Научная статья на тему 'Развитие многоуровневой системы профессионального туристского образования с учетом региональных особенностей'

Развитие многоуровневой системы профессионального туристского образования с учетом региональных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СФЕРА ТУРИЗМА / TOURISM / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / TOURISM INDUSTRY / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / TIERED SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеремет Елена Николаевна

Функционирование и развитие региональной многоуровневой системы профессионального туристского образования обеспечивает подготовку кадров для сферы туризма, обладающих профессиональной мобильностью, способностью расширять свой функционал с учетом динамично меняющихся социально-экономических условий и факторов, влияющих на развитие туризма, умением адаптироваться в условиях кризиса в туристской индустрии, учитывать растущие потребности и запросы туристов, постоянным стремлением к самосовершенствованию, повышению уровня профессиональной компетентности и обогащению опыта профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеремет Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Multilevel System of Professional Tourism Education Taking into Account Regional Features

The functioning and development of regional multi-level system of professional tourism education provides training for the tourism industry with professional mobility, the ability to expand its functionality, given the rapidly changing socio-economic conditions and factors affecting the development of tourism, and the ability to adapt in a crisis in the tourist industry, to meet the increasing needs and demands of tourists, constant aspiration to self-improvement, raising the level of professional competence and enrich professional experience

Текст научной работы на тему «Развитие многоуровневой системы профессионального туристского образования с учетом региональных особенностей»

20///.3

Актуальш дослвдження в сощальнш сфер^ 15 травня 2014 р. - Одеса: Видавець Букаев Вадим Вжторович, 2014. - С. 14-16.

6. К. предстоящему открытию 1 мая детской климатической колонии в Ай-Тодоре и годичному, общему собранию членов ея 24 апреля // Ялтинский вестник. - 1911. - 21 апр.

7. Нания П. П. Доклад доктора П. И. На-ния о детской колонии Ялтинского отделения лиги борьбы с туберкулезом. - Ялта, 1913. -12 с.

8. Ножников Б. Об очередных нуждах Ялтинской детской климатической колонии // Ялтинский вестник. - 1911. - 26 фев. -с. 3-4.

9. Отчет общества детской климатической колонии в Ялте за 1908 год. Функц. 4-й год. - Ялта, 1909. - 34 с.

10. Отчет по командировке старшего помощника начальника отделения канцелярии Совета министров Н. К. Ди-Сеньи в Бессарабскую, Волынскую, Киевскую, Могилев-скую, Полтавскую, Таврическую, Харьковскую и Херсонскую губернии и Терскую область для ознакомления с деятельностью некоторых учреждений, получающих от Романовского комитета пособия на дело призрения крестьянских сирот и детей воинов. -1916. - 115 с.

11. Печаткина Г. Создатель «Бобровки» // Таврические ведомости. - 1993. - № 32. - 2 августа. - С. 4.

12. Расторгуев Ю. «Все начинается с любви»: к 100-летию первой детской здравницы для лечения больных туберкулезом им. А. А. Боброва. - Симферополь, 2002. -158 с.

13. Савочка А. Н. Благотворительность Таврической губернии (1802-1920) / под ред. А. А. Непомнящего. - Симферополь: Доля, 2012. - 320 с.

14. Устав общества Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей. - Ялта, 1905. - 16 с.

15. Хроника // Ялтинский вестник. -1911. - 16 ноября.

Е. Н. Шеремет

УДК 378.141

РАЗВИТИЕ

МНОГОУРОВНЕВОЙ

СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

С овременное туристское образование привлекает к себе внимание не только как область деятельности по подготовке специалистов для сферы туризма, но и как среда, в которой происходят все этапы профессионального становления личности (самоопределение, самоутверждение, самореализация и т. д.). В связи с этим важную роль играет содержание образования на каждом этапе профессионального становления личности, совокупность и взаимосвязь этих этапов, вследствие чего выстраивается многоуровневая система профессионального туристского образования.

Многоуровневую систему профессионального образования можно представить как последовательность шагов при переходе с одного уровня образования на другой, так называемое восхождение обучающегося по образовательной лестнице с возможностью выхода или входа на определенной ступени, что фактически обеспечивает процесс обучения в течение всей жизни человека.

Для того чтобы эффективно развивать многоуровневую систему профессионального туристского образования в конкретном регионе, необходимо определиться, какие и в каком количестве специалисты нужны современному региональному туристскому рынку: сколько необходимо управленцев, офисных работников, обслуживающего персонала. От этого зависит функционирование и перспективы развития региональной многоуровневой

системы профессионального туристского образования в целом и содержание образования на каждом конкретном уровне подготовки.

Многоуровневая система профессионального туристского образования предусматривает формирование у учащихся мотивации дальнейшей учебно-профессиональной деятельности, в связи с этим выделяют три основные составляющие, которые реализуются в школе:

- туристско-краеведческая работа: не только как эффективное средство познания родного края, но и как способ повышения интеллектуальной и творческой деятельности, реализации познавательных и профессиональных интересов обучающихся;

- предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников, направленные на выявление их интересов и склонностей и формирование практического опыта познавательной и профессиональной деятельности, связанной с туризмом;

- профориентационная работа, способствующая осознанному выбору обучающимися траектории продолжения образования и выбора профессий, связанных со сферой туризма.

Подготовительный уровень в системе профессионального туристского образования играет важную роль как в жизненном, так и профессиональном самоопределении обучающихся, так как в этот период происходит согласование их социально-профессиональных и личностных потребностей. На данном уровне образования многое зависит от педагога, классного руководителя, в целом от педагогического коллектива школы и их позиции по отношению к дальнейшей судьбе выпускников, так как именно педагоги наиболее эффективно могут влиять на развитие профессиональных интересов обучающихся, грамотно выстраивая алгоритм воспитательно-образовательной работы по содействию профессиональному выбору обучающихся.

Наиболее эффективный путь дальнейшей подготовки выпускников школ в качестве специалистов среднего профессионального, а затем высшего образования - это система многоуровневого профессионального образо-

вания «школа - колледж (техникум) - вуз». Профессиональная подготовка кадров для сферы туризма в данной системе состоит из последовательных этапов, первый из которых реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и включает подготовку служащих (обслуживающего персонала) и специалистов среднего звена (специалист по туризму, организатор экскурсий, агент по бронированию, аниматор и другие должности, объединяемые выполнением технических и вспомогательных функций в сфере туризма). Следующий этап образования реализуется вузами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Осознавая такую потребность туристского рынка, ряд вузов на своей базе открывают колледжи (ОЧУ ВО «Российская международная академия туризма», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский академический университет», ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», ЧОУ ВО «Академия туризма и международных отношений» (г. Екатеринбург) и другие), где выпускники школ и студенты могут обучаться сначала рабочим специальностям и специальностям среднего квалификационного уровня, а уже затем получать высшее образование.

Необходимо отметить, что в регионе среднее профессиональное образование, занимающееся подготовкой специалистов в сфере туризма, представлено:

- Новосибирским торгово-экономическим колледжем, который готовит по направлению подготовки «Гостиничный сервис». На базе колледжа действует центр «Карьеры и трудоустройства», целью которого является оказание информационно-консультативной помощи по вопросам прохождения практики, формирование навыков у студентов по составлению пакета документов, необходимых для успешного трудоустройства, содействие в трудоустройстве выпускников колледжа.

20///.3

Обучающиеся проходят производственную практику с возможностью последующего трудоустройства на предприятия гостиничной индустрии;

- Новосибирским колледжем легкой промышленности и сервиса, который готовит востребованных выпускников для рынка труда по направлениям подготовки «Менеджер в гостиничном сервисе», «Специалист по туризму». Студенты данного колледжа проходят стажировки не только в ведущих гостиницах города Новосибирска, но и в гостиницах и туристских комплексах Санкт-Петербурга, Сочи, Омска и других городов России, а также зарубежные стажировки в Турции, Франции;

- Новосибирским кооперативным техникумом имени А. Н. Косыгина, в котором обучают студентов современным технологиям организации гостиничного сервиса и туризма на базе собственной сертифицированной гостиницы;

- Бизнес-колледжем, открытым на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭиУ), который готовит по направлению подготовки «Гостиничный сервис».

Практику студенты проходят в организациях, соответствующих направлению подготовки.

Таким образом, профессионально подготовленных специалистов ждут в гостиницах, туристских комплексах, домах отдыха в качестве менеджеров, администраторов, портье, супервайзеров.

Получив среднее профессиональное образование, выпускник выбирает дальнейшую траекторию своего жизненного пути: либо идет работать специалистом среднего звена в туристские предприятия, набираясь профессионального опыта, либо решает продолжить обучение на последующих уровнях образования.

Ключевыми профессиональными компетенциями специалиста по туризму со средним профессиональным образованием являются компетенции, соответствующие следующим видам деятельности: предоставление турагентских услуг, предоставление ус-

луг по сопровождению туристов, предоставление туроператорских услуг, управление функциональным подразделением организации, предоставление экскурсионных услуг.

В связи с этим в основе реализации ком-петентностного подхода на уровне среднего профессионального образования в сфере туристской деятельности лежат следующие аспекты:

- преобладание практико ориентированного компонента подготовки над «знаниевым» компонентом;

- ориентация на самостоятельность действий на этапе получения образования и в будущей профессиональной деятельности;

- ориентация на продолжение образования с целью повышения компетентности, уровня квалификации, конкурентоспособности специалиста и др.

Следующие образовательные уровни в многоуровневой системе профессионального туристского образования связаны с получением высшего образования в сфере туризма. Высшее образование направлено на обеспечение подготовки квалифицированных кадров для индустрии туризма по всем основным направлениям туристской деятельности в соответствии с потребностями общества, государства и туристского рынка.

Выпускник с высшим образованием в сфере туризма имеет право работать на всех должностях с учетом уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), стажа работы и других требований к профессии. В городе Новосибирске пять вузов ведут подготовку квалифицированных кадров. Новосибирский государственный педагогический университет обучает по направлению подготовки «Туризм», профиль «Технология и организация экскурсионных услуг». Новосибирский государственный технический университет - по направлению подготовки «Туризм» профиль «Организация и технология туроператорской и турагентской деятельности». Новосибирский государственный университет экономики и управления - по направлению подготовки «Туризм» профили «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» и «Гостиничное дело».

Сибирский университет потребительской кооперации готовит по направлению подготовки «Туризм» профили «Гостиничное дело» и «Ресторанная деятельность». Новосибирский филиал Санкт-Петербургского университета управления экономики готовит специалистов по направлению подготовки «Туризм».

Внутри уровней высшего образования условно выделяют два уровня подготовки специалистов в сфере туризма.

I уровень - основополагающий, предоставляющий базисное образование в пределах блока знаний в области общеобразовательных и специальных дисциплин. На этом уровне закладываются профессиональная основа будущего специалиста сферы туризма, его профессиональные приоритеты, интересы и склонности, которые дают возможность быть грамотным специалистом с высшим образованием, разбирающимся в широком круге вопросов, а на последующих этапах выбрать определенную специализацию (направленность) и в ее рамках углублять знания, приобретать узкоспециализированные навыки и умения (компетенции) в сфере профессиональной туристской деятельности.

II уровень - специальный, обеспечивающий специальную подготовку в рамках будущей профессии, вытекающий из научных, профессиональных интересов, приоритетов и склонностей. Особенностью этого уровня является то, что он не ограничивается только вузовской подготовкой, а продолжается, как правило, в течение всей профессиональной жизни человека, включая послевузовский уровень профессионального туристского образования.

Ключевые компетенции специалиста с высшим образованием в сфере туризма соответствуют следующим видам профессиональной деятельности: проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная, научно-исследовательская (ФГОС ВО). В новом ФГОС ВО 3+ для направления 43.03.02 - туризм виды деятельности те же, только они разделены между академическим и прикладным бакалавром (проектная, организационно-управ-

^¿имм итмм ны с- ндшд.

ленческая и научно-исследовательская - академический бакалавр; производственно-технологическая и сервисная - прикладной).

Следующим уровнем в системе профессионального туристского образования является дополнительное профессиональное образование (ДПО) в сфере туризма, которое можно получить как в вузах, так и в специализированных колледжах, предлагающих программы профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации. На сегодняшний день это самый востребованный вид обучения, так как программ ДПО для работников туриндустрии огромное множество, и они во многом определяются тенденциями в туризме, региональной спецификой туристского рынка и потребностями регионального рынка труда. Приведем лишь несколько примеров программ переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма, реализуемых образовательными организациями в регионах нашей страны:

- региональное планирование в туризме;

- планирование развития туризма и организация руководства территориальными рекреационными системами на муниципальном и региональном уровнях;

- методические основы разработки региональной программы развития туризма;

- современные технологии туристского бизнеса и гостеприимства;

- экономико-правовые и организационные особенности туристической деятельности на региональном рынке;

- брендинг туристских дестинаций с учетом региональных особенностей;

- управление туристско-рекреационными проектами;

- проектирование и управление турист-ско-рекреационными кластерами;

- экскурсоведение;

- гид-проводник конного маршрута;

- инструктор горнолыжного туризма;

- анимация в детских оздоровительных лагерях и другие.

Система дополнительного профессионального туристского образования в регионе должна решать следующие стратегические задачи:

20///.3

- повышать престиж профессиональной деятельности в сфере туризма, в том числе рабочих профессий (обслуживающего персонала);

- обеспечивать разработку и внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование у обучающихся профессиональных компетенций в соответствии с потребностями региона в профессиональных квалифицированных кадрах для сферы туризма;

- в системе подготовки кадров среднего звена и обслуживающего персонала в туристском бизнесе открывать новые специальности с учетом потребностей регионального туристского рынка и регионального рынка труда;

- обеспечивать связь между образовательными организациями и предприятиями туристской индустрии (работодателями) с целью проведения мастер-классов, обмена опытом, прохождения обучающимися производственных практик и дальнейшего трудоустройства, совместной организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников туристских предприятий с учетом потребностей региона.

Для реализации задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма осуществляется формирование системы общих знаний, методов обучения, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную ориентацию. Основными компонентами этой системы являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС); основные профессиональные образовательные программы по подготовке специалистов; квалификационные характеристики должностей работников сферы туризма; положения об итоговой аттестации выпускников; положения и программы всех видов практик; положения об учебно-методическом обеспечении дисциплин; учебно-методические комплексы по дисциплинам и т. д.

Для определения направлений развития многоуровневой системы профессионального туристского образования в конкретном регионе необходимо учитывать специфические

моменты, характерные не только в целом для туристской сферы Российской Федерации, но и для этого региона. В частности, к ним мы относим:

- определение направлений и видов туризма, преобладающих в регионе;

- выявление привлекательных и непривлекательных факторов туристской дестина-ции, способствующих или препятствующих развитию туризма в регионе;

- выявление направлений профессиональной деятельности и структуры рабочих мест в региональной сфере туризма;

- разработку перечня направлений и на-правленностей (профилей) подготовки в системе многоуровневого туристского образования;

- построение профессионально-квалификационной структуры на основе квалификационных требований кадровых ресурсов для направлений профессиональной деятельности в отдельно взятом регионе и в стране в целом.

Таким образом, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом туристской специфики региона, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей регионального рынка труда и обеспечивать региональную сферу туризма высококвалифицированными кадрами, а с другой - предоставить всем желающим возможность для обучения в соответствии с их интересами, что является актуальным в настоящее время.

АННОТАЦИЯ

Функционирование и развитие региональной многоуровневой системы профессионального туристского образования обеспечивает подготовку кадров для сферы туризма, обладающих профессиональной мобильностью, способностью расширять свой функционал с учетом динамично меняющихся социально-экономических условий и факторов, влияющих на развитие туризма, умением адаптироваться в условиях кризиса в туристской индустрии, учитывать растущие потребности и запросы туристов, постоянным стремлением к самосовершенствованию, повышению уро-

вня профессиональной компетентности и обогащению опыта профессиональной деятельности.

Ключевые слова: туризм, индустрия туризма, сфера туризма, туристская отрасль, многоуровневая система, профессиональное образование.

SUMMARY

The functioning and development of regional multi-level system of professional tourism education provides training for the tourism industry with professional mobility, the ability to expand its functionality, given the rapidly changing socio-economic conditions and factors affecting the development of tourism, and the ability to adapt in a crisis in the tourist industry, to meet the increasing needs and demands of tourists, constant aspiration to self-improvement, raising the level of professional competence and enrich professional experience.

Key words: tourism, tourism industry, tiered system, vocational education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брель О. А. Развитие региональной многоуровневой системы профессионального туристского образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово, 2017. - 355 с.

2. Канина Н. П. Формирование практико-ориентированных компетенций студентов в процессе туристского образования: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2016. - 181 с.

3. Адакин Е. Е. Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования в современных условиях: материалы VII международной научной конференции Наука и образование. - М.: Беловский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КемГУ», 2008. -С. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.