Научная статья на тему 'Заинтересованность абитуриентов вуза физической культуры в обучении по направлениям подготовки укрупнённой группы «Сервис и туризм»'

Заинтересованность абитуриентов вуза физической культуры в обучении по направлениям подготовки укрупнённой группы «Сервис и туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ПРОФИЛЬ / СЕРВИС И ТУРИЗМ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / АБИТУРИЕНТ / ОПРОС / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / МОТИВАЦИЯ / INSTITUTE OF TOURISM / TRAINING PROGRAM / PROFILE / SERVICE AND TOURISM / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / APPLICANT / SURVEY / OCCUPATIONAL GUIDANCE FOR PROSPECTIVE STUDENTS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Евгений Александрович

Статья посвящена анализу заинтересованности абитуриентов в обучении по непрофильным для вуза физической культуры направлениям подготовки укрупнённой группы «Сервис и туризм». Автором рассматриваются результаты трехлетнего опроса абитуриентов, поступающих в институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса на направления подготовки укрупнённых групп «Сервис и туризм» и «Физическая культура и спорт» по следующим вопросам: направления подготовки, интересующее абитуриентов; профили подготовки, интересующие абитуриентов; форма обучения; возможность обучения на договорной основе; наличие льгот при поступлении; заинтересованность в обучении по ускоренным образовательным программам; базовое образование абитуриентов. В статье приводится сравнение результатов опроса абитуриентов и статистики поступивших на первый курс студентов, показаны корреляционные связи между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого направления подготовки и фактическим набором, а также между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого профиля (как отдельно, так и сгруппированных в направления подготовки) и фактическим набором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEREST OF APPLICANTS OF A PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY IN TRAINING PROGRAM "SERVICE AND TOURISM"

This article analyzes the interest of applicants in studying non-core for a physical culture university training program “Service and Tourism”. The author considers the results of a three-year survey of applicants to academic program “Service and Tourism” and “Physical culture and sport” for studying in consolidated groups at Institute of Tourism, Recreation, Rehabilitation and Fitness. The survey included the following questions: training programs and profiles that are of interest in applicants; form of learning; the possibility of training on a contractual basis; the existence of privileges when entering; interest in training on an accelerated educational programs; basic education of applicants. The article compares the results of the applicants survey and statistics of first year students, shows correlations between applicants questioning on selected training programs and the actual set, as well as between the applicants questioning on the selected profile (both individually and grouped in training program) and the actual set.

Текст научной работы на тему «Заинтересованность абитуриентов вуза физической культуры в обучении по направлениям подготовки укрупнённой группы «Сервис и туризм»»

УДК 378.679.614 П12

DOI: 10.12737/20186

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ УКРУПНЁННОЙ ГРУППЫ

«СЕРВИС И ТУРИЗМ»

Павлов Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, [email protected]

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма», Москва, Российская Федерация

Статья посвящена анализу заинтересованности абитуриентов в обучении по непрофильным для вуза физической культуры направлениям подготовки укрупнённой группы «Сервис и туризм». Автором рассматриваются результаты трехлетнего опроса абитуриентов, поступающих в институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса на направления подготовки укрупнённых групп «Сервис и туризм» и «Физическая культура и спорт» по следующим вопросам: направления подготовки, интересующее абитуриентов; профили подготовки, интересующие абитуриентов; форма обучения; возможность обучения на договорной основе; наличие льгот при поступлении; заинтересованность в обучении по ускоренным образовательным программам; базовое образование абитуриентов. В статье приводится сравнение результатов опроса абитуриентов и статистики поступивших на первый курс студентов, показаны корреляционные связи между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого направления подготовки и фактическим набором, а также между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого профиля (как отдельно, так и сгруппированных в направления подготовки) и фактическим набором.

Ключевые слова: институт туризма, направление подготовки, профиль, сервис и туризм, физическая культура и спорт, абитуриент, опрос, профориентационная работа, мотивация

Институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса (ИТРРиФ) создан в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» (РГУФКСМиТ) в целях подготовки бакалавров и специалистов по направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессионального образования.

Основными направлениями деятельности ИТРРиФ является удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и среднего профессионального образования в области физической культуры, спорта, туризма, гостиничного дела, рекреации, реабилитации и

сестринского дела, а также удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных бакалаврах и специалистах с высшим и средним профессиональным образованием.

В ИТРРиФ реализуется обучение бакалавров по пяти направлениям подготовки высшего образования в рамках одиннадцати профилей:

1. По укрупнённой группе направлений подготовки 43.00.00 «Сервис и туризм»:

-43.03.02 «Туризм», профили - «Технология и организация туроператорских и

турагентских услуг» (ТиОТОиТАУ), «Технология и организация экскурсионных услуг» (ТиОЭУ);

-43.03.03 «Гостиничное дело» (ГД), профили - «Гостиничная деятельность» (ГД), «Ресторанная деятельность» (РД);

2. По укрупнённой группе направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт»:

-49.03.01 «Физическая культура» (ФК) профиль «Спортивная подготовка» (СП), избранный вид спорта «Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности и фитнеса» (ТМФОДиФ);

-49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (АФК), профили - «Адаптивная двигательная рекреация» (АДР), «Адаптивное физическое воспитание» (АФВ), «Лечебная физическая культура» (ЛФК), «Физическая реабилитация» (ФР);

-49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (РиСОТ), профили - «Менеджмент рекреации и туризма» (МРиТ), «Спортивно-оздоровительный туризм» (СОТ)33.

Также в ИТРРиФ, в единственном из институтов РГУФКСМиТ, осуществляется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по укрупнённой группе специальностей среднего профессионального образования 34.00.00 «Сестринское дело» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» с присвоением квалификации «Медицинский брат / Медицинская сестра»34.

Учитывая широкий спектр направлений подготовки (специальностей), в рамках которых осуществляется подготовка студентов в ИТРРиФ по всем формам (очная, заочная, очно-заочная) и основам обучения (за счёт средств федерального бюджета, на

33 Приказ Минобрнауки РФ от 12.09.2013 №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (ред. от 13.10.2014)

34 Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2013 №1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (ред. от 14.05.2014)

договорной основе, на контрактной основе, по гослинии, целевая подготовка) для эффективного построения профориентационной работы по непрофильным для вуза физической культуры направлениям подготовки, было необходимо изучить заинтересованность этих абитуриентов в обучении в ИТРРиФ по различным параметрам [2].

Для выявления заинтересованности и мотивированности абитуриентов был проведён опрос в период приёмных кампаний 2013, 2014 и 2015 годов (с апреля 2013 по октябрь 2015 года).

Всего в опросе приняли участие 1055 абитуриентов, из них 390 было опрошено в 2013 году, 349 - в 2014 году и 316 - в 2015 году.

Абитуриентам были заданы восемь закрытых вопросов, каждый из которых подразумевал только один вариант ответа.

Результаты опроса представлены в таблицах и диаграммах. При этом для наглядности, представлены относительные, а не абсолютные показатели результатов опроса.

Таблица 1 - Динамика заинтересованности абитуриентов в обучении в ИТРРиФ по направлениям подготовки

Направления подготовки (специальности), интересующие абитуриентов Распределение ответов абитуриентов в % по годам опроса

2013 год 2014 год 2015 год

Укрупнённая группа направлений подготовки 43.00.00 «Сервис и туризм»

43.03.02 «Туризм» 26 17 14

43.03.03 «Гостиничное дело» 13 12 8

Укрупнённая группа направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт»

49.03.01 «Физическая культура» 15 15 22

49.03.02 «АФК» 28 30 26

49.03.03 «РиСОТ» 14 19 19

Укрупнённая группа специальностей среднего профессионального образования 34.00.00 «Сестринское дело»

34.02.01 «Сестринское дело» 4 7 12

Итого 100% 100% 100%

Как видно из представленных данных, традиционно высокая заинтересованность у абитуриентов наблюдается в обучении по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». В течение трех лет опроса стабильно повышается спрос абитуриентов на обучение по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». В то же

время, возможно, в силу социально экономической и политической ситуации в России, снижается спрос на направления подготовки укрупнённой группы 43.00.00 «Сервис и туризм». Также данное снижение обусловлено ещё и тем, что с 2013 года происходит сокращение бюджетных мест на указанные направления подготовки, а в 2015 году бюджетных мест РГУФКСМиТ по направлениям подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело» выделено не было. Стоит отметить, что возрастает популярность специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело» у абитуриентов, поступающих в основном на направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» или уже обучающихся по этому направлению. Более наглядно данные по заинтересованности абитуриентов в обучении по направлениям подготовки (специальностям) представлены на диаграмме 1.

30 25 20 15 10 5 0

Диаграмма 1 - Динамика заинтересованности абитуриентов в обучении в ИТРРиФ

по направлениям подготовки

Результаты опроса по степени заинтересованности абитуриентов в обучении в ИТРРиФ по профилям представлены в таблице 2 и на диаграмме 2.

49.03.02 "АФК"

43.03.02 "Туризм"

49.03.01 "ФК"

49.03.03 "РиСОТ"

43.03.03 "ГД"

34.02.01 "Сестр. Дело"

□ 2013 Ш2014 П2015

Таблица 2 - Динамика заинтересованности абитуриентов в обучении в ИТРРиФ по профилям в рамках направлений подготовки

Профили подготовки, интересующие абитуриентов в рамках направлений подготовки Распределение ответов абитуриентов в % по годам опроса

2013 год 2014 год 2015 год

43.03.02 «Туризм» 15 10 3

ТиОТОиТАУ 13 7 2

ТОЭУ 2 3 1

43.03.03 «Гостиничное дело» 18 12 7

гд 13 6 4

РД 5 6 3

49.03.01 «Физическая культура» 11 19 31

СП (ТМФОДиФ) 11 19 31

49.03.02 «АФК» 40 43 42

ФР 18 16 16

ЛФК 13 16 17

АФВ 7 8 6

АДР 2 3 3

49.03.03 «РиСОТ» 15 16 17

МРиТ 9 4 8

СОТ 6 12 9

35

30

25

20

15

10

5 0

Диаграмма 2 - Динамика заинтересованности абитуриентов в обучении в ИТРРиФ

по профилям

Как видно из представленных данных, стабильная и достаточная высокая заинтересованность у абитуриентов наблюдается в обучении по профилям «Физическая реабилитация» и «Лечебная физическая культура». Также абитуриентов стабильно интересуют профили «Адаптивное физическое воспитание», «Адаптивная двигательная

1

I

ттс

ГГТ1. гтту

ЛФК ТМФОДиФ МРиТ АФВ

|П2013 П2014 П2015 I

рекреация», «Спортивно-оздоровительный туризм», «Менеджмент рекреации и туризма», «Ресторанная деятельность» и «Технология и организация экскурсионных услуг». В течение трех лет опроса достаточно резко возрастает спрос абитуриентов на обучение по профилю «Спортивная подготовка» (избранный вид спорта «Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности и фитнеса»). С сожалением стоит отметить снижение заинтересованности абитуриентов в обучении по профилям «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» и «Гостиничная деятельность». И если снижение заинтересованности в обучении по профилю «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» вполне обосновано современным состоянием туристской отрасли, то снижение заинтересованности по профилю «Гостиничная деятельность» непонятно, особенно в условиях развития гостиничной сети по всей России, в т.ч. в связи с проведением массовых спортивных соревнований в Сочи, Казани, Москве, Санкт-Петербурге и прочих городах -спортивных центрах России.

Таким образом, по результатам двух вопросов можно с достаточной долей уверенности говорить о высокой и возрастающей мотивации на будущую профессиональную деятельность у студентов, поступающих на направления подготовки укрупнённой группы 49.00.00 «Физическая культура и спорт» что, в частности, подтверждается и другими исследователями [1].

В результатах опроса, касающегося формы обучения, можно проследить примерно равное распределение респондентов по очной и заочным формам обучения (табл. 3).

Таблица 3 - Динамика заинтересованности абитуриентов в обучении в ИТРРиФ по формам обучения

Форма обучения Распределение ответов абитуриентов в % по годам опроса

2013 год 2014 год 2015 год

Очная 53 44 49

Заочная 47 56 51

Как показывает опрос, в ИТРРиФ поступает в среднем 4,96% абитуриентов, имеющих льготы, дающие право поступления в вуз вне конкурса (в пределах установленных квот). При этом, в соответствии с ежегодными Правилами приёма, квота приёма лиц, имеющих особое право, составляет не менее чем 10% общего объёма

контрольных цифр35. Таким образом, видно, что так называемые «льготники» в полной мере обеспечены бюджетными местами (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 - Наличие льгот при поступлении на направления подготовки, реализуемых в ИТРРиФ

Наличие льгот при поступлении Распределение ответов абитуриентов в % по годам опроса

2013 год 2014 год 2015 год

Нет 93 83 94

Сирота 3 7 3

Инвалид 4 10 3

В ИТРРиФ в основном (в среднем 47,97%) поступают абитуриенты, имеющие среднее общее образование. Достаточно высок процент абитуриентов, имеющих высшее образование (в среднем 27,77%), при этом абитуриенты, имеющие высшее образование, поступают в основном на направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и специальность СПО 34.02.01 «Сестринское дело». Количество абитуриентов со средним профессиональным образованием, в т. ч. соответствующего профиля, в среднем составляет 12,13% (табл. 5).

Таблица 5 - Базовое образование абитуриентов, поступающих в ИТРРиФ

Образование Распределение ответов абитуриентов в % по годам опроса

2013 год 2014 год 2015 год

Среднее общее 50 44 50

Среднее профессиональное 14 14 10

Среднее профессиональное соответствующего профиля 13 10 12

Высшее 23 32 28

В среднем 61,26% абитуриентов готовы обучаться на договорной основе, в том случае если они не поступят на обучение за счёт средств федерального бюджета и, соответственно, у 38,74% абитуриентов нет возможности обучаться на договорной основе (табл. 6).

35 Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 №839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» (ред. от 11.11.2014)

Таблица 6 - Динамика возможности обучения на договорной основе, в случае не поступления на обучение за счёт средств федерального бюджета

Возможность обучения на договорной основе Распределение ответов абитуриентов в % по годам опроса

2013 год 2014 год 2015 год

Да 65 59 60

Нет 35 41 40

Распределение заинтересованности абитуриентов в обучении по ускоренным образовательным программам по заочной форме обучения представлено в таблице 7. Как видно из данных таблицы, в целом ускоренные образовательные программы интересуют абитуриентов (51% ответов в 2014 году и 49% - в 2015 году). В настоящий период времени в ИТРРиФ ускоренные образовательные программы по заочной форме обучения реализуются по направлениям подготовки укрупнённой группы 49.00.00 «Физическая культура и спорт».

Таблица 7 - Заинтересованность абитуриентов в обучении по ускоренным образовательным программам

Заинтересовало бы Вас обучение по ускоренной образовательной программе по заочной форме обучения? Распределение ответов абитуриентов в % по годам опроса

2014 год 2015 год

Нет, меня это не интересует 49 51

Да интересует, т.к. я имею профильное среднее специальное образование 19 19

Да интересует, т.к. я имею высшее профессиональное образование 32 30

Анализируя представленные данные, можно констатировать, что у абитуриентов, поступающих в ИТРРиФ, есть как не изменяемые в течение трёх лет интересы, так и динамично меняющиеся в силу социально-экономических факторов и мотивации.

Для выявления связи между анкетированием абитуриентов и реально поступившими на первый курс студентами, были рассчитаны коэффициенты корреляции. Корреляционные связи между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого направления подготовки и фактическим набором представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Корреляционные связи между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого направления подготовки и фактическим набором

Направление подготовки (специальность) Коэффициент корреляции

Укрупнённая группа направлений подготовки 43.00.00 «Сервис и туризм»

43.03.02 «Туризм» 0,796

43.03.03 «Гостиничное дело» 0,982

Укрупнённая группа направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт»

49.03.01 «Физическая культура» 0,405

49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» 0,971

49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» 0,673

Укрупнённая группа специальностей среднего профессионального образования 34.00.00 «Сестринское дело»

34.02.01 «Сестринское дело» 0,775

Как видно из представленных данных таблицы 8, наблюдается высокая корреляционная связь между ответами абитуриентов и фактическим набором на направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» и 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Корреляционные связи между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого профиля и фактическим набором представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Корреляционные связи между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого профиля и фактическим набором

Направление подготовки Профиль Коэффициент корреляции (профиль) Коэффициент корреляции (направление подготовки)

Укрупнённая группа направлений подготовки 43.00.00 «Сервис и туризм»

43.03.02 «Туризм» ТиОТОиТАУ 0,716 0,902

ТиОЭУ 0,549

43.03.03 «Гостиничное дело» ГД 0,963 0,996

РД 0,782

Укрупнённая группа направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт»

49.03.01 «Физическая культура» СП (ТМФОДиФ) 0,921 0,921

49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» ФР 0,016 0,918

ЛФК -0,410

АФВ -0,397

АДР -0,756

49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» МРиТ -0,199 -0,997

СОТ 0,479

Как показывает анализ данных таблицы 9, зависимости между анкетированием абитуриентов по вопросу выбираемого профиля и фактическим набором на профиль не

наблюдается, за исключением профилей «Гостиничная деятельность» (0,963) и «Спортивная подготовка» (0,921). Однако если сгруппировать профили, выбираемые абитуриентами, в направления подготовки, то наблюдается высокая взаимосвязь между ответами абитуриентов и фактическим набором на все направления подготовки, реализуемые в ИТРРиФ. Прослеживается обратная взаимосвязь (коэффициент корреляции -0,997) между ответами абитуриентов и фактическим набором на направление подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» -при увеличении заинтересованности абитуриентов в обучении по профилям «Менеджмент рекреации и туризма» и «Спортивно-оздоровительный туризм» в рамках направления подготовки (см. табл. 2) происходит уменьшение количества зачисленных в число студентов первого курса.

Корреляционных связей между анкетированием абитуриентов и фактическим набором не выявлено по следующим показателям:

-форма обучения;

-наличие льгот при поступлении;

-базовое образование;

-возможность обучения на договорной основе.

Таким образом, представленный анализ даёт основание полагать, что применение ежегодного опроса абитуриентов по вопросам обучения в ИТРРиФ позволяет достаточно объективно формировать план набора и прогнозировать поступление абитуриентов на то или иное направление подготовки. Прогноз поступления на отдельный профиль практически невозможен.

Литература

1. Михайлова Т.В. Интегральные условия профессионально-педагогической компетентности студентов Института спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 5. С. 8.

2. Епифанов К.Н. Анализ факторов, определяющих выбор профессии спортивного педагога // Теория и практика физ. культуры. 2014. № 3. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.