Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА'

КОМПЛЕКС МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА / METHODOLOGICAL SUPPORT OF VOCATIONAL TRAINING / TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS / SPECIALISTS IN THE HOTEL AND TOURISM BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

В статье рассматриваются подходы к формированию комплекса методического сопровождения процесса обучения будущих специалистов сферы гостиничного и туристического бизнеса. Выделяются сущность и специфика профессиональной подготовки менеджеров этой сферы, определяются основные проблемы и тенденции существующих образовательных программ. Кроме того, определяется комплекс мер по оптимизации процесса формирования единой методической основы, необходимой для системного применения во всех вузах, осуществляющих данную подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPLEX OF MEASURES TO OPTIMIZE THE PROCESS FOR FORMING A UNIFIED METHODOLOGICAL FOUNDATION FOR THE PROCESS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS OF THE HOTEL AND TOURIST BUSINESS

The article discusses approaches to the formation of a complex of methodological support for the training process for future specialists in the hotel and tourism industry. The essence and specificity of the professional training of managers of this spheres, the main problems and trends of existing educational programs are determined. In addition, a set of measures is determined to optimize the process of forming a unified methodological framework necessary for systemic application in all universities that carry out this training.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА»

Педагогика

УДК 371

докторант Переверзев Марк Владимирович

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОМПЛЕКС МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию комплекса методического сопровождения процесса обучения будущих специалистов сферы гостиничного и туристического бизнеса. Выделяются сущность и специфика профессиональной подготовки менеджеров этой сферы, определяются основные проблемы и тенденции существующих образовательных программ. Кроме того, определяется комплекс мер по оптимизации процесса формирования единой методической основы, необходимой для системного применения во всех вузах, осуществляющих данную подготовку.

Ключевые слова: методическое сопровождение профессиональной подготовки, подготовка будущих специалистов, специалисты сферы гостиничного и туристического бизнеса.

Annotation. The article discusses approaches to the formation of a complex of methodological support for the training process for future specialists in the hotel and tourism industry. The essence and specificity of the professional training of managers of this spheres, the main problems and trends of existing educational programs are determined. In addition, a set of measures is determined to optimize the process of forming a unified methodological framework necessary for systemic application in all universities that carry out this training.

Keywords: methodological support of vocational training, training of future specialists, specialists in the hotel and tourism business.

Введение. Сфера гостиничного и туристического бизнеса - одна из наиболее перспективных, ориентированных на модернизацию социокультурного пространства государства, социально полезных и экономически развитых на сегодняшний день. Кроме того, она входит в число крупнейших международных экспортных отраслей, что соответствует сложившемуся мнению о ее высокой прибыльности и актуальности. По результатам некоторых социологических исследований, практически каждый двадцатый (по некоторым результатам - каждый пятнадцатый) человек в мире задействован в сфере гостиничного и туристического бизнеса, реализовывается посредством нее. В связи с этим рынок труда этой индустрии предъявляет все новые требования к выпускникам вузов - будущим специалистам-менеджерам, чья профессиональная подготовка должна базироваться на принципах, формирующих конкурентоспособную, компетентную, ответственную личность, профессионала своего дела, всецело готового к осуществлению эффективной деятельности в условиях массовой информатизации и повсеместного применения стандартов международного рынка туристических услуг.

Справедливым было бы отметить крайнюю «отзывчивость» сферы образования, которая пристально следит за развитием проблемных ситуаций и тенденций в социальном и экономическом планах, посредством чего оказывает активное и существенное влияние на развитие тенденций в обществе, поддерживает и находит возможности для решения прогнозируемых проблем. Особенно это касается области профессиональной подготовки и ее методического сопровождения, которая является ведущей и самой целесообразной в рамках высшего образования. Таким образом, появляются не только новые специальности и направления подготовки, соответствующие требованиям современного мира, но и методики сопровождения образовательно-воспитательного процесса будущих специалистов различных сфер, в том числе и менеджеров сферы гостиничного и туристического бизнеса.

Изучению существующих и разработке собственных методик профессиональной подготовки менеджеров различных областей деятельности посвящены труды таких исследователей, как И.А. Абдуллина, Т.В. Перова, Ж.В. Гусева, А.В. Филатов и др.

Изложение основного материала статьи. Область профессиональной подготовки будущих менеджеров в рамках вуза - крайне распространенный объект научных и социологических исследований. Практика подготовки специалистов сферы гостиничного и туристического бизнеса, наряду со всеми другими сферами для осуществления деятельности менеджером, пользуется особой популярностью и также часто встречается в исследованиях фундаментального и прикладного характера. Таким образом, мы обладаем обширным научно-теоретическим материалом, на который можно опираться при проведении новых, более практико-ориентированных исследований. Так, к примеру, ссылаясь на изучение практики подготовки менеджеров рассматриваемой области И.А. Абдуллиной, можно сделать вывод о том, что «процесс профессиональной подготовки квалифицированных специалистов для гостиничного бизнеса, а также работников туристических фирм во многих регионах находится на начальной стадии» [1]. Особенно она подчеркивает полное или частичное отсутствие у работников гостиничного бизнеса соответствующей переподготовки, повышения квалификации, что свидетельствует о намечающейся негативной, но стремительно развивающейся, тенденции, в соответствии с которой необходимо принимать особые действия со стороны не только социума, государства и бизнес-пространства, но и со стороны высшего и среднего профессионального образования, непосредственно формирующих кадровый рынок труда в этой сфере деятельности.

Исследование и сопоставление методического сопровождения процесса обучения будущих специалистов сферы гостиничного и туристического бизнеса позволило нам прийти к пониманию специфики наметившейся проблемы, негативной тенденции. Так, можно сказать, что проблема кроется в разобщенности методов, применяемых в разных учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку кадров этой сферы. Это связано по большей мере с тем, что определение содержания образования и методического обеспечения происходит самостоятельно каждым отдельным вузом и ссузом в связи с отсутствием единого государственного стандарта. Таким образом, не существует единой учебно-методической системы, системы требований к качеству образования, что не соответствует потребностям современного быстроменяющегося рынка сферы гостинично-туристских услуг. Это создает определенные

трудности для дальнейшего развития области и образования, и собственно бизнеса, который сегодня особенно зависит от высококвалифицированных кадров, обладающих качественно высоким уровнем знаний, навыков и умений профессионального характера [1].

Итак, ранее было определено, что тема исследования особо актуальна и фактически обоснована, в связи с чем можно говорить об обязательном совершенствовании системы профессиональной подготовки специалистов сферы гостеприимства в рамках высшего профессионального образования. Рассмотрим основной предмет методического сопровождения этого процесса - профессиональные компетенции будущих специалистов в области гостиничного и туристического бизнеса, которые принято рассматривать в виде классификации. Так, система профессиональных компетенций состоит из следующих элементов:

- компетенции субъекта жизнедеятельности, включающие ценностно-смысловые, интегративные, гражданско-общественные, личностные (саморазвития, саморегуляции, самоконтроля, самоактуализации и т.д.) компетенции, а также компетенции сферы охраны здоровья и безопасности;

- компетенции социального взаимодействия, относящиеся к сфере профессионального общения, а также социального и профессионального взаимодействия в области гостиничного и туристического бизнеса;

- компетенции профессиональной деятельности в сфере гостеприимства, связанные с познавательно-аналитической, профессиональной и информационной деятельностью в сфере гостиничного и туристического хозяйства [2; 3].

Вышеуказанные компетенции базируются не столько на теоретических знаниях, сколько на практических умениях социального и профессионального порядка, что свидетельствует о необходимости практико-ориентированного методического обеспечения процесса обучения и собственно практико-ориентированной концепции образования. Исходя из этого перечня, можно вывести некий список требований, предъявляемых к выпускнику-менеджеру профессиональной средой, в рамках которой он будет осуществлять свою деятельность:

- технологические требования, которые предполагают знания и способы владения необходимыми приемами и процедурами действия в типичных ситуациях в рамках профессиональной деятельности;

- требования свободного туристского рынка;

- требования к профессиональным качествам сотрудников гостиничного предприятия;

- требования к личностным качествам будущего специалиста [2].

Как видно, эти требования ориентированы не просто на профессиональное становление выпускников, но и на личностное, что немало важно для всего процесса взаимодействия профессиональной среды с личностью, поскольку именно среда определяет тот вектор, в соответствии с которым будет развиваться субъект социокультурного пространства. В связи с этим, будущий специалист сферы гостиничного и туристического бизнеса должен освоить и владеть на высоком уровне системой знаний, умений и навыков, которая бы соответствовала сущности и специфике этой сферы деятельности, а непосредственно процесс профессиональной подготовки должен быть выстроен в соответствии с такими принципами, как:

- образовательная демократизация и гуманизация, основные положения которых направлены на учет индивидуальных особенностей личности будущего специалиста-менеджера, формирование и организацию условий его саморазвития, саморегуляции и самоконтроля;

- ориентированность на практическую деятельность, в контексте которой реализовывается обучение будущей профессиональной деятельности с учетом требуемых практических умений в том числе в сфере бизнеса;

- социальная и профессиональная мобильность, которые состоят в конструировании системы навыков взаимодействия в сфере гостиничного и туристического бизнеса, а также в непрерывном обновление содержания профессиональной подготовки в актуальном направлении;

- соответствие требованиям сферы гостиничного и туристического бизнеса, в основе чело лежит принцип свободного владения и непосредственного применения современных цифровых технологий, а также приемов и способов выполнения профессиональных задач с учетом обширного базиса опыта в данной сфере;

- инновационность, заключающаяся в стремлении к созиданию и применению новейший услуг на международном рынке услуг с целью совершенствования гостиничного и туристического бизнеса, ориентации на создание собственных инновационных концепций развития бизнес-структур, их продвижения и деятельности в условиях массовой цифровизации;

- культуросообразность, которая включает активный запас знаний об особенностях культуры и традиций иностранных государств, специфики делового общения в их рамках, а также основ этикета и т.д.;

- толерантность в отношении культуры, религии, пола, ориентации и т. д. гостей гостиничного (или туристического) предприятия, соблюдение этических норм при осуществлении в отношении них сервисных услуг [3].

Таким образом, мы рассмотрели традиционную комплексную методику, которая состоит из множества показателей и факторов качества профессиональной подготовки будущих специалистов рассматриваемой нами сферы, а также требования, предъявляемые к ним. Однако стоит отметить, что современное положение вещей гласит, что нельзя ориентироваться на одно мнение касаемо чего-либо, в связи с чем продолжим исследование и обратим внимание на другие аспекты данной темы.

Так, к примеру, И.А. Абдуллина рассматривает в своем исследовании по большей мере специфику учебных дисциплин специального цикла и модульную систему как основу методического сопровождения процесса обучения студентов-менеджеров. По ее мнению, в основу педагогической деятельности по выявлению новых подходов к качеству образования и к применению эффективнейших методик организации образовательного процесса и его методическому сопровождению ложится принцип постоянной конкуренции, главенствующей на рынке труда и предъявляющей к педагогам особые требования. «Особенно важно продумывать эти слагаемые педагогического успеха, когда роль идет об учебных дисциплинах специального цикла», - считает автор [1].

Исходя из логики исследователя, ключевым условием обеспечения становления процесса профессиональной направленности и реализации специалиста на профессиональном поприще является заинтересованность и вовлеченность в процесс изучения предметов (дисциплин) специального цикла. Так, именно заинтересованность со стороны студента характеризует высокий уровень и качество педагогической деятельности, поскольку именно педагог здесь проявляется как высокоорганизованная, целостная личность с

широким, комплексным учебно-методическим арсеналом в запасе, личность, умеющая правильно организовать образовательный процесс, регулировать и совершенствовать его в зависимости от целей и потребностей обучающегося.

Особенно важно отметить блочно-модульную систему, в соответствии с которой проводятся занятия по специальным дисциплинам по типу «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах» и «Гостиничная индустрия». Они реализовываются в виде связанных и взаимодополняющих блоков и модулей, соответствующих конкретной рабочей программе и календарному плану, что обеспечивает системность образовательного процесса. Взаимосвязь этих компонентов обеспечивает приобретение обучающимся системы знаний и умений иерархичного порядка, которая представляет собой некую кирпичную стену, где без нижнего, самого простого и базового кирпичика не получится выстроить полноценный комплекс из более сложных элементов. Таким образом, производится регулярное повторение и усвоение материала, происходит усвоение знаний в углубленном формате, что обеспечивает понимание теоретических основ дисциплин, а также формирует концепцию практических навыков, относящихся непосредственно к профессиональной деятельности [1].

Помимо этого, хотелось бы уделить внимание и неоднозначности собственно методического сопровождения процесса обучения, которая возникает из-за некоего противоречия в самой специализации знаний в сфере гостиничного и туристского бизнеса. Так, профессиональная подготовка этих специалистов заключается в системном изучении основ, осмыслении и грамотном применении навыков на практике, длительном становлении на профессиональном поприще. Но в то же время она требует от специалистов мобильности, высокой степени адаптивности и умения трансформировать свои навыки в соответствии с возникшими новыми реалиями рынка, а также обладать знаниями широкого профиля, которые базируются на новейшие программы междисциплинарного порядка. Здесь пересекаются традиционная и цифровая педагогика, которые сегодня применяются не в равной степени в рамках образовательного процесса. Новые реалии требуют новых решений и методик, однако, отказаться от традиционных было бы в корне неверно и даже безрассудно. В связи с этим возникает необходимость грамотной педагогической компоновки и формировании единой концепции методического сопровождения процесса подготовки будущих специалистов сферы гостиничного и туристического бизнеса.

А.В. Филатов в связи с этим считает, что современное образование в этой области должно направить все силы на формирование новой концепции профессиональной подготовки менеджеров гостеприимства и туризма, которая позволила бы создавать специалистов разных уровней для осуществления качественной деятельности в данной сфере в значительно более короткие сроки и в рамках одного учебного заведения посредством таких специфических факторов, как:

- преемственность и системность содержания общего и профессионального образования, что позволит в значительной степени сократить срок овладения необходимыми в работе дисциплинами;

- единство изучаемых технических, технологических, других процессов, создание на их основе интегрированных курсов обучения, чему уделяется крайне мало внимания в традиционной концепции менеджмент-образования;

- замена репродуктивных методов на продуктивные, проблемно-исследовательские, ориентированные на поиск новейших путей и решений сложившихся проблем;

- осуществление профессионального направления общеобразовательной подготовки, что позволить упростить процесс определения профориентации будущих абитуриентов уже на этапе приобретения школьного общего образования;

- проведение максимально возможного количества практических занятий, поскольку большинство умений и даже теоретических знаний зарождается в непосредственной деятельности и столкновении с реальными производственными условиями;

- применение наиболее эффективных способов развития творческих способностей в процессе профессионального становления, что позволит сформировать целостную профессиональную культуру будущего специалиста и позволит ему проявлять творческое мышление для решения задач;

- внедрение новых форм обучения, совершенствование уже известных, что позволит специалистам регулярно и системно обновлять знания, становиться более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда сферы гостиничного и туристического бизнеса;

- ориентация на личностные ценности, потребности обучающегося, так называемая индивидуализация, что сегодня в целом представляет собой главную тенденцию высшего образования во всем мире [4].

Выводы. В заключении хотелось бы добавить, что методическое сопровождение и обеспечение процесса обучения и профессиональной подготовки будущих специалистов сферы гостиничного и туристического бизнеса - та базовая составляющая, на основе которой выстраивается вся профессиональная культура студента, за счет которой формируется представление о будущей профессиональной деятельности и конструируется система его профессиональных ценностей. В связи с этим важно понимать, что педагогическая работа должна быть направлена, в первую очередь, на максимально функциональное и эффективное оснащение процесса становления будущего менеджера этой области.

Литература:

1. Абдуллина И.А. Комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса в ССУЗ / И.А. Абдуллина. - Казань, 2006. - 223 с.

2. Перова Т.В. Способы повышения конкурентоспособности специалистов сферы гостеприимства / Т.В. Перова // Вестник евразийской науки. - 2015. - № 5 (30).

3. Перова Т.В., Гусева Ж.В. Профессиональные компетенции специалистов сферы гостеприимства / Т.В. Перова, Ж.В. Гусева // Вестник евразийской науки. - 2015. - № 3 (28).

4. Филатов А.В. Методика профессиональной подготовки специалистов для сферы гостеприимства на базе учебно-производственных комплексов / А.В. Филатов. - М., 2001. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.