статистика. Классификация и снижение размерности. - М.: Финансы и статистика, 1989.
14. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Сте-паненко В.В., Холод И.И. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
15. Мильнер Б.З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. - М., 2003. - 176 с.
16. Нонака и Такеучи. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 320 с.
УДК 377.8 ББК 74.479
И.Ш. Пясецкая
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТИСИПАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА
Рассматривается исторический аспект изучения проблемы формирования партиси-пативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса, проанализировано ее современное состояние в теории и практике среднего профессионального образования и выявлены пути решения; проанализирован имеющийся опыт решения проблемы с позиции трех направлений: истории среднего профессионального образования в России, подготовки менеджеров гостиничного сервиса и формирования партисипативной культуры в подготовке менеджеров гостиничного сервиса; определены этапы становления историографии научной проблемы.
Ключевые слова:
Партисипативность, партисипация, партисипативная культура, историография, среднее профессиональное образование, менеджер, гостиничный сервис.
Партисиспативная культура является одной из основ устойчивого социально-экономического развития в Европе и мире. Понимая её значимость, лидеры ведущих стран интегрируют партисипативность во все сферы экономики (строительство, интернет, энергетика, коммунальное хозяйство, гостиничный сервис, туризм) и образования.
В условиях ужесточения конкуренции во всех отраслях экономики, где необходима способность эффективно взаимодействовать и принимать решения, высокий уровень партисипативной культуры специалистов сферы гостеприимства является конкурентным преимуществом. В этой связи в профессиональном образовании необходимо уделить особое
внимание подготовке менеджеров гостиничного сервиса, способных эффективно взаимодействовать в разработке и предоставлении гостиничных услуг.
Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г. [11] определяет переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития с целью расширения конкурентного потенциала российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. В связи с этим работники сферы гостеприимства также должны иметь высокую степень готовности к реализации проектов, применению инновационных технологий, принятию решений в гостиничной де-
.о
Ci £
0
1
m
Ci
го
I
го m о
Ci
к
го о s m
Ci
<u о
<u о
Ci
m
го о
Ci а.
о %
s s
Ci Ч
о <U
I- I
о <u
ятельности и реализации гостиничных услуг на основе современных технологий и эффективного общения с коллегами и потребителями.
Подготовка профессиональных кадров для гостиничного бизнеса должна быть ориентирована на новые тенденции кадровой политики в гостиничном бизнесе и потребности профессионального сообщества. В условиях глобализации современного мира, функционирование транснациональных компаний на гостиничном рынке страны привело к экономическим и культурным изменениям в индустрии гостеприимства. Если в начальный период гостиничным операторам удавалось соблюдать международные стандарты обслуживания на рынке Центральной России за счет иностранного менеджмента и линейного персонала, то увеличение их числа на территории всей страны определяет массовую потребность в высококвалифицированных кадрах и постоянно растущих к ним требованиям. Культурная глобализация на рынке гостиничных услуг обуславливает необходимость взаимодействия носителей разных культур в процессе непосредственного контакта и технологического обслуживания. Именно поэтому среди требований, предъявляемых к персоналу, основной упор делается именно на личностные качества соискателей. Приоритетным критерием в этой связи выступает партисипативная культура менеджеров гостиничного бизнеса, определяющая долгосрочную перспективу самореализации специалистов в дальнейшей профессиональной и общественной жизни. Наличие партисипативной культуры у специалистов гостиничного сервиса позволяет им делать успехи в профессиональной карьере не только на внутреннем рынке страны, но и далеко за пределами ее границ. * Рассмотрение проблемы формиро-
вания партисипативной культуры буду-£ щих менеджеров гостиничного сервиса ^ целесообразно было провести с точки ^ зрения исторического анализа вопро-
са с учетом трех направлений: истории среднего профессионального образования в России, подготовки менеджеров гостиничного сервиса и формирования партисипативной культуры в подготовке менеджеров гостиничного сервиса. В результате выделены следующие этапы: 1) 1919-1990 гг.; 2) 1990 гг. - конец 20 в.; 3) 2000 гг. по настоящее время.
Первый этап (1919-1990 гг.) знаменуется бурной индустриализацией страны, плановой подготовкой специалистов среднего профессионального образования, развитием экскурсионного направления, где гостиничное обслуживание рассматривается в качестве сопутствующего элемента туристского обслуживания.
В период индустриализации страны средние специальные и технические заведения начинают подготовку специалистов преимущественно для промышленного сегмента народного хозяйства страны. В основе системы подготовки кадров в довоенный и послевоенный период лежит тесная связь с базовыми предприятиями, патриотическое воспитание, должное финансирование со стороны государства и жесткое планирование. Государство нацелено, прежде всего, на устранение массовой безграмотности населения для дальнейшего обеспечения квалифицированной рабочей силой крупного машинного производства.
В силу массового развития индустриализации страны и ограниченного количества гостиничных предприятий, государство не видит необходимости создания системы подготовки профессиональных кадров для гостиничной индустрии. Гостиничная отрасль, как и всё народное хозяйство страны, национализируется декретом Советского правительства и в условиях трудного экономического положения страны испытывает недофинансирование, безразличие к проблемам развития гостиничного хозяйства со стороны правительства. Деятельность сервисных предприятий, а именно реализация гостиничных услуг, не входит в число приоритетных отраслей народного
хозяйства страны в отличие от промышленного. Гостиничный сектор, которому свойственны клиентоцентричность и лояльность в обслуживании граждан, в условиях современного рынка считается буржуазными пережитками общества.
Тем не менее, с решением проблемы безграмотности, ростом культурного образования населения, в стране принимаются оригинальные идеи зарубежных и отечественных представителей в области совершенствования системы образования в школах, техникумах и вузах. Система подготовки кадров осуществляется с внедрением бригадно-лабораторного, проектного методов, в основе которых лежит коллективное и индивидуальное выполнение поставленных заданий. Инновационные методы, центральной идеей которых являлись интересы учащихся, применялись в образовательной среде недолгое время, и в 30-е гг. были упразднены за отсутствием индивидуального воспитания и неспособность формирования у учащихся глубоких знаний по дисциплинам.
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием претерпевает изменения, связанные с сокращением учебных заведений и призывом кадров в ряды армии. Заметное оживление гостиничной отрасли происходит в послевоенный период. Рост строительства гостиничных предприятий обусловлен развитием народного хозяйства, отечественного и зарубежного туризма, расширением экономических и культурных связей общества. В этой связи государство принимает меры, направленные на оптимизацию управления гостиничными предприятиями: вводятся типовые штаты и штатные нормативы, разрабатываются Правила внутреннего распорядка в гостиницах, регламентирующие взаимоотношения в гостинице между гражданами и обслуживающим персоналом. С целью улучшения обслуживания граждан разрабатываются типовые должностные инструкции для среднего
и младшего обслуживающего персонала гостиниц (администраторов, дежурных по этажу, горничных, уборщиц).
Однако в стране действуют двойные стандарты обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства, связанные с обслуживанием иностранных и отечественных граждан. Так, в Постановлении Совмина СССР «О мерах по дальнейшему обслуживанию населения в гостиницах» [13] стандарт внешнего вида, в частности, униформа персонала используется только в гостиницах по обслуживанию иностранных граждан. Подобная тенденция наблюдается в области подготовки кадров. На базе институтов (Московский государственный институт индустрии туризма, Московская академия туристского и гостинично-ре-сторанного бизнеса) в 60-х гг. создаются Высшие курсы по подготовке и переподготовке специалистов по обслуживанию иностранных туристов, а также курсы иностранных языков. Учебные курсы были ориентированы, прежде всего, на обслуживание иностранных туристов, занятия вели преподаватели-теоретики, далекие от сферы гостеприимства.
С увеличением роста гостиничных предприятий увеличивается спрос на обслуживающий персонал, что обуславливает начало подготовки специалистов индустрии гостеприимства и туризма. Причиной этого становится также массовое развитие туристско-экскурсионного направления в стране. Государство рассматривает туризм как мощное оружие идеологического влияния на массы, составную часть культурной работы, формирование социалистического общества. Активно создаются экскурсионные секции, курсы экскурсоводов, развивается внутренний и иностранный туризм.
Однако потребность страны в специалистах не удовлетворяется, поскольку количество средних специальных учреждений, готовящих специалистов для сферы туризма, невелико. Во многих отраслях народного хозяйства численность инженеров превышает количество
.0
!г £
0
1
со
го с
ГО
I ГО ш о
го
о ^
со ф
о
ф о
С
и;
т
го о а. а.
о ®
^ Л О. Ч
о <и
I- I
о ф
необходимых техникумов. Тем не менее, с ростом благосостояния, культурного уровня и потребностей трудящихся наблюдается рост численности высших и средних профессиональных учебных заведений туристского профиля. Специальности туризма и гостеприимства становятся популярными среди населения. Появляются 4 технологических института (Москва, Владивосток, Шахты, Хмельницкий), 28 специализированных техникумов, 242 профессионально-технических училища для подготовки специалистов в сфере быта. Открывающиеся техникумы по подготовке техников гостиничного хозяйства имеют большую популярность и, следственно, высокий проходной балл при поступлении. Работать в гостиницах в Советском Союзе было не только престижно, но и могло быть средством дополнительного заработка. Номерной фонд предприятий был ограничен, а спрос на услуги всегда превышал предложение.
Таким образом, с ростом благосостояния населения, строительством гостиничных объектов, развитием внутреннего и иностранного туризма в стране, возникает потребность в линейном персонале, и, следовательно, необходимость создания системы подготовки и переподготовки специалистов гостиничной индустрии на базе среднего и высшего профессионального образования.
Заметный рост научного прогресса, определяющий высокие требования к культурному и общеобразовательному уровню молодого поколения, приводит к необходимости совершенствования содержания и методов работы средних специальных учебных заведений. Пути улучшения системы профессионально-технического образования представлены постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР «О дальнейшем сок вершенствовании системы профессио-^ нально-технического образования» [14]. к В содержании данного постановления ^ прослеживаются признаки партисипа-^ тивности, в частности, в задачах подго-
товки «высокообразованных строителей коммунистического общества, активно участвующих в общественной и государственной деятельности», которые несут идеологический характер формирования данной культуры.
Впервые термин партисипативность и теория его развития получают широкое распространение в кадровом менеджменте в США в 50-60-ее годы XX в. Суть концепции системы партисиспа-тивного управления заключается в расширении полномочий работников и их участии в управлении, которые положительно отражаются на качестве и производительности труда. Теория партисипа-тивного управления в советской стране получает распространение во многих сферах общественной жизни. Так, в совершенствовании народного образования принимают участие общественные организации, СМИ, искусство, комиссии по науке и культуре. Однако, монополия государства во всех отраслях народного хозяйства, характеризующаяся авторитарностью, ограничивает не только линейный персонал, но и руководителей предприятий гостеприимства в принятии управленческих решений. В условиях плановой экономики гостиничные предприятия возглавляют назначенные государством управленцы, далекие от индустрии гостеприимства и имеющие опыт работы в других сферах народного хозяйства, в том числе, из партийных, правоохранительных органов, армии и даже КГБ. Несомненно, это накладывает определенный отпечаток на отношение персонала к гостиничному обслуживанию, где основная борьба идет за выполнение плана загрузки, планка которого была всегда максимальной. Коллективизм и склонность работать сообща в советском обществе отождествляется с государственными задачами, а не с учетом интересов сотрудников. Отсюда наблюдается постоянная текучесть персонала. Таким образом, теория партисипативно-го управления в советском государстве определяет приоритеты потребностей
общества и рабочей силы, которые не всегда соответствуют предпочтениям потребителей и ожиданиям трудящихся.
Переход на демократический стиль управления страны в перестроечный период характеризуется глобальными изменениями в системе образования. В качестве альтернативы традиционной педагогики начинается поиск новых идей. Так, идеологи и разработчики педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысен-кова, В.Ф. Шаталов и др.) определили ведущие идеи обучения и воспитания: новые отношения учителя и учеников, основанные на совместной деятельности, взаимоуважении и взаимопонимании, учении без принуждения. Выдвинутые идеи являются ведущими принципами партисипативной культуры и актуальны на сегодняшний день.
С 1989 г. в стране начинает осуществляться экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации, что приводит к появлению новых типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, центры непрерывной подготовки. Существенные изменения коснулись системы подготовки специалистов индустрии гостеприимства. Перечень специальностей средних специальных учебных заведений СССР в 1988 г. [17], являющийся предпосылкой появления государственных образовательных стандартов, дополняется специальностью «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах», где выпускники получают квалификацию «техник-технолог». В лучших традициях советской школы подготовка кадров среднего звена ориентирована на формирование технологической компетенции специалистов.
Несмотря на отсутствие научных исследований в области подготовки менеджеров гостиничного сервиса в этом историческом периоде, тем не менее, тема партисипативности лежит в основе развития идеи проектного обучения
отечественной и зарубежной практики в 20-х гг. прошлого столетия. Сущность проектной работы раскрыта в трудах психолога и педагога У Килпатрика «Метод проектов» (1918) и «Основы метода» (1925). В основе данных трудов заложены самостоятельное определение учащимися целей, постановки проблемы, ответственность за принятие и выполнение решение, способных подготовить человека к жизни. Параллельно с американскими учеными группа российских ученых под руководством С.Т. Шацкого внедряла данный метод в образовательную практику еще в 1905 г., который получил широкое распространение после Октябрьской революции. Однако в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден в советской школе как неспособный дать возможность учащимся в овладении необходимым содержанием знаний учебных дисциплин.
Подводя итоги, следует отметить, что этот период сыграл весомое значение в системе профессионального образования страны и оказал последующее влияние на его развитие, в частности: 1) важной особенностью подготовки кадров со средним профессиональным образованием становится практическая сторона обучения, опыт которой актуален и для настоящего времени; 2) в условиях плановой экономики подготовка специалистов индустрии гостеприимства не имеет первоочередной характер для развития народного хозяйства страны; 3) вопрос о формировании партисипативной культуры не является объектом пристального внимания в системе образования.
Второй этап (90-е гг. XX в. - конец XX в.) Рассматриваемый период характеризуется глобальными перестроечными изменениями в экономике страны, кризисом в системе среднего профессионального образования. Распад СССР, переход на рыночную экономику, легализация частного бизнеса приводят к существенным изменениям на рынке гостиничного хозяйства. Часть гостиничного фонда переходит в частные руки, гостиничные
.о
0
1
m
ü го с
и; s
I
го m
о го s о
ф
о с и;
"ô" m
го о ^
о ¡g
S Ä Ci Ч
о <U
I- I
О ф
m
ü ф
о
к
го ^
ф
о к
с
предприятия по обслуживанию иностранных туристов, принадлежащие Го-скоминтуристу СССР переходят в муниципальную собственность. Российский рынок становится привлекательным и открытым для мирового сообщества. Некоторые гостиничные предприятия объединяются с зарубежными предприятиями, в деятельности которых отсутствуют четкие финансовые и правовые гарантии западных инвестиций, полностью отсутствует законодательство, регулирующее отношения туроператоров и гостиниц.
С целью освоения передового западного опыта в области гостеприимства в управление гостиничными предприятиями Центральной России активно привлекаются иностранные, преимущественно европейские, специалисты. Однако такая тактика совершенствования гостиничного менеджмента не приводит к успешным результатам. Превращение обслуживающего персонала в клиенто-ориентированную услугу осуждалось в советское время. В связи с этим российские специалисты не успевают адаптироваться к новым экономическим условиям, а их представления о сфере гостеприимства вступают в противоречие с многовековым западным опытом. Советская эпоха оставила после себя наследие низкоквалифицированных кадров, не способных соответствовать современным международным стандартам качества обслуживания. Иностранные менеджеры набирают чаще персонал без опыта обслуживания в традициях советской школы гостеприимства. Обучение персонала осуществляется по внутрикорпоративной системе обучения предприятия. С началом вступления России в новые экономические отношения действующая система подготовки специалистов индустрии гостеприимства не способна соответствовать современным требованиям, предъявляемым ведущими гостиничными операторами.
В системе профессионального образования тем временем происходят серьезные изменения в устранении монополи-
зации государства всех сфер культуры, участии региональных властей в управлении образованием, самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной деятельности. Намечаются шаги по отношению к системе сотрудничества между педагогическими кадрами, учениками и их родителями. Однако в переходный для страны во всех смыслах период средние профессиональные учреждения остаются без должного внимания со стороны государства. Снижение финансирования средних специальных заведений приводит к оттоку педагогических работников и, это, следовательно, отражается на качестве образования. Самостоятельное выживание учебных заведений среднего профессионального образования привело к их численному сокращению и снижению интереса со стороны абитуриентов.
Учитывая новые рыночные отношения, система образования после распада СССР не успевает адаптироваться к современным реалиям и подвергается реформированию в ходе принятия либеральных реформ. До принятия Закона РФ «Об образовании» в 1992 г. и введения государственных образовательных стандартов в России отсутствует представление о подготовке специалистов сферы туризма и гостеприимства международного уровня.
Сложившаяся в СССР система среднего профессионального образования характеризовалась единством содержания образования для каждой специальности. Все средние специальные учебные заведения страны работали по единым учебным планам и программам, что в условиях новых экономических отношений не соответствовало потребностям рынка. Пересмотр учебных планов, введение новых специальностей и специализаций осуществлялись в среднем один раз в семь-восемь лет. На определенном этапе такая система вступила в противоречие с необходимостью оперативного обновления содержания образования в соответствии с потребностями развития
экономики и социальной сферы, дифференциации содержания с учетом региональных условий [8, с. 24]. Поэтому содержание учебных планов и программ среднего профессионального образования не соответствовало требованиям современного рынка и являлось своего рода «сырым» материалом.
С попыткой введения первых государственных стандартов пересматривается классификатор специальностей среднего профессионального образования». Замена квалификации «техник» в специальности 2302 «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах» на специальность «менеджер» обуславливает первые шаги по освоению западного опыта подготовки кадров в области гостеприимства. Однако данный опыт предполагает первоочередное овладение теоретическими знаниями в области подготовки менеджеров, тогда как западный мир нацелен на производственное обучение данной категории специалистов.
Ситуация меняется с решением Правительства России о реформировании системы профессионального образования с учетом дифференциации содержания обучения, целью которой является подготовка специалистов-практиков по образовательным программам базового и повышенного уровня подготовки с новой формой организации обучения. В учебный план вносятся лабораторные задания, семинарские и практические занятия, экскурсии, производственная практика, дипломное проектирование.
Проведенный нами анализ педагогических исследований показал, что научных изысканий в области теории и методики профессионального образования подготовки менеджеров гостиничного сервиса в данный период было немного. Тематика исследований соответствует эпохе данного времени, и, в основном посвящена, обобщенной группе специальностей туризма и индустрии гостеприимства: формированию содержания образования [7], педагогическим
аспектам подготовки кадров в условиях реализации рыночных процессов [22], методическим основам профессиональной подготовки [2]. Впервые исследуется вопрос формирования культуры туристских кадров, в частности, коммуникативной культуры менеджеров [1], информационной культуры [12]. Предметом научных исследований в области партисипации становятся партисипа-тивные методы мотивационно-целевой деятельности руководителя школы [16], процесс становления самоуправляемых коллективов в системе партисипативного управления [24].
Анализируя данный этап, следует отметить, что: 1) система среднего профессионального образования находится в кризисном состоянии и теряет ведущие позиции в практической подготовке кадров в условиях трудного экономического положения страны; 2) осуществляются первые шаги по разработке государственных стандартов подготовки менеджеров гостиничного сервиса; 3) курс на демократию предполагает развитие партиси-пативных отношений в обществе.
Третий этап (2000 гг. по настоящее время). Начало нового тысячелетия отразилось негативно на развитии среднего профессионального образования. Снижение демографической ситуации и престижа рабочих специальностей, доступность высшего образования привели к сокращению доли выпускников средних профессиональных заведений с 29,3 до 21%. Данный фактор, несомненно, отразился на рынке трудовых ресурсов в нехватке рабочей силы в производственной и непроизводственной сферах экономики страны. Осознавая серьезность ситуации, в кругу общественности, государства, профессионального общества ведутся открытые дискуссии по принятию мер для стабилизации ситуации.
Тема партисипативности становится актуальной не только в политической жизни общества, но и затрагивает систему образования. Следует отметить, что положительная тенденция в принятии
.0 Б
0
1
со
ГО с
I
го ш о
ф
о с к
со ф
О
о о
т
го о
о ®
^ Л О. Ч
о Ф
I- I
О ф
ГС
го
^
J
<u о ГС IZ
законодательных документов в системе профессионального образования до вступления их в силу принимает открытый характер обсуждения в общественности. В октябре 2000 г. правительство утверждает Национальную доктрину образования в Российской Федерации, в 2012 г. принимается Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [9]. Важность формирования партисипативной культуры в образовательных учреждениях, в том числе, у специалистов среднего профессионального образования подчеркивается во многих законодательных документах. Гарантом успеха демократизации общества и конкурентоспособности страны на мировом рынке государство считает меры, направленные на модернизацию сферы образования в направлении большей открытости, возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг через вовлечение их в развитие системы образования, управление образовательным процессом и образовательную деятельность. Так, в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [19], одной из задач является успешная социализация и эффективная самореализация молодежи, которая возможна за счет формирования социальных компетенций (включая работу в команде, в том числе, на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы в профессиональных образовательных организациях). В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [10] подчеркивается важность реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Сфера образования способна обеспечить доступность и современное качество, гибкость образовательных услуг только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Таким обра-
зом, потребности общества и государства в инновационном развитии социальной и экономической жизни страны диктуют необходимость формирования партиси-пативной культуры граждан.
В настоящее время гостиничная отрасль, как и многие отрасли промышленности в нашей стране, испытывает нехватку рабочей силы, линейного персонала. В связи с этим основной акцент ставится на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Сегодня специальности туризма и сервиса входят в число приоритетных отраслей экономики. С целью обеспечения кадрами рабочие специальности в производственной и непроизводственной сферах экономики, задачей государственной политики в области образования и науки [19] является увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионально и высшего профессионального образования к 2020 г. до 25%. Отметим, что помимо основной программы профессиональной подготовки, учитывая положительный опыт советского прошлого, в настоящее время вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Открываются центры профессиональной квалификации, численность которых до 2019 г. должна составить 250 единиц. Создаются условия для усиления интеграционных процессов взаимодействия рынка труда и профессионального образования. Стратегическая важность увеличения численности рабочих кадров подчеркивается созданием в структуре Министерства образования и науки РФ отдельного подразделения - Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в 2012 г. Учитывая несомненную важность поставленных задач, необходимо обеспечить не только рост численности кадров, но и качество подготовки специалистов индустрии гостеприимства. Гостиничный рынок функционирует в настоящее время по принципу кластерного взаимодействия. Вступление го-
стиничных предприятий в ассоциации, различные объединения обеспечивает доступ работы с ведущими туроператорами, транспортными компаниями, глобальными системами бронирования и др. Успех работы, в котором заинтересованы все члены кластера, зависит от профессионализма персонала, способного обеспечить взаимодействие внутри кластера
[2]. Наряду с этим специалистам гостиничного рынка открываются большие перспективы, связанные с профессиональным ростом внутри гостиничных сетей не только на территории России, но и в других странах. Поэтому конкурентным преимуществом специалистов гостиничного бизнеса будет способность взаимодействия внутри отдельного подразделения, гостиничного предприятия и в масштабах транснациональных компаний. Обеспечить приобщение специалиста к общему делу, сделать его участником отельного семейства в условиях глобализации возможно при формировании партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса.
Рассматривая содержательную сторону подготовки менеджеров гостиничного сервиса, следует отметить, что на данном этапе введены государственные образовательные стандарты 2-го и 3-го поколения. Анализируя разработанный в 2002 г. ГОС СПО по специальности 2302 Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах
[3], следует подчеркнуть, что выпускник, согласно общим требованиям, должен обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой. Формирование партисипативной культуры в государственном стандарте менеджера не значится, отражается поверхностно - в готовности позитивного взаимоотношения и сотрудничества с коллегами, проявлению ответственности за выполняемую работу, способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, способности к практической деятельности по решению профессио-
нальных задач в организациях различных организационно-правовых форм. И в этом смысле, требования, предъявляемые к формированию профильной структуры специалистов среднего звена в стандарте второго поколения, не способны полностью решать задачи современного рынка гостиничных услуг. Интенсивное внедрение информационных технологий, глобализация рынка гостиничных услуг в индустрии гостеприимства, требуют от специалистов способности к постоянному взаимодействию, участию и ответственности в решении профессиональных задач, выработке творческого мышления и поликультурному диалогу. Отсюда следует отметить, что практическое применение профессиональных компетенций, заложенных в стандарте, будет эффективным при условии формирования у студентов партиси-пативной культуры.
Разработанный совместно с представителями профессионального сообщества ФГОС СПО по специальности «Гостиничный сервис» 3-го поколения в 2010 г. [23], призван осуществлять профессиональную подготовку менеджеров на основе компетентностного подхода, в котором изменяются задачи обучения. Однако сегодняшние стандарты не способны отвечать постоянно меняющимся требованиям работодателей к компетенциям специалистов. По мнению В.А. Горбунова и И.Г. Голышева [4], для реализации ФГОС в условиях взаимодействия образовательных учреждений с работодателями и профессиональными обществами в содержании образовательных программ необходимо использовать про-ектно-целевые технологии. Эффективная реализация данных технологий достигается благодаря использованию принципа партисипативности, проявляющегося в вовлечении в процесс управления развитием образовательной сферы профессиональных сообществ в качестве социального партнерства, форсайт-проектов, организации и деятельности корпоративных институтов, образовательных кла-
.0
0
1
m
го с
го
I
го m о ü
ф о
m
ü ф
о
о i_ о
о о
тг" m
го о
« t
о Ф
I- I
О ф
стеров. Во время обучения должно происходить взаимодействие обучающего и обучающихся, эффективность которого зависит от качества и количества усилий, прилагаемых как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Этого же мнения придерживаются Л.Н. Голова-тюк и Л.Н. Давыдова [5], утверждая, что особенность инновационного подхода к обучению заключается в изменении целей, содержании, методов и технологий, форм и организации системы управления, стиле педагогической деятельности и организации учебного процесса. Развитие у человека способности к сотрудничеству и участию в процессе принятия решений на всех уровнях, по мнению исследователей, способно подготовить специалиста к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, анализ государственных стандартов, потребностей профессионального и научного сообщества позволяет сделать вывод о значении роли партисипативной культуры специалистов гостиничного сервиса.
Анализируя научные исследования данного периода, следует отметить, что проблемам подготовки менеджеров гостиничного сервиса в области теории и методики профессионального образования посвящено достаточное количество и многообразие научных работ. Тематика исследований посвящена формированию профессиональных компетенций в области информационных технологий [25], управлении персоналом [15], технологической подготовке студентов [21]. В области партисипативной подготовки менеджеров отмечаются темы исследований по формированию готовности студентов к профессиональному взаимодействию в сфере гостеприимства [18], профессио-к нальному поликультурному взаимодей-:х ствию [20]. Рассматриваются аспекты £ формирования профессиональной куль-^ туры менеджеров [6; 26]. Исследование ^ проблемы формирования партисипатив-
ной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса прослеживается в некоторых работах, но не рассматривается в качестве самостоятельной проблемы, уступая место понятиям «профессиональная компетентность», «профессиональное взаимодействие».
Подводя итог по исследуемому периоду, следует отметить, что: 1) развитие системы профессионального образования в настоящее время является приоритетным направлением социально-экономической политики государства;
2) с расширением спроса на рабочую силу в непроизводственной сфере, подготовке специалистов гостиничного сервиса уделяется повышенное внимание;
3) партисипативная культура специалистов среднего звена является неотъемлемым звеном социализации и самореализации граждан и приобретает высокую важность в подготовке высококвалифицированных кадров. Библиографический список:
1. Бабий Г.И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 170 с.
2. Байбурова О.Р. Кооперация бизнеса и образования в подготовке кадров для индустрии гостеприимства // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 3(3). С. 56-62.
3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 2302 Гостиничный сервис. Утвержден Минобразованием России от 21 мая 2002 г. № 04-2302-Б.
4. Горбунов В.А., Голышев И.Г. Современные механизмы реализации ФГОС начального и среднего профессионального образования: научно-методическое пособие. - Казань, 2013. - 40 с.
5. Головатюк Л.Н., Давыдова Л.Н. Развитие туризма и проблемы подготовки кадров для туристской отрасли // [Электронный ресурс]: www.credonew.ru.
6. Гринь С.В. Формирование профессионально-информационной культуры специалистов по сервису и туризму в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2010. - 186 с.
7. Зорина Г.И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: дис. . канд. пед. наук. - М., 1998. - 500 с.
8. Кондаурова И.К. Система профессионального образования в РФ. - Саратов: УЦ «Новые технологии в образовании». - 61 с.
9. Об Образовании в РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р. // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.
11. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р. // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.
12. Овчинникова Л.П. Формирование информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 192 с.
13. О мерах по дальнейшему обслуживанию населения в гостиницах. Постановление Совмина СССР от 28.08.1977 № 781. // [Электронный ресурс]: www.consultant.ru.
14. О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования». Постановление ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 12.07.1972 г. № 416. // [Электронный ресурс]: www.consultant.ru.
15. Осин В.С. Профессиональная подготовка студентов к управлению персоналом в сфере гостеприимства: дис. . канд. пед. наук. - М., 2002. - 347 с.
16. Орлова Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. -211 с.
17. О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР. Приказ Гособразования СССР от 21.07.1988 г. № 224. // [Электронный ресурс]: www.consultant.ru.
18. Радыгина Е.Г. Формирование готовности студентов к профессиональному взаимодействию в сфере гостеприимства: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2011. - 223 с.
19. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года Министерство образования РФ Одобрено Коллегией Миноб-рнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн). // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.
20. Сличная Н.В. Формирование у студентов колледжа технологий сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 160 с.
21. Тимохина Т.Л. Технологическая подготовка студентов туристского вуза в области гостиничного сервиса: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. -335 с.
22. Томилов И.С. Педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов: дис. ... канд. пед. наук. -М., 1998. - 164 с.
23. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 101101 Гостиничный сервис. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 апреля 2010 г. № 273. // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.
24. Христенко Е.В. Партисипативность как основа самоуправляемых коллек-
.0 £
0
1
со
го с
ГО
I ГО ш о
ф о
СО ф
О
О 1_ О
о о
тг" т
го о
« I
О. Ч
о <и
I- I
О ф
тивов: дис. . канд. эконом. наук. -Ижевск, 1999. - 232 с.
25. Шпырня О.В. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов туристической индустрии: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 168 с.
26. Шуляк Н.Н. Формирование полифункциональной профессиональной компетентности менеджеров гостиничного хозяйства малого бизнесе санатарно-курортного региона в вузе: дис. . канд. пед. наук. - М., 2008. -195 с.
УДК 378.14 ББК 74.484.4
М.В. Казарин
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обосновывается важность применения компетентностного подхода при подготовке студентов вуза к предпринимательской деятельности, описываются подходы эффективного формирования данной компетенции, рассматриваются основные принципы построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Ключевые слова: компетентностный подход, предпринимательская деятельность.
р
го
го
со
Опыт позволяет констатировать тот факт, что в системе высшего образования отсутствует действенный механизм взаимодействия вузов с работодателями. В большинстве своем наблюдается пассивное потребление работодателями результатов деятельности образовательной системы. А со стороны вузов отсутствует «настройка» на рынок труда.
При реализации компетентностного подхода большинство проблемных вопросов возникает именно в выстраивании взаимоотношений «преподаватель -студент - работодатель». Исходя из западноевропейского опыта, мы считаем, что компетентностный подход в образовании может быть реализован в полной мере только при тесной взаимосвязи вышеперечисленных участников. И в этом смысле приведем программный продукт
ЮНЕСКО, в котором отмечается, что в настоящее время когда уже не принимается уравнение «степень - работа», от системы высшего образования ожидается подготовка выпускников, которые могут не только заниматься поиском работы, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя рабочих мест. Сегодня встает острая необходимость в выработке новых подходов в формировании взаимоотношений вуза и работодателей, а также использовании многочисленного арсенала методов, форм и способов взаимодействия и диалога высшей школы с различными внешними агентами, подходящих для российской действительности.
Исходя из положения о том, что формирование компетентности специалиста в области предпринимательства является важной задачей высшей шко-