УДК 373.7 ББК 74.46
И.Ш. Пясецкая
модель формирования партисипативной
культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса
В статье рассматривается модель формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса, в которой выделяются мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, процессно-методический и аналитико-диагностический блоки. Автор описывает содержательную сторону представленных блоков, раскрывает систему принципов, на которой базируется модель.
Ключевые слова: модель, партисипативная культура, менеджер, гостиничный сервис.
I.Sh. Pyasetskaya
the model of formation of the participatory culture of the future managers of hotel service
The model of formation of the participatory culture of the future managers of hospitality, in which we can determine motivational and target, content and activity-oriented, process-methodological and analytical-diagnostic block, is discussed. The content side of the presented blocks is revealed and the system of principles, on which the model is based, is described.
Key words: model, participatory culture, manager, hotel service.
Формирование партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса является актуальным и востребованным в соответствии с государственной политикой в области развития среднего профессионального образования и интересами профессионального сообщества. Однако проблема формирования партисипативной культуры в подготовке менеджеров гостиничного сервиса недостаточно изучена. Решение этого вопроса в теории и практике профессиональной педагогики требует построения модели формирования парти-сипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса.
Разработанная модель построена на основе системно-средового и деятельностно-аксиологического подхо-| дов, учета особенностей образователь-^ ного процесса в колледже и специфики к профессиональной подготовки менедже-^ ров среднего звена в гостиничной инду-^ стрии.
Модель формирования партисипа-тивной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса рассматривается нами как многоуровневая система, состоящая из следующих взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, содержательно-деятельностного, про-цессно-методического и аналитико-диаг-ностического.
На функционирование представленной модели оказывают влияние элементы внешней среды и внутренней парти-сипативной среды образовательной организации.
К элементам внешней среды относятся: государственное регулирование туристской деятельности, межотраслевой туристский комплекс. Рассмотрим их более подробно:
• Государственное регулирование туристской деятельности. В настоящее время приоритетом государственной политики в области туризма является развитие внутреннего, вьездного и социального
туризма [2]. Государство заинтересовано в повышении уровня культуры, сертификации и повышении квалификации профессиональных кадров туризма и гостеприимства, ориентированных на предоставление высокого качества услуг и эффективное взаимодействие с организациями в сфере туризма. В этой связи проводятся независимая оценка качества образования в сфере туризма путем аккредитации соответствующих образовательных учреждений, организуются конкурсы профессионального мастерства рабочих специальностей индустрии туризма и гостеприимства с целью повышения престижа профессий среди молодого населения страны [1; 3]. Образовательные учреждения, в свою очередь, должны следовать политике государства, готовя профессиональные кадры с наличием партисипативной культуры.
• Межотраслевой туристский комплекс является рынком трудоустройства, который создает благоприятные условия для развития кадрового персонала путем создания новых рабочих мест, улучшения качества социальной среды. Однако туристская индустрия испытывает нехватку профессиональных кадров на внутреннем рынке страны в силу последних политических и экономических изменений. В приоритетных направлениях - повышение конкурентоспособности индустрии гостеприимства за счет духовного и интеллектуального развития населения. Стимулирование интереса граждан к материальным и духовным ценностям туризма в нашей стране может происходить за счет квалифицированного персонала, владеющего парти-сипативной культурой.
• Потребители гостиничных услуг. В современных условиях гостиничные предприятия борются за лояльность потребителей гостиничных услуг. На процесс формирования лояльности потребителей оказывают влияние не только экономические (бонусные программы, скидки и др.), но и человеческий фактор персонала отелей. Большинство гостей заинтересовано в персональном оказании услуг, учитывающем их уникальные предпочтения. Решить проблему клиентоориенти-
рованного подхода в обслуживании гостей может лишь персонал, владеющий партисипативной культурой. В этом случае сотрудники способны на проявление инициативы, использование своих возможностей профессионального и личностного потенциала в максимальном решении проблем гостя.
• Мотивационно-целевой блок модели процесса формирования партисипа-тивной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса включает в себя основную цель, мотивационный блок, стимулирующие мероприятия и элементы партисипативной среды. Элементами партсипативной среды, оказывающими благоприятные условия на формирование партисипативной культуры у студентов, являются материальная база вуза, кадровые ресурсы кафедры международного сервиса и туризма (в соответствии требованиям ФГОС СПО 3+) [4], организационная культура вуза, среда кафедры международного сервиса и туризма.
Данный блок модели выполняет направляющую и побуждающую функцию устойчивой мотивации к формированию партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса. Мотивационно-целевой блок включает в себя комплекс педагогических действий и содержит следующие компоненты: 1) формирование положительного отношения к будущей квалификации, убеждение в правильности выбора профессии, открытие профессиональных перспектив; 2) формирование мотивации к соци-альномусотрудничеству;3)формирование потребности к творческой деятельности. Мотивационно-целевой блок является сквозным элементом в модели формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса, так как реализуется непрерывно и одновременно с главной целью - формированием партисипативной культуры. Залогом успеха реализации мотивационно-целевого блока являются следующие условия: создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, основанном на доверии и взаимопонимании между субъектами педагогического процесса; субъект-субъектные отношения между
ш
о ^
ф И
Ч Ф
X
ф
л .0
¡2 о
X
ей
н га с
н ^
го с
^ф I °
о. £
о О ? *
-О ^
^ О
к го
J
ф
О К
С
студентами и преподавателем; приближение учебной деятельности студентов к реалиям профессиональной жизни; использование активных методов обучения.
Для повышения мотивации студентов к освоению партисипативной культуры необходимо создать условия, которые в свою очередь окажут благоприятное воздействие на формирование познавательных, профессиональных и социальных мотивов, а также комплекс стимулирующих мероприятий, среди которых: рейтинг «Система звезд»; участие в профессиональных конкурсах «Ресторанный сервис», «Поварское дело», «Отельное администрирование»; освоение дополнительных профессий «горничная», «администратор отеля»; официальное трудоустройство на предприятиях гостеприимства.
Содержательно-дятельностный блок модели определяет содержание процесса формирования партисипативной культуры и характеризует практическую (технологическую) сторону реализации модели формирования партисипативной культуры будущего менеджера гостиничного сервиса. Содержательная сторона данного блока включает в себя программу формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса, состоящую из трех модулей (теоретического, проектно-творческого и практико-ориентированного), субъекты взаимодействия и их ориентировочную основу действия в этом процессе. Теоретический модуль (учебная деятельность) направлен на формирование у студентов в процессе учебной деятельности положительной мотивации к будущей профессии и освоению системы ценностных ориентации, профессионально-важных качеств менеджера гостиничного сервиса, составляющих основу его партиси-пативной культуры. Проектно-творческий модуль (квазипрофессиональная деятельность) реализуется в процессе освоения студентами профессиональных модулей изучаемой специальности (бронирование гостиничных услуг; прием, размещение и выписка гостей; обслуживание гостей во время проживания и др.), программы элективных курсов и меж-
дисциплинарной проектной деятельности. Практико-ориентированный модуль (учебно-профессиональная деятельность) включает в себя цикл учебной и производственной практики (производственная практика и преддипломная практика), где студенты в реальных условиях на базах практики индустрии гостеприимства осваивают профессиональную квалификацию.
Последовательное использование методов, форм и средств соответствующих этапов, а также формы взаимодействия участников образовательного процесса способствуют формированию парти-сипативной культуры у студента от начального до профессионального уровня.
Процессно-методический блок модели направлен на проектирование процесса формирования партисипативной культуры и отражает этапы ее формирования у будущих менеджеров гостиничного сервиса, включая применяемый дидактический инструментарий (методы, средства, формы). На успешность реализации процессно-методического блока оказывают влияние внешние и внутренние условия партисипативной среды.
Начальный этап процессно-мето-дического блока характеризует первичное формирование партисипативной культуры у студентов, связанное с побуждением мотивации к учебной деятельности через знакомство с будущей профессией, формирование представлений о выбранной квалификации (администратор отеля, горничная, официант) и освоение ценностей партисипативной культуры для личного и профессионального становления специалиста.
Репродуктивный этап является одним из основных этапов формирования пар-тисипативной культуры и приходится на второй и третий курсы обучения. На данном этапе происходит практическое освоение студентами профессиональных компетенций по основным видам деятельности.
Профессиональный этап реализуется на третьем курсе обучения студентов по специальности «Гостиничный сервис». Данный этап характеризуется формированием аналитических умений студентов
в области маркетинговых исследований, закреплением практических компетенций в ходе производственной и преддипломной практик, которые заканчиваются конференциями по защите практик и выпускной квалификационной работы.
Лиалитико-диагиостический блок характеризует результат сформированности партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса и служит инструментом диагностического контроля компонентов партисипатив-ной культуры, определяет уровни, средства, методы и субъекты диагностики.
Показателями сформированности партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса являются следующие компоненты-показатели:
1. Когнитивный - теоретический уровень знаний студента, выраженный в профессиональных и технологических знаниях, а также знаниях психологии.
2. Операционный - управленческие, операционные и партисипативные умения студента по основным видам профессиональной деятельности (объекты оценки: успеваемость студента по профессиональным модулям, опыт профессиональной деятельности студента, портфолио студента).
3. Аксиологический - ценностно-моти-вационные ориентации, сгруппированные в индивидуальные и групповые ценности.
В оценке сформированности компонентов партисипативной культуры у будущих менеджеров участвуют не только преподаватели, но и учитывается мнение работодателей предприятий индустрии гостеприимства. Объектами оценивания являются оценочные листы, полученные студентами за учебную и производственную практики.
Аналитический компонент анали-тико-диагностического компонента на основе полученных результатов уровня сформированности компонентов партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса позволяет осуществить их оценку и провести коррекционные мероприятия. На аналитическом этапе происходит анализ полученных результатов, оценка уровня сформированности партисипативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса.
Анализ данных позволяет сделать вывод, в какой степени сформирован тот или иной показатель партисипа-тивной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса. В таблице 1 представлены коррекционные мероприятия Программы партисипатив-ной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса в случае недостаточного уровня сформированности их культуры.
Табл. 1. Коррекционные мероприятия
Модуль программы ПК Метод коррекции
Теоретический дополнительные задания, консультации, изучение дополнительной литературы
Проектно-творческий анализ ситуаций, инструктаж, проектирование
Практико-ориентированный консультации, тренинги
CÛ
о ф
и
Ч Ф
X
ф
f
.0
¡2
>s о
X
CÛ
s H га с
н
го с
^ф
i ° о. £
s ° ? -
-û s
Si ^ p
Таким образом, аналитико-диагнос-тический блок нашей модели выполняет оценочную, диагностическую, аналитическую функции.
Выделенные блоки модели формирования партсипативной культуры будущих менеджеров образуют целостную, динамическую структуру и находятся в тесном взаимодействии друг с другом.
Разработанная нами модель базируется на следующей системе принципов: принцип учета государственного регулирования туристской деятельности, принцип культуросообразности, принцип профессиональной социализации, принцип практической направленности, принцип результативности, принцип динамизма, принцип конгруэнтности.
Таким образом, комплекс взаимодополняющих подходов (системно-сре-довой и детельностно-аксиологический подходы) позволил построить эффективно функционирующую авторскую модель
формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса. Дальнейшая работа будет связана с определением педагогических условий по реализации представленной модели.
Библиографический список
1. План мероприятий, направленный на популяризацию рабочих и инженерных профессий. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р.
2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 года)"».
3. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. Министерство образования РФ Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн).
4. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. № 475.
References
1. The plan of activities aimed at popularization of workers and engineering professions. The government of the Russian Federation of March 5, 2015 No. 366-R. [in Russian].
2. Resolution of the Government of the Russian Federation of02.08.2011 № 644 «About the Federal target program "Development ofdomestic and inbound tourism in Russia (2011-2018years)" [in Russian].
3. Strategy of development of system of personnel training and formation of applied qualifications in the Russian Federation for the period up to 2020. The Ministry of education of the Russian Federation. Approved by Collegium of the Ministry of education of Russia (minutes dated 18 July 2013 PC-5vn). [in Russian].
4. Federal state standard of secondary professional education in the specialty 43.02.11 Hotel service. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 07 May 2014 No. 475. [in Russian].
Сведения об авторе: Пясецкая Инна Шарифьяновна,
аспирант кафедры международного
сервиса и туризма,
заместитель директора
Высшей школы сервиса и туризма,
Русско-Британский Институт
Управления,
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: ЫЫЛеп @таИ.ги
Information about the author: Pyasetskaya Inna Sharifyanovna,
Post graduate student, Department of International Service and Tourism, Assistant director,
Higher School of Service and Tourism, Russian British Institute of Management Chelyabinsk, Russia E-mail: bildchen @mail.ru
к
го ^
Ф О К 1=