Научная статья на тему 'Историография проблемы формирования партисипативной культуры менеджеров гостиничного сервиса'

Историография проблемы формирования партисипативной культуры менеджеров гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПАРТИСИПАЦИЯ / ПАРТИСИПАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИОГРАФИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖЕР / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пясецкая Инна Шарифьяновна

Рассматривается исторический аспект изучения проблемы формирования партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса, проанализировано ее современное состояние в теории и практике среднего профессионального образования и выявлены пути решения; проанализирован имеющийся опыт решения проблемы с позиции трех направлений: истории среднего профессионального образования в России, подготовки менеджеров гостиничного сервиса и формирования партисипативной культуры в подготовке менеджеров гостиничного сервиса; определены этапы становления историографии научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historiography of the problem of forming participatory culture of hotel service managers

This article is devoted to the historical aspects of study regarding the problem of participatory culture foundation of future hotel service managers, which detailed its current state in theory and practice of professional education and the appropriate solutions have been identified. Through the study the genesis of this scientific problem the experience of solving this problem have been reviewed on three areas: the history of Secondary Professional Education in Russia, the Hotel Service managers training and Formation of participatory culture in their training. In accordance to the reviewed approaches, the stages of formation of historiography of scientific problem have been identified.

Текст научной работы на тему «Историография проблемы формирования партисипативной культуры менеджеров гостиничного сервиса»

статистика. Классификация и снижение размерности. - М.: Финансы и статистика, 1989.

14. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Сте-паненко В.В., Холод И.И. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

15. Мильнер Б.З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. - М., 2003. - 176 с.

16. Нонака и Такеучи. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 320 с.

УДК 377.8 ББК 74.479

И.Ш. Пясецкая

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТИСИПАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

Рассматривается исторический аспект изучения проблемы формирования партиси-пативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса, проанализировано ее современное состояние в теории и практике среднего профессионального образования и выявлены пути решения; проанализирован имеющийся опыт решения проблемы с позиции трех направлений: истории среднего профессионального образования в России, подготовки менеджеров гостиничного сервиса и формирования партисипативной культуры в подготовке менеджеров гостиничного сервиса; определены этапы становления историографии научной проблемы.

Ключевые слова:

Партисипативность, партисипация, партисипативная культура, историография, среднее профессиональное образование, менеджер, гостиничный сервис.

Партисиспативная культура является одной из основ устойчивого социально-экономического развития в Европе и мире. Понимая её значимость, лидеры ведущих стран интегрируют партисипативность во все сферы экономики (строительство, интернет, энергетика, коммунальное хозяйство, гостиничный сервис, туризм) и образования.

В условиях ужесточения конкуренции во всех отраслях экономики, где необходима способность эффективно взаимодействовать и принимать решения, высокий уровень партисипативной культуры специалистов сферы гостеприимства является конкурентным преимуществом. В этой связи в профессиональном образовании необходимо уделить особое

внимание подготовке менеджеров гостиничного сервиса, способных эффективно взаимодействовать в разработке и предоставлении гостиничных услуг.

Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г. [11] определяет переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития с целью расширения конкурентного потенциала российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. В связи с этим работники сферы гостеприимства также должны иметь высокую степень готовности к реализации проектов, применению инновационных технологий, принятию решений в гостиничной де-

Ci £

0

1

m

Ci

го

I

го m о

Ci

к

го о s m

Ci

<u о

<u о

Ci

m

го о

Ci а.

о %

s s

Ci Ч

о <U

I- I

о <u

ятельности и реализации гостиничных услуг на основе современных технологий и эффективного общения с коллегами и потребителями.

Подготовка профессиональных кадров для гостиничного бизнеса должна быть ориентирована на новые тенденции кадровой политики в гостиничном бизнесе и потребности профессионального сообщества. В условиях глобализации современного мира, функционирование транснациональных компаний на гостиничном рынке страны привело к экономическим и культурным изменениям в индустрии гостеприимства. Если в начальный период гостиничным операторам удавалось соблюдать международные стандарты обслуживания на рынке Центральной России за счет иностранного менеджмента и линейного персонала, то увеличение их числа на территории всей страны определяет массовую потребность в высококвалифицированных кадрах и постоянно растущих к ним требованиям. Культурная глобализация на рынке гостиничных услуг обуславливает необходимость взаимодействия носителей разных культур в процессе непосредственного контакта и технологического обслуживания. Именно поэтому среди требований, предъявляемых к персоналу, основной упор делается именно на личностные качества соискателей. Приоритетным критерием в этой связи выступает партисипативная культура менеджеров гостиничного бизнеса, определяющая долгосрочную перспективу самореализации специалистов в дальнейшей профессиональной и общественной жизни. Наличие партисипативной культуры у специалистов гостиничного сервиса позволяет им делать успехи в профессиональной карьере не только на внутреннем рынке страны, но и далеко за пределами ее границ. * Рассмотрение проблемы формиро-

вания партисипативной культуры буду-£ щих менеджеров гостиничного сервиса ^ целесообразно было провести с точки ^ зрения исторического анализа вопро-

са с учетом трех направлений: истории среднего профессионального образования в России, подготовки менеджеров гостиничного сервиса и формирования партисипативной культуры в подготовке менеджеров гостиничного сервиса. В результате выделены следующие этапы: 1) 1919-1990 гг.; 2) 1990 гг. - конец 20 в.; 3) 2000 гг. по настоящее время.

Первый этап (1919-1990 гг.) знаменуется бурной индустриализацией страны, плановой подготовкой специалистов среднего профессионального образования, развитием экскурсионного направления, где гостиничное обслуживание рассматривается в качестве сопутствующего элемента туристского обслуживания.

В период индустриализации страны средние специальные и технические заведения начинают подготовку специалистов преимущественно для промышленного сегмента народного хозяйства страны. В основе системы подготовки кадров в довоенный и послевоенный период лежит тесная связь с базовыми предприятиями, патриотическое воспитание, должное финансирование со стороны государства и жесткое планирование. Государство нацелено, прежде всего, на устранение массовой безграмотности населения для дальнейшего обеспечения квалифицированной рабочей силой крупного машинного производства.

В силу массового развития индустриализации страны и ограниченного количества гостиничных предприятий, государство не видит необходимости создания системы подготовки профессиональных кадров для гостиничной индустрии. Гостиничная отрасль, как и всё народное хозяйство страны, национализируется декретом Советского правительства и в условиях трудного экономического положения страны испытывает недофинансирование, безразличие к проблемам развития гостиничного хозяйства со стороны правительства. Деятельность сервисных предприятий, а именно реализация гостиничных услуг, не входит в число приоритетных отраслей народного

хозяйства страны в отличие от промышленного. Гостиничный сектор, которому свойственны клиентоцентричность и лояльность в обслуживании граждан, в условиях современного рынка считается буржуазными пережитками общества.

Тем не менее, с решением проблемы безграмотности, ростом культурного образования населения, в стране принимаются оригинальные идеи зарубежных и отечественных представителей в области совершенствования системы образования в школах, техникумах и вузах. Система подготовки кадров осуществляется с внедрением бригадно-лабораторного, проектного методов, в основе которых лежит коллективное и индивидуальное выполнение поставленных заданий. Инновационные методы, центральной идеей которых являлись интересы учащихся, применялись в образовательной среде недолгое время, и в 30-е гг. были упразднены за отсутствием индивидуального воспитания и неспособность формирования у учащихся глубоких знаний по дисциплинам.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием претерпевает изменения, связанные с сокращением учебных заведений и призывом кадров в ряды армии. Заметное оживление гостиничной отрасли происходит в послевоенный период. Рост строительства гостиничных предприятий обусловлен развитием народного хозяйства, отечественного и зарубежного туризма, расширением экономических и культурных связей общества. В этой связи государство принимает меры, направленные на оптимизацию управления гостиничными предприятиями: вводятся типовые штаты и штатные нормативы, разрабатываются Правила внутреннего распорядка в гостиницах, регламентирующие взаимоотношения в гостинице между гражданами и обслуживающим персоналом. С целью улучшения обслуживания граждан разрабатываются типовые должностные инструкции для среднего

и младшего обслуживающего персонала гостиниц (администраторов, дежурных по этажу, горничных, уборщиц).

Однако в стране действуют двойные стандарты обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства, связанные с обслуживанием иностранных и отечественных граждан. Так, в Постановлении Совмина СССР «О мерах по дальнейшему обслуживанию населения в гостиницах» [13] стандарт внешнего вида, в частности, униформа персонала используется только в гостиницах по обслуживанию иностранных граждан. Подобная тенденция наблюдается в области подготовки кадров. На базе институтов (Московский государственный институт индустрии туризма, Московская академия туристского и гостинично-ре-сторанного бизнеса) в 60-х гг. создаются Высшие курсы по подготовке и переподготовке специалистов по обслуживанию иностранных туристов, а также курсы иностранных языков. Учебные курсы были ориентированы, прежде всего, на обслуживание иностранных туристов, занятия вели преподаватели-теоретики, далекие от сферы гостеприимства.

С увеличением роста гостиничных предприятий увеличивается спрос на обслуживающий персонал, что обуславливает начало подготовки специалистов индустрии гостеприимства и туризма. Причиной этого становится также массовое развитие туристско-экскурсионного направления в стране. Государство рассматривает туризм как мощное оружие идеологического влияния на массы, составную часть культурной работы, формирование социалистического общества. Активно создаются экскурсионные секции, курсы экскурсоводов, развивается внутренний и иностранный туризм.

Однако потребность страны в специалистах не удовлетворяется, поскольку количество средних специальных учреждений, готовящих специалистов для сферы туризма, невелико. Во многих отраслях народного хозяйства численность инженеров превышает количество

.0

!г £

0

1

со

го с

ГО

I ГО ш о

го

о ^

со ф

о

ф о

С

и;

т

го о а. а.

о ®

^ Л О. Ч

о <и

I- I

о ф

необходимых техникумов. Тем не менее, с ростом благосостояния, культурного уровня и потребностей трудящихся наблюдается рост численности высших и средних профессиональных учебных заведений туристского профиля. Специальности туризма и гостеприимства становятся популярными среди населения. Появляются 4 технологических института (Москва, Владивосток, Шахты, Хмельницкий), 28 специализированных техникумов, 242 профессионально-технических училища для подготовки специалистов в сфере быта. Открывающиеся техникумы по подготовке техников гостиничного хозяйства имеют большую популярность и, следственно, высокий проходной балл при поступлении. Работать в гостиницах в Советском Союзе было не только престижно, но и могло быть средством дополнительного заработка. Номерной фонд предприятий был ограничен, а спрос на услуги всегда превышал предложение.

Таким образом, с ростом благосостояния населения, строительством гостиничных объектов, развитием внутреннего и иностранного туризма в стране, возникает потребность в линейном персонале, и, следовательно, необходимость создания системы подготовки и переподготовки специалистов гостиничной индустрии на базе среднего и высшего профессионального образования.

Заметный рост научного прогресса, определяющий высокие требования к культурному и общеобразовательному уровню молодого поколения, приводит к необходимости совершенствования содержания и методов работы средних специальных учебных заведений. Пути улучшения системы профессионально-технического образования представлены постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР «О дальнейшем сок вершенствовании системы профессио-^ нально-технического образования» [14]. к В содержании данного постановления ^ прослеживаются признаки партисипа-^ тивности, в частности, в задачах подго-

товки «высокообразованных строителей коммунистического общества, активно участвующих в общественной и государственной деятельности», которые несут идеологический характер формирования данной культуры.

Впервые термин партисипативность и теория его развития получают широкое распространение в кадровом менеджменте в США в 50-60-ее годы XX в. Суть концепции системы партисиспа-тивного управления заключается в расширении полномочий работников и их участии в управлении, которые положительно отражаются на качестве и производительности труда. Теория партисипа-тивного управления в советской стране получает распространение во многих сферах общественной жизни. Так, в совершенствовании народного образования принимают участие общественные организации, СМИ, искусство, комиссии по науке и культуре. Однако, монополия государства во всех отраслях народного хозяйства, характеризующаяся авторитарностью, ограничивает не только линейный персонал, но и руководителей предприятий гостеприимства в принятии управленческих решений. В условиях плановой экономики гостиничные предприятия возглавляют назначенные государством управленцы, далекие от индустрии гостеприимства и имеющие опыт работы в других сферах народного хозяйства, в том числе, из партийных, правоохранительных органов, армии и даже КГБ. Несомненно, это накладывает определенный отпечаток на отношение персонала к гостиничному обслуживанию, где основная борьба идет за выполнение плана загрузки, планка которого была всегда максимальной. Коллективизм и склонность работать сообща в советском обществе отождествляется с государственными задачами, а не с учетом интересов сотрудников. Отсюда наблюдается постоянная текучесть персонала. Таким образом, теория партисипативно-го управления в советском государстве определяет приоритеты потребностей

общества и рабочей силы, которые не всегда соответствуют предпочтениям потребителей и ожиданиям трудящихся.

Переход на демократический стиль управления страны в перестроечный период характеризуется глобальными изменениями в системе образования. В качестве альтернативы традиционной педагогики начинается поиск новых идей. Так, идеологи и разработчики педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысен-кова, В.Ф. Шаталов и др.) определили ведущие идеи обучения и воспитания: новые отношения учителя и учеников, основанные на совместной деятельности, взаимоуважении и взаимопонимании, учении без принуждения. Выдвинутые идеи являются ведущими принципами партисипативной культуры и актуальны на сегодняшний день.

С 1989 г. в стране начинает осуществляться экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации, что приводит к появлению новых типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, центры непрерывной подготовки. Существенные изменения коснулись системы подготовки специалистов индустрии гостеприимства. Перечень специальностей средних специальных учебных заведений СССР в 1988 г. [17], являющийся предпосылкой появления государственных образовательных стандартов, дополняется специальностью «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах», где выпускники получают квалификацию «техник-технолог». В лучших традициях советской школы подготовка кадров среднего звена ориентирована на формирование технологической компетенции специалистов.

Несмотря на отсутствие научных исследований в области подготовки менеджеров гостиничного сервиса в этом историческом периоде, тем не менее, тема партисипативности лежит в основе развития идеи проектного обучения

отечественной и зарубежной практики в 20-х гг. прошлого столетия. Сущность проектной работы раскрыта в трудах психолога и педагога У Килпатрика «Метод проектов» (1918) и «Основы метода» (1925). В основе данных трудов заложены самостоятельное определение учащимися целей, постановки проблемы, ответственность за принятие и выполнение решение, способных подготовить человека к жизни. Параллельно с американскими учеными группа российских ученых под руководством С.Т. Шацкого внедряла данный метод в образовательную практику еще в 1905 г., который получил широкое распространение после Октябрьской революции. Однако в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден в советской школе как неспособный дать возможность учащимся в овладении необходимым содержанием знаний учебных дисциплин.

Подводя итоги, следует отметить, что этот период сыграл весомое значение в системе профессионального образования страны и оказал последующее влияние на его развитие, в частности: 1) важной особенностью подготовки кадров со средним профессиональным образованием становится практическая сторона обучения, опыт которой актуален и для настоящего времени; 2) в условиях плановой экономики подготовка специалистов индустрии гостеприимства не имеет первоочередной характер для развития народного хозяйства страны; 3) вопрос о формировании партисипативной культуры не является объектом пристального внимания в системе образования.

Второй этап (90-е гг. XX в. - конец XX в.) Рассматриваемый период характеризуется глобальными перестроечными изменениями в экономике страны, кризисом в системе среднего профессионального образования. Распад СССР, переход на рыночную экономику, легализация частного бизнеса приводят к существенным изменениям на рынке гостиничного хозяйства. Часть гостиничного фонда переходит в частные руки, гостиничные

0

1

m

ü го с

и; s

I

го m

о го s о

ф

о с и;

"ô" m

го о ^

о ¡g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S Ä Ci Ч

о <U

I- I

О ф

m

ü ф

о

к

го ^

ф

о к

с

предприятия по обслуживанию иностранных туристов, принадлежащие Го-скоминтуристу СССР переходят в муниципальную собственность. Российский рынок становится привлекательным и открытым для мирового сообщества. Некоторые гостиничные предприятия объединяются с зарубежными предприятиями, в деятельности которых отсутствуют четкие финансовые и правовые гарантии западных инвестиций, полностью отсутствует законодательство, регулирующее отношения туроператоров и гостиниц.

С целью освоения передового западного опыта в области гостеприимства в управление гостиничными предприятиями Центральной России активно привлекаются иностранные, преимущественно европейские, специалисты. Однако такая тактика совершенствования гостиничного менеджмента не приводит к успешным результатам. Превращение обслуживающего персонала в клиенто-ориентированную услугу осуждалось в советское время. В связи с этим российские специалисты не успевают адаптироваться к новым экономическим условиям, а их представления о сфере гостеприимства вступают в противоречие с многовековым западным опытом. Советская эпоха оставила после себя наследие низкоквалифицированных кадров, не способных соответствовать современным международным стандартам качества обслуживания. Иностранные менеджеры набирают чаще персонал без опыта обслуживания в традициях советской школы гостеприимства. Обучение персонала осуществляется по внутрикорпоративной системе обучения предприятия. С началом вступления России в новые экономические отношения действующая система подготовки специалистов индустрии гостеприимства не способна соответствовать современным требованиям, предъявляемым ведущими гостиничными операторами.

В системе профессионального образования тем временем происходят серьезные изменения в устранении монополи-

зации государства всех сфер культуры, участии региональных властей в управлении образованием, самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной деятельности. Намечаются шаги по отношению к системе сотрудничества между педагогическими кадрами, учениками и их родителями. Однако в переходный для страны во всех смыслах период средние профессиональные учреждения остаются без должного внимания со стороны государства. Снижение финансирования средних специальных заведений приводит к оттоку педагогических работников и, это, следовательно, отражается на качестве образования. Самостоятельное выживание учебных заведений среднего профессионального образования привело к их численному сокращению и снижению интереса со стороны абитуриентов.

Учитывая новые рыночные отношения, система образования после распада СССР не успевает адаптироваться к современным реалиям и подвергается реформированию в ходе принятия либеральных реформ. До принятия Закона РФ «Об образовании» в 1992 г. и введения государственных образовательных стандартов в России отсутствует представление о подготовке специалистов сферы туризма и гостеприимства международного уровня.

Сложившаяся в СССР система среднего профессионального образования характеризовалась единством содержания образования для каждой специальности. Все средние специальные учебные заведения страны работали по единым учебным планам и программам, что в условиях новых экономических отношений не соответствовало потребностям рынка. Пересмотр учебных планов, введение новых специальностей и специализаций осуществлялись в среднем один раз в семь-восемь лет. На определенном этапе такая система вступила в противоречие с необходимостью оперативного обновления содержания образования в соответствии с потребностями развития

экономики и социальной сферы, дифференциации содержания с учетом региональных условий [8, с. 24]. Поэтому содержание учебных планов и программ среднего профессионального образования не соответствовало требованиям современного рынка и являлось своего рода «сырым» материалом.

С попыткой введения первых государственных стандартов пересматривается классификатор специальностей среднего профессионального образования». Замена квалификации «техник» в специальности 2302 «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах» на специальность «менеджер» обуславливает первые шаги по освоению западного опыта подготовки кадров в области гостеприимства. Однако данный опыт предполагает первоочередное овладение теоретическими знаниями в области подготовки менеджеров, тогда как западный мир нацелен на производственное обучение данной категории специалистов.

Ситуация меняется с решением Правительства России о реформировании системы профессионального образования с учетом дифференциации содержания обучения, целью которой является подготовка специалистов-практиков по образовательным программам базового и повышенного уровня подготовки с новой формой организации обучения. В учебный план вносятся лабораторные задания, семинарские и практические занятия, экскурсии, производственная практика, дипломное проектирование.

Проведенный нами анализ педагогических исследований показал, что научных изысканий в области теории и методики профессионального образования подготовки менеджеров гостиничного сервиса в данный период было немного. Тематика исследований соответствует эпохе данного времени, и, в основном посвящена, обобщенной группе специальностей туризма и индустрии гостеприимства: формированию содержания образования [7], педагогическим

аспектам подготовки кадров в условиях реализации рыночных процессов [22], методическим основам профессиональной подготовки [2]. Впервые исследуется вопрос формирования культуры туристских кадров, в частности, коммуникативной культуры менеджеров [1], информационной культуры [12]. Предметом научных исследований в области партисипации становятся партисипа-тивные методы мотивационно-целевой деятельности руководителя школы [16], процесс становления самоуправляемых коллективов в системе партисипативного управления [24].

Анализируя данный этап, следует отметить, что: 1) система среднего профессионального образования находится в кризисном состоянии и теряет ведущие позиции в практической подготовке кадров в условиях трудного экономического положения страны; 2) осуществляются первые шаги по разработке государственных стандартов подготовки менеджеров гостиничного сервиса; 3) курс на демократию предполагает развитие партиси-пативных отношений в обществе.

Третий этап (2000 гг. по настоящее время). Начало нового тысячелетия отразилось негативно на развитии среднего профессионального образования. Снижение демографической ситуации и престижа рабочих специальностей, доступность высшего образования привели к сокращению доли выпускников средних профессиональных заведений с 29,3 до 21%. Данный фактор, несомненно, отразился на рынке трудовых ресурсов в нехватке рабочей силы в производственной и непроизводственной сферах экономики страны. Осознавая серьезность ситуации, в кругу общественности, государства, профессионального общества ведутся открытые дискуссии по принятию мер для стабилизации ситуации.

Тема партисипативности становится актуальной не только в политической жизни общества, но и затрагивает систему образования. Следует отметить, что положительная тенденция в принятии

.0 Б

0

1

со

ГО с

I

го ш о

ф

о с к

со ф

О

о о

т

го о

о ®

^ Л О. Ч

о Ф

I- I

О ф

ГС

го

^

J

<u о ГС IZ

законодательных документов в системе профессионального образования до вступления их в силу принимает открытый характер обсуждения в общественности. В октябре 2000 г. правительство утверждает Национальную доктрину образования в Российской Федерации, в 2012 г. принимается Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [9]. Важность формирования партисипативной культуры в образовательных учреждениях, в том числе, у специалистов среднего профессионального образования подчеркивается во многих законодательных документах. Гарантом успеха демократизации общества и конкурентоспособности страны на мировом рынке государство считает меры, направленные на модернизацию сферы образования в направлении большей открытости, возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг через вовлечение их в развитие системы образования, управление образовательным процессом и образовательную деятельность. Так, в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [19], одной из задач является успешная социализация и эффективная самореализация молодежи, которая возможна за счет формирования социальных компетенций (включая работу в команде, в том числе, на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы в профессиональных образовательных организациях). В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [10] подчеркивается важность реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Сфера образования способна обеспечить доступность и современное качество, гибкость образовательных услуг только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Таким обра-

зом, потребности общества и государства в инновационном развитии социальной и экономической жизни страны диктуют необходимость формирования партиси-пативной культуры граждан.

В настоящее время гостиничная отрасль, как и многие отрасли промышленности в нашей стране, испытывает нехватку рабочей силы, линейного персонала. В связи с этим основной акцент ставится на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Сегодня специальности туризма и сервиса входят в число приоритетных отраслей экономики. С целью обеспечения кадрами рабочие специальности в производственной и непроизводственной сферах экономики, задачей государственной политики в области образования и науки [19] является увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионально и высшего профессионального образования к 2020 г. до 25%. Отметим, что помимо основной программы профессиональной подготовки, учитывая положительный опыт советского прошлого, в настоящее время вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Открываются центры профессиональной квалификации, численность которых до 2019 г. должна составить 250 единиц. Создаются условия для усиления интеграционных процессов взаимодействия рынка труда и профессионального образования. Стратегическая важность увеличения численности рабочих кадров подчеркивается созданием в структуре Министерства образования и науки РФ отдельного подразделения - Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в 2012 г. Учитывая несомненную важность поставленных задач, необходимо обеспечить не только рост численности кадров, но и качество подготовки специалистов индустрии гостеприимства. Гостиничный рынок функционирует в настоящее время по принципу кластерного взаимодействия. Вступление го-

стиничных предприятий в ассоциации, различные объединения обеспечивает доступ работы с ведущими туроператорами, транспортными компаниями, глобальными системами бронирования и др. Успех работы, в котором заинтересованы все члены кластера, зависит от профессионализма персонала, способного обеспечить взаимодействие внутри кластера

[2]. Наряду с этим специалистам гостиничного рынка открываются большие перспективы, связанные с профессиональным ростом внутри гостиничных сетей не только на территории России, но и в других странах. Поэтому конкурентным преимуществом специалистов гостиничного бизнеса будет способность взаимодействия внутри отдельного подразделения, гостиничного предприятия и в масштабах транснациональных компаний. Обеспечить приобщение специалиста к общему делу, сделать его участником отельного семейства в условиях глобализации возможно при формировании партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса.

Рассматривая содержательную сторону подготовки менеджеров гостиничного сервиса, следует отметить, что на данном этапе введены государственные образовательные стандарты 2-го и 3-го поколения. Анализируя разработанный в 2002 г. ГОС СПО по специальности 2302 Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах

[3], следует подчеркнуть, что выпускник, согласно общим требованиям, должен обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой. Формирование партисипативной культуры в государственном стандарте менеджера не значится, отражается поверхностно - в готовности позитивного взаимоотношения и сотрудничества с коллегами, проявлению ответственности за выполняемую работу, способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, способности к практической деятельности по решению профессио-

нальных задач в организациях различных организационно-правовых форм. И в этом смысле, требования, предъявляемые к формированию профильной структуры специалистов среднего звена в стандарте второго поколения, не способны полностью решать задачи современного рынка гостиничных услуг. Интенсивное внедрение информационных технологий, глобализация рынка гостиничных услуг в индустрии гостеприимства, требуют от специалистов способности к постоянному взаимодействию, участию и ответственности в решении профессиональных задач, выработке творческого мышления и поликультурному диалогу. Отсюда следует отметить, что практическое применение профессиональных компетенций, заложенных в стандарте, будет эффективным при условии формирования у студентов партиси-пативной культуры.

Разработанный совместно с представителями профессионального сообщества ФГОС СПО по специальности «Гостиничный сервис» 3-го поколения в 2010 г. [23], призван осуществлять профессиональную подготовку менеджеров на основе компетентностного подхода, в котором изменяются задачи обучения. Однако сегодняшние стандарты не способны отвечать постоянно меняющимся требованиям работодателей к компетенциям специалистов. По мнению В.А. Горбунова и И.Г. Голышева [4], для реализации ФГОС в условиях взаимодействия образовательных учреждений с работодателями и профессиональными обществами в содержании образовательных программ необходимо использовать про-ектно-целевые технологии. Эффективная реализация данных технологий достигается благодаря использованию принципа партисипативности, проявляющегося в вовлечении в процесс управления развитием образовательной сферы профессиональных сообществ в качестве социального партнерства, форсайт-проектов, организации и деятельности корпоративных институтов, образовательных кла-

.0

0

1

m

го с

го

I

го m о ü

ф о

m

ü ф

о

о i_ о

о о

тг" m

го о

« t

о Ф

I- I

О ф

стеров. Во время обучения должно происходить взаимодействие обучающего и обучающихся, эффективность которого зависит от качества и количества усилий, прилагаемых как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Этого же мнения придерживаются Л.Н. Голова-тюк и Л.Н. Давыдова [5], утверждая, что особенность инновационного подхода к обучению заключается в изменении целей, содержании, методов и технологий, форм и организации системы управления, стиле педагогической деятельности и организации учебного процесса. Развитие у человека способности к сотрудничеству и участию в процессе принятия решений на всех уровнях, по мнению исследователей, способно подготовить специалиста к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, анализ государственных стандартов, потребностей профессионального и научного сообщества позволяет сделать вывод о значении роли партисипативной культуры специалистов гостиничного сервиса.

Анализируя научные исследования данного периода, следует отметить, что проблемам подготовки менеджеров гостиничного сервиса в области теории и методики профессионального образования посвящено достаточное количество и многообразие научных работ. Тематика исследований посвящена формированию профессиональных компетенций в области информационных технологий [25], управлении персоналом [15], технологической подготовке студентов [21]. В области партисипативной подготовки менеджеров отмечаются темы исследований по формированию готовности студентов к профессиональному взаимодействию в сфере гостеприимства [18], профессио-к нальному поликультурному взаимодей-:х ствию [20]. Рассматриваются аспекты £ формирования профессиональной куль-^ туры менеджеров [6; 26]. Исследование ^ проблемы формирования партисипатив-

ной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса прослеживается в некоторых работах, но не рассматривается в качестве самостоятельной проблемы, уступая место понятиям «профессиональная компетентность», «профессиональное взаимодействие».

Подводя итог по исследуемому периоду, следует отметить, что: 1) развитие системы профессионального образования в настоящее время является приоритетным направлением социально-экономической политики государства;

2) с расширением спроса на рабочую силу в непроизводственной сфере, подготовке специалистов гостиничного сервиса уделяется повышенное внимание;

3) партисипативная культура специалистов среднего звена является неотъемлемым звеном социализации и самореализации граждан и приобретает высокую важность в подготовке высококвалифицированных кадров. Библиографический список:

1. Бабий Г.И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 170 с.

2. Байбурова О.Р. Кооперация бизнеса и образования в подготовке кадров для индустрии гостеприимства // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 3(3). С. 56-62.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 2302 Гостиничный сервис. Утвержден Минобразованием России от 21 мая 2002 г. № 04-2302-Б.

4. Горбунов В.А., Голышев И.Г. Современные механизмы реализации ФГОС начального и среднего профессионального образования: научно-методическое пособие. - Казань, 2013. - 40 с.

5. Головатюк Л.Н., Давыдова Л.Н. Развитие туризма и проблемы подготовки кадров для туристской отрасли // [Электронный ресурс]: www.credonew.ru.

6. Гринь С.В. Формирование профессионально-информационной культуры специалистов по сервису и туризму в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2010. - 186 с.

7. Зорина Г.И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: дис. . канд. пед. наук. - М., 1998. - 500 с.

8. Кондаурова И.К. Система профессионального образования в РФ. - Саратов: УЦ «Новые технологии в образовании». - 61 с.

9. Об Образовании в РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р. // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

11. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р. // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

12. Овчинникова Л.П. Формирование информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 192 с.

13. О мерах по дальнейшему обслуживанию населения в гостиницах. Постановление Совмина СССР от 28.08.1977 № 781. // [Электронный ресурс]: www.consultant.ru.

14. О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования». Постановление ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 12.07.1972 г. № 416. // [Электронный ресурс]: www.consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Осин В.С. Профессиональная подготовка студентов к управлению персоналом в сфере гостеприимства: дис. . канд. пед. наук. - М., 2002. - 347 с.

16. Орлова Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. -211 с.

17. О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР. Приказ Гособразования СССР от 21.07.1988 г. № 224. // [Электронный ресурс]: www.consultant.ru.

18. Радыгина Е.Г. Формирование готовности студентов к профессиональному взаимодействию в сфере гостеприимства: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2011. - 223 с.

19. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года Министерство образования РФ Одобрено Коллегией Миноб-рнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн). // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

20. Сличная Н.В. Формирование у студентов колледжа технологий сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 160 с.

21. Тимохина Т.Л. Технологическая подготовка студентов туристского вуза в области гостиничного сервиса: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. -335 с.

22. Томилов И.С. Педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов: дис. ... канд. пед. наук. -М., 1998. - 164 с.

23. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 101101 Гостиничный сервис. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 апреля 2010 г. № 273. // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

24. Христенко Е.В. Партисипативность как основа самоуправляемых коллек-

.0 £

0

1

со

го с

ГО

I ГО ш о

ф о

СО ф

О

О 1_ О

о о

тг" т

го о

« I

О. Ч

о <и

I- I

О ф

тивов: дис. . канд. эконом. наук. -Ижевск, 1999. - 232 с.

25. Шпырня О.В. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов туристической индустрии: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 168 с.

26. Шуляк Н.Н. Формирование полифункциональной профессиональной компетентности менеджеров гостиничного хозяйства малого бизнесе санатарно-курортного региона в вузе: дис. . канд. пед. наук. - М., 2008. -195 с.

УДК 378.14 ББК 74.484.4

М.В. Казарин

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обосновывается важность применения компетентностного подхода при подготовке студентов вуза к предпринимательской деятельности, описываются подходы эффективного формирования данной компетенции, рассматриваются основные принципы построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Ключевые слова: компетентностный подход, предпринимательская деятельность.

р

го

го

со

Опыт позволяет констатировать тот факт, что в системе высшего образования отсутствует действенный механизм взаимодействия вузов с работодателями. В большинстве своем наблюдается пассивное потребление работодателями результатов деятельности образовательной системы. А со стороны вузов отсутствует «настройка» на рынок труда.

При реализации компетентностного подхода большинство проблемных вопросов возникает именно в выстраивании взаимоотношений «преподаватель -студент - работодатель». Исходя из западноевропейского опыта, мы считаем, что компетентностный подход в образовании может быть реализован в полной мере только при тесной взаимосвязи вышеперечисленных участников. И в этом смысле приведем программный продукт

ЮНЕСКО, в котором отмечается, что в настоящее время когда уже не принимается уравнение «степень - работа», от системы высшего образования ожидается подготовка выпускников, которые могут не только заниматься поиском работы, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя рабочих мест. Сегодня встает острая необходимость в выработке новых подходов в формировании взаимоотношений вуза и работодателей, а также использовании многочисленного арсенала методов, форм и способов взаимодействия и диалога высшей школы с различными внешними агентами, подходящих для российской действительности.

Исходя из положения о том, что формирование компетентности специалиста в области предпринимательства является важной задачей высшей шко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.