
Эффективность использования партиси-пативного управления во многом зависит от правильности использования его принципов:
• добровольный характер участия в управлении посредством работы в малых группах или участия в опросах;
• постоянная помощь и поддержка руководителя малой группе, предоставление необходимой для обсуждения информации;
• работа участников в малых группах должна быть регламентирована, также должен существовать регламент по другим формам
участия (выдвижение предложений, участие в межфункциональных проектах);
• отсутствие каких-либо санкций за выдвижение идеи и предложений;
• все наработки должны рассматриваться, необходима обратная связь по любой идее;
• все идеи, нашедшие одобрение, должны внедряться;
• любые достижения участников процесса должны отмечаться, необходимо чтобы участники знали, какие из их наработок оказались ценными и движение в каком направлении приветствуется.
Основными формами участия в парти-сипативном управлении являются: первый уровень - выдвижение предложений, которые могут выдвигаться как индивидуально, так и в ходе группового обсуждения (так называемый «проблемный семинар»). Данный уровень не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию процесса и может осуществляться непосредственно руководителем. Второй уровень -разработка альтернатив - требует создания специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных групп, которым поручается выполнять конкретное задание. Третий уровень - выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме работы специальных групп, координирующих вариативные направления работы.
Механизм партисипативного управления может быть научно обоснован с учетом методологии партисипативного подхода, который очень близок концепции «организационное развитие» («organization development»). Суть концепции состоит в том, что развитие какой-либо системы возможно через развитие ее структур (в образовательном процессе -повышение эффективности образовательного процесса через развитие его субъектов). Это требует создания специальных организационных форм и структур. Основной акцент делается на работу малых групп (6-9 человек), в которых обсуждаются проблемы, идет совместный поиск возможных путей их решения, оказывается помощь в реализации принятых решений. Основной механизм обеспечения участия в партисипативном управлении видится в предоставлении возможности обсуждения проблем и поиска их решения (при постановке на систематическую основу - в формате структурных новообразований) и во
Теория и практика управления образованием
внедрении практики регламентированного сбора идей и предложений и практики создания межфунциональных групп.
Рассмотрение названных выше положений в ракурсе межкультурного образования в вузе позволяет сделать следующие принципиальные выводы. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в обучении иноязычной межкультурной коммуникации в режиме партисипативного управления предполагает реализацию соответствующего, партисипативного подхода, под которым мы понимаем такую принципиальную ориентацию исследования данной проблемы, которая представлена совокупностью методов, обеспечивающих анализ, структурирование и функционирование форм совместной культуротворческой деятельности субъектов образовательного процесса на основе соуправления. Партисипативное управление процессом межкультурного образования в вузе, таким образом, означает: совместное принятие решений о формах, способах и нормах осуществления коммуникации в условиях определенного межкультурного дискурса; создание культурного механизма сотрудничества преподавателя и студентов; актуализацию потенциалов саморазвития участников образовательного процесса в их полисубъект-ном диалогическом взаимодействии в рамках предложенного межкультурного дискурса. Кроме того, необходимо системное использование соучаствующего стиля в общении. При партисипативном управлении в центре должны находиться следующие основные направления: открытое культурное и культуротворческое взаимодействие участников образовательного процесса: создание преподавателем условий для культуротворческих практик студентов, реализация студентами потребностей и интересов в межкультурной коммуникации; насыщенность и аутентичность коммуникативных ситуаций, коммуникативных задач и
дискурсов; соуправление процессами порождения, развертывания и протекания коммуникативного акта с реализацией различных коммуникативных стратегий; включение студентов в коллективную коммуникативную деятельность культуротворческого характера.
Таким образом, проведенный анализ основных понятий и возможностей партисипа-тивного управления межкультурным образованием в вузе позволил установить, что анализ, структурирование и функционирование форм совместной культуротворческой деятельности субъектов образовательного процесса на основе соуправления являются эффективными и целесообразными. Мы рассмотрели возможные направления реализации теории партиси-пативного управления в условиях разработки и внедрения образовательных стандартов нового поколения, декларативность которых, однако, нами не позиционируется.
Литература
1. Суворова, С. Л. Концепция формирования коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: моногр. / С.Л. Суворова. -Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. -203 с.
2. Суворова, С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: дис. ... д-ра пед. наук / С.Л. Суворова. - Челябинск, 2005. - 380 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). -edu.ru>db-mon/mo/data/d_09/m788.html
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 «Лингвистка» (квалификация (степень) «бакалавр»). - edu.ru>db-mon/mo/ data/d_09/m788.html
Поступила в редакцию 13 июля 2Q11 г.