Научная статья на тему 'Подготовка кадров для гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации: системный подход'

Подготовка кадров для гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации: системный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1275
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ВЕДУЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КЛАССИФИКАЦИИ ВУЗОВ / HOTEL AND TOURISM BUSINESS / LEADING UNIVERSITIES / TRAINING / UNIVERSITY CLASSIFYCATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

В статье раскрываются особенности подготовки кадров для отечественного гостиничного и туристического бизнеса. На основе системного подхода рассматриваются классификации вузов, ведущих подготовку специалистов в гостиничной и туристической сфере. Исследуются проблемы высшего образования в данном направлении.The article reveals the features of personnel training for the domestic hotel and tourism business. The classification of universities that train specialists in the hotel and tourism sector is considered on the basis of a systematic approach. The problems of higher education in this direction are investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации: системный подход»

М. В. Переверзев

УДК 378

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Сстиничный и туристический бизнес во всем мире является одними из самых древ-них исторических феноменов. Первые тавер-ны и хоспитеумы появились в Древней Гре-ции и в Древнем Риме примерно две тысячи лет назад. Они представляли бродячим арти-стам, менестрелям, купцам, свободным ху-дожникам и философам приют, питание и ноч-лег. В римском законодательстве предусмат-ривался особый учет проживающих и ответ-ственность таких заведений за вещи гостей. Изменения условий жизни при рабовладель-ческом строе обусловили сокращение мобиль-ности людей, активности в передвижении из одной страны в другую. И только в раннем средневековье количество путешественников-пилигримов, подмастерьев и их учеников на-чало расти, и это способствовало развитию разнообразных форм бесплатного жилища при монастырях и церквях, которые давали воз-можность паломникам отдохнуть и отправить-ся в дальнейший путь. Значительное измене-ние гостиничного дела в Европе происходи-ло с VШ-IX веков, после того, как Карл Вели-кий издал эдикт, которым обязал монастыри

и церкви содержать «госпиции» - дома, которые представляли путникам и паломникам ночлег, питание, отдых, а иногда и лечебные процедуры. Такие учреждения приобрели распространение в Швейцарии, которые впоследствии формировали будущие мировые тра-диции гостеприимства.

В XIII-XVI веках в связи с развитием торговли и ремесел, оживлением экономических

связей стран Европы появились частные гостиницы, которые представляли постояльцам отдельные комнаты, благоустроенное жилище, пищу, определенный комфорт и дружелюбную атмосферу. В этот период была осуществлена первая попытка классификации гос-тиниц. Так, например, в Берлине с населением 130 тыс. человек функционировало 9 пос-тоянных дворов I класса, из которых два на-зывались отелями, 10 заезжих дворов II клас-са и 13 постоялых дворов III класса.

С середины XIX века гостиничный бизнес начал развиваться в США и Европе (Швейцария, Германия, Франция) на основе старинных гостиничных домов, специально построенных отелей, государственных особняков. В этот же период стремительно начинает развитие и туризм как отрасль экономики. Это было связано с появлением железных дорог, пароходства и автомобильной отрасли, которые были направлены на создание спальных вагонов, вагонов-ресторанов, благоустроенных стоянок для транспорта в гостиницах. Создава-лась сеть отелей с высоким уровнем обслу-живания в номерах-люксах, ресторанах и пред-лагающих проживающим туристические ус-луги. Так, например, в 1861 году гостиница «Морис» в Париже имела 700 номеров с во-дой, лифт, ресторан на 1 500 мест. Наряду с созданием высококлассных отелей с роскош-ными ресторанами начинает действовать сис-тема ночных развлечений: ночные клубы, ка-баре, казино. С этого периода в европейских странах и США гостиничный и туристичес-кий бизнес приобретает важнейшую состав-ляющую экономического роста и благополу-чия граждан.

На Руси в конце XI - начале XII веков появились постоялые дворы - «ямы», в которых отдыхали гонцы и меняли лошадей. Они располагались один от другого на расстоянии конного перехода. Позже, в XV веке, создаются почтовые станции, которыми ведал Ямский приказ. В этот период строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы, в которых путешественникам можно было отдохнуть, поменять лошадей, совершить коммерческие операции. Только с XIX века

гостиничный бизнес в России начал развивался параллельно с европейской традицией. В этот период строительство гостиных дворов осуществлялось по национальному признаку: в Москве - «аглицкий», «свейский», «греческий», «армянский»; в Нижнем Новгороде -«немецкий», «голландский», являющиеся по сути центрами торговли и коммерции. В связи с увеличением населения в больших городах и расширением торговых связей открывались новые гостиницы. Так, в 1818 году в Москве предлагали услуги 7 гостиниц, а в 1900 году в Петербурге функционировало 325 гостиниц. В 1910 году в России уже насчитывалось 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров. Наиболее известным гостиничным предприятием России являлся «Слоновый двор», возникший в 1851 году как увеселительное заведение с казино и маскарадами по заказу графа Якова Эссен-Стен-бок-Фермора. Впоследствии «Слоновый двор» был реорганизован в гостиницу «Знаменская», затем «Северная» («Большая Северная»), а в послереволюционные годы - «Октябрьская», функционирующая до настоящего времени. Одной из первых отечественных каменных гостиниц является «Европейская», построенная в 1873-1875 гг. на основе старых петербургских домов по проекту архитектора Фонтана.

Говоря о становлении туристической отрасли в России, необходимо подчеркнуть, что этот процесс происходил достаточно сложно и неоднозначно. Только с 80-90 гг. XX столетия на основе сложившейся ранее экскурсионной системы появились крупные туристические государственные организации («Интурист», «Спутник»), занимающиеся туризмом по стране, а позднее - выездным туризмом. Тогда в России начала развиваться система подготовки кадров для сферы туризма. Основной базой обучения будущих специалистов туристической и ресторанной сферы явились средние специальные учебные заведения - профессионально-технические училища, а позднее колледжи. Единственным спе-цальным высшим учебным заведением в области туризма в тот период являлась Высшая

школа профсоюзного движения при ВЦСПС. Специалисты, получившие иное образование и успешно работающие в туристических предприятиях, повышали квалификацию при «Интуристе», «Спутнике», а также институтах ВЦСПС, организующих кратковременные курсы переподготовки кадров туристической сферы.

Гостиничная и туристическая сферы являются стремительно развивающейся отраслью экономики и представляют собой системный процесс, в основе которого лежат наука, образование, культура и искусство. Развитие этой сферы невозможно без подготовки соответствующих кадров. В 1996 году был принят Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации и Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». В соответствии с этими документами возникла необходимость формирования общегосударственной системы подготовки специалистов, главной функцией которой стало государственное регулирование и реализация политики в сфере туризма. Стремительное развитие системы туристической сферы обусловило возникновение и увеличение среднеспециаль-ных и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в сфере туристической деятельности. Так, если в 1996 году в справочнике «Образование в туризме» [1] была информация о 43 вузах, колледжах, техникумах и лицеях, в которых осуществлялась обучение будущих профессионалов в области туризма, то в 2019 году в стране функционирует более 220 учебных заведений: университетов, институтов, колледжей экономического или гуманитарного направления, студенты которых в основном обучаются на коммерческой основе. В средних профессиональных и высших учебных заведениях готовятся младшие специалисты, бакалавры и магистры по широкому спектру специальностей. В средних профессиональных учебных заведениях в настоящее время ведется подготовка специалистов узкого профиля для туристических фирм, гостиничного и ресторанного бизнеса - горничных, официантов, орга-

низаторов социально-культурной работы. Выпускники университетов и институтов готовятся к широкому спектру видов профессиональной работе - проектной, производствен-но-технологической, организационно-управ-

ленческой, сервисной и научно-исследовательской деятельности. Бакалавры и магист-ры готовятся к управленческой деятельности: операторско-агентской, гостиничной, ресторанной и экскурсионной, связанной с решением всех вопросов размещения, транспортного обслуживания, общественного питания и развлечения, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и другого назначения [2].

Несколько высших учебных заведений Российской Федерации претендуют на звание первого и самого значительного вуза в деле подготовки специалистов гостиничного и ту-ристического бизнеса.

Одним из ведущих вузов, предлагающих широкий спектр специализаций в сфере гостиничного и туристического бизнеса, являет-ся Российская международная академия ту-ризма (РМАТ), основанная в 1969 году, - ве-дущий образовательный и научный центр в сфере профессионального гостиничного и туристского образования. В структуру вуза входят:

- Институт менеджмента туризма, реализующий бакалаврские и магистерские программы по специальностям: менеджмент организации, юриспруденция, туризм, управление персоналом, маркетинг, прикладная информатика, дизайн архитектурной среды, технология продуктов общественного питания, технология и практика межкультурных коммуникаций, педагогика и психология;

- Институт довузовского образования, пред-лагающий для поступающих в вуз програм-мы специального профессионального образо-вания;

- Институт дополнительного профессионального образования, представляющий программы для работающих специалистов в гостиничной и туристической сферах;

- аспирантура - послевузовское профессиональное образование для тех, кто решил посвятить себя исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Факультеты менеджмента туризма, магистерской подготовки и аспирантуры представляют возможность обучающимся получить дипломы от бакалаврского уровня до докторской степени. Программы вуза сертифицированы в соответствии со стандартами качества ISO 9001:2008. Вуз является членом Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (EURHODIP), участником сети UNITWIN ЮНЕСКО и Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО). Учебные программы для студентов включают обязательные ста-жировки и производственные практики от шести месяцев до одного года в Турции, Ис-пании, Греции. Вуз включает систему непре-рывного образования в сфере туризма и госте-приимства -подготовительные курсы, между-народные программы совместно с итальян-скими, французскими и финскими универси-тетами, второе высшее образование и курсы повышения квалификации в туристской сфе-ре, профессиональную переподготовку сотрудников и дистанционное обучение, а также обучение в аспирантуре.

Известным вузом является основанный в 1993 году Международный институт гостиничного менеджмента и туризма (МИГМТ), учрежденный Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики. Ученые и специалисты-практики гостиничной и туристической индустрии являются авторами современной модели подготовки кадров в области туризма и гостиничного хозяйства. Студенты вуза, обучающиеся на дневной и заочной форме, осваивают программы менеджмента в гостиничном хозяйстве и информационные технологии в туризме и гостиничной сфере. С целью практической подготовки специалистов в вузе организованы учебно-тренировочные фирмы -«Турагентство» и «Гостиница». Программа "Master in Tourism and Hotel Management" сертифицирована Всемирной Туристической Организацией (UNWTo). МИГМТ активно сотрудничает с зарубежными организациями, ведущими турфирмами и гостиницами, являясь членом Делового Совета Всемирной Туристской Организации, Российского Союза

bjlytmtMamaAHNe /к(ук а

туриндустрии и Ассоциации «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса».

Ведущим высшим учебным заведением страны является основанный в 1995 году Институт туризма и развития рынка Государственного университета управления (ГУУ). Институт определен базовым вузом по разработке стратегии и стандартов подготовки кадров в сфере гостиничного и туристиче-ского бизнеса. В 1997 году университет при-нял первых студентов дневного и заочного обучения по специальности «Менеджмент»

(специализация «Гостиничный и туристиче-ский бизнес»). На протяжении последних лет вуз успешно реализует сетевую Междуна-родную учебную программу, позволяющую

выпускникам-менеджерам получать три диплома - ГУУ, Кипрского института менеджмента туризма и гостеприимства в Никосии и Борнмутского университета (Великобритания).

Московская международная высшая школа бизнеса (Институт) (МИРБИС), основанная в 1988 году, представляет собой многофункциональный научно-образовательный и производственный комплекс, программы которого базируются на принципах интеграции науки, образования и бизнеса. В состав вуза входит центр трудоустройства и развития карьеры. Институт разрабатывает и реали-зует современные программы бизнес-обра-зования: МВА, EMBA, DBA, Школа моло-дых предпринимателей, краткосрочные корпоративные бизнес-курсы. В вузе осуществляется подготовка специалистов по двум программам «Менеджмент туризма и гостеприимства» и «Гостиничный, ресторанный и туристический бизнес» совместно со школой Университета Нортамбрия (Великобритания). Выпускники, освоившие последнюю программу, получают три диплома: государствен-ный диплом специалиста, диплом магистра Northumbria University и британского Института коммерческого менеджмента (ICM) -ведущего международного экзаменационно-го центра.

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) Московского государственного университета сервиса и туризма

(ФГОУ ВПО «РГУТиС») основан в 1996 году. Вуз является одним из образовательно-методических центров подготовки бакалавров дневной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлениям: «Туризм», «Менеджмент», «Гостиничное дело», «Экономика». В структуру Института входят кафедры организации и технологии в гостиничном бизнесе, менеджмента на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства, экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства, лингвистического обеспечения туристической деятельности. На базе Института успешно функционирует аналитический центр сферы туризма и гостеприимства, который разрабатывает научные проекты, методическое обеспечение и новые технологии организации обслуживания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах; формируют компетенции, связанные со спецификой отечественного и зарубежного туризма для слушателей повышения квалификации сотрудников гостиничного и туристического бизнеса.

Известным в стране является Институт гостиничного бизнеса и туризма Российского университета дружбы народов (ИГБиТ РУДН), созданный в 1997 году и являющийся структурным подразделением (факультетом), в котором обучается более 500 студентов из них 15 % из 20 зарубежных стран. Институт - член Международной ассоциации по подготовке кадров гостиничного бизнеса и туризма (AMFORHT, Франция), Ассоциа-ции школ гостиничного бизнеса и общест-венного питания в Европе (EURHODIP, Бель-гия), Европейской ассоциации школ гости-ничного бизнеса и туризма (AEHT, Люксем-бург), а также сотрудничает с Ассоциацией медицинского туризма России (Russian Healthcare Travel Council (RHTC). Вуз является членом Всемирной туристической организации (UNWTO, Испания), членом Евразийского содружества специалистов туриндустрии (ECOT, Россия). В Институте студентам предлагают-ся бакалаврские и магистерские программы: гостиничный сервис, менеджмент предприя-тий туриндустрии, разработка туристических

проектов. В Институте создана полифункциональная среда: за годы обучения студенты могут освоить несколько языков, среди которых английский, испанский, немецкий итальянский, китайский, арабский. В этом помогают студенты из других стран, которые обучаются вместе с российскими студентами. Во время обучения студенты проходят стажировку в США, Новой Зеландии, Турции, Китае. Среди международных партнеров по реализации образовательных и научных программ - Колледж туризма и гостиничного менеджмента (Кипр), Институт Votel (Франция), Институт Cesar Ritz (США). В Институте реализуются программы двойных дипломов с вузами зарубежных стран, среди которых Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Евразийский национальный университет, Ереванский государственный университет, Севильский университет, Ва-ленсийский технологический университет, Бизнес-школа Пекинского университета. Освоившие сетевые учебные программы получают двойные дипломы - ИГБиТ РУДН и вуза-партнера.

Институт гостеприимства (г. Сочи), созданный в 1989 году, - ведущее структур-ное подразделение (факультет) в структуре Сочинского государственного университета. На факультете обучается более 700 студентов по очной и заочной формам обучения. На сегодняшний день факультет на очной, заоч-ной и очно-заочной формах обучения осу-ществляет подготовку бакалавров по следую-щим направлениям: «Туризм» (профиль «Технология и организация туристского обслуживания»), Гостиничное дело» (профили «Гостиничная деятельность», «Ресторанная деятельность», «Санаторно-курортная деятельность», «Международные гостиничные технологии», «Технология продукции и организация общественного питания» (профиль «Технология и организация продукции общественного питания»). В институте также реализуется подготовка магистров по направлениям: «Сервис» (программа «Технология и организация инженерного сервиса»), «Ту-ризм» (программы «Внутренний и въездной

туризм», «Организация и технологии деятельности предприятий туризма и гостеприимства»), «Гостиничное дело» (программа «Стратегическое развитие предприятий гостиничной индустрии»). В 2018 году в вузе введены новые программы обучения: сетевая программа совместно с Южным федеральным университетом, где студенты обучаются по единым учебным планам, и программа двойных дипломов по гостиничному делу совместно с французским бизнес-институтом Уа1е1 - единственная программа двойных дипломов на юге России. Особенностями программы являются дуальная система обучения, включающая теоретические занятия, чередующие с практической недельной работой в лучших отелях Сочи и Красной Поляны, обязательные летние стажировки за границей, а также углубленное изучение иностранных языков на протяжении всего периода обучения в вузе. Сетевая программа «Марко Поло» позволяет лучшим студентам в течении одного года пройти стажировку за границей в любом из 50 кампусов Vatel и в дальнейшем продолжить обучение в аспирантуре по направлению «Рекреация и туризм».

Академия туризма и гостиничного менеджмента «Московская академия образования Натальи Нестеровой» (НЧОУ ВПО «Академия Натальи Нестеровой») основана в 1994 году и представляет собой негосударственное образовательное учреждение выс-шего профессионального образования. В струк-туру вуза входят частная школа, хореогра-фическое училище, институт благородных де-виц, академия иностранных языков и ака-демия Натальи Нестеровой, 20 факультетов, в том числе факультет туризма и гостиничного хозяйства. Среди направлений подготовки специалистов одним из главных является сфера обслуживания (менеджмент, туризм, гостиничное дело). В Академии реализуются 13 магистерских программ, программы второго выс-шего образования, программы по 14 научным специальностям в аспирантуре, а также профессиональные курсы.

Как отмечалось, в Российской Федерации система высшего образования в сфере

¿¡¿у^тшамалные /к(ук а

туристическои и гостиничнои деятельности включает более 220 организации среднего профессионального и высшего образования. Система высшего образования страны в области гостиничного и туристического бизнеса представлена несколькими типами вузов:

- столичные, находящиеся под патрона-том Президента РФ;

- федеральные, находящиеся во введении Правительства Российской Федерации;

- федеральные, которые находятся во вве-дении Министерства высшего образования и науки РФ

Кроме десяти федеральных университетов существуют ведущие университеты Российской Федерации, в которых ведется подготовка специалистов в сфере гостиничного и туристического бизнеса, сгруппированные по географическому принципу - в крупных городах страны. Эти университеты представлены в таблице 3.

Кроме представленного перечня университетов РФ, реализующих программы подготовки специалистов в области гостинично-го и туристического бизнеса, существует классификация, включающая следующие вузы:

- университеты международных мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Воронеж, Пермь), представляющих политические, экономические и культурные центры с населением свыше одного миллиона человек. В этих городах функционируют современные многопрофильные университеты, где можно получить практически любую специальность;

- университеты южных городов (университеты Сочи, Краснодара, Ялты), которые расположены в курортных городах, предлагаю-щие прекрасные условия для учебы, туризма

и отдыха. Так, Сочи, Краснодар и Ялта привлекают студентов прекрасным климатом, морем, горами и растительностью;

- университеты в северных городах и Поволжья (Якутск, Красноярск, Омск, Новосибирск, Тюмень, Саратов). Уровень жизни в этих городах гораздо выше, чем в целом по стра-не, а большое количество студентов имеют возможность практической подготовки в го-родах проживания;

- университеты исторических городов (Нижний Новгород, Волгоград, Севастополь), которые представляют бывшие политические, экономические и культурные центры России. Здесь студенты знакомятся с тысячелетней историей и погружаются в культурную атмосферу страны;

- университеты прибрежных городов (Архангельск, Владивосток), которые находятся прямо на побережье, имеют хорошую экологию и удобное транспортное сообщение с другими городами страны.

И, наконец, вузы в России имеют еще одну классификацию и делятся на технические и гуманитарные. В технических и технологических высших учебных заведениях представлены факультеты технических и естественных наук. Например, к таким можно отнести Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Московский государственный университет путей сообще-ния Императора Николая II (МИИТ), Санкт-Петербургский государственный универси-тет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМФР) и др. К гуманитарным заведениям относятся такие ву-зы, как Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД), Санкт-Петербургский

государственный эко-номический университет (СПбГЭУ), Российс-кий государственный социальный универси-тет (РГСУ), Челябинский государственный институт культуры (ЧГИК). Чтобы не было проблем с нехваткой квалифицированных кадров для гостиничного и туристического бизнеса, в сфере высшего образования в Рос-сийской Федерации делается акцент на спе-циальностях, связанных с финансами, новы-ми технологиями, легкой и аграрной про-мышленностью. На данный момент в таких вузах открываются востребованные специаль-ности, к каким и относится гостиничный и туристический бизнес.

Таблица 1

Столичные университеты, находящиеся во введении Президента Российской Федерации

Вуз, год создания, количество студентов Структурные подразделения Направления подготовки, специальности Уровень подготовки, форма обучения Стоимость обучения (в рублях)

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ им. М. В. Ломоносова), 1755 г., более 30 000 студентов Географический факультет 43.03.02 - Туризм бакалавр, очная, 4 года 350 000

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 1724 г., около 22 000 студентов Институт наук о Земле, Институт истории 43.03.02 - Туризм бакалавр, очная, 4 года 200 100

Таблица 2

Федеральные университеты, находящимися во введении Правительства Российской Федерации

Вуз, год создания, количество студентов Структурные подразделения Направления подготовки, программы Уровень подготовки, форма обучения Стоимость обучения

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ), 1947 г. (2010 г.), более 7 500 студентов, из них более 650 иностранных студентов Институт рекреации, туризма и физической культуры 43.03.0 3 -Гостиничное дело: гостиничная деятельность бакалавр, очная, 4 года магистр, 2 года, очная От 124 000 до 133 000

43.03.02 - Туризм: технологии и организация внутреннего и международного туризма магистр, заочная 2 года 70 000

Дальневосточный федеральный университет,1899 г. (2010 г.), 23 000 студентов Институт экономики и менеджмента 43.03.03 - Гостиничное дело: административ-но-референтский и имиджмейкерский сервис, технология и организация гостиничной деятельности бакалавр, 4 года, очная 155 000

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 1804 г., (2010 г.), около 30 000 студентов Институт управления, экономики и финансов, кафедры сервиса культурного наследия и туризма, кафедра сервиса и туризма, кафедра физической и экономической географии 43.03.02 - Туризм, направления: «Туризм», «Международный туризм», и «Гостиничное дело» (профиль «Технологии и организация туроператорских и ту-рагентских услуг») бакалавр, 4 года от 57 600 до 102 390

Таврическая академия, факультет географии, геоэкологии и туризма 43.03.02, 43.03.03 -Туризм, направление «Организация туристической деятельности», специализации: «Международный туризм, туроператорская и турагент-ская деятельность», «Технология и организация туристско-экскурсионных бакалавр, 4 года, специалист, 1 год магистр, 2 года очное, 110 000 заочное, 47 880

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 1918 г. (2014 г.), около 33 000 студентов Институт экономики и управления, кафедра менеджмента и муниципального управления 43.03.03. - Гостиничное дело (профили: «Гостиничное дело», «Ресторанная деятельность») бакалавр, 4 года очное, 97 800

Гуманитарно-педагогическая академия в г. Ялте, Институт эконо- 43.03.02. - Туризм (профиль «Технология и организация гостиничных услуг») бакалавр, 4 года очное, 110 000 заочное, 47 800

мики и управления, кафедра менеджмента и туристического бизнеса 38.03.02 - Менеджмент (профиль «Менеджмент гостиничной, курортной и туристической деятельности») бакалавр, 4 года магистр, 2 года очное, 140 000

Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносо-ва (САФУ), 2010, более 14 000 студентов, из них 1 000 иностранцев из 50 стран Высшая школа экономики, управления и права в г. Архангельске 43.03.02 - Туризм (профиль «Экономика и маркетинговое управление в туризме») бакалавр, 5 лет очно-заочное, 85 240

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ), 1956 г. (2010 г.), около 19 000 студентов Филологический факультет в Якутске 43.03.02 - Сервис и туризм (профиль «Технология и организация туроператорских и туристических услуг») бакалавр, 4 года очное, очно-заочное, 215 000

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), (г. Ставрополь), 1930 г., (2012 г.), более 25 000 студентов Институт математики и естественных наук в Ставрополе 43.03.02 - Туризм (профили: «Внутренний и международный туризм», «Управление туристическим бизнесом») бакалавр, 4 года очное, очно-заочное, 70 000

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), 2006 г., более 31 000 студентов Институт физической культуры, спота и туризма, кафедры менеджмента физической культуры и туризма Торгово-экономический институт 43.03.02 - Туризм (профиль «Туризм») 49.03.03 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм бакалавр, 4 года очное, 141 018

Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону, 1915 г. (2006 г.), около 30 000 студентов Высшая школа бизнеса; кафедры бизнеса в сфере гостеприимства, технологии управления и индустрии туризма, туризма 43.03.03 - Гостиничное дело (профиль «Ресторанная деятельность») 43.03.02 - Туризм 43.03.03 - Гостиничное дело 43.03.03. - Туризм(профиль «Организация и технологии деятельности предприятий гостеприимства»); 43.04.03 -Гостинично-туристический бизнес бакалавр, 4 года магистр, 1-2 года Очное, 88 000 заочное, 37 000

Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ),(г. Екатеринбург), 1931 г. (2010 г.), 57 000 студентов Институт гуманитарных наук и искусств Уральский гуманитарный институт; Институт физической культуры и молодежной политики 43.03.02 - Туризм (профиль «Социально-культурный сервис и туризм») 43.03.03 - Гостиничное дело бакалавр, 4 года очное, 138 700 заочное, 63 600 очное, 159 000

Таблица 3

Университеты, систематизированные по крупным городам

Города РФ

Университеты

Москва (20 вузов)

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Российский университет дружбы народов (РУДН). Институт гостиничного

бизнеса и туризма. 43.03.03 - Гостиничное дело

Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Российский экономический университет им. Г. В. Плехан

Факультет гостинично-ресторанной, туристической спортивной индустрии; кафедра индуствии костеприимс туризма и спорта 43.03.03 - Гостиничное дело (профиль «Гостиничная деятельность»)

ова;

¿¡¿у^тшамалные /к(ук а

Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) 43.03.03 - Гостиничное дело

РГГУ - Российский государственный гуманитарный университет; Историко-архивный институт; факультет истории, политологии и права; кафедра современного туризма и гостеприимства 43.03.03 - Гостиничное дело (профиль «Гостиничная деятельность»)

Российский государственный социальный университет РГСУ 43.03.03 - Гостиничное дело

Российский новый университет (РосНОУ); факультет бизнес-технологий 43.03.03 - Гостиничное дело

Государственный университет управления(ГУУ); Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций; каедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма 43.03.03 - Гостиничное дело

Академия социального управления 43.03.03 - Гостиничное дело

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) 43.03.03 - Гостиничное дело

Московский гуманитарный университет (МосГУ); факультет. Международных отношений и туризма; кафедра туризма и гостиничного дела 43.03.03 - Гостиничное дело (профиль «Гостиничный сервис»)

Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича (МГИИТ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Московская гуманитарно-техническая академия (МГТА) 43.03.03 - Гостиничное дело

Московский информационно-технологический университет (Московский архитектурно-строительный институт) (МИТУ МАСИ); гуманитарный факультет 43.03.03 - Гостиничное дело

Академия труда и социальных отношений (АТиСО) 43.03.03 - Гостиничное дело

Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой (МГИ им. Е. Р. Дашковой) 43.03.03 - Гостиничное дело

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) 43.03.03 - Гостиничное дело

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт туризма и гостеприимства (филиал РГУТиС - Российского государственного университета туризма и сервиса) (ИТиГ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС) 43.03.03 - Гостиничное дело

Санкт-Петербург (5 вузов) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Гуманитарный факультет, кафедра рекламы и современных комуникаций 43.03.03 - Гостиничное дело (профиль «Организация гостиничных услуг»)

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Балтийская академия туризма и предпринимательства (БАТиП) 43.03.03 - Гостиничное дело

Казань (8 вузов) Казанский (Приволжский) федеральный университет 43.03.02 - Туризм (профиль «Технологии и организация туроператорских и турагентских услуг») 43.93.03 - Гостиничное дело (профиль «Гостиничная деятельность»)

Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ) 43.03.02 - Туризм (профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»); 43.03.03 - Гостиничное дело

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ПГАФКСиТ); факультет сервиса и туризма; кафедра сервиса и туризма; 43.03.02 - Туризм; 43.03.03 - Гостиничное дело (профиль «Гостиничная деятельность»)

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирязева (КИУ) (ИЭУП) 43.03.02 - Туризм; 43.93.03 - Гостиничное дело

Казанский государственный институт культуры (КазГИК) 43.03.02 - Туризм (профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»)

Казанский кооперативный институт - филиал Российского университета кооперации (ККИ РУК) 43.03.02 - Туризм, бакалавр;

43.03.03 - Гостиничное дело

Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань) 43.03.03 - Гостиничное дело

Российский университет кооперации (филиал в г. Казань) 43.03.03 - Гостиничное дело (профиль «Гостиничный бизнес и сервис»)

Екатеринбург (8 вузов) Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (УрФУ) 43.03.02 - Туризм (профиль «Социально-культурный сервис и туризм»); 43.03.03 - Гостиничное дело.

Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) 43.03.02 - Туризм

Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ-СИНХ) 43.03.02 - Туризм; 43.03.03 - Гостиничное дело

Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ) 43.03.02 - Туризм

Уральский государственный аграрный университет (УГАУ) 43.03.02 - Туризм

Гуманитарный университет (ГУ) 43.03.02 - Туризм; 43.03.03 - Гостиничное дело

Академия туризма и международных отношений (АТиМО) 43.03.02 - Туризм; 43.03.03 - Гостиничное дело

Уральский институт экономики (филиал СПбУУиЭ - Санкт-Петербургского университета управления и экономики) 43.03.02 - Туризм

Уфа (3 вуза) Уфимский государственный нефтяной (УГНТУ) технический университет Институт экономики и сервис 43.03.03 - Гостиничное дело (профили «Гостиничная деятельность»; «Ресторанная деятельность»)

Уфимский государственный университет (УГУЭС) экономики и сервиса 43.03.03 - Гостиничное дело

Башкирский институт социальных технологий (БИСТ) филиал АТиСО (Академии труда и социальных отношений) 43.03.03 - Гостиничное дело

Ростов-на-Дону (3 вуза) Южный федеральный университет (ЮФУ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Донской государственный технический университет (ДГТУ) 43.03.03 - Гостиничное дело

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) 43.03.03 - Гостиничное дело

В РФ существует деление университетов

на однопрофильные и многопрофильные. В учебных заведениях однопрофильного типа обучают гуманитарным и естественным наукам. Выпускники этих учебных заведений -дипломированные специалисты в различных отраслях. В однопрофильных университетах, как правило, студенты обучаются по нескольким направлениям, актуальным для данного региона. К таким вузам относятся Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Российский государственный университет турима и сервиса (РГУТиС), Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). Многопрофильные отечественные вузы представляют собой высокотехнологичные многофункциональные образовательно-производственные и научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями, в которых обучается достаточно большое количество студентов. Такие универси -теты объединяют учебные (институты, школы, колледжи, факультеты, кафедры) и производственные базы (центры, проблемные лаборатории). К таким вузам относятся Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ), Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ). Для чтения лекций в ведущие многопрофильные университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира. В вузах работают коллективы преподавателей-исследователей в области государственного строительства, науки, образования, культуры и здравоохранения, которые представляют интеллектуальную элиту общества. Вне зависимости от общего количества направлений обучения студентов во многих перечисленных вузах осуществляется подготовка специалистов по специальностям: 43.03.02 - «Туризм» и 43.03.03 - «Гостиничное дело».

Специалисты гостиничного и туристического бизнеса [3; 4; 5] отмечают несколько принципиальных различий между отечественной и зарубежной системами образования в этой сфере. Так, если в РФ подготовка кадров для туризма и гостиниц обычно не разделена, то в Европе персонал для туристических предприятий и персонал для гостиниц и предприятий общественного питания готовят по различным программам и зачастую разные учебные заведения. При этом по данным Всемирной туристической организации сегодня 90 % вакансий приходит именно из гостиничной индустрии и только 10 % - от туристических компаний.

В России практически все учебное время отводится на изучение теории, в то время как в европейской традиции примерно 60 % учебных часов отводится теории и 40 % -практике. Соответственно, продолжительность стажировки российских студентов незначительна, а их европейские коллеги на каждом году обучения проводят 4-5 месяцев на производственной практике. Первые годы обучения в европейских гостиничных школах посвящены практическому знакомству с индустрией гостеприимства, к изучению менеджмента студенты приступают только на старших курсах, когда уже знают работу гостиниц изнутри. В России же центральное место в учебных программах занимают общеобразовательные предметы, а специализация начинается только на последних двух курсах обучения.

Таким образом, основными проблемами, связанными с подготовкой специалистов в сфере гостиничного и туристического бизнеса, являются:

- отсутствие мониторинга потребностей гостиничных и туристических предприятий в регионах и в РФ: в стране не функционирует рынок образовательных услуг в гостиничной и туристической сфере;

- разработка, обоснование, практическая апробация и принятие образовательных стандартов, отвечающих потребностям гостиничной и туристической отраслей;

- существующие учебные программы не в полной мере отвечают запросам гостинич-

ных и туристических предприятии ввиду их теоретической составляющей и отсутствия содержательно-практической направленности на производственную деятельность;

- учебные программы имеют узконаправленные специализации, не отвечающие требованиям интегративной полифункциональной деятельности специалистов. Выпускники вузов гостинично-туристической направленности должны приступить к выполнению полифункциональных обязанностей сразу после окончания обучения в связи с потребностями предприятий;

- профессорско-преподавательский состав отечественных вузов не имеет достаточной квалификации ввиду отсутствия опыта прак-тической работы в гостиничной и туристи-ческой сфере;

- недостаточно функционирует система повышения квалификации работников туристического и гостиничного бизнеса высшего и среднего звена, в процессе которого совершенствуются их профессиональные компетенции. Повышение квалификации должно предусматривать непрерывное обучение персонала без отрыва от производства, включающее тренинг с учетом условий производства

и рынка труда;

- отсутствует возможность зарубежной стажировки специалистов гостинично-турис-тической сферы как во время учебы, так и после завершения обучения в вузе.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности подготовки кадров для отечественного гостиничного и туристического бизнеса. На основе системного подхода рассматриваются классификации вузов, ведущих подготовку специалистов в гостиничной и туристической сфере. Исследуются проблемы высшего образования в данном направлении.

Ключевые слова: гостиничный и туристический бизнес, ведущие университеты, подготовка кадров, классификации вузов.

SUMMARY

The article reveals the features of personnel training for the domestic hotel and tourism business. The classification of universities that train specialists in the hotel and tourism sector is considered on the basis of a systematic approach.

The problems of higher education in this direction are investigated.

Key words: hotel and tourism business, lea-ding universities, training, University classifyca-tions.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левина М. А. Подготовка кадров для туристического бизнеса // Современные проблемы науки и образования. - М., 2006. -

№ 1. - С. 63-64.

2. Полевая М. В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма: автореф. дисс. ... д-ра эконом. наук. - М., 2011. - 47 с.

3. Байбурова О. Р. Кооперация бизнеса и образования в подготовке кадров для инду-стрии гостеприимства // Человеческий капи-тал и профессиональное образование. - № 3 (30). - 2012. - С. 56-62.

4.Кроленко Л. А. Анализ проблем в сфере подготовки кадров для индустрии туризма // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. - М., 2011. -№ 2 (27). - С. 158-162.

5. Тимохина Т. Л. Технологическая под-готовка студентов туристического вуза в области гостиничного сервиса: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 212 с.

Ш)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.