УДК 378.016:338.48 ББК 75.81 Ш-84
Шпырня Олег Валентинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального-культурного сервиса и туризма факультета сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», е-mail: oleg_shpyrnya@mail. ru;
Андрейко Мария Николаевна, Южный институт менеджмента, е-тail: marijka.16@yandex. ru
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (рецензирована)
Статья посвящена основным проблемам развития системы подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства. Авторами проанализированы современные тренды развития рынка образовательных услуг и их соотнесенность с требованиями утвержденных профессиональных стандартов. В результате был сделан вывод о том, что ряд требований образовательных стандартов не согласуются с разработанными и утвержденными профессиональными стандартами. В заключении даны рекомендации по внедрению новых профессиональных стандартов.
Ключевые слова: туризм, гостиничное дело, профессиональный стандарт, индустрия туризма и гостеприимства, компетенции, образовательные стандарты.
Shpyrnya Oleg Valentinovich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of the Faculty of Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: [email protected];
Andreiko Maria Nikolaevna, Southern Institute of Management. e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL TRAINING SYSTEM IN THE INDUSTRY OF TOURISM AND HOTEL INDUSTRY
(reviewed)
The article is devoted to the main problems of development of the personnel training system in tourism and hotel industry. The authors analyzed the current trends in the development of educational services market and their correlation with the requirements of the approved professional standards. As a result, it's been concluded that a number of requirements of educational standards are not consistent with the developed and approved professional standards. In conclusion, recommendations on the introduction of new professional standards are given.
Key words: tourism, hotel business, professional standard, tourism and hospitality industry, competence, educational standards.
Потребности индустрии туризма и гостеприимства в современных экономических реалиях в значительной степени сосредотачиваются на акцентировании внимания о том, что необходимо обеспечить адекватное кадровое обеспечение всех направлений и форм туристской деятельности. Современные тренды развития рынка образовательных услуг в настоящее время в сфере туризма и гостеприимства обусловливают появление проблем соответствия уровня квалификации и степени подготовленности бакалавров требованиям индустрии туризма и гостеприимства к системе подготовки туристских кадров [8].
Имеющие место требования отрасли туризма и гостеприимства постоянно изменяются с точки зрения преобладания прикладных компетенций. В ходе обучения дифференцируются ценностно-нормативные установки мотивации обучающихся [10].
Современные тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства требуют от обучающихся овладения все новыми компетенциями.
При этом стоит отметить, что индустрия туризма и гостеприимства достаточно динамична. Здесь имеет место перманентное внедрение самых разнообразных информационно-коммуникационных технологий. Ежегодно появляются новые процессы и процедуры обслуживания туристов.
Соответственно, раз индустрия туризма и гостеприимства динамично развивается и не стоит на месте, то содержание туристского образования должно соответствовать современным рыночным трендам [6].
А современные рыночные тренды в индустрии туризма и гостеприимства в последние время постоянно диктуют новые и усложняющиеся требования к уровню профессиональной компетентности. Растут объемы информации в индустрии туризма и гостеприимства, становится более сложной структура и содержание туристских и гостиничных услуг, увеличивается число туристских и гостиничных предприятий [4, 5].
В настоящее время в системе туристского образования (и не только) доминирует парадигма, связанная с необходимостью освоения обучающимися определенных компетенций, что в итоге формирует профессиональную компетентность бакалавра [9]. При этом в разных федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования наличествуют разные компетенции. Здесь речь идет не о разных направления подготовки бакалавров, а о различных поколениях федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). Если в ФГОС ВО поколения 3+ существовали общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом в стандарте все компетенции четко расписывались. С 01.01.2018 г. вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования поколения 3++ (43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело»). Здесь ситуация принципиально иная. Общекультурные компетенции заменены на универсальные и включаются в себя следующие категории:
- системное и критическое мышление;
- разработка и реализация проектов;
- командная работа и лидерство;
- коммуникация;
- межкультурное взаимодействие;
- самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);
- безопасность жизнедеятельности.
Количество общепрофессиональных компетенций увеличено до 7 и они также теперь разбиты наследующие категории:
- технологии;
- управление;
- качество;
- маркетинг;
- право;
- экономика;
- безопасность обслуживания.
Категории универсальных и общепрофессиональных компетенций одинаковы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело».
Кардинальными являются перемены в структуре профессиональных компетенций. Они теперь формулируются образовательной организацией самостоятельно с учетом профессиональных стандартов, требований рынка труда, на базе консультаций с работодателями, объединениями работодателей отрасли и т.д.
В сфере подготовки бакалавров по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» ситуация более менее стабильная. Имеется утвержденный профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», где для 6-го квалификационного уровня выделены такие трудовые функции как:
- В/01.6 - управление ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;
- В/02.6 - взаимодействие с потребителями и заинтересованными сторонами;
- В/03.6 - контроль и оценка эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса [2].
При подготовке бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» ситуация более тяжелая. Здесь имеется также один утвержденный профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», где для 6-го квалификационного уровня выделены такие трудовые функции как:
- С/01.6 - разработка экскурсий;
- С/02.6 проведение экскурсий [3].
Здесь перед образовательными учреждениями встает логичный и закономерный вопрос о том, как формировать профессиональные компетенции, исходя из такого профессионального стандарта и таких трудовых функций. Разве учреждения высшего образования, разрабатывающие основные профессиональные образовательные программы по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», готовят экскурсоводов (гидов), которые только разрабатывают и проводят экскурсии?
Здесь мы видим ситуацию, когда требования образовательного стандарта не согласуются с разработанными и утвержденными профессиональными стандартами. При этом данная согласованность является основной идей современного образовательного процесса с упором на его прикладной характер, а именно связь с рынком труда, практикой и требованиями работодателей [7].
При этом, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г.), «туристская индустрия это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». [1]
Соответственно необходимо в срочном порядке разрабатывать и утверждать профессиональные стандарты в следующих сферах:
- санаторно-курортное обслуживание;
- индустрия общественного питания;
- деятельность организаций физкультурно-спортивного назначения;
- туроператорская деятельность;
- турагентская деятельность;
- анимационная деятельность;
- транспортное обслуживание в индустрии туризма и гостеприимства.
Однако, если проанализировать веб-сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (разрабатывает профессиональные стандарты), а также веб-сайт Министерства юстиции Российской Федерации (утверждает принятые профессиональные стандарты), то можно сделать вывод, что работы по разработке и внедрению новых профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства не ведется. Нами были проанализированы изменения в реестре областей и видов профессиональной деятельности по направлению «33 Сервис - оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)» за период с 27.03.2017 по настоящее время. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Изменения в реестре областей и видов профессиональной деятельности по направлению
«33 Сервис» (данные сайта http://profstandart.rosmintrud.ru)
Наименование ПС Дата изменения Имя организации
Работник по профессиональной уборке 16.03.2018 Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК)
Нутрициолог 11.01.2018 Автономная некоммерческая организация Научно-консультационный центр «Спортивная перспектива»
Парильщик в бане 08.11.2017 Межрегиональной общественной организации содействия возрождению и приумножению русских банных традиций «Национальное банное объединение»
Специалист по предоставлению услуг в области персонального имиджа и стиля 27.03.2017 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Высшая школа имиджа и стиля» (АНО Д11О «Высшая школа имиджа и стиля»)
Как видно из данных таблицы 1, за последний год не было ни одного изменения в реестре областей и видов профессиональной деятельности по направлению «33 Сервис - оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)», касающегося индустрии туризма и гостеприимства.
По направлению «04 Культура, искусство», имеющему отношению к индустрии туризма и гостеприимства, вообще не зафиксировано никаких изменений (рис. 1).
^ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Щ?)
МИНИСТЕРСТВО ТРЭДА _ «
и социальной здщиты Программно-аппаратный комплекс ВНИИ ТРУДА
РОССИШФЕШ™ МИНТРУДА РОССИИ
Рис. 1. Отсутствие изменений в реестре областей и видов профессиональной деятельности по
направлению «04 Культура, искусство»
Данная ситуация обусловливает необходимость активизации деятельности учреждений высшего образования по разработке необходимых профессиональных стандартов, имеющим отношение к направлениям подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело».
Литература:
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ (с изменениями и дополнениями от: 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г.)
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 №1463.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. №1432.
4. Шпырня О.В. Современные требования к кадровой структуре гостиничного предприятия // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2012. №1. С. 353-357.
5. Шпырня О.В., Евтушенко С.Ф. Организация кадровой структуры туроператорских и турагентских компаний // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2012. №1. С. 325.
6. Шпырня О.В. Аналитический обзор квалификационных характеристик должностей работников организаций сферы туризма // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 138-141.
7. Шпырня О.В. К вопросу о формировании обобщенных трудовых функций для создания профессиональных стандартов работников санаторно-курортной и туристской индустрии Краснодарского края // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 142-150.
8. Шпырня О.В. Обоснование и формирование содержания магистерской программы по направлению подготовки 43.04.02 «Туризм» // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. №1. С. 100-105.
9. Шпырня О.В. Современные проблемы формирования профессиональных стандартов в сфере туризма // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2016. Т. 1. С. 129-130.
10. Шпырня О.В. Аналитический обзор федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 4. С. 68-73.