Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КРЫМА'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / КРЫМ / ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TOURISM / HOSPITALITY / CRIMEA / EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

Статья посвящена особенностям подготовки кадров индустрии гостеприимства в Республике Крым. Обоснована необходимость подготовки специалистов, готовых к работе в гостиничной и туристической сфере. В результате сравнения с зарубежным опытом определены трудности, препятствующие развитию отечественных традиций туризма в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING FOR THE HOSPITALITY INDUSTRY IN THE CRIMEA

The article is devoted to the peculiarities of training the hospitality industry in the Republic of Crimea. The necessity of training specialists who are ready to work in the hotel and tourism sector is justified. As a result of comparison with foreign experience, difficulties are identified that impede the development of domestic tourism traditions in Crimea

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КРЫМА»

Key words: professional foreign language training, foreign language communicative competence, pedagogical model, design of teaching resources, medical students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Н. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у студентов медицинского факультета в процессе обучения в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. -№ 9 (27). - С. 35-38.

2. Архипова Г. С. Формирование иноязычной компетенции будущего специалиста медицинского профиля // Иностранный язык в высшей школе: сб. материалов межвузовского научно-методического семинара. Выпуск 6. - Чита, 2006. - С. 49-53.

3. Борисова Т. М. Модель педагогической технологии по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов средствами якутской поэзии // Вестник Якутского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - 2008. - Вып. 3. - Т. 5. -С. 67-73.

4. Глузман Н. А. Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Республике Крым // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сборник материалов Всеукраинской научно-практической конференции (Евпатория, 2122 мая 2015 г.). - С. 3-11.

5. Горбунова Н. В., Божко Ю. И. Межкультурная иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция будущих морских судоводителей в условиях модернизации современного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2015. - Вып. 47. - Ч. 1. - С. 2430.

6. Миронцева С. С. Структурно-функциональная модель формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием ЭОР // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и

психология. - 2017. - Вып. 56. - Ч. 2. С. 147-157.

М. В. Переверзев

УДК 378:338.486

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КРЫМА

связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации наметилась позитивная тенденция развития туристического и гостиничного бизнеса. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию Республики Крым в правовую, экономическую и политическую сферы России, - крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова.

Республика является стратегически важным регионом для российской политики и экономики. Среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом - туризма и гостеприимства. Однако крымский туристический бизнес занимает всего несколько процентов в общей экономике Крыма: по одним подсчетам - 9 %, по другим - не дотягивает и до 6 %. Именно поэтому развитие гостеприимства является одним из важнейших факторов становления крымского региона, поскольку туристская и курортно-санаторная отрасль постоянно трансформируется и придает импульс постоянному движению к стабильности Крыма [1].

Как справедливо отмечают Н. Ю. Сайбель и А. Е. Потапова, одной из фундаментальных

проблем, которые были свойственны сфере туризма и до вхождения региона в состав Российской Федерации, является низкий уровень подготовки персонала как в туристической и гостиничной индустрии, так и в сопутствующих отраслях, что было связано с ярко выраженной сезонностью курорта [2, с. 705-708]. Отсутствие профессионалов на различных уровнях, особенно низового персонала - главная проблема современного состояния курортно-туристической сферы в Крыму. Существующая система профессионально-технического образования не выдерживает никакой критики. Она просто не соответствует реалиям сегодняшнего дня. В Крыму практически отсутствуют современные школы подготовки линейного персонала по типу тех, которые действуют в Швейцарии, Германии, США, Канаде. Ассоциации отельеров и туристического бизнеса этих стран всячески поддерживает эти школы, поскольку они готовят именно тех, кто будет работать в сфере гостеприимства. В Крыму ситуация иная: люди, работающие в отеле, от горничной до директора, вынуждены искать сиюминутную выгоду. Поэтому им не интересно работать на отдаленный результат. Таким образом, именно подготовка специалистов для гостиничного и туристического бизнеса в целом определяют качество предоставления услуг. С 2014 года Министерством курортов и туризма РК проводился мониторинг и обобщение потребности в кадрах средств размещения. Так, кадры для туристических и гостиничных комплексов готовят средне специальные и высшие образовательные учреждения, расположенные на территории Республики Крым. В таблицах 1, 2, 3 представлены сведения о возможностях подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере гостиничного и туристического бизнеса, а также обучения будущих специалистов в сфере гостеприимства в средне-специальных и высших образовательных учреждениях Крыма.

Так, Центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Крыму представляют различные программы, ориентированные на лиц, работающих в сфере туризма

и гостиничного бизнеса, отвечающих за принятие управленческих решений, стремящихся к повышению конкурентоспособности предприятий отрасли посредством совершенствования качества предлагаемых услуг. Такие центры ориентированы на профессиональную переподготовку и получение дополнительных компетенций, необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Основной целью профессиональной переподготовки является освоение новых компетенций специалистом или изучение человеком новой области знаний. Воспользоваться этой формой обучения могут все, кто имеет среднее, среднее специальное или высшее образование. Учебные программы разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации. Разнообразие доступных форм профессиональной переподготовки (очная, заочная, вечерняя, дистанционная) зависит от возможностей и потребностей конкретного человека. Курсы профессиональной переподготовки актуальны для работников, которые занимают должность, не соответствующую профессии, указанной в дипломе, студентов, людей, которые хотят получить дополнительную профессию. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься новым видом профессиональной деятельности. Итоговым документом является диплом о профессиональной переподготовке, действия которого не ограничено (см. таблица 1).

В Республике Крым есть несколько образовательных учреждений, которые предоставляют среднее профессиональное образование на базе 9 или 11 классов. После 9 классов в течение 4 лет обучающиеся могут получить полное среднее образование и диплом, позволяющий получить квалификацию по выбранной специальности. Таких колледжей, которые реализуют программы по специальностям «Туризм» и «Гостиничная деятельность» в Крыму крайне мало и количество обучающихся по данным направлениям незначительное (таблица 2).

Обучающиеся в средних специальных образовательных учреждениях осваивают

Таблица 1

Система дополнительного образования и переподготовки специалистов для сферы гостеприимства в Крыму

Курсы профессиональной переподготовки Направления подготовки, программы, форма обучения (очная, заочная, вечерняя, дистанционная) Объем и стоимость обучения

Крымский межотраслевой центр повышения квалификации, г. Симферополь - менеджмент в сфере сервиса, туризма; - менеджер курортного, гостиничного дела и туризма; - страноведение и международный туризм; - менеджмент в туризме; - социально-культурный сервис и туризм; - экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством; - правовое регулирование в туризме; - управляющий гостиничным комплексом (отелем); - гостиничное дело; - менеджер гостиничного дела и туризма; - управление гостиничным предприятием; - администрирование в гостиничном сервисе; - отельный бизнес; - организация и проведение экскурсий. Экскурсовод; - туристический и гостиничный бизнес; - туризм и гостиничное дело; - туроператорская и турагентская деятельность в сфере туризма; - туризм и сервис; - туристический и гостиничный бизнес; - туризм и гостиничное дело; - туроператорская и турагентская деятельность в сфере туризма; - туризм и сервис; - технология и организация туристской деятельности; - инновационные технологии организации деятельности гостиничное-туристских комплексов; - управление гостиничным предприятием 256-620 часов; от 15 000 до 30 000 рублей обучение очное, заочное, очно-заочное диплом о профессиональной перепод-готовке

АНО ДПО «Бизнес-Академия», г. Севастополь Бизнес-курсы и практикумы по направлениям: «Гостиничный, ресторанный, туристический бизнес» (очно-заочно) от 250 часов; от 3 500 до 6 000 рублей

Всерегиональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии», г. Липецк Повышение квалификации и профессиональная переподготовка по направлениям «Туризм»: - Менеджер по туризму; - Директор турагентства» (обучение дистанционное; удостоверение о повышении квалификации) объем - 72 часа (144 часа); обучение дистанционное 1 895 - 4 738 рублей 2 140 - 5 350 рублей

область деятельности, которая направлена на обеспечение социокультурных, информационных, оздоровительных потребностей людей, связанных с сервисом отдыха, туризма и деловых поездок. В процессе получения специальностей «Туризм» и «Гостиничный сервис» учащиеся овладевают комплексом знаний в области стандартизации и сертификации туристического и гостиничного дела, ведения диалога профессиональной направленности на иностранном языке, формами и

методами обслуживания в гостиничных и туристических предприятиях и организациях, экономики и бизнес-планирования. Выпускники колледжей работают менеджерами по персоналу, горничными, администраторами гостиниц, портье. Специалисты в сфере туризма и гостиничного сервиса организуют высококвалифицированное обслуживание клиентов, обеспечивают комфортные условия для их пребывания в гостиницах и туристических комплексах, контролируют работу персонала,

Таблица 2

Подготовка специалистов для гостинично-туристической сферы в средне-специальных образовательных учреждениях Крыма

СПО, год создания Направления подготовки, специальности Уровень подготовки, форма обучения Стоимость обучения (в рублях)

Таврический колледж Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, 1918 г. 43.02.10 - Туризм 15 бюджетных мест базовый уровень, очная, 4 года, диплом СПО 45 000 -60 000 рублей в год

Экономико-гуманитарный колледж Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялта, 1944 г. 43.02.14 Туризм 15 бюджетных мест 43.02.11 - Гостинич-ны й сервис 15 бюджетных мест очная, 4 года; диплом СПО 45 000 -55 000 рублей в год

Романовский колледж индустрии гостеприимства (РКИГ), г. Симферополь, 1954 г., 700 обучающихся 43.02.10 - Туризм 25 бюджетных мест 43 .02. 1 1 - Гостиничный сервис 25 бюджетных мест базовый уровень, очная, 4 (на базе 9 классов) и 2,5 года (на базе 11 классов). от 35 000 до 55 000 рублей в год

Симферопольский политехнический колледж, 2012 г., 700 обучающихся 43.02.14 -Гостиничная деятельность, направление - Сервис и туризм»; 15 бюджетных мест базовый уровень; квалификация -менеджер; очное - 2,5 года, заочное - 3,5 года 30 000 -45 000 рублей

Столичный профессиональный колледж, г. Москва (дистанционное обучение) 43.02.10 - Туризм 2-4 года, диплом СПО, бюджетных мест нет базовый уровень, очная, 3,8 года (на базе 9 классов) и 2,5 года (на базе 11 классов). от 95 000 рублей в год

Московский финансово-промышленный ун-т «Синергия» (филиал в г. Севастополе) 43.02.11 - Гостиничный сервис 43.02.10 -Туризм дистанционная, 2-4 года, диплом СПО, бюджетных мест нет базовый уровень, очная, 3,8 года (на базе 9 классов) и 2,5 года (на базе 11 классов). от 35 000 до 55 000 рублей в год

Финансово-экономический колледж г. Пермь, 1995 г., около 5000 обучающихся (дистанционное обучение) 43.02.11 - Гостиничный сервис 43.02.10 -Туризм дистанционная, 2-4 года, диплом СПО, бюджетных мест нет базовый уровень, очная, 3,8 года (на базе 9 классов) и 2,5 года (на базе 11 классов). от 22 000 рублей

Академия гостеприимства (г. Симферополь) Планируется в 2020 году

Колледж гостеприимства в санаторно-курортном комплексе Mriya Resort & Spa» (г. Ялта) Планируется в 2020 году

в целом, выполняют все необходимые и достаточные организационно-координирующие и контролирующие функции в области туристического и гостиничного сервиса (таблица 3).

Как видно из таблиц 2 и 3, количество выпускников колледжей и высших учебных

заведений, обучающихся на бюджетной форме (около 300-320) и даже с учетом 100-200 коммерческих студентов, которые впоследствии найдут работу в частных мини-отелях или туристических агентствах, явно недостаточно. По сведениям Министерства курортов

Подготовка специалистов для гостинично-туристической сферы в вузах Крыма

Вуз, год создания, количество студентов Структурные подразделения Направления подготовки, специальности Уровень подготовк и, форма обучения Стоимость обучения (в рублях)

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 1918 г., около 34 000 студентов Факультет географии, геоэкологии и туризма, кафедра туризма Институт экономики и управления 43.03.02 - Туризм 5 0 бюджетных мест; 2 5 коммерческих мест; 43.03.03 Гостиничная деятельность 25 бюджетных мест, 15 коммерческих мест бакалавр, очная, 4 года очно -4 года, заочно - 5 лет 97800 рублей в год 110 000 47 800 рублей

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялта, 1944 г., 3 000 студентов Институт экономики и менеджмента, кафедра гостиничного менеджмента и туризма 43.03.02 - Туризм 15 бюджетных мест 38.04.02 - Менеджмент гостиничного бизнеса, 15 бюджетных мест бакалавр, очная, 4 года 97 800 рублей в год

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, 1995 г., 1 500 студентов Кафедра туризма 43.03.02 - Туризм 20 бюджетных мест и 40 - коммерческих мест бакалавр, очная, 4 года 97 800 рублей в год

Севастопольский государственный университет (СГУ), 1967 г. 11 000 студентов Институт развития города; направления обучения: рекреация, спортивно- оздоровительный туризм и гостиничное дело 9.03.03 - Спортивно-оздоровительный туризм, 40 бюджетных мест 43.03.02 - Предпринимательство в сфере туризма и гостеприимства, 45 бюджетных мест 43.03.03 - Гостиничная деятельность, 50 бюджетных мест бакалавр, очная, 4 года бакалавр, очная, 4 года бакалавр, очная, 4 года от 50 000 рублей от 106 000 рублей от 106 000 рублей

Крымский университет культуры, искусств и туризма, 2004 г., 800 студентов Факультет социокультурной деятельности, кафедра туризма 43.03.02 - Туризм 15 бюджетных мест 10 коммерческих мест 43.03.02 - Туризм 5 бюджетных мест 7 коммерческих мест бакалавр, заочная, 5 лет бакалавр, очная, 4 года 40 000 рублей 85 000 рублей в год

Университет экономики и управления (УЭУ) (Симферополь), 1994 г., 800 студентов Факультет экономики и управления, кафедра коммерции и туризма 43.03.02 - Туризм бюджетных мест нет, коммерческих мест - 30 бакалавр, очная, 4 года бакалавр, заочная 5 лет 70 000 рублей 60 000 рублей

и туризма РК по состоянию на 10.02.2019 г. в объектах размещения открыты вакансии на 2 000 рабочих мест: Ялта - 758, Алушта -258, Судак - 213, Саки - 169, Феодосия - 156, Ленинский район - 137, Раздольненский район - 103. Несомненно, в летне-осенний сезон эти вакансии частично заполняются жителями этих районов и городов. Но, как правило, сотрудники, приходящие на работу в сферу гостинично-туристической услуг, не имеют профессионального образования и не мотивированны на конечный результат. На протяжении последних лет Министерством реализуется политика по заполнению вакантных должностей. Одним из путей является взаимодействие в рамках подписанного соглашения с Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» (далее МООО «РСО»). Проводится работа по подбору работодателей, готовых заключать договора на трудоустройство студентов в сезонах 2017-2020 гг. Так, 10 марта 2017 года Министерством курортов и туризма Республики Крым был проведен вебинар «Порядок и условия привлечения МООО «РСО» для трудоустройства на объекты размещения и пляжные территории в 2017 году». В его рамках представители МООО «РСО» сообщили порядок трудоустройства членов организации на объекты и получили предложения о сотрудничестве от объектов размещения в Алуште, Керчи, Саках, Партените, Песчаном (Бахчисарайский район). Были сформированы сервисные отряды (горничные, официанты) в ПАО Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» (г. Ялта) -380 человек, ООО Парк-Отель «Порто Маре» (г. Алушта) - 90 человек, ООО Клинический санаторий «Полтава-Крым» (г. Саки) - 50 человек. Вожатые были направлены в Детский оздоровительный лагерь «Солнечный» (г. Алушта), Детский оздоровительный центр «Фортуна» (г. Евпатория), ООО Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» (Ленинский район), ООО Детский оздоровительный лагерь «Бригантина» (Бахчисарайский район). По состоянию на 01.12.2017 года на территории Республики Крым работали 14 представителей из 25 региональных отделений МООО «РСО» и общее количество со-

ставило 2 352 студента. 20-21 апреля 2017 года в г. Ялте Федеральным агентством по туризму совместно с Министерством курортов и туризма Республики Крым проведена ежегодная Всероссийская образовательная конференция «Знания. Технологии. Тенденции развития индустрии туризма в Российской Федерации». В ходе данного мероприятия обсуждались актуальные вопросы развития индустрии туризма на территории Республики Крым, в том числе: работа Межведомственного совета по подготовке кадров для сферы туризма; концепция федеральной целевой ГКУ РК «Центр занятости населения» ведется содействие предприятиям санаторно-курортного и гостиничного комплекса в подборе кандидатов на имеющиеся вакансии, эффективному укомплектованию персоналом, а также переподготовке и повышению квалификации специалистов.

По состоянию на 01.01.2018 года проведено 10 обучающих мероприятий для представителей туристской индустрии по вопросам повышения качества обслуживания, а также эффективного продвижения крымского туристического продукта в городах Евпатория, Саки, Феодосия, Алушта, Ялта. Обучение, в котором приняло участие 900 человек, проходило по следующих темам: гостевой сервис, внутренний маркетинг, мотивация персонала, современные решения, управление качеством в отеле (служба бронирования, приема и размещения), операционные стандарты хозяйственной службы гостиницы: структура, принципы разработки и внедрение, перечень и примеры стандартов, правила поведения горничной в номере и гостевых зонах, нестандартные ситуации в номере, обучение официантов, стандарты качественного обслуживания гостей, как выстроить грамотную политику продаж и получить максимальный доход, техники эффективных продаж турпродукта, презентация медицинской услуги, использование анимационных программ на объектах туристской индустрии: культурно-этнографических центрах, сельских гостевых домах, организация и особенности работы по приему туристов из Китайской Народной Республики, Республики Индия, Исламской Республики Иран.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» в 2017 году Федеральным агентством по туризму продолжена реализация проекта «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма». В 2015-2019 гг. Ростуризм проводил обучение специалистов туристской отрасли по 14 программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет средств федерального бюджета. Слушателями образовательных программ стали специалисты, работающие в сфере туризма и гостеприимства, в том числе потенциальные сотрудники организаций сферы туристских услуг, имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Форму и программу обучения слушатели образовательных программ выбирают самостоятельно. Сотрудниками Министерства курортов и туризма Республики Крым проведена работа по информированию туристских и гостиничных предприятий Крыма о возможности обучения. Списки на 300 специалистов для дальнейшего обучения направлены в Федеральное агентство по туризму.

Несомненно, качество туристического и гостиничного сервиса зависит от уровня подготовки и квалификации специалистов отрасли. Мнение отдыхающих связано напрямую с квалификацией и стилем работы менеджеров, швейцаров, горничных, барменов, официантов, в конечном случае, абсолютно всех сотрудников туристической или гостиничной компании. Именно от их профессионализма, компетенции, общей культуры зависит, насколько понравится уровень сервиса и насколько воспользуются услугами гостеприимства данной компании в следующий раз. В зарубежных отелях бармен и официант, горничная и менеджер, гид и администратор - все, кто непосредственно общаются с гостями, прекрасно понимают, что от них зависит, насколько радостно гость будет расставаться со своими деньгами. Нет случайных людей и среди руководителей зарубежных отелей. Многие топ-менеджеры получили образование в Европе. Они повидали мир, знают, что хочет гость, и стремятся обеспечить его запросы.

Особенностью Крыма является проблема с рабочей силой. Большинство предприятий полуострова, связанных с туризмом, не могут содержать круглогодичный штат обслуживающего персонала. К великому сожалению, студенты, обучающиеся в средних специальных и высших учебных заведениях Республики Крым, не вполне эффективно занимают освободившуюся нишу в данных направлениях не только в период производственных практик, но и во время своего трудоустройства. Традиционно отрицательное отношение молодых людей и их родителей и в целом государства к профессионально-техническому образованию в сфере гостеприимства как уделу будущих неудачников: поваров, барменов, горничных - пережиток прошлой истории страны. Именно здесь заключается ключевое кадровое решение туристического сервиса. Опыт развития гостиничной-туристической сферы в зарубежных странах (Швейцария, США, Канада, Испания, Германия) позволяет говорить о востребованности специалистов в этом бизнесе, их высоких зарплатах и общем имидже.

Эксперты нацеливают крымских предпринимателей заниматься образованием персонала в межсезонье. Ежегодный поиск новых работников к курортному сезону не может гарантировать высокого качества обслуживания гостей курорта. Персонал нужно удерживать мотивационными интервью, приглашением его на совместные встречи, обучение. Финансы - не единственный рычаг, которым можно влиять на сотрудника, работающего с гостем. В настоящее время в Крыму запущен образовательный проект «Академия гостеприимства». Проект направлен преимущественно на обучение менеджмента среднего и высшего звена. В колледже разрабатываются краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные программы и методические пособия, образовательные стандарты, организуются мастер-классы, деловые игры и курсы продолжительностью до полутора лет. Руководители проекта намерены довести качество сервиса в регионе до уровня лучших зарубежных курортов.

2020/2

Таким образом, разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации, организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов курортно-туристской сферы в образовательно-методических центрах, средних специальных и высших образовательных учреждениях Крыма является актуальной проблемой.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена особенностям подготовки кадров индустрии гостеприимства в Республике Крым. Обоснована необходимость подготовки специалистов, готовых к работе в гостиничной и туристической сфере. В результате сравнения с зарубежным опытом определены трудности, препятствующие развитию отечественных традиций туризма в Крыму.

Ключевые слова: туризм, гостеприимство, Крым, обучение, подготовка кадров.

SUMMARY

The article is devoted to the peculiarities of training the hospitality industry in the Republic of Crimea. The necessity of training specialists who are ready to work in the hotel and tourism sector is justified. As a result of comparison with foreign experience, difficulties are identified that impede the development of domestic tourism traditions in Crimea.

Key words: tourism, hospitality, Crimea, education, training.

ЛИТЕРАТУРА

1. О туристской деятельности в Республике Крым : закон Республики Крым от 14 авг.2014 г.№ Sl^PK-URL: http://mtur.rk.gov.ru/ rus/file/pub/pub_235245.pdf.

2. Сайбель Н. Ю., Потапова А. Е. Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 705708.

Т. Ф. Фурсенко

УДК 78.071.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ХОДЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На современном этапе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов особое значение приобретает формирование у них навыков проектной деятельности. Ведь создание исполнительской интерпретации музыкального произведения требует накопления творческого опыта, основанного на моделировании исполнительского проекта. Кроме того, деятельность будущего педагога-музыканта связана не только с исполнительской деятельностью, но и педагогической, культурно-просветительской, поэтому овладение навыками создания проекта урока или лекции-концерта также является неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавра.

Рассмотрим методические основы организации проектной деятельности будущего педагога-музыканта в ходе профессиональной подготовки.

Проблеме организации проектной деятельности будущего педагога в последнее время посвящены труды Х. Алижановой, И. Джу-жук, Л. Ивановой, Д. Калмыковой, О. Копыло-вой, Ю. Лапыгина, М. Омаровой, К. Резвых, Л. Тархан, Е. Токарчук, А. Шкуновой. Ученые определили существенные признаки проекта, такие как цель, новизну, результаты, временные рамки и ресурсы.

М. Омарова и Х. Алижанова справедливо заметили, что «механизмом управления процессом формирования проективных умений у будущих учителей должна стать система разнообразных технолого-проективных заданий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.