Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / МОДЕЛЬ / СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ВУЗ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / TOURISM INDUSTRY / MODEL / STANDARD / PROFESSIONAL ACCREDITATION / UNIVERSITY / TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головченко Татьяна Петровна, Калинина Ирина Юрьевна, Рубцова Наталья Владимировна

Подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии гостеприимства является сложным процессом, который требует постоянной модернизации, использования инновационных технологий и активного взаимодействия с профессиональным туристским сообществом. Произошедший в 2019 г. переход вузов на новые образовательный стандарты предполагает необходимость прямой интеграции результатов обучения с требованиями работодателей, соответствие образовательных программ профессиональным стандартам. Вместе с тем, при подготовке специалистов по направлению «Туризм» на уровне бакалавриата произошедшая смена образовательных стандартов обусловила возникновение ряда трудностей. Основными из них являются отсутствие одноименного профессионального стандарта, несоответствие требований к уровню профессионального образования сотрудников в отраслевых документах сферы туризма и гостеприимства требованиям, сформулированными в принятых профессиональных стандартах. В статье представлена авторская практико-ориентированная модель подготовки сотрудника для индустрии туризма в вузе. Отличительными особенностями представленной модели от подобных разработок являются одновременная ориентация на новейшие образовательные и профессиональные стандарты, учет специфики функционирования индустрии гостеприимства региона, присутствие в модели нового элемента - профессиональной общественной аккредитации. Представленная модель подготовки сотрудника для индустрии туризма, по мнению авторов, позволит повысить интерес молодых людей к работе в сфере туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головченко Татьяна Петровна, Калинина Ирина Юрьевна, Рубцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED MODEL FOR PREPARING EMPLOYEES FOR THE TOURISM INDUSTRY AT THE UNIVERSITY

Training highly qualified staff for the hospitality industry is a complex process. This requires constant modernization, the use of innovative technologies and active interaction with the professional tourist community. In 2019 there was a transition of universities to new educational standards. This implies the need for direct integration of the learning outcomes with the requirements of employers, the compliance of educational programs with professional standards. However, during the training of specialists in the field of "Tourism" at the undergraduate level, the change in educational standards that has occurred has led to a number of difficulties. The main problems are: the lack of the professional standard of the same name, the discrepancy between the requirements for the level of professional education of employees in industry documents and the requirements of professional standards. In the article, the author's practice-oriented model of employee training for the tourism industry at the university is presented. Distinctive features of the model from such developments are: simultaneous orientation to the latest educational and professional standards, taking into account the specifics of the functioning of the hospitality industry in the region, the presence in the model of a new element - professional public accreditation. The practice-oriented model of employee training for the tourism industry, according to the authors, will increase the interest of young people in work in the tourism and hospitality industry.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ»

Golovchenko Tatiana Petrovna, Kalinina Irina Yur'evna, Rubtsova Natalia Vladimirovna PRACTICE-ORIENTED MODEL FOR PREPARING EMPLOYEES ...

pedagogical sciences

УДК 371.21

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0016

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ

© 2020

ORCID: 0000-0003-4470-415X

Головченко Татьяна Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Мировой экономики и экономической безопасности» ORCID: 0000-0002-1738-8828 SPIN-код: 8807-9375 AuthorID: 1066266

Калинина Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Мировой экономики и экономической безопасности»

AutorID: 491913 SPIN: 4173-4660 ORCID: 0000-0002-1400-0509

Рубцова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: runatasha21@yandex.ru) Аннотация. Подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии гостеприимства является сложным процессом, который требует постоянной модернизации, использования инновационных технологий и активного взаимодействия с профессиональным туристским сообществом. Произошедший в 2019 г. переход вузов на новые образовательный стандарты предполагает необходимость прямой интеграции результатов обучения с требованиями работодателей, соответствие образовательных программ профессиональным стандартам. Вместе с тем, при подготовке специалистов по направлению «Туризм» на уровне бакалавриата произошедшая смена образовательных стандартов обусловила возникновение ряда трудностей. Основными из них являются отсутствие одноименного профессионального стандарта, несоответствие требований к уровню профессионального образования сотрудников в отраслевых документах сферы туризма и гостеприимства требованиям, сформулированными в принятых профессиональных стандартах. В статье представлена авторская практико-ориентированная модель подготовки сотрудника для индустрии туризма в вузе. Отличительными особенностями представленной модели от подобных разработок являются одновременная ориентация на новейшие образовательные и профессиональные стандарты, учет специфики функционирования индустрии гостеприимства региона, присутствие в модели нового элемента - профессиональной общественной аккредитации. Представленная модель подготовки сотрудника для индустрии туризма, по мнению авторов, позволит повысить интерес молодых людей к работе в сфере туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: индустрия туризма, модель, стандарт, профессиональная аккредитация, вуз, программа подготовки

PRACTICE-ORIENTED MODEL FOR PREPARING EMPLOYEES FOR THE TOURISM INDUSTRY AT THE UNIVERSITY

© 2020

Golovchenko Tatiana Petrovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of world economy and economic security Kalinina Irina Yur'evna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of world economy and economic security Rubtsova Natalia Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department of management, marketing and service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin str. 11, e-mail: runatasha21@yandex.ru) Abstract. Training highly qualified staff for the hospitality industry is a complex process. This requires constant modernization, the use of innovative technologies and active interaction with the professional tourist community. In 2019 there was a transition of universities to new educational standards. This implies the need for direct integration of the learning outcomes with the requirements of employers, the compliance of educational programs with professional standards. However, during the training of specialists in the field of "Tourism" at the undergraduate level, the change in educational standards that has occurred has led to a number of difficulties. The main problems are: the lack of the professional standard of the same name, the discrepancy between the requirements for the level of professional education of employees in industry documents and the requirements of professional standards. In the article, the author's practice-oriented model of employee training for the tourism industry at the university is presented. Distinctive features of the model from such developments are: simultaneous orientation to the latest educational and professional standards, taking into account the specifics of the functioning of the hospitality industry in the region, the presence in the model of a new element - professional public accreditation. The practice-oriented model of employee training for the tourism industry, according to the authors, will increase the interest of young people in work in the tourism and hospitality industry.

Keywords: tourism industry, model, standard, professional accreditation, university, training program

ВВЕДЕНИЕ.

В 2019 году вузы РФ перешли на подготовку студентов по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, разработанным с учетом требований профессиональных стандартов (ФГОС ВО 3++). Требования стандартов предполагают необходимость прямой интеграции результатов обучения с требованиями работодателей.

Произошедший переход на новые образовательные стандарты обусловил возникновение ряда трудностей,

что стало предметом бурного обсуждения в научном и образовательном сообществе. Ориентация ФГОС ВО на требования профессиональных стандартов вызвала обоснованные опасения у ряда авторов [1-21]. По их мнению, неукоснительное соответствие образовательной программы требованиям профессионального стандарта может привести к выпуску узкоспециализированных специалистов. Авторы подчеркивают, что профессиональные стандарты «включают ограниченный, жестко регламентированный перечень профессий, в то время

педагогические науки

Головченко Татьяна Петровна, Калинина Ирина Юрьевна, Рубцова Наталья Владимировна ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ...

как в современных видах профессиональной деятельности исчезает ранее преобладавшая профессиональная замкнутость» [1, 5].

Кроме того, исследователи единодушны в том, что профессиональные стандарты ориентированы лишь на текущие потребности работодателей в аспекте квалификации кадров. Вместе с тем индустрия туризма очень динамична, достаточно быстро меняются и требования к умениям и навыкам соискателей вакантных должностей. Таким образом, полученные в вузе компетенции быстро устаревают, выпускник должен будет «доучиваться» либо в системе дополнительного профессионального образования, либо на рабочем месте, причем это имеет особое значение для отраслей хозяйства, отстающих в уровне технологического развития. В таких условиях вузы должны, прежде всего, закладывать базовые компетенции, позволяющие будущему специалисту адаптироваться к меняющимся требованиям рынка и учиться в течение всей трудовой жизни, а фундаментальная подготовка будущего специалиста-профессионала должна работать не на потребности сегодняшнего дня, а на перспективу [12-14].

К настоящему времени остаются нерешенными ряд проблем, осложняющих подготовку студентов по программе бакалавриата «Туризм»:

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 Туризм не имеет одноименного профессионального стандарта, профессиональной сферы или области профессиональной деятельности.

2. Утверждены только два профессиональных стандарта, которые могли бы быть использованы для разработки профессиональных компетенций образовательного стандарта по направлению «Туризм», однако, в них не отмечена необходимость получения высшего образования.

3. Разработка профессиональных компетенций при проектировании образовательных программ [22-24] в вузе начинается в условиях отсутствия большинства профессиональных стандартов сферы туризма с сформулированными трудовыми функциями, выполнять которые может и должен выпускник программы бакалавриата «Туризм».

4. Требования к уровню профессионального образования сотрудников в отраслевых документах сферы туризма и гостеприимства не совпадают с требованиями, сформулированными в принятых профессиональных стандартах.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Сложившаяся проблематика определила цель настоящего исследования: разработать модель подготовки специалиста для сферы туризма, которая позволит удовлетворить потребности регионального рынка труда внутреннего и въездного туризма, будет соответствовать требованиям ФГОС ВО 3++ и повысит интерес молодых людей к работе в сфере туризма и гостеприимства.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка студентов по программе бакалавриата по направлению подготовки «Туризм», профиль Туристский и гостиничный бизнес будет эффективной если:

- при ее организации будет учтен комплекс современных тенденций развития профессионального образования, требований ФГОС ВО 3++ и запросов рынка труда внутреннего и въездного туризма;

- определение профессиональных компетенций будет основано на комплексе обобщённых трудовых функций, установленных в актуализированных профессиональных стандартах сферы сервиса, на анализе описания профессий сферы туризма и гостеприимства, по которым еще не разработаны профессиональные стандарты, представленных в справочнике профессий Министерства труда и социальной защиты РФ;

- модель подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма будет представлять собой взаимодействие задач профессиональной деятельности, направ-

ленных на достижение цели освоения содержания ОП, ориентированной на область и/или сферы и объекты профессиональной деятельности, представленной в рамках установленной структуры и объёма программы бакалавриата;

- главными катализаторами развития профессионального образовании в сфере туризма будут являться преподаватель с профессиональным опытом и творческим потенциалом готовый к реализации требований новой образовательной парадигмы и неформальный подход к организации практик студентов;

- будет проведена профессионально-общественная аккредитация ОП направления бакалавриата «Туризм» профиля Туристский и гостиничный бизнес.

Цель и гипотеза позволили сформулировать основные задачи исследования:

1. Проанализировать требования к профессиональным компетенциям, предъявляемым к выпускникам на рынке труда индустрии туризма региона.

2. Сформулировать список профессий индустрии туризма и гостеприимства на основании рекомендаций Министерства труда и социальной защиты, трудовые функции которых может и должен выполнять выпускник.

3. Охарактеризовать профессиональный портрет сотрудника предприятия индустрии туризма региона.

4. Определить источники для формирования комплекса профессиональных компетенции, исходя из профиля программы бакалавриата.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, федеральных государственных образовательных стандартов; обобщение; контент-анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Разработка практико-ориентированной модели подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма, строится на положении, что ни одна модель не может рассматриваться как универсальная. По мере изменения условий внешней среды структура модели может изменяться, некоторые элементы могут быть удалены или, наоборот, добавлены новые. Логика построения прак-тико-ориентированной модели подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма требует создания такой ее структуры, элементы которой, находясь в состоянии взаимозависимости, взаимоизменения и взаимообогащения, обеспечат подготовку профессионально мобильного, многофункционального сотрудника туристского предприятия, владеющего универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Представленная нами модель имеет прикладную направленность и ориентирована на индустрию гостеприимства Иркутской области (рис.1).

Структуру практико-ориентированной модели подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма, представленную на рис. 1, мы определяем следующим образом. В основе модели, отвечающей за содержание программы подготовки, находятся пять основных блоков и соответствующие им структурные элементы, раскрывающие сущность модели:

1. Потребность индустрии туризма Иркутской области в организации подготовки специалистов в условиях вуза, обоснованная анализом области профессиональной деятельности, мнением экспертов области профессиональной деятельности и прогнозом развития области профессиональной деятельности.

2. Цель подготовки специалистов в условиях вуза: подготовка профессионально мобильного (полипрофессионального), многофункционального сотрудника туристского предприятия, владеющего универсальными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями.

3. Образовательный стандарт (ФГОС ВО 3++), представленный в модели в форме составляющих его элементов (частей): задач профессиональной деятельности; структуры программы включающей три блока

Golovchenko Tatiana Petrovna, Kalinina Irina Yur'evna, Rubtsova Natalia Vladimirovna PRACTICE-ORIENTED MODEL FOR PREPARING EMPLOYEES ...

pedagogical sciences

(дисциплины, практика, государственная итоговая аттестация), объема программы - 240 часов; требований к результатам освоения программы, установленных стандартом универсальных компетенций (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК). Вуз устанавливает индикаторы достижения компетенций, требования к условиям реализации программы, включающие в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы. Кадровые условия реализации модели обеспечиваются за счет привлечения к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов сферы туризма. В нашем случае - руководители и ведущие специалисты крупных туристских и гостиничных предприятий.

4. Профессиональные стандарты, представленные в модели в виде совокупности таких структурных элементов как: объекты профессиональной деятельности, выбраны нами в соответствии с определением индустрии туризма; из каждого выбранного профессионального стандарта вуз выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функции; требования к результатам освоения программы - определение профессиональных компетенций и установление индикаторов их достижения.

5. Результат подготовки специалистов в условиях вуза: профессионально мобильный, многофункциональный специалист, владеющий универсальными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями, готовый к работе в индустрии туризма.

Рисунок 1 - Модель подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма (разработано авторами)

Содержание образовательной программы (ОП) формируется при помощи двух блоков: профессиональные стандарты и образовательный стандарт. Область профессиональной деятельности указывается в ФГОС ВО и отражается в содержании программы в форме профессиональных компетенций, сформулированных на основе обобщенных трудовых функций профессиональных

стандартов данной области профессиональной деятельности. Отдельное место в модели подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма занимает профессиональная общественная аккредитация. В теории она помогает раскрыть сущность модели подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма, а на практике повышает эффективность подготовки специалиста для сферы туризма.

Перечень и последовательность включенных в модель составляющих не являются единственно возможными. Мы сочли необходимым отразить лишь главные взаимосвязи. ВЫВОДЫ.

По итогам исследовательской работы, результаты которой представлены в статье, можно сделать следующие выводы и определить перспективы дальнейших исследований:

1. ВУЗам необходимо самостоятельно определить профессиональные компетенции выпускника программы бакалавриата Туризм.

2. Требуется провести апробацию практико-ориен-тированной модели подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма.

3. Для успешной реализации предложенной нами модели необходимо подготовить условия для профессионально-общественной аккредитации ОП направления бакалавриата Туризм.

4. Необходимо учитывать, что ориентация на требования регионального рынка труда индустрии туризма, не уменьшает универсальность подготовки специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в других регионах и за рубежом.

В заключение следует отметить, что специфика туристского образования заключается в его междисциплинарной многогранности. Подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии гостеприимства является сложным процессом, который требует постоянной модернизации, использования инновационных технологий и активного взаимодействия с профессиональным туристским сообществом. На наш взгляд, необходимо совершенствовать материальные, правовые и организационные условия для успешной подготовки сотрудника предприятия индустрии туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айтхожаева Е. Ж. Профессиональные стандарты и образовательные программы /Е. Ж. Айтхожаева // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов : материалы междунар. науч.-метод. конф., Томск, 28-29 янв. 2016 г. - Томск : Изд-во ТУСУРа, 2016. С. 4-15.

2. Зимина Е. В., Трохирова У. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населения (на примере г. Иркутска) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 4. С. 18.

3. Власова Т. И. Проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма в условиях модернизации российского образования / Т. И. Власова // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 3 (27). С. 10-15.

4. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 26-31.

5. Зуев А. Н. К вопросу устранения разрыва между профессиональными и образовательными стандартами / А. Н. Зуев, Н. В. Крючкова // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении : материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. - Череповец, 2016. - С. 71-73.

6. Ржепка Э. А., Новичкова Т. Р., Аксанова Е. С. Современное состояние сферы туризма на Байкале // В сборнике: Евроазиатское сотрудничество: Мат. межд. научно-практ. конф. Иркутск. БГУ. 2017. С. 215-229.

7. Ржепка Э. А., Палкин О. Ю., Новичкова Т. Р. Туризм в Прибайкалье: географический, экономический и образовательный аспекты // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 2. С. 343-351.

8. Кондрацкая Т. А. Рекреационные услуги в Иркутской области // Известия Байкальского государственного университета. 2012. №6(68). С. 140-143.

9. Морозов В. Ю. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы / В. Ю. Морозов, А. А. Поправкина // Сервис в России и за рубежом. 2015. №2(58). С.88-99.

педагогические науки

Головченко Татьяна Петровна, Калинина Ирина Юрьевна, Рубцова Наталья Владимировна ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ...

10. Кострюкова О. Н. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров / О. Н. Кострюкова, Н. Б. Кущева // В сборнике : Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. Санкт-Петербург, 2016. С. 7-12.

11. Полевая М. В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма: отечественный и зарубежный опыт / М. В. Полевая. М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012. 124 с.

12. Рубцова Н. В. Подготовка кадров для индустрии туризма и гостеприимства в аспекте развития российско-монгольского трансграничного сотрудничества / Н. В. Рубцова // Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества : материалы междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 26-28 марта 2014 г. - Белгород : Изд-во НИУ БелГУ, 2014.

13. Рубцова Н. В., Головченко Т. П. Кадровое обеспечение туристской сферы Прибайкалья: основные проблемы и пути их преодоления // Экономика труда. 2019. Том 6. № 1.

14. Рубцова Н. В., Калинина И. Ю., Евдакимова Е. А. Современные тенденции и проблемы кадрового обеспечения в индустрии гостеприимства (на примере регионов Сибирского федерального округа) // Экономика труда. 2019. Том 6. №2. С. 991-1000.

15. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования / В. С. Сенашенко // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.

16. Солодков М. В., Борисова А. О. Конкурентоспособность Иркутской области на мировом рынке туристских услуг // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2016. №3. С.95-103.

17. Федулин А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи/А. Федулин. - Режим доступа: http:// bujet.ru/article/55618.php (дата обращения 22.03.2020)

18. Любонько Т.В. Кластерный подход в развитии туристических дестинаций//Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 127-130.

19. Султанова Е.В., Фардзинова З.А. Роль молодых лидеров в развитии туристического кластера Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 365-368.

20. Гусев В.А., Зацепин В.А., Зацепина М.Ю., Лисачкина В.Н. Формирование адаптационной компетентности у студентов специальностей сервиса и туризма // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 312-315.

21. Белецкая И.А. Этапы формирования готовности будущих специалистов сферы туризма как педагогический процесс // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 215-217.

22. Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) от 05.09.2017 №659н (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2017 №48310)// http://fgosvo.ru/ docs/69/0/2/33 (дата обращения: 19.03.2020)

23. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело: приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 №515 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017№47221) (дата обращения: 19.03.2020)

24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм: приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 №516 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017№47223) (дата обращения: 19.03.2020)

Статья поступила в редакцию 25.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.