Kalinina Irina Yur'evna, Golovchenko Tatiana Petrovna, Rubtsova Natalia Vladimirovna TRAINING OF THE TOURISM INDUSTRY EMPLOYEE UNDER THE CONDITIONS .
pedagogical sciences
УДК 371.21
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0025
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНТЕНТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2020
SPIN-код: 8807-9375 AuthorlD: 1066266 ORCID 0000-0002-1738-8828
Калинина Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Мировой экономики и экономической безопасности» ORCID 0000-0003-4470-415X
Головченко Татьяна Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Мировой экономики и экономической безопасности»
SPIN-код: 4173-4660 AuthorlD: 491913 ORCID 0000-0002-1400-0509
Рубцова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: [email protected]) Аннотация. Потребность рынка труда в высоко профессиональном специалисте индустрии туризма, владеющим рядом смежных профессий, способном легко ориентироваться в системе современных социально-экономических условий, достаточно велика. Современное состояние подготовки специалистов для сферы туристско-рекреа-ционных услуг в соответствии с усложнением целей, средств и структуры образовательной деятельности вызывает необходимость модификации учебного процесса, обеспечивающего формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Профессионально мобильный (полипрофессиональный) специалист - это сотрудник предприятия индустрии туризма, обладающий рядом смежных профессий, позволяющих совмещать несколько видов профессиональной деятельности или осуществлять безболезненный переход от одного вида деятельности к другому, как того зачастую требует производственная необходимость. Цель данной статьи состояла в уточнении дефиниции «сотрудник предприятия индустрии туризма», а также в формировании перечня рекомендаций к формированию образовательных программ по направлению подготовки бакалавриата «Туризм». Представленный авторами перечень рекомендаций предполагает необходимость использования при разработке образовательных программ по направлению подготовки бакалавриата «Туризм» широкого перечня профессиональных стандартов профессий, имеющих отношение к сфере туристско-рекреационных услуг; порядок классификации объектов туристской индустрии; описание профессий из справочника, рекомендуемого Министерством труда и социальной защиты населения РФ.
Ключевые слова: индустрия туризма, модель, стандарт, профессиональная аккредитация, вуз, программа подготовки
TRAINING OF THE TOURISM INDUSTRY EMPLOYEE UNDER THE CONDITIONS OF THE NEW EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL CONTENT: PROBLEMS AND PROSPECTS
© 2020
Kalinina Irina Yur'evna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of world economy and economic security Golovchenko Tatiana Petrovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department
of world economy and economic security Rubtsova Natalia Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department of management, marketing and service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin str. 11, e-mail: [email protected]) Abstract. The need of the labor market for a highly professional specialist in the tourism industry is quite large. The current state of training for tourism and recreational services requires modification of the educational process, ensuring the formation of universal, general professional and professional competencies. The purpose of this article was to clarify the definition of "employee of an enterprise in the tourism industry", as well as to formulate a list of recommendations for the formation of educational programs in the direction of preparing undergraduate "Tourism". The list of recommendations presented by the authors implies the need to use a wide range of professional standards of professions related to the field of tourist and recreational services; the existing classification procedure for tourism industry facilities; Description of professions from the directory recommended by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Keywords: tourism industry, model, standard, professional accreditation, university, training program
ВВЕДЕНИЕ. условия для развития лечебно-оздоровительного туриз-
Интерес к Иркутской области как туристскому на- ма. В настоящее время сфера туристско-рекреационных
правлению ежегодно увеличивается. При этом можно услуг Иркутской области стабильно развивается. В 2019
отметить рост как внутреннего направления туризма, г. Иркутская область находилась на 13 месте в рейтин-
так и въездного. По оценочным данным за 2019 г. общее ге туристической привлекательности среди регионов
количество туристских прибытий увеличилось по срав- России, а также входила в топ-10 самых популярных у
нению с аналогичным периодом 2018 г. на 4,4% и соста- иностранных туристов российских городов и регионов.
вило 1728,3 тыс. человек. К обслуживанию огромного количества путешеству-
Наиболее востребованными видами туризма и от- ющих, посещающих регион, привлекается большая ар-
дыха в Иркутской области по-мнению специалистов яв- мия специалистов, работающих в различных областях,
ляются: событийный, экологический, этнографический, что и составляет суть инфраструктуры и индустрии ту-
активный, детский, молодежный и гастрономический ризма [1]. Очевидно, что успех и перспективы развития
туризм. Кроме того, в регионе имеются благоприятные туризма в регионе во многом зависят от того, будут ли 120 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Калинина Ирина Юрьевна, Головченко Татьяна Петровна, Рубцова Наталья Владимировна ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ...
работать в отрасли высококвалифицированные профессионалы.
В связи с этим возрастает потребность в квалифицированных кадрах для туристско-рекреационной сферы региона. Однако, в последние пять лет количество учебных заведений, осуществляющих подготовку соответствующих специалистов, значительно сократилось. Если в 2013 г. она осуществлялась в восьми вузах областного центра, то к настоящему времени их осталось всего четыре, и только в одном из них имеется бюджетный набор на направление бакалавриата «Туризм» [1, 2].
Опросы абитуриентов демонстрируют отсутствие у них прямой ассоциативной связи направления подготовки «Туризм» с будущей профессией, по аналогии с другими направлениями, как например: архитектура - архитектор, экономика - экономист, юриспруденция - юрист и т.д. Это осложняет первоначальную самоидентификацию в профессиональной сфере. Возникает сложность в формировании должностного профиля выпускника. Получив диплом с формулировкой «бакалавр туризма», на какую должность он может претендовать?
Байкальский государственный университет (БГУ) готовит кадры для индустрии туризма уже более 10 лет, нами сформирован следующий перечень должностей, на которые могут претендовать выпускники направления подготовки Туризм профиля Туристский и гостиничный бизнес:
1) в гостиницах и сетевых отелях: администратор гостиницы; менеджер службы приема и размещения; специалист по бронированию;
2) в туркомпаниях: менеджер по въездному, внутреннему, выездному туризму; специалист по продажам туристских услуг; экскурсовод (гид);
3) в ресторане: администратор зала; хостес; метрдотель;
4) в муниципальных и региональных органах власти: специалист туристско-информационной службы; сотрудник отдела туризма.
В ходе исследования были проанализированные данные по трудоустройству выпускников БГУ направления подготовки «Туризм» за последние четыре года (табл. 1).
Таблица 1 - Трудоустройство выпускников направления подготовки «Туризм» Байкальского государственного университета, 2015-2019 гг*
Места трудоустройства Год выпуска Итого
2015 2016 2017 201Я 2019 чет. %
Гостиницы 11 14 4 4 12 45 23
Рестораны 1 10 1 6 38 19
Тлркоыпэнии 9 17 15 3 52 26
Другое 7 22 15 5 14 63 32
Итого 35 60 44 19 40 198 100
*Разработано авторами
Согласно представленным данным только четверть выпускников трудоустраиваются в туристские компании, однако в совокупности с числом выпускников, трудоустроенных в гостиницах и ресторанах (эти предприятия рассматриваем, как составляющие индустрии туризма), число трудоустроенных в отрасли немного превышает половину от общего количества выпускников направления подготовки «Туризм». Учитывая, что общее количество выпускников невелико, 198 человек, можно констатировать факт превышения количества вакансий в сфере туризма Иркутской области и неудовлетворённость работодателей количеством кадрового резерва. Это только одна из проблем сотрудничества вуза и отрасли в плане подготовки кадров. Вторая проблема, которая решается в ходе подготовки студентов к работе в туристской отрасли региона, это качество подготовки выпускников. Удовлетворенность руководителей компаний уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений средняя: соответствие качества высшего образования потребностям компании отметили 41% респондентов Иркутской области и 34% респондентов Республики Бурятия. Руководители туристских предприятий отмечают ряд пробелов в под-
готовке выпускников: отсутствие знаний в области использования компьютера и программного обеспечения, географии, завышенные самооценка и требования к работодателю, низкий уровень языковой подготовки, отсутствие практических навыков [1, 2]. Стоит отметить, успешное решение этих проблем предполагает активное взаимодействие предприятий туристской сферы и образовательных учреждений. Обе стороны осознают, что существует большой потенциал для развития и углубления этих отношений, и демонстрируют заинтересованность в кооперации [1, 2].
Тенденции развития туризма в регионе [3-8], а также перечисленные выше кадровые проблемы обусловливают необходимость подготовки специалистов для въездного и внутреннего туризма в широком аспекте, охватывающем как туристский, так и гостиничный бизнес. Именно такой подход дает наибольшую перспективу для специалистов, занятых в сфере въездного и внутреннего туризма и отвечает требованиям рынка труда региона.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Тенденции формирования содержания высшего профессионального образования для сферы туристско-рекреационных услуг выявляются в настоящем исследовании на основе изучения работ Федулина А. А. [9], Морозова В. Ю. [10], Власовой Т. И. [11], Кострюковой О. Н. [12], Полевой М. В. [13] и др. [14-16]. Пути решения основных проблем подготовки кадров для сферы туризма регулярно обсуждаются на научно-практических конференциях с участием представителей Ростуризма и Министерства образования, руководителей ведущих профильных вузов, с привлечением иностранных специалистов-экспертов [17, 18].
Цель данной статьи заключается в уточнении дефиниции «сотрудник предприятия индустрии туризма», а также в формировании перечня рекомендаций к формированию образовательных программ по направлению подготовки бакалавриата «Туризм».
Гипотеза исследования - существующая дефиниция «сотрудник предприятия индустрии туризма» требует уточнения и расширения в соответствии с реалиями современного функционирования сферы туристско-рекре-ационных услуг.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, федеральных государственных образовательных стандартов; обобщение; контент-анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Существующее определение понятия «сотрудник предприятия индустрии туризма», представленное в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», как представляется, не учитывает современные особенности функционирования сферы туристско-рекреационных услуг, не отражает в полной мере многоаспектность возможных сфер деятельности данного специалиста. Действительно, список предприятий индустрии туризма, которые могут стать объектами его профессиональной деятельности в настоящее время достаточно обширен:
1) Предприятия, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность.
2) Гостиницы и иные средства размещения.
3) Транспортные компании, организующие туристские перевозки.
4) Предприятия сферы досуга и экскурсионного обслуживания.
5) Объекты санаторно-курортного лечения и отдыха.
6) Предприятия общественного питания.
7) Прочие предприятия (включают в себя органы управления туризмом и научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научными исследованиями в области экономики и социологии туризма).
Таким образом, сотрудник предприятия индустрии туризма - это специалист, способный осуществлять тру-
Kalinina Irina Yur'evna, Golovchenko Tatiana Petrovna, Rubtsova Natalia Vladimirovna TRAINING OF THE TOURISM INDUSTRY EMPLOYEE UNDER THE CONDITIONS .
pedagogical sciences
довые функции, соответствующие профессиональной деятельности на предприятиях, занимающихся созданием и продажей туристского продукта, предприятиях сферы досуга и экскурсионного обслуживания, предприятиях, осуществляющих услуги по размещению и проживанию туристов, на предприятиях санаторно-курортных и оздоровительных услуг, на предприятиях общественного питания, в транспортных организациях, занимающихся туристскими перевозками, в органах управления туризмом и в научно-исследовательских организациях.
Содержание понятия «сотрудник предприятия индустрии туризма» можно также выразить через перечень соответствующих ему профессий. В табл. 2 представлен перечень профессий Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в сравнении со списком профессий из Справочника профессий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Таблица 2 - Перечень профессий сферы туризма и гостеприимства*
Профессии в сфере туристско-ре-креационных услуг Профессиональный стандарт
актуализирован не разработан
Экскурсовод (гид) х -
Горничная х -
Инструктор-проводник х -
Официант/бармен х -
Работник по приему и размещению гостей х -
Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц х -
Агент по туризму - х
Агент по бронированию - х
Администратор/портье гостиницы - х
Консьерж - х
Специалист по анимации и организации досуга туристов - х
Специалист по обеспечению информационной поддержки туристов - х
Специалист по организации и предоставлению туристских услуг - х
Специалист по формированию он-лайн-турпродукта - х
*Разработано авторами
В представленном списке из 14 возможных профессий в сфере туристско-рекреационных услуг (табл.2) почти все относятся к области профессиональной деятельности «Сервис» - оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.). При этом разработаны и актуализированы профессиональные стандарты лишь для половины из них. Только в профессиональном стандарте «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» и в одном описании профессии «Специалист по формированию онлайн-турпродукта» (профессиональный стандарт не разработан) определена необходимость высшего профессионального образования. Однако ФГОС ВО 43.03.02 «Туризм» указан лишь в описании профессии «Специалист по формированию онлайн-турпродукта».
Принимая во внимание рекомендации Министерства труда и социальной защиты населения РФ, считаем необходимым при определении профессиональных ком-
петенций при разработке образовательной программы бакалавриата «Туризм» учитывать все профессии, представленные в табл. 2.
Выработанная рекомендация не противоречит ФГОС ВО 43.03.02 «Туризм», в п.3.4 которого отмечено, что профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.
Указанное требование, как представляется, позволит подготовить профессионально мобильного, многофункционального специалиста для индустрии туризма. Освоение некоторых профессий из списка, представленного в табл. 2, возможно в рамках отдельных дисциплин учебного плана. Например, для освоения профессии горничной, официанта требуются только курс профессиональной подготовки. Он может быть интегрирован в учебный процесс в рамках дисциплин учебного плана. При этом стоит отметить, что, освоение профессиональных компетенций этих профессий создает фундамент для освоения профессиональных компетенций таких профессий как «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», «Специалист по формированию онлайн-турпродукта», «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг». Кроме того, стоит учесть, что сотрудники предприятий въездного и внутреннего туризма, в большинстве являющихся малыми или семейными фирмами, - это многофункциональные работники, которые должны быть готовы выполнять функции и линейного персонала, и управления.
Профессионально-квалификационная структура кадровых ресурсов туризма постоянно совершенствуется. Возможно, этим обусловлено небольшое количество актуализированных профессиональных стандартов в настоящее время [19, 20]. Руководители туристских компаний и средств размещения отмечают ряд недостатков выпускников учебных заведений: завышенные требования выпускников, начинающих свою профессиональную деятельность; отсутствие реальной оценки выбранной профессии; недостатки специальных знаний и практических навыков.
Задача учебных заведений в современных условиях заключается не только в том, чтобы дать молодежи профессиональное образование того или иного уровня и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи отношение к образованию как ресурсу, который формируется в течение всей жизни благодаря освоению новых специальностей и квалификации. Если раньше достижение профессионализма человеком в какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из этапов его карьеры [21]. Использование всего списка профессий, представленного в табл. 2, при определении профессиональных компетенций, позволит отразить в них всю парадигму карьерного роста, возможную на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Это облегчит первоначальную самоидентификацию студентов в профессиональной сфере и может способствовать поднятию престижа профессий сферы туризма и гостеприимства.
ВЫВОДЫ.
Учитывая отсутствие обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций в ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» [22, 23], необходимо использовать в качестве источников для самостоятельного определения профессиональных компетенций при разработке образовательной про-
122
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Калинина Ирина Юрьевна, Головченко Татьяна Петровна, Рубцова Наталья Владимировна ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ...
граммы бакалавриата «Туризм» следующие документы:
1. Профессиональные стандарты «Экскурсовод (гид)», рекомендуемый ФГОС ВО.
2. Профессиональные стандарты «Горничная», «Инструктор-проводник», «Официант/бармен», «Работник по приему и размещению гостей», «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/ сети гостиниц», рекомендуемые работодателями туристской отрасли региона, учитывающие потребности рынка труда сферы туристско-рекреационных услуг.
3. Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями, в части требований к персоналу, прописанных в этом документе, так же рекомендуемый работодателями туристской отрасли.
4. Описание профессий «Агент по туризму», «Агент по бронированию», «Администратор/портье гостиницы», «Консьерж», «Специалист по анимации и организации досуга туристов», «Специалист по обеспечению информационной поддержки туристов», «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг», «Специалист по формированию онлайн-турпро-дукта» из Справочника профессий, рекомендуемого Министерством труда и социальной защиты населения РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рубцова Н. В., Головченко Т. П. Кадровое обеспечение туристской сферы Прибайкалья: основные проблемы и пути их преодоления // Экономика труда. 2019. Том 6. № 1.
2. Рубцова Н. В., Калинина И. Ю., Евдакимова Е. А. Современные тенденции и проблемы кадрового обеспечения в индустрии гостеприимства (на примере регионов Сибирского федерального округа) // Экономика труда. 2019. Том 6. №2. С. 991-1000.
3. Кондрацкая Т. А. Рекреационные услуги в Иркутской области //Известия Байкальского государственного университета. 2012. №6(68). С. 140-143.
4. Зимина Е. В., Трохирова У. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населения (на примере г. Иркутска) //Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 4. С. 18.
5. Ржепка Э. А., Новичкова Т. Р., Аксанова Е. С. Современное состояние сферы туризма на Байкале // В сборнике: Евроазиатское сотрудничество: Мат. межд. научно-практ. конф. Иркутск. БГУ. 2017. С. 215-229.
6. Ржепка Э. А., Палкин О. Ю., Новичкова Т. Р. Туризм в Прибайкалье: географический, экономический и образовательный аспекты // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 2. С. 343-351.
7. Рубцова Н. В. Подготовка кадров для индустрии туризма и гостеприимства в аспекте развития российско-монгольского трансграничного сотрудничества / Н. В. Рубцова // Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 26-28 марта 2014 г. - Белгород : Изд-во НИУ БелГУ, 2014.
8. Солодков М. В., Борисова А. О. Конкурентоспособность Иркутской области на мировом рынке туристских услуг // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2016. №3. С.95-103.
9. Федулин А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи/А. Федулин. - Режим доступа: http:// bujet.ru/article/55618.php (дата обращения 22.03.2020)
10. Морозов В. Ю. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы / В. Ю. Морозов, А. А. Поправкина // Сервис в России и за рубежом. 2015. №2(58). С.88-99.
11. Власова Т. И. Проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма в условиях модернизации российского образования / Т. И. Власова // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 3 (27). С. 10-15.
12. Кострюкова О. Н. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров / О. Н. Кострюкова, Н. Б. Кущева // В сборнике : Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. Санкт-Петербург, 2016. С. 7-12.
13. Полевая М. В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма: отечественный и зарубежный опыт / М. В. Полевая. М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012. 124 с.
14. Султанова Е.В., Фардзинова З.А. Роль молодых лидеров в развитии туристического кластера Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 365-368.
15. Гусев В.А., Зацепин В.А., Зацепина М.Ю., Лисачкина В.Н. Формирование адаптационной компетентности у студентов
специальностей сервиса и туризма // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 312-315.
16. Белецкая И.А. Этапы формирования готовности будущих специалистов сферы туризма как педагогический процесс // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 215-217.
17. Айтхожаева Е. Ж. Профессиональные стандарты и образовательные программы / Е. Ж. Айтхожаева//Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов : материалы междунар. науч.-метод конф., Томск, 28-29 янв. 2016 г. - Томск : Изд-во ТУСУРа, 2016. С. 4-15.
18. Зуев А. Н. К вопросу устранения разрыва между профессиональными и образовательными стандартами / А. Н. Зуев, Н. В. Крючкова // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении : материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. - Череповец, 2016. - С. 71-73.
19. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 26-31.
20. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования / В. С. Сенашенко // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.
21. Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) от 05.09.2017 №659н (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2017 №48310)// http:// fgosvo.ru/docs/69/0/2/33 (дата обращения: 19.03.2020)
22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело: приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 №515 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 №47221) (дата обращения: 19.03.2020)
23. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм: приказМинобрнауки России от 08.06.2017 №516 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 №47223) (дата обращения: 19.03.2020)
Статья поступила в редакцию 25.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020