УДК 371
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТИНИЧНЫХ И ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© 2020 М .В. Переверзев
докторант e-mail: mark0508@mail.ru
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
В статье рассматривается комплексная структурная единица профессиональной подготовки будущих менеджеров - полифункциональная компетенция. Исследуются пути наиболее эффективного и оптимального обеспечения процесса ее формирования, а также подчеркивается особое значение для этого содержательно-технологических условий. Определяется специфика полифункциональной компетенции будущих менеджеров индустрии гостеприимства и туризма, сущностные характеристики организационно-содержательного и содержательно-технологического обеспечения формирования такой компетенции. В заключении статьи делается вывод о многоуровневой структуре как самого процесса профессиональной подготовки менеджера, так и сопутствующих компетенций.
Ключевые слова: профессиональная подготовка менеджеров сферы гостеприимства, полифункциональная компетенция менеджеров, содержательно-технологическое обеспечение формирования компетенции.
Как известно, гостиничный и туристский менеджмент - одна из наиболее высокооплачиваемых и перспективных сфер человеческой деятельности, занимающая важную нишу в экономической системе государства. Современная система высшего образования преследует цель подготовки разностороннего, многопрофильного специалиста, в совершенстве владеющего полифункциональной компетенцией в сфере своей профессиональной деятельности. Крайне важным здесь является представление работодателями своих будущих сотрудников - выпускников, которые должны быть максимально подготовленными к самым разнообразным ситуациям развития событий в бизнес-структуре туристской сферы [Николаев 2006].
Современный менеджер представляет собой высококвалифицированного специалиста, оперативно реагирующего на социальный заказ государства в сфере рекреационной и социокультурной деятельности, на вариативные запросы различных категорий потребителей гостинично-туристских услуг. С учетом современных реалий ему необходимо владеть навыками работы с современными цифровыми и информационными технологиями. В связи с этим одной из важных задач вуза выступает формирование полифункциональной компетенции будущих менеджеров. Результативность профессиональной деятельности специалистов в сфере гостиничного сервиса определяется сформированностью системы компетенций, профессионально ориентированных умений, готовности к оперативному решению профессиональных задач любого уровня сложности. Особую актуальность при этом приобретает необходимость разработки и применения в образовательном процессе вуза содержательно-технологического обеспечения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере гостиничного и туристского сервиса [Богданова 2009].
Исследованию вопросов содержательно-технологического обеспечения формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров сферы гостиничного и туристского бизнеса посвящены труды отечественных авторов В.И. Байденко [2004], Т.М. Лобышевой [2013], К. А. Стародуб [2007], Н.Н. Шуляк [2008].
Полифункциональная компетенция будущего менеджера в сфере гостиничного и туристского сервиса - системное образование специалиста, включающее индивидуально-профессиональную траекторию развития, базирующуюся на интеграции профессиональных компетенций, практико-ориентированных знаний и умений, трудовых функций в сфере гостиничного и туристского сервиса, профессионально значимых качеств личности; управленческий (управление отелем, гостиницей), средовой (создание полифункциональной среды) и личностно ориентированный аспекты (управление персоналом, человеческими ресурсами, личностно-деловое взаимодействие в системе «администрация - сотрудник отеля -клиент - партнеры»). Такая система базируется на предрасположенности будущего менеджера к осуществлению профессиональной деятельности, решению профессиональных задач любого уровня сложности, использованию новейших, в том числе и цифровых, технологий (управление отелем, планирование и управление туристскими услугами) с целью обеспечения эффективного взаимодействия и межличностной коммуникации между управленцем и потребителем услуг. Таким образом, полифункциональность выступает неким гарантом высокой результативности осуществляемой деятельности и представляет собой один из наиболее важных аспектов в рамках адаптации и самореализации выпускника-менеджера в выбранной им профессии, что лежит в основе сложившейся острой необходимости в формировании в рамках профессиональной подготовки в вузе полифункциональной компетенции с использованием различных педагогических тактик и методик, содержательно-технологического обеспечения. Однако важно помнить, что процесс формирования такой компетентности зачастую сопровождается массой трудностей, в связи с чем некоторые исследователи считают, что он будет эффективен исключительно в том случае, если:
- полифункциональная компетенция базируется на системе квалифицированных требований к профессионализму менеджеров гостиничных и туристских предприятий, отраженных в структуре профессиональной подготовки в вузе в виде учебного плана, матрицы компетенций, изучаемых дисциплин, с учетом запросов работодателей, требований клиентов;
- содержательное наполнение вузовского компонента учебного плана формируется с целью овладения будущими специалистами в сфере гостиничного сервиса и туризма профессиональными компетенциями как базовыми с целью формирования в дальнейшем полифункциональной компетенции, предполагающей готовность к будущей профессиональной деятельности в макроотелях с широким спектром услуг для клиентов, в том числе и туристских;
- практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма обеспечивается тесным взаимодействием профессорско-преподавательского состава вузов с работодателями; эффективность данного процесса поддерживается за счет создания базовых кафедр, обеспечивающих непосредственное участие в образовательном процессе вуза высококвалифицированных специалистов-практиков, имеющих большой опыт практической работы в сфере гостиничного сервиса и туризма; имеется возможность прохождения всех видов практик, стажировки непосредственно на рабочем месте, возможность раннего трудоустройства (в студенческие годы);
Переверзев М. В. Содержательно-технологическое обеспечение формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий
— создается содержательно-технологическое обеспечение, включающее профессионально-полифункциональное портфолио, кейс-комплекты менеджера [Васильев 2002].
В целом содержательно-технологическое обеспечение формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничного и туристского бизнеса определяется самой структурой этой компетенции, в связи с чем нам представляется необходимым рассмотреть структуру полифункциональной компетенции, включающей:
— нормативно-правовой компонент, предполагающий реализацию законодательных норм, нормативно-правовое обеспечение всех сфер жизнедеятельности гостиничного предприятия;
— социально-экономический компонент, базирующийся на умениях в области межличностной коммуникации и налаживания сотрудничества с экономистами-профессионалами, благодаря чему наиболее эффективно осуществляется деятельность по разработке бизнес-планов развития гостиничного предприятия, а также по установлению взаимовыгодных продуктивных деловых контактов с инвесторами и другими важными для бизнеса субъектами внешней среды;
— рекламно-маркетинговый компонент, лежащий в основе технократического принципа владения технологиями сегментного анализа рынка индустрии гостеприимства и туризма, технологиями маркетинговых исследований, рекламы, пиар-и другими технологиями, обладающими медийным потенциалом в рамках внешней среды, в которой находится предприятие [Ильина 2000];
— аналитико-прогностический компонент, предполагающий наличие аналитических умений (анализ и коррекция деятельности отелей; аналитические отчеты; анализ качества оказанных услуг; анализ уровня конкурентоспособности отеля, оказываемых услуг; прогнозирование продаж);
— административно-организационный компонент, заключающийся в умении работать с персонал-технологиями для сотрудников различного уровня квалификации;
— коммуникативный компонент, предполагающий сформированность способности к бесконфликтной коммуникации с администрацией, коллегами, клиентами, партнерами; умение вести переговоры на разных уровнях; сформированность грамотной устной и письменной речи; свободное владение иностранными языками;
— компонент социальной перцепции, заключающийся в навыках налаживания личностно-деловой и бизнес-коммуникации;
— компонент предупреждения и прогнозирования, разрешения конфликтных ситуаций;
— корпоративно-этический компонент, который относится к формированию профессиональной, корпоративной культуры предприятия, включает умения создавать необходимый для развития этой культуры базис, так называемую «почву»;
— командно-деятельностный компонент, заключающийся в активных навыках эффективной командной работы, особенно в рамках различных структурных подразделений, что позволяет расширить профессиональный кругозор и «вникнуть» во все сферы деятельности предприятия;
— социально-педагогический компонент, представляющий собой совокупность навыков владения различными видами аниматорских, рекреационных, этнопедагогических технологий в контексте обеспечения наиболее комфортной и естественной коммуникации с коллегами, подчиненными, потребителями, инвесторами;
- мониторинговый компонент, частично пересекающийся с рекламно-маркетинговым элементом, но отличающийся тем, что в его основе лежат принципы эффективного осуществления мониторинга качества предоставляемых услуг в сфере гостиничного и туристского сервиса [Васильев 2002].
Представленные компоненты структуры полифункциональной компетенции находятся в тесной взаимосвязи, определяют специфику полифункциональной компетенции, являются взаимодополняющими и самоорганизующимися.
Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования полифункциональной компетенции основывается:
- на современных требованиях государства и работодателей, предъявляемых к подготовке менеджеров гостиничного и туристского бизнеса;
- существующих в системе подготовки менеджеров противоречиях;
- специфике педагогической деятельности в области преподавания цикла общих и специальных (профильных) учебных дисциплин в вузе, в котором ведется подготовка специалистов в области гостиничного сервиса и туризма;
- специфике технологий обучения будущих менеджеров, которые готовятся к самореализации посредством профессиональной деятельности в гостиничных и туристских предприятиях [Бондаренко 2008].
Таким образом, представляется наиболее логичным рассмотрение организационно-содержательных условий в совокупности с содержательно-технологическими, поскольку они выполняют смежные функции, а также в значительной степени обеспечивают наиболее эффективный процесс формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий. Отметим, что такое обеспечение во многом обусловлено неким отрывом теоретико-направленных учебных курсов от практико-производственных процессов, лежащих в основе формирования системы практических навыков и умений будущих менеджеров, и не отражает ту необходимую систему полифункциональных аспектов и обязанностей, которые должны выполняться выпускниками факультета менеджмента сферы гостеприимства и туризма. Также существует проблема отсутствия достаточной содержательно-организационной и технической баз, которые позволили бы максимально эффективно осуществлять интеграцию связей между будущими специалистами - выпускниками вузов и базовыми предприятиями гостиничной и туристской сферы [Переверзев 2019].
В связи с этим появляется закономерная и прогнозируемая необходимость в определении места и роли организационно-содержательных условий и содержательно-технологического обеспечения в целостной структуре педагогического процесса формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничного и туристского бизнеса, однако для начала нужно определить состав такого обеспечения, который включает следующие элементы:
- самостоятельное выделение обучающимися комплекса мотивов, которые могли бы воздействовать на механизм стимулирования, изучения и применения в практической деятельности содержательных компонентов цикла дисциплин в качестве основы формирования полифункциональной компетенции, а также стремительного личностного и профессионального развития;
- выявление системы педагогических технологий теоретико-практического характера в области исследования и применения интегративных дисциплин в процессе технологических практик при многоуровневой профессиональной подготовке специалистов-менеджеров;
- обеспечение обратной связи посредством соотнесения результатов освоения обучающимися материала основной профессиональной образовательной программы
Переверзев М. В. Содержательно-технологическое обеспечение формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий
в контексте интегративных инновационных дисциплин с индивидуальными, социальными, творческими и профессиональными целями и задачами;
- поэтапное внедрение интегративных обучающих мультимедийных программ и ПО в процессе освоения полифункциональных умений, методов и способов профессиональной деятельности;
- формирование реальных полифункциональных ситуаций профильно-практического характера для отождествления с ними профессиональных компетенций в ходе всех видов практик [Бондаренко 2008].
Таким образом, считаем необходимым подчеркнуть сложность и многоуровневость не только содержания профессиональной подготовки менеджеров гостиничных и туристских предприятий, но и полифункциональной компетенции, которой они должны обладать и без которой невозможно их профессиональное становление в рамках выбранной профессиональной деятельности. Необходимо понимать потенциал такой компетенции и направлять все возможные педагогические ресурсы вуза на обеспечение ее эффективного формирования, в том числе и такого комплексного компонента, как содержательно-технологическое обеспечение.
Библиографический список
Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-12.
Богданова А.А. Специфика формирования профессиональных компетенций специалиста по культурному туризму (совокупность специфических особенностей) // Туризм: проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. Петрозаводск: КарНЦРАН, 2009. С. 129-154.
Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2008.
290 с.
Васильев Е.В. Практическая подготовка менеджеров туризма в системе высшего образования. М.: Наука, 2002. 239 с.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учеб. М.: Финансы и статистика, 2000. 256 с.
Лобышева Т.М. Формирование профессиональной компетентности у будущих менеджеров индустрии туризма на основе интегративного подхода. М., 2013. 215 с.
Николаев Л.В. В сфере гостиничных услуг - дефицит кадров // Туризм. Практика, проблемы, перспективы. 2006. № 5. С. 56.
Стародуб К.А. Формирование практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе. М., 2007. 171 с.
Переверзев М.В. Организационно-содержательные педагогические условия формирования полифункциональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма // Гуманитарные науки. 2019. № 3 (47). C. 70-79.
Шуляк Н.Н. Формирование полифункциональной профессиональной компетентности менеджеров гостиничного хозяйства малого бизнеса санаторно-курортного региона в вузе. М.: Рос. гос. социал. ун-т., 2008. 195 с.