РЫНОК ТРУДА
3. Зворыкина Т.И., Мухамеджанова О.Г. Ермаков А. С. Модель взаимодействия участников Системы оценки и сертификации квалификации персонала в сфере сервиса // Журнал «Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса». 2012. № 2 (21). С. 25—28.
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Российская газета, Федеральный выпуск. 9 мая 2012 года. № 5775.
5. Положение о профессиональном стандарте, утв. Президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28 июня 2007 года, www.nark-rspp.ru, (дата обращения: 01.09.2012).
6. Макет профессионального стандарта, утвержденный Президентом РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 года, www.nark-rspp.ru, (дата обращения: 01.09.2012).
7. Методика разработки профессиональных стандартов, предложенной для обсуждения среди бизнес-сообщества Агентством стратегических инициатив www.asi.ru (дата обращения: 01.09.2012).
8. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина и др. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с.
УДК 37.013
АКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, 1515303@mail.ru,
Чайковская Елена Андреевна, аспирант, alchaika@yandex.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ
The tourist industry is one of the promising areas of employment due to the high rate of tourist traffic in the world. The paper analyzes the structure of employment in tourism in Germany, as well as explore issues related to the reflection of the staffing requirements of tourism in the structure and content of vocational education, in particular in the context of the development of approaches to request transformation particular area of economic activity in the content and technology of the educational process.
Туристская индустрия является одной из перспективных сфер занятости в связи с растущими показателями туристских потоков в мире. В статье анализируется структура занятости в туризме Германии, а также исследуются вопросы, связанные с отражением кадровых потребностей сферы туризма в структуре и содержании профессионального образования, в частности в контексте разработки подходов к трансформации запросов конкретной сферы экономической деятельности в содержание и технологии образовательного процесса.
Keywords: employment in tourism, the structure of professional training in tourism
Ключевые слова: занятость в туризме, структура профессионального образования в туризме
По оценкам Международной организации труда занятость в мире в последние годы претерпевает негативные последствия мирового кризиса, в сравнении с 2007 годом количество безработных в 2011 году выросло на 15,6% [4]. Проблема безработицы в равной степени касается всех стран, в том числе относительно экономически благополучных. В Германии, например, по данным отчета Федерального
20
агентства по труду за 2011 год [5], около 9% граждан не имеют работы.
В качестве одной из возможных сфер занятости населения называется туризм, развитие которого является на сегодняшний день одним из наиболее существенных факторов создания рабочих мест. За исключением отдельных периодов, туризм проявляет тенденцию роста: увеличиваются туристские потоки, создается
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Актуальные показатели занятости и основные тенденции развития профильного...
новая инфраструктура, развиваются туристские центры.
В ключе общепризнанных представлений о роли и месте туризма в современном мире руководство Российской Федерации рассматривает туристскую индустрию как экономическую сферу, обладающую существенным потенциалом для решения вопросов занятости. Одной из наиболее актуальных задач в этой связи является выявление актуальных и перспективных потребностей предприятий туризма в работниках. Как известно, потребности в работниках могут быть выражены в количественных и качественных показателях. Под качественными показателями мы имеем в виду квалификационно-компетентностные характеристики работников [1].
Вопрос о необходимости формировать государственный заказ на подготовку кадров в соответствии с реальными потребностями туризма в специалистах в Российской Федерации обсуждается довольно давно, однако планомерные и систематические исследования профессиональной структуры туристской сферы в контексте определения подходов к формированию адекватной потребностям структуры профильного туристского образования в настоящее время не проводятся [2].
Таким образом, изучение показателей занятости по видам деятельности в туризме, а также по уровню квалификации персонала, с одной стороны, и подходов к трансформации запросов конкретной сферы экономической деятельности в содержание и технологии образовательного процесса в профильном направлении профессионального образования, с другой стороны, является в настоящее время актуальной исследовательской задачей. Поэтому интересен опыт стран с растущими показателями внутреннего и въездного туризма, при этом особое внимание следует обратить на сложившиеся модели занятости в сфере туризма, а также на соответствующие им структуры и содержание профильного туристского образования.
Рассмотрим актуальное состояние занятости в туризме в Федеративной Республике Германии и проследим, как отражается профессиональная и квалификационная структура занятости в структуре и содержании профильного туристского образования.
Туризм для Федеративной Республики Германии (ФРГ) является важной сферой
экономической деятельности: вклад туризма в экономику ФРГ составил по итогам 2010 года около € 97 млрд, это 4,5% ВВП, что сопоставимо с отраслевым вкладом строительства (4,1%) и в 4 раза превышает долю сельского хозяйства страны (1,1%) [6]. Стоимость произведенных в туристской сфере услуг с учетом мультипликативного эффекта (а именно с учетом результатов деятельности предприятий, обслуживающих не только туристов) составила в том же году около 9,5% ВВП.
Туризм в ФРГ является растущим сектором занятости, в 2010 году, по статистическим данным [5], в гостиницах, туроператорских и турагентских компаниях, а также на предприятиях питания работало около 2,8 млн человек, что составило примерно 7% трудоспособного населения ФРГ. С учетом мультипликативного эффекта доля занятых в туризме увеличивается до 12%. Наряду с позитивными тенденциями занятость в туризме Германии имеет ряд проблемных зон. Одной из проблем туристской сферы является текучесть кадров, более половины трудоустроившихся в туризме меняют сферу деятельности уже через 2 года.
К факторам, обусловливающим текучесть кадров, относятся:
• довольно низкий престиж занятости в сфере обслуживания вообще и в туризме в частности;
• отсутствие возможностей для вертикальной мобильности и восходящего изменения социальной страты;
• крайне ограниченное количество высокооплачиваемых должностей топ-менеджеров в связи с преобладанием на рынке предприятий с малой численностью работающих;
• сезонные колебания занятости в туризме, связанные с сезонностью туристских потоков как мощнейший демотиватор трудоустройства в туризме;
• необходимость наличия специального опыта человеческого общения, настолько специфичного, что он трудно поддается дефиниции и практически совсем не поддается унификации;
• необходимость географической мобильности занятых в туризме (обуславливается сезонностью занятости, необходимостью практического овладения иностранными языками, необходимостью изучения чужих культур и т. д.) [3].
21
РЫНОК ТРУДА
Как было сказано выше, в сфере туризма Германии занято почти 2,8 млн человек. Среди занятых выделяются следующие группы:
• сотрудники туроператорских и турагентских предприятий;
• сотрудники объектов размещения;
• сотрудники предприятий питания;
• сотрудники предприятий, оказывающих экскурсионные и другие услуги туристам и однодневным экскурсантам;
• сотрудники транспортных предприятий, задействованных в системе перевозки туристов на регулярной основе.
Германия сейчас обладает самой густой сетью турагентств по всему миру (около 10 400 на начало 2011 года), в основном это средние и мелкие предприятия, функционируют 2 500 туроператоров, среди них, в основном, средний и крупный бизнес. По данным «Германского союза путешествий» (Deutscher Reiseverband), в дальнейшем Союз, объединяющего большинство туоператорских и турагентских компаний Германии (по данным Союза, в 2010 году 80% доходов от туризма в Германии получены в туроператорских и турагентских фирмах, являющихся его членами), в туроператорском и турагентском бизнесе задействовано (по данным за 2010 год) 63 тыс. человек, что составляет всего около 2,3% всех занятых в туризме [7].
По данным германского национального ведомства по труду [5], в гостиничном и ресторанном секторах туризма занято, по итогам 2010 года, около 1,3 млн человек. Анализ занятости показал, что наибольшее количество рабочих мест предлагает на сегодня сфера общественного питания. В ФРГ предприятия общественного питания подразделяются на три основные группы:
1) предприятия питания, ориентированные в основном на доходы от гастрономии;
2) предприятия, ориентированные в основном на доходы от напитков;
3) предприятия, ориентированные в основном на быстрое питание.
На предприятиях быстрого питания в 2010 году было занято около 113 тыс. человек; на предприятиях, ориентированных на гастрономию, — около 483 тыс. человек; на предприятиях, ориентированных на напитки, — около 77 тыс. человек; общее число занятых в ресторанном секторе — около 673 тыс. человек.
В гостиницах Германии в 2010 году было занято около 356 тыс. человек [5].
Таким образом, на предприятиях, ориентированных на доходы от гастрономии, занято около 47% от числа всех занятых в гостиничном и ресторанном секторах Германии; на предприятиях, ориентированных в основном на доходы от быстрого питания, занято около 11% работников. На предприятиях, ориентированных в основном на напитки, занято, согласно статистике, около 7,5%, непосредственно в гостиничном секторе работает каждый третий работник гостинично-ресторанной сферы. Итоги анализа показателей обобщены в диаграмме (рис. 1).
Анализ количественных показателей занятости в гостиницах и на предприятиях питания Германии за период 2001—2010 годов показал, что ситуация в данном секторе достаточно стабильна; при этом наблюдается тенденция небольшого снижения числа трудоустроенных в сегменте предприятий питания, ориентированных на гастрономию (количество занятых уменьшилось с 2001 по 2010 год на 10%), в то время как в гостиничном сегменте коле-
50%-|
40%
30%
20%
10%
0%
Доли занятых в гостинично-ресторанной сфере
□ гостиницы
D предприятия питания гастрономического направления
□ Предприятия питания, специализирующиеся на напитках
□ Предприятия быстрого питания D Другие предприятия
Рис. 1. Структура занятости в гостинично-ресторанном секторе ФРГ по итогам 2010 года по данным германского национального ведомства по труду [5]
22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Актуальные показатели занятости и основные тенденции развития профильного...
800
700
600
500
400
300
200
100
0
20012002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
□ Предприятия быстрого питания
□ Гостиница
□ Предприятия питания
Рис. 2. Динамика занятости в гостинично-ресторанном сегменте ФРГ в 2001—2010 гг. (тыс. человек) по данным германского национального ведомства по труду [5]
бания менее выражены, а в сегменте быстрого питания наблюдается рост [7]. Динамика занятости отражена на диаграмме (рис. 2).
Гостиничный сектор Германии относительно стабилен на протяжении ряда лет и демонстрирует несущественное падение занятости фактически только в периоды общего экономического спада. В настоящее время в ФРГ действуют 54 166 объектов размещения с общим количеством койкомест — 2,6 млн, это развитая сфера деятельности, приносящая в экономику страны существенный доход, по данным национального ведомства по статистике Германии, около 20% всех доходов от туризма в 2011 году составили доходы объектов размещения (€ 19,4 млрд) [7].
Стабильность гостиничного сектора обусловлена двумя основными факторами:
1) стабильным интересом немецких туристов к путешествиям по своей стране;
2) ростом интереса иностранных гостей к Германии как туристской дестинации.
В 2011 году из 125,3 млн туристов, воспользовавшихся услугами объектов размещения, 101,5 млн были гражданами ФРГ, 23,5 млн — гражданами иностранных государств; в 2011 году туристами было совершено 351,4 млн ночлегов, из них 298,5 — гражданами ФРГ, 52,9 — гражданами иностранных государств. Для сравнения можно привести статистические данные сферы туризма в РФ за 2011 год: около 35 млн внутренних туристов и около 2 млн въездных туристов.
Согласно аналитическим материалам Министерства экономики и технологий ФРГ, «показатели гостиничного рынка Германии растут. Прогнозируется дальнейший рост рынка, так как в Европе растет количество деловых поездок. Но вследствие общей экономической
нестабильности рост гостиничного рынка в Европе будет происходить не во всех странах: До недавнего времени прогнозировался рост во всех странах. Однако теперь видно, что гостиничный сектор будет наиболее активно расти в странах, обладающих наиболее сильной экономикой в ЕС. Одной из таких стран, безусловно, является Германия» [6].
Кроме анализа количественных показателей занятости в туризме с целью определения основных подходов к трансформации кадровых потребностей в содержании и структуре профессионального образования, важно проанализировать и качественные характеристики занятости, в частности, квалификационную структуру, то есть востребованные должности и соответствующие им уровни квалификации. Квалификационная структура гостинично-ресторанного сектора представляет собой преобладание должностей, требующих относительно невысокого квалификационного уровня работников (до 3—4 квалификационного уровня по 8-уровневой европейской системе квалификаций), среди наиболее востребованного персонала — менеджеры среднего уровня и рабочие (повара, работники низких квалификационных уровней: горничная, официант и др.)
Обобщение данных торгово-промышленной палаты Германии [9] в области профессионального образования в сфере туризма Германии за 2010 год позволяет определить преобладание в системе подготовки персонала для гостинично-ресторанного сектора сегмента обучающихся технологиям питания и организации ресторанного бизнеса, по этой группе обучается более 52 тыс. человек (повар, менеджер ресторана, менеджер по продажам в ресторане). В том же году для гостиничного бизнеса готовили около 35 тыс. человек (менеджер го-
23
РЫНОК ТРУДА
Рис. 3. Структура системы профессионального обучения в ресторанном секторе (в тыс. человек) по данным торгово-промышленной палаты Германии за 2010 год
□ менеджер гостиницы
П менеджер по продажам в гостинице
□ рабочие профессии в гостинице
Рис. 4. Структура системы профессионального обучения в гостиничном секторе (в тыс. человек) по данным торгово-промышленной палаты Германии за 2010 год
стиницы, менеджер по продажам в гостинице, рабочие специальности в гостеприимстве).
Наибольшее число обучающихся (по данным торгово-промышленной палаты за 2010-й год [9]) приходилось на начальное профессиональное образование:
— повар — около 34 тыс. обучающихся;
— рабочие специальности в гостеприимстве — более 6 тыс. человек
Далее по численности следуют обучающиеся на 3—4 квалификационный уровень: 4-й квалификационный уровень требует наличия среднего профессионального образования. В ФРГ в структуре обучения представлены следующие направления подготовки:
• менеджер ресторана (около 12 тыс. обучающихся),
• менеджер гостиницы (более 27 тыс. обучающихся),
• менеджер по продажам в гостинице (немногим более 1 тыс. обучающихся),
• менеджер по продажам в ресторане (около 6,5 тыс. обучающихся).
Как видно из приведенных данных, в структуре обучения ресторанному бизнесу более широко представлены программы для подготовки работников более низкого квалификационного уровня. В гостиничном секторе иная ситуация: в большей степени представлены программы, целью которых является подготовка работников более высоких квалификационных уровней. Данные по структу-
ре обучения обобщены в диаграммах (рис. 3 и 4).
В секторе туроператорских и турагентских услуг основным работником является менеджер 4-го квалификационного уровня, то есть уровня прикладного бакалавриата. Анализ ситуации по набору абитуриентов на это направление подготовки в 2011 году (по данным национального министерства по образованию и науки) показывает, что предложение мест в профильных институтах осталось на уровне 2010 года, однако около 10% образовательных учреждений не смогли заполнить вакантные бюджетные места, причем данная ситуация, в основном, связывается с падением интереса к профессиям в туризме в целом в обществе.
В качестве дополнения к данному краткому обобщению отметим, что воспринимаемый традиционно как сфера занятости для молодых туризм Германии постепенно начинает ориентироваться на лиц более старшего и даже пожилого возраста. Демографические проблемы последнего десятилетия приводят к тому, что учебные места, ориентированные на подготовку кадров для туризма, не могут быть полностью заполнены; так, в Федеральной земле Мекленбург-Форпоммерн до 77% образовательных учреждений отказались от набора на профильные для туризма специальности.
Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее:
• туризм является перспективной сферой занятости в Германии: несмотря на проблемы объективного и субъективного характера число занятых в этой сфере растет;
• структура занятости в туризме Германии характеризуется преобладанием должностей начальных квалификационных уровней, что вполне логично объясняется структурой самой туристской индустрии: в основном это предприятия общественного питания с малым числом занятых работников в основном рабочих профессий (повар, официант), либо турагентское
24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Актуальные показатели занятости и основные тенденции развития профильного...
или туроператорское предприятие (основная позиция — менеджер 4-го квалификационного уровня), либо объект размещения (в основном рабочие профессии и менеджеры 4-го квалификационного уровня);
• структуре занятости в туристской сфере Германии соответствует структура профессионального образования в туризме;
• наблюдается определенная тенденция оттока желающих обучаться профессиям в туризме, что, вероятно, приведет к определенным изменениям и в стратегиях продвижения образовательного продукта институтов прикладных наук (обсуждается, в частности,
проект по переквалификации работников старших возрастных категорий). Проведенный анализ позволяет выделить несколько задач для дальнейшего научного поиска: прежде всего, речь идет о выявлении и анализе механизмов гармонизации структуры и содержания профильного туристского образования с реальными потребностями рынка труда в Германии и других странах с растущим туризмом. Изучение подобных механизмов и подобного опыта позволит обобщить наиболее продуктивные подходы и найти способы их адаптации в практике определения структуры и содержания российского профессионального образования в сфере туризма.
Литература
1. Сахарчук Е. С. Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) // Сервис plus: научный журнал. М.: фГоУВПО «РГУТиС». 2010. № 4. С. 33-37.
2. Сахарчук Е. С. Профессионализация в туризме: к вопросу о занятости и формировании компетенций // Современные проблемы сервиса и туризма: научный журнал. 2011. № 3. С. 61-64.
3. Сахарчук Е. С. Современные механизмы обеспечения туризма квалифицированными кадрами (опыт социального партнерства в ФРГ и РФ) // Сервис в России и за рубежом: электронное периодическое издание. М.: ФГОУВПО «РГУТиС». 2010. Вып. 4 (19). С. 54-59.
4. Структура и динамика занятости населения до и после кризиса. Аналитическая серия ИКСИ. Вып. 32 (64). 11 марта 2011. www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf1271.pdf (дата обращения 04.06.2012).
5. Statistik der Bundesagentur fur Arbeit. http://statistik.arbeitsagentur.de (дата обращения 04.06.2012)
6. Bundesministerium fur Bildung und Forschung. http:// www.bmbf.de (дата обращения 04.06.2012).
7. Statistisches Bundesamt/eigene Berechnung. http://www.drv.de (дата обращения 04.06.2012).
8. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie. http://www.bmwi.de/BMWi/Navigation/Wirtschaft/branchen fokus,did=196796.html (дата обращения 04.06.2012).
9. Deutscher Industrie- und Handelskammertag. http://www.dihk.de/themenfelder/aus-und-weiterbildung (дата обращения 04.06.2012).
25