ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
кадровое обеспечение туристской сферы Прибайкалья: основные проблемы и пути их преодоления
Рубцова Н.В. 1, Головченко Т.П. 1
В последние годы в туристской сфере большинства регионов России, в том числе в Прибайкалье, имеют место неблагоприятные тенденции - сокращение обслуживающего персонала при растущей динамике предприятий туристской индустрии и величины турпотока. В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в верификации проблемы кадрового обеспечения в туристской сфере регионов Прибайкалья и обосновании возможных направлений ее решения. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие проблемы недостатка кадров в туристской сфере регионов Прибайкалья. Авторами обосновано, что одной из причин проблемы дефицита кадров является несоответствие качеств соискателей требованиям работодателей. В ходе исследования был выявлен ряд несоответствий во взаимоотношениях «работодатель - соискатель». К ним относятся завышенные требования работодателей к соискателям вакансий при невысоком размере оплаты труда, а также преимущественное положение выпускников вузов по сравнению с выпускниками ссузов в качестве кандидатов на вакантную должность, при том что большинство вакантных должностей не требуют квалификации бакалавра или магистра. На основе полученных данных авторами предложены возможные направления решения проблемы кадрового обеспечения в Прибайкалье.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кадры, кадровое обеспечение, регион, персонал, туризм.
Введение
Подготовка квалифицированных кадров для туристской сферы названа одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. Вместе с тем в последние годы в туристской сфере регионов Прибайкалья специалисты отмечают разнонаправленные тенденции - снижение темпов прироста среднесписочной численности работников коллективных средств размещения (КСР) и туристских предприятий на фоне растущей дина-
1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия АННОТАЦИЯ:
staffing of the tourist area of the baikal region: main problems and ways to overcome them
Rubtsova N.V. 1, Golovchenko T.P. 1
1 Baikal State University, Russia
мики количества соответствующих организаций и туристов [2, 3, 4, 5, 6] (Rubtsova, 2018a; Rubtsova, 2012; Rubtsova, 2018Ь; Rubtsova, 2018с, Rzhepka, Palkin, Novichkova, 2015). Сравнительная динамика основных показателей туристской сферы за период 2014-2016 гг. представлена в таблице 1.
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в Республике Бурятия число КСР в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилось почти на 13%, а среднесписочная численность работников сократилась на 7%, число турфирм выросло на 21%, в то время как средняя численность работников уменьшилась на 31%. В 2016 г. в сравнении с 2014 г. рост числа КСР составил 16%, а среднесписочная численность работников сократилась на 13%, число турфирм выросло на 29%, при этом средняя численность работников уменьшилась на 35%.
Для Иркутской области похожая динамика имеет место в отношении туристских предприятий - в 2016 г. рост числа турфирм составил 8%, однако средняя численность работников сократилась почти на 19%. Также можно отметить, что в сфере размещения с 2014 г. наблюдается уменьшение как количества предприятий, так и количества занятых в КСР работников. Отметим, что описанные нами тенденции происходят на фоне роста въездного турпотока [7, 8] (Rzhepka, Novichkova, Aksanova, 2017; Solodkov, Borisova, 2016) и численности размещенных лиц в КСР (табл. 1).
ABSTRACT:_
In recent years, unfavorable trends have been observed in the tourism sector of the Russian regions - the service personnel is decreasing, and the number of tourist industry enterprises and tourists is increasing. The purpose of the study was to verify the problem of staffing in the tourism sector of the regions of the Baikal region and to justify the possible directions for its solution. The results of the study confirm the existence of the problem of lack of personnel in the tourist sphere of the Baikal regions. The authors substantiated that one of the causes of the problem of staff shortage is the discrepancy between the qualities of applicants and the requirements of employers. The study revealed a number of inconsistencies in the relationship "employer-applicant" in the tourist sphere of the Baikal region. Firstly, the high requirements of employers to applicants with low wages. Secondly, the predominant position of candidates with higher education compared to candidates with secondary education. On the basis of the data obtained by the authors, possible directions for solving the problem of staffing have been proposed.
KEYWORDS: personnel, staffing, region, training, tourism
JEL Classification: M51, M54, M55, L83 Received: 13.12.2018 / Published: 31.03.2019
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Rubtsova N.V. (runatasha210yandex.ru)
CITATION:_
Rubtsova N.V., Golovchenko T. P. (2019) Kadrovoe obespechenie turistskoy sfery Pribaykalya: osnovnye pro-blemy i puti ikh preodoleniya [Staffing of the tourist area of the baikal region: main problems and ways to overcome them]. Ekonomika truda. 6. (1). - 173-184. doi: 10.18334/et.6.1.39728
Таблица 1
Сравнительная динамика основных показателей туристской сферы регионов
Прибайкалья 2014-2016 гг.
Регион Показатель 2014 2015 2016 Темп прироста 2014/ 2015 гг. Темп прироста 2014/ 2016 гг.
Республика Численность размещенных лиц в 331 325 335 -1,8 1,21
Бурятия коллективных средствах размещения, тыс. чел.
Число коллективных средств раз- 296 334 342 12,8 15,54
мещения, ед.
Среднесписочная численность 3 000 2 800 2 600 -6,7 -13,33
работников коллективных средств
размещения, чел.
Количество принятых иностранных 5,5 7,0 8,2 27,3 49,1
туристов, тыс. чел.
Число турфирм, ед. 42 51 54 21,4 28,57
Средняя численность работников турфирм, чел. 201 139 130 -30,8 -35,32
Иркутская Численность размещенных лиц в 902 973 725 7,9 -19,62
область коллективных средствах размещения, тыс. чел.
Число коллективных средств раз- 346 322 282 -6,9 -18,50
мещения, ед.
Среднесписочная численность работников коллективных средств 5 000 4 800 4 500 -4,0 -10,00
размещения, чел.
Количество принятых иностранных 21,4 47,4 23,2 121,5 8,4
туристов, тыс. чел.
Число турфирм, ед. 182 135 197 -25,8 8,24
Средняя численность работников турфирм, чел. 628 520 510 -17,2 -18,79
Источник: данные Росстата, темпы прироста рассчитаны авторами по исходной статистике.
ОБ АВТОРАХ:_
Рубцова Наталья Владимировна, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса, кандидат экономических наук, доцент (runatasha210yandex.ru)
Головченко Татьяна Петровна, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, кандидат педагогических наук (ta-go1780mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Рубцова Н.В., Головченко Т.П. Кадровое обеспечение туристской сферы Прибайкалья: основные проблемы и пути их преодоления // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 173-184. doi: 10.18334М.6.1.39728
Вместе с тем подобная «неблагоприятная» ситуация характерна не только для Прибайкалья - аналогичные тренды присутствуют и в регионах, традиционно относящихся к наиболее популярным у туристов. В частности, Яковлева С.И. отмечает «для российской туриндустрии характерны значительное несоответствие темпов развития и даже разнонаправленность динамики развития гостевого потока и потенциала индустрии гостеприимства. Так, гостевой поток за последние 6 лет вырос почти на 40%, а номерной фонд коллективных средств размещения - только на 5%, при этом произошло сокращение обслуживающего персонала. В Центральном федеральном округе при ещё более высоком темпе роста гостей персонал сокращён на 7%» [9] (Yakovleva, 2017). В своем исследовании Яковлева С.И. демонстрирует отставание темпов роста номерного фонда и персонала туристской сферы от растущего туристского потока в Ивановской, Калужской, Новгородской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Ярославской областях, а также в городах Москва и Санкт-Петербург. При этом, по экспертным оценкам, сегодня около 70% российских специалистов сферы туризма не имеют соответствующего базового профессионального образования. В регионах России крайне недостаточно специалистов высокой квалификации, способных на достойном уровне обеспечить дальнейшее качественное развитие туризма [9] (Yakovleva, 2017). Таким образом, проблема кадрового обеспечения туристской сферы в России в настоящее время является достаточно актуальной, что требует активизации ее исследования.
Кадровые проблемы в туристской сфере нашли отражение в работах значительного числа российских и зарубежных авторов [10-18] (Ananev, Morozov, Leonova, 2012; Bayburova, 2012; Kryukova, Baranova, Konovalova, 2015; Kondratskaya, 2012; Polukhina, 2010; Andrades, Dimanche, 2017; Hannam et al., 2004; Hjalager, Andersen, 2001; Mohinder, 2012). Изучение указанных работ позволяет выделить три основные кадровые проблемы в туристской сфере:
1) проблема дефицита кадров и рекрутинга персонала;
2) высокая текучесть кадров;
3) проблема обучения, подготовки и переподготовки кадров.
В рамках данной статьи будет рассмотрена практическая сторона первой из названных проблем.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель нашего исследования состояла в верификации проблемы кадрового обеспечения в туристской сфере регионов Прибайкалья и обосновании возможных направлений ее решения.
В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:
Гипотеза 1: В туристской сфере Прибайкалья существует проблема недостатка кадров;
Гипотеза 2: Одной из причин проблемы дефицита кадров является несоответствие качеств соискателей требованиям работодателей;
Гипотеза 3: В решении проблемы дефицита кадров может помочь пенсионная реформа (повышение возрастного порога выхода на пенсию).
Исследование проводилось посредством глубинного интервью с представителями ведущих предприятий туристской сферы Иркутской области. Требования, предъявляемые к экспертам: руководитель крупного КСР (численность работников свыше 100 человек) или турфирмы, имеющий опыт работы в данной сфере не менее 5 лет. Исследование проводилось в августе-сентябре 2018 г., всего было опрошено 10 руководителей предприятий сферы туристско-рекреационных услуг, из них 4 - представители туристских предприятий и 6 - коллективных средств размещения.
По результатам опроса было выявлено, что на предприятиях туристской сферы Прибайкалья существует проблема нехватки кадров: 40% опрошенных экспертов отметили, что проблема недостатка кадров имеет место в периоды высокого сезона, 30% экспертов высказали мнение, что данная проблема носит постоянный характер, при этом 30% оценили данную проблему как незначительную.
Наиболее востребованными кадрами для коллективных средств размещения были названы работники службы приема и размещения (таково общее мнение экспертов -представителей КСР), для туристских предприятий - гиды, переводчики, экскурсоводы (так считают 100% представителей туристских фирм). Также востребованными являются работники службы питания (повара, официанты) - мнение 30% всех экспертов. Таким образом, первая из выдвинутых нами гипотез подтвердилась.
На вопрос о том, какова доля соискателей, имеющих профильное образование в туристской сфере, большая часть экспертов (90%) ответили, что таковых менее 40% среди всех соискателей вакансий. В ходе интервью было выявлено, что руководители предприятий туристской сферы достаточно низко оценивают уровень квалификации соискателей: 30% опрошенных экспертов высказали мнение, что соискатели соответствуют требованиям работодателя на 60-70%, 30% экспертов оценили соответствие в 30-40%, при этом 40% опрошенных экспертов дали очень низкую оценку - «соответствуют менее чем на 30%».
При ответе на вопрос: «Каких качеств не хватает кандидатам на вакантную должность?» экспертами были названы такие качества, как владение иностранными языками, ответственность, целеустремленность, инициативность. Также эксперты отметили, что выпускники не владеют в полной мере компетенциями, необходимыми для работы в туристской сфере, при этом имеют место завышенные самооценка и ожидания по заработной плате.
В ходе опроса нас интересовало, как работодатели оценивают уровень подготовки выпускников вузов и ссузов и существует ли разница в уровне подготовки для соответствующих должностей между выпускниками этих образовательных организаций. Экспертам предлагалось оценить специалистов со средним специальным и высшим образованием по четырехбалльной шкале: «соответствуют в полной мере», «частично соответствуют», «не соответствуют, но легкообучаемы», «не соответствуют и не поддаются обучению». Полученные оценки представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка экспертами выпускников вузов и ссузов в аспекте соответствия требованиям работодателя
Шкала оценивания Распределение оценок экспертов, в%
Выпускники вузов Выпускники ссузов
Соответствуют в полной мере 10 0
Частично соответствуют 40 40
Не соответствуют, но легко обучаемы 50 30
Не соответствуют и не поддаются обучению 0 30
Источник: составлено авторами.
Как видим, полное и частичное соответствие выпускников вузов требованиям работодателя отметили 50% экспертов, в отношении выпускников ссузов такую оценку дали 40% опрошенных. Отметим также, что 30% экспертов оценили уровень квалификации выпускников ссузов как «не соответствуют и не поддаются обучению».
Таким образом, выпускники высших учебных заведений в большей степени соответствуют требованиям работодателя по сравнению с выпускниками средних специальных учебных заведений. Вместе с тем следует отметить, что в туристской сфере работа в основном связана с низкоквалифицированным трудом, для которого не требуется квалификация бакалавра и магистра. Согласно данным сайтов по поиску работы, основная доля вакансий в сфере туризма (60%) не предполагает высокой квалификации - особенно это относится к гостиничному и ресторанному хозяйству (горничные, помощники повара, официанты, бармены). Следовательно, наблюдается парадоксальная ситуация, когда спецификации вакантной должности намного ниже требуемой квалификации соискателя. Таким образом, вторая из выдвинутых нами гипотез также подтвердилась. Выявленный диссонанс между требованиями работодателей и уровнем подготовки молодых специалистов может быть обусловлен, с одной стороны, несоответствием компетенций, формируемых соответствующими образовательными программами, с другой - недостаточной сформированностью профессиональных компетенций у выпускников.
Вместе с тем в последние годы в Прибайкалье имеет место неблагоприятный тренд - сокращение учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для туристской сферы, а также выделяемых бюджетных мест в них. Если в 2013 г. подготовка специалистов для туристской сферы осуществлялась в восьми вузах г. Иркутска, то в настоящее время таких вузов осталось только четыре, отметим, что бюджетные места на направление бакалавриата «Туризм» имеются лишь в одном из них. В ходе исследования нами были проанализированы данные о трудоустройстве выпускников Байкальского государственного университета по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (профиль «Туристский и гостиничный бизнес») за последние четыре года (табл. 3).
Таблица 3
Трудоустройство выпускников направления подготовки 43.03.02 «Туризм», профиль «Туристский и гостиничный бизнес», 2015-2018 гг.
Место трудоустройства Год выпуска Итого за 4 года
2015 2016 2017 2018
Количество выпускников, чел. чел %
Гостиница 11 14 4 8 47 24
Ресторан 8 7 10 12 37 19
Туристическая фирма 9 17 15 8 49 26
Другое 7 22 15 13 57 30
Итого: 35 60 44 41 190 100
Источник: составлено авторами.
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что только 26% выпускников трудоустраиваются в туристские компании, однако в совокупности с выпускниками, которые пошли работать в КСР и рестораны (эти предприятия традиционно относятся к туристской индустрии), их доля составляет уже 69% от общего количества выпускников направления подготовки «Туризм». Следовательно, треть молодых специалистов данного направления подготовки работают в сферах деятельности, не связанных со своим образованием.
Согласно результатам опроса, работодатели заинтересованы в молодых, активных, коммуникабельных, легко обучаемых, свободно владеющих английским и желательно китайским языками специалистах. Эти требования были озвучены опрошенными нами экспертами. Вероятной причиной невысокой привлекательности предприятий туристской индустрии для молодых соискателей вакантных должностей, по нашему мнению, является не недостаток вакансий, а низкая заработная плата. По оценкам экспертов, средняя заработная плата на предприятиях туристской сферы в регионах Прибайкалья составляет от 20 до 39 тысяч рублей (размер средней заработной платы в Прибайкалье - 37 тысяч рублей). Кроме того, занятость в сфере туризма имеет определенную специфику - сезонный характер работы, что обусловливает неравномерное распределение рабочего времени (либо неполный рабочий день в межсезонье и низкие сезоны, либо, напротив, работа сверхурочно). Вследствие этого возникает значительное число сотрудников не полностью занятых, что объективно влечет высокую текучесть кадров. Таким образом, присутствует зеркальное несоответствие - высокие требования к соискателям у работодателей на фоне сравнительно невысокого размера заработной платы и специфических условий труда (нормированный рабочий день, удлиненная рабочая неделя, отсутствие работы в низкий сезон и межсезонье).
На вопрос «Может ли пенсионная реформа помочь в решении кадровых проблем в туристской сфере?» эксперты единогласно ответили отрицательно. По мнению экспертов-работодателей, возраст старше 35 лет для претендента на вакантную должность в
туристской сфере является нежелательным, хотя этот критерий и не выступает решающим при оценке кандидатов. Таким образом, третья гипотеза не подтвердилась.
Развитие информационных технологий, влияние которых на рынок труда в сфере услуг отмечается некоторыми исследователями [19] (Pokhomchikova, Tarkhanova, 2016), также не рассматривается работодателями как способ решения кадровых проблем. На вопрос «Могут ли заменить информационные технологии труд живого человека?» 60% экспертов ответили, что частично, 40% - что не могут. Таким образом, проблема недостатка кадров в туристской сфере в ближайшем будущем будет только усиливаться.
Заключение
По результатам проведенного нами исследования можно резюмировать, что проблема дефицита кадров в туристской сфере Прибайкалья в настоящее время является актуальной, требующей пристального внимания. В качестве возможных направлений ее решения можно предложить следующее: совершенствование системы оплаты труда, введение различных форм доплат и надбавок за профессиональное мастерство, высокое качество обслуживания, развитие профессиональных компетенций; усиленная профильная подготовка и переподготовка кадров, постоянная ротация кадров; совершенствование и приведение в соответствие требованиям работодателей учебных планов по соответствующим программам обучения в образовательных учреждениях, а также увеличение количества бюджетных мест на данные программы.
ИСТОЧНИКИ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р г.
Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»
2. Рубцова Н.В. Влияние современных экономических кризисов на эффективность функционирования сферы туристско-рекреационных услуг регионов Прибайкалья // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 7 (454). - С. 1376-1390. - doi: 10.24891/re.16.7.1376.
3. Рубцова Н.В. Координация туристской сферы и ее роль в развитии туризма в ре-
гионе (на примере Прибайкалья) // Интеграционные возможности современной экономики: материалы международной научно-практической конференции. / Под научной редакцией М.А. Винокурова, И.В. Цвигун. Иркутск, 2012. - С. 265-271.
4. Рубцова Н.В. Туристский потенциал регионов Сибирского федерального округа //
Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. / Под научной редакцией Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. Иркутск, 2018. - С. 521-527.
5. Рубцова Н.В. Факторы эффективности функционирования сферы туристско-ре-
креационных услуг региона: теоретические и прикладные аспекты // Вестник
Забайкальского государственного университета. - 2018. - № 6. - С. 129-138. - doi: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-129-138.
6. Ржепка Э.А., Палкин О.Ю., Новичкова Т.Р. Туризм в Прибайкалье: географический,
экономический и образовательный аспекты // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 2. - С. 343-351. - doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).343-351.
7. Ржепка Э.А., Новичкова Т.Р., Аксанова Е.С. Современное состояние сферы туриз-
ма на Байкале // Евроазиатское сотрудничество: мат. межд. научно-практ. конф. Иркутск, 2017. - С. 215-229.
8. Солодков М.В., Борисова А.О. Конкурентоспособность Иркутской области на ми-
ровом рынке туристских услуг // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 3. - С. 95103.
9. Яковлева С.И. Оценка туристского потенциала столичных и межстоличных регио-
нов России // Псковский регионологический журнал. - 2017. - № 1 (29). - С. 48-60.
10. Ананьев А.Н., Морозов В.Ю., Леонова В.П. Кадровая политика предприятий индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 3 (30). - С. 157-167.
11. Байбурова О.Р. Кооперация бизнеса и образования в подготовке кадров для индустрии гостеприимства // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 3 (3). - С. 56-62.
12. Крюкова Е.М., Баранова Т.М., Коновалова Е.Е. Факторы развития туристской индустрии в современных условиях: проблемы подготовки квалифицированных специалистов // Социальная политика и социология. - 2015. - № 5 (112). - С. 61-70. - doi: 10.17922/2071-3665-2015-14-5-61-70.
13. Кондрацкая Т.А. Рекреационные услуги в Иркутской области // Известия Байкальского государственного университета. - 2012. - № 6. - С. 140-143.
14. Полухина А.Н. Проблемы рекрутинга персонала для организаций туризма и гостеприимства // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Экономика и управление. - 2010. - № 2-9. - С. 3-16.
15. Andrades L., Dimanche F. Destination competitiveness and tourism development in Russia: Issues and challenges // Tourism Management. - 2017. - p. 60-376. - doi: 10.1016/j.tourman.2017.05.008.
16. Hannam K., Mitsche N., Stone C., Mordue T. Tourism employability and the European Social Fund // Association for Tourism in Higher Educatio: Proceedings of the 2004 conference. UK, 2004. - p. 1-3.
17. Hjalager A.M., Andersen S. Tourism employment: contingent work or professional career? // Employee Relations. - 2001. - № 2. - p. 115-129.
18. Mohinder Ch.D. Employers' perceptions about tourism management employability skills // An International Journal of Tourism and Hospitality Research. - 2012. - № 3. -p. 359-372.
19. Похомчикова Е.О., Тарханова Е.Г. Информационные технологии в сфере обслуживания как направление инновационной деятельности (на примере индустрии гостеприимства) // Baikal Research Journal. - 2016. - № 3. - С. 14. - doi: 10.17150/2411-
6262.2016.7(3).14.
REFERENCES:
Ananev A.N., Morozov V.Yu., Leonova V.P. (2012). Kadrovaya politika predpriyatiy industrii turizma[Personnel policy of enterprises of the tourism industry]. Service in Russia and abroad. (3 (30)). 157-167. (in Russian).
Andrades L., Dimanche F. (2017). Destination competitiveness and tourism development in Russia: Issues and challenges Tourism Management. 62 60-376. doi: 10.1016/j. tourman.2017.05.008.
Bayburova O.R. (2012). Kooperatsiya biznesa i obrazovaniya v podgotovke kadrov dlya industrii gostepriimstva [Cooperation of business and education training for the hospitality industry]. Human Capital and Professional Education. (3 (3)). 56-62. (in Russian).
Hannam K., Mitsche N., Stone C., Mordue T. (2004). Tourism employability and the European Social FundAssociation for Tourism in Higher Educatio. 1-3.
Hjalager A.M., Andersen S. (2001). Tourism employment: contingent work or professional career? Employee Relations. 23 (2). 115-129.
Kondratskaya T.A. (2012). Rekreatsionnye uslugi v Irkutskoy oblasti [Recreation services in irkutsk region].Bulletin of Baikal State University. (6). 140-143. (in Russian).
Kryukova E.M., Baranova T.M., Konovalova E.E. (2015). Faktory razvitiya turistskoy industrii v sovremennyh usloviyakh: problemy podgotovki kvalifitsirovannyh spetsialistov [Factors of development of tourism industry in modern conditions: problems of preparation of qualified professionals]. Social policy and sociology. 14 (5 (112)). 61-70. (in Russian). doi: 10.17922/2071-3665-2015-14-5-61-70.
Mohinder Ch.D. (2012). Employers' perceptions about tourism management employability skills An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 23 (3). 359-372.
Pokhomchikova E.O., Tarkhanova E.G. (2016). Informatsionnye tekhnologii v sfere obsluzhivaniya kak napravlenie innovatsionnoy deyatelnosti (na primere industrii gostepriimstva) [Information technologies in services sector as a direction line of innovation activity (in the context of hospitality industry)]. Baikal Research Journal. 7 (3). 14. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).14.
Polukhina A.N. (2010). Problemy rekrutinga personala dlya organizatsiy turizma i gostepriimstva [The problems of personnel recruiting for tourism and hospitality organization]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (2-9). 3-16. (in Russian).
Rubtsova N.V. (2012). Koordinatsiya turistskoy sfery i ee rol v razvitii turizma v regione (na primere Pribaykalya) [Coordination of tourism and its role in tourism development of the Baikal region] The integration capabilities of a modern economy. 265-271. (in Russian).
Rubtsova N.V. (2018a). Faktory effektivnosti funktsionirovaniya sfery turistsko-rekreatsionnyh uslug regiona: teoreticheskie i prikladnye aspekty [Factors of the effectiveness of tourist and recreational services area of the region: theoretical and applied aspects]. Bulletin of Transbaikal State University. 24 (6). 129-138. (in Russian). doi: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-129-138.
Rubtsova N.V. (2018b). Vliyanie sovremennyh ekonomicheskikh krizisov na effektivnost funktsionirovaniya sfery turistsko-rekreatsionnyh uslug regionov Pribaykalya [The impact of modern economic crises on efficient functioning of the tourism and recreation sphere in the Baikal Area]. Regional Economics: Theory and Pactice. 16 (7 (454)). 1376-1390. (in Russian). doi: 10.24891/re.16.7.1376.
Rubtsova N.V. (2018c). Turistskiy potentsial regionov Sibirskogo federalnogo okruga [The tourist potential of the Siberian regions] To activate the intellectual and resource potential of the regions. 521-527. (in Russian).
Rzhepka E.A., Novichkova T.R., Aksanova E.S. (2017). Sovremennoe sostoyanie sfery turizma na Baykale [The modern state of tourism on Baikal] Euro-Asian cooperation. 215-229. (in Russian).
Rzhepka E.A., Palkin O.Yu., Novichkova T.R. (2015). Turizm v Pribaykale: geograficheskiy, ekonomicheskiy i obrazovatelnyy aspekty [Tourism in the Baikal region: geographical, economic and educational aspects]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). 25 (2). 343-351. (in Russian). doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).343-351.
Solodkov M.V., Borisova A.O. (2016). Konkurentosposobnost Irkutskoy oblasti na mirovom rynke turistskikh uslug [The competitiveness of the Irkutsk region in the world tourism market]. Bulletin of Baltic Federal University. Kant. Series: Humanities and social Sciences. (3). 95-103. (in Russian).
Yakovleva S.I. (2017). Otsenka turistskogo potentsiala stolichnyh i mezhstolichnyh regionov Rossii [Assessment of tourism potential in metropolitan regions and regions between the russian capitals]. Pskov Regionological Journal. (1 (29)). 48-60. (in Russian).