ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ
телепередач, но и как интерактивные гиды с информацией по схеме отеля, ресторанам и планированию мероприятий;
— современные технологии будут применяться также в управлении, для координации работы гостиницы или гостиничной сети. К таким технологиям можно отнести так называемые ERP-системы, или системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning System) [2];
— использование глобальных систем бронирования в гостиницах;
— введение систем резервирования расходуемой гостиницей энергии и др.
Литература
Таким образом, в системе подготовки специалистов для сферы туризма и гостиничного бизнеса необходимо делать основной акцент на изучении информационных технологий в общем и на изучении роли информационных ресурсов в развитии потенциала гостиничного предприятия в частности, а значит, повышении его конкурентоспособности, доходности и т. д., ведь в настоящий момент, кроме работы с кадрами, управления финансовой деятельностью и других аспектов деятельности гостиницы, все большее значение приобретает работа с информацией и внедрение современных технологий.
1. Гюнтер И.Н. Оценка производственного потенциала предприятий хлебопекарной промышленности в потребительской кооперации. Автореф. дисс....канд. экон. наук. Белгород, 2004. 209 с.
2. Клычева Р.А. Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства. Автореф. дисс. к. э. н. 130 с.
3. www.sw-hotel.ru (дата обращения: 04.07.2011)
4. http://digest.subscribe.ru/travel/(датаобращения: 04.07.2011).
5. http://www.gaomoskva.ru/index. php? mid=603 (дата обращения: 04.07.2011).
УДК 316.3
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕРМИНАНТ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article considers the current state and development trends of the sphere of personnel training for tourism in the Russian Federation; classifies determinants of tourism education, highlights the main factors determining the content, structure and dynamics of the development of vocational education in tourism; analyzes institutional, non-institutional, inter-institutional and communication factors.
В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития сферы подготовки кадров для туризма в Российской Федерации; систематизируются детерминанты туристского образования; выделяются основные факторы, определяющие содержание, структуру и динамику развития профессионального образования в туризме; анализируются факторы институционального, внеинституционального и коммуникационного межинституционального характера.
Keywords: tourist profile education, institutional determination, establishment of training system
Ключевые слова: профильное туристское образование, институциональная детерминация, становление системы подготовки кадров 14
14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3
Систематизация детерминант туристского образования в Российской Федерации
Процессы и явления, связанные с институализацией российского туризма, требуют серьезного научного осмысления [3]. Это связано, в первую очередь, с интенсивным развитием сферы туризма и ростом количества вовлеченных в сферу туризма сотрудников.
Определимся с понятием «туристские кадры». К туристской индустрии, согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности», относятся средства размещения, транспорта, объекты лечения и отдыха, общественного питания, развлечения, объекты различных видов назначения (познавательного, делового и др.), туроператорские и турагентские фирмы, организации, предоставляющие экскурсионный сервис и др. По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики за 2009 год численность занятых в туризме РФ составила около миллиона человек, по прогнозам, занятость в 2016 году вырастет почти в два раза (до двух миллионов человек).
Исходя из представления о том, что туриндустрия функционирует с целью обслуживания туристов и однодневных экскурсантов, возможно более широкое толкование понятия «туристские кадры», в этом случае — кадры, занятые на предприятиях туриндустрии. Однако данное определение представляется недостаточно корректным в связи с тем, что не для всех предприятий, причисляемых к туриндустрии, обслуживание туристов и однодневных экскурсантов является основным видом деятельности. В качестве примера укажем на транспортные предприятия или предприятия, оказывающие услуги развлечения. Как для большинства первых, так и вторых обслуживание туристов и однодневных экскурсантов является скорее второстепенным, чем главным видом деятельности.
Официальная российская статистика (Росстат) относит к лицам, занятым в туризме, сотрудников туристских предприятий по организации путешествий, экскурсий и средств размещения.
Несколько иначе выглядит статистика занятости в туризме в европейских странах. Например, в Германии, Австрии и Швейцарии в статистике занятых в туризме учитываются следующие основные категории работников [6]:
— сотрудники средств размещения;
— сотрудники предприятий общественного
питания;
— сотрудники транспортных предприятий;
— сотрудники туроператорских и турагентских предприятий;
— сотрудники предприятий по оказанию экскурсионных услуг и услуг сопровождения. Анализ научных исследований социологов
и педагогов, изучающих различные институциональные характеристики, социальные явления и процессы, связанные с развитием российского туризма, в частности А.Х. Чупа-нова, исследовавшего систему формирования профессиональной структуры менеджера туризма, Л.К. Комаровой, изучившей различные аспекты социально-личностного профессионального становления специалиста в туризме, Н.Е. Бернхардт, проанализировавшей процессы профессионализации в сфере сервиса и других, показал, что в настоящее время имеется определенная проблема, связанная с несформированностью понятийного аппарата, а также требуется уточнение различных понятий и, в частности, понятия «туристские кадры».
Мы предлагаем следующую формулировку: туристские кадры — это лица, имеющие постоянную или временную трудовую занятость на предприятиях, основным видом деятельности которых является обслуживание туристов или однодневных экскурсантов.
Коротко охарактеризуем актуальное состояние системы подготовки туристских кадров современной России. Согласно официальной статистике Министерства образования и науки в РФ по состоянию на апрель 2011 года1 насчитывается 106 вузов, осуществляющих подготовку по специальности 100201 «Туризм», и 272 вуза, осуществляющих подготовку по специальности 100103 «Социальнокультурный сервис и туризм» [5]. Кроме того, функционируют 140 образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для туризма в системе среднего профессионального образования. Наблюдается выраженная тенденция массового лицензирования образовательных программ по туризму непрофильными вузами.
Очевидно, что изучение различных аспектов, связанных с профессиональной социали-
1 Всего по статистике Департамента профессионального образования Министерства образования и науки в РФ насчитывается 1114 образовательных учреждений высшего профессионального образования и 2866 образовательных учреждений среднего профессионального образования.
15
ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ
зацией в туризме в широком смысле, выявляет ряд проблем становления профессионализма в туризме и профессионального образования в туризме.
Среди факторов, определяющих содержание, структуру и динамику развития профессионального образования в туризме, можно условно выделить следующие:
— факторы институционального характера;
— факторы внеинституционального характера;
— факторы коммуникационного межинституционального характера.
Институциональные факторы, в свою очередь, подразделяются на общие и частные институциональные детерминанты профессионального образования в туризме. Как институциональная система профессиональное образование детерминируется (общие институциональные детерминанты), следующими факторами:
• формирующимися потребностями современного российского общества в определенном социотипе [4];
• сложившимся уровнем операционализа-ции, включающим отдельные ступени (начальное — среднее — высшее профессиональное образование) как элементы системы и их преемственность как концептуальную основу;
• функциональными задачами профессионального образования, а именно: социального воспроизводства, социальной мобильности, культурно-репродуктивной, коммуникативной, социального регулирования и контроля и профессиональной социализации.
К частным институциональным детерминантам образования в туризме можно отнести:
— особенности функционирования институциональной системы «профильного туристского образования», а именно: недостаточный, в силу короткого периода существования (в классическом виде: въездной — выездной — внутренний), общественный опыт массового российского туризма, и, как следствие этого, оторванность от практики, чрезмерная академичность, эклектичность содержания туристского образования, и дисбаланс операционной структуры российского туристского образования;
— особенности преемственности образовательных ступеней многоуровневой системы туристского образования, а именно, частичное отсутствие ступеней преемственности 16
либо совпадение структуры и содержания образования на разных ступенях;
— особый (префигуративный, отчасти кофигу-ративный) тип трансляции общественного опыта в силу специфики занятости в туристской сфере (под префигуративным типом трансляции общественного опыта понимают передачу общественно значимого опыта от младших поколений старшим, что представляется вполне естественным при стремительном развитии информационных технологий).
Перечислим факторы внеинституционального характера:
• общая тенденция перехода от постфигуративного к кофигуративному и префигуративному типу трансляции общественного опыта;
• ориентация работодателей и потребителей в российском туризме на образцы и стандарты качества стран, имеющих значительно более длительную историю массового туризма;
• неравномерность социально-экономического положения российских регионов, низкий уровень жизни большинства населения страны;
• наличие завышенных статусных ожиданий абитуриентов образовательных учреждений туристского профиля;
• несбалансированность туристского рынка в Российской Федерации, несбалансированное количество туроператорских и турагентских организаций, противоречия интересов инвесторов объектов туризма, управляющих компаний и потребителей услуг;
• отсутствие саморегулируемых организаций в туризме, сформировавшихся этики и правил ведения бизнеса в сфере туризма;
• отсутствие профессиональных стандартов в сфере туризма, несовершенство нормативно-правовой базы;
• противоречие между фактической и формальной квалификацией занятых в российском туризме сотрудников, а также профессионально-квалификационной структурой работников туристской сферы в экономически развитых странах и в Российской Федерации.
К факторам коммуникационного межинституционального характера можно отнести:
— взаимосвязи и взаимовлияние между институтом государства, институтом образования вообще и ведомственных структур в туризме с системой профессионального туристского образования в частности;
16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3
Систематизация детерминант туристского образования в Российской Федерации
— взаимосвязи и взаимовлияния туристского бизнеса на макро- и микроуровнях и системы профессионального туристского образования;
— взаимосвязь и взаимовлияние политической сферы общества и профессионального туристского образования;
— взаимосвязь и взаимовлияние социокультурной среды на микро- и макроуровнях и системы профессионального туристского образования;
— взаимосвязь и взаимовлияние системы профессионального образования в Российской Федерации и систем туристского образования за рубежом.
Исследование ситуации подготовки кадров для туризма позволяет сделать некоторые предварительные выводы о существовании определенных проблем институционального, внеинституционального и межинституционального характера.
Проанализируем некоторые особенности функционирования институциональной системы «профильного туристского образования», в том числе дисбаланс операционной структуры российского туристского образования, а также частичную аморфность, несбалансированность, эклектичность содержания туристского образования, возникающих вследствие недостаточного уровня развития массового российского туризма.
По мнению органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, а также профессиональных объединений в туризме, представителей туристского бизнеса перспективы развития российского туризма в существенной степени зависят от качества подготовки туристских кадров. Федеральные, региональные и муниципальные программы развития туризма повторяют тезис о невысоком качестве предоставляемых туристских услуг вследствие недостаточной профессиональной подготовки кадров.
Тезис о низком уровне подготовки кадров требует также дальнейшего уточнения. Туризм как совокупность отношений и явлений, происходящих вследствие путешествий и пребываний в месте — цели путешествия (Клод Каспар, 1996), предполагает вовлеченность в систему обслуживания туристов различных структур (как коммерческих, так и некоммерческих) — туризм многогранен, качество продукта в туризме и удовлетворенность потре-
бителей как следствие потребления продукта зависит от многих факторов и характера сложившихся интеракций.
Очевидно, что количество прямо или опосредованно вовлеченных в туризм исполнителей услуг достаточно много и большинство из них находятся в контактной зоне с клиентом — потребителем услуг. Организация международного туристского путешествия требует соблюдения определенных туристских формальностей, необходимых для пересечения международной границы и обеспечения правового статуса иностранного гражданина за рубежом, таким образом, в процесс обслуживания туриста включаются Посольства иностранных государств и визовые центры, страховые компании, медицинские учреждения, ветеринарные службы (для туристов, путешествующих с животными), нотариальные конторы (при необходимости оформления разрешения на вывоз ребенка за границу) и др. Таким образом, качественный результат профессиональной туристской деятельности — туристский продукт (согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности» — комплекс туристских услуг) зависит от качества услуг многих предприятий, участвующих в процессе обслуживания туриста2.
Проанализируем, каким образом государственные образовательные стандарты (стандарты нового поколения) отражают многогранность и специфику туристской деятельности и участвуют в подготовке туристских кадров. Итак, индустрия туризма (как система инфраструктурных составляющих) и туристские услуги являются областью профессиональной деятельности бакалавров — выпускников направлений подготовки высшего профессионального образования3:
— 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»;
— 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»;
— 071800 «Социально-культурная деятельность»;
— 101100 «Гостиничное дело»;
— 100400 «Туризм»;
2 Всемирной туристской организацией был сделан доклад об условиях предоставления товаров и услуг посетителям, в котором в соответствии с МРСТ 2008 года шла речь о перечне характерных для туризма видов деятельности: размещении посетителей; пассажирских перевозках; деятельности в сфере общественного питания; деятельности бюро путешествий и других служб бронирования;
3 По состоянию на апрель 2011 года.
17
ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ
— 071006 «Анимация»; специалистов-выпускников направлений
подготовки среднего профессионального образования:
— 100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;
— 100120 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»;
— 101101 «Гостиничный сервис»;
— 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»;
а также направлений подготовки начального профессионального образования:
— 100114.01 «Официант, бармен»;
— 100120.01 «Бортпроводник судовой»;
— 100120.04 «Бортпроводник на железнодорожном транспорте».
Контентный анализ вышеперечисленных
образовательных стандартов показал, что:
— имеется несоответствие между потребностями общества в определенных услугах, обобщенно обозначаемых как туристские, и содержанием образования в части фактических направлений деятельности в туризме;
— есть несоответствие между содержанием образования в части определения поля «профессиональных задач» и потребностями общества в услугах под обобщающим названием «туристские»;
Литература
— прослеживается несоответствие между потребностями современного российского общества в качественном непрерывном образовании и отсутствием отдельных ветвей преемственности между программами начального, среднего и высшего образования;
— имеется несоответствие между требованием системности как концептуальной основы непрерывного образования и фактической разобщенностью отдельных видов и форм образовательной деятельности;
— имеются примеры несоответствия между заявленной в стандартах области профессиональной деятельности бакалавров (туризм) и фактическим контентным наполнением.
Таким образом, образование в туризме как
институализирующаяся структура требует:
— системного многофакторного анализа;
— выявления проблемных зон внутриинституционального, внеинституционального и межинституционального характера, что позволяет исследовать различные аспекты социальных процессов, сопровождающих профессионализацию туристской деятельности;
— обоснования и проектирования перспективной социальной модели эффективных способов профессиональной адаптации выпускников профильных туристских образовательных учреждений к требованиям институциональной среды.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 июля 2010 года № 242-ФЗ).
2. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50690—94 «Туристские услуги. Общие требования».
3. Осауленко А.П. Туризм как социальный институт. Автореф. дис... д-ра социолог. наук. М, 2002.
4. Тарасенко Л.В. Дополнительное профессиональное образование: Становление нового социального института. Дис. д-ра социолог. наук. Рн/Д, 2001.
5. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. mon.gov.ru. (дата обращения 16.05.2011).
6. Arbeitsmarkt im Tourismus. Institut zur Modernisirung von Wirtschafts- und Beschaftigungsstrukturen GmbH. deutschertourismusverband. de (дата обращения 16.05.2011). 18
18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3