Таким образом, успешное развитие российской высшей школы предполагает осмысление основных тенденций в сфере образования и практическую реализацию принципов при построении гибких учебных структур и разработке образовательных программ.
Литература:
1. Григорьева О.С., Загитова Л.Р. Современные направления развития высшего профессионального образования в России и за рубежом. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С. 33-38.
2. Гусев Д.А. Условия и факторы повышения качества учебно-образовательного процесса в высшей школе. В сборнике: Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 15-30.
3. Ищенко В., Сазонова З. Компетентностный подход к подготовке преподавателей. // Высшее образование в России. 2007.№6. С. 166-171.
4. Нагоева М.А. Подходы к педагогической организации процесса образования. // Современный ученый. 2017. № 3. С. 67-70.
5. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д, 1998.
6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Сост. В.А. Мижериков. - Ростов н/Д, 1998.
7. Свиркина Л.А. К формированию компетенций обучающихся в вузе и их проверке. // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 1. С. 322-324.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации».
Педагогика
УДК 371
докторант Переверзев Марк Владимирович
Гуманитарно-педагогической академии (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНЫХ И ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. В статье автором обосновывается потребность формирования у будущих менеджеров туристической сферы и гостиничного сервиса полифункциональной компетенции. В работе рассмотрены подходы ученых относительно определения сущности полифункциональной компетенции, на основе которых представлена авторская дефиниция термина. В исследовании рассмотрены научно-отраслевые подходы к формированию полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий, такие как социологический, психологический, педагогический, социально-педагогический.
Ключевые слова: научные подходы, культурологический подход, психологический подход, педагогический подход, социально-педагогический подход, профессиональное образование будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий, полифункциональность, полифункциональный специалист, полифункциональная компетенция будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий.
Annotation. In the article, the author substantiates the need for future managers of the tourism sector and hotel service to form a multi-functional competence. The paper considers the approaches of scientists regarding the definition of the essence of multifunctional competence, on the basis of which the author's definition of the term is presented. The research considers scientific and industrial approaches to the formation of multifunctional competence of future managers of hotel and tourism enterprises, such as sociological, psychological, pedagogical, social and pedagogical.
Keywords: scientific approaches, cultural approach, psychological approach, pedagogical approach, socio-pedagogical approach, professional education of future managers of hotel and tourist enterprises, polyfunctionality, polyfunctional specialist, polyfunctional competence of future managers of hotel and tourist enterprises.
Введение. В многогранной деятельности специалиста в области туристического и гостиничного сервиса, обусловленной особенностями профессионального труда, сочетается много функций, таких как административная, коммуникативная, информационная, социальная, этнокультурная, гражданская, культуроформирующая и другие. Это позволяет говорить о полифункциональности профессии специалиста в области туристического и гостиничного сервиса.
Реализация профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов указанной сферы труда должна строиться, в первую очередь, с учетом специфики профессии и деятельности в ее рамках, а также тенденций развития отечественной и мировой туристической индустрии. В этой связи возникает потребность в рамках реализации профессиональной подготовки будущих специалистов в области туристического и гостиничного сервиса формирования поликультурного специалиста. По нашему мнению, подготовка такого специалиста может быть реализована путем формирования у него всех компонентов поликультурной компетенции.
Процесс формирования поликультурной компетенции будущих специалистов туристической отрасли и гостиничного дела подразумевает учет ряда научно-отраслевых и методологических подходов.
Изложение основного материала статьи. Как было отмечено выше, современное профессиональное туристское образование нацелено на формирование компетентного полифункционального специалиста.
В рамках данного исследования вслед за А.С. Гаязовым, термин «полифункциональный специалист» будем понимать в значении субъекта, обладающего готовностью и способностью выполнять вариативные профессиональные и экзистенциальные задачи в изменяющихся условиях и ситуации неопределенности [1].
В данном ключе уточним, что полифункциональный специалист - это такой, который, соответственно, обладает полифункциональной компетентностью. Анализ теоретических источников позволяет говорить о
том, что представители современной педагогической науки по-разному трактуют анализируемое нами понятие.
Е.В. Дубинец под полифункциональной компетенцией понимает системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретической подготовленности и практической способности применять полученные знания для решения вариативных задач его профессионального труда [2].
С.В. Чеботарева трактует полифункциональную компетентность как комплекс качеств, необходимых специалистам родственных профессий (социономические, технономические, биономические, артномические, номономические компетенции) [6]. В рамках каждой из указанных компетенций исследовательница выделяет два блока:
1) личностный блок, включающий:
- профессиональную направленность личности;
- профессионально-важные качества;
- способности к профессиональной деятельности;
- профессиональное мышление.
2) мотивационно-ценностный блок, включающий:
- профессиональные ценности;
- мотивы;
- установки [6].
И.А. Казанцевой был реализован детальный анализ научных подходов к определению сущности полифункциональной компетенции в отечественной педагогической науке, на основе которого можем заключить, что современные ученые понимают данную компетенцию как:
- состояние проявления профессионализма в условиях полифункциональной профессиональной деятельности;
- интегральную характеристику профессиональной деятельности, доминирующую в ситуации развития идеи непрерывного образования;
- ключевое состояние проявления профессионализма, соотношение инвариантного и вариативного [4].
На основе указанных определений и научных подходов в данном исследовании под термином
«полифункциональная компетенция будущего менеджера гостиничных и туристских предприятий» будем понимать способность специалиста выполнять необходимые профессиональные функции на основе сформированной совокупности знаний, умений и личностных качеств.
«Полифункциональная компетенция как системно-личностное образование специалиста отражает взаимодействие теоретической подготовленности и практической способности применять на практике полученные знания и нормы для решения задач, поставленных перед его профессиональной компетенцией» [5, с. 337].
Завершая теоретический блок данного исследования, посвященный обоснованию сущности полифункциональной компетенции будущего менеджера гостиничных и туристских предприятий, уточним, что показателями ее сформированности являются следующие:
- индивидуальный стиль профессиональной деятельности;
- компетентностная модель повышения профессионализма в условиях полифункциональности;
- технологическая модель методического сопровождения специалиста [3].
Рассмотрев теоретические аспекты полифункциональной компетенции, обратимся к основным научным подходам ее формирования у будущих специалистов туристической индустрии в рамках их обучения в высшей школе.
К основным научно-отраслевым подходам к формированию полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий в рамках данного исследования отнесем следующие:
- социологический;
- психологический;
- педагогический;
- социально-педагогический.
Далее обратимся к рассмотрению сущности каждого из указанных подходов относительно формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских организаций.
В рамках социологического подхода к формированию полифункциональной компетенции этот процесс может рассматриваться как социальная ситуация развития, а субъекты формирования указанной компетенции - как агенты и проводники социализации, которые влияют на развитие профессиональных качеств личности. Относительно решения задач процесса формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров сферы туризма и гостиничного сервиса рассматриваемый подход имеет важное значение по ряду причин.
Во-первых, в рамках социологического подхода можно рассматривать взаимодействие социального института образования с другими институтами и институтами с целью как можно более эффективного формирования полифункциональной компетентности будущего специалиста сферы туризма и гостиничного сервиса.
Во-вторых, данный подход рассматривает систему факторов социализации и профессионального становления личности, среди которых и образовательные учреждения, и государство выступают макрофакторами относительно формирования полифункциональной компетенции.
В третьих, в контексте проблематики данного исследования важное значение имеет анализ статусно-ролевой структуры современного студенчества с целью выявления в нем соответствующего потенциала к формированию полифункциональной компетенции в условиях высшего учебного заведения.
Важным подходом, по нашему мнению, относительно решения проблем формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов гостиничной и туристической отрасли является психологический. Данный подход позволяет рассматривать проблему психологического воздействия на личность при формировании полифункциональной компетенции. В рамках этого подхода рассматривается связь процесса формирования полифункциональной компетенции с базовыми психическими процессами личности - памяти, воображения, мышления и другими.
Объективная социальная сущность личности всегда реализуется субъективными психическими средствами. Одновременно социально обусловленное психическое у человека определяет его социальные отношения с другими людьми.
Согласно положениям современной психологической науки, развитие личности зависит от двух групп факторов:
- интернальные факторы, связанные с удовлетворением инстинктов, реализацией базовых потребностей и т.д;
- экстернальные факторы, определяющие влияние на развитие личности со стороны культуры, социальных ожиданий.
В контексте проблемы формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров туристического и гостиничного сервиса значимыми являются факторы второй группы, так как именно они способствуют интериоризации социального опыта и профессиональному становлению личности.
Рассмотрение процесса формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов гостиничной и туристической отрасли с точки зрения педагогического подхода реализуется с акцентом на содержании, формах и методах профессионального образования и воспитания. Позволим себе заключить, что в рамках проблематики нашего исследования данный подход является наиболее значимым, так как в контексте педагогического подхода изучаются ведущие методологические и методические основы формирования полифункционального компетентного специалиста, а именно: разрабатываются стратегии и направления профессиональной подготовки, ее содержание, технологии, формы, методы и средства, дидактические принципы, концепции и модели формирования изучаемой в данном исследовании компетенции. Без результатов достижений исследователей в области педагогики процесс формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов гостиничной и туристической отрасли протекал бы хаотично, волнообразно и, по нашему мнению, малоэффективно.
Социально-педагогический подход к проблеме формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов гостиничной и туристической индустрии выражает социальные характеристики педагогического процесса по развитию профессиональных знаний, умений, личностных качеств и ценностей личности, а также дает возможность очерчивать круг проблем, которые возникают в рамках процесса формирования анализируемой в данном исследовании компетенции.
Одним из базовых понятий социальной педагогики является социализация, которая, с точки зрения рассматриваемого подхода, выступает способом восприятия студентом основных атрибутов профессиональной культуры и поведения. В данном ключе существенное значение имеет ориентация социальной среды вуза на формирование полифункциональной компетенции будущих специалистов гостиничной и туристической отрасли; привлечение студентов к практико-ориентированной деятельности с целью приобретения профессионального мышления и культуры, а также опыта профессионального поведения.
Выводы. Формирование полифункциональной компетенции будущих специалистов гостиничной и туристической отрасли является сложным многокомпонентным поэтапным процессов. Формирование такого сложного личностного образование подразумевает всецелое системное влияние на личность будущего специалиста. В этой связи, по нашему мнению, для эффективного формирования анализируемой в данном исследовании компетенции специалистов необходим комплексный подход, основанный на достижениях ряда смежных наук, в частности культурологии, психологии, педагогики и социальной педагогики.
Литература:
1. Гаязов А.С. Теория подготовки полифункционального специалиста нового типа / А.С. Гаязов и др. -Уфа: Изд-во БГПУ. - 2011. - 124 с.
2. Дубинец Е.В. Развитие полифункциональной профессиональной компетенции у будущих психологов образования / автореферат дисс. канд. пс. наук - Нижний Новгород, 2011 - 26 с.
3. Казанцева И.А. Полифункциональная компетенция педагога как многоаспектная категория предъявления профессионализма // Педагогическое пространство современного общества: культура сотрудничества и достоинства: материалы Всероссийского педагогического форума с международным участием, 19-22 апреля 2016 г. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 192 с. - С. 8-18.
4. Казанцева И.А., Полифункциональная компетенция педагога как многоаспектная категория предъявления профессионализма. - Сборник «Среднее педагогическое образование в современных условиях», 3 выпуск. - СПб, 2010. - С. 291-298.
5. Переверзев М.В. Организационно-нормативные основы формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в области гостиничного и туристского бизнеса // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). - С. 337-339.
6. Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «Психология» / дис. канд. пс. наук. - Нижний Новгород, 2009.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Петрожицкая Ирина Анатольевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ТРУДНОСТЕЙ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье приводится комплексный педагогический анализ особенностей и трудностей правового воспитания курсантов в современных условиях на основе анализа существующих авторитетных источников. Выделяются основные закономерности и сущностные характеристики правового образования, его специфическая ценность в рамках военной профессиональной подготовки будущих офицеров. В заключении делается вывод о о том, что формирование правового воспитания в значительной мере зависит от комплексного педагогического подхода к процессу обучения и формирования образовательного плана, а